Рецензии на произведение «Невыносимая легкость вырождения»

Рецензия на «Невыносимая легкость вырождения» (Зорин Иван Васильевич)

Здравствуйте! Для многим то, что Вы поняли уже давно, становиться очевидным только сегодня. Наверное, это свойство массовой культуры, кричать и спорить, и лишь спустя годы прийти к пониманию очевидного.
Я решилась обнародовать подобные мысли в 2004 году, отослав своё детище на конкурс российский сюжет "Пальмира.ру". Помню растерянный, оправдывающийся взгляд Калягина, объявлявшего об итогах конкурса. Стало быть прочёл - подумала я тогда. И действительно, сработало, я увидела последствия выпущенного слова - потихоньку стали приходить в движение стоялые воды безнадёжного, казалось бы, болота.

Многие, оставившие Вам свои рецензии не поняли, о чём это Вы - "Я жил в Москве, а теперь, никуда не выезжая, в одной из европейских столиц. Дух моего города умер. Я не ретроград, но и не слепой: раньше в темном, неосвещенном городе светились улыбки, теперь в блеске уличных витрин – мрачные, озабоченные лица. И над всем витает одиночество." Решили, что Вы иммигрировали.

Я так же, как и Вы, оказалась в вынужденной иммиграции, глядя на меняющуюся действительность. Тогда, волею случая, перечла Розанова "Апокалипсис наших дней". Мы превращаемся в Европу, с её холодным безразличием ко всему, равнозначная толпа, - подумала я, - всё это уже было. Вот он Гоголевский сюжет о городничем!
ОН,
Городничий, милый человек - пчёлки, цветочки, дома-улии, подпирающие небо, и очень много несчастных умирающих людей, выброшенных на улицу.
2004 год. Уже минуло более десятка лет с тех пор, как городничий ведет дела рукой не мальчика, но мужа, "легко" справляясь с задачами перестройки среды своего "захолустья", распродавая его направо и налево. Опыт предводителя строительных работ и могучие масштабы открывшейся его взору стройплощадки предоставили небывалые возможности для реализации беспредельных затей. Он и упаковал и украсил этот город по-своему, и уже почти полностью разрушил среду обитания его коренных жителей, а Хлестаковы заполонили, заХлестнули пространство, некогда уютное, а теперь быстро теряющее самобытность. День ото дня, с лёгкой руки градоначальника, город становится всё более похожим на европейскую столицу с холодными зеркалами витрин, безразличными ко всему - к изувеченным побоями лицам детей и бездомных стариков, к юным девам, продающим себя, к женщинам, которые продали себя, как им кажется, более удачно и теперь, во что бы то ни стало, стараются удержать, неудержимо стремящихся к разнообразию, мужей. Равнозначная толпа. Уже нет того небольшого, в сравнении с масштабами некогда оглушительно огромной страны, города. Есть городище, по которому шляется из одного конца в другой толпа, одуревшая от собственной равнозначности. А "ревизор" куда-то сгинул, пропал - должно быть заснул в пути, иль заблудился, путешествуя по миру.

Ирина Купцова   27.06.2009 23:55     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!

Европа, к счастью, не холодна и не безразлична. Не позволяйте пропаганде влиять на Вас. Иначе - незаметно для себя присоединитесь к "равнозначной толпе".

И, разумеется, не "иммиграция", а "эмиграция".

С искренним уважением и симпатией,
Михаил Блехман

Михаил Блехман   03.07.2009 06:26   Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо за граммаику,разумеется, не "иммиграция", а "эмиграция" - 23:55 (это такое маленькое оправдание)...

"узники офисов, пленники белых воротничков, пришедие в мир, чтобы заработать деньги, и уйти с чувством исполненного долга" - как могут они быть неравнодушны к миру, если смирились и мирятся каждый день, с тем, что они являются узниками?
Когда я была девочкой, моя старшая сетра вернулась из Парижа (служебная командировка) с сильнейшим впечатлением от встречи, со спящими в Парижском метро, клошарами, стариками, через которых приходилось перешагивать - ведь прежде, у себя в стране, ей никогда не приходилось этого делать. Люди, приготовившиеся выслушать её впечатления о поездке с востоженным вниманием, пришли тогда в немалое недоумение: "Как же так, беспомощные, бездомные люди ночуют в метро или прямо на улице?" - это казалось неправдоподобным, что-то вроде пропогандистской страшилки, невероятной садистской историии, какие бывают в фильмах ужасов.
Помниться, я тоже была ошеломлена случившимися вдруг переменами, когда грязный, избитый, лежащий на земле человек перестал вызывать удивление, болезненное сопереживание у прохожих. Разве это не есть холодное безразличие? Апатия, сковавшая совесть - противоестественная, чуждая, непонятная, необоснованная?

Ирина Купцова   03.07.2009 12:01   Заявить о нарушении
Ирина, я больше спорить не буду, хотя сказать мне есть что, поверьте. Никакая Европа не безчувственная, никакая не холодная. Если из Парижа привезены только впечатления от спящих в метро людях, мне жаль не только этих бездомных, но и вынесших из встречи с Парижем только это.

Многое мог бы Вам рассказать, если бы только знать, что Вам это действительно интересно и нужно, что ответов у Вас нет и Вы их ищете.

Если же они уже есть - зачем мои комментарии?..

Если захотите - пишите мне прямо на portfol@gmail.com. Задавайте вопросы - не нужно предубеждённости, заранее заготовленных ответов. Отвечу насколько смогу - хотя больше ответов в моих рассказах, во "Фрагментарном романе", в "Отражении".

Или - всё же вопросов?...

С самой искренней симпатией,
Михаил Блехман

Михаил Блехман   03.07.2009 18:30   Заявить о нарушении
Благодарю Вас. С удовольствием посетила Вашу страницу и загляну ещё непременно.

А что Зорин Иван Васильевич? Почему безмолвствует?

Ирина Купцова   04.07.2009 00:06   Заявить о нарушении
Михаил, беру в свидетели Вашего нового соотечественника: кинорежиссёра Дени Аркана, худ. фильм "Век помрачения". Там то же, что и у меня, только выражено средствами кино. Потрясающий фильм!
Ирине: жаль, что нас остаётся всё меньше и меньше... Спасибо за комментарий, рад, что есть ещё единомышленники.
С уважением,

Зорин Иван Васильевич   04.07.2009 09:56   Заявить о нарушении
Вот и отозвались - спасибо, спасибо, Иван Васильевич!
Нас ни так уж мало - единомышленников. Кинорежиссёр Дени Аркан из того же числа - единомышленников. Объединяться надо.
Благодарю Вас - а то я ведь подумала, что Вы здесь уж совсем редкий гость.

Ирина Купцова   04.07.2009 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Невыносимая легкость вырождения» (Зорин Иван Васильевич)

Дважды уже приступаю к тому, чтобы оставить какую-то рецу к Вашим текстам.
И – только из уважения к тому, кто составил «Аватары» в книге Александра Грога.

В том, что есть здесь, на сайте, того автора трудно узнать.

Вы не всем отвечаете.
И не всегда – по существу.
Барственность некоторая – уж не обезсудьте – отчётливо ощущается… потому что сквозит.

Тексты Ваши достаточно трудно читать. (Опять же – контраст с «Аватарами»). Они так явно-намеренно – не для всех.

Так что же удивляться «невыносимой лёгкости вырождения»?

Что вы, лично, дали-даёте тем детям, подросткам….? Я говорю про Хлеб Духовный. (Уточнение это, наверное, нужно: один рецензент спросил у вас Идеи, а вы ответили, что денег – не предложите.)

Дабы они росли другими. С мыслями, с чувствами.
Со словарём, выросшим за пределы тех двух-или-трёх тысяч установленного для них Минимума.

Этот Ваш текст богат, конечно, мыслями.

Но – полемизировать с Вами… возможно только на основе равноправия и цивилизованности в отоношениях.

Сергей Карев   20.06.2009 06:22     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий.

Зорин Иван Васильевич   22.06.2009 00:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Невыносимая легкость вырождения» (Зорин Иван Васильевич)

Обычно, говоря о вырождении, имеют в виду вырождение физическое. Предпосылки для него тоже есть: пьянство, наркомания, экологический кризис и много чего ещё. Вы, Иван Васильевич, обращаете внимание в Вашей статье на ДУХОВНУЮ составляющую процесса вырождения, что, на мой взгляд, очень точно, справедливо и своевременно.

Что до «свободы слова» и цензуры, то поменялась лишь форма. Была цензура партийная, когда достойные вещи (в литературе, киноискусстве, музыке) не допускались до шибко умного народонаселения. В наше время уже работает фактор «обыдлизированности», и подлинное искусство, духовность оказываются неподъёмными для обывателей, особенно для молодёжи. Внешняя цензура стала не партийной, а коммерческой. Впрочем, этот момент Вы также не обошли вниманием.

По поводу того, что «плутократия для русских надолго останется властью плутов» - Ваши слова да Богу в уши! Одна надежда на то, что Русский Дух устоит против нового вида оружия, пострашнее атомных бомб, - средств массового оболванивания.

Михаил Глухарев   01.04.2006 21:36     Заявить о нарушении
Дай то, Бог, Михаил, чтобы Русский Дух устоял, это Ваши слова да Богу в уши! Что же касается партийной цензуры и коммерческой... только один пример - "Сталкер" Тарковского. Разве сейчас снимают что-то похожее? А тогда, поверьте, повально студенты смотрели в "киношках", убегали с лекций на "Сталкера". Мой приятель рассорился с теми друзьями, кому этот фильм оказался не по вкусу - "зачем дружить, говорил он, раз в душе мы такие разные". Обычный ВУЗ, обычный юноша...
С искренним уважением

Зорин Иван Васильевич   02.04.2006 20:03   Заявить о нарушении
Если в России еще остались люди болеющие за неё Душой(а их не так мало!), то значит Россия еще не погибла...
С уважением.

Ольга Скворцова   07.04.2006 20:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Невыносимая легкость вырождения» (Зорин Иван Васильевич)

«И русское искусство в полной мере заимствует, обезьянничает чужие старые, мертвые приемы, не предлагая ничего своего». А что делать людям, которые проиграли в холодной войне? Проигравшим всегда навязывался образ жизни победителей…

«Неужели к 99 % показываемого и напечатанного можно относиться всерьез?» Да никто и не относится…

«У кино и литературы осталась одна функция – развлекательная, но искусство, ставшее товаром, умирает». Или перерождается в массовое искусство…

«Свобода слова превращается в свободу слушать и соглашаться». Так и Ленин в «Партийной организации и партийной литературе» то же самое примерно говорил.

«Борьба с инакомыслием оказалась излишней, теперь каждому позволено иметь мнение, от которого ничего не зависит». Читаю и такое ощущение, что вновь перечитываю Александра Зиновьева. Один к одному…

«На этом пути в никуда толпами встречаются чаки паланики и акунины, но Достоевсий не явится – он не востребован». Достоевские всегда являются не благодаря, а вопреки ситуации.

«Сегодняшние узники офисов, пленники белых воротничков решили для себя загадку бытия: они пришли в мир, чтобы заработать деньги, и уйдут с чувством исполненного долга». 99% всегда так решали загадку бытия: прокормиться бы…Только тот, кто имеет средства к существованию, начинает задумываться о загадке бытия.

«Пропагандисты всех мастей призывают к обогащению, внушая, что в деньгах счастье, сводя мораль к капиталу». Счастье не в роскоши, но и не в нищете. У человека должны быть возможности для удовлетворения потребностей на уровне современной цивилизации.

Спасибо. Прочитал три ваших статьи. Написано хорошо. Чувствуется, что вам за державу обидно. Многие положения разделяю. Многое для меня неясно.

С уважением

Виктор Йог



Виктор Йог   04.01.2004 13:33     Заявить о нарушении
«И русское искусство в полной мере заимствует, обезьянничает чужие старые, мертвые приемы, не предлагая ничего своего». А что делать людям, которые проиграли в холодной войне? Проигравшим всегда навязывался образ жизни победителей…
Но те, кто остались в истории - сопротивлялись, не правда ли?

«Неужели к 99 % показываемого и напечатанного можно относиться всерьез?» Да никто и не относится…
ознательно или бессознательно,но отнояя. В этом суть пропаганды, на этом воспитывают, это вытесняет собственную историю и культуру... Чеовеческая голова, увы, ограничена, в нее все не влезет...

«У кино и литературы осталась одна функция – развлекательная, но искусство, ставшее товаром, умирает». Или перерождается в массовое искусство…
Это одно и тоже.

«Свобода слова превращается в свободу слушать и соглашаться». Так и Ленин в «Партийной организации и партийной литературе» то же самое примерно говорил.
И не только он - это и слепой увидит...

«Борьба с инакомыслием оказалась излишней, теперь каждому позволено иметь мнение, от которого ничего не зависит». Читаю и такое ощущение, что вновь перечитываю Александра Зиновьева. Один к одному…
Может быть. Но современного Зиновьева, а не образца шестидесятых... Я его знаю, мы по многим вопросам единомышленники...

«На этом пути в никуда толпами встречаются чаки паланики и акунины, но Достоевсий не явится – он не востребован». Достоевские всегда являются не благодаря, а вопреки ситуации.
Не согласен. В пустыне, духовной пустыне, никогда не будет печататься Достевский... А значт и не появится, его же никто не ждет... А Достевский явился в бурлящее духовно русское общество девятнадцатого века. Причем не один, а сразу с ... Теперь-то - никого...

«Сегодняшние узники офисов, пленники белых воротничков решили для себя загадку бытия: они пришли в мир, чтобы заработать деньги, и уйдут с чувством исполненного долга». 99% всегда так решали загадку бытия: прокормиться бы…Только тот, кто имеет средства к существованию, начинает задумываться о загадке бытия.
Опять не согласен, это миф поворяющийся из века в век... Как оправдание мещанства, не более того. Возьмитераба Эпиктета,или монахов, аскетов, отшельников... Ведь биологическр человеку не так много и надо, в офисе зарабаываются излшки, чтобы соответствовать внушенному уровню благополучия...

«Пропагандисты всех мастей призывают к обогащению, внушая, что в деньгах счастье, сводя мораль к капиталу». Счастье не в роскоши, но и не в нищете. У человека должны быть возможности для удовлетворения потребностей на уровне современной цивилизации.
Я об этом уже написал.

Спасибо. Прочитал три ваших статьи. Написано хорошо. Чувствуется, что вам за державу обидно. Многие положения разделяю. Многое для меня неясно.
Мне обидно за западную цивилизацию, бывшую когда-то образцом...
С уважением
Иван Зорин

Зорин Иван Васильевич   04.01.2004 19:16   Заявить о нарушении
У вас естьдля сопротивления организация? Или на прозе ру будем протестовать?

Виктор Йог   07.01.2004 04:34   Заявить о нарушении
Если нет организации, значит нужно согласиться с действительностью? Мы пришли в мир совсем на короткое время, зачем же под него подстраиваться...
С уважением
Иван Зорин

Зорин Иван Васильевич   10.01.2004 21:49   Заявить о нарушении
В мире, где всё взаимосвязано со всем, НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ! Остаётся только изменять себя. И тогда начинает изменяться действительность. Другой подход продемонстрировали марксисты во главе с Лениным и Сталиным. Результаты известны.На самом деле дилемма изменять мир или себя надуманна.Всё дело в магии языка и его двойственности. Попробуйте изменить что- то в жене, сыне , дочери. Какой-нибудь, пустяк. Например, чтобы свет выключали выходя из комнаты или ручку вашу клали на место. Нужны титанические усилия.А в организации проблемы возрастают неимоверно. Я уж не говорю о городе стране и мире...

Виктор Йог   11.01.2004 04:57   Заявить о нарушении
Виктор, не знаю достигнет ли Вас мой коммент через пять лет… но, если так, то – Достоевский был возстребован. Думаю так.

Более того, очень похоже, что его феномен был кем-то (и даже жестоким образом) организован. Смотрите: после Бедных Людей – он попытался писать фантастику – Двойник, Хозяйка…. И – чтобы поставить его на нужные рельсы… кружок Петрашевского… спектакль с казнью… каторга. Voila! Фёдор Михайлович вернулся и приступил к работе – уже в нужной кондиции.

Сергей Карев   20.06.2009 06:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Невыносимая легкость вырождения» (Зорин Иван Васильевич)

Но плакать не надо
Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем
Все будет иначе

Savanna   01.09.2003 15:56     Заявить о нарушении
ну конечно вам бы по-кайфу сидя там знать, что есть, пилять, сермяжная самобытная Россия-Родина, куда вы бы приязжали как в экзотику интуристом в убогость, но зато мол, какие лица!!!...

сколько пафоса и лжи, хотя, справедливости ради кое-что и верно, но

"Я не ретроград, но и не слепой: раньше в темном, неосвещенном городе светились улыбки, теперь в блеске уличных витрин – мрачные, озабоченные лица. И над всем витает одиночество" -в тёмном неосвещенном городе собаки не могли просто лежать в чуть ли не в середине перехода метро и их не обходили бы как сейчас, а озлоблненные совки запинали бы в первую же секунду, в том городе джинсы и фирменный диск стоили больше средней зарплаты, в том городе повсюду нужен был блат, в том городе ты знал, что ты не имеешь права и не можешь никуда выехать, в том городе...

а что касается современного искусства, то я им занимаюсь, но НИКАКИХ материальных дивидентов от этого не имею, я не хочу чтобы моя страна была отстойной, позорной дырой мировой цивилизации, чтобы такие лохи как Вы могли приезжать сюда и кайфовать от местной дикости, серьмяжности, простоты, наивности, услужливости, отсталости и квасного патриотизма

Император Вава   01.09.2003 16:32   Заявить о нарушении
Молодой человек, Вы на мой счет заблуждаетесь: я живу в Москве уже почти полвека и никуда уезжать не собираюсь.
Но я, судя по Вашему тексту, на ваш счет нет. Моя статья именно о Вас, занимающихся современным искусством, при этом весьма поверхностно владеющими родным языком.
Впрочем, это ведь необязательно: поп-культуры всех стран объединяйтесь!
Иван Васильевич Зорин
P.S.
Не возражаете, что подписываюсь своим именем, кругом ведь одни собачьи клички...

Зорин Иван Васильевич   02.09.2003 13:38   Заявить о нарушении