Невыносимая легкость вырождения

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ВЫРОЖДЕНИЯ

Сейчас в России можно услышать разговоры о новом языке, литературе, отражающей сегодняшний день, об искусстве, сменившем ветхие, отжившие свой век одежды. Однако новое отнюдь не подразумевает восхождение, движение, возводящее к вершине, зачастую оно ведет в противоположную сторону. Происходящее в наши дни распространение Западной цивилизации, то, что называется глобализацией, подразумевает выравнивание культур, смену пестрого халата однотонной демократической туникой. Оставим в стороне вопрос, выиграет от этого мир в целом или нет, ясно другое, что под общечеловеческими ценностями, которые должно исповедовать будущее человечество, понимаются западные мораль и образ жизни. Это непрестанное давление, о котором так красочно и убедительно писали еще Тойнби и Фукуяма, в последнее десятилетие нашло свое отражение и в России. И русское искусство в полной мере заимствует, обезьянничает чужие старые, мертвые приемы, не предлагая ничего своего.
Вот смысл современного обновления России, никакого другого подтекста в происходящем я не вижу…
И если бы эти песни давно забытых цитат, эти перепевы массовой культуры, культуры мозолей и бензоколонок, вызывали бы эффект сопричастности, находя отклик, как залог истинного искусства! Однако, если посмотреть глазами простодушного или ребенка, то происходящее вызывает по крайней мере недоумение. Взрослых потчуют культурой подростков, музыкой, рассчитанной на подвижные мышцы и не устоявшийся вкус. К ним обращаются на языке гениталий, взывая к животным инстинктам, приводя аргументы ниже пояса. Я часто представляю себе мужика где-нибудь в Тамбовской губернии, который долгими зимними вечерами смотрит сериал про голливудских красавиц, с их проблемами роскошных вилл и кадилаков, усилиями синхронного перевода он вживается в образы загорелого плейбоя или состоятельного банкира, наследующего все блага, но не имеющего любви, и вызывающего по замыслу режиссеров сострадание.
Неужели к 99 % показываемого и напечатанного можно относиться всерьез?
У кино и литературы осталась одна функция – развлекательная, но искусство, ставшее товаром, умирает. Отсюда постоянно реанимируемые трупы бестселлеров, воскресающие на книжных развалах каждый сезон в новой обложке, но со старым содержанием, и благополучно забываемые вместе с последней страницей. Скандальная биография автора должна быть интереснее его книг, а шрифт крупный, чтобы читался в транспорте. Налицо эффект тотальной «поттеризации». Впрочем, в деградации, как известно, некая надежность. СССР в первую очередь пострадал от массы получивших образование, но так и не нашедших удовлетворение своим запросам, от массы считавшей себя лишней и относящей все беды миры к недостаткам Системы.
Я жил в Москве, а теперь, никуда не выезжая, в одной из европейских столиц. Дух моего города умер. Я не ретроград, но и не слепой: раньше в темном, неосвещенном городе светились улыбки, теперь в блеске уличных витрин – мрачные, озабоченные лица. И над всем витает одиночество. Светская жизнь переместилась в телевизор, виртуальная для миллионов, она старается бесчисленными сплетнями и постельными сенсациями оккупировать кусочек сознания, будучи абсолютно бесполезной. Это назойливое внушение, внедрение пустых, ненужных сведений заменило идеологию, вместо советских лозунгов – кривляние «звезд», диктат цензуры сменили убожество и пошлость.
Складывается ощущение, что вместо реальности подсовывают имитацию, фантик, убеждая, что настоящая жизнь существует только напоказ, на пленке, точно демонстрация высокой моды, которая к зрителям никакого отношения не имеет. Все, что делается, делается для камеры, основной, востребованный талант – талант актера, и это приводит к раздвоенности между серой обыденностью офисных будней и вечерней порцией экранного дурмана. Создается впечатление, что, стоит протянуть руку, и вы попадете на церемонию награждения. Но присуждение премий, вся эта игра в «номинашки», сводится к распределению известности среди узкого круга, вход в который за семью печатями. Билет выдается только своим, и талант здесь дело десятое. Поэтому мы и имеем то, что имеем.
Россия стала частью мира - Россия безумна и больна…
С технологиями забалтывания цена слова падает, а расценки за возможность говорить и быть услышанным растут. Свобода слова превращается в свободу слушать и соглашаться. Борьба с инакомыслием оказалась излишней, теперь каждому позволено иметь мнение, от которого ничего не зависит. И тут у каждого – своя роль. Говорящие головы помогут определиться с выбором, решить тест, где в нужном месте требуется поставить галку, помогут выбрать из готовых рецептов единственно правильный, ангажированные, а других нет, критики расскажут про одиннадцать оскаров у фильма, вход на который старше шестнадцати строго воспрещен. Школа живописцев умерла, каждый недоучка теперь смело берется за кисть, чтобы как попало сажать на холст пятна, а писатели лезут из кожи, не зная за какой бок ухватить читателя, как бойкая торговка, готовая на все, лишь бы продать свою сомнительную продукцию. На этом пути в никуда толпами встречаются чаки паланики и акунины, но Достоевсий не явится – он не востребован. Кажется, уже невозможно придумать рекламный образ более идиотический, однако ее авторы изощряются: следы кретинизма у персонажей проступают все отчетливее. Они точно соревнуются: хорошим тоном стала кунсткамера, галерея ухмыляющихся даунов.
Таким образом, СМИ проводят тотальную лоботомию. Но одиночество, изнанка индивидуализма, вновь и вновь гонит к телевизорам. Все преходяще, технические достижения через десять лет выглядят безделушками, единственный непреходящий дар – общение, живое слово. Но и здесь собеседника заменил образ в интернетовских сетях, где легко не терять лица, его спрятав. Сосед из плоти и крови отчуждается ради эфемерного, виртуального, с которым легче сохранить дистанцию, не рискуя увидеть глаз.
Сегодняшние узники офисов, пленники белых воротничков решили для себя загадку бытия: они пришли в мир, чтобы заработать деньги, и уйдут с чувством исполненного долга. Пропагандисты всех мастей призывают к обогащению, внушая, что в деньгах счастье, сводя мораль к капиталу, имиджмекеры вовсю стараются над образами нуворишей, выскочек последнего десятилетия.
Но, как бы они не старались, плутократия для русских надолго останется властью плутов.
Мао говорил: «Народ - это чистый лист бумаги, на котором можно ставить любой иероглиф». Мы быстро привыкли, что всерьез обсуждается эстетика дорожных щитов, сравнивают достоинства видеороликов, что взрослые люди кривляются, стараясь выглядеть как можно комичнее. Мы привыкли, что у каждого – своя цена, что люди за сомнительную известность готовы оголить зад. Общество потребления сводит историю народов к истории торговых марок. Скажут: реклама – необходимое зло. Но пугают масштабы этой необходимости. Скажут: Вы говорите о массовой культуре. Но другой нет.
И за всем этим стоит презрение к безмолвному, оглупленному демосу.

Август 2003 г.


Рецензии
Здравствуйте! Для многим то, что Вы поняли уже давно, становиться очевидным только сегодня. Наверное, это свойство массовой культуры, кричать и спорить, и лишь спустя годы прийти к пониманию очевидного.
Я решилась обнародовать подобные мысли в 2004 году, отослав своё детище на конкурс российский сюжет "Пальмира.ру". Помню растерянный, оправдывающийся взгляд Калягина, объявлявшего об итогах конкурса. Стало быть прочёл - подумала я тогда. И действительно, сработало, я увидела последствия выпущенного слова - потихоньку стали приходить в движение стоялые воды безнадёжного, казалось бы, болота.

Многие, оставившие Вам свои рецензии не поняли, о чём это Вы - "Я жил в Москве, а теперь, никуда не выезжая, в одной из европейских столиц. Дух моего города умер. Я не ретроград, но и не слепой: раньше в темном, неосвещенном городе светились улыбки, теперь в блеске уличных витрин – мрачные, озабоченные лица. И над всем витает одиночество." Решили, что Вы иммигрировали.

Я так же, как и Вы, оказалась в вынужденной иммиграции, глядя на меняющуюся действительность. Тогда, волею случая, перечла Розанова "Апокалипсис наших дней". Мы превращаемся в Европу, с её холодным безразличием ко всему, равнозначная толпа, - подумала я, - всё это уже было. Вот он Гоголевский сюжет о городничем!
ОН,
Городничий, милый человек - пчёлки, цветочки, дома-улии, подпирающие небо, и очень много несчастных умирающих людей, выброшенных на улицу.
2004 год. Уже минуло более десятка лет с тех пор, как городничий ведет дела рукой не мальчика, но мужа, "легко" справляясь с задачами перестройки среды своего "захолустья", распродавая его направо и налево. Опыт предводителя строительных работ и могучие масштабы открывшейся его взору стройплощадки предоставили небывалые возможности для реализации беспредельных затей. Он и упаковал и украсил этот город по-своему, и уже почти полностью разрушил среду обитания его коренных жителей, а Хлестаковы заполонили, заХлестнули пространство, некогда уютное, а теперь быстро теряющее самобытность. День ото дня, с лёгкой руки градоначальника, город становится всё более похожим на европейскую столицу с холодными зеркалами витрин, безразличными ко всему - к изувеченным побоями лицам детей и бездомных стариков, к юным девам, продающим себя, к женщинам, которые продали себя, как им кажется, более удачно и теперь, во что бы то ни стало, стараются удержать, неудержимо стремящихся к разнообразию, мужей. Равнозначная толпа. Уже нет того небольшого, в сравнении с масштабами некогда оглушительно огромной страны, города. Есть городище, по которому шляется из одного конца в другой толпа, одуревшая от собственной равнозначности. А "ревизор" куда-то сгинул, пропал - должно быть заснул в пути, иль заблудился, путешествуя по миру.

Ирина Купцова   27.06.2009 23:55     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!

Европа, к счастью, не холодна и не безразлична. Не позволяйте пропаганде влиять на Вас. Иначе - незаметно для себя присоединитесь к "равнозначной толпе".

И, разумеется, не "иммиграция", а "эмиграция".

С искренним уважением и симпатией,
Михаил Блехман

Михаил Блехман   03.07.2009 06:26   Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо за граммаику,разумеется, не "иммиграция", а "эмиграция" - 23:55 (это такое маленькое оправдание)...

"узники офисов, пленники белых воротничков, пришедие в мир, чтобы заработать деньги, и уйти с чувством исполненного долга" - как могут они быть неравнодушны к миру, если смирились и мирятся каждый день, с тем, что они являются узниками?
Когда я была девочкой, моя старшая сетра вернулась из Парижа (служебная командировка) с сильнейшим впечатлением от встречи, со спящими в Парижском метро, клошарами, стариками, через которых приходилось перешагивать - ведь прежде, у себя в стране, ей никогда не приходилось этого делать. Люди, приготовившиеся выслушать её впечатления о поездке с востоженным вниманием, пришли тогда в немалое недоумение: "Как же так, беспомощные, бездомные люди ночуют в метро или прямо на улице?" - это казалось неправдоподобным, что-то вроде пропогандистской страшилки, невероятной садистской историии, какие бывают в фильмах ужасов.
Помниться, я тоже была ошеломлена случившимися вдруг переменами, когда грязный, избитый, лежащий на земле человек перестал вызывать удивление, болезненное сопереживание у прохожих. Разве это не есть холодное безразличие? Апатия, сковавшая совесть - противоестественная, чуждая, непонятная, необоснованная?

Ирина Купцова   03.07.2009 12:01   Заявить о нарушении
Ирина, я больше спорить не буду, хотя сказать мне есть что, поверьте. Никакая Европа не безчувственная, никакая не холодная. Если из Парижа привезены только впечатления от спящих в метро людях, мне жаль не только этих бездомных, но и вынесших из встречи с Парижем только это.

Многое мог бы Вам рассказать, если бы только знать, что Вам это действительно интересно и нужно, что ответов у Вас нет и Вы их ищете.

Если же они уже есть - зачем мои комментарии?..

Если захотите - пишите мне прямо на portfol@gmail.com. Задавайте вопросы - не нужно предубеждённости, заранее заготовленных ответов. Отвечу насколько смогу - хотя больше ответов в моих рассказах, во "Фрагментарном романе", в "Отражении".

Или - всё же вопросов?...

С самой искренней симпатией,
Михаил Блехман

Михаил Блехман   03.07.2009 18:30   Заявить о нарушении
Благодарю Вас. С удовольствием посетила Вашу страницу и загляну ещё непременно.

А что Зорин Иван Васильевич? Почему безмолвствует?

Ирина Купцова   04.07.2009 00:06   Заявить о нарушении
Михаил, беру в свидетели Вашего нового соотечественника: кинорежиссёра Дени Аркана, худ. фильм "Век помрачения". Там то же, что и у меня, только выражено средствами кино. Потрясающий фильм!
Ирине: жаль, что нас остаётся всё меньше и меньше... Спасибо за комментарий, рад, что есть ещё единомышленники.
С уважением,

Зорин Иван Васильевич   04.07.2009 09:56   Заявить о нарушении
Вот и отозвались - спасибо, спасибо, Иван Васильевич!
Нас ни так уж мало - единомышленников. Кинорежиссёр Дени Аркан из того же числа - единомышленников. Объединяться надо.
Благодарю Вас - а то я ведь подумала, что Вы здесь уж совсем редкий гость.

Ирина Купцова   04.07.2009 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.