Рецензии на произведение «Философские идеи в русской литературе Мережковский»

Рецензия на «Философские идеи в русской литературе Мережковский» (Макс Гончаров)

Тот факт, что от Платона и до Канта человечество не продвинуло философскую мысль, не оставляет сомнения в том, что поиск истины, построенный на догмах морали, так же ведет в тупик, как алхимия в естествознании. Слово "философия", которым некогда пользовались древние греки, утратило свой первоначальный смысл в монотеистическом мышлении. С этой точки зрения "религиозная метафизика" было бы более подходящим заглавием для этого дискурса.



Даниил Орлев   17.06.2004 12:26     Заявить о нарушении
Даниил, спасибо за отзыв!
Не соглашусь с Вами, что "от Платона и до Канта человечество не продвинуло философскую мысль". Ихмо, мысль, особенно философская, постоянно развивается и совершенствуется. Если сейчас нет таких ярких философов, отнюдь не означает, "что поиск истины, построенный на догмах морали, так же ведет в тупик, как алхимия в естествознании". Я не считаю алхимию тупиковой наукой, просто она получила негативный окрас из-за неоправдано больших ожиданий, который на нее возлагали. Многие опыты алхимиков до сих пор не могут воспроизвести :)
Что касается названия данного опуса, то это весьма дискутабельно :) Для меня Мережковский скорее просто мыслитель нежели религионый метафизик.
С уважением,

Макс Гончаров   17.06.2004 22:47   Заявить о нарушении
Макс, забыл добавить, что читать про Мережковского было интересно и познавательно. Спасибо.
Разговор о троице напомнил мне где-то Каббалу с ее схематикой строения мира и стремлением загнать логику в готовые схемы. Насчет взаимоотношении философии с религией, тут, наверное, каждый останется при своем. Мне по душе отправная точка мыслителя, стоящая в стороне и свободная от всяческих догм. Тоже вера своего рода. Удачи.



Даниил Орлев   18.06.2004 00:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Философские идеи в русской литературе Мережковский» (Макс Гончаров)

Макс, здравствуйте! Из любви к Зинаиде Гиппиус мне захотелось узнать побольше о человеке, с которым она связала жизнь. Так я познакомилась с Д.Мережковским. И он мне понравился.
С огромным удовольствием прочитала Ваш столь интересный, пространный и яркий труд.
Хочу согласиться с тезисом "...НЕЗРЕЛОСТЬ человеческого общества не даёт возможность философам достичь полноты религиозной истины ни "небесной, ни земной...", что совершенно верно. Следуюшщий тезис "...Чувство конца в крови у всех, как медленный яд заразы", что гороздо трагичнее, ибо, я тоже это ощущаю. Хотя, возможно, по этому поводу можно подискуссировать, если окинуть быстрым взглядом истоические события, то можно увидеть, что после всевозможных катаклизмов, войн, катастроф, человечество, с приобретением отрицательного и разрушительного опыта, с головой окуналось в созидательный процесс. Я думаю, что вот это ощущение заложено в человеке на генетическом уровне... "...Готовое к прорыву в ЧАЕМОЕ катастрофическое будущее, К НОВОМУ..."
Я наслаждалась драгоценными вкраплениями, которые дали возможность, хоть чуть-чуть убедится в правильности собственных мыслей. Я благодарю Вас за данную работу. Некоторым студентам я рекомендовала её для изучения за краткость, доступность и главное, за рекомедованную литературу, к которой я тоже буду обращаться.
С искренней сипатией Ваша

Эрна Неизвестная   17.06.2004 06:43     Заявить о нарушении
Эрна, вы знаете, я тоже, несмотря на свою любовь к Гиппиус, пришел к Мережковскому, но... через Наполеона. Однако, в отличии от Вас, он мне не совсем понравился. Нет, я его ценю как неординарного писателя, но отказываю ему в его религиозной подвижнической деятельности, да и как человек, он меня разочаровал, особенно так как он повел себя в последние годы жизни.
Когда я писал диплом, мне пришлось вплотную изучать его творчество и, если бы не его концепция "богочеловека", которую он воплотил и довольно подробно аргументировал в "Наполеоне" (с ней можно соглашаться, можно не соглашаться, но это именно оригинальная концепция, которую автор всеми возможными способами доказывает), то я, возможно, по-другому его рассматривал. Ведь одно дело прочесть у автора -одно-два... пять произведений, а другое с лупой ползать по страницам его жизни :)

С неизменным уважением и почтением,
Ваш,

Макс Гончаров   17.06.2004 22:13   Заявить о нарушении