Рецензии на произведение «Димка»

Рецензия на «Димка» (Даниил Орлев)

С Новым годом, Дани!
Счастья тебе, успешной учебы и новых рассказов в Новом году!
Обнимаю тебя,

Юрий Минин   31.12.2003 13:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Димка» (Даниил Орлев)

Странный рассказ. Ощущение такое, что автору что-то сказать хочется, но не можется, натянутость какая-то и фальшь. Интересна первая часть - детская жестокость и детские понятия о предательстве. Хотя не очень понятно, в чем криминал: ну заболела учительница, ну пошли дети гулять. Зачем нужно было их вылавливать по оврагу, да и кто это делал? И вообще, картинка не складывается уже хотя бы потому, что непонятно, какого возраста дети, что, как известно, понятие растяжимое. Отсюда и нечеткость мотиваций и психологичеких портретов.
Вторая часть неубедительна и в деталях и в целом. С трудом представляю, как может открыться "с грохотом дверь тамбура", если вы пишете, что вагон набит до отказа, опять же загадка, как в самый нужный момент находится пустующее место.
Диалог бывших друзей какой-то вымученный, и не потому, что темы в таких случаях находятся с трудом, а потому, что непонятно, что за мораль пытается втиснуть в него автор. Что из мелких предателей вырастают комсомольские работники, которые потом вершат судьбы нерадивых студентов? Глупость.
По языку, из того, что кольнуло глаз: "фаллический кулак" - не смог представить; без умолкА; "Ведь есть только морковь и плетка" - снова смысл метафоры не дошел.
В целом язык страдает неточностями и лишними повторами, а сюжет, едва блеснув занимательной интригой в завязке, далее расплылся в мутно-туманной многозначительности.

Дмитрий Александрович   27.12.2003 00:41     Заявить о нарушении
черт! опять все переписывать придется:)

Даниил Орлев   27.12.2003 21:52   Заявить о нарушении
И не раз, привыкайте:)

Дмитрий Александрович   27.12.2003 23:56   Заявить о нарушении
Вы не педагог по профессии? Это я насчет Вашего последнего замечания.

Теперь по поводу рецензии. Во-первых, спасибо за детальный анализ. "без умолка" уже исправлено. Метафоры, на которые Вы обратили мое внимание, действительно не блестящие, но, на мой взгляд, понять их, имея минимум фантазии, можно.
Фальшь это уже более серьезное обвинение, к сожалению, ничем не подкрепленное. Попытаюсь ответить на Ваши вопросы. Относительно первой части сделать это будет легко, потому что она почти документальная. Криминала в описываемой ситуации, как Вы правильно заметили, нет. Но он может возникнуть, если кто-нибудь из детей, сбежавших с урока, не дай бог, попадет под машину или получит серьезное увечье. И тогда, завуч и/или директор могут быть привлечены к ответственности по криминальной статье. По крайней мере, так было в те годы, когда я учился в школе. Поэтому, как это ни удивительно, завуч пойдет и будет собственноручно "вылавливать" детей из оврага. Возраст детей принципиального значения не имеет - они могут быть и в пятом, и в восьмом классе. И в том, и другом случае мотивации и психологические портреты будут схожи. В чем заключается "нечеткость мотиваций и психологических портретов", Вы не сказали.
Вторая часть, кажется неубедительной, на мой взгляд, из-за неожиданного перехода от монолога героя к эпизоду в поезде,вызывающего ощущение искусственности и надуманности. Но приведенные Вами примеры неубедительности совершенно не убедили, наверное, потому что они (пользуясь Вашим же словом) "вымучены". Дверь тамбура, если у нее есть свойство открываться с грохотом, будет это делать всегда, независимо от количества людей в вагоне и от того, кто пишет рецензию. Загадка о пустом месте в вагоне разгадывается очень просто. Пустые места появляются даже в битком набитом вагоне, по той простой причине, что люди имеют обыкновение вставать и выходить на остановках. Почему в "самый нужный момент" ? Что можно на это ответить - случается и такое. Складывается впечатление, что Вы давно не ездили в пригородных поездах.
Насчет обобщения, которое Вы делаете, тут же называя его (и по праву) "глупостью". Кстати слово "мораль" Вы используете здесь в неверном контексте. Я бы применил здесь слово "вывод" или "обобщение". Никакой морали в этом рассказе (уверяю Вас, что и в других моих рассказах) нет. И никаких обобщений автор тоже не делает. Есть конкретная история о конкретных людях, находящихся в конкретные жизненных ситуациях. Герой рассказа испытывает острое ощущение вины оттого, что по трусости и в угоду мнению большинства ударил по лицу того, кого до этого момента называл своим другом, и, пронеся это мучительное воспоминание и жажду прощения сквозь годы, вдруг обнаруживает, что тот самый "друг" оказался человеком, которому герой в другой ситуации не подал бы руки. Это все. Никаких далеко идущих выводов о маленьких подлецах и больших комсомольских вожаках автор не подразумевал. То, что действительно автору "хотелось, но не смоглось", это воздействовать эмоционально на читателя, провести его через сложный психологический процесс, который прошел герой. В этом, судя по Вашему и по другим отзывам, слабость рассказа. Поэтому, на мой взгляд, он не удался.
Насчет страдающего "в целом" языка, спасибо за замечания. Постараюсь исправиться. Хотя конкретных примеров "неточностей и лишних повторов" Вы не привели. Кстати, на Ваш взгляд, повторы бывают нелишние? В монологе героя повторы умышленны - язык имитирует эмоционально напряженную, сбивчивую речь героя. Если мы заговорили о языке, хочу обратить Ваше внимание на выражение "мутно-туманная многозначительность". Туманная? Мутная? Если туманная, то уже мутная. Я бы не стал придираться к языку рецензии, если бы этот эпитет не появился в том самом предложении, в котором Вы критикуете язык автора, обращая внимание на "лишние повторы".
Жду от Вас новых рецензий и с наступающим Вас Новым Годом,

Даниил Орлев   28.12.2003 13:51   Заявить о нарушении
Здравствуйте, писатель Даниил Орлев.
Я, к сожалению, не педагог, а всего лишь Ваш читатель, посмевший написать отзыв, который Вы, перепутав, очевидно, с произведением, стали рецензировать.
Вы гениальный писатель, обладающий редким для сетелитературы грамотным и образным языком. Сюжет Вашего рассказа дышет неповторимой свежестью, а раскрытием психологии героев Вы превзошли Ф.М.Достоевского.
Не ждите от меня новых рецензий, ибо я осознал всю ущербность моих потуг, и с наступающим Вас Новым Годом!

Дмитрий Александрович   29.12.2003 17:09   Заявить о нарушении
"Вы гениальный писатель, обладающий редким для сетелитературы грамотным и образным языком. Сюжет Вашего рассказа дышет неповторимой свежестью, а раскрытием психологии героев Вы превзошли Ф.М.Достоевского."

Дмитрий, а Вы не могли бы это где-нибудь в борде выставить? Наконец-то получил настоящую объективную оценку своего творчества. Жаль только, что никто этого не видит:)

Если серьезно, то считаю, что Вы пишете в основном дельные и полезные отзывы (я сейчас, разумеется, не про этот последний:)) Заглянул тут в Вашу ленту рецензий и получил массу положительных эмоций. Но очень строго и категорично судите - попасть к Вам на язычок никому не пожелаешь.
Со своей стороны был готов принять любую критику, все бы проглотил, пока Вы не начали мне тут "морализатора" клеить. А я страсть как этого не люблю, прям на больную мозоль встали. Если все-таки не очень сердитесь, прочтите у меня "О душе и теле в кино..". Там как раз про это, про морализаторство.

С уважением,

Даниил Орлев   29.12.2003 23:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Димка» (Даниил Орлев)

...Если бы слушать ты меня стал..." в принципе, кульминация.
Но необходимо было что-то еще и Вы сводите героев, но это ощущается именно как прием. и эмоции отчасти теряются.
Но первая половина...
Особенно Савел, не даром же вы его так назвали, а?

Unicornis   22.12.2003 18:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Димка» (Даниил Орлев)

Сильно, Даниил. Очень сильно.
Во времени меняется все и люди, и взгляды, и мир вокруг.
В мою молодость Павлик Морозов был героем, мы с трепетом читали о его подвиге. Затем он стал стукачом, продавшим отца и братьев, и на душе стало мерзко. А совсем недавно я прочитал большую статью, что не был он ни героем, ни стукачом, ни даже пионером. Простой деревенский паренек, убитый на почве бытовухи.
С уважением,

Сергей Хирьянов   18.12.2003 18:11     Заявить о нарушении
Про Павлика Морозова абсолютно с Вами согласен. Вот и Гераклит с Вами тоже солидарен. Все, говорит, течет, все меняется:))
Большое чистосердечное спасибо.
С уважением,

Даниил Орлев   18.12.2003 21:13   Заявить о нарушении
Эт точно. Дважды в одну реку не войдешь.

Сергей Хирьянов   19.12.2003 11:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Димка» (Даниил Орлев)

Очень хорошо. Если я правильно понял, встреча и последовавший разговор должны подтвердить выводы Юрки, изложенные выше, относительно героев. Вернее - открывается и противоположный путь, который подтверждает эти самые выводы. В общем - хорошо получилось.
В порядке критики - пример со списками - слабоват, по-моему, в комсомоле можно было бы найти подлость понагляднее.
успехов!)

Павел Херц   15.12.2003 16:20     Заявить о нарушении
спасибо:)

единственный вывод, который я намеревался вывести это то, что жизнь сложнее и непредсказумеее всех выводов он ней:)

подлость по-нагляднее действительно найти было бы несложно
но дело в том, что обычно о совершенной подлости не рассказывают постороннему человеку в электричке, потому что все знают, что подлость это подло:)
а здесь как бы и не подлость вовсе, а так - охарактеризовать героя

с уважением,

Даниил Орлев   15.12.2003 18:01   Заявить о нарушении