Рецензии на произведение «Танара»

Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Прочитал Вашу повесть, Виктор. Понравилось.. Глубокое знание людей, умение захватить читателя, вызвать доверие и сочувствие его. Есть, конечно, балансирование на грани бульвара, но все искупается высоким профессионализмом,прекрасным владением техникой нарратива, точными деталями, хорошим языком, убедительной мотивировкой поведения персонажей.
"Они нравились ему как биологические объекты, с которыми можно разрядиться. Но он боялся женщин как объектов человеческого порядка." Это приближается по своему классу к афористичности "Самгина"...
Чувства героя ( за которыми, конечно, явственно светится образ автора) по отношению к "кочевникам" хорошо понимаю. Я прожил 30 лет в Казахстане...
Что касается оценки качества других произведений Алексея Максимовича ("Горькому можно было простить все прегрешения, включая «Песню о буревестнике» и даже «Девушку и смерть»), то сам Горький, Вы знаете, наверно, невысоко оценивал все написанное им до "Клима Самгина". Он говорил художнице Вере Ходасевич: . «Сначала этот роман никто не поймёт, будут ругать, да уже и ругают. Лет через пятнадцать кое-кто начнет смекать, в чём суть, через двадцать пять – академики рассердятся, а через пятьдесят – будут говорить: «Был такой писатель Максим Горький – очень много написал и всё очень плохо, а если что и осталось от него, так это роман «Жизнь Клима Самгина». Шкловский издевался над этим романом, уличал Горького в плагиате, усматривая в сцене с ловлей сома заимствование из "Шуанов" Бальзака. Называл Горького "начитанным бытовиком". Это при том, что Горький спас Шкловского в 1918 году (он был боевиком, правым эсером, участвовал в подготовке покушения на Володарского: брата Шкловского Николая за это расстреляли), оставил ему свою квартиру в Петрограде, когда уехал в эмиграцию.
Помимо "Самгина", конечно, есть еще "Детство", о нем очень хорошо сказал Андре Жид:«Какая-то дикая поэзия и безнадежный лиризм пронизывают все произведение и поднимают его над уровнем простого реализма".

Борис Бобылев   06.05.2018 12:32     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Борис!
Мы с Вами однозначно ПОНИМАЕМ и Грейфера и друг друга (я, правда, живу в Башкирто- а не в Казах-стане, но разница невелика...) - хотя я по сути интернационалист.

Относительно балансирования - да, тут - как и в "Шакале"(http://www.proza.ru/2005/10/28-109) - есть сцены, идущие на грани ХХХ-жанра. Но без них пропадут краски и запахи.

История создания "Танары" - в "Камнях в пыли" (http://www.proza.ru/2004/10/15-172) - интеллектуально;
и в "Немного эмоций" (http://www.proza.ru/2018/03/28/508) - эротически.

Виктор Улин   05.05.2018 14:07   Заявить о нарушении
Я тоже лишен расистских настроений. У меня были и есть друзья среди казахов и казашек. Но моя поездка прошлым летом в Алма-Ату (я там не был 25 лет, со времени отъезда в Россию в 1992 году) оставила у меня тяжелое чувство. Вспомнился научно-фантастический роман Пьера Буля, написанный им под впечатлением поездки во Вьетнам, освободившийся от французских колонизаторов...

Борис Бобылев   05.05.2018 14:36   Заявить о нарушении
все это узнаваемо, увы...

Виктор Улин   05.05.2018 15:40   Заявить о нарушении
Что же касается моих работ по Горькому, то наиболее важными считаю: http://www.proza.ru/2018/03/28/683 и http://www.proza.ru/2016/02/13/1463. Как мне кажется, в них мне удалось аргументировано сказать нечто новое о поэтике позднего Горького. Особенно это касается второй статьи. Все остальные работы - это реплики по случаю (большей частью), хотя в них содержатся, возможно, зародыши будущих работ. Одна из сих реплик возникла под впечатлением от Вашего материала.

Борис Бобылев   05.05.2018 18:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Змеиная ползучесть... Синие черти... Ха! Да, Виктор... Давно я так не читал...Всю ночь.. Раньше взахлеб - АМ! - и всё... А сейчас,как бутылку хорошего напитка.. посмотришь на свет, поизучаешь, почитаешь этикетку, понюхаешь... А я - с монитора! Никогда не читал до этого... Но дело-то не в содержании... Подача, уровень, понимание, видение происходящего автором и собой...ракурс... И когда всё сойдётся, сфокусируется, тогда начинаешь втягиваться... Я не критик, и никогда им не буду, но подрастворился в твоей эпистоле, как в "царской водке"... Больше пока читать не буду, чтобы не испортить послевкусие. Ради справедливости, есть мелкие блошки, о которых не стоит упоминать.

Просто зелёная.
В.З.

Валерий Захаров 39   16.02.2018 09:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Валера!

За добрые слова и за понимание моего текста.
(Твой тёзка и мой литературный брат Валера Роньшин (которому посвящена повесть) в свое время читал эту вещь в трепетном страхе, что я убью героя в финале...)

Любопытно будет отметить, что процесс рождения и написания этой вещи очень подробно описан мною в "Камнях в пыли " (http://www.proza.ru/2004/10/15-172).

И, пользуясь случаем, отмечу, что твое стихотворение, прочитанное мною вчера, подвигло меня опубликовать свою старую вещь, сходную по патетике (http://www.proza.ru/2018/02/16/474)

Виктор Улин   16.02.2018 09:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Виктор, зачиталась!!!:)))

Елена Никиткина   22.07.2009 01:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена !!!!

Виктор Улин   22.07.2009 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Приятно встретить коллегу по ВВС!
Вспомнить забытые термины и названия...
И, всё же, родился вопрос: Турки Вам не приплатили за рекламу их рая?!
Такие описания, вплоть до цветочка в сортире...

:))

Не обижайтесь, Виктор, это я от радости встречи с Вашим творчеством.
Вот тут я просто обалдел, надо же, куда фантазия уведёт:

"На выдающемся в море пирсе, оснащенном лестницами для комфортного спуска в воду, горели желтые огни. Аккуратно и ровно, по всему периметру. Напоминая размеченную вертолетную площадку с рулежной дорожкой от берега..."

Я таких площадок не видел даже в Афгане, а там "подсвечивали" действительно "по всему периметру" стингерами и трассерами, только рули!

Александр Дмитровский   20.07.2009 19:08     Заявить о нарушении
Дорогой коллега Алексанлр !!!!
В турецуом отеле "Джой", где я был примерно в 2004 году
от каменистого берега уходил метров на 40 в море дощатый настил, в конце которого имелась ровная квадратная площадка примерно 10х10 м.
И все это по периметру было аккуратно, с равными и нтервалами, подсвечено желтымит фонарями !!!!

Спасибо, дорогой Александр.

Между прочим, случай с бортом "343" абсолютно РЕАЛЕН,
он был в Уфе во время моего бытия журналистом.

Виктор Улин   20.07.2009 19:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Как всегда- замечательно. Но я припомнила смешной рассказ Тэффи, там где читательница просит автора пожалеть героя, наверняка Вы знаете. Вот я тоже хочу, чтобы Ваш немец разогнал эту бабскую свору. Проняло.
Будьте здоровы и благополучны. Ольга Голубь

Ольга Голубь   20.07.2009 14:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга !
Мне тоже хочется, чтобы Гркйфер разогнал всю эту бабскую свору.
Но веры в то уже не остается...

Виктор Улин   20.07.2009 18:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Спасибо, уважаемый Виктор.Я провел чудную ночь вместе с Вашим героем!!!
И, откровенно признаться, вижу больше положительного в Ваших произведениях,нежели наоборот.
Даже как-то неловко видеть на Вас, простите, маску смертника.
А"Тонара",так -это вообще о человеке,который сумел,смог преодолеть многие преграды и даже "добился" любви,турчанки!!!-немыслимое дело!!!
И отблагодарил её, поистине-деньги здесь не играют роли,главное-это побыть с любимой женщиной.Тем острее наслаждение,чем оно короче.
Вы-Мастер,слов нет!
С улыбкой,признательностью, пожеланием здоровья и радости!
Искренне.
Лев.

Лев Воросцов-Собеседница   20.07.2009 06:09     Заявить о нарушении
Дорогой Лев !

Мне приятен такой теплый отзыв о повести, которую я люблю до сих пор.

Образ Грейфера тут в самом деле спорный: умеющий в жизни добиваться многого, даже любви турчанки - немыслимое дело ! - оказался втоптанным в землю собственными женщинами...

Виктор Улин   20.07.2009 10:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Витя, прими мой скромный подарок к твоему наступающему юбилею в виде анонса этой повести.

Не хочу говорить лишних слов,ты знаешь мое отношение к тебе и все мои пожелания. Просто будь хоть немного счастливее.

С теплом,
Садра

Алексадра Сосновская   19.07.2009 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо, моя милая-милая-МИЛАЯ Садра !

Из пожеланий друзей воздвигается стена\. мешающая моему давнему замыслу:
покончить с собой в этот поганейший для меня день

Виктор Улин   20.07.2009 00:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Виктор, жаль мужика, заездит ведь до смерти бабьё-то! Неужели нельзя оставить ему (и нам, соответственно) лазейку, типа оторванной доски в заборе)?
Замечательное произведение, мне понравилось, за исключением некоторых профессиональных неточностей. Я в "Высоте круга" Вам кое-что об этом говорил, в принципе, ошибки повторяются. Хотя я прекрасно понимаю их логику (ошибок), но они, тем не менее, немного смазывают картинку. Мой друг Валера Старовойтов (он уже дал рецензию здесь) правильно заметил: "написано профессионально", но он - моряк... Если хотите - могу некоторые из них (ошибки) подсказать. У меня все ходы записаны! :)))
Знаю, хотите!:))) Дальше пишу только затем, что уж очень хочется общаться с Мастером. Булгакова и Сент-Экзюпери нет, а Вы - есть. Больше никто мне не нужен.
Итак, вношу конструктив, понимаю, Вы не Руководство по лётной эксплуатации наваяли:)))
1. На полигонах танки не бомбят, бомбы нужны для площадных или укреплённых целей, для остального есть ракеты, типа С-5, С-8 и др., потому что у нас даже нормативы на бомбометание были такими (в ИБА): на пятёрку - отклонение допускалось до 50м, на четвёрку - 80м от цели, тройка где-то около 100м (бомбили по кругу с диаметром метров 200). Сами понимаете - если бомба упадёт даже в 20м от танка, тот только отряхнётся, танкисты по-китайски (или по-английски, смотря кому быстрее понадобятся наши недра) матюгнутся и дальше поедут.
2. Ваша фраза: "...в 85-е годы никому не было дела ни до чего, включая Вооружённые Силы". Нет, вот тогда как раз дела не было ни до чего, кроме ВС! Все силы отдавали на армию. И мы не подвели, лётчики летали по полной (100 - 150 часов в год не считалось чем-то выдающимся), корабли бороздили просторы и т.д. Потому и нас боялись и никакой Саакашвили тогда даже б заикнуться не посмел. Ваша фраза справедлива для 92-го года и дальше. Тогда вообще был ужас.
3. Теперь о самой большой неточности: о полёте и аварийной посадке Ил-28. Поверьте мне на слово или уточните у кого-либо ещё - он не только не сядет, но даже и не сможет развернуться! Вы пишете логично, но ... неправильно. Манёвр двигателями тоже не поможет. Да, на заре авиации были самолёты без элеронов, например, с-т братьев Райт. Выражение "блинчиком" - как раз оттуда и пошло. Всё делал руль направления. На тех скоростях он был эффективен. Чтобы перевести самолёт на снижение, достаточно слегка убрать обороты, это правильно. Он, если был сбалансирован, опустит нос и перейдёт на снижение. Но вот затем, чтобы вывести его обратно в горизонтальный полёт, увеличением оборотов делу уже не поможешь! Наоборот - начнёт разгоняться и увеличивать угол снижения. Другое дело, как-то слегка можно переломить ситуацию, используя триммер руля высоты, который, как известно, имеет независимое управление. Допускаю, что на самолётах типа И-16 этот фокус бы прошёл, но не на тяжёлых и потому более инертных бомбардировщиках. Выводы относительно устойчивости и управляемости я сейчас не разбираю по той же причине. Это Вам не нужно, я учил аэродинамику 4 года и то ничего не знаю:))) Вы думаете здесь примерно так, как мой любимый персонаж Рощин, с которым я имел честь познакомиться вчера.:)))
4. О посадке Ан-12 (когда его сажал бортмеханик). Принято считать, что высота на глиссаде равна 2-м удалениям в километрах. Т.е. на высоте 500м - удаление 10км, 300м - 6км, 150м - 3км. У Вас цифры другие, так и истребитель не сядет. И ещё. Уход на второй круг - технически довольно сложная задача, тем более, на Ан-12. По всем законам жизни, парень должен был на глазах у всех лечь в районе контрольной точки аэродрома (круг в центре ВПП). Я рад, что Вы сумели справиться с этой задачей:))). Кстати, случай, о котором Вы напоминаете, случился в феврале 1988г., но тогда самолёт сажал второй пилот, он сумел быстрее других очнуться. Просто журналисты представили дело так, что сажал самолёт чуть ли не пассажир. Ан-12 - строгий самолёт, ошибок не прощает, на нём на посадке поубивалось немало народу.
Авиация вообще - страна чудес. В начале 70-х или в конце 60-х был случай, когда самолёты Ан-12 шли на учениях группой, и один другому въехал в корму. Причём состороны командира экипажа, который погиб сразу. Самолёт управлялся, в воздухе не развалился, но второй пилот в панике выпрыгнул с парашютом и остался жив. Остальные члены экипажа, не умея управлять самолётом, погибли. Парню дали за это 7 лет. Я к тому, что даже экипаж не в силах сделать то, чему его не учили. Каждый жуёт свою морковку.
Мне близка и понятна Ваша идеология за всё, что у нас было и что имеем. Я полностью разделяю Вашу боль. Всех благ, с уважением,

Вадим Дикан   23.04.2009 23:11     Заявить о нарушении
Дорогой Вадим.
Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо!

Я знаю все огрехи, все возможное исправил в тексте, невозможное оствл - все-таки я пишу не НТВС, а литературу.
Такая посадка "Ан-12" была в Уфе именно в 88, ее осуществил мой друг РП Иван Андрееев (фимилия не изменена), я слышал запись переговоров.
В самом деле там очнулся именно второй пилот.
Геннадий Бочаров, тогдашний авациаонный журналист писал о том в ЛГ, слегка исказив факты.
Изучив материалы, я написал свою статью (тогда я был журналистом) сначала в "Воздушном транспорте), потом в журнале "Гражданская авиация".

Насчет посадки "Ил-28".
Сам полк. куда запендюрили несчсастного Грейфера, изображен мною почти анекдотически.
Во всяком случае, уверен, что устаревшие бомбы калибра ФАБ-100 гораздо дешевле, чем ракеты.
НА САМОМ ДЕЛЕ прежде, чем писать, я проиграл ситуацию на авиасимуляторе.
"Ил-28" не было, пришлось довольствоваться наиболее близким по параметррам "Хейнкелем-111".
Как ни странно, мне все-таки удалось развернуть самолет пользуясь лишь рулем направления и меняя обороты двух двигателей.
Возможно, разумнее было бы попробовать сделать это на "Швальбе" - т.е. реактивном Мессершмидте-262, но у него слишком ненадежные двигатели и в любой момент эволюции любой из них мог загореться.

Повторяю, конечно.

Летчик справедливо закритикует все это написанное.
Равно как я искритиковал бы повесть о преподвателе.

Но опять-таки пишу я не НТВС, а литературу.

Поэтому, будучи профессиональнымм писателем, вынужден идти на компромисс: реальная жизнь БЕДНЕЕ событиями,
для создания художественой эспрессии приходится поступаться правдой.

Хотя в романе "Ошибка", действуя из пистолета Стечкина, я добился абсолютного правдоподобия.
Хотя самого Стечкина купил гораздо позже.

И еще раз - низкий поклон Вам, дорогой Вадим.

Повторю еще раз: я сижу не просто не мели, а вылетел на банку и винты моей подводной лодки рубят воздух.
Но если бы Вы мне позвонили... Я был бы рад.
Мое время GMT + 5.00
(привык ориентироваться по GPS - не поверите, но у меня в машине есть навигатор, и он меня втыкает.
Если бы еще установить коллиматорный прицел и мочить всех, что впереди....)

Виктор Улин   24.04.2009 12:52   Заявить о нарушении
ПС.
Бабы суки загонят в гроб любого мужика.

Виктор Улин   24.04.2009 12:54   Заявить о нарушении
ППС.
(Не пистолет-пулемет Судаева, а просто еще вдогон)

Я ведь в дестве мечтал быть летчиком.
Зрение подкачало.
(Хотя даже с таким уже почти завербовался в Иностранный легион)

И все мои теоретические размышления об авиации,
об общей уёбищности туполевских самолетов, кое-как переделанных в пассажиры из бомбардировщиков - не просто глубоко прочувствованная,
а научно обоснованная концепция. Ведь гидроаэродинамику и я изучал.

Виктор Улин   24.04.2009 13:00   Заявить о нарушении
Виктор, до остальных вещей я тоже доберусь, дайте только время!!! :))) Просто люблю, если все говорят: "Гениально!", значит, что неточностей нет и быть не может априори - пишите ли Вы про сантехника (знание правой резьбы весьма будет ценным приобретением), про токаря (надо отличать шпиндель от станины), про моряка (иметь представление, что бак и ют - две большие разницы), про кардиолога (тут даже я не знаю что с чем сравнивать:(() и т.д.
Вам оценка "Гениально с минусом"! Как друг говорю.
Обещаю позвонить на следующей неделе, ладно?
И вообще - предлагаю на "ты".
Виктор, будет возможность, прочти, пожалуйста, "Момент прерванного движения". Важна твоя оценка. С уважением.
P.S. Догадываюсь, чтобы ты сделал со мной, приди мне в голову идея опубликовать ХОТЯ БЫ рассказ про математиков!!! :)))

Вадим Дикан   24.04.2009 18:23   Заявить о нарушении
Вадим !
Жму ТВОЮ руку.
Ты настоящий мужик.

Виктор Улин   24.04.2009 19:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Танара» (Виктор Улин)

Уважаемый г-н Улин!

Совершенно случайно мне попалась ифнормация о Вас и среди списка приоизведений я выбрал с необычным названием Танара.
Каково же было мое удивление когда я стал читать, что рассказ с авиационной тематикой. работая в сфере авиации уже немало лет и как хобби начавший в последнее время заниматься попытками литературного творчества, я был увлечен произведением.
Валерий Грейфер так стал близок и прочувствован. Очень профессиональпередается специфическая тематика, которая интересна в силу специфики сферы деятельности.
Очень реально и точно охрактеризован Вами женский доминант и тонко представлена одиозная тетя Таечки, потрясающее царство идиоток на определенной жилплощади.
Я посоветал коллегам по авиации прочиать рассказ прежде всего с точки зрения тематики.
Хотел бы пдчеркнуть что Вами наверное специально сухо описан юношеский романтизм, внутренние личные переживания Грейфера, лишь только увлеченность и инертная женитьба, в конце же повествования все переходит только в романтический настрой.

Спасибо большей за прекрасные минуты упоительного чтения!

Камиль Дави   09.08.2007 16:27     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, дорогой Камиль !
Эту повесть я сам очень люблю.
Авиационная тематика невероятно мне близка,
потому чт о сам про себя я обычно говорю,
что в детстве был летчиком,
но здоровье не позволило выбрать эту профессию.
Все связанное с авиацией в повести взято не из головы,
а использованы факты.
В частности, авиационное происшествие с "Ан-12",
который сажали по командам с земли,
произошло у нас в Уфе, кажется, в 1989 году.
Тогда я был журналистом, об этом случае написал
в "Воздушном транспорте" и журнале "Гражданская авиация".
РП Иван Андреев - реальное лицо с реальным именем, я его хорошо знал.
Даже такая мелочь, как экстренная подпитка гидросистемы топливом,
характерная только "Ан-12", была достоверна известна.

Сам образ Грейфера Вы уловили предельно точно.
Это характерный тип немца - суховатый, сдержанный,
лишенный проявления сильных эмоций.
(Есть и второй тип немца - восторженный сентиментальный романтик,
к которому относился, например, Адольф Гитлер -
но для летчика такой образ неуместен)

Повесть про Грейфера печальна,
ибо это судьба человека, родившегося не там и не тогда:
его жизнь есть цепь падения ниже и ниже
в то время, как он мог бы достигнуть вершины
летной карьеры по своим внутренним задаткам.

Если Вас трогает авиационная тема,
то взгляните также роман "Высота круга".
Там тоже действие основано на авиационном происшествии,
только не ВВС и не ВТА, а ГА.

И еще раз - БОЛЬШОЕ СПАСИБО за отзыв !!

Виктор Улин   10.08.2007 07:45   Заявить о нарушении