Рецензии на произведение «Мысли о воле и разуме»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мысль, как результат химических процессов в мозгу, обладает энергией, а следовательно и воля, как производная мысли обладает силой. Поэтому мысль может создавать. Сам по себе замысел уже воплотил образ, который в нём содержался. И чем больше подробностей содержит замысел, тем более точным и "полнокровным" будет воплощение. Строя физическое (трёхмерное) воплощение своего замысла, человек лишь адаптирует многомерную мысль к своим привычным понятиям окружающего пространства. Это ли вы называете проявлением трансформируемого разума?
Но ещё до воплощения, обладая энергией, мысль "путешествует" с огромной скоростью, встречая на пути другие сознания. Нередко бывает, что мы просыпаемся с новой мыслью. Что это? - Возможно, в сознание проникла воля внешнего разума или путешествующей мысли.
Является ли совокупность таких путешествующих мыслей (или банк мыслей) Высшим Разумом?
Спасибо за то, что дали возможность оторваться от текущих дел и задуматься над предлагаемым вами материалом.
С теплом
Илана Арад 04.03.2008 08:04 Заявить о нарушении
Я думаю, что нам опускается в разум только то, что мы способны в данное время воспринять, как открытие. А это в свою очередь зависит от опыта накопленного, от экспериментов и ожидаемых результатов. Я согласен, есть сторона ещё тоньше, она описан хорошо Кастанедой. При помощи неё можно проникать в неисследованный мир, или миры, так же воспринимать их. Этому можно научиться, но очень непросто, как я понял из книги, как непросто и вообще что-либо постигать. Как существует всё до того, как пронзает человеческий разум, я не знаю. Я просто сказал, что существует мир, якобы "ничего, ничто", где всё в каких-то нематериальных сцепках, комбинациях, образах, там абсолютно всё из того, что будет, или было... но это так неопределённо, недоступно, что говорить об этом у меня нет мыслей, темно. Я сказал предположение, что это есть мир идей, что он вечен, что оттуда всё приходит. Но могу добавить, что приходит странным образом, в то же время оставаясь там, так как вечное и нематериальное. Например, я вижу форму твоего лица, вот оно передо мной в нашей жизни. Ничто мне не мешает вообразить его, когда оно уже не передо мной. Ничто не мешает мне подумать, что исчезни оно, а формы его черт в пространстве зафиксированы определённой комбинацией, и эта комбинация состоит из нематериального, я его могу вообразить, но его нет, и оно есть в своей комбинации, она хранится в том мире идей вечно, идея формы твоего лица, именно твоего. Это касается всех :) Умерла моя сестричка Оксаночка, ей было годик и восемь месяцев. У меня есть её фотографии в этом возрасте. А в том мире хранится она взрослая и старая. А всё, что там хранится, может прийти когда-нибудь. Но это уже теория вероятности, совпадений и прочее... Хранится так же всё неоплодотвореённое, а выброшенное просто так, и совершенно с определёнными красивыми или симпатичными лицами. Но это так, малость, я просто касаюсь того, что ближе, так мы устроены, но там есть всё. Вот мне пришла сейчас идея заточить карандаш. Это не требовало от меня никаких усилий. Но вот я сейчас начну строгать, создам волю, и карандаш будет заточен, а идея воплощена. Но я не буду этого делать :) просто так понятнее. Идеи бывают сложные, состоящие из множества маленьких идеек, и пр... Тогда надо много воль-сил направить в нужное направление, создать вектор. Можно сказать ещё и так, что Разум трансформировался не в человеке отдельном, а в человечестве, ему не было смысла трансформироваться в одном человеке, это был бы тупик. Тем более прискорбно, что такие мерзкие бывают между людьми взаимоотношения.
Спасибо, Илана за мысли и вопросы, ведь, в этом сочинении самое главное и дорогое для меня, что удалось мне увидеть и сказать. Всегда хочется добавить глубочайшее уважение и человеку, натолкнувшему меня на это, а именно, незабвенному Артуру Шопенгауэру.
С дружеским чувством,
Володя
Владимир Бойченко 04.03.2008 16:32 Заявить о нарушении
Владимир, мне показались интересными твои рассуждения. И знаешь, я почувствовала запах океанской волны, ласкающий мощь лайнера. На секунду мне показалась, что именно это творение как результат равнодействующих воль воплотило в тебе идею размышлений над книгой. Это только мои ощущения, рожденные сильнейшей энергией, содержащейся в образе океанского судна отразившегося в твоем восприятии. Даже если мои предположения не верны, и образ возник по мере написания рассказа, уверена, что идея эта существовала в тебе и была вылита лишь тогда, когда готовность твоя созрела, и ты "забыл о себе". Из своего опыта, мне очень близка твоя мысль "Трансформированный разум в теле находится в поиске. Он ищет идеи и их воплощает. Когда в человеке работает этот разум, человек забывает о себе, остаётся только разум. Только в таком состоянии есть разум в человеке, когда ничего не отвлекает, когда он мыслит, хочет понять или поймать идею, которую предчувствует, решает какую-то проблему". Может я бы выразила ее по-другому, но суть мне понятна. Я поделюсь с тобой, что вижу в ней, исходя из собственного опыта. В описанный тобою момент, когда ничто не отвлекает и остается одна работа разума (в моем случае не-работа, отдых, замирание, замораживание, ступор, пауза, тишина, пустота - слово подходящее тяжело подобрать, но может хоть одно из них подскажет тебе это состояние), ко мне приходит первая строка стихотворения. Володя, понимаешь? Первая строка всегда "не моя". Сложно точнее выразить это. Потому меня затронула твоя переписка по этому вопросу. У меня такое четкое разграничение по трем позициям - это мысли (мои -не мои), волнение (мое- немое), боль физическая ( моя - немоя). По этим параметрам идет четкое разграничение. Иногда приходит ясное понимание, чье это. Я связываюсь с теми людьми, и некоторые уже не удивляются этому. Так вот. В состоянии прострации, которое я пыталась описать, приходит первая строка. Без нее ни одного стихотворения мне написать не удается. Я не умею сочинять. Когда нет первых строк - суета, быт, нетрансформированный разум на коне. На первом месте. Победители. Вот так я почувствовала твою мысль, вернее отразила ее суть, через себя.
Спасибо тебе.
Анна Ра 29.09.2007 06:28 Заявить о нарушении
эта строка опускается идеей нетрансформированной стороны разума, и её начинает воплощать трансформированная сторона, и воплощением уже становится стихотворение. Мне ещё даже приходит иначе, даже не строкой, а не знаю чем - вот я приехал на велосипеде к заливу, и на меня обрушивается какой-то поток. Я уезжаю, я точно знаю, что у меня есть уже стихотворение, я могу забыть о нём на время, могу вообще не возвратиться к нему, но оно есть, оно уже преследует меня и ждёт удобного случая, чтобы наброситься... У меня есть ещё два хороших знакомых, которые восприняли то, что в этих мыслях о воле и разуме с интересом - это Кимма, то, как она чувствует мир, мне близко, но она не любит строгости, доказательств, и ещё Слава Карижинский, замечательный удивительный человек... Но ты первая, как мне думается, увидевшая смысл в моих размышлениях настолько, что я вот взволновался очень, так как то, что со мною тогда происходило, я снова ощутил, перечитывая твои строки. Это тебе СПАСИБО.
С теплом,
Володя
Владимир Бойченко 29.09.2007 13:15 Заявить о нарушении
Я не сильна в филосфии, но догадываюсь, что ты понимаешь под трансформированным разумом. Я бы назвала это сцепкой души-мозга. Странно звучит, но я вижу-золотое в груди-синее в голове. Насчет воли...
Я бы в твоем контексте назвала это силой- ты и говоришь-сила тока. Для меня воля-это свобода. Такое вроде бы у этого слова значение. А свобода-она есть без оков, без преодоления, без сил в некотором таком смысле. Вообще, в нашем мире ужасная путаница со словами. Это удручает.
Трансформированный разум-это канал божественого в человеке. У многих он закрыи и открывается лишь иногда.
Я это не знаю, а вижу-чувствую.
Кимма 16.02.2007 01:15 Заявить о нарушении
Владимир Бойченко 16.02.2007 21:27 Заявить о нарушении
Кстати, во многих современных детях новый разум(как ты его называешь), а я называю это сонанием, уже заложено. Оно легко активируется.
Кимма 16.02.2007 21:52 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Вот мы и встретились в "другом измерении" :)) Я внимательно прочитал Вашу статью, и вот, что у меня назрело в ответ:
Если нетрансформированный разум (НЕТР) вселяется в человека для реализации своих новых возможностей, затем становится трансформированным, который вступает в противоречие с первым, то напрашивается вопрос: не является ли трансформированный разум (ТР) уже отдельной субстанцией, иначе говоря личностью?
Если ТР создал категории добра и зла, способен к ощущениям, то не обладает ли теми же самыми свойствами НЕТР? В случае, если обладает, становится непонятным, какие новые возможности он реализует путём миллиардов противоречий, которые в конечном счёте разрушают его другие творения (природу)?
Если, как Вы говорите, для него нет понятий добра и зла, то хотелось бы знать, а он сам обусловлен ли чем-нибудь? Не является ли уже обусловленностью то, что НЕТР генерирует волю на всё новые и новые воплощения. Нет ли над ним мета-НЕТР, кот. создал его? Вы говорите, дурная бесконечность, но мне кажется, что её нельзя совсем не брать в расчёт. Неделим атом, любое вещественное число - всё от микро- до макромира. Можем ли мы сказать, что понятие добра и зла существуют только в пределах небольшого домена НЕТР, т.е. в ТР каждого отдельного человека. Конечно, физик может сказать, что, к примеру, законы квантовой механики действуют только в пределах частиц и микро частиц, а в масштабах макромира действует механика Ньютона. Но (я, конечно, до такие глубин познания сам не дошёл:) современные открытия квантовой физики, астрономии и микробиологии с той совокупнстью знаний, что имеются на сегодняшний день говорят о том, что законы классической физики скорее всего являются частными случаями законов квантовой. (Просто до тех пор, пока взаимосвязь всех законов не будут чётко сопоставлена и теоретически доказана, мы говорим "скорее всего"). Современная наука, насколько мне известно, активно прорабатывает подход, основанный на единообразии всех законов по своей сути. Т.е и движением планет, и поведением микрочастицы управляют единые законы, только по разному приноровившиеся к различным формам и масштабам.
В научной среде также идёт разговор уже о так называемой психологии атома.
В книге Макима Карпенко "Вселенная Разумная" описывается даже такой сложнейший эксперимент, как наблюдение "взаимоотношений" частиц. Жизнь частицы (если я не ошибаюсь) это тысячные доли миллисекунды. Но эксперимент (описать в деталях я его просто не смогу) позволил увидеть радость, страдание - эмоции частицы. А ведь и живая, и нежива я материя, как известно состоит из частиц. Это всё, конечно, остаётся на уровне гипотезы, но, если довериться не одному авторитету в этой области, то гипотеза, заслуживающая внимания.
К чему всё это. Если предположить, что взаимосвязь законов охватывает все сферы бытия, то в подобных условиях количество ТР-ов должно быть равно количеству каждого нового воплощения (грубо говоря). Все известные нам объекты находятся в материальном мире. Разум опперирует материальным. Все явления, наблюдаемые нами, происходят в мат. мире. Где же тогда та пустота, в которой обитает бесконечное множество идей? Что вообще такое идея? Не является ли хаосом та система, в которой бесконечное волощение идей (скажу неожиданно) заканчивается ничем. Смерть, как исчезновение формы, порождает новую форму, пользуясь материалом распада умершей, и так бесконечно. У меня складывается такое мнение, что субординация НЕТР-ТР явление также франментарное, как мгновенное значение скорости, силы тока и.т.д. Т.е НЕТР в чистом виде не существует. Куда бы не взглянул глаз человека (а вслед за ним микроскопы и телескопы), везде обусловленность существования с поочерёдным доминированием одного процесса над другим. Здесь я и захожу в тупик.
Человеческие (а может быть и атомарно-галактические тоже) чувства, такие как любовь, сострадание ближнему в такой системе выглядят всего лишь как средства достижения цели страждущего ТР. А с общечеловеческими ценностями ещё хуже.
Вот, собственно то, что поняла "погибшая душа". Свою истинную (быть может) природу, как средства чьей-то ненасытной потребности творить, причём совершенно безответственно.
Остаётся последний, быть может, главный вопрос. Как сможет ТР вырваться из зависимости от НЕТР, если сам он разделён на популяцию земли, где каждый человек, как носитель собственного ТР, приследует свои творческие цели ( то, что называют мечтой и счастьем). Это, ведь, индивидуально. Единства в расчленённом таким способом ТР быть не может. А прорыв, если рассматривать его физически, может быть осуществлён только равнодействующей ТР, превосходящей по величине равнодействующую НЕТР (я сам смутно себе представляю всё, что касается НЕТР).
Понятное дело, что все социальные реформы, в первую очередь удовлетворяют практически одинаковые подребности НЕТР. Идут ли они с ним на компромисс, дабы облегчить участь ТР-ов земли, не знаю. Но даже если и так, то мне кажется, что никакого компромисса, который человечество способно предложить НЕТР, не хватит для того, чтобы освободить хотя бы одного человека.
Возможно, я где-то не смог уловить Вашу мысль, Владимир. Если так, то простите.
И спасибо Вам большое за этот диалог!
С уважением Слава!
Вячеслав Карижинский 30.10.2005 22:41 Заявить о нарушении
С уважением
Владимир Бойченко 31.10.2005 01:38 Заявить о нарушении
Мне кажется, только разум живого существа обладает способностью к бесконечному творчеству. Машина сможет сделать это в сто раз красивее, точнее и быстрее, но что-то принципиально новое, какую-нибудь абстрагированную от языка программирования и мат. модели систему анализа данных она вряд ли придумает. Это только мне так кажется:)
С уважением Слава
Вячеслав Карижинский 02.11.2005 00:48 Заявить о нарушении
С уважением
Владимир Бойченко 02.11.2005 02:52 Заявить о нарушении
Читая, нашел массу недочетов, несостыковок, спорных мест и просто ошибок. Среди них:
1. "Воплощённая идея представляет нам вещь в себе, которую можно познавать". Спорный момент, который является фундаментальным для дальнейшего рассуждения. Воплощенная идея - это просто вещь, что и было сказано Вами. Она действительно познаваема. Вещь в себе непознаваема, потому что за ней уже ничего нет. Воля была навана "вещью в себе" как перводвигатель для сознания и деятельности человека, первые упоминания о котором есть еще у античных философов. "Идеи", кстати, тоже оттуда.
2. "Стало быть, источником воли является разум, в который вошла идея". Из сказанного выше ясно, что у воли вообще вряд ли есть источник.
3. "Упомяну только о личинке жука-оленя, которая, если будет самцом, делает в дереве отверстие в два раза больше, чем, если будет самкой, чтобы поместились рога. Но о том, что она станет самцом, ей неизвестно. Отсюда Шопенгауэр делает вывод, что здесь воля слепа, что она сопровождается познанием, но им не пользуется". Это я считаю ошибкой. Видимо, Шопенгауэр ничего не знал об инстинктах, но Вам о них грех забывать. Личинка жука-оленя несет в себе генетически предопределенную программу поведения, от которой не может отклониться.
4. "С личинкой жука-оленя я вправе сравнить двигатель внутреннего сгорания." Если Вы считаете, что можете сравнивать эволюцию с научно-техническим прогрессом, тогда да. А если считаете, что все в природе подчинено некому разуму-перводвигателю, то настоятельно рекомендую обратить свой взор и свою мысль на труды античных философов.
5. "Когда человек терпит ужасные пытки, у него в высшей степени напрягается разум для создания огромной воли". "Ужасных пыток" не терпел, но по опыту могу сказать, что, даже когда просто больно, разум отказывает.
6. "Чтобы неживая вещь стала, как живая, т. е. ожила (двигатель внутреннего сгорания), разуму пришлось сначала сделать подобной этому двигателю личинку жука-оленя, т. е. создать органическое существо." Осьминог появлися куда раньше самолета с реактивным двигателем, но движение в обоих случаях реактивное. Вообще, следуя вашей логике, можно с уверенностью сказать, что высшему разуму человек вообще ни к чему. Кстати, здесь же необходимо сделать выбор, где локализована воля, в высшем разуме, в человеческом или в разуме вообще. В первом случае человек - вещь безвольная, как трава. Со вторым итак ясно. В третьем, человек подчинен воле высшего разума и уже во вторую очередь - своей.
7. "Так, например, миллионы лет тому назад он [высший разум] мог увидеть идею двигателя внутреннего сгорания и, поразмыслив, понять, что невозможно этот двигатель создать, не вселившись в человека." В конце концов, ну подумайте Вы сами над тем, что пишете! Зачем вообще высшему разуму нужен двигатель внутреннего сгорания или, скажем, ластик??? Зачем ему сахарозаменитель, мобильник, ножницы и туалетная бумага? Если честно, меня всегда волновал вопрос - зачем ему вообще ВСЕ??? Если Вы внятно ответите мне на этот вопрос, я сразу же сам откажусь от остальных пунктов и признаю Вас величайшим гением всех времен.
8. "Мгновение времени остаётся на фотографии, а протяжённое количество его – на киноплёнке. Но если мы все верим плёнке, то значит всё, что на ней – было, а значит – и где-то есть." Время - вообще вещь условная, а в условность возвратиться нельзя, потому что ее просто физически нет. В любом случае, если что-то было, то это не значит, что оно все еще есть.
9. "Подобно клеткам личинки, клетки человека живут независимо от того, что человек о них думает или не думает." Забыл еще эту ошибку. Если бы дело действительно обстояло так, многоклеточных вообще не было бы в природе. Все клетки организма работают на выполнение команд, идущих из центра.
10. "Я уверен, что, поменяв все органы тела на искусственные или чужие, - разум не огорчишь." Это уже речь об искусственном интеллекте, что пока невозможно. А если не о нем, то утверждение просто абсурдно.
11."Если человека с рождения держать под колпаком до двадцати лет и давать только пищу, то частица разума после этого в его голове обнаружена не будет." Могу с уверенностью сказать, что для такого результата его достаточно продержать под колпаком лет пять, а то и меньше. Но эксперимент не валиден. Если таракану оторвать лапы, он не побежит к хлебной крошке, но это не значит, что он ее не чует.
12. "Если человека с рождения держать под колпаком до двадцати лет и давать только пищу, то частица разума после этого в его голове обнаружена не будет. Таким образом, хвастающиеся своим умом, профессора, шахматисты, бизнесмены и прочие – делают это напрасно." Не вижу логической связи вообще.
Ваши мысли по поводу воли, противной разуму, противоречат тому, что было написано о воле в начале. В общих словах, Вы писали, что воля - равнодействующая сил и каждая сила, возникнувшая в разуме под действием пришедшей в него идеи. Уже этим утверждением Вы превратили волю из вещи в себе в процесс, детерминированный идеей. Другими словами, воля зависит от той идеи, которая попадает в разум. Т.о. если и может быть нечто, противное разуму, то это идея.
В общем, надо Вам поработать над логикой рассуждений. А в целом, читать было интересно. Жаль, что подобных работ мало. Желаю удачи в дальнейшей мыслительной деятельности и советую обратиться к работам Аристотеля. Очень советую! У него принципиально иной подход, который на данный момент, на мой взгляд, является наиболее продвинутым. Если Вас удивляет, что аристотелевский взгляд может быть более продвинутым, чем шопенгауэровский, то предлагаю принять во внимание тот факт, что Шопенгауэр развивает мысли Платона.
С уважением, Ваш...
Алов Александр 01.07.2005 14:22 Заявить о нарушении
Владимир Бойченко 02.07.2005 02:04 Заявить о нарушении
Так вот... Если человек действительно понимает то, о чем говорит, и способен предствить это себе, то его можно понять, даже если он объясняется на пальцах. Поэтому недостаток знаний и лексического запаса, хоть и влияет на взаимопонимание собеседников, но все же не предопределяет его жестко.
Далее, я действительно склонен считать, что разум присущ только человеку (да и в этом случае я порой сомневаюсь), поскольку не вижу продуктов работы иного разума. Если нет результата работы, то нет даже косвенных указаний на существование некого разума. Если Вы считаете продуктом работы высшего разума весь мир в целом, то более уместно говорить о творце. Всегда ли творец разумен? Можно ли считать актом работы разума строительство гнезда птицей? Можно ли считать птицу творцом? Подумайте, здесь нет однозначного ответа.
"Если, например, Вам непонятно, зачем тому дочеловеческому разуму ластик, то, может быть, Вам понятно, зачем ему генетическая программа для личинки жука-оленя?" Для иллюстрации ответа, процитирую сам себя: "Если честно, меня всегда волновал вопрос - зачем ему [высшему разуму] вообще ВСЕ???" Видимо, Вы пропустили эту фразу. Я не хотел сказать, что генетическая программа ему нужнее ластика. Я сапрашивал, зачем вообще хоть что-то нужно чистому разуму? Мое личное убеждение следующее: разум в чистом виде индифферентен ко всему. Ему совершенно ничего не нужно. Работать его заставляют эмоции, потребности... Иными словами, разум - лишь средство для достижения единственной цели, которую только возможно назвать. Разум - средство для адаптации. На этом основании я заведомо отбраковываю все теории, которые приписывают разуму собственную, ни от чего не зависящую активность. И уж тем более глупостью я считаю локализацию высшего разума. Я уже сказал, что выше человеческого разума никакого другого нет. Выше не разум, а сама система, контекст мира, в котором разум рождается, живет и гибнет.
В прошлой своей рецензии я советовал Вам почитать Аристотеля. Не хотелось навязывать свои мысли, но, извините, в этот раз не сдержался :) Тем не менее для того, чтобы лучше понять сказанное мною, нужно обратиться к первоисточнику. Или, на худой конец, переспросить меня :)
Желаю удачи!
С уважением, Ваш...
Алов Александр 03.07.2005 02:19 Заявить о нарушении
С благодарностью и уважением, Владимир.
Владимир Бойченко 03.07.2005 03:50 Заявить о нарушении
«Наш человеческий разум я не отделяю от разума, который Вы назвали творцом.» Эту фразу я могу интерпретировать двояко. С одной стороны, можно сказать, что Вы просто не заметили, что я разделил понятия «разум» и «творец». С другой стороны, можно сказать, что Вы подтвердили мое предположение о том, что считаете разум творцом всего мира. Мне больше хочется верить в первое.
Как бы то ни было, я предлагаю не использовать в дальнейшем словосочетание «высший разум», поскольку ни мне, ни Вам оно не нужно. Вы ведь считаете, что разум один. Собственно, на основании Вашего утверждения о существовании ОДНОГО разума, общего для всего мира, и на основании его описания, я и предположил, что мы говорим об одном и том же. Именно такой разум я назвал в своем предыдущем опусе «контекстом мира». Сам же разум, на что я указывал там же, понимается мною как свойственное лишь человеку средство адаптации, вплетения в этот контекст. При этом в понятие «разумный» я вкладываю более широкий смысл, считая таковым все, что способствует адаптации. На этом основании можно считать разумным генетически заданный алгоритм действий до тех пор, пока он способствует адаптации. Т.е., поведение птицы, строящей гнездо, можно считать разумным.
Сейчас я попытаюсь объяснить с упором на Ваши же слова свое понимание обсуждаемой проблемы, а Вы мне потом ответите, так ли я все понимаю, как Вы. А если нет, то укажете конкретное место расхождения взглядов. Так вот… «Есть просто разум, он существует. Наш человеческий разум не стоит особняком - это тот же просто разум в иной форме.» Если перевести это в мою терминологию, то будет выглядеть так: «Есть просто контекст мира. Человек не стоит особняком, он является частью контекста и вплетается в него посредством разума, т.е. средства адаптации, вплетения». И с этим я согласен. С примером про птицу тоже, но с одним уточнением: ее поведение разумно не потому, что последовательно, а потому что способствует адаптации. «А если она разумна, значит, её составил разум». Моими словами, «если она адаптируется, значит, происходит это под воздействием контекста мира». Согласен. Кстати, если Вам удобнее называть «контекст мира» «средой (или условиями обитания), пусть так. Это будет верно, но не совсем.
Далее… «Ведь всё разумное, исходящее от человека, социально. То есть, приобретённое опытом. Всё несоциальное в нём происходит по алгоритмам просто разума, который создал эти алгоритмы и для птицы.» Здесь можно смело говорить о существовании двух контекстов, биологическом и социальном, к каждому из которых адаптация осуществляется своими специфическими средствами. И здесь я согласен.
Такими образом, я согласился почти со всем, что было сказано Вами в предыдущем сообщении. Однако есть одно НО. Мне показалось, что развитие двух контекстов, названных выше, Вы рассматриваете отдельно друг от друга. Как впрочем и развитие разных биологических видов. «Прежде любого открытия происходит накопление предыдущих знаний. Таким образом, если возвратиться к самому началу их накоплений, на много тясяч лет назад, и стать совершенно пустым только с руками и ногами и гловой, то нужно получить первое знание.» Неужели Вы считаете, что человек когда был совершенно пустым? Если следовать логике эволюции и адаптации к контексту мира, то такого просто не может быть. Новый вид появляется постепенно, путем рождения и обособления особей, выработавших новые средства адаптации. Таким образом, нельзя провести четкую грань в последовательности возникновения и развития видов и назвать ее трансформацией разума (разума в Вашем понимании). Есть только постепенное преобразование такого разума или контекста мира, как называю его я.
С уважением, Ваш…
Алов Александр 04.07.2005 04:36 Заявить о нарушении
Последним вашим замечанием я взволнован. Я увдел, что понято то, что я хотел сказать в мыслях. Я не уверен ещё, принимается ли это, но узнать, что над этим задумались, немало. По поводу контекста. Если это жёсткая структура и её не изменить, то происходит последовательное заполнение его (контекста) ячеек с какого-то момента и по ныне. Всё написано и ничего нельзя изменить, похоже на судьбу, а, значит при достаточном количестве знаний можно всё и расчитать, залезть в будущее и прошлое. Если контекст назвать средой, а Вы заметили, что это не совсем верно, то наблюдая деятельность человека, можно заметить, что среду можно создавать, и это будет уже творческим процессом, где, конечно же, есть и разум. Но куда деться от детерминации? Детерминация - это причинность? Вы меня простите, если нет, я не знаю терминологию. Таким образом, причинность возвращает нас к жёсткой структуре. Значит, и контекст мира тоже результат творчества. По поводу социальности, я всё-таки остаюсь с тем, что именно этот второй контекст и является формой разума, которую я назвал трансформировавшимся разумом. Может быть, он начался, когда сущство пронзила идея взять в руки палку, не знаю. Но испытал он то же самое, что и Ньютон, когда ему яблоко упало на голову. В этом я не сомневаюсь. Теперь, после Ваших мыслей и ответов на них, мне видно, что трансформация происходила с разумом-творцом, а не разумом. Но, как мне и казалось, когда я писал мысли, - будут дополнения и разъяснения. Идея же трансформации стояла в воображении неколебимо. Единственно, что я не мог понять, и что смущало меня тогда, и сейчас, так это бесполезность и ненужность. С уважением и благодарностью, Владимир.
Владимир Бойченко 05.07.2005 02:11 Заявить о нарушении
Я теперь окончательно убедился в том, что понял Ваши размышления. К сожалению, свои догадки я не смог донести до Вас в полной мере. Как бы то ни было, могу подытожить, что я согласен с Вами по ряду положений. Есть всего одна вещь, которую я считаю в Вашей теории просто лишней – мир идей. В моем понимании, разум – это структура, черпающая информацию непосредственно из того контекста мира, в котором она существует и к которому адаптирует весь организм. Никакого мира идей разуму просто не нужно.
Кстати, что касается контекста мира, то я рад, что смысл этого понятия мне удалось донести до Вас в том виде, которым манипулирую в своих размышлениях. Хотелось бы только уточнить, что контекст мира является не результатом творчества, а результатом обоюдного влияния составляющих его элементов. Творчество все-таки некое целенаправленное преобразование, а контекст мира изменяется и под воздействием неких случайных событий, подобно тому, как извержение вулкана меняет ландшафт, не имея никакой цели. При этом я действительно придерживаюсь идеи детерминации, что есть не просто причинность, а жесткая предопределенность. Но она-то меня и смущает. Что-то подсказывает мне, что человек (возможно, и некоторые виды животных) обладает произвольностью. Возможно, что подсказывает мне само нежелание воспринимать себя как некий винтик в системе, который проявляет себя сугубо реактивно. К тому же, на мой взгляд, человек может совершать некие поступки во благо будущего какой-то совокупности людей, может приносить себя в жертву, а может что делать, чтобы обеспечить еще не родившемуся ребенку достойное существование… Все это как-то не вплетается в идею всеобщей детерминированности. Поэтому я все же предполагаю, что есть некая движущая сила, которая дает человеку определенную свободу действий. Шопенгауэр, очевидно, считал волю такой силой. И не он один. Мне не очень нравится эта идея, так как не совсем ясно, что есть воля и откуда она берется. Хотя, что касается происхождения, то все тот же Шопенгауэр как раз и назвал волю «вещью в себе», чтобы не отвечать на этот вопрос.
Иными словами, тут сплошная неопределенность. Из-за этого мне даже сложно слова подбирать, поэтому Вы могли заметить, что на этот раз я пишу довольно невнятные вещи. Мне просто сложно их выразить.
Но если Вы вообще интересуетесь вопросами философии, то вот Вам ссылочка на еще одну довольно интересную, на мой взгляд, статью.
http://www.proza.ru/2005/07/03-81
Алов Александр 08.07.2005 15:31 Заявить о нарушении
С уважением и благодарностью, Владимир.
Владимир Бойченко 09.07.2005 02:17 Заявить о нарушении