Рецензии на произведение «Мастер и Маргарита»

Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Виктор Эссен)

"Как, по-идее, должен думать о романе нормальный литературовед?"
Ну-у - это не "по-советски" как-то.
Вы, что - человек настолько из раньшего времени, что продолжаете из фрондёрства писать "по-идее" через дефис?
"В худшем - морг при токсикологическом отделении." Здесь удивлений нет.
Однако ж, морг - он как бы - ... общий, что ли.
Если под каждое отделение свой забабахивать - это расточительно.

Дмитрий Сухарев   03.09.2014 22:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Виктор Эссен)

Ваши рассуждения оригинальны и во-многом справедливы.

Но вот моё, частное мнение. Роман в какой-то степени закрывает брешь в российской (советской)литературе. И слава богу. В ней не было чудес и чертовщины за редким исключением.
В Европе большое число превосходных сказочников, легенд и сказок. Непростых. Тема уходит в античность и классическую философию.
От Илиады до рыцарей и трубадуров а потом до Алисы. Перечислять долго. Чайковский неспроста писал свои балеты на темы немецких, а не русских сказок. Они более "волшебные"
У молодой нации такой традиции чудес нет. Сплошь суровый реализм. Гоголь как исключение, Пушкин, где-то Аксаков, Лесков - и всё.

Второй момент. На тему А знаете ли Вы?
Генерал Шиловский благородством не отличался.
Елена Серг. была женой его адъютанта. Шиловский отправил его в длит. командировку на Южный фронт к т. Фрунзе и занялся ей "вплотную".
Е.С. было с генералом скучно, это был не её калибра человек. Потому генерал вполне заслуженно получил "рога", а затем совсем потерял жену. Она ушла к опальному и популярному драматургу. Навстречу приключениям и интересной жизни.
Как человек средний Шиловский успешно пережил репрессии. Тогда гибли люди яркие и талантливые.
В остальном Ваши рассуждения интересны и небанальны.
Лично я по взглядам скорее за красных, чем за белых. Но в отличие от Вас просто вынужден преклоняться перед талантом Булгакова.
Фильм на мой взгляд, получился на четверку с плюсом. Можно лучше. Но
есть основания полагать, что последующие экранизации будут хуже.

с уважением к Вашим нетривиальным взглядам и наилучшими пожеланиями

Владимир Мурашов   20.03.2010 23:33     Заявить о нарушении
Благодарю за взвешенность и попытку объективности.
Тем не менее, я остаюсь при своем мнении - роман банально распиарен. За счет действительно крайне редкого в нашей литературе приема - сплетения чертовщины и реальности - он и впрямь выдается из ряда вон. Но, еще раз, это роман не о чертовщине, чертовщина тут лишь прием, форма, роман - о людях.
Правда, достоинств в людях Булгаков отчего-то не видит. Получается какой-то сериал "Школа" - одни моральные уроды, таящие зло обиженцы и жалкие ничтожные личности, а все общество служит картонным фоном, на котором герой страдает от непонимания.

Персональные качества генерала Шиловского меня не интересовали. То, что женился он неудачно, очевидно. Делать выводы, что человек он "средний" на основании того, что он "пережил репрессии" - глупо. И, кстати, кто-нибудь задавался вопросом, а Е.С. была его калибра человек? Ему с ней не было тягостно?
Да, в нем не было богемной яркости, и Елена Сергеевна, выбившись при нем из гарнизона в высший свет, довольно быстро слезла с этого средства передвижения и отправилась преклоняться перед талантом Булгакова (кстати, если он и был именно тогда популярен, то в очень узких кругах).
Из чего следует, что для нее поменять мужа проблемы не составляло, и ни первого, ни второго она, в сущности, не любила. И большой вопрос - ее личное отношение к Булгакову. Мадам, похоже, та еще была.
Что касается фильма, то да, четверка с плюсом уверенная. Можно было и лучше, нередко такое впечатление, что гнали план и халтурили.

Виктор Эссен   21.03.2010 13:52   Заявить о нарушении
Вынужден продолжить тему "А знаете ли Вы?"
Ген Шиловский Е.А. (при советской власти)никогда в военных гарнизонах не служил. Он всегда работал в штабе в Москве. И вытащить из гарнизона будущую Булгакову просто не мог.
Булгаков был очень известным драматургом. Постановки его пьес были в трех московских театрах, а также в Риге и Париже в 20-30 годах.
В Москве на его пьесах всегда был аншлаг.
Самая известная пьеса "Дни Турбиных" шла в МХТ (нынешний МХАТ) до августа 1941 г. До начала немецких бомбежек.
Остальные были сняты по политическим мотивам в начале 30-х. И были ещё минимум две пьесы, которые не дошли до премьеры.
И.В. Сталин присутствовал на спектакле "Дни Турбиных" по разным сведениям 17-25 раз.
С постановкой этой пьесы связывают возрождение чеховских традиций в МХТ, которые перед тем были как будто утеряны.
Актеры играли настолько достоверно, что зрители, знакомые с реальностями гражданской войны, увидев пережитое на сцене, неоднократно падали в обморок. Так, что приходилось вызывать Скорую помощь.

Мне бы не хотелось сравнивать Вас с аграрием (быш. колхозник) или рабочим - станочником, у которых не достаточно образования и нет возможности пополнять знания в текучке дел.
С уважением к Вашим политическим взглядам и с тем, что роман М&М чересчур распиарен.

Владимир Мурашов   21.03.2010 21:32   Заявить о нарушении
А я и есть практически аграрий (буквально сегодня лазил в погреб за картошкой), и работаю я на заводе, причем далеко не в мегаполисе, так что за разговор через губу могу и глаз подбить:)

Шутка, конечно. Я не могу Вам запретить преклоняться перед талантом Булгакова, если есть такая потребность. Но обсуждая предыдущего мужа последней жены Булгакова, мы уходим от обсуждения собственно романа.

Виктор Эссен   21.03.2010 23:36   Заявить о нарушении
Да что ж Вы за человек-то такой конфликтный... Творческий, не иначе:) Колхозниками не понимаемый...

Я лишь подчеркнул, что не отношусь к тем социальным слоям, в которых принято "преклоняться перед талантами", и не вижу в этом факте биографии ничего, на что стоило бы смотреть свысока. Да, я "аграрий", и два высших плюс десять лет работы в области оборота социальной информации и воздействия на ее потоки меня не переделали. Наоборот, даже помогает в работе.

Виктор Эссен   23.03.2010 18:35   Заявить о нарушении
Предлагаю не сожалеть о том, что бой не состоялся. Я поздно вспомнил, что имею дело с уральцем. А они не признают компромиссов.
Даже не Булгаков, тема конца 20-х настолько сложна, необычна исторически, что порой можно добиться понимания только после рукопашной.
Конечно в тему можно не соваться вообще. Или комментировать чужие незрелые попытки. Но так слишком просто.
Желаю удачи и крепкого здоровья.

Владимир Мурашов   23.03.2010 20:43   Заявить о нарушении
Семантики у реплики в целом ноль, конечно, "нонеча оно не то, что давеча", но отдельные мысли вызывают у меня сочувствие.
Действительно, тема 20-х - начала 30-х, в которых писал Булгаков, архисложная и архимногоплановая. "Без поллитры" там очень сложно разобраться, и я не буду утверждать, что понимаю ее до конца (хотя и знаю очень многое).
Тем и опаснее восьмиклассницы с глубоким внутренним миром, которые об этой эпохе узнают в основном из произведений Булгакова. Уж лучше б на Борхесе свой ГВМ культивировали...

Виктор Эссен   23.03.2010 22:11   Заявить о нарушении
Почему бы Вам не купить ещё один диплом? А если есть деньги, то и два? Будете чел. энциклопедических знаний. Рассказывать при случае о гарнизонах и мелких драматургах. И излагать свои соображения о прожитой эпохе.
Нельзя же постоянно терпеть от восьмиклассниц. Покажете диплом (или сразу два) и они всё прекрасно поймут.

Владимир Мурашов   24.03.2010 08:02   Заявить о нарушении
1. На Урале дипломы покупать, мягко говоря, не принято. Я учился сам и еще подрабатывал рефератами и курсовыми. И если меня черти понесут еще учиться, то я буду учиться, а не получать документ об образовании.
2. Я и без того человек энциклопедических знаний и большой профессиональной эрудиции. Именно поэтому у меня не получается "преклоняться" перед чьим-либо талантом. Я для этого слишком хорошо знаю механизм создания объектов поклонения.
3. Восьмиклассницы вырастают, а сформированное "преклонением перед талантом" представление у них остается. Рано или поздно они дорастают до степеней известных, становятся чиновницами, учителями, журналистами, да и просто избирателями, и начинают принимать какие-то решения, в том числе касающиеся и нас с Вами. А база для принятия решений у них подменена "преклонением".
Продолжайте ерничать, если иных аргументов не осталось.

Виктор Эссен   24.03.2010 21:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Виктор Эссен)

Виктор, мне понравились Ваши рассуждения на счёт значения в "истории" нашего читательски-зрительского восприятия "Мастера и Маргариты" Булгакова и снятого по его "следам" фильму. Согласен не совсеми "направлениями мысли" Вашей, но с большей их частью. Только от себя бы добавил в тон Вашей заключительной фразе-точке: "об остальном лучше сказано в Новом Завете...".)) Всего Вам Доброго и Светлого!

С уважением,
Геннадий

Иван Змиёв   02.02.2007 23:24     Заявить о нарушении
Геннадий, речь шла о том, что не следует придумывать себе авторитетов. Именно это я и имел в виду, говоря "не сотвори себе кумира". И сказано это, если я не ошибаюсь, в Торе, то есть Пятикнижии Моисеевом.
Речь о том, что наша образованщина постоянно подражает незабвенному Васисуалию Лоханкину - то есть, вместо того, чтобы работать, читает "культовые книги", и считает, что так и должно быть.

Виктор Эссен   05.02.2007 07:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Виктор Эссен)

Виктор,

при всём согласии с вами по поводу "моды" на писателей, искусственного создания "культовых авторов" - в оценке Булгакова в целом и "Мастера и Маргариты" в частности согласиться не могу.

На мой взгляд, эта книга чрезвычайно талантлива. И потому популярна.

Я уже писал, что 12 лет абы что не пишут. Михаил Афанасьевич отдал этой книге значительную часть своей жизни, самые цветущие годы. Согласен, сам по себе этот факт не может служить мерилом гениальности. Но по его черновикам и разным редакциям я отслеживал, как создавалось это произведение. Как оно переписывалось напрочь, как подбирались слова, персонажи, характеристики, как менялась философия...

В мировой литературе, думаю, очень мало столь ярких, тонких, сильных книг. Мы можем рассуждать, к примеру, о том, что "Дон Кихота" или "Божественную комедию" ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО "интеллигенции" так и не дочитало до конца - ежели вообще читало. Да что там! Я знаю, что даже "Гамлета" мало кто читал, хотя его уже в школе проходят. Но жонглирование оименами Гертруды, розенкранца и Гильденстерна, Полония, Озрика и проч. - в богемной среде является хорошим тоном.

Однако разве НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ мы будем делать вывод о бесталанности названных шедевров? А для меня они - шедевры. Нет.

Наличие популярности (прошу простить канцеляризм) вовсе не подразумевает наличия таланта.Но и не значит, что все талантливые книги должны быть непопулярны и не читаемы.


Знаете, лишь когда я занялся литературоведческим изучением "Мастера", я понял, что за формой многие из нас не осознают, не видят того содержания, которое вкладывал в книгу Булгаков.

Нет, в своём исследовании я порою дразню читателя, нередко высказываю слишком смелые мысли. Это совершенно естественно. Надо пробуждать, тормошить мозг.

Но есть и феноменальные вещи. Например, проецирование фигуры Маяковского на Воланда, а футуристов - на его свиту. Возможно, в ближайшее время я выложу эту небольшую главу.

Постарайтесь всё-таки почитать не только сам роман, но и кое-что о нём, о жизни Булгакова. Право слово, оно того стоит.

Фима Жиганец   18.01.2007 19:12     Заявить о нарушении
Александр, я готов согласиться с многоплановостью романа и глубиной личности самого Булгакова. Как вы, возможно, заметили, мой текст, в общем-то, не об этом. Он о "культовости" и обязательности для прочтения для демонстрации принадлежности к среде. А также о том, чего нет и быть не может.
Кстати, Ваши изыскания на тему романа лично мне понравились. В них чувствуется обоснованность и принадлежность к реальному миру. Это именно то "нормальное литературоведение", о котром я писал.
Ведь еще раз повторю, роман не о сатане - роман - о людях. А все сатанинское и потустороннее - не более чем допустимый литературный прием.

Виктор Эссен   19.01.2007 06:17   Заявить о нарушении
Кстати, вы лично не видите противоречия в том, что людям нужно растолковывать смысл гениальной книги?
Лично я считаю так: есть текст, и каждый прочитавший из него вынесет то, что сможет.
А жизнь Булгакова... я все не могу написать устраивающий меня текст о сакрализации и поэтизации страданий в русскоязычной культуре. Лично меня его биография в его гениальности не убеждает. Вы уж не обижайтесь...

Виктор Эссен   19.01.2007 06:40   Заявить о нарушении
Виктор,
я так же, как и вы, противник "культовости" того или иного произведения.

Что касается необходимости разъяснений и толкований, то я считаю это необходимым. Каждый волен выбирать, читать ли ему их или ограничиться текстом. Однако для меня комментарии Щеглова к "Двенадцати стульям" и "Золотому телёнку" не менее интересны, нежели сами романы. Хотя комментарии эти - совсем иной жанр.

Я уже не говорю о том, что с годами многие реалии уходят, а они крайне важны для понимания произведения.

Фима Жиганец   19.01.2007 08:47   Заявить о нарушении
Александр, насчет уходящих реалий вы совершенно правы. Но вот комментарии, не касающиеся таких вещей... Это действительно совершенно другой жанр, иной текст, уже лишь опосредованно связанный с изначальным произведением. Читать их порой, действительно интересно, но - как самостоятельные тексты. С самим текстом лично я предпочитаю работать самостоятельно, ведь окончательный вариант - это то, именно то и только то, что хотел сказать автор. Поэтому текст отдельно, а комментарии все же отдельно.
Если, конечно, речь не идет о произведениях, изуродованных цензурой и "редактированием". Но и тогда, как правило, есть возможность восстановить авторский вариант как единое целое.

Виктор Эссен   19.01.2007 11:36   Заявить о нарушении
Комментарии - всегда отдельно. И действительно, я с вами согласен насчёт зыбкости разного рода философских, идейных и прочих интерпретаций текста. Я ещё по Добролюбову знаю, по "лучу света в тёмном царстве". Как нам про него долбили в школе и даже в универе! А когда я "непричёсанными глазами" прочёл "Грозу", то ужаснулся: какой же луч эта самая Катерина, когда она только и вспоминает, как хорошо было у маменьки - сиди себе, грызи семечки, гляди в окошко - и ни хрена не делай! Это та же Кабаниха, только вид сбоку. Пушкина нам постоянно представляли ррэволюционэром и т.д.

Подобного рода комментарии - вещь опасная и чаще всего вредная.

Фима Жиганец   19.01.2007 15:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Виктор Эссен)

Не знаю... По моему это - выпендрёж. Роман "Мастер и Маргарита" книга на все времена. Уезжая на необитаемый остров взял бы с собой в числе первых. Да и остальное творчество Булгаков адорогого стоит, хоть "Белая гвардия", хоть "Роковые яйца". Пожалуй только с "Театральным романом" я не подужился.
***
С уважением, БВВ.

Бирашевич Владимир   25.01.2006 13:36     Заявить о нарушении
я понимаю, что покусился на святое...
но все же, давайте поглядим правде в глаза: популярность М&М - штука сугубо субкультурно обусловленная. а остальной Булгаков стоит в ряду всех писателей того времени, не особо и выделяясь. может быть, я кому-то плюнул в душу, но это повод, чтобы ее вымыть.

Виктор Эссен   26.01.2006 09:30   Заявить о нарушении
Не припомню, чтобы из массы прочитанного, в том числе у других писателей той эпохи что-либо так цепляло за душу. Разве что "Конармия" и рассказы Бабеля, но совсем по-другому.
***
БВВ

Бирашевич Владимир   26.01.2006 14:40   Заявить о нарушении
Не могу с Вами согласиться. Достаточно сильно, к примеру, цепляет поздний Маяковский (ранний, кстати, тоже).
"Конармия" - абсолютно нечитабельная вещь, написанная с огромным талантом. Вот такой абсурд. Видите ли, тексты не висят в воздухе, и их читатели тоже. И если в определенной социальной группе не читающий и не понимающий роман писателя "икс" под названием "игрек", грубо говоря - лох, то он никогда в этом не сознается.
У меня выросла племянница на глазах. От кого она уже за последние десять лет не фанатела! В данной ситуации (с Булгаковым) механизм образования популярности ориентировочно тот же.

Виктор Эссен   01.02.2006 15:59   Заявить о нарушении
//// Маяковский конечно, запоминаем хотя бы в силу своей нестандартности, но любить его поэзию?! Да и поэзия ли это? Сомнения порой возникают. Уж больно всё как-то плакатно и ремесленнически. А поэтические образы? Чего стоит хотя бы этот, про бульвары:
«…где кровью харкает туберкулёз, где ****ь с хулиганом, да сифилис…» Не правда ли очень поэтично. «Клоп», «Облако в штанах» и т.д., и т.п. На цитаты раздергать можно, а перечитывать не хочется. Единственное, что когда-то понравилось, так, пожалуй, вот это:
«…а вы ноктюрн сыграть могли бы, на флейте водосточных труб…»
//// «Конармия» - произведение тяжелое и по языку и по смысловой нагрузке, но крайне интересное, хотя, в отличие от Булгаковских книг, я бы его с собой на необитаемый остров не взял.
//// Вам повезло с племянницей – она ЧИТАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. Очень не типично для современной молодёжи. Что скачет с одного на другое, не есть хорошо, однако, не беда. Очень широк современный спектр, предлагаемой литературы. Постепенно разберётся и найдет своё. Моя дочь так предпочитает чтение гороскопов и рекомендаций по уходу за кожей лица. Художественные произведения, если и вошли в первую десятку по интересам, то с трудом. Булгакова правда почитывает.
***
С уважением, БВВ.

Бирашевич Владимир   02.02.2006 14:09   Заявить о нарушении
Владимир, вы не поняли, она никогда ничего не читала, кроме модных журналов. Она фанатела от Губина, Земфиры, Кристины Агилеры, Ренаты Литвиновой и прочей подобной шушеры. Факт фанатения от Булгакова, Сорокина, Буйды, Пелевина, вообще сам факт фанатения - явление того же порядка. Сейчас она взяла книгу в руки. Догадайтесь, что? Нет, не М&М - "Дневники начинающей стервы". Фанатизм усилился. Пытаюсь ей объяснить, что все не так просто, как там пишут, и что вокруг девушки после 20 лет уже не пляшут с таким энтузиазмом - но она же крутая! Она же звезда районной дискотеки!
Так вот, "гуру", знающий роман наизусть - такая же, в сущности, звезда районной дискотеки. Просто плоскость под другим углом. Другой кластер, тот же механизм.
Надеюсь, я понятно выразился.

Виктор Эссен   14.02.2006 12:04   Заявить о нарушении