Рецензии на произведение «Тайна гибели Первого космонавта планеты Земля»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Спасибо, Александр. :).
Ярослав Вал 10.07.2010 07:23 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2010/03/15/17
С уважением
Александръ
Александр Красин 15.03.2010 00:22 Заявить о нарушении
Удачи,
Александр Попов 15.03.2010 01:06 Заявить о нарушении
Интересно! Очень, особенно - Легенды.
Лександр Флейм 30.03.2008 06:47 Заявить о нарушении
Александр Попов 30.03.2008 15:51 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш труд!
Я думаю многие с нетерпением будут ждать ответов, которые, как Вы правильно сказали, принесёт только ВРЕМЯ...
Жанна Марова 29.03.2008 15:21 Заявить о нарушении
Александр Попов 30.03.2008 04:06 Заявить о нарушении
Спасибо.
Это нужно знать, помнить, чтобы думать.
Федор Остапенко 27.03.2008 15:05 Заявить о нарушении
Читал Вашу статью, Александр, раньше, перечитал сейчас…
По поводу версий… Когда-нибудь всё же истинная версия будет обнаружена. Но дело в другом: это МЫ.
Я уже писал о том, что нет Столпов и умерли Легенды. Во всей мишуре современной жизни так мало Настоящего. Но почему же не хранить то, что есть?
Отец рассказывал, КАК ликовали все, какое было единение (подлинное – не по команде!), когда Гагарин полетел в космос!
Люди – тогда и сейчас… Куда идём? Вот какие вопросы мучают меня, и после прочтения Вашей статьи вопросы эти обострились.
С уважением,
Сергей
Сергей Варсонофьев 27.03.2008 04:40 Заявить о нарушении
Александр Попов 27.03.2008 23:43 Заявить о нарушении
Но всё равно дело ещё и в нас. Я, например, ТВ практически не смотрю (так, заглядываю – кстати, по поводу гибели Гагарина сказать вскользь, как сюжет программы… по-моему, дико). Дочки мои читают книги, возим их по провинции, да и по родному Питеру – а сколько в Питере людей, которые ни разу (!) не были в Эрмитаже! Да ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ!
Однако, общаюсь с людьми много, и вижу обратную картину: есть интересующаяся молодёжь, есть лица достойные в толпе. Жена у меня экскурсовод – с какой радостью я слушаю её рассказы об экскурсантах из провинции! Приезжают интересующиеся ребята, их везут в Питер подвижники-учителя – это ли не счастье!
Теперь по поводу одной из версий (её озвучивал моему покойному деду его родственник, генерал-лейтенант, баллистик; расскажу, как помню).
По его словам, на этих учебных самолётах-спарках устроено управление было так, что если заклинить один из штурвалов – вторым управлять невозможно.
Так вот, по его версии, Гагарину стало плохо, вроде бы он даже потерял сознание, и навалился телом на штурвал – в этих условиях Серёгин не мог управлять штурвалом физически, мог лишь катапультироваться, чего делать не стал.
Вот такая версия, я не специалист на 200 %, потому всего лишь озвучиваю.
Если б мог прокомментировать кто-либо, знающий именно этот тип самолётов, был бы благодарен.
Но в любом случае, низкий поклон Юрию Алексеевичу – символу эпохи.
И ещё: по-моему, ни одна из вдов не вела себя так достойно, как вдова Гагарина; да и дочки очень приятные – видел их давно в каком-то документальном фильме, очень тёплое ощущение осталось.
Вам, Александр, всего самого доброго!
Сергей Варсонофьев 28.03.2008 03:25 Заявить о нарушении
Интересную версию рассказал Вашему деду генерал. Их на сегодня много – этих версий. И ни одна из них, к сожалению, не является пока официальной. Это ли ни наш национальный позор... Спасибо ещё раз, Сергей, Вам за неравнодушие. Вот ещё только хочу познакомить Вас с одним стихотворением Феликса Чуева, которое нигде ещё по-моему не публиковалось. Слышал его от экскурсовода в музее космонавтики в Калуге, там и записал на диктофон мобильника:
Надоели сказки бездарные –
Столько россказней и легенд.
Надоели сплетни базарные,
Облепившие монумент.
Столько липких нетрезвых слухов,
Но сейчас не об этом речь.
И, как он, собравшись с духом,
Я хочу эту ложь пресечь.
Замолчите! Не смейте! – Слышите?
Он пилотом был до конца.
Если вам это можно – выпивши,
Он нигде не терял лица.
Я сказал о нашем Гагарине,
Как без лишних слов и <ура>,
Он летел на такой развалине,
Что давно на свалку пора.
Был не раз мотор в перечистке,
Три ресурса давно прошли –
Неужели во всей Отчизне
Лучших крыльев ему не нашли?!
Туг не техника виновата,
Весь отряд летал на таких –
На <гробах>, изъятых когда-то
Из частей из лётных других...
И причину нелепого бедствия
Объяснять бы не мне, не в стихах,
А в делах судебного следствия –
Почему получилось так...
Александр Попов 28.03.2008 10:20 Заявить о нарушении
Александр, здравствуйте!
Если Вам не сложно, и у Вас появятся новые сведения о расследовании гибели Гагарина, напишите мне об этом, пожалуйста. Моей семье это очень важно.
Анастасия Галицкая Косберг 18.03.2008 16:03 Заявить о нарушении
Одним словом, на сегодня работа продолжается, хотя больше это похоже на самодеятельность энтузиастов, общественности, а ведь для всего этого нужно решение Правительства о создании Госкомиссии…
Если у меня появятся какие-либо новые сведения о тех трагических событиях я Вам об этом напишу.
Александр Попов 19.03.2008 01:39 Заявить о нарушении
Уважаемый Александр!
Просматривая Интернет, натолкнулся на Вашу публицистическую страничку по обсуждению гибели Гагарина Ю.А. и Серегина В.С.
27 марта 2008 года – печальный юбилей – 40 лет со дня этой катастрофы.
10 лет назад я как научный редактор опубликовал книгу моего отца об этой катастрофе: Козырев В.Т. «Еще раз о гибели Гагарина»/ Под ред. А.В.Козырева.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 72 с., ил.
К 90-летнему юбилею Валентина Тимофеевича в 2005 году в издательстве МГТУ вышла его последняя монография: Козырев В.Т. «Автоколебательная аэротермоакустика газотурбинных двигателей»/ Под ред. А.В. Козырева.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. – 456 с.: ил., где есть глава по анализу гибели МиГ-15, борт № 18, которая будет интересна читателю - специалисту.
В конце прошлого года по случаю 10-летия со дня смерти отца в журнале « Авиаинформ» №9(44) 2007 вышла статья президента АССАД Чуйко В.М. «В память о коллеге и учёном», которую пересылаю Вам в виде прикреплённого файла. Она характеризует автора «двигательной гипотезы» как человека и ученого.
В Вашей статье «Тайна гибели Гагарина» Вы, по-видимому, использовали книгу «Ещё раз о гибели Гагарина» как один из литературных источников, и поэтому познакомиться с дискуссией по этому вопросу было интересно.
Что можно добавить по существу «двигательной» версии, автором и сторонником которой был отец?
За 10 лет после издания книги «Еще раз о гибели Гагарина» в мой адрес не поступило ни одной серьезно аргументированной работы, что в рамках тех фактов, на основе которых построена версия, это могло быть не так, как описывает Валентин Тимофеевич.
В портфеле рецензий на Вашу публикацию есть один отрицательный отзыв на «двигательную версию» (автор Вадим Дикан).
Вероятно автор рецензии не знаком с книгой отца «Ещё раз о гибели Гагарина», где на стр. 28-31 и рис.4 дан исчерпывающий с точки зрения авиадвигательной инженерии комментарий, почему в режиме авторотации обороты двигателя РД-45ФА могут быть 9000-10000 об/мин, а не 30% от 12300 об/мин, как утверждает автор рецензии. Автор рецензии путает (или не понимает) различия между стационарной авторотацией и нестационарной авторотацией газотурбинного двигателя.
На самом деле проблема признания или отрицания «двигательной версии» не в том, чтобы искать ошибки автора (их не нашли ни научный редактор, ни рецензенты проф. Бекнев В.С., Переверзев Е.С., ни автор «штопорной» версии проф. Белоцерковский С.М.). Их нет в рамках поставленных ограничений. А в том, чтобы найти убедительные доказательства неработоспособности или работоспособности двигателя и тем самым подтвердить либо опровергнуть те ключевые моменты, на которых гипотеза построена.
Для этого при проведении исследования с фрагментами двигателя должно быть научно доказано, что перед разрушением двигателя в течение последних 20 сек рабочая температура камеры сгорания была отлична от рабочей температуры двигателя в боевом (взлетном) режиме.
Думаю, что для современного этапа развития методов физико-химического анализа возможно даже сейчас попытаться получить ответ.
Цель этого исследования можно сформулировать так:
В структуре материалов элементов двигателя и конденсированных продуктах сгорания на элементах двигателя найти научные доказательства того факта, что в последние 20 сек элементы камеры сгорания (жаровая труба, форсунки и др.) содержали химические соединения, которые возникают при температуре ниже, чем стационарное значение температуры при работе двигателя во взлётном режиме. Это своеобразный предсмертный отпечаток трагических событий, запечатленный в останках двигателя РД- 45ФА зав. № 8445А29ОУ, и его нужно расшифровать не в дискуссии, а в кропотливой научно-исследовательской работе.
Возможную помощь дало бы более достоверное подтверждение факта холодной удлинительной трубы двигателя. В книге «Ещё раз о гибели Гагарина» эти данные приводятся как «информация Шулинского И.И.». Вероятно, в отчетах НИИЭРАТ по исследованию состояния двигателя РД-45ФА зав. № 8445А29ОУ можно было бы найти более строгое её подтверждение, что сделало бы «двигательную» гипотезу наиболее вероятным объяснением гибели. Но, повторяю, это лишь дополнительное к основному доказательство. В любом случае необходимо разумно объяснить общепризнанный факт того, что при столкновении с Землей обороты двигателя были только до 10000 об/мин, хотя положение РУД соответствовало взлетному режиму с оборотами ротора двигателя 12300+40-20 об/мин, а оборотов 10000-9000 об/мин нормально работающий двигатель РД-45ФА иметь не может (см. прикреплённый файл паспорта двигателя РД-45 ФА).
При подготовке книги «Еще рез о гибели Гагарина» к публикации, я естественно связывался с головным НИИ по эксплуатации и ремонту авиационной техники (НИИЭРАТ ВВС). Разговор был в марте 1998 г. с зам. по науке Горшковым Владимиром Анатольевичем о возможности ознакомления с отчетами НИИЭРАТ по самолету МиГ-15 №18 и возможности проведения исследований по двигателю самолета. Разъяснение было следующим. Материалы по катастрофе грифа секретности не имеют, но доступ к ним ограничен действующим и в настоящее время постановлением ЦК КПСС и Правительства СССР. Поэтому для того, чтобы ознакомиться с материалами исследований по самолету МиГ-15 № 18, проведённых НИИЭРАТ ВВС, необходимо разрешение на уровне не ниже Главкома ВВС, а для проведения дополнительного исследования необходимо соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Именно из-за этого пришлось закончить книгу «Ещё раз о гибели Гагарина словами: «Катастрофа 27 марта 1968 г. Самолета МиГ -15 бортовой №18 у деревни Новоселово ждет следующего этапа исследования, и хочется верить, что это будет».
За прошедшие годы у меня сложилось мнение о том, что в вопросе выяснения истинных причин гибели Ю.А.Гагарина и В.С. Серегина не надо торопить события. Пусть время залечит раны тяжелых утрат, и в обществе созреет необходимость проведения следующего этапа приближения к раскрытию этой катастрофы. Возьмите классический пример с гибелью Титаника. Время расставило все на свои места. И помогла раскрыть истинные причины катастрофы в первую очередь наука.
В заключении мне хочется поблагодарить Вас за Вашу публицистическую работу по привлечению внимания широкой и научной общественности к «двигательной» версии гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина.
Мне представляется, что в списке версий она занимает не последнее место и при проведении следующего этапа изучения причин катастрофы будет внимательно рассмотрена и проанализирована.
17 марта 2008 г. А.В.Козырев
Александр Козырев 18.03.2008 00:33 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2006/11/21-07
На днях мне прислал письмо корреспондент «Известий» Сергей Майоров, который сейчас через Сергея Миронова (Совет Федерации) и Константина Эрнста (1ТВ) пытается организовать к 40-летию объективный фильм о тех событиях (последний такой фильм снял и показал Л. Якубович). Возможно, и с ним Вам уместно было бы связаться.
Я получил Вашу электронку. Прикреплённый файл отправьте мне по адресу aleks000@km.ru С удовольствием познакомлюсь с Вашим материалом. Очень рад, что дело, которое начал Валентин Тимофеевич продолжаете Вы.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями,
Александр Попов 18.03.2008 05:37 Заявить о нарушении
Александр Попов 18.03.2008 14:04 Заявить о нарушении
Уважаемый Попов, вы понимаете, что значит - уничтожить Гагарина? Автоматически информация контролировалась и проверялась на уровне КГБ, системы внутренней безопасности ВВС, службы внутренней безопасности всей космической промышленности и так далее. Есть более реальная версия - преднамеренное вторжение истребителя в зону полета и преднамеренный маневр, вызвавший удар воздушной волны по самолету. Но главное - обилие слухов и версий, имеющих след из КГБ, после смерти. Слухи были призваны увести людей от истины. Короче, не важно, как погиб Гагарин. Его гибель был обязан санкционировать Андропов. Иначе были бы страшнейшие репрессии. Андропов без одобрения Брежнева или желания Брежнева не вмешиваться на такое бы не рискнул, как и в случае убийств Кулакова и Мошерова.
Алексей Богословский 09.04.2007 13:31 Заявить о нарушении
Александр Попов 09.04.2007 23:43 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 12.04.2007 00:15 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
К сожалению только недавно узнал о Вашем возвращении на Прозу.
Очень рад за Вас, но больше, наверное, за себя и других читателей, которым нравятся и нужны Ваши произведения.
Поздравляю!
Что касается затронутой темы, то мне кажется, что в данном конкретном случае наиболее вероятна версия технических неполадок. Разве другие учебные самолёты, на которых летают другие лётчики готовят к полётам менее тщательно? И всё же аварии случаются регулярно. Железо есть железо.
А жизнь и, особенно неожиданная гибель людей, ставших волею судьбы всемирно известными и знаменитыми, всегда волнуют и интригуют. Отсюда и изобилие версий. Из которых ни одна не получит всеобщего признания, поскольку на каждую найдутся как сторонники, так и противники.
И здесь, мне кажется, надо удержаться от конкретных обвинений и безапелляционных суждений. Они просто неконструктивны.
С уважением.
Анатолий
Анатолий Феоктистов 04.05.2006 11:07 Заявить о нарушении
Что касается версий о причине гибели Юрия Гагарина – их очень много. В этом материале, чтобы не запутать в них читателей, я сделал акцент всего лишь на одной из них. Рассчитываю на то, что мои рецензенты выскажут свое мнение об этой авиакатастрофе, приведут новые версии, вспомнят об уже имеющихся.
Очень далек от мысли, что этот материал, ход обсуждения его позволит как-то ближе подобраться к тайне этой во многом нелепой гибели двух замечательных людей Советской Страны. На литературном сайте такие вещи, как правило, не решаются. Хотя, все может быть… Здесь уже высказали свое мнение специалисты в этой области, и весьма квалифицированные.
Специально для Вас, Анатолий, подготовил еще одну, заслуживающую внимания версию о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина из книги «Юрий Гагарин. Портрет без ретуши». М., 1991.
С уважением, Александр Попов.
***
Семён Казаков. Катастрофа...
Самолёт УТИ МиГ-15, пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза полковником В. С. Серёгиным с работающим двигателем с высоты четырёх тысяч метров начал беспорядочно падать и, срубив под углом сорок пять градусов несколько деревьев, врезался в землю.
Что же случилось? Определённая ясность внесена сегодня профессором С. М. Белоцерковским и космонавтом А. А. Леоновым, результаты их работы опубликованы в 1987–1989 годах в газетах «Правда», «Красная Звезда», в журнале «Наука и жизнь» и других изданиях.
Никто не сомневается в добросовестности и объективности исследователей, очень близко знавших первого космонавта планеты Земля. И всё-таки они прямо не ответили на вопросы о том, почему ни Ю. А. Гагарин, ни В. С. Серёгин ничего об аварийной ситуации не доложили на КП – не вышли на связь с руководителем полётов, что не позволило им катапультироваться или совершить аварийную посадку – ведь рядом с местом падения самолёта большие поля. Обо всём этом в исследовании сказано довольно неопределённо.
Ю. А. Гагарин, допустим, мог «постесняться» сообщить на КП о непонятном падении самолёта, но В. С. Серёгин, ВХОДИВШИЙ В ДЕСЯТКУ ЛУЧШИХ ЛЁТЧИКОВ МИРА ПО РЕАКЦИИ, по инструкции, по правилам «Наставления по производству полётов», как инструктор обязан был об аварийной ситуации доложить на КП.
И Ю. А. Гагарин и В. С. Серёгин как раз не те люди, которые могли нарушить «наставление». Оно ведь написано кровью и мужеством не одного лётчика, и никто не может им пренебречь. В противном случае, в первую очередь для пренебрегшего или окружающих, создаётся аварийная ситуация, в большинстве своём почти всегда ведущая к катастрофе.
Напрашивается вывод, что в момент падения самолёта оба лётчика потеряли сознание, поэтому ни один из них не вышел на связь с руководителем полётов.
Версии о том, что планер столкнулся с шаром - зондом, или на самолёте произошёл взрыв гидробачка, или планер столкнулся со стаей птиц, по многим причинам отпадают, о чём сказано в исследовании. Но даже в такой ситуации один из лётчиков мог оставаться в сознании, мог управлять самолётом или, во всяком случае, что-то передать на КП.
Значит, произошло что-то другое. Но что? Тут всплывает и настораживает факт, что самолёт Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина попал в спутную струю сверхзвукового самолёта. Версия эта вначале выдвигалась и изучалась, а потом о ней забыли, замолкли.
А ведь факт отклонения от маршрута и от плановой таблицы по времени сверхзвукового самолёта, вылетевшего с одного из подмосковных аэродромов, был. Время этого отклонения совпадает со временем нахождения в воздухе самолёта Гагарина и Серёгина.
Мало того, совпадает и зона пребывания летательных аппаратов в воздухе.
Почему же версия непредвиденного сближения двух самолётов, приведшая к катастрофе одного из них, – уплыла? Чтобы не говорить бездоказательно, отдельные факты, события придётся, может быть, их детализировать, так как речь идёт не о рядовом ЧП.
В 1968 году вскоре после гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина меня направили на учёбу в Москву. Обстоятельства гибели Юрия Алексеевича Гагарина не выходили из головы. Что же произошло? Я обратился, как положено военнослужащему, по инстанции с просьбой, чтобы меня включили в состав комиссии по расследованию причин гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина.
В этом мне отказали по тем мотивам, что я уже давно ушёл из авиации, профессиональных навыков не имею и что взаимоотношения мои с космонавтом были дружеские, поэтому я, мол, могу быть пристрастным.
Теперь, когда прошло время, мотивировка отказа стала ясна: нельзя было знакомить с документами и тем более включать в состав комиссии весьма заинтересованного человека.
Правда, Н. П. Каманин, возглавлявший тогда все космические службы, по моей настойчивой просьбе разрешил побывать на месте катастрофы. В тот период туда не пускали – всё ещё шла работа по сбору обломков самолёта и других материалов, могущих как-то пролить свет на причину катастрофы.
С собой в поездку я пригласил своих коллег В. С. Геронина из Москвы и А. М. Пинишина из Пензы. В районе катастрофы у местных жителей уточнили маршрут и вскоре попали к домику с надворными постройками, где жил Н. И. Шальнов, бывший учитель местной школы. Он очень подробно рассказал, как произошла катастрофа буквально в трёхстах метрах от его дома. Он видел, как падал самолёт. Всё, о чём рассказывал Шальнов, хорошо запомнилось.
В тот день, 27 марта где-то в десять часов утра он вышел во двор своего дома и вдруг не только услышал, но даже как-то физически почувствовал, что как будто сжимается воздух и нарастает свист, а затем с рёвом, на малой высоте над его домом проносится самолёт, затем он круто поднимается вверх, за облака.
И только Н. И. Шальнов опомниться не успел, как увидел, что этот «сумасшедший» самолёт оттуда, из-за облаков, падает, кувыркаясь, то опуская, то задирая нос. Учитель рассказал, что его в тот день и после очень много раз расспрашивали об увиденном.
Вернуться к рассказу Шальнова меня побудили и такие обстоятельства. После одного из выступлений о Ю. А. Гагарине ко мне подошёл К. Г. Котов, инженер из Москвы, и рассказал, что он 27 марта 1968 года приехал к себе на дачу, которая расположена неподалёку от места катастрофы и невольно стал очевидцем трагедии.
ОН РАССКАЗАЛ ПОЧТИ ТО ЖЕ САМОЕ О ПАДЕНИИ САМОЛЁТА, ЧТО ГОВОРИЛ И ШАЛЬНОВ. НО ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО КОНФИГУРАЦИЯ САМОЛЁТА, КРУТО ВЗМЫВАВШЕГО ЗА ОБЛАКА, БЫЛА НЕ ТАКОЙ, КАК У ПАДАЮЩЕГО.
Тут уж я, как говорится, профессионально вцепился в него и всё-всё перепроверил вопросами. К. Г. Котов назвал и другого очевидца падения самолёта – сторожа их дачного посёлка З. С. Кузнецову, с которой рекомендовал встретиться и поговорить. Но не перепутал ли Котов полёт двух самолётов – сверхзвукового и УТИ МиГ-15 – с самолётами поиска. Сверка времени подтверждала, что не перепутал. Ведь самолёты и вертолёты поиска вылетели в район катастрофы где-то через полтора-два часа после прекращения связи с 625-м – позывным Ю. А. Гагарина. Котов же назвал время 10-10:30 утра московского времени, то есть время, в которое и произошла катастрофа.
В отличие от Шальнова, с ним на эту тему никто не говорил, да и сам он официально ни к кому не обращался и с Шальновым знаком не был.
Самолёт, пилотируемый Ю. А. Гагариным и В. С. Серёгиным, не был на малой высоте, так как на командном пункте на экране локатора была отметка – точка их самолёта. Она соответствовала высоте четыре тысячи метров, что совпадало с последним докладом Ю. А. Гагарина на КП. Коридор, курс, высота соответствовали полётному заданию. Значит, на малой высоте пролетал другой самолёт, который видели Шальнов, Котов и другие свидетели катастрофы… Его лётчик отклонился от маршрута – попросту заблудился. И он мог, выходя из положения, «нырнуть» под облака, сориентироваться по земле и тут же, с крутым набором высоты, уйти за облака, в свой коридор.
Как свидетельствует Н. М. Богатырёв, проживавший в Смоленске, а в то время проходивший службу в воинской части, базирующейся на одном из подмосковных аэродромов, откуда вылетел тогда тот сверхзвуковой самолёт СУ-11, стало известно, что лётчика, отклонившегося от маршрута, отстранили от полётов, но вскоре он продолжал летать.
Так возникла версия: произошло не столкновение самолётов, а спарка УТИ-15 попала в спутную струю сверхзвукового самолёта. Ведь оттуда, из-за облаков, куда ушёл сверхзвуковой, падал самолёт Гагарина и Серёгина. И передать на КП что-либо они не могли потому, что, как это ни страшно сказать, возможно, они были мертвы. Это предположение подтверждает и то, что содержание адреналина в крови и молочной кислоты в мышцах не превышали норму, т. е. были такими, когда лётчик находится в нормальных условиях полёта. Когда же возникает нештатная ситуация, содержание адреналина в крови и молочной кислоты в мышцах резко возрастает. Значит, смерть для них наступила внезапно.
Не оговорился М. В. Келдыш – главный теоретик космонавтики, президент Академии наук СССР, выступая на траурном митинге во время похорон Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина: их гибель он назвал «нелепой случайностью».
«Нелепая случайность»… Действительно, это почти невероятно – угодить под близкую спутную струю и именно так, чтобы погибнуть…
Таковы свидетельства очевидцев, таковы факты. Так почему же мы так долго не знали правды о гибели космонавта? Как видите, долгим и трудным оказался путь к ответу на этот вопрос.
Командование ВВС и ПВО Московского военного округа в то время было в близких дружеских отношениях с министром обороны А. А. Гречко. А министр был очень близок к Л. И. Брежневу. Зачем же друзьям ссориться, подводить друг друга, выносить сор из избы? Вот при докладе о ЧП всё и свалили на мёртвых.
Я уверен, что не одному мне стали известны эти факты и не один я пришёл к такому выводу. Но все почему - то молчали. Может быть, боль утраты притупились и смолк звоночек совести?
А истина всё-таки, как известно, одна, и всё, кому дорога память о Юрии Алексеевиче Гагарине и Владимире Сергеевиче Серёгине, должны знать её и не думать, что в трудной ситуации они оказались беспомощными людьми...
Александр Попов 04.05.2006 14:40 Заявить о нарушении
Другое дело, когда обстоятельства сильнее, когда они не зависят от воли людей.
Думаю, что при любом раскладе никто не усомнился и не усомнится, что и Гагарин и Серёгин до конца оставались мужественными людьми.
Согласен, версия о том, что причиной трагедии стал второй самолёт, тоже имеет право на существование. Тем более, что подкрепляется медицинскими выводами.
Я не специалист в таких вопросах, однако, мне кажется, что лётчики должны были увидеть этот второй самолёт на своих приборах задолго до его приближения. И принять меры.
С другой стороны, если предположить, что у них отказали приборы горизонта и высоты, то они могли спокойно лететь к земле, думая, что летят горизонтально. При низкой облачности, тех тысячных долей секунды, которые им оставались после выхода под облака и до встречи с землёй, организм мог не успеть выбросить адреналин и молочную кислоту.
Это, конечно же, только догадки.
А Гагарин и Серёгин всегда будут героями и примерами для подражания.
С уважением.
Анатолий
Анатолий Феоктистов 04.05.2006 15:17 Заявить о нарушении
Почему же неконструктивны? Здесь я также не заметил конкретных обвинений и безапелляционных суждений. Я не согласен с Вашим утверждением о регулярности аварий.
Заявляю авторитетно - версия о попадании в спутный след (СС), может, и эффектная внешне, но абсолютно несостоятельная! Я неоднократно попадал в СС от самолёта-истребителя и могу сказать, что самолёт при этом управляется нормально. Раньше, в 80-х, к авиации со стороны партии и правительства было трепетное отношение, мы летали очень много и были влётаны. Самый яркий случай, произошедший со мной, был при выполнении противоракетного манёвра "Кобра" парой (когда самолёты в горизонтальной плоскости размыкаются на определённое расстояние без потери визуального контакта, примерно 1 км, затем также сходятся и вновь расходятся. Если смотреть сверху, то получаются зигзаги, напоминающие движение кобры, отсюда и название. При очередной перекладке крена я влетаю в СС. Скорость была около 1000 км/ч, высота 200 метров над рельефом, двигатель работал на максимальном режиме, т.е. струя выходящих газов была практически наибольшей. Время нахождения в СС было около 2 секунд, расстояние до впереди летящего самолёта - метров 100. На этой скорости самолёт пролетает около 300 м/с (277,8 м/с, если быть точнее), т.е. до столкновения с землёй мне бы хватило и полсекунды. Самолёт затрясло, перегрузка моментально возросла до 3 единиц, знакопеременные крены доходили до 40-50 градусов, но самолёт управлялся. Я не потерял ни метра высоты. Когда после полёта командир полка рассматривал плёнку объективного контроля (чтобы было понятнее - из чёрного ящика оранжевого цвета) он не меньше меня удивился такому исходу. Но факт был фактом - самолёт управлялся.
К чему я так подробно это пишу? К тому, чтобы вы поняли, что от СС не умирают, как говорится. Тем более, на средней высоте (у Гагарина и Серёгина было примерно 4000 м). Другое дело - попадание в СС от тяжёлого бомбардировщика, но и там СС, хоть и мощнее, но для истребителя больших проблем не доставляет. Это - большая проблема для таких же бомбардировщиков (у них потеря высоты доходит до 3-х и более километров).
К тому же, не забывайте, если на экране радаров был виден гагаринский самолёт, то и второй тоже должен был быть. А его как раз не было.
Где-то пару лет назад была очень хорошая и большая статья про эту катастрофу. Я не помню эту газету, но там фактически были расставлены все точки над i. Главный вывод: ошибка в технике пилотирования. А вот в чём была причина? Отказ приборов и как следствие - попадание в штопор? Даже слова очевидца Шальнова это косвенно подтверждают. Здесь мнения расходятся.
И ещё. То, что лётчики ничего не сообщили руководителю полётов, ещё не говорит о потере их работоспособности. Они могли быть увлечены каким-то действием (выводом самолёта из сложного положения, например, или выполнением пилотажа) и им просто было не до разговоров. Я нигде не заметил упоминания о расшифровке переговоров по СПУ (самолётному переговорному устройство) между членами экипажа. Возможно, разгадка могла быть здесь.
Вадим Дикан 04.05.2006 17:47 Заявить о нарушении
Теперь конкретно по Вашим замечаниям…
1. О несостоятельности версии попадания спарки в спутный след: доктор технических наук В. Буков, профессор, генерал-лейтенант С. Белоцерковский, летчик-космонавт СССР А. Леонов, инженер П. Черков, авторы математической модели УТИ МИГ-15 и расчетов воздействия вихревого следа на самолет В. Морозов, В. Желанников и многие другие эксперты считают эту версию вполне обоснованной.
2. О попадании гагаринской спарки в спутный след (несколько подробнее напишу об этом для наших читателей, Вы, как специалист, это хорошо знаете): в аэродинамике есть такие понятия, как «спутная струя» и «аэродинамический след». Это область вихревого, хаотического (турбулентного) течения воздушного потока, остающегося за любым летательным аппаратом. У попавшего в «спутную струю» самолета происходит срыв плавного обтекания, он выходит на большие, критические углы атаки. При этом резко возрастает аэродинамическое сопротивление и падает подъемная сила. Специалисты говорят: самолет «сваливается» или еще более категорично – «сыплется». В результате летательный аппарат может перейти в чрезвычайно опасный режим «штопора», то есть в самопроизвольное движение по нисходящей спирали малого радиуса, упирающейся в самую землю... Именно после попадания 625-го в спутную струю от впереди летящего СУ–11 мог произойти срыв в штопор. Специалисты считают, что возможно с этим была связана и потеря радиосвязи с гагаринской спаркой. Находясь в трудном положении из-за плохой видимости в облаках, пилоты начали выводить самолет из штопора. Их действия были умелыми и единственно правильными в этой ситуации. Но из-за ошибки метеослужбы в определении высоты нижнего края облачности самолет вышел из облаков на меньшей высоте, чем предполагалось. Летчики сделали все возможное для спасения себя и машины, но им не хватило 250–300 метров высоты. С выводами о попадании гагаринской спарки в спутную струю и сваливании в штопор можно было бы согласиться, если бы не некоторые моменты, вызывающие сомнение. Выполняя пилотаж в зоне, летчики находились между облаками, где видимость была удовлетворительной. Они не могли не заметить пролетающий рядом самолет. Не могли не заметить второго самолета в зоне полетов и наземные службы, следившие за самолетом Гагарина при помощи радаров. Это правильно подметили и Вы, Вадим. И потом, какое опасное сближение может так повлиять на самолет? Белоцерковский определяет это расстояние в 500 метров. Но любой опытный летчик скажет, что на таком расстоянии влияние вихревого следа от впереди летящего самолета сводится к нулю. По-настоящему опасное расстояние – это 30–50 метров. Но и в этом случае срыв в штопор маловероятен. Чаще всего самолет «болтает» и встряхивает, о чем, Вадим Вы и пишите, исходя из своего опыта. Вероятно, причиной, повлекшей за собой смерть летчиков, было нечто иное, о чем госкомиссия умолчала в своем отчете…
3. О том, что при попадании в спутный след летчики не умирают: попав в спутную струю – если принять эту версию – от сверхзвукового СУ-11 спарка свалилась в штопор. От перегрузки у Серёгина случился инфаркт или потерял сознание. О проблемах с сердцем у Серёгина было известно уже давно, но для того чтобы летать командиру авиачасти медкомиссия не препятствие. Медэспертиза подтвердила предельно пониженное содержание кислорода в тканях Серёгина (а это один из показателей сердечной недостаточности), у Гагарина кислород был в норме. В этой ситуации самолётом управлял Гагарин, он не катапультировался, так как не смог бросить командира в беспомощном состоянии. Гагарин пытался вытянуть, но вес дополнительных баков с горючим, установленных на спарке, нехватка высоты, времени сыграли свою трагическую роль.
С уважением,
Александр Попов 05.05.2006 04:16 Заявить о нарушении
Александр, попробую немного пояснить свои мысли.
Как мы уже знаем, наиболее правдоподобной версией гибели спарки МиГ-15 было попадание в штопор. И дискуссия сводится только к выяснению причин катастрофы.
Я не согласен с некоторыми формулировками, принятыми в аэродинамике и указанными Вами - не хочу уводить обсуждение в сторону. Скажу лишь, что при попадании в СС заброс углов атаки и, как следствие - потеря устойчивости, может быть только при очень малом ракурсе входа в него, практически под ноль четвертей, т.е. строго сзади, и второе условие - небольшая скорость. Во всех остальных случаях (опять же зависит от угла входа в струю) самолёт или выкинет во внешнюю сторону, бросит вниз или начнёт закручивать в сторону вихря с увеличением крена.
На этом самолёте были подвешены 2 ПТБ (подвесные топливные баки), что, несомненно, ухудшало управление самолётом. Достаточно некоординированно дёрнуть ручкой управления самолётом (РУС), чтобы вывести его на срывной режим.
В 60-х годах в лётных училищах были введены обязательные полёты на штопор, но после серии катастроф (МиГ-15 не всегда устойчиво выходил из него), эти упражнения были отменены. С той высоты (4000 м) вывод из штопора был вообще проблематичен.
Александр, теперь по поводу Ваших слов: "лётчики не могли не заметить второй самолёт в зоне".
Пилотирование самолёта, даже в простых метеоусловиях, ведётся по приборам, т.е. лётчик не смотрит за борт. Он же не пассажир! Ему не нужно рассматривать ни облака, ни землю с ребячьим восторгом. Когда нужно что-то уточнить, проверить своё место в зоне пилотирования, например, или по подсказкам с земли найти посторонний самолёт, тогда, конечно, начинаешь осматривать воздушное пространство. Не забывайте, что лётчики находились в сложных метеоусловиях и прикладывали все силы для выполнения полётного задания, обращая особое внимание на показания приборов.
Что касается проблем с сердцем у Серёгина. Любой доктор скажет абсолютно честно - в исключительных случаях они могли пойти на сделку с совестью и выпустить в полёт лётчика, имеющего, скажем, немного повышенное давление (с подъёмом на высоту кровяное давление уменьшается), учащённый пульс или насморк (хотя это очень опасно - если лопнут барабанные перепонки или наступит потеря сознания, то я не знаю, как доктор потом будет нести свой крест). Последний полёт Серёгина не являлся таким случаем. Над Гагариным сдували пылинки, никакой командир полка не мог приказать медслужбе допустить его к полёту. Все лётчики с того полка - высочайшие профессионалы, это же не балаган какой-то, ответственность тоже высочайшая, поэтому давайте впредь эту тему не поднимать.
До своего последнего полёта Гагарин выполнил несколько контрольных полётов и не мог быть полностью растренированным. Не следует забывать, что он всё-таки был лётчиком, а не танкистом и умел летать. Кстати, его перерыв был около полгода, что не является критическим. Несколько контрольных полётов - и можно опять в бой, как говорится.
Особенностью анероидно-мембранных приборов (показывающих высоту, скорость, т.е. зависящих от атмосферы) МиГ-15/17, да и вообще самолётов тех лет, являлись довольно сильные погрешности при определении высоты. Например, на взлёте после отрыва высота могла быть и -100 метров. На показания высотомера зависели углы обтекания штанги ПВД. Мой первый сверхзвуковой самолёт был Су-7Б, на котором стояли точно такие же высотомеры. Зная эту особенность, мы учитывали её в своих расчётах.
Очевидно, что при штопоре лётчики, по расчётам траектории падения, были уверены, что у них есть ещё запас высоты. Вывалившись из облаков, испугаться не успели. Несовершенный прибор поставил точку в их жизнях.
Да, вот ещё замечание. Метеослужба не может знать нижний край облачности по всему району полётов, Ваш вывод неверный, к сожалению. Они и над аэродромом-то ошибаются! Для этого и вылетает самолёт-разведчик, определяющий нижний край, верхний край облачности, общую тенденцию развития погоды, оценивает условия захода на посадку и глиссады, условия торможения на полосе, работу радиотехнического оборудования аэродрома и т.д.
Облака ведь не могут быть ровными, где-то провисают, где-то появляется дырка размером в несколько километров при 10-ти балльной облачности и т.п.
Хочу предложить Вам ещё одну достаточно реальную версию:
http://www.russianpilot.com/?p=555#more-555
Мне очень приятно, что у нас остались ещё люди, которым дорога память.
С уважением, Дикан Вадим.
Вадим Дикан 05.05.2006 12:38 Заявить о нарушении
Вадим, спасибо за пояснения к моему комментарию. Очень полезный для дальнейшей работы над очерком материал. Практически со всем тем, о чем Вы написали, не могу не согласиться – Вы специалист в этой области. Ход обсуждения этого материала, в том числе и с Вами, войдет в новую версию моей публикации о гибели Гагарина, в том числе и в бумажном варианте. Соглашусь со всем, кроме одного, где Вы пишите о том, что в том полку не могло быть балагана. Увы, Вадим, был, и еще какой. Об этом многими уже сказано, причем самими летчиками того полка. И балаган не от них – действительно профессионалов – зависящий, а устроенный с ВЕРХУ. Возможно этот балаган и стал, наряду с версией об отказе каких-либо приборов, одним из важнейших факторов гибели летчиков.
Один только пример: после очередной «разборки» по телефону со своим руководством за несколько минут до своего последнего полета (о чем был разговор – известно, но это не столь важно, хотя и может служить комментарием к еще одному балагану), Серегин уже шел на взлетную полосу в прединфарктном состоянии. А что это значит в полете, не мне Вам об этом говорить. Процитирую Ваши же строки из понравившегося мне рассказа «Немного про любовь»: «Чтобы самолёт мог лететь, должно быть выполнено условие равновесия всех физических сил, действующих на него. Чтобы самолёт не превращался в груду металлолома, у человека, управляющего им, должно быть выполнено точно такое же условие – душевное равновесие и готовность выполнить полётное задание, не отвлекаясь ни на что». Вот этого в том полете у Серегина, Вадим, как раз, к сожалению и не было…
Еще раз, спасибо за очень полезные комментарии к моему материалу. Почитал Ваши рассказы, понравилось. Один совет: обязательно сократите «Штопор» - для Прозы он не позволительно громоздок. Не хотите сокращать, разбейте на главы, как это делают многие, и опубликуйте их отдельно. Из-за большого объема у меня почему-то даже не прописывается под «Штопором» рецензия. А сам рассказ великолепен, хотя часть материала, который утяжеляет и топит основной сюжет, я бы убрал или сделал бы самостоятельным материалом. Об этом я Вам еще напишу, где-нибудь под другим рассказом.
Удачи Вам,
Александр Попов 07.05.2006 14:07 Заявить о нарушении
Выражение "Там, где кончается порядок, начинается авиация" является не более, чем шуткой.
Немного отойду в сторону обсуждения. Я уже не раз говорил, что если бы такой "бардак" перенести на нашу жизнь (для чего и "Штопор" написал, прочтите и поймёте сразу), то мы в течение 5-7 лет вошли бы в первую пятёрку развитых стран мира. Никто бы над нами не смеялся, как сейчас. И не дрожжали бы сейчас над своей трубой те, кто считает, что управляют страной, блин! Позорники...
Имея такие ресурсы, таких людей, можно быстро США поставить на место, а не пресмыкаться перед ними, сдавая наших друзей во всём мире. Даже Украину потерять умудрились! США заявляют, и обоснованно(!), что ребята, на страны, входившие когда-то в СССР, больше не раскатывайте губу, они - зона наших национальных инересов. Наши СМИ не унывают: "Всё нормально, у нас есть ещё Средняя Азия и Китай, будет паритет". Да Китай только и ждёт, как оттяпать у нас Сибирь с Дальним Востоком! Пока, кстати, всё идёт по их, китайскому плану.
Подлётное время мирных американских ракет до Москвы сейчас равняется 8 минут (из Прибалтики). Кто сможет гарантировать, что их успеют сбить? Учитывая, что Иванов (министр обороны), когда рядового Сычёва убивали в казарме, был 4 дня не на связи! Т.е. человек, от которого зависит наша с Вами жизнь, попросту отсутствовал на посту (был в Армении в горах, как он сам признался)! Между прочим, не открою военной тайны, но пуск ядерной ракеты без совпадения кодов от нескольких лиц (президент, министр обороны, главком РВСН) будет означать полёт простой металлической болванки. Если кого-то из этой троицы не будет на связи - мы обречены. Короче, умный прочтёт между строк, а дураку бояться как-то не с руки - он же дурак, ему и так хорошо.
Вот поэтому я и говорю, что никакого балагана в авиации не было и быть не может!!! И вообще - это беспредметный разговор. Докажите, что он, балаган, имеет место быть. И вообще - что Вы вкладываете в это понятие?
Вадим Дикан 07.05.2006 15:39 Заявить о нарушении