Рецензии на произведение «Пушкинисты нетрадиционной ориентации»

Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Здравствуйте, Фима!
Любопытная интерпретация.
А Вам привет от Александра Гранта. Давеча снова ссылался на Вас в своей передаче.
Правильно, что удалили «комментарий» Тауберта. Идиотские советы дает))).
С интересом,

Геннадий Стальнич   03.04.2024 00:40     Заявить о нарушении
Геннадий, благодарствую и Вам, и тёзке. Передавайте ему огромный привет, всегда с удовольствием слежу за его изысканиями. Правда, в бумажном варианте его книга у меня одна - "Процесс Япончика". Блестящая работа.

Фима Жиганец   03.04.2024 13:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Полистайте на досуге словарь "Русской фени" Владимира Быкова. Это как-никак научное издание.В словаре есть "тасовать" и "тусоваться". Мне непонятно, на чем зиждется ваше утверждение, что "приведённое в статье толкование слов «тусовка», «тусоваться» не соответствует действительности. В уголовном жаргоне таких слов долгое время вообще не существовало".
Я бы не стал говорить тусоваться вместо тасоваться или наоборот. Замена "а" на "у" меняет или расширяет значение слова. В общем, я с вами не согласен. Татьяна Иванова не так уж неправа.

Рабиндранат Гурин   02.04.2024 19:48     Заявить о нарушении
Рабиндранату, но не Тагору.
Вашу претензию отнесите к самому себе.
"Что касается "Русской фени" Быкова, она оставляет совершенно жалкое впечатление - особенно в свете претензий автора на некий "научный подход". Это хорошо выразил Плуцер-Сарно:
"Словарь Быкова - первая работа, в которой совершена хоть какая-то попытка превратить бессмысленные списки слов в словарные материалы, то есть попытка систематизации материала. К сожалению, эта попытка была заявлена в предисловии, но не была реализована в самом словаре. На наш взгляд, именно неоправданная претензия на научность делает эту работу самой безграмотной из всех существующих".
Действительно, большую часть "жаргонной лексики" в словаре составляют просторечные и грубо-просторечные слова и выражения, не имеющие отношения к арго.

Николай Таурин   02.04.2024 20:01   Заявить о нарушении
Тогда дайте ссылку на какой-нибудь правильный, канонический словарь, в качестве подверждения вашего мнения. И зачем повторять то, что написал Плуцер-Сарно? Это не аргумент. Конечно, этот словарь не идеален, но в нем хотя бы приводятся цитаты из книг и примеры употребления. Человек с хорошим вкусом не будет пользваться в своей речи словами типа: тусить, тусоваться, тусня, разве что только для передачи речи других людей, которые пользуются этими словами в своей повседневной речи. Не надо подводить псевдонаучную базу, ссылаясь на Даля и Пушкина. У них - тасоваться, а не тусоваться. Ясно, что из тасоваться сделали тусоваться, а не наоборот.

Рабиндранат Гурин   02.04.2024 21:13   Заявить о нарушении
Начиная с 80-х тусовкой называли молодежную компанию, а "тусоваться" означало "слоняться без цели, общаться в пределах некоторого пространства". Тусовочность связывали еще с бытом богемы, преимущественно музыкальной, с жизнью хиппи, с жизнью разных полукриминальных сообществ. Но с какого-то момента тусовками стали называть все, просто все подряд собрания, совещания, корпоративные вечеринки, балы, фуршеты, торжественные обеды и ужины, презентации, премьеры-прогоны, научные симпозиумы...
Жиганец правильно пишет, что тех значений, которые приводит Иванова, никогда в блатном мире не было. А Жиганец в этом самый большой специалист.

Кроме того, прилагательное "тусовочный" приобрело значение "светский", а глагол "тусоваться" стал означать "вести активно-публичный образ жизни". Оказалось, что у всех есть своя тусовка: у бомжей - своя, у звезд экрана - своя, даже у глав государств - и у тех своя тусовка.

Николай Таурин   02.04.2024 21:41   Заявить о нарушении
Я вам охотно верю, и я понимаю, как следует употреблять это слово, и что оно означает.
Моя точка зрения заключается в том, что время появления слова в повседневной речи должно подтверждаться культурологически. Вот вы пишете про молодежную среду 80-х. Я, например, не помню, чтобы я это слово слышал тогда. Чтобы подтвердить то, что вы пишете, нужен какой-нибудь текст того времени , например, рок-песня, рассказ того времени, публичное выступление известного человека, в котором это слово прозвучало и было услышано. Именно такие материалы используются при составлении словарей. К тому же я могу задать вполне правомерный вопрос: а кто сказал, что "тусить» не пришло из криминального мира в молодежную среду 80-х. Оно же должно было где-то зародиться. Почему бы ему было не зародиться в лагерном бараке, к примеру?
Что касается статьи Ивановой (я ее, статью, как ни странно, припоминаю). Там ведь идея-то была в том, что в России стали говорить на фене, и слово «тусить» было взято в качестве примера (может, неудачного), но явление было отражено верно. Мне кажется, что в статье были и другие слова, но не стану это утверждать. И у меня осталось впечатление, что эта статья Ивановой была вызвана рассказами Шаламова, которые в то время как раз начали публиковаться. У Шаламова есть рассказ про воровскую феню - о ее роли в распознавании свой-чужой в криминальном мире. Наш спор не стоит выеденного яйца. Факт использования фени в повседневной речи и на телевидении просто очевиден. Пусть «тусоваться» будет не оттуда, но разве проблема в этом?

Рабиндранат Гурин   02.04.2024 22:23   Заявить о нарушении
В словаре Быкова в связи с «тусовкой» приводится цитата из книги Феликса Светова «Тюрьма». Светов родился в 1927 году. Его мать сидела, отца расстреляли. Книга вышла в 1992 году. Когда была написана, не известно. То есть при всей «плохизне» быковского словаря, информация о слове «тусоваться» («тусовка») найденная в нем, в какой-то степени может (но не абсолютно) свидетельствовать о происхождении этого слова в криминальной среде. Чтобы уже точно подтвердить это, нужно еще какой-нибудь источник найти. Статья Ивановой – 1995 год.

Рабиндранат Гурин   02.04.2024 22:42   Заявить о нарушении
Скорее всего в конце 80-х и была написана. Возьмите книгу Ажаева "Далеко от Москвы", ничего подобного там нет. Можно было бы предположить, что это слово было в среде "хиппи", но и там его не было. Пришло вместе с перестройкой. Некоторые допускают, что слово появилось, как пришедшая из английского и обрусевшая вторая часть слова стриптиз (с английского Strip+Tease, раздеваться/обнажаться+дразнить).

Николай Таурин   03.04.2024 00:01   Заявить о нарушении
Согласен с Николаем. "Словарь" Быкова оставляет жалкое впечатление. Кстати, и словарь Алуцера-Сарно не лучше. Хотя этот автор вполне справедливо разнёс в пух и прах "Словарь" прощелыги Данцика Балдаева. Как таковых нормальных словарей русского арго у нас практически нет. Я, к слову, сделал некогда большой разбор на ютубе по этому поводу. Называется "ФИМА ЖИГАНЕЦ. Не читайте перед обедом русских блатных словарей". Интересно - гляньте. Обзор длится час, и то я высказал только двадцатую честь того, что надо.

Что касается тасоваться и тусоваться - я как раз застал тот период, когда "тусовка" и "тусоваться" появились в молодёжной среде. В блатной среде никаких "тусовок" не было! А тасовка, тасоваться - мы, пацаны 1960-х годов в Ростове постоянно употребляли это слово. Чаще всего - в значении проявлять нерешительность, "минжеваться": "ну чё ты тасуешься?". В блатном жаргоне до сих пор "тасоваться" означает нервничать, впадать в депрессию или испытывать стресс. В данном смысле Иванова как раз не так уж неправа. Если не учитывать, что она подменяет блатное "тасоваться" молодёжным "тусоваться", которое появилось уже в конце 1960-х - начале 1970-х. Я прекрасно помню, как удивлялся, когда, уже кончив филфак (1979), вдруг услышал странное "тусоваться". В арго до сих пор существует поговорка: "Нету сала, колбасы - выпадаешь на тасы".

Возможно, когда-нибудь изменённое "тусовка" войдёт в уголовный язык. Но вообще-то среди бродяг я подобных вариантов не встречал. Хотя "тусануть" - уже стало блатным, наряду, кстати, с тасануть. В смысле - передать. Что касается Светова: "Тюрьма" - замечательное произведение. Но оно написано уже после 1985 года! К слову, ещё вопрос, применил ли Светов это слово как блатное или как уличный сленг.

Фима Жиганец   03.04.2024 14:10   Заявить о нарушении
Плуцера-Сарно, конечно. Опечатался.

Фима Жиганец   03.04.2024 14:11   Заявить о нарушении
Большое спасибо за столь пространный ответ. Статья Ивановой, как я ее припоминаю, была об использовании фени в повседневной речи. Осуждающая. Хотелось бы ее перечитать. У меня осталось впечатление, что она была вызвана рассказом или рассказами Шаламова. И слово "тусовка", быть может, было выбрано неудачно - возможно, из-за частоты его употребления. В то же время, какими бы плохими словари фени ни были, как объяснить, что почти во всех из них это слово и его производные присутствуют? Простым списыванием и заимствованиями? Должно же оно было откуда-то взяться. Может, это слово, извините, просто ростовская феня? Послушаю ваше выступление. Я просто всегда предпочитаю доказательства домыслам.

Рабиндранат Гурин   03.04.2024 20:49   Заявить о нарушении
нет, вряд ли ростовское, скорее, столичное. оттуда и распространилось.

Фима Жиганец   03.04.2024 23:33   Заявить о нарушении
А насчёт тасоваться - я же привёл отрывок из Пушкина. Это же не просто так. Это факт. Слово "тасоваться" в смысле общаться между собой было популярно ещё в пушкинские времена. Иначе Александр Сергеевич его бы просто не употребил.

Фима Жиганец   04.04.2024 19:08   Заявить о нарушении
А вот "тусоваться" известно только с 1980-х. Ну, может, с конца 1970-х. Я это прекрасно помню, потому что такая метаморфоза меня тогда удивила.

Фима Жиганец   04.04.2024 19:10   Заявить о нарушении
Я теперь понимаю, как было смешно с моей стороны советовать вам "полистать" словарь Быкова. Приношу свои извинения. Из общения с вами понял, что "тусовка" и "тусоваться" не обязаны своим происхождением приступному миру. Во всяком случае, строгие доказательства этого отсутсвуют. С пушкинским "тасоваться" и с Далем (стоит на полке) тоже все понятно и для меня значение этого слова у Пушкина не делало проблемы. Однако хочу воспользоваться случаем и спросить у вас, как у эксперта: такие слова, как "беспрелел", "мочить", "завязывать" - это феня или нет? Спасибо вам за то, что уделили мне столько времени.

Рабиндранат Гурин   05.04.2024 00:06   Заявить о нарушении
Конечно, три последних слова - это чистый уголовный язык. Хотя беспредел уже вошёл в просторечие и не удивлюсь, если когда-нибудь войдёт и в литературный русский. Просто другого соответствующего слова нет.

Фима Жиганец   05.04.2024 10:45   Заявить о нарушении
Замечу, что слова "беспредел, и " беспредельщики", особенное распространение получили именно в эпоху 90-х годов, прежде всего так характеризовался отказ в признании уголовных "авторитетов".

Николай Таурин   05.04.2024 19:22   Заявить о нарушении
А в популярности слова "мочить" повинен, конечно, Путин. Это он с средствах масс-медиа первым стал "мочить в сортире".

Николай Таурин   05.04.2024 19:24   Заявить о нарушении
Беспредел появился гораздо раньше, в уголовном мире он означал отсутствие всяких людских понятий, абсолютное беззаконие, "махновщину". Отдельной строкой проходил ментовской беспредел - то же самое, но со стороны исключительно правоохранительных органов. По поводу "мочить в сортире" у меня есть отдельный занимательный очерк, но я, кажется, здесь его ещё не выставлял. Да и почти невозможно выставить все исследования и статьи лингвистические и филологические, которые у меня накопились (даже те, которые уже публиковались и выходили отдельными книгами). Я ведь больше 30 лет занимаюсь уголовно-арестантским жаргоном, фольклором, криминальной историей.

Фима Жиганец   06.04.2024 00:44   Заявить о нарушении
Кое-что я у вас читал из переводов классики на язык "фени".
Понравилось. :-)))

Николай Таурин   06.04.2024 11:35   Заявить о нарушении
Фима и Николай, спасибо Вам за ликбез.

РГ

Рабиндранат Гурин   06.04.2024 21:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Со свиным рылом совершенно согласен.

Александр Гринёв   02.04.2024 19:24     Заявить о нарушении
Может, грубовато, но уже достали. Я больше 30 лет занимаюсь изучением арго, поэтому иногда прорывается.

Фима Жиганец   03.04.2024 14:14   Заявить о нарушении
И меня бесят рассуждения «знатоков» в этой "деликатной" теме.
Согласен, порой такую пургу несут…
Кстати, в конце 90х, при мне в зоне осужденные произносили именно «тУсоваться». Хотя я знал тогда, что именно «а» должно в этом слове «играть».
Нынче утрачиваются и утратились не только правильность произношения уркаганских слов, но и уголовные понятия. К примеру положенец со 131 статьёй.
И в этой «теме» х.з, хорошо это или плохо?

Александр Гринёв   03.04.2024 14:33   Заявить о нарушении
Всё течёт, всё меняется.

Как писал мой любимый поэт Пётр Семынин:

Всё течёт,
Всё изменяется
И ни перед кем не извиняется —
Ни перед высью,
Ни перед твердью,
Ни перед жизнью,
Ни перед смертью.

Фима Жиганец   03.04.2024 16:28   Заявить о нарушении
Да, в 90-е было уже и "тусануть" в смысле передать. Я отметил тогда.

Фима Жиганец   03.04.2024 16:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Поразительно, в рейтинге всплыла статья 2008 года, чудеса))
Поздравляю, Фима, это успех!

Андрей Макаров 9   02.04.2024 18:19     Заявить о нарушении
Сам удивляюсь )

Фима Жиганец   03.04.2024 14:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Очень полезные, необходимые, сведения …
Разговор о таких вещах: значении и этимологии слов должен быть конкретный и вменяемый ( как, впрочем, и обо многом другом )…
Написано остроумно.
С добрыми пожеланиями

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   02.04.2024 17:04     Заявить о нарушении
Благодарствую, Элеонора.

Фима Жиганец   03.04.2024 14:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Молодежный жаргон нередко обогащается с помощью литературы. В начале 70-х в речи подростков начало мелькать слово "путёвый" (как антоним "непутёвый"). Уверен, что оно проникло в молодежный жаргон из повести Зои Журавлевой "Путька".

Доктор Би Куул   02.04.2024 14:36     Заявить о нарушении
Очень возможно. "Небоскрёб" ведь проник от Маяковского )

Фима Жиганец   03.04.2024 14:21   Заявить о нарушении
От Маяковского? Сомнительно. "Небоскреб в разрезе" он написал в 1925-м. А в газете "Русские ведомости" оно встречается еще в 1913-м.
У Маяковского в 13-м вышел первый сборник "Я". В нем небоскребы не упоминаются.

Доктор Би Куул   03.04.2024 19:46   Заявить о нарушении
стало быть, очередная байка.

Фима Жиганец   03.04.2024 23:34   Заявить о нарушении
вот нашёл, что Макс Фасмер предполагал, что это - русская калька с Wolkenkratzer - скребущий облака. Но, скорее, всё же непосредственно от английского skуsсrареr - скребущий небеса ). Википедия пишет, что английское известно с 80-х годов 19 века, а вот кто конкретно калькировал - Бог весть )

Фима Жиганец   03.04.2024 23:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Начав читать, даже удивился этой попытке параллели между "тусоваться" и "тасоваться". Но автор статьи всё расставил по местам. :-)))

Николай Таурин   02.04.2024 12:04     Заявить о нарушении
Благодарствую, Николай :)

Фима Жиганец   03.04.2024 14:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Не тасуйся со свиным рылом в калашном ряду. Как-то смысл исчез. Не находите?

Марина Коробейникова   02.04.2024 11:30     Заявить о нарушении
Марине Коробейниковой.
Почему смысл исчез? Пословица говорит о том, что толкаться в ряду, где продают калачи, торговцу свининой лучше не стоит. Так и критикам, даже известным (какой можно назвать Иванову), прежде чем говорить об использовании какого-либо слова, надо досконально разобраться в его происхождении и значении.

Николай Таурин   02.04.2024 12:00   Заявить о нарушении
А почему Николай отвечает? Связь не работает?

Марина Коробейникова   02.04.2024 12:06   Заявить о нарушении
Вы вопрос задали, я ответил.

Николай Таурин   02.04.2024 14:35   Заявить о нарушении
Мария, я бы ответил примерно то же.

Фима Жиганец   03.04.2024 14:15   Заявить о нарушении
Ну почитать-то среди мусора можно всё-таки что-нибудь и найти! Капустина например вместо сметаны!

Марина Коробейникова   05.04.2024 07:49   Заявить о нарушении
Этой фразы я не понял ( Далёк от здешних передряг.

Фима Жиганец   05.04.2024 10:42   Заявить о нарушении
Какой фразы? Я Якова Капустина здесь преимущественно читаю. Рассказик в день заменяет стакан сметаны! Чо тут непонятного-то!

Марина Коробейникова   05.04.2024 12:05   Заявить о нарушении
А, Якова знаю ) теперь понял )

Фима Жиганец   05.04.2024 18:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкинисты нетрадиционной ориентации» (Фима Жиганец)

Любопытно и не зря. Спасибо.

Здравствуйте, Фима!

Ааабэлла   01.04.2024 14:55     Заявить о нарушении
Приветствую. Сейчас всё никак не могу добить эссе о пушкинских панталонах, фраке и жилете из "Евгения Онегина" ). А параллельно надеюсь ещё один небольшой очерк написать о таинственном воробье из "Мастере и Маргариты", который появился на столе у доктора Кузьмина и многое там ему перегадил ).

Фима Жиганец   01.04.2024 15:42   Заявить о нарушении
Да будет, да получится!)

Ааабэлла   01.04.2024 17:49   Заявить о нарушении
Ну, Вы навели шухера ))))
Столько отзывов налетело )))))

Фима Жиганец   03.04.2024 14:23   Заявить о нарушении
Даже не думал) Но хорошо, что с моего пожелания сработало :)

Ааабэлла   03.04.2024 15:02   Заявить о нарушении