Рецензии на произведение «Подкидыш»

Рецензия на «Подкидыш» (Эльвира Муспахова)

Первым я прочитал рассказ "Подмена". Он понравился больше, чем "Подкидыш". Если в нем сюжет довольно любопытный , не избитый, то в "Подкидыше" история тривиальная, хорошо знакомая по многочисленным газетным публикациям. Конечно, её можно было бы поднять до уровня художественного рассказа, но Автору это не удалось. Перед нами просто расширенная газетная информация без позиции Автора, без глубоких психологических портретов. Все мои замечания к "Подмене" можно отнести и к "Подкидышу".

Борис Михайлов   20.12.2008 23:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Подкидыш» (Эльвира Муспахова)

Здравствуйте, Эльвира. Прочитал Ваш расказ. Поглядим, что скажет Главный Специалист. Он, наверное, займётся более тонкой работой, а пока и я могу кое-что сказать.

На мой взгляд, в рассказе слишком много общих фраз, мало конкретики. Несмотря на то, что описаны реальная, как я понял, история и знакомые автору люди. Всё авторское внимание уходит на эту историю, а те строки рассказа, которые напрямую к ней не относятся, звучат слишком формально.

Вот возьмём начало.
«В отделении патологии новорожденных в конце рабочего дня было очень тихо. Врачи отделения вместе с заведующей собирались по домам».

«Конец рабочего дня» – это сколько конкретно времени на часах?
Что такое «врачи», «заведующая»? Это люди? Пока что – нет. Это должности, функции.
В любой больнице есть врачи, в любом отделении есть заведующие. Все они в конце каждого рабочего дня собираются по домам.
Что из этих двух предложений я узнал нового для себя? На чём здесь можно задержать внимание?

Пока – это голая и очень общая информация. Нет ни одной подробности, ни одной точной детали. А без них текст не будет художественным.
Вот в третьем предложении есть хорошая подробность – небольшой автобус жёлтого цвета. А о людях ничего конкретного не говорится. Неужели они менее важны, чем автобус?

Подумайте: чем характерны именно Ваши врачи? Чем они отличаются от всех остальных врачей?
Вы можете представить их в уме. Можете выписать в отдельный файл.
Сколько их человек? Как их зовут? Какая внешность?
Все ли женщины, или есть среди них и несколько мужчин?

Каким образом они «собирались по домам»? «Собираться домой» – это ещё не действие. Это только намерение. А что они конкретно делали? Кто переодевался? Кто убирал документы в стол? Может быть, кто-то с кем-то разговаривал? Да наверняка разговаривал. О чём? Допустим, медсестра Лейла собиралась забрать из садика сына по пути домой. Рассказывала о нём соседке. А та собиралась зайти на рынок, интересовалась ценами... И так далее.
Населите рассказ живыми героями. Людьми у которых есть человеческие черты, а не только служебные

Не надо, конечно, очень детально и долго расписывать сборы домой. Надо их чётко представлять, и тогда Вы сможете выбрать три-четыре-пять ярких подробностей. И уже по ним читатель дорисует воображением остальную картину.

Вот я пока не могу представить, как сборы домой в конце рабочего дня могут проходить в тишине? «В отделении патологии новорожденных в конце рабочего дня было очень тихо». Они ни о чём не разговаривали?
Может быть, врачи устали за день? Так покажите эту усталость. Расскажите вкратце, чем они занимались в течение дня.

***

«Во дворе больницы медработников поджидала вахта – небольшой автобус желтого цвета. На дворе стояла поздняя осень...»
Зачем второй двор? Если автобус стоял действительно во дворе, то осень? Я полагаю, что она стояла во всём городе, и даже во всей стране. И во всём полушарии. Если важно, что осень стояла именно на дворе, надо и двор описать. Если говорится, что осень стоял на дворе, но описания двора нет – получается просто штамп.

«...крупными каплями по крышам начал барабанить дождь».
По каким крышам??? Вы же (как автор) мысленно находитесь в помещении, вместе с врачами. Зачем надо вылетать из него и слушать, как дождь стучит по всем крышам всего города?
Что могут услышать врачи? Что дождь забарабанил по подоконнику, не больше. И этого будет достаточно.

«Тишину нарушили чьи-то торопливые шаги в коридоре».
Какую тишину? Второй раз я читаю про тишину и второй раз не верю. Теперь – особенно не вею. Потому что барабанил дождь. Барабанный звук – резкий, громкий. Какая уж здесь тишина?

Поработайте пока над началом.
Успехов Вам!

Секретная Лаборатория   30.11.2008 00:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, спасибо большое, что вы уделили мне внимание. Я тут переправила кое что. Буду с нетерпением ждать мнения Главного Специалиста
С уважением! Эльвира

Эльвира Муспахова   01.12.2008 23:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эльвира. Прочитал. Мне кажется, двигаетесь в нужном направлении. Только шажки делаете пока очень робкие :)

Вот Вы пишете: "День выдался очень тяжелый и насышенный". Это пока лексика газетной статьи, не расказа. Для рассказа было бы хорошо не просто сказать: "день был насыщенный", но конкретно показать эту насыщенность. Может быть, расказать немного от автора, чем занимались врачи. Может быть, привести отрывок из их разговора.

Хорошо, что у Вас появилась "роль второго плана", так скажем. Заира, врач отделения. Судя по всему, девушка молодая, красивая. У неё длинные русые волосы, стройная фигурка... И есть уже какие-то намётки характера. Надо бы его продумать до конца.

"Врач отделения Заира, сняв колпак, лениво расчесывала свои длинные русые волосы".
(в скобочках: и так ясно, что свои. Надо ли это уточнять)
Вот интересно: почему лениво? Не устало, а именно лениво?
Подумайте: неужели ей некуда пойти после работы? Она ведь может спешить на свидание, например? И тут приносят младенца. И ей, вместо того чтобы идти на свидание, надо заниматься этим младенцем, осматривать его... Наверное, она чувствует раздражение. Но тут приходит заведующая отделением, говорит: "Можешь идти Заира, я сама посмотрю ребенка". И Заира, очень довольная, говорит "Спасибо" и убегает.

Только не надо писать прямо: "она собиралась на свидание". Это я лишь для примера сказал. Просто решите, какой у Вас будет Заира: ленивой или, наоборот, спешащей куда-то.

Вот в конце рассказа у Вас Заира прямо-таки выпалила: "Представляете, Салимат Керимовна. Я вчера видела Марину..." Вот это "выпалила", мне кажется, больше соответствует её характеру, чем "лениво расчёсывала волосы".

"Тишину нарушили чьи-то торопливые шаги в коридоре".
А если убрать "чьи-то"? Оставить просто "торопливые шаги в коридоре".

"Дверь в ординаторской отворилась и в комнату вошла знакомая медсестра из родильного отделения с новорожденным на руках в сопровождении плачущей молодой женщины лет".
Лет... скольки? Потерялся возраст :)

"Негромко поздоровавшись, произнеся «Принимайте пациента!» и поставив ребенка на пеленальный столик, медсестра торопливо удалилась".
Всё-таки, наверное, она не поставила, а положила ребёнка на столик.

И здесь много (на мой взгляд) деепричастных оборотов. Три деепричастия перед глаголом, куда столько. Поздоровавшись, произнеся, поставив (или положив).
Первые два смело можно объединить.
"Сестра сказала: "Здравствуйте. Принимайте пациента", – и, положив ребенка на пеленальный столик, торопливо вышла".

Дальше. Мама ребёнка осталась. Что она делала? Что она (возможно) и кому говорила?
Кто подошёл к ребёнку? Заира? Может быть, у неё с мамой состоялся какой-то разговор? Начала ли Заира распелёнывать младенца, прежде чем вошла заведующая и сказала, что посмотрит его сама?

Рисуйте словами картинку, и всё получится.

Александр Братович   09.12.2008 17:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте Александр! Я учла все ваши замечания. Спасибо, что помогли мне с рассказом. Суважением Эльвира

Эльвира Муспахова   16.12.2008 18:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Подкидыш» (Эльвира Муспахова)

Последнюю фразу заведующая не сказала бы грустным голосом, лучше уж ровным, скорее равнодушным или зевая.
Марина не могла схватить ребенка, которому всего три дня. Ворваться быстро могла, но надо как то по другому написать. Быстро склонилась и осторожно, но ловко поднесла, я к примеру.
Неправдоподобно, чтобы Марине отдала всего десятку, да еще в присутствии Калимат. Несколько сотен бы точно дала, тем более найти в пачке , где два тысяч десятки тоже неправдоподобно.
Сюжет интересный, но над ним надо поработать. надо для этого понять психологию заведующей, сделать ее ярче.
Успехов!

Сергей Лушников   17.11.2008 06:54     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания. Я их учту на будущее. В сюжете только имена надуманные, а остальное все правда к сожаленью. Над образом заведующей и правда надо поработать.

Эльвира Муспахова   17.11.2008 13:26   Заявить о нарушении
Тогда скажите: Неужели десятку всего дали?
Я понял, что это правдивый рассказ....

Сергей Лушников   18.11.2008 17:10   Заявить о нарушении
Да. Она и бесплатно отдала бы. Лишь бы отделаться от ребенка. Просто ей нужно было на проезд.

Эльвира Муспахова   19.11.2008 22:22   Заявить о нарушении
Конечно, выгоду заведующая имеет, но можно ли быть уверенным, что её радует этот бизнес? Она вполне может испытывать грусть.

Елена Панфилова Надь   25.11.2008 19:42   Заявить о нарушении