Рецензии на произведение «МЫ И МИР»

Рецензия на «МЫ И МИР» (Людмила Ларичева 2)

Здравствуйте, Людмила!
Хоть со времени первой публикации Вашей программы прошло немало времени, прежде, чем мне встретилась она в интернете, но хочется поблагодарить Вас за опубликование программы, которая вбирает в себя большой спектр образов, знаний и способов подачи их для детей. Это реальный план объединения теоретических знаний, практических наблюдений и творческой игры. Когда даётся такой широкий спектр самых разных знаний и занятий, то дети проявляют свои способности и симпатии к чему-либо, и можно видеть в каких направлениях им лучше помогать развивать свои таланты.
Дети в раннем возрасте, уловив суть явления, способны делать из него далеко идущие выводы, проводя параллели с другими явлениями, и могут делать открытия в неожиданных направлениях, так как у них ещё непредвзятое отношение к явлениям. А паузы между различными теоретическими знаниями, окрашенные музыкой, играми, рисованием, освоением новых инструментов (линейка, циркуль и т. д.) и моделей (глобус и т. п.), мультфильмами и тому подобным (то есть без нагрузки новых теоретических научных представлений), совершенно необходимы для освоения прежде полученных знаний, чтобы дети успевали сознательно и подсознательно синтезировать и делать выводы, наблюдать свойства, т. е. учиться науке, главная цель которой не только объяснить явление, но предсказывать последствия, вытекающие из причин. На это необходимо давать время и вдохновлять на такую творческую работу различной мотивацией, заинтересовывать. Потому что, если не давать времени и не учить искать причины и определять следствия, то получение новых знаний превратится в простое усвоение сказанного, вера в авторитеты без фундамента опыта и сознательного обмысления поступившей новой информации, что приведёт к потере интересных выводов и открытий, которые дети могут делать там, где "хожено-перехожено" взрослыми по привычному пути и где ими не замечено ничего нового и необычного в обычном. Взрослые часто поступают так: тащат за руку за собой своего ребёнка, стремясь как можно быстрее дойти к цели и не обращая внимания на то, что ребёнок может указывать на что-то замеченное им и интересное, высказывая неожиданные параллели и наблюдения. Так теряются открытия и мудрые наблюдения устройства жизни. Организованные паузы так же необходимы в обучении умению учиться, как в музыке.
Ещё один важный, как мне видится, нюанс. Рассказывая о созвездиях, строении Солнечной системы, лучше избегать рассказывать с самого начала о мифах. Сначала должна укрепиться в сознании картина мира, реально видимая на небе визуально и с помощью разных помогающих приборов. В мифах отражается мировоззрение древних в сочетании с их бытом и представлениями о справедливости, мести, морали на том культурном уровне, который был в ту эпоху. Моральные накопления общества - это культура, которая достигается не в течение десятилетий, а строится веками. Детям лучше давать образцы лучшей морали с раннего возраста, чтобы они в этом пошли дальше нас, а о древних ошибках и заблуждениях, жестокостях и мести, которых так много в мифах, лучше говорить тогда, когда моральный стержень в ребёнке сформирован и укреплён опытом жизни, когда он может противостоять и возражать подспудным влияниям. Тогда он сам поймёт, что в мифах хорошо, что плохо, не станет недоумевать и не осудит. Это наиболее сложный урок, которому люди учатся всю жизнь и усваивают или не усваивают его вне зависимости от количества теоретических знаний. Одним словом, для маленького человека взрослые мифы - это не подобие сказок, а психологический "груз", неподъёмный по возрасту и по психологической прочности. В тех же мифах есть сюжет про олимпийского чемпиона, который с детства начал с малых грузов, затем носил телёнка, затем подрастающего быка. Так он не надорвался, а укрепился и развил силу. То же и в психологической нагрузке. Это очень важный вопрос, потому что можно много слышать в обществе рассуждений, что ребёнка надо с детства готовить к взрослой жизни, и вместо того, чтобы готовить его, сразу "выливают" все взрослые проблемы на голову неподготовленного. В итоге - множество моральных калек вне зависимости от уровня их образования. Откуда социальные, экологические и другие глобальные проблемы. Знания - это инструмент или оружие, и оно должно быть в руках хорошего стойкого человека. Поэтому мораль, культура не только первостепенны, а жизненно необходимы.
Ещё раз большое спасибо за интересные идеи в Вашей программе. Мне они помогут в работе с детьми.

Кора Крылова   06.07.2012 13:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «МЫ И МИР» (Людмила Ларичева 2)

Уважаемая Людмила! Неужели это программа для начальной школы? Извините, но это невозможно представить, столько сложнейших вещей затронуто. Ежели в них дитю вникать по серьезному, то он станет в 8 лет кандидатом наук. Профанация вся эта программа. Физика, оптика, математика, информатика и др. области науки включены в программу. Причем, предполагается знакомить детей со сложнейшими вопросами:природой света, звука и др. Я по возрасту давно отстал от начальной школы, но не в состоянии квалифицированно ответить на многие предусмотренные программой вещи, хотя и недостатком образования не страдаю. К чему все это наукообразие? Возможно, поэтому к нам в вузы приходят совершенно безграмотные абитуриенты.

Дмитрий Тартаковский   26.03.2009 09:13     Заявить о нарушении
Уважаемый. Дмитрий! А что вы скажете о работах Генриха Сауловича Альтшуллера? - тоже считаете ТРИЗ профанацией?
Между прочим, как я написала в "Авторской программе", в течение учебного (94-95) года, по этой программе я занималась с детьми в классе шестилеток. Дети воспринимают все, что так Вас испугало, легко, играючи.
И это отнюдь не мешает им усваивать основные ЗУНы, причем гораздо прочнее и качественнее, чем в условиях "классической дисциплинарной школы", из которой "к нам в вузы приходят совершенно безграмотные абитуриенты".
Я занимаюсь с детьми методиками РТВ (развития творческого воображения) с 91-го года. Училась в Минске, у вас в Питере, в Петрозаводске, работала с педагогами и воспитателями, проводя обучающие семинары по использованию ТРИЗ-методов в образовании. Обязательно опубликую здесь свои работы.
А вообще, очень люблю Питер - родину первого Народного Университета ТРИЗ, который выпустил немало замечательных специалистов, в том числе и учителей. Они одними из первых стали внедрять методы ТРИЗ и РТВ в практику работы в начальной школе и в детском саду. Но об этом не здесь.

Я очень благодарна Вам за то, что Вы уделили внимание моей работе и потратили часть своего драгоценного времени не только на чтение ее, но и на написание отзыва.
Рада знакомству с Вами, обязательно загляну на Вашу страницу.

Здоровья Вам, творчества! С уважением и благодарностью, Людмила

Людмила Ларичева 2   27.03.2009 15:01   Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила! С большим нетерпением и волнением ждал вашего отклика на мою рецензию. Боялся, что вы сочтете ее очень резкой и обидитесь. К счастью, этого не произошло.
Теперь по сути программы. Несколько лет назад одно из издательств попросило меня написать небольшую книжку про науку физику для 6-7-летних детей. Я не смог, по-видимому, потому-что отнесся к этому слишком серьезно. Это моя беда. Упрощать все до предела, в ущерб истинности, чтобы понял даже ребенок, это неправильный путь, ибо ребенок рискует в более старшем возрасте услышать -"а теперь забудьте, чему вас раньше учили". А если подходить серьезно, то давайте пройдемся по программе. Вот о происхождении мира. Ну изложить идею божественного происхождения еще можно. Но, а как изложить теорию большого взрыва? Во первых, не каждый педагог начальных классов в этом разберется (я так думаю), а во-вторых ребенок ничего, кроме ба-бах не поймет. Далее - системы координат, серьезный вопрос, требующий знания законов движения. стоит ли его упрощать. Далее - время, сложнейший вопрос. А Вы хотите еще объяснить понятие вектора. Тут дай бог со скалярными величинами управиться. Температура - если серьезно, то нужно сказать, что это такое, с точки зрения термодинамики. Некоторое внимание уделено измерениям. Как специалист в этой области, скажу, что сводить все к примитивизму и здесь нельзя, чтобы не испортить этим все дело изучения этой области в последующем. Говоря о звуке, Вы оперируете понятиями колебания, гармоники, вибрации. В вузах на изучение этих вопросов затрачивают семестры. В общем, и т.д. и т.п. Не мучайте детишек. Все это они должны изучать в более старшем возрасте (убежден в этом).
С работами Альтшуллера я знаком, кажется,(может быть и ошибаюсь). По моему это, что-то из теории изобретений. В свое время, едва начав педагогическую деятельность увлекся идеями Шаталова (по моему он из Донецка). Но ведь все эти новации исчезли. И в заключение: возможно на практике Вы излагаете материал программы в предельно упрощенном виде. но тогда остается вопрос - зачем программа столь наукообразна. Нельзя ли попроще. И лучше меньше, да лучше.
PS. Дабы Вы не упрекнули меня в дилетантизме, на всякий случай сообщаю, что имею достаточный опыт составления программ дисуиплин для высшей школы и большой опыт научного редактирования: отюда и некоторая занудность.

Дмитрий Тартаковский   27.03.2009 16:26   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий! Сделаем проще: прочитайте, пожалуйста "Авторскую программу" - это пояснительная записка, потом продолжим, но я думаю, что после ее чтения многое для Вас станет понятным. Я ни в коем случае не считаю Вас некомпетентным, напротив, очень рада, что встретила здесь столь знающего человека и удостоилась его внимания. Верю, что наш дальнейший диалог будет развиваться в таком же доброжелательном тоне.

С благодарностью и в ожидании, Людмила

Людмила Ларичева 2   27.03.2009 16:51   Заявить о нарушении
Я с интересом прочитала рецензию и замечания Дмитрия. Цитата из замечаний Дмитрия, на которую можно ответить, увидев ситуацию с другой точки зрения: "В свое время, едва начав педагогическую деятельность увлекся идеями Шаталова (по моему он из Донецка). Но ведь все эти новации исчезли." Я в школе с 4 класса обучалась математике по системе Шаталова. Мне очень нравилась подача информации в зрительно запоминающихся схемах, систематизированная, где нет ничего лишнего, где всё ярко и образно. Но всему нашему классу было тяжело не от математики, а от нервной жажды нашей учительницы добиться от класса успехов во что бы то ни стало. Несмотря на пятёрки по математике, я предпочла бы, чтобы математика не сопровождалась такими психологическими битвами с взрослым человеком - нашей учительницей за чувство достоинства каждого ученика в классе, - битвы, которые не все выдерживали. Математика - это очень кропотливая и философская наука, требует сосредоточенного внимания на ней. Школьная программа не предусматривает переключения на созерцательный лад, чтобы прочувствовать красоту математики, её суть. А когда учительница берёт на себя повышенные обязательства пройти за один учебный год программу двух классов по системе Шаталова, и при этом ученики её класса превращаются для неё в противников, которых надо заставить всё усвоить, то на фоне математики происходит очень много некрасивых ситуаций со стороны взрослого человека. И ученики понимают, что они, как заложники школьной системы, не имеют выхода и вынуждены терпеть всё происходящее с ними и их товарищами, и жаловаться, протестовать не к кому. Право голоса в свою защиту мог подавать лишь отличник и смелый ребёнок. Психологическое давление со стороны постоянно раздражённой учительницы было таким, каким не всякий начальник держит своих починённых в "ежовых рукавицах".
Система Шаталова прекрасная, но его успех стоит не на ней, а на его любви к детям, на стремлении его как можно доходчивее донести им математические понятия. Он не детей обвинял в непонятливости, а каждый день искал пути к их сердцу и сознанию. Так любая педагогическая система, методика, разработка стоит на практическом общении, на личности самого учителя. Нет душевного тепла - никакая методика его не прибавит.
Программа Людмилы обширная и затрагивает многие стороны жизни и знания, и дети всё поймут, если сюда добавится ещё и любящая душа. Потому что дети, когда доверяют учителю, могут улавливать и непонятное, недосказанное непосредственно с мировоззрения учителя, и капля за каплей преподаваемые знания становятся всё осознанней, становятся их знанием.
Это не гарантирует 100% усвоения, - есть способности к рисованию, которые черчением не заменить, есть особые способности к математике, которые людям с гуманитарными способностями не ко времени и не в ритм, есть просто узость интересов - такой уж уродился, и ему хотя бы азы наук закрепить в сознании. Образование в жизни играет вторичную роль, во все времена первичным было другое: можно положится на человека в чём-либо или с таким "каши не сваришь". Главное - учить учиться, делать выводы, учить взвешивать последствия своих действий, предвидеть. Математика может этому способствовать самим ходом обучения ей.
В вузы естественно будут приходить безграмотные абитуриенты, потому что в школе их не учат учиться, а учат усваивать готовое, в больших количествах, без синтеза и поиска. На это катастрофически нет времени. Например, по экономической и социальной географии мира 10 класса учитель вынужден уделять не более 10 минут на страну. Что существенного можно узнать о стране за 10 минут? Всё это можно найти и в справочниках и в интернете. Человек способен не только запоминать текущие сведения, - это может и машина. Ценность человека в поиске ответов на интересующие его вопросы, в умении синтезировать совершенно разные области знания, ловить из пространства идеи. А это интуитивно могут делать немногие, у которых был этот опыт в прошлом. Школа этому не учит напрямую: в цене умеющие хорошо повторять, а не сочинять что-то новое своё.
Усвоение чего-либо в большей степени зависит от психологической окраски общения учителей и учеников. Отбор на роль учителя необходимо проводить по психологическим параметрам в большей степени, чем по специальным теоретическим знаниям. Быть учителем - надо иметь способности и талант.
Спасибо Вам за диалог с Людмилой. Мне было интересно узнать мнение преподавателя высшей школы.

Кора Крылова   06.07.2012 17:42   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Кора, за очень интересный, взволнованный комментарий! Возможно это старческое, но я считаю правильным, когда в моё время в школе давали взаимосвязанную систему знаний, без всяких ныне "углублённых изучений" отдельных предметов избранными. Куда потом жизнь занесёт "избранного", неизвестно, но полученный комплекс позволит ему самостоятельно усовершенствоваться в нужном направлении. Могу сослаться на свой опыт (хотя, наверное, это не очень скромно). Вот я закончил вуз по электрической специальности, а потом пришлось осваивать гидродинамику, теплофизику, метрологию и даже юриспруденцию! И усваивать эти науки не в рамках школьных новаций, а уже точно зная, зачем и почему они мне были нужны. С уважением.

Дмитрий Тартаковский   06.07.2012 19:05   Заявить о нарушении