МЫ И МИР

                15.03.1994г ©


Системный  курс  начальной  школы


Программа первой стадии  обучения

Учебный курс рассчитан на 1-2 учебных года.
Ориентировочное распределение нагрузки по темам приводится для варианта годичного курса, из расчета максимальной учебной нагрузки ребенка 5-8 лет - 20 часов в неделю.
 
1 полугодие: 20часов х 16 недель = 320часов
2 полугодие: 20часов х 17 недель = 340часов

Раздел 1.   Знакомство  с  Фанта-Геей   ( 160час.)

Формирование мотивации к учебной деятельности, потребности к саморазвитию.
Задание дальних целевых ориентиров учебной деятельности. Формирование навыков, поиск и отработка приемов осуществления различных форм учебной деятельности.
Знакомство с основными научными понятиями. Психологическая подготовка к новому роду деятельности. Тренинг общения и работы в группе. Формирование системного видения мира. Поиск и формулирование закономерностей развития мира и видов учебной деятельности, в частности.

Тема 1.  Путешественники во Вселенной.  ( 24часа )

Знакомство с Космическим Волшебником. Космический корабль пришельцев летит к земле. Знакомство с пришельцами. Рассказ пришельцам о Земле, которую они называют Фанта-Гея. Сказки Космического Волшебника (известные гипотезы создания мира: библейская и современная научная версии). Фильмы о Вселенной на экране космолета. (Путешествия в Космосе. «Рождение Вселенной», 1 фильм из серии «Суперкнига», к.1-1-1о.)
Системность мира. Вселенная. Галактики. Звезды и созвездия. Солнечная система.
Планеты. Земля – Фанта-Гея. Способы познания мира. (Фильмы, слайды, карточка 1-1-2о. Фотографии из Космоса.)
Объект. Признаки объекта: форма, размер, цвет, вещество (вкус, запах, шероховатость и температура поверхности, фазовое состояние). Явление как признак взаимодействия объектов.
Моделирование объектов и явлений. Что такое модель. Взаимосвязь объекта и модели. Почему созвездия так называются. Мифы и сказки о созвездиях. Копирование.
Сравнение. Величина. (Количество. Отношение. Мера.) Понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше», «соответствует». Приемы фантазирования. Знакомство с новыми друзьями: гномами – приемами  -  Дробилкой, Забиякой, Юником и Контриком. Фантограмма. (Слайды, мифы, карточки 1-1-3о, 1-1-5о).
Пространство. Пространственная структура объекта. Объем. Пространственные формы: куб, шар, цилиндр, призма, конус, пирамида. Плоскость. Линия. Точка. (Карточка 1-1-5о). Графические модели объекта. Взаимосвязь между наблюдателем, объектом и моделью. Рисунок. Схема. Чертеж. Карта звездного неба. Координаты точки. Системы координат. Пространственное воображение.
Ритм и Время. Понятие о векторе времени. Последовательность событий. Развитие. Путешествия во времени. Причина и следствие. Для чего нужно измерять Время. Вращение Земли вокруг солнца. Год. Времена года. Солнечный круг (эклиптика)-ЗОДИАК. 12 месяцев. (Сказки, стихи, легенды, мультфильмы, атлас «Мир и человек», Карточка 1-1-4о). Календари. Что такое «НЕДЕЛЯ»? Вращение Земли вокруг своей оси. Сутки, части суток. Солнце и время. Природные часы. Солнечные часы. Звездные часы. Пульс. Какие бывают часы? Минута. Секунда.

Практические работы    (16часов).

Структурирование информации. Наблюдения и анализ наблюдений. Сравнение объектов по разным признакам. Моделирование. Конструирование. Измерение времени с разными эталонами. Игра-мозаика «Карта звездного неба». Иллюстрирование мифов о созвездиях. Что делает Дробилка(Забияка, Юник, Контрик)? Поиск их следов в сказках. Сочинение сказок о созвездиях с помощью приемов фантазирования. Восстановление «фильмов» о рождении Мира. Систематизация объектов по основным признакам.
Тренинг общения. Игры. Речедвигательные упражнения. Решение игровых и сказочных творческих задач.

Тема 2. Солнечная система. Взгляд изнутри. (25часов).

Что такое ПЛАНЕТА ? Планеты Солнечной системы. Мифы древности о строении Мира. Анализ сказок и легенд, гипотез Аристотеля, Птолемея, Коперника. (Фильм, слайды, Атлас «Мир и человек», карточки 1-2-1о, 1-2-2о, 1-2-3о).
Способы и средства наблюдения за Солнцем, планетами и звездами. Миф о Гелиосе. Мегалиты. Календарь плато Наска. Стоунхендж. Гномон. Армиллярная сфера. Астролябия. Подзорная труба. Телескоп. Обсерватория. Астрономия и Астрология. (Фильмы, слайды, атлас «Человек и Вселенная», игра «Космический конструктор», карточки 1-2-4о, 1-2-5о). Астероиды. Миф о Фаэтоне. Планеты и спутники. Миф о Марсе, Фобосе и Деймосе. Из чего сделаны кольца Сатурна? Кометы – «косматые звезды». Метеоры и метеориты. Орбиты. Эллипс, окружность, дуга.(Фильмы, слайды, мифы, атлас «Мир и человек», карточка 1-2-3о).

Практические работы  (19часов).

Структурирование информации. Создание модели Солнечной системы (структура). Наблюдения и анализ наблюдений. Измерение времени по солнечным и песочным часам. Определение положения солнца с помощью самодельного прибора (гномон). Тренинг мелкой мускулатуры рук: раскрашивание орнаментов и узоров планет и спутников карандашом, ручкой, фломастером. Поиск, выбор и формулирование правил работы с этими инструментами. Проверка на практике. Копирование. Речедвигательные упражнения. Психогимнастика. Тренинг работы в группе. Решение творческих задач.
               
Тема 3.  Сказание о Фанта-Гее. (36часов).

Фанта-Гея – планета Земля. Модели Земли в древности и в наше время. Глобус. Карта. Система координат. Координаты точки на глобусе и карте. Земная ось. Параллели и меридианы. Стороны света. Как измерили Землю. Меры длины. Метр. Доли метра. Линейка. Угольник. Какие бывают карты? (Фильмы, мультфильмы «История географии», слайды, мифы, атлас «Мир и человек», карточка 1-3-1о).
Физическая карта Земли. Воды Земли. Океан – родина жизни. Моря. Реки, ручьи и озера. Родники. Грунтовые воды. Как рождается болото? (Слайды, атлас «Мир и человек, карточка 1-3-2о).
Суша. Горы.Степи. Пустыни. Поля и луга. Леса. Приполярные области – тундра.
Сады и огороды. Города и поселки. Пути-дороги. (Карта, глобус, слайды, атлас «Мир и человек», карточки 1-3-3о, 1-3-4о).
Кто живет на Земле? В воде, на суше, в воздухе. Растения. Рыбы. Звери. Птицы. Насекомые. Человек и домашние животные.  (Мультфильмы, видеофильмы, слайды, атлас «Мир и человек», мифы, сказки Р. Киплинга, карточка 1-3-5о).         
               
Практические работы  ( 40 часов)

Структурирование информации. Конструирование. Моделирование. Наблюдения и анализ наблюдений.Измерения и опыты. Работа с контурными картами мира. Поиск и формулирование правил работы с простыми измерительными и чертежными инструментами ( линейка, угольник , транспортир , циркуль ). Проверка правил на практике. Поиск в сказках Киплинга следов гномов-приемов. Психогимнастика. Речедвигательные упражнения. Тренинг работы в группе.   
               
Раздел 2. БОЛТУНЫ  И  СЛУХАЧИ  (120 часов)

Формирование понятия о звуковой модели мира. Выявление , поиск и систематизация звукообразов. Выявление взаимосвязей между элементами звуковой и оптической моделей мира. Выявление природы образования звука. Формирование навыков работы со звуком ,умения общаться с использованием разных звуковых систем. Фонематические исследования речи. Поиск и формулирование законов развития звуковых систем передачи информации. Прогнозирование дальнейшего развития русского языка.

Тема  1. Звуки Фанта-Геи (8 часов)

Звук, как мы его воспринимаем и воспроизводим.Кто такие Болтуны и Слухачи?
Откуда берется звук? Колебания. Вибрации. Гармоника. Ритм и звук. (аудиозаписи, опыты, к.2-1-1о , 2-1-3о ). Шум. Тишина. Естественные ( природные ) звуки. Зрительный образ звука. Цвет и звук. ( аудиозаписи , цветомузыка , к. 2-1-2о , 2-1-4о ). Какие бывают звуки : тихие и громкие, высокие и низкие, короткие и длинные, звонкие и глухие, гласные и согласные, твердые и мягкие.Есть ли звук в космосе?Как измерить звук?(аудиозаписи , видеофильмы, к. 2-1-2о , 2-1-5о)

Практические работы (12 часов)

Структурирование информации. Игры: «Попугай», «Умный магнитофон», «Угадайка» (узнай источник по звуку – голоса птиц, скрип дерева, шелест листвы, завывыние ветра, шум моря, гром, человеческий голос, и т.п. ). Рисование и раскрашивание звуков.
Попытки имитации природных и технических звуков. Формулирование закономерностей связи звука и ритма, звука и цвета. Систематизация звуковых моделей. Говорим на разных языках – игра «Фестиваль или дети разных народов». Прослушивание и определение различий в структуре звука разных систем. Опыты. Измерения. Рече-двигательные упражнения. Психогимнастика. Творческие задачи. Сказки о звуках в рисунках и комиксах.  Сказки о Болтунах и Слухачах.

Тема 2. Музыка Фанта- Геи (16 часов)

Множество звуков. Какофония и Гармония. Звукосочетания.Созвучие-консонанс и диссонанс. Последовательность звуков. Прыжки в высоту. Аккорд. ( муз.занятия , к. 2-2-1о , 2-2-2о ).Музыка – язык чувств. Тон и тональность. Интервалы. Пауза. Мажор и минор. Настроение и оттенки звука. ( фильмы , муз.занятия, к. 2-2-3о , 2-2-4о ).
Голос – первый музыкальный инструмент. Орфей. Тембр – окраска звука. Музыкальные инструменты от древности до наших дней. Музыкальные машины. Для чего нам нужна музыка? (аудиозаписи , плакаты , видеофильмы , к. 2-2-5о, 2-2-6о, 2-2-7о ).

Практические работы  (24 часа)

Музыкальные занятия. Прослушивание муз.произведений разных жанров. Воспроизведение голосом звуков, последовательностей звуков и звукосочетаний. Формулирование правил построения музыкального звукоряда – гаммы. Раскрашивание под музыку, рисование под музыку. Систематизация музыкальных форм. Прослушивание и воспроизведение звуков на разных музыкальных инструментах (ф-но, металлофон, гитара, баян, скрипка, дудочка, труба, барабан). Выявление и формулирование правил игры на муз. инструментах. Формулирование закономерностей звучания разных групп муз. инструментов. Новые гномы-приемы: Забияка и Больше-Меньше. Музыкальные сказки. Развитие слуха и голоса. Музыкальные игры.
Психогимнастика. Музыкально-двигательные упражнения. Моделирование муз. Систем маленькими человечками и самими детьми.

Тема 3.  Как  говорят  люди. (24 часа)

Речь и музыка – сходства и отличия. История развития речи. Звук и смысл. Фонема – минимальная произносимая единица речи. Как мы произносим звуки речи. Артикуляция. Секреты Болтунов. Виды фонем. Позиции фонем. Фонограф. (Аудиозаписи, видеофильм, плакаты, к.2-3-1о, 2-3-2о, 2-3-3о ).
Слово и мысль. Объект – мысль – слово . Словосочетание. Слово – минимальная смысловая единица речи. Слово – звуковая структура. Ударение. Словообразование.
Морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание). Назначение (функция) объекта – функция слова. Слово – предложение – речь ( Системный оператор ). (Аудиозаписи, видеофильмы, к. 2-3-4о – 2-3-7о). Признаки слов. Части речи. Слова – счетчики. Что считает человек? Число и количество. (Видеофильмы, к. 2-3-5о, 2-3-6о).

Практические  работы  (36 часов)

Прослушивание муз. произведений вокальных жанров (песен, романсов, оперных арий, рока и джаза) и записей монологов, диалогов, полилогов. Формулирование выводов о сходствах и отличиях музыки и речи. Классификация звуков и фонем. Выявление закономерностей и формулирование правил артикуляции для произнесения фонем. Произнесение фонем по правилам. Сказки о фонемах. Выявление свойств фонем при построении из них слов. Игры со словами и фонемами («Умный магнитофон», «Наоборот» и другие). Выделение сильной и слабой позиций фонемы. Ударение. Выявление и формулирование роли ударения в процессе словообразования для передачи смысла.
Анализ морфологической структуры слова в речи разных народов Земли. Выделение морфем. Моделирование детьми, МЧ, условными знаками звуковой и морфологической структур слов. Классификация слов по их функциям. Анализ и вывод правил построения новых слов на разных языках). Построение новых слов с использованием найденных правил. Анализ и формулирование правил построения звукового сообщения в речи разных народов. Построение сообщений на разных языках с использованием сформулированных правил. Диалоги и игры на разных языках.
Рисование слов и сообщений – первое письмо. Тренинг руки – орнаменты из элементов букв и цифр (обведение и раскрашивание, штриховка).
Устный счет со зрительными образами. Игры – считалки. Счет единицами, парами, тройками, пятерками, десятками, дюжинами, сотнями. Сложение и вычитание, умножение и деление – устно (в пределах первой сотни).
Тренинг общения. Психогимнастика. Рече-двигательные упражнения.
Ребусы, кроссворды, загадки – решение и сочинение по формулируемым правилам.


Раздел 3. АКТЕРЫ И ЗРИТЕЛИ (180 часов)

Формирование представления о возможных зрительных моделях мира. Понятие об оптических, в частности, графических системах передачи информации. Формулирование взаимосвязей между оптическими и звуковыми системами передачи информации. Формирование умения пользоваться разными системами передачи и приема информации. Формирование творческой позиции учащегося в освоении письма и операций с числами в графической модели. Поиск и формулирование общих законов развития оптических систем передачи информации. Прогнозирование дальнейшего развития письменности.

Тема 1. Встречи  с  туземцами (8 часов)

Ритуальные  танцы. Движение. Жесты, позы, мимика. Элемент движения (па). Балет. Элемент жеста – хирема. Пантомима. Язык жестов. (Немое кино, фильм-балет, танцы разных народов, к. 3-1-1о, 3-1-2о ).
Рисунки древних художников. Живопись. Скульптура. Мифы (Галатея). Жест и Звук – СО. (Фильмы, слайды, копии, к. 3-1-3о, 3-1-4о ).

Практические  работы (12 часов)

Систематизация информации. Наблюдаем, как танцуют. Повторяем и анализируем структуру движений, танцуем все. Рисование танцевальных движений. Рисование упрощенной схемой поз и жестов туземцев. «Оживление» картин и рисунков – пантомима, театрализация, рассказ.
Анализ и формулирование правил общения на языке жестов. Диалоги на языке жестов. «Угадайка» – жестовые загадки с переводом на язык звуков речи. Классификация поз, жестов, мимических выражений. Создание фильма для космических пришельцев о жизни туземцев.
Рече-двигательные упражнения. Лепка. Танцы. Психогимнастика. Тренинг мелкой мускулатуры рук. Синтез загадок по выявленным правилам. Решение творческих задач, связанных с освоением новых действий.

Тема 2. Странные рисунки (8 часов)

Виды графических моделей. След, тень, отпечаток, отражение – оптические копии. Уменьшенная и увеличенная копии. Схема. Как нарисовать линию. (Фильмы, слайды, плакаты, компьютерные игры, к. 3-2-1о, 3-2-2о ).
Как было написано первое письмо. Условные знаки. План местности. Обозначение Объекта графической копией-схемой – знаком. (Р.Киплинг «Как было написано первое письмо» - книга, видеофильм, компьютерные игры, слайды, атлас «Мир и человек», к.3-2-3о,3-2-4о).

Практические  работы  (10 часов)

Систематизация информации. Рисование и черчение. Конструирование по чертежу.
Изготовление уменьшенных моделей: космического корабля, зверей, птиц и рыб, растений.  Игра «Следопыты» – поиск объекта по следу, тени, отражению, схеме; поиск следа по объекту. Чтение плана местности по условным знакам. Прокладывание маршрута по схеме. Выявление и формулирование правил составления плана местности. Составление плана реальной местности по правилам. Игра «Следопыты» на местности.
Расшифровка и чтение секретного письма вождю племени. Вывод и формулирование правил составления шифровки. Создание своего кода. Составление своей шифровки – ответа вождя на секретное письмо. Запись рассказа туземца для архива космич. корабля.
Психогимнастика. Рече-двигательные упражнения. Тренинг работы в группе. Тренинг письма условными знаками.   

Тема 3. Письменность (24 часа)

История письменности – обобщение материала по темам 3.1 и 3.2. (19, 3модуль). Условные знаки, используемые для письма : иероглифы, буквы, цифры, ноты, знаки препинания, знаки действий. Установление соответствия между словесной (звуковой ) и графической (знаковой) копиями объекта – обозначение слов знаками. Как знаки-слова превратились в знаки буквы. Семьи букв – алфавиты разных времен и народов. Превращения букв. Нотная азбука.  (Видеофильмы, слайды, компьютерные игры, плакаты – алфавиты, плакат «Пульт космического корабля», к.3-3-1о,3-3-4о). Системы письма с древности до наших дней. Правила записи звуковой информации у разных народов. Правописание в русском языке. Обозначение пауз. Обозначение начала предложения. Разделение слов в предложении. Имена и названия. Обозначение интонации речи: повествование, восклицание, вопрос. Слоги. Перенос части слова на следующую строку. (Таблицы, плакаты, компьютерные игры, к.3-3-5о, 3-3-6о).
Как написать письмо. Как записать мелодию. Как записать задачу. Как пишут стихи.  (Таблицы, плакаты, компьютерные игры, муз.занятия,к.3-3-7о).

Практические  работы (48 часов)

Систематизация информации. Классификация знаков по функции. Дописывание знаков. Игра «Что на что похоже?». Дорисовывание знаков до знакомых образов. «Оживление» знаков – сочинение сказок о буквах и цифрах. Игра «Угадайка» – угадай звук по знаку (слово по знаку). Игра «Шифровальщики»: придумывание (или воспроизведение) знака для звука (слова). Классификация букв по признакам начертания.
Формулирование правил записи слов буквами. Формулирование правила деления слов на слоги. Проверка выведенных правил на практике: упражнения в переносе – шпаргалка на ленте. Формулирование правила деления речи на предложения. Формулирование правил написания слов в предложении. Игра «Умный магнитофон» –строим предложения из слов и записываем их. Сочинение сказок про Большие Буквы. Сочинение сказок, все слова которых начинаются на одну букву. Оформление визиток для Межзвездного собрания. Сочинение писем далекому другу – иностранцу или инопланетянину. Перевод писем от друзей из разных стран на русский язык. Сочинение и запись потешек из слов, содержащих слоги  ЖИ –ШИ,  ЖЕ – ШЕ, ЧА – ЩА , ЧУ – ЩУ, ЦИ – ЦЫ. Ремонт пульта управления космического корабля. Моя биография – пишем о себе, своей семье, своих друзьях и обо всем, что хотим оставить на память в архиве космического корабля.
Нотная запись. Записываем нотами любимые мелодии. Сочинение своих мелодий и
запись их нотами. Выявление и формулирование общих правил нотной записи. Пение и игра на инструментах по нотам. Сказки о нотных знаках. Сказки, слова которых начинаются со слогов – названий нот ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си ). Решение и сочинение по алгоритмам загадок, кроссвордов, ребусов. Психогимнастика. Рече-двигательные и музыкально-двигательные упражнения. Тренинг работы в группе. 

Тема 4. Сколько  нам  нужно  для  счастья? (25 часов)

История математики. Меры и системы мер – обобщение материала по темам 1.1, 1.2, 1.3, 2.3, 3.1. (19, 1, 2, 3 модули). Взаимосвязь между единицами разных систем измерения. (Видеофильмы, плакаты, слайды, виртуальные путешествия в Интернете, 19.3модуль,
к.3-4-1о, 3-4-2о). Числа. Цифры и другие знаки. Системы записи чисел – Системный Оператор(СО). Понятие «НУЛЬ» – ничего. Запись чисел с нулем. Что может Нуль. (Видеофильм, слайды, Пульт космич.корабля, 19-3модуль, к.3-4-3о, 3-4-4о). Что такое «ГЕОМЕТРИЯ»? Как записать задачу на языке математики? ПЛЮС (+),  МИНУС (-)  и  другие исполнители. Как задать задачу компьютеру? (Видеофильм о Пифагоре, плакаты, таблицы, 19.3модуль,
к.3-4-5о).

Практические  работы  (45 часов)

Введение буквенной символики для обозначения числа. Моделирование отношений величин и множеств на реальных объектах, на компьютере, графической и знаковой схемах. Измерения линейных размеров. Уравнивание отрезков. Построение фигур по линейным размерам. Измерение углов. Транспортир. Построение углов по заданным условиям. Формулирование характера соотношений между линейными и угловыми единицами измерения. Проверка выводов построением углов по заданным линейным размерам. Построение фигур, заданных углами и координатами вершин.
Запись числа в разных системах (в том числе – двоичная запись). Сложение и вычитание чисел в различной форме записи. Умножение и деление чисел в различной форме записи. Игры: «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Точечки», Мир Маленьких Человечков (ММЧ). Решение задач. Формулирование правил сложения и вычитания, умножения и деления в позиционной десятичной системе записи числа. Достроение таблиц сложения и умножения в пределах первой сотни. Построение таблиц сложения и умножения для чисел в двоичной форме записи. Измерение и вычисление площадей плоских фигур. Вывод формул расчета площади прямоугольника по его линейным размерам. Расчет кратчайшего расстояния для пролета космического корабля через Солнечную Систему  к  Фанта-Гее (Земле).
Сравнение чисел. Числовой ряд. Нахождение предыдущего в ряду и последующего числа. Графическое изображение действий сложения, вычитания, умножения и деления. Решение задач на нахождение неизвестного. Деление с остатком и его графическое моделирование. Составление текстовых и графических задач по таблицам и схемам. Определение координат места посадки космического корабля. Нахождение места посадки по заданным координатам. Составление и решение математических загадок.
Психогимнастика. Тренинг работы в группе. Систематизация информации. Решение творческих задач.


Раздел 4.  В ПЕЩЕРЕ МУДРЕЦА  (200 часов)

Систематизация и анализ ранее полученной информации. Отработка навыков чтения и письма в самостоятельной игровой и исследовательской деятельности. Тренинг умения действовать по заданному алгоритму и составлять алгоритм действий для человека и компьютера.
Отработка умений выполнять математические операции и составлять задачи (устно, схемой, формулой, таблицей,алгоритмом ). Тренинг работы с компьютером. Использование ранее сформулированных правил ( законов, приемов ) для решения задач.
Поиск и анализ исключений. Составление картотек.

Тема 1. Загадочные  образы (16 часов)

Радуга в пещере. Сколько разных цветов мы знаем? Цвет и свет. Формулирование взаимосвязи между освещенностью, светимостью и цветом . Оттенки цвета. ( Виртуальное путешествие, слайды, компьютерные игры, живопись, 19-4модуль, к. 4-1-1о).
Понятие перспективы. Большое и маленькое. Далекое и близкое. Перспектива света. Перспектива цвета. Объем на плоскости. Зрительный обман. Мираж. Иллюзия. Фокусы. ( Виртуальное путешествие – в виртуальной комнате – слайды, рисунки, комп. игры,  19-4модуль, к.4-1-1о, 4-1-3о ).
Из чего состоит мир? Твердое, жидкое, газообразное. Игра «Треугольники». Приключения Маленьких Человечков. Формулирование «правил поведения» МЧ в разных агрегатных состояниях веществ. Живое и неживое. Что такое ЖИЗНЬ? Гипотезы о зарождении и развитии жизни на Земле . (Путешествие в прошлое Земли – в виртуальной комнате, слайды, видеофильмы, 19.4 модуль, к.4-1-2о, 4-1-4о).

Практические работы  (24 часа)

Систематизация информации. Классификация цветов. Построение морфологической таблицы цветовых сочетаний. Выявление дополнительных цветов. Решение задач на использование свойств доп.цветов. Наблюдения и опыты. Анализ наблюдений и результатов опытов. Измерение освещенности  в помещении (на глаз и прибором). Работа по к. 4-1-1и, 4-1-4и (19.4модуль). Измерение светимости различных объектов. Сравнение светимости объектов. Формулирование взаимосвязи между степенью нагрева объекта, светимостью и цветом.
Изготовление игры «Треугольники». Моделирование объектов и явлений с помощью игры. Построение моделей по загадкам. Сочинение загадок по моделям. Работа с к.4-1-2и,4-1-3и, 4-1-5и, 4-1-6и (19.4модуль). Построение перспективы. Формулирование правил построения световой и цветовой перспективы. Раскрашивание пейзажа по правилам. Поиск исключений. Поиск причин исключений. Картотека исключений. Наблюдение и анализ фокусов, основанных на зрительном обмане. Исполнение фокусов. Придумывание новых фокусов на основе этого принципа.
Обсуждение виртуальных путешествий в прошлое. Обсуждение известных гипотез о развитии жизни на Земле (Библейская , эволюционная теория Ч.Дарвина, учение Вернадского и др.). Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Анализ наблюдений. Формулирование основных отличий живого от неживого.
Пантомимы. Тренинг работы в группе. Психогимнастика. Речедвигательные упражнения. Решение творческих задач.

Тема 2. Загадочные  звуки  (12 часов).

Как получается эхо? Распространение звука в воздухе, жидкостях, твердом теле. От чего отражается звук ? Что поглощает звук? Как усилить и заглушить звук? Гром и Молния,
или: что такое скорость звука. ( Виртуальные путешествия, видеофильмы, м/ф «Эхо», 19.4модуль, к.4-2-1о, 4-2-2о, 4-2-3о).

Практические  работы  (18 часов).

Систематизация информации. Моделирование преобразований звука в игре «Треугольники». Обсуждение виртуальных путешествий. Наблюдения и опыты. Анализ наблюдений и результатов опытов. Формулирование закона образования эха. Формулирование зависимости скорости звука от плотности среды. Музыкальные занятия. Решение творческих задач по созданию устройств для усиления и глушения звука. Конструирование и изготовление усилителя и глушителя. Испытания созданных устройств. Анализ результатов испытаний. Формулирование зависимости между  эффективностью выполнения устройством нужной функции и его признаками: формой, материалом (плотностью, структурой вещества, шероховатостью поверхности) и т.п.
Выявление противоречий в конструкции устройств. Решение задач с помощью приемов разрешения техн.противоречий. Решение загадок Мудреца. Сочинение загадок, построенных на звуковых эффектах. Игры « ДА-НЕТки»."Перекричка".Речедвигательные и музыкально-двигательные упражнения. Психогимнастика. Тренинг работы в группе.

Тема 3. Загадочные  знаки (40 часов)

Хранилище МУДРОСТИ. Библиотека Мудреца. Какие бывают книги? Обо всем на свете. Стихи и проза. Путеводитель по библиотеке. Каталог и картотека.  СО «Загадка – книга – библиотека». Народное творчество: загадки, пословицы, сказки разных времен и народов.  (Экскурсия в «Хранилище Мудрости», видеофильмы, слайды,19.4модуль, к.4-3-1о).
Для чего нужны книги? Поиски древнего клада. Рассказ инопланетян. «Ь» и «Ъ» – непроизносимые буквы. Рассказ Мудреца. (В/фильмы, таблицы, плакаты, 19.4модуль, к.4-3-2о).
Волшебные формулы Космоса. Повторение и обобщение уже известных способов записи чисел и действий с ними ( сложение, вычитание, умножение, деление ) в разных системах счисления. СО « Цифра – число – формула». Уравнения и равенства. Буквы и цифры. Классы и разряды. Простые числа. (виртуальное путешествие: приключения в стране Чисел. В/фильмы, плакаты и таблицы, 19.4модуль, к.4-3-3о).

Практические  работы  (90 часов)

Систематизация информации. Тренинг навыков работы с информацией. Экскурсия в Хранилище Мудрости (школьную библиотеку). Формулирование принципов составления каталога. Составление каталогов книг домашней и классной библиотек. Регистрация новых книг, поиск книг по каталогу.  Картотеки игр, загадок, пословиц, скороговорок, сказок и сказочных задач. Составление дискотеки и фильмотеки в школе и дома. Чтение пословиц, загадок, сказок. Игры «Кубики сказок», «Новое окончание сказки». Сочинение пословиц, загадок, сказок. Восстановление древней карты. Расшифровка таинственной записи. Тренинг употребления Ь и Ъ в словах современного русского языка при записи. Использование ранее найденных закономерностей для решения задач.
Формулирование более общих законов. Работа с системным оператором. Сложение и вычитание чисел на числовой прямой. Увеличение и уменьшение величины по частям. Формулирование переместительного и сочетательного законов сложения и умножения. Применение скобок. Решение задач с использованием найденных законов. Анализ способов записи чисел в разных системах счисления. Вывод формулы для записи любого Целого положительного числа в позиционной системе счисления с основанием N, где N –2; 3; 4; 5; 7; 8; 10; 12; 20. Деление меньшего числа на большее или одного на несколько частей. Дроби. Решение задач с рациональными числами на числовой прямой. Решение геометрических задач. Синтез задач. Вывод формулы для определения суммы большого числа слагаемых, отличающихся друг от друга на единицу (сумма чисел  от 1 до 100).
Решение творческих задач в группе с использованием изученных приемов. Речедвигательные упражнения и игры. Психогимнастика.
ПРИМЕЧАНИЕ: Разбивка по часам (учебный час в начальной школе 30мин.) дана ориентировочно. В зависимости от объема и уровня сложности материала темы и раздела, учитель может изменять разбивку по времени, опираясь на реакцию класса и  индивидуальную заинтересованность каждого ребенка.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Программы развивающего обучения  (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова):
1 этап (1-5 классы). Русский язык. Математика. – М.: “Просвещение”, 1992г.
2.Ф.Д. Бунятова. Логический способ обучения. Альтернативное образование. –
Баку: “МААРИФ”, 1990г.
3.И.П. Мурашковска. Когда я стану волшебником. Сборник “Познание” №5. –
Рига: НТЦ “Прогресс”, 1993г.
4.А.А.Нестеренко. Страна загадок. Сборник “Познание” №3. – Рига: НТЦ “Прогресс”,
5.С.И.Агеева. Обучение с увлечением (часть 1). – М.: ВО “Союзэкспорткнига”, ИГ “Истоки”, 1991г.
6.В.В. Волина. Праздник числа (Занимательная математика для детей. Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993г.
7.Г. Альтов. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1989г.
8.Г.С. Альтшуллер. Найти идею. – Новосибирск: “Наука”, сиб.отд., 1991г.
9.Г.С. Альтшуллер. Краски для фантазии. (Прелюдия к теории развития творческого
воображения). Сборник “Шанс на приключение”, сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: “Карелия”, 1991г.
10.Г.И. Иванов. …И начинайте изобретать! – Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1987г.
11.Г.И. Иванов. Зачем мы нужны? – Проблемы самоорганизации. - Ресурсы Интернет
12.С.А. Гарибян .Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. – Ереван: “Луйс”, 1991г.
13. В.А. Левин. Воспитание творчества. – Рига: Пед.центр “Эксперимент”, 1992г.
14. Методические рекомендации по развитию у детей творческого воображения с использованием элементов ТРИЗ (сост. М.Н. Шустерман) – Норильск, 1990г.
15.А. Карташкин. Праздник с чудесами. (Искусство сценического волшебства). Книга для учителя. – М.: “Просвещение”, 1993г.
16.Л. Кэрролл. Логическая игра. – М.: “Наука”, 1991г.
17.Л. Кэрролл. Охота на Снарка. – М.: “Тукитис”, 1991г.
18.Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес. – М.: Детская литература, 1993г.
19.Л.А. Ларичева. Мы и Мир. Модульный учебник для курса начальной школы системного образования. Модули 1,2,3,4. Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2009г.    


Рецензии
Здравствуйте, Людмила!
Хоть со времени первой публикации Вашей программы прошло немало времени, прежде, чем мне встретилась она в интернете, но хочется поблагодарить Вас за опубликование программы, которая вбирает в себя большой спектр образов, знаний и способов подачи их для детей. Это реальный план объединения теоретических знаний, практических наблюдений и творческой игры. Когда даётся такой широкий спектр самых разных знаний и занятий, то дети проявляют свои способности и симпатии к чему-либо, и можно видеть в каких направлениях им лучше помогать развивать свои таланты.
Дети в раннем возрасте, уловив суть явления, способны делать из него далеко идущие выводы, проводя параллели с другими явлениями, и могут делать открытия в неожиданных направлениях, так как у них ещё непредвзятое отношение к явлениям. А паузы между различными теоретическими знаниями, окрашенные музыкой, играми, рисованием, освоением новых инструментов (линейка, циркуль и т. д.) и моделей (глобус и т. п.), мультфильмами и тому подобным (то есть без нагрузки новых теоретических научных представлений), совершенно необходимы для освоения прежде полученных знаний, чтобы дети успевали сознательно и подсознательно синтезировать и делать выводы, наблюдать свойства, т. е. учиться науке, главная цель которой не только объяснить явление, но предсказывать последствия, вытекающие из причин. На это необходимо давать время и вдохновлять на такую творческую работу различной мотивацией, заинтересовывать. Потому что, если не давать времени и не учить искать причины и определять следствия, то получение новых знаний превратится в простое усвоение сказанного, вера в авторитеты без фундамента опыта и сознательного обмысления поступившей новой информации, что приведёт к потере интересных выводов и открытий, которые дети могут делать там, где "хожено-перехожено" взрослыми по привычному пути и где ими не замечено ничего нового и необычного в обычном. Взрослые часто поступают так: тащат за руку за собой своего ребёнка, стремясь как можно быстрее дойти к цели и не обращая внимания на то, что ребёнок может указывать на что-то замеченное им и интересное, высказывая неожиданные параллели и наблюдения. Так теряются открытия и мудрые наблюдения устройства жизни. Организованные паузы так же необходимы в обучении умению учиться, как в музыке.
Ещё один важный, как мне видится, нюанс. Рассказывая о созвездиях, строении Солнечной системы, лучше избегать рассказывать с самого начала о мифах. Сначала должна укрепиться в сознании картина мира, реально видимая на небе визуально и с помощью разных помогающих приборов. В мифах отражается мировоззрение древних в сочетании с их бытом и представлениями о справедливости, мести, морали на том культурном уровне, который был в ту эпоху. Моральные накопления общества - это культура, которая достигается не в течение десятилетий, а строится веками. Детям лучше давать образцы лучшей морали с раннего возраста, чтобы они в этом пошли дальше нас, а о древних ошибках и заблуждениях, жестокостях и мести, которых так много в мифах, лучше говорить тогда, когда моральный стержень в ребёнке сформирован и укреплён опытом жизни, когда он может противостоять и возражать подспудным влияниям. Тогда он сам поймёт, что в мифах хорошо, что плохо, не станет недоумевать и не осудит. Это наиболее сложный урок, которому люди учатся всю жизнь и усваивают или не усваивают его вне зависимости от количества теоретических знаний. Одним словом, для маленького человека взрослые мифы - это не подобие сказок, а психологический "груз", неподъёмный по возрасту и по психологической прочности. В тех же мифах есть сюжет про олимпийского чемпиона, который с детства начал с малых грузов, затем носил телёнка, затем подрастающего быка. Так он не надорвался, а укрепился и развил силу. То же и в психологической нагрузке. Это очень важный вопрос, потому что можно много слышать в обществе рассуждений, что ребёнка надо с детства готовить к взрослой жизни, и вместо того, чтобы готовить его, сразу "выливают" все взрослые проблемы на голову неподготовленного. В итоге - множество моральных калек вне зависимости от уровня их образования. Откуда социальные, экологические и другие глобальные проблемы. Знания - это инструмент или оружие, и оно должно быть в руках хорошего стойкого человека. Поэтому мораль, культура не только первостепенны, а жизненно необходимы.
Ещё раз большое спасибо за интересные идеи в Вашей программе. Мне они помогут в работе с детьми.

Кора Крылова   06.07.2012 13:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.