Рецензии на произведение «Ангельский чин»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
"Река раздваивается: правый ее рукав, закиснув в заводи, взялся весь ряской и походит на зеленый борщ; другой – петляет с полверсты, а дальше катит легко и просторно, как глубокий вздох. В одной из излучин, где берег пологой косой поднимается от шепчущей камышами воды до крутого, с меловыми прожилками и дырами печор глинистого обрыва, сидит на корточках человек и надраивает бронзовый котёл.
Иногда он утирает тыльной стороной изрытой зарубцевавшимися язвами кисти рябой лоб или, оттянув ворот посконной рубахи, дует на впалую с редкими скрученными волосами грудь.
Захватывая очередную горсть песка, он шепчет:-Господи Боже, и Матерь Его тако же Божия, борони мя от лукавого дьявола беса, а такоже старца Феофилакта…"
" Ракша утирает пот, ерошит патлы на затылке и говорит почти уверенно: - Конязи, то - да! Конязи - они человеки! – Он замолкает, смотрит на быстро бегущие по реке тени от теперь уже густо усеявших все небо облаков и цедит мечтательно: - Бысть бы мне конязем…
Сквозь горизонтальные шеренги на лбу Феофилакта вдруг четко прорисовывается изломанная морщина над правой бровью. Вслед за ней, углом, тянется на лоб и сама бровь. Борозды у глаз смеются: - Ну и снова алалуей попотчевал! Конязи-то, токмо что, равноапостольные… Мы же – иноки! Ангельский чин на нас! – он тыкает сухим, не вполне разгибающимся пальцем куда-то в солнце и торжественно, чуть нараспев выводит: - Ангельский чин!
Вечером в своей печоре Феофилакт долго молится перед собственноручно вырезанным из ракушечника ликом женщины с огромными глазами, кругом над головой и каким-то узелочком на руках. Он шепчет:
- И како Сыне Твой страждущий и блудницу, и мытаря, и душегуба помиловал, тако и нас грешных помилуй.
Крохотный огонек лампадки дробится в каплях, блуждающих по его морщинам, и, как тушь на рыхлой бумаге, растекается в старческих глазах.
Поморщившись, он поднимается с колен, берет кусочек сала и, вернувшись к образку, нежно размазывает его по губам Богородицы..."
Смутные чувства от такого повествования - Либо автор, периодически голодает, то ли аскет в своей печоре объелся белены, сходит с ума, и, потом, - натирает губы салом богородицы, ибо она от одной мысли о борще, становится умалишенной, от того как с ней поступают вероотступники?!..
Валентин Стронин 27.07.2013 12:16 Заявить о нарушении
Олег Игрунов 11.08.2013 10:30 Заявить о нарушении
Различные протестанты так и представляют себе христиан восточного обряда: полудурок Ракша (рашка, рашен) и Феофилакт, монах с греческим именем, мажущий икону салом (что немыслимо после периода иконоборчества в Византии). Варвары, одним словом. Не то что продвинутые "белозубые братья" - адепты церкви очередного Джона, измеряющие духовность в процентах прибыли.
Юра Аникутин 27.07.2013 03:50 Заявить о нарушении
Олег Игрунов 27.07.2013 08:33 Заявить о нарушении
Юра Аникутин 27.07.2013 09:20 Заявить о нарушении
Олег Игрунов 11.08.2013 10:39 Заявить о нарушении
Юра Аникутин 01.09.2013 10:25 Заявить о нарушении
Юра Аникутин 01.09.2013 10:30 Заявить о нарушении
Хороший рассказ, так сказать, с истинным пониманием Любви и её высшим проявлением - Любви к врагам. Ну а сало... так это надо Феофилакта спросить, почему он так делал, и потом рассуждать. Могу предположить. Мы, православные, даже воцерковившись в некоторых вопросах жизни остаёмся язычниками. Так и здесь: монахи - Ангельский чин, от мира нашего.
Сергей Шалинский 21.07.2013 10:04 Заявить о нарушении
Олег Игрунов 20.07.2013 20:48 Заявить о нарушении
У каждого- своя вера. И каждый верит, как умеет...
Всяк получит по вере своей! (с)
Спасибо за произведение!
С уважением.
Святослав Огарёв 13.07.2013 09:36 Заявить о нарушении
перо красивое, сказать нечего.
не мое чтение, но есть созвучный мотив: существовали (возможно и есть) еще места, где Он обретается в чистоте и не участвует в бойнях.На своем месте, там , где должен быть, с Ним либо рождаются, либо нет.
Улыбался про сало, экая свобода читателю - им можно идолу, а можно еврейского мальчика отрефить. А можно и в суфизм:
Один бедняк довольствовался малым,
Но постоянно мазал губы салом,
И, вытирая их, везде твердил:
«Ах, видно, сам себе я навредил!
А мне бы, между прочим, не мешало
Быть сдержанней и есть поменьше сала!»
Один ли Он, так многолик и универсален - сие для меня вопрос большой.
Гарбер 11.07.2013 01:31 Заявить о нарушении
Вольно ж Вам улыбаться... Меня же, в оное время, в буквальном смысле слова, предавали проклятиям за это сало. Помнится даже полуофициальный титул присвоили... Нечто вроде: правой руки диявола и совратителя неокрепших душ сатанинскими красивостями... Впрочем, было весело.
"сие для меня вопрос большой."
Ну и как сами понимаете, пол бы дела, если б только для Вас...
Большое спасибо за столь интересные размышления!
Олег Игрунов 11.07.2013 01:48 Заявить о нарушении
С уважением,
Гарбер 11.07.2013 01:53 Заявить о нарушении
Чёй-то сомневаюсь... Попробуй родись, да полюбуйся на свет этот белый, без привычки-то, как-то и перехочешь затягивать своё пребывание...
Олег Игрунов 11.07.2013 02:08 Заявить о нарушении
Что ж, это только подтверждает мнение Паскаля, что заканчивая писать, мы понимаем с чего следовало начать.
Спасибо, Вам!
Олег Игрунов 11.07.2013 02:15 Заявить о нарушении
у нас в подъезде живет малолетний геймер. Восьми примерно лет, голова от такая, потому что в наушниках, без них я его не видел ни разу (а, может , не узнавал)
окна открыты, жара, слышно, что в квартирах. Мама его головомоет, мол: как ты живешь, кто так себя ведет и все в этом духе.
А он ей отвечает:
- Я первый раз живу и никакой инструкции по жизни не видел!
- Я же вот тебе говорю!(это мать)
- Поздно, я на третьем уровне.
Соль и правда, от такая малышня)
Гарбер 11.07.2013 22:57 Заявить о нарушении
Красотища! А финал с салом по губам, как серп по яйцам. Спасибо, Олег!
Лобовввв 27.02.2012 21:25 Заявить о нарушении
Софья Малиновская 10.07.2013 10:38 Заявить о нарушении
Это потрясающий рассказ. Он очень красив глубок и правдив. Именно так возникала Святая Русь. Но только вы допустили ошибку в конце. Мазать салом это приносить языческую жертву. Это не характерно для православных христиан. Очень уважающий вас.
Улиссандр 24.01.2012 01:17 Заявить о нарушении
Очень понравился рассказ. Несравнимый эффект присутствия. И вот какая мысль напрашивается: как же так, они - эти древние, очень верующие люди, ангельский чин, в те, почти дикие, времена были толерантны, в отличии от нас "просвещенных"? Как же так? И когда нарушилось это великое понимание всего сущего? Если б знать.... С уважением.
Ирина Айрин Ковалева 08.12.2011 20:07 Заявить о нарушении
Думаю, он был бы рад вашему отзыву и глубокому неравнодушному прочтению.
Цитаты Прозы От Ольги 31.12.2011 20:34 Заявить о нарушении
Олег Игрунов 12.07.2013 03:16 Заявить о нарушении
Мастерски написано. Истинно так: Любовь движет миром. Впрочем, он из нее и создан. Констатирую факт, что Вы - мастер.
Понеже с любовью Алла.
Алла Игнатенко 18.10.2011 10:47 Заявить о нарушении
Ольга Бурзина-Парамонова 05.11.2011 05:48 Заявить о нарушении
Какая гадость! Фактически это, пусть и куда более коректными словами, сказала я Вам, прочитав этот рассказ на Стихире. Точнее сказать, не рассказ я прочла, а первые два-три абзаца. Прочла и оскорбилась... Якобы за Вас оскорбилась... И как было не оскорбится, - считала я тогда, - если один из мощнейших поэтов современности, помещает среди своей глубочайшей поэзии, единственное прозаическое произведение, да ещё и произведение, такого уровня? "Ваша проза оскорбляет Вашу поэзию" - сказала я тогда. Чем же оскорбляет? Что плохого, что недостойного нашла я в Вашем рассказе? Сусальным он мне показался... сладеньким... пряничным... И ведь, что самое страшное, вывод такой, осмелилась я сделать не прочтя рассказ даже до половины.
Как же горько я раскаиваюсь... Раскаиваюсь, даже не перед Вами... Вы помнится, толи хохотнули, толи буркнули что-то, да и должно быть, забыли о дуре. Но наказала-то я себя! Наказала, чуть ли ни на год отложив полное прочтение...
С П А С И Б О Вам!!! Спасибо огромное за это чудо! С каким искуством, с каким неподражаемым мастерством вы создали этот благостый, точнее сказать, благолепый мир! С каким искуством Вы и разрушили его, одной коротенькой, словно и не примечательной фразой! Только теперь я поняла, зачем Вы с такой филлигранной точностью вили золотую нить своего волшебного слова. Поняла, уже погрузившись в эту красоту и словно в волшебном парении приближаясь к его, как мне казалось, не менее волшебному финалу. Поняла нарвавшись на жесточайшую пощёчину. Чесслово, ей Богу не вру, прочтя последнее предложение, глазам своим не поверила и перечитав вновь, почувтвовала, как мурашки побежали по телу, а дыхание, словно оборвалось.
И я задумалась... Зачем? Зачем это страшное сало на губы богородицы из рук почтичто святого? Зачем мастер уничтожил и растоптал собственное дитя? Зачем так унизил искреннюю веру? Задумалась и перечла... И перечитав вторично, задала себе вопрос: притворяется ли Фиофилакт полусвятым и добреньким? Естественно нет! Не только не притворяется добреньким, но даже надевает на себя маску более строгого чем есть на самом деле. Да и без неё, старец достаточно строг. Эко он вспыхнул, - "Лицо старца забурлило, поплыло и замерло, словно скованное морозом. Зрачки, как угли сквозь иней упавших на глаза бровей, жгут Ракшу" Видно, что и нрава горячего и в молодости страстишки были не шуточными. А главное, автор совершенно отчётливо показал, так не притворяются. Да и удивление Фиофилакта вместе с пронизывающей его иронией: "Сквозь горизонтальные шеренги на лбу Феофилакта вдруг четко прорисовывается изломанная морщина над правой бровью. Вслед за ней, углом, тянется на лоб и сама бровь. Борозды у глаз смеются" - мастерски показывают нам, совершенно искреннего человека. Нет, старец кто угодно, но только не лицимер! А раз так,раз его слова и о взаимосвязи, и взаимопроникновении всего сущего, и конечно ключевое - "Понеже с любовью" - абсолютно искренни, то как же связать их с этим страшным салом на губах?
Да и мог ли вообще православный старец, да вдруг так открыто предаваться язычеству? Не соврал ли автор желая искуственно втиснуть какую-то неведомую идею в действия старца? Ну, сейчас-то явно не мог. Но действия-то, судя по упоминанию Черниговских князей позвавших половцев на разор, относятся или к к. 11 или н. 12 века. К самой-самой начальной вехе в распространения Христианства на Руси. Ясно, что влияние язычества было куда как сильнее. Да и вершатся события ни в Киеве, ни во Владимире, а в каком-то диком месте среди лесов с одинокой, да ещё и заброшеной подсекой. Как уж сюда забрели христианские предания, как смешались с исконними верованиями, одному Богу известно. Так что, могло такое быть!
Но вот вопрос, что такое? Что вообще происходит? Зачем это сало? Ответ в самом рассказе: "Поморщившись, он поднимается с колен, берет кусочек сала и, вернувшись к образку, нежно размазывает его по губам Богородицы." НЕЖНО размазывает! Вот слово! Любит Фиофилакт богородицу! Жалеет он её! Желает её понежить! И тут мы вспоминаем : "Понеже с любовью". Любовь, если она любовь от сердца, превозмогает всё! Выше она даже догматов и канонов. Так и просятся на ум слова ап. Павла "Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею..
всю веру, так, что могу и горы
переставлять, а не имею любви, — то я ничто." Так что пощёчина, нанесённая автором, якобы по нашей истинной вере, это пощёчина зашоринности нашей и гордыне нашему "знающему как правильно" уму.
Ну, а если Любовь превыше всего, то и не страшно, что когда-то, я недочитала рассказ. Нет не исправимых ошибок! Нет ужаса вины! "Понеже с любовью"...
Просто Вика 18.10.2011 02:49 Заявить о нарушении
Так и сказал "Святая Евхаристия, дай рыбки больному брату" и руки к морю протянул. И из моря рыба на руки его выпрыгнула.
Вот эти монахи на берегу чистой реки тоже чисты. И сало их - бриллиантовое. А наши бриллианты - сальные. вот и все.
Александр Иванушкин 08.11.2011 00:38 Заявить о нарушении
Просто Вика 08.11.2011 01:34 Заявить о нарушении
Всех можно понять и все простить. Даже тех, кто тебя гвоздями ко кресту прибивает.
Александр Иванушкин 08.11.2011 10:07 Заявить о нарушении
Вот я и вижу, в отличии от тех людей, что никакого "фривольного обращения" в этом рассказе - нет. И в сале этом(Вами же и названном - бриллиантовым) - нет никакой фривольности. Напротив - одно БЛАГОГОВЕНИЕ!
Вика, с теплом и уважением!
Просто Вика 08.11.2011 14:38 Заявить о нарушении
Александр Иванушкин 08.11.2011 14:46 Заявить о нарушении
Мне очень стыдно, но должна сказать, что Вы, обо мне, слишком хорошо думаете. Нет никакой преданности! Я знала Олега, как прекрасного поэта, ещё по Стихире, а когда пришла сюда и через месяц прибывания на сайте узнала, что он, ещё и прозаик, то почти полгода не спешила с чтением его текстом. Просто мне уже приходилось разочаровываться в прозе замечательных поэтов и я берегла себя от очередного разочарования. Ну, а взялась за него, от отчаяния найти, что-то по-настоящему мощное. Нет, нельзя сказать, что здесь всё плохо и слабо. Напротив, очень многое, я читала и читаю с подлинным удовольствием. Но... даже в понравившимся, даже в очень понравившимся, не хватало мощи собственного (неповторимого) видения, в сочетания с мощью художественного выражения его. По одиночке - встречалось. А в совокупности - нет! Ну и естественно, что когда я открыла именно эти черты у данного автора, я (вовсе не из собственной доброты или возвышенной "преданности"), а по необходимости, сконцентрировалась на чтении и литанализе именно его творчества. Ну и конечно, если я найду (и я в этом просто уверена), другого, равного Олегу, автора, то с удовольствием, буду изучать и его. Ну, а сейчас, я глубоко влезла в "Беседы...", которые после 2-го прочтения, казалось раскрыли мне свои тайны, а сейчас, когла перечла их в 4-ый раз, всё больше запутывают меня, - и в результате, мой критический анализ(далеко ещё не законченный), грозит по объёму превзойти сам оригинал. Так что, как мне, не стыдно это признавать, но я, больше напоминаю, рыбу-прилипалу, а не добрую самаритянку. Вика, с теплом, уважением и морем)))))), которые необходимы и на настоящем море!
Просто Вика 09.11.2011 01:16 Заявить о нарушении