Рецензии на произведение «Моя жизнь с НН»

Рецензия на «Моя жизнь с НН» (Галина Докса)

Мысль о Рахманинове пришла сразу после "Фа-си-ми-ля". А перед этим в голову лезли "Антоновские яблоки", каждый раз при упоминании о яблоках в этом тексте...
"Фа-ре-ми-до" же осталось на задворках памяти... (Это название романа, фантастического, Фритьофа Каринти).
Прекрасный ритм повествования-жизни, прочувствованный Вами до крайнего движения... Просто замечательно двигаться в такт происходящему... И покорил меня "глубокий цвет", некогда явившийся мне в сновидении...

Дальше писать неохота... Продолжаю чтение...
С уважением,

Виталий Щербаков   21.03.2015 09:39     Заявить о нарушении
Фа-си-ми-ля от "факсимиле" - так в шутку подписывал нотами Рахманинов свои письма. Прообраз НН - Никита Морозов, друг юности Р., оставшийся в Советской России.
Бунина в подтексте нет. Это Чехов - "Рассказ неизвестного человека",и вообще все рассказы конца 80-х - начала 90-х. А "дворянская дамская компания", появившаяся во 2 части, вся списана пунктуально с полотна Борисова-Мусатова "Изумрудное ожерелье" (Варя - фигура в центре). К сожалению, не смола найти в Инете картинку, чтобы вставить, поэтому там "Призраки" той же кисти, но и тема "Призраков" фигурирует в 3 части.
Я писала реквием по русской дореволюционной культуре, но с надеждой, что мрачные пророчества, в ней заложенные, уже искуплены. Это роман конца 90х годов прошлого века, когда вокруг было совершенно безнадежно...
Я даже поражена, что он нашел сейчас читателя в вашем лице.
Каритни, к своему стыду, даже не слышала....
Фантастика, особенно социальная и философская - один из любимых для меня жанров. Если вам близок мой язык, почитайте потом "Туда, где слишком легко" - чистая философско-социальная фантастика, ориентированная скорее на юношество, но небезынтересная и для взрослого человека.
СПасибо....

Галина Докса   21.03.2015 14:10   Заявить о нарушении
Спасибо за оперативный отклик, Галина.
Бунинские "ассо" - на мне. О незнании Каринти не следует печалиться (хотя прочесть стоит, IMO). Я когда-то купил англоязычный перевод издательства "Corvina Press". Но эта вещь переведена и на русский. И была в книжке повесть "Капиллярия". Тоже фэнтези. Написано в 1924 году, если не ошибаюсь, но очень тонко и современно.
А текст Ваш в некоем смысле вне времени, потому что очень музыкален. И, поскольку Вы - поэт, позвольте поздравить Вас с Международным праздником Поэзии.

С уважением,

Виталий Щербаков   21.03.2015 22:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моя жизнь с НН» (Галина Докса)

Что-то очень далёкое от меня, непонятное.

Вячеслав Вячеславов   12.03.2015 07:56     Заявить о нарушении
Это написано на основе переписки Сергея Рахманинова и нескольких расказов Чехова. Написано в очень трудные годы - конец девяностых, когда казалось, что Россия не поднимется.Форма полуфантастическая, конечно, но я поэт, и реализм мне плохо дается.... То есть написано, как я поняла, уже получив мнения читателей, для таких читателей, как я - с тем же багажом прочитанного и пристрастиями... К сожалению, этот круг очень узок....

Галина Докса   12.03.2015 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моя жизнь с НН» (Галина Докса)

Читаю второй день. С удовольствием. Как бы всё заставить идти вот в таком ритме, как у Вас здесь. А сейчас нужно поджидать настроение, как последний неторопкий дачный поезд под вечер. Здесь мне у Вас всё нравится. Помню, что иногда в каких-то других вещах я огорчался одновременным скороговорке и многим словам, перекрученности. Здесь всё к месту. Сегодня я подумал, что речь идёт, как видно, об известных людях, но пока не хочу торопить события, я ведь только на середине первой части. Есть малюсенькие поправочки, которые при желании легко устранить. Кое-где мне кажется, что сезонные периоды надо как-то по-другому оговаривать и поправить. Например, вначале Вы пишете, что давно отцвела сирень и лето в полном разгаре. Потом дальше, что идёт только июнь. Потом начался июль. Это ерунда, конечно, и идёт отдельно, так что спокойно поправляемо. Кажется, кое-что Вы списываете со своей жизни. Так ли это?
Буду потихоньку, по мере движения, дописывать. Ваш Георгий.

Георгий Прохоров   12.01.2012 17:28     Заявить о нарушении
"Не беспокойся, кровля в порядке...". Сколько раз за последнее время мне снится сон, что у меня недостроенный дом и, если пойдёт дождь, что к тому идёт, то полностью не закрытая крыша обязательно даст водяные потоки внутрь нашего жилища. И я никак не могу организовать этот последний бросок по заделыванию крыши.

Георгий Прохоров   15.01.2012 12:46   Заявить о нарушении
"вороны перекликались деревянными неприятными голосами". Как-то не представляется. Я стал думать. Может, они кричат похоже на треск падающего или ещё стоящего, при последнем издыхании, дерева? Или это клонящийся, умирающий дом?

Георгий Прохоров   15.01.2012 12:51   Заявить о нарушении
В 8-й части встретил "скрип мёртвого дерева". Но без ворон.

Георгий Прохоров   15.01.2012 13:15   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Георгий.
Только сейчас добралась до сайтов.
Взялись читать "Н. Н."? Ну, смотрите не усните за чтением.
Странненький роман. Редактировать его я не буду - пусть лежит тут со всеми его недостатками. И скороговорки еще все впереди, и перекрутки.
Об истоках... Это, пожадуй, реквием в свободной форме по исчезнувшей России 19 века, усадебной России, которая живет только в литературе, музыке, живописи, моей и тех, кто эту музыку, живлпсь и литературу воспринял. Так, сколько могу вспомнить, основыне литмузживописные источники - письма Сергея Рахманинова российского периода и периода эмиграции, почти цитатные, кроме последнего. Образ Ник. Ник. - наверное, прототип его Никита Морозов, друг юности Рахманинова, оставшийся в СССР. Канва конца первой части и вся 2 часть - это "чистый Чехов", его длинные рассказы периода 90-х годов... Третья часть - Владимир Сологуб и еще кое-что, но уже не помню, что, а перечитывать неохота. Помню, по написании (конец 90-х 20 века) вещь представлялась мне стройной по форме и мысли. Что тут можно объяснить? Где обитают герои? В моей голове, больше нигде....
Да, еще вспомнила: компания из имения второй части целиком списана (кроме студента и Марфуши) с картины Борисова-Мусатова "Изумрудное ожерелье". Все женские типы оттуда, центральная фигура - Варя..., невеста Борисова-Мусатова, рано умершего...
Как все это было давно.
И меня тут искать совершенно негде, я тут растворена, я просто органы чувств героев. Видите, и пол свой поменяла, чтобы нести горестную службу у постели Н.Н., который, конечно же, "когда-нибудь не проснется"... Когда не останется ни одного человека, читавшего Чехова, например....
Редко захожу, то работа, то всякие заботы внеочередные...

Галина Докса   16.01.2012 16:29   Заявить о нарушении
Владимир Соллогуб, через двойное л, младший современник Пушкина, чуть не ставший сначала - его противником на дуэли (хороший конец), потом - секундантом его в первой, несостоявшейся дуэли с Дантесом. Неплохой рассказчик. Тут мелькнул его рассказ "Мятель" (через "ять", было два варианта написания, у Пушкина - "Метель", у Соллогуба - "Мятель"...

Галина Докса   16.01.2012 17:07   Заявить о нарушении
Прочитал Ваш Ответ. Он, как и сама вещь ждёт прихода и прихода ещё. А мне нравится так. Чтобы каждый раз, как в детстве, всё бродить и бродить по закоулкам и открывать каждый раз новое.
Я не знаю, чья это находка: когда стабильная ситуация и выплывают мельчайшие нюансы поведения двух людей. Галина, ведь это - высший пилотаж. На грани крушения.
Когда-то, в молодости, в "Советском экране", я впервые прочитал, что, вот, есть у Чехова такая великолепная вещь - "Степь", которую немногие и знают. Потом я много раз её читал. Великолепная вещь. другие его рассказы типа "Ионыча" не всегда на меня ложатся. Тогда ещё время было такое: обязательно надо было лягнуть окружающую действительность вместе с Андреевым. Из-за этого сколько вещей запортил Бунин!Разные "Суходолы", "Деревни"...
У меня с Чеховым пока сложные отношения. Все в восторге от его пьес, а я никак (умом, не эмоциями). Но он какой-то гипнотизёр. Он завораживает публику (и меня) словами, вязью их, повторами. Как курицу укладывают спать. Бух - и на бочок. А посмотришь, ведь из пьесы в пьесу одно и то же: разоряющиеся гнёзда (проклятый 61-й год); стареющие женщины, желающие нравиться; подрастающие дети; вроде как, мятущиеся натуры, мечтающие о том, что хорошо бы потрудиться; перекрещивающиеся любовные треугольники; неудачники. То есть, он взял и всё время тянул жилы вот из таких людей, которых большинство сидит в зале и которые очень хотят в очередной раз размазать сопли. И которых он вдоволь понаблюдал по дачным местам Подмосковья.
Не знаю. Дело Ваше. Вы с таким деланным небрежением говорите о своей вещи. А, на самом-то деле, она Вам очень дорога. И те времена. Это, как Пушкин, который в первый раз привёл свою подружку из сельской глуши в свет. Делает вид, что просто так случилось. Вот привёл. Было по дороге. Хотите, обидьте. Хотите, похвалите. Она просто случайно рядом оказалась.
У этой вещи есть все основания, чтобы гордиться ею. То, что прочитал. Ваш Георгий.

Георгий Прохоров   17.01.2012 12:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий. Вещь эта мне действительно дорога, а небрежение к ней - самозащита. Туда вложена душа, может, оттого и собственной души убыло. Писательство отсасывает соки из писателя. Об этом очень хорошо знал Чехов, к концу говорвший, что лучше бы ему было остаться врачом. Но Чехов - титан духа. Пьесы его, похожие, как несколько капель, противовес Шекспиру на все будущие времена. Мне они тоже долго были скучны. Отношение свое к театру Чехов выразил в одном рассказе, где старик-профессор не понимает, зачем нужна игра, если пьесу можно просто прочесть. Но чеховские пьесы читать невозможно. Писал он их для МХАТ, роли стареющих женщин в каждой - для жены, Ольги Книппер... Житейски объяснимо, но все это превзойдено талантом, силой мысли. На его глазх гибла Россия. (Она все время гибнет, эта наша Россия.) Нужна очень хорошая игра и очень хорошая режиссура, чтобы полюбить, принять драматургию Чехова. Как хороша французская экранизация с Симоной Синьоре "Чайки"! Наш "Дядя Ваня" со Смоктуновским... Не согласна, что "Деревня" Бунина испорченная вещь. Это сильная вещь. Только Чехов имел золотое сердце, а Бунин - стальное. Слишком дворянин.
А моя вещь - только моя, другой бы не написал такую. У меня отношение к задушевному (не для денег и славы) писательству: если написано, то как родилось, будет существовать, хоть сайт провалится в тартарары, и рукописи пропадут. Мистическое отношение. Вот вы закончите, образ этого мира, сплошь из намеков и нюансов, в вашей душе будет жить. Что-то в общей картине мирозздания, оно тоже всегда на грани, изменится - в сторону Чехова...
Перед смертью, чтобы облегчить агонию, немецкий доктор в Берлине дал ему шампанского. "Давненько я не пил шампанского", - сказал Чехов. Последние слова.
А вот я, наверное, попрошу мне стихи почитать, хоть Блока, и скажу "Давненько я не слыхала стихов".
А так все хорошо, глядишь - новейший Чехов уже народился или вот-вот...

Галина Докса   17.01.2012 14:28   Заявить о нарушении
Прочитал Соллогуба "Метель". Кстати, в примечаниях как раз написано, что Пушкин писал чаще "мятель", а при издании Белкина, скорее всего, издателем Плетнёвым было исправлено на "метель". Вы мне задали загадку. Там человеком менее искушённым, чем Пушкин, описано любовное приключение, которое, очевидно, когда-то и произошло с Соллогубом. Вследствие меньшей искушённости иногда выпадают алмазики, которые искушённый выкинет вместе с породой, не ожидая их там встретить. И опять задумываешься: вот чуть в сторону и уже не великий, не классик. И, кажется, надо всего-то самую чуточку.
Обратил внимание опять на город. Воронеж. Туда направлялась возлюбленная со старухой. На богомолье. Недавно написал сыну в Воронеж, что давно уже вижу на ТВ или в фильмах, что почему-то "Воронеж" чаще других упоминается. Ведь полно в центре городов. А выводит на него. В "Комеди клаб", "Я шагаю по Москве", "Мимино", "Вокзале для двоих" ит.д.
"Метель" Пушкина мне всегда нравилась. Не так давно писал одной знакомой, что, посмотрите, какие непогоды случались, а русские люди раньше и не думали ругать ни природу, ни землю, ни бога за них. А сейчас каждый день только и ищут, как бы какую гадость усмотреть в природных явлениях. Как эти явления враждебны нам. К чему бы это?

Георгий Прохоров   17.01.2012 16:17   Заявить о нарушении
ну-у- всегда ругали: дураков и дороги, новые времена, городовых, бабьи языки... В деревнях недороды проклинали.. Больше от природы зависили, в почти на 95 процентов крестьянской стране. Но нынешняя ругань из теплых квартир (как бомж ругает, мы не слышим) - это от отравленной излишествами печени..
Воронеж из всех рупоров вас к себе зовет, а вы все туда не едете. Поезжайте. "Лощадей к поезду вышлем"....

Галина Докса   17.01.2012 16:38   Заявить о нарушении
"Действительно, словно следуя за тревогой, поднявшейся в моей душе, усилился ветер за окном; хлопнули раскрытые неукрепленные ставни; ветви березы заскребли по стеклу", - буду дальше придираться к таким вот вещам, потому что по большому счёту пока придраться не к чему. Могут ветви берёзы в середине лета скрести по стеклу? Насколько понимаю, берёза стоит не впритык, так, чтобы толстые ветви могли доставать. Только во время ветра косички берёз могли пролетать в сторону окна и кончиками доставать до стекла. Гладить.

Георгий Прохоров   19.01.2012 16:53   Заявить о нарушении
"Когда утро начинается с вороньей перебранки, и я слышу в похоронных их стенаниях скрипы мертвого дерева, раскачиваемого ветром". Что-то я подтупел совсем. Я читаю опять почти заново, опять дошёл до 8-й части и не опять теперь увидел "ворон". Почему я раньше их не видел? Ведь читал, кажется, внимательнее?

Георгий Прохоров   19.01.2012 17:02   Заявить о нарушении
8-я глава 1-й части о смерти. И начало 1-й части тоже. Это начало было очень лёгким. Стирающийся волной отпечаток лёгкой женской ступни. Почему Вы обидели Грина и не упомянули его в святцах? Слишком близко?

Георгий Прохоров   19.01.2012 17:16   Заявить о нарушении
Где-то ближе к концу 1-й части есть письмо к Анне с сочувствием по поводу смерти Николая. Я подумал, что письмо к сестре НН по поводу смерти их отца. Но дальше сказано, что Анна - дочь НН. Пошла мистика?
И ещё могу сказать: Пока их двое, за ними интереснее наблюдать. НН значительней, несмотря на все свои слабости. Когда герой остаётся один, почему-то его самостоятельные занятия и мысли становятся более пустыми. Почему так? Ведь, если попробовать писать от имени НН, то и он, скорее всего, окажется проще и приземлённее. Или потому, что НН мы чётко видим, все его движения? А герой идёт у нас своим внутренним видением? То есть тут столкновение внутреннего и внешнего. Хотя героев можно и переставить местами, и, наверное, тогда НН чуть уйдёт в тень.

Георгий Прохоров   19.01.2012 17:49   Заявить о нарушении
Георгий, береза скребет в одно часто посещаемое мною окно, прошу поверить, при ветре.
Грина тут не ночевало.
Вороны? Не поняла...
Тут все сплошь "мистика".
Секретарь Энэн безлик в 1 части как серкретарю положено, но все же он личность, которую лепит из одной.
Вл 2 части он же, но под видеом Н.Н. Но это он же.
3 часть вы почти предвидите.
Если вы читаете роман как шараду, лучше бросьте.
Расслабьтесь, получите удовольствие.
Я исправлять все равно ничего не стану. Зачем мне это нужно?
Я уже не тот человек, который написал тот роман. Странно, что я вообще его помню. Прочитаю - и появится желание "сжечь", вот как Гоголь сжег 2 часть "Мертвых душ". Так что не провоцируйте меня. Найдите ьоварища, попросите его почитать (если сможет, конечно), потом с ним рьсудите нюансы. Вы, закончив, будете лучше меня знать текст.
Я - без обид, надеюсь - вы тоже.
С Крещением Господним!

Галина Докса   19.01.2012 18:45   Заявить о нарушении
опечатки... я немного приболела, оттого не в духе, простите.

Галина Докса   19.01.2012 18:46   Заявить о нарушении
Галина! Я не читаю роман как шараду. Просто мы с Вами, к моему удивлению, вдруг стали совпадать. Я не пытался ничего предвидеть. Меня просто впервые в жизни заинтересовал этот парадокс что ли. Потом стал дальше думать, что не зря любой начальник, лидер, не хочет сильно запускать нас в свой внутренний мир, потому что он окажется там такой же, как мы, а ему надо быть полубогом. И вот НН пока мы его воспринимаем внешне - почти полубог, у него есть загадка, и он не спешит с ней расставаться, как и автор. Я записываю свои мысли по ходу, потому что я забуду их потом. Не обижайтесь. Мне очень интересно погружаться во всё это. А берёза Ваша даже летом корябается об окно? Поправляйтесь! Не хандрите!

Георгий Прохоров   19.01.2012 21:11   Заявить о нарушении
Почему Грином не пахнет? А кто из моря так легко ещё может выбежать, как не Фрези Грант?

Георгий Прохоров   19.01.2012 21:13   Заявить о нарушении
Фрези бегала по волнам в платье и башмачках. Из моря, на крайний случай, выбегала чаще Афродита, босая и неглиже. Но и она тут не замешана: просто НН так представляет себе смерть. Так красиво и так нежно. След босой женской ступни, пяточку размыло. Вот и все. С Грином общее лишь то, что он так же, как герой-рассказчик, был влюблен в навек похороненный под обломками старый мир - правда, в случае Грина, больше абстрактно-английский (из него вышла культура русской усадьбы отчасти), чем русский, но только его собственный и больше ничей. И посреди голода, разорения, наступления рабства, он его спасал, мир этот, протаскивал контрабандой в СССР - для детей, юношей, девушек, в каждом своем прекрасном романе.Кстати в юности он бродяжил, бомжевал - в Баку, например, на нефтяных промыслах...
Больше ни на что не возражаю, я поняла, что вы ведете здесь типа Дневника читателя...

Галина Докса   20.01.2012 12:08   Заявить о нарушении
" — Не надо, — сказала Варя и загасила огарок. — Смотрите, какая луна!

И правда — в комнату, вынырнув из-за куста сирени, вплывала огромная, восковая, пламенеющая луна." - ЧУДО. Сирень, воск, пламя. Округлое и большое, вплывающее в растворённое окно.


Георгий Прохоров   20.01.2012 14:18   Заявить о нарушении
Пробую читать под музыку. Был Митяев. Потом итальянец. Он особенно не подходил. Выключил. Включил Битлз. Вот они подходят.

Георгий Прохоров   20.01.2012 14:21   Заявить о нарушении
Много слов автора вокруг рассказа Марфуши. Они призваны усилить, а получается наоборот. При сильном и страшном надо только намекать, того достаточно. Слова Марфуши хороши, и к ним почти ничего не надо.

Георгий Прохоров   20.01.2012 14:55   Заявить о нарушении
они призваны ослабить, дать роздых читателю, послужить разделению рассказа на строгие части. Из огня - в холодную воду, потом опять в огонь.
И дать время читателю, пока отвлечен, погадать, к чему дело идет. Если это не тот читатель, кто заглядывает в конец, соскучившись.
Биттлз ну совсем не тот фон. Лучше уж Рахманинова 3 концерт фортепианный поставьте...
Уфф...

Галина Докса   20.01.2012 23:59   Заявить о нарушении
Моя музыка идёт тихо, еле слышно. Боюсь, что Рахманинова придётся слушать-слышать, а тут самые спокойные песенки: Хиа, Зеа энд эвривеа (ужас по-русски!), Май Вэй, She's Leaving Home, Уестердэй, Гёлл. Попробую и Рахманинова. Последние годы я почти позабыл, что такое классическая музыка. ..... Сейчас идёт 1-я часть. Нет, я не могу слушать вместе.

Георгий Прохоров   21.01.2012 13:27   Заявить о нарушении