Рецензии на произведение «Можно ли было спасти Пушкина?»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Николай, добрый день!
Наверное, надо согласиться, что рана Пушкина была смертельной.
Хотя есть множество фактов, заставляющих сомневаться в этом: никакие важные органы брюшной полости пулей Дантеса не были задеты, и Пушкин скончался от перитонита; никакого лечения проведено не было; рана не была перевязана, но зато были поставлены пиявки, ещё более способствующие кровопотере; обезболивающие были не назначены, но зато было проведено крайне болезненное промывание желудка; Аренд взял на себя главное руководство "лечением" Пушкина, но, в отличие от всех остальных присутствовавших при "лечении" Пушкина врачей, не оставил ни слова воспоминаний об этом.
С уважением
Софрон Бурков 29.07.2023 09:18 Заявить о нарушении
Да, с точки зрения современной медицины, тогда, конечно, в лечении Пушкина были допущены ошибки. Но если посмотреть, чем располагала тогда медицина и какие были методы лечения, то осуждать врачей того времени как-то рука не поднимается.
Ведь вокруг Пушкина были все медицинские светила того времени, кроме, пожалуй, Пирогова.
Конечно, пиявки бы сегодня врачи не поставили, но тогда по учению некоего доктора Буссе, пиявки надо было ставить при всех заболеваниях. Вот и ставили тогда при всех болезнях. Кстати, по воспоминаниям доктора Спасского, когда Пушкину поставили пиявки, ему на какое-то время заметно полегчало, он стал бодрее и обрадованный Спасский даже обнадежил его.
Непонятно только, почему доктор Спасский не назначил Пушкину болеутоляющее. тем боле, что Спасский был видным фармакологом, автором серьезной работы о действиях на организм опия, в которой он сам же говорил, что при интенсивной боли - первое показание к применению опия. Но доктор Шубин пишет, что Арендт все же назначил Пушкину опий, когда тому было уже нестерпимо больно.
Можно обвинить доктора Арендта в нарушении клятвы Гиппократа, в которой говорится: "Окружи больного любовью и разумным утешением; но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает". Этого Арендт не выполнил, заявив больному, что его положение безнадежно. Но опять-таки надо ли осуждать его за это?
Спасибо, Софрон, за отзыв!
Успехов тебе и доброго здоровья.
Николай Иванович Кирсанов 31.07.2023 11:53 Заявить о нарушении
Недавно обнаружила интересные статьи о Пушкине:
http://magazines.gorky.media/neva/2006/4/kamerger-dvora-ego-imperatorskogo-velichestva.html
http://www.proza.ru/2009/12/02/984
Есть даже предположение, что Пушкин имитировал свою смерть, а затем переселился во Францию под именем Дюма, якобы слишком много совпадений. Но эту статью даже не привожу, считаю её глупой. Автор просто захотел прославиться такой необычной теорией.
С глубоким уважением,
Галина Санорова 23.02.2020 23:32 Заявить о нарушении
Я верю только документальным достоверным фактам. А чтобы докопаться до этих фактов, до истины, нужно хорошо знать жизнь и творчество поэта.
Я всем этим домыслам не верю.
Вам я благодарен за интерес к моей пушкиниане.
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 24.02.2020 19:12 Заявить о нарушении
Нам трудно оценить стоимость рубля в то время.
Хотя всё девальвировало. Наши русские монахи после революции накопили 25 долларов и купили несколько гектаров земли в Америке на них, постепенно построили там Джорданвильский православный монастырь с семинарией. Сейчас за 25 долларов даже куртку не купишь.
Галина Санорова 24.02.2020 23:04 Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий.
Прочитал ваш труд и впервые испытываю затруднение в написании рецензии. И все же попробую.
1.Почему,начиная от рапорта Бистрома вплоть до приговора Пушкин именуется камергером, а не камер-юнкером?
В 1989 году вышла книга доктора юридических наук профессора Наумова А.В. "Следствие и суд по делу о дуэли Пушкина". Там профессор объясняет это просто: "Авторитет поэта был настолько велик, что и в глазах судей, и в глазах не близкого (по духу) Пушкину николаевского генералитета он не камер-юнкер, а камергер, и соответственно наталья Николаевеа - камергерша". Ни у одного исследователя жизни Пушкина вы не найдете даже упоминания о том, что поэт был камергером. Если бы это было так, то такое известие обязательно бы просочилось и первый бы узнал об этом его лучший друг П.В.Нащокин, с которым Пушкин был всегда откровенен. Да и указ царя о присвоении звания "камергер" обязательно бы сохранился.
2. Почему дело Пушкина рассматривалось на основании военного устава?
По моему, царь в данном конкретном случае решил правильно. Зачем лишние глаза и уши в таком щекотливом для чести Пушкина и особенно его жены деле? Да и сам царь за прелестной Наташкой, по словам Пушкина, "ухлестывал, как простой офицеришка". А вдруг всплывет что-нибудь компрометирующее Наталью или САМОГО. Так же и иностранцам всех ньюансов этого щекотливого дела знать не обязательно. Зачем мусор выносить? Царь даже не разрешил суду вызвать Наталью для дачи показаний. А на этом и Геккерены настаивали.
3. Был ли Пушкин особо секретным гос. служащим?
Не мог он им быть. Он сам был под надзором полиции, два раза ссылался за крамольные стихи, его отношения с царем постоянно искрились и вдруг - секретный гос. служащий??? Об этом обязательно просочились бы из архивов какие-нибудь документы. Не логично как-то. И зачем царю допускать Пушкина в архивы, чтобы потом его за это убить? Погиб он не из-за этого, а по другой причине. А за границу его и раньше не пускали, до работы его в архивах. А в архиве он занимался только Петром1.
3.Работал ли Дантес на зарубежную разведку?
На этот вопрос любой авторитетный исследователь жизни Пушкина, покрутил бы, наверное, пальцем у виска. О том, что он помогал русской разведке, будучи уже во Франции сенатором, об этом факты есть. Он даже якобы предупредил о покушении на царя.
4. Пожертвовал ли собой Пушкин, чтобы "спровоцировать проведение судебного разбирательства против Дантеса, вопреки воле Николая1"?
Чтобы ответить аргументированно на этот вопрос, нужно много времени.
Лучше я вам порекомендую прочитать на моей странице статью "Виноват ли Дантес в смерти Пушкина?". Там развернулась интересная полемика. Я думаю вам полезно будет почитать.
Кстати, недавно вышла книга академика Петракова Н.Я. "Последняя игра Александра Пушкина". Он там аргументированно доказывает, что Пушкин сам на себя написал пасквиль, чтобы разделаться не с Дантесом, а с царем.
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 04.12.2009 20:38 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
Николай Иванович Кирсанов 25.02.2020 10:59 Заявить о нарушении
...простой народ ... хотели даже расправиться с хирургами, которые лечили Пушкина...
Только ли потому хотели расправиься, что Пушкин - поэт, или всё же потому, что Пушкин писал на понятном языке простому народу? Писал по-русски.
Этот момент к сожалению, как то упускаем.
С уважением.
Георгий Сотула 07.02.2019 18:35 Заявить о нарушении
- Мама, нам в школе сказали, что Пушкин - это наше все. Это правда?
- К сожалению, да, сыночек.
- Почему, к сожалению?
- Потому что все остальное: нефть, газ, металл, лес, земля - уже не наши.
Грустный анекдот, но что поделаешь, так оно и есть, остался у нас один Пушкин, да и Пушкина уже отбирают. В школьной программе скоро ему не останется места.
"Зло явное, терпимое давно,
Молчанием суда уже дозволено"
А.С.Пушкин
С приветствием
НИК
Николай Иванович Кирсанов 07.02.2019 22:59 Заявить о нарушении
Насколько я знаю, на ТВ не было передач о дне памяти А.С.Пушкина. (Впрочем, я мало смотрю "ящик").
Светлая память Александру Сергеевичу!
Нико Галина 11.02.2018 18:40 Заявить о нарушении
"Через Пушкина умнеет все, что может поумнеть" А.Н.Островский
Николай Иванович Кирсанов 12.02.2018 07:07 Заявить о нарушении
Народ у нас простой и незамысловатый. Я думаю, что автор (во всяком случае, надеюсь на это) меньше всего думал, что люди будут обсуждать вопрос - могли или не могли спасти хирурги Пушкина или нет? Думаю, что автор все-таки писал о другом - о том, что живущие рядом с Пушкиным, не совсем были его достойны, как не были достойны мы Высоцкого, - и того, и другого воспринимали как данность - есть и есть, пишет (поет) и - молодец (молодцы). Что они принадлежат вечности, для этого должно было пройти сто лет в случает с Пушкиным, а в случае с Высоцким, правда, чуть меньше. Те, кто Высоцкого ненавидели и гоняли, сейчас в первых рядах его апологетов. Увы, судьба поэта. Не только у нас, но и везде. Когда Байрона посадили в тюрьму, многие радовались - так ему и надо. С годами пришло осознание, что узник
Шильонского замка Байрон - тоже гений.
Александр Никишин 10.02.2018 23:40 Заявить о нарушении
Согласен с вами.
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 11.02.2018 10:00 Заявить о нарушении
Даже сейчас это весьма серьезное ранение. Хирург средней руки, конечно, мог бы спасти Александра Сергеевича при наличии надлежащего оборудования. Но и в этом случае не слишком высоким был бы шанс на выживание, хотя он был бы безусловно...
Владимиров Антон Владимирович 10.02.2018 22:48 Заявить о нарушении
С благодарностью за отзыв
НИК
Николай Иванович Кирсанов 10.02.2018 23:27 Заявить о нарушении
Уважаемый Николай Иванович! Да, совершенно верно!Как раз, выложил я на странице мою давнишнюю работу " История болезни Пушкина". Я там все подробно расписал как врач. Загляните, если будет желание!
С уважением , Д.Г.
Дмитрий Георгиевич Панфилов 18.05.2015 21:42 Заявить о нарушении
Спасибо!
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 18.05.2015 23:13 Заявить о нарушении
29 января 1837 г. Гонителям Пушкина.
Поэт не может быть обычным.
Привычным, вряд ли может стать.
Но есть надежда, что приличным,
В могиле тихо будет спать.
Лишь там, спокойственно и мирно,
Замкнув торжественно уста,
Не воспоёт Любовь настырно,
И вдохновения места:
Моря, дубравы, звёзды, горы,
Златой Октябрь, чудный Май!
Мышленья Высшего просторы –
Воображенья дивный край!
Всё было б так, коль не Законы,
Что справедливы и мудры:
Бессмертен дух и нет препонов –
Дары пространства так щедры…
Уйдёт поэт из жизни этой,
Все здесь забудут про него.
Но возродится снова где-то,
И Муза вновь найдёт его…
16.07.2005 г.
Д.Зырянов-Омский
Дмитрий Зырянов -Омский 14.04.2015 10:15 Заявить о нарушении
С пожеланием всего хорошего
НИК
Николай Иванович Кирсанов 14.04.2015 10:56 Заявить о нарушении
Дмитрий Зырянов -Омский 14.04.2015 16:58 Заявить о нарушении
Николай Иванович Кирсанов 14.04.2015 17:37 Заявить о нарушении
Дмитрий Зырянов -Омский 14.04.2015 18:47 Заявить о нарушении
Надо же, какая встреча почти через четверть века!
Николай Иванович Кирсанов 14.04.2015 23:55 Заявить о нарушении
Дмитрий Зырянов -Омский 15.04.2015 07:19 Заявить о нарушении
Николай Иванович Кирсанов 15.04.2015 13:42 Заявить о нарушении
А то, здесь в комментариях не очень корректно общаться))
А ПК осваивайте, полезная штука, однако!)) У меня вся работа с ним связана! Снимаю праздники на видео и фото, монтирую и отдаю клиентам)
Дмитрий Зырянов -Омский 15.04.2015 14:33 Заявить о нарушении
Николай Иванович Кирсанов 17.04.2015 10:48 Заявить о нарушении
Дмитрий Зырянов -Омский 17.04.2015 11:18 Заявить о нарушении
Уважаемый Николай Иванович!!! Здравствуйте. Внимательно прочёл вашу статью и полностью согласен с выводами.
Даже в наше время все полостные операции совершенно не банальны.
Мне лично пришлось неоднократно переживать подобные проблемы; первый раз на Памире в 1968 году, а затем в Вологде в 1993 году.
Это и то были две совершенно разные ситуации как по временному фактору, так и по способам проведения операций и последующей реабилитации.
С уважением Александр..
Александр Жгутов 31.01.2014 15:10 Заявить о нарушении
У нас с вами почти схожие жизненные пути.
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 31.01.2014 20:49 Заявить о нарушении
уважительно Александр.
Александр Жгутов 31.01.2014 21:52 Заявить о нарушении
Читал вашу статью, но думаю здесь есть одна тонкость, которую вы не заметили. Если уж на самом деле так любили Пушкина, я думаю, нашелся бы дворянин, офицер, кто мог бы вызвать Дантеса на дуэль, ведь повод для дуэли мог быть и пустяковым. 4 года после смерти Пушкина Дантес спокойно разгуливал по Санкт-Петербургу, и ни одного эксцесса не было. А после 4 лет, забрал свою жену Екатерину, свояченицу Пушкина, и укатил в Париж, где прожил до 94 лет.И это есть историческая правда...Я думаю,если бы любовь к Пушкину была велика, Дантес ни дня бы не смог оставаться в России...
Александр Таронский 31.01.2014 14:21 Заявить о нарушении
С благодарностью за отзыв
НИК
Николай Иванович Кирсанов 31.01.2014 14:32 Заявить о нарушении