Рецензии на произведение «Луна и грош Моэма»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
М-да, дожить бы до утра, перечитать "Луну и грош"!
Чтобы читатель не сомневался, издатель разместил в одной обложке документальную вещь о Гогене. Помню давнее чувство нЕкого, легкого разочарования или, наоборот очарования правотой Пушкина:"Над вымыслом слезами обольюсь"
В девяностые у меня был второй виток увлеченности Моэмом. "Бремя страстей человеческих" считаю великой книгой.
После Вашей, Алексей, статьи придется, по всей видимости, признать себя обывателем.
Всего доброго!
Зоя Чепрасова 12.12.2012 23:33 Заявить о нарушении
Регина Хасанова 29.01.2013 23:53 Заявить о нарушении
Прочла Моэма, возникли вопросы, забрела сюда.
Спасибо, ваша статья помогла разобраться в некоторых вопросах в романе и главное заставила задуматься. Но слишком много нападок на женщин, хотя я этого не заметила в романе. Спорить не буду, возможно с опытом действительно иначе смотришь на вещи.
Алия Мочалкина 06.07.2012 13:33 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 14.07.2012 21:06 Заявить о нарушении
Уважаемый "Ал.Бог", забрёл не в свою тему, поэтому смолчу.
Семён Зудов 04.01.2010 14:58 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 04.01.2010 15:51 Заявить о нарушении
Семён Зудов 04.01.2010 18:33 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей.
Случилось так, что одно время я была занята изучением творчества и Моэма, и Гогена. Моэма изучать заставила профессия, Гогена - родственница (в качестве справки). Не могу назвать себя специалистом в данном вопросе, но все же....
Моэм действительно писал о Гогене, и писал так, чтобы быть понятым читателем. Но это не коньюктура. Дело в том, что этот роман ничто иное, как размышления.
Если верить Моэму, то он сам не понимал того что описывал - явления (феномена) гениальности. Он пытался найти логику поступков гения, осмыслить, может и "со-пережить" гениальность.
И сегодня о Гогене известно не много. Работы художника сложно подвергнуть анализу с точки зрения академической живопи. То что они производят впечатление - беспорно, но за счет чего? Форма искажена, порой, безобразно, в композиции нет героя (что там главное пальмы или телеса аборигенок?) Ракурс? Так это какую же позу надо принять, чтобы увидеть пляж именно под таким углом зрения? Цвет - тоже не разбери что, то ли аляповатьсть, то ли серость? Что там анализировать если какнон нарушен? Нет канона - нет анализа, но анализировать надо, поскольку полотна действительно производят неизгладимое впечатление. И не только полотна, но и репродукции тоже.
Сам Моэм авангардизмом не отличался и не стремился к нему. Он писал романы именно что в классической манере, писал талантливо, при этом четко сознавая что он далеко не гений. "Луна и грош" - это своего рода осмысление гениальности. В романе указаны многие факты биографии Гогена, но многое "додумано" Моэмом. Додумано в силу недостатка информации.
Исследователи творчества Моэма настаивают, и не без оснований, на том, что автор был скрупулезно внимателен к тому, что описывал. Он изучил все, что было известно на тот момент о художнике и практически все факты жизни вывел в романе. Но известны же были только какие-то факты, то есть свершившиеся поступки, а мотивация оставалость тайной за семью печатями. И именно эта тайна и интересовала Моэма. Почему, зачем человеку нужно было оставить семью и стать "моральным уродом". Ради чего нищета, предательство, скабрезность, подлость? Ради чего умирать на забытом Богом острове? И... А умирать или жить?
Моэм так и не смог себе ответить на эти вопросы, но соприкоснуться с гениальностью на эмоциональном уровне удалось. Удалось на столько хорошо, что Моэм ужаснулся от этого и, решил что ему и таланта вполне достаточно.
Один мудрый человек как-то сказал: Хочешь быть Микеланджело, Бетховеном, Моцартом - нет ничего проще. Проживи их жизнь. Хочешь быть собой - живи сам, свою жизнь и не думай о том, как кто на тебя посмотрит, и кто что про тебя скажет. Мораль и гении - это явление оппозиции.
С уважением,
Ирина
Либби 18.10.2009 01:16 Заявить о нарушении
Я, кажется дал четкий ответ на эти вопросы - мешая творчеству, жена, фактически, предала его, а "предать" предателей невозможно. Поэтому, вы могли бы в моей скромной заметке заметить подтекст - мораль и гений отнюдь не явления оппозиции. Обыватель и мораль - явление оппозиции, даже когда он или она травятся или взывают к морали. Идея старая как мир, её вполне четко проговаривали Байрон или Оскар Уайлд. Вряд ли Моэм мог её забыть, даже смотря в зеркало во время бритья. Тем более он, как и Оскар Уайлд, был гомосексуалистом. Мог ли он до конца принять такое мнение об обывателях - интересный вопрос.
С уважением, Алексей
Алексей Богословский 18.10.2009 02:49 Заявить о нарушении
А мораль? Так она сама по себе продукт обывательский
Либби 18.10.2009 03:36 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 18.10.2009 11:55 Заявить о нарушении
Вы очень правильно сказали: вдолбленно относиться ТАК!
Только гению-то на это вдолбленное мягко говоря, плевать с высокой башни. Но на это же решиться нужно, при чем решиться понимая, что впереди одиночество и непонятость.
Одиночество-то Вселенского масштаба. Вот что страшно. И это-то и не смогли принять большинство талантливых людей от чего и дорогу в гениальность себе запретили напрочь.
Ну представьте просто с кем было пообщаться Циолковскому на интересующие его темы?
Нас же, большинство, что мало что интересует. В крайнем случае, если уж совсем эрудированные и тест на IQ выше 150, то о марали и нравственности порассуждаем, о культуре.... и все.
А Гогену оно интересно, а Циолковскому?
Вот и вызверилось тотальное одиночество, столь напугавшее Моэма, но... он хоть со-прикоснулся с этим объемом переживаний.
Мне так думается.
Либби 18.10.2009 14:10 Заявить о нарушении