Рецензии на произведение «Ковчег Москва»

Рецензия на «Ковчег Москва» (Чулкова Света)

Читаю начало... И чувство, что повторяется лёгкими мазками описание жизни тревожащегося человека, который может дарить любовь, делает это, а ветер всё-таки успевает сдувать...
Недавно редактировал роман одного писателя, ко второму изданию... Такая же неустроенная внешняя среда обитания... Жёсткая, качающая и, в то же время, не дающая свободы...

Печально и грустно осознание авторское. В обоих случаях.

При хорошем языке и образности ткани повествования.

С уважением,

Виталий Щербаков   01.04.2012 15:48     Заявить о нарушении
С чем-то, наверное, не справилась. В писательстве все как и в жизни. :)

Чулкова Света   13.04.2012 01:10   Заявить о нарушении
Светлана, речь не идёт об авторе. Ведь у творения уже своя фактура, которая вызывает у каждого читателя лишь читателю подвластный приём.
Так обыватель, уходя из зала после просмотра "Сталкера", говорил:
"Какой гадкий фильм поставил этот недалёкий мужик. Ведь мы и так живём, как в канализации, а он это - на экран. Где же счастье и красота?"

С уважением,

Виталий Щербаков   13.04.2012 11:18   Заявить о нарушении
Виталий, писатель вовсе не обязан устраивать читательский быт и делать его комфортным. Так называемая тяга к прекрасному может завести в тупик и даже оказаться преступной.

Чулкова Света   15.04.2012 21:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ковчег Москва» (Чулкова Света)

Какое-то смешанное чувство вызвала у меня Ваша повесть: с одной стороны исключительное богатство языка, а с другой какие-то «провалы» и сквозящий трагизм. Назову Вас Гамлетом в юбочке... ) По-моему ангелы-очкарики – явление вполне заурядное и для славянского пространства, равно как и монахи-умницы.
С уважением,

Марыся Смол   08.02.2012 09:16     Заявить о нарушении
Согласна на Гамлета в юбочке - очень здорово звучит. :) Смешанные чувства у меня и самой этот текст вызывает. Спасибо, что прочитали. :)

Чулкова Света   15.02.2012 02:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ковчег Москва» (Чулкова Света)

«Обмънявшись ръзкими выраженiями, Мари и Пюжоль окончили свиданiе».

«Чем цветок сегодня угостит –
Зарастет ли у обоих ранка?»

Монументальная вещь, Света. Много зданий, помещений, неслабой мебели... Но много и деталей человеческого лица и тела. Притом, деталей не скульптурных, а очень живых. Каждая деталь динамична. Она дышит, двигается, изменяется (в своих пределах), она – живёт. Это большое искусство – создать такое бархатное, тёплое, пульсирующее ощущение в читателе, при том, что, как я уже сказал, повесть иногда выглядит величественно, словно старинный город.

Диалоги щемяще камерные, уютные, по-хорошему бредовые порой, но в этих странноватых репликах просвечивает нечто волнующее, тревожное, большое, таинственно значительное (не для сюжета книги, а ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, для человека), глубинное, поразительное... и безнадёжно печальное. (Ваш юмор «ухитряется» лишь заострять печаль.)

Как-то невольно, по ассоциации вспоминается "Белая гвардия"... Но, может быть, это чисто личное моё восприятие.

Портреты резкие, почти жёсткие, и вдруг – нежно плывущие... Ван Гог? Гоген? Нет, не силён я в живописи. Но некоторые из этих ваших портретов просто и мягко вшпариваются в кожу памяти...

"…Через месяц Ленка впервые встала перед Прокопом, рассыпав по сутулым плечам жесткие кольца черных волос, а Прокоп даже сначала растерялся…"

Очень красив образ писателя. Красота эта лишена черт нарочитой позы, бюстикового блеска, она живая, земная, порой вызывает умиление, но всё же крепко держит дистанцию. Редкий сплав.

Знаете, Света, меня не покидает ощущение, что я что-то не понял в связи с Лапидусом. Какое-то его очень важное отношение к событиям книги героини. Хотите верьте, хотите нет, но, не смотря на мою, воспетую моими дорогими друзьями, проницательность, я бываю на редкость туп. И сюжеты, в которых некоторые нюансы глубоко зашиты, и требуют умственного усилия, часто остаются мною не понятыми до конца. (Я говорю сугубо о сюжетах – само же полотно, саму симфонию вашей повести я почувствовал каждой клеточкой!)

Кажется, уже не первый раз говорю вам: – у вас есть какая-то поразительная смелость языка... Да… именно СМЕЛОСТЬ, другого слова подобрать не могу.

"...И Прокоп подумал тогда: эти бабушки уже давно умерли, они где-то там, за лампадным светом, и стали, наконец, юными как его Лена, в целомудренно-прозрачных платьях, в сандалиях со шнуровкой до колен, — девушки юркие, словно ящерки — а в руках у ловящего их всегда остается только морщинистый хвост…"

"…Сергей с собакой рванули одновременно, но карабин еще не был спущен, и у Сергея оказалась фора. Он бежал быстро...
…Потом нога его запуталась в чем-то остром и горячем, и Сергей упал, едва не задев лицом колючую проволоку, через которую он все равно не смог бы перелезть. Нога его по-звериному заурчала, задергалась, хотя мозг не отдавал такой команды. Значит, карабин все же отщелкнули…"

И эта смелость тем более удивительна, что в этом же вашем фирменном языке слышится (или, быть может, нарочно вами создаётся) ощущение сильнейшей усталости. Поясню. Усталость не в смысле дряблости, а… как бы сказать… словно поникший могучий торс. Усталость не скисшая, а задумчиво застылая, не сварливая, а грустно прищуренная, не приземлённо-житейская, а эпическая, если можно так выразиться.

И ещё: – я постоянно нахожу сдержанный, элегантный юмор. У вас – он абсолютно индивидуальный, брэндовый, узнаваемый, как почерк.

В целом: –
я с удовольствием прочёл «Ковчег» в прошлом году, и с ещё большим удовольствием перечитал теперь. Мне было немножко легче разобраться в героях, а их немало.

Да, всё же – вяз я, Света, вяз. И чем дальше, тем больше вяз. Вяз. Много пластов, уровней, параллелей, детали раскиданы, в расчёте почти на сверхчеловеческое внимание и память сыщика. Вот же ж парадокс! Насколько мне близка ваша проза по стилю и способу компоновать материал... Но я – не угоняюсь. Впрочем, много героев – не самое страшное )))

Я не шибко начитанный, Света, да и тушуюсь, когда надо вспомнить писателей прошлого, ибо у собеседника, как правило, всегда вдесятеро бОльшая эрудиция, но... мне почему-то «многосудебье» (от слова судьба, а не суд) вашей повести отозвалось романом Анатолия Кима "Отец Лес". Это не каждому дано – создавать панораму судеб, не напихивая текст как гуся, сохраняя тональность, звучание, гармонию смыслов и образов.

Света, я скажу вам то, что редко говорил кому-либо из авторов. И не потому что кто-то хуже или лучше (я радуюсь, как дитя, талантам моих друзей, знакомых и полузнакомых писателей, не зависимо от их известности, степенью которой я и не интересуюсь из принципа). Так вот, я скажу вам, Света – ваши произведения сами по себе уже созданы, выкроены, сшиты, олеплены как тексты, предполагающие перечитывание.

Знаю, что многих такая "фищька" раздражает. Слишком много загадочного, многосмысленного, недо-блин-недо-сказанного, зыбко-плывущего, раздражительно-невнятного, призывающего к контексту... Дело вкуса. Лично я всю жизнь любил ПЕРЕЧИТЫВАТЬ (потому так мало и прочитал в целом), слушать, переслушивать...

Вы опубликовали эту книгу? Я бы её купил.

P.S. У меня возникло подозрение, ничем, впрочем, может быть, не оправданное, что немножко (или «множко?..») в этой повести – от реальной жизни автора.

Геннадий Петров   09.12.2011 14:04     Заявить о нарушении
Света! Я не утерпел и хочу привести несколько блестящих афоризмов из вашей повести.

«Я киваю. И думаю вдруг о том, что каждый человек достоин тех людей, которых преподносит им жизнь и с которыми он по своей воле задерживается хоть на одно мгновение.»

«Где взять на вокзале пламя костра или огонь в печи, гипнотизирующие взгляд? Поэтому сойдут и курицы.»

«Мила приближает лицо к зеркалу: сухие пергаментные морщинки — тайнопись времени, которое рано или поздно испишет тебя всю без остатка, макая перо в твою же собственную кровь. »

«Пьяные люди понимают что-то такое — ТАКОЕ, — чуть ли не откровение, их просто распирает от эзотерических знаний. Но все-таки хмельной лепет и глоссолалия апостолов — это не одно и то же. »

«...и еще самоубийц не отпевают. Прокоп хотел отвалить священнику хорошие деньги, и может быть, какой-нибудь из них и согласился бы, но Федька остановил друга. Действительно, какой смысл, когда бог все равно «в курсах», — так сказал Федька. »

Эээээх, добавлю сюда и романтику, замешанную на грустных реалистических ассоциациях: -

"Ленка добавляет четыре фишки с мягким знаком и победно выкрикивает: «Нефть! Тройной счет слова — 15 баллов!» — и записывает приход в свой столбик. Прокоп кривится, передвигает фишки в своем корытце. Эта чертова нефть, думает Прокоп. Будь его ход — он смог бы выложить Нефертити»…"

«Выбрала себе одного-единственного мужчину в его, Сергеевом, лице и будет любить всю жизнь, пока не додолбает. В каждом чихе ей видится фабула. Не так ответил, не то сказал — ой, ой, катастрофа! Нет, чтобы плюнуть да жить спокойно. »

«И нелепые от волнения слова дочери, обращенные к учителям на последнем звонке — и смех и грех: «Дорогие учителя! Сегодня вы провожаете нас в последний путь!» Сергей снимает на кинокамеру — да уж, это моя смерть, доченька, двойные смыслы, кругом двойные смыслы. Но так же нельзя.»

И НАКОНЕЦ, ГЛАВНОЕ: -

«Для меня и в литературе классика – по сравнению с постмодернизмом и декадансом – та же любовь. Литература, как и любовь, разрушается, выбирая стиль жизни под названием постмодернизм или декаданс. Это только танки не боятся грязи».

Э, Света… Сколько радости вы мне доставили.

Геннадий Петров   09.12.2011 14:26   Заявить о нарушении
Геннадий, ну кто еще кроме вас прочитает... Я не умею объяснять, откуда, например, взялась такая композиция. И почему тут все перепутано - реальность и вымысел в голове героини. Неужели вы не поняли, кто Лапидус? Это же и есть муж героини Сергей. Я стараюсь никогда не говорить словами того, что собираюсь сказать, и иногда наверное, у меня получается недоходчиво. И вы право насчет того, что вещь написана на основе собственной жизни. Во время написания у меня проходило много всяких странных совпадений. Например, эту книжку пр ореволюционный анабаптизм я действительно нашла на помойке и открыла как раз в тот момент, когда было нужно, и ткнула пальцем именно в ту фразу, которая мне была нужна. И после написания повести произошли события и имена, которые в ней содержались. Но это уже мой жизненный секрет. И еще могу сказать, что как устроена психика, голова автора, отсюда и берется композиция, в этом я себя не пытаюсь перехитрить. И я мало что опубликовала. Если зайти в мой жж, можно увидеть, как художница оформляет мои стихи, хочу книжку издать. Мой ник - andersenka.
Это, наверное, неправильно, но я никуда не спешу. И это правда, что есть усталость, но она такая, что неопасна для творчества. Только в смысле времени если.
Вы всегда так искренни и галантны, Геннадий, что иногда трудно выловить, на что именно вы обращаете внимание как на минус. Тут я вас поняла. Вы тогда мне говорили, и Лара Галль говорила, что чего-то не хватает в Обители Пяти Камней, и только около месяца назад я для себя нашла - чего именно, потом надо будет дорабатывать. Если бы вы с Ларой не сказали, кто бы еще сказал? А сейчас, Геннадий, забросив вашего Угрюмого Призрака, я давно посещала Проза.ру и погрузилась в ситуацию с митингами в Москве - это, наверное, из-за того, что Мите 20 лет и он пассионарий, а я за него переживаю.
Есть еще идеи - дай бог, рвану.
Обнимаю Вас. :))

Чулкова Света   15.12.2011 23:13   Заявить о нарушении
Храни Господь Митю!

Пусть у вас будет достаточно терпения, Света.

Как бы я не относился к нынешнему государству Россия - хочу, чтобы люди там были счастливыми.

Геннадий Петров   18.12.2011 05:34   Заявить о нарушении
:) Зато я обожаю Украину. Мечтаю съездить к сестре в Полтаву. Мы с ней каждый день по Скайпу говорим. Пока временно политизируюсь. Наверное - потому, что в детсве пела в детском Хоре Пятницкого. :)

Чулкова Света   19.12.2011 01:52   Заявить о нарушении
Света! Если будете в Украине, маякните мне!

Поговорим по мобиле, а может и встретимся.

Я обниму вас как моего очень давнего, доброго и реального друга.

(Простите если от меня будет пахнуть табаком, и немножко водкой, немножко...)

Геннадий Петров   19.12.2011 02:54   Заявить о нарушении
Обязательно! Если вы захотите приехать в Москву - встретим, обогреем, покормим. Всегда!

Чулкова Света   24.12.2011 23:58   Заявить о нарушении