Рецензии на произведение «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество»

Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Замечательно. Время наше схвачено, пусть хоть я и помоложе на 7 лет. Донбасс так же, как бы в ногу со временем, интересно вскрыт. В 77-м был в Александрове на телевизионном заводе на практике. Наша, Владимирская область.

Владимир Прозоров   29.01.2020 21:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Александр, я с интересом прочел про "Ваше младенчество". Мне есть с чем сравнивать. Я немного постарше и у меня было благополучное детство, я не разделяю мнение мадам Либенсон. Ваша исповедь важна для потомков, потому что из такого не простого детства вырос замечательный писатель. Я тоже к концу жизни написал книгу воспоминаний, где старался без прикрас рассказать о себе и своем времени, о своих друзьях и родных. Единственное Вам замечание - это отвлечения на описание жизни и характеров родных именно в этой части мемуаров. Поэтому Ваши собственные ощущения теряются в большом тексте. Но честно, я и сам страдал от неизбежных отходов от главных тем. Уже здесь на Прозе я несколько переформатировал свою изданную книгу и кое чем ее дополнил. Вам зеленая кнопка, а я буду читать дальше. И успеха, Е.М.
ПС. Для меня новость, что итальянцы тоже "лягушатники". Так обычно называли французов.

Евгений Борисович Мясин   21.09.2017 13:44     Заявить о нарушении
С прискорбием сообщаю читателям, что автор Александр Митрофанович Коржов почил в бозе 21 февраля 2016 г. и заботами близких родственников захоронен в родном Карабуте.

Лидия Куркова 26.02.2016 16:45

Татьяна Хожан 15.04.2016 22:05

Ольга Бурзина-Парамонова   30.09.2017 06:06   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо, что сообщили мне печальную весть. Выражаю его родным и близким соболезнование. Я его не знал лично, но высоко оценил его творчество. Надеюсь, что оно будет продолжено и издано отдельной книгой. Такой славный путь через тернии к звездам. история жизни и страны этого заслуживают. Упокой, Господи, его душу! Е.М.

Евгений Борисович Мясин   30.09.2017 08:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Прочел. Понравилось. Времена эти, помню хорошо (сам, 46 г.р.)
Автор, не без таланта... литературного. Успехов желаю, дальнейших. И здоровья побольше, Вам!
С уважением, Сергей

Сергей Пашенин   26.11.2015 18:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Я получил от автора рецензируемой повести лестный отзыв о начале моих мемуарных записок и решил ознакомиться с его творчеством. Всегда есть в подобных случаях "опасность" быть уличённым в комплексе "Кукушки и Петуха" из бессмертной одноименной басни дедушки Крылова. Но если оглядываться на это, то и жить, и писать, и читать нельзя. Пренебрежём подозрениями. Я попросил автора дать совет: с какого произведения начать знакомиться с его текстами, но не стал тянуть - выбрал сам его воспоминания "Жил-был Я", т. к. само название мне сказало: это тоже, как и у меня, мемуары - есть возможность сравнить.

И вот я прочёл вступление и первую главу его автобиографической повести и, по инерции, просто потому, что подвернулось, также и помещённый следом диспут - диалог с одной из первых рецензенток. Г-жа Христина Либенсон сразу же ставит под сомнение высказанную автором в Предисловии цель: рассказать о себе самом его собственным детям, которых мать оставила при себе в результате развода. Как чаще всего бывает, супруги расстались как противники, и отец общих детей считает, что бывшая жена не дала им правильной информации об их отце. Мне эта авторская позиция кажется естественной, а сомнение его оппонентки - непонятным. Как и дальнейшие её упрёки: в том, будто бы он сосредоточил в своих воспоминаниях одни лишь отрицательные, горькие моменты жизни. Правильным в этом упрёке вижу одно: его детство выпало на послевоенные годы истории страны, которые (но не только в жизни его семьи, но и, пожалуй, большинства населения СССР) изобиловали многими трудностями и несообразностями. Вины автора в этом нет, нечего его в этом и упрекать.

Я бы сказал, что как раз наоборот: несмотря на трудности жизни семьи автора, повествование изобилует эпизодами светлыми, радостными, дающими читателю заряд оптимизма. Как красивы описания рыбалки с дедом! А забавы детворы в начавшийся век технического прогресса, увлечённость мальчишек моделированием ракетных запусков!? Особое эстетическое удовлетворение мне как читателю приносит сам язык и стиль повести, пластичный, глубоко русский и высоко художественный язык и стиль интеллигента из народной глуби, пользующегося и торжественными славянизмами, и сленговыми речениями, - "живой, как жизнь"!

Меня тронула высокая оценка автором вступления к моему повествованию, но теперь, познакомившись со свободным дыханием его мемуарной прозы, я снимаю перед ним шляпу: его письмо искусно-безыскусственнее моего, оно более насыщено современной речью, и не только ею, но и современным бытом, более наполнено житейскими и научно-техническими подробностями.

Вообще же, я обрадован тем, что, исключая конкретную цель автора: открыть своё истинное лицо собственным детям, выросшим в отрыве от отца, социальная цель у нас одна и та же: бытописание века, свидетельство о прожитом времени. Не так рассказать о "себе любимом", как о приметах времени, как положительных, так и отрицательных.

У меня есть и кой-какие подсказки автору, возражения, что ли. Вот выписки из "Литературного дневника", который я стал вести недавно. Привожу пока лишь касающиеся прочтённого текста первой части его книги:

"К мемуарной повести Александра Коржова (proza.ru) «Жил-был Я» - ч. 1-я"
=========================================================================
"Мне не было и десяти лет, когда я, шибко вумный, попытался вести антирелигиозную пропаганду. Среди деда и бабки, разумеется. Успел уже, помимо прочей дури, начитаться поповича Ем. Ярославского. Отрекшегося, если не знаете, как и вы, деточки, от своего родителя."

Емельян Ярославский, хоя его и называли "советский поп", никак не мог быть поповичем, - скорей, его можно было бы назвать «раввинычем», поскольку настоящее его имя – Миней Израилевич Губельман, то есть он был еврей. Но к тому же из семьи революционных ссыльнопоселенцев, так что вряд ли и крещёных… Что правда, так это его знаменитое богоборчество: он был «главным атеистом» в стране Советов, воинствующим безбожником, - это правда. А что до отказа от родного отца, то об этом я ничего не слыхал и не знаю, был бы признателен за рассказ.

"... я постоянно ощущал безмерную дедову любовь. Нечего и говорить, что взаимность была абсолютной. Я в ту пору был очень похож на него внешне, так что мое происхождение (этим в деревне интересуются в первую очередь) всем было ясно: это же маленький Жербачок. Обижаться не полагалось: деревенская кличка Жербак (Нищий) прилипла к деду еще в молодые годы".

Интересно: жебрак (именно так: в середине слова не –рб-, а –бр-) – в переводе на украинский именно нищий. Как получилось, что по соседству с Украиной, на Дону, произошёл в слове такой "перескок согласных?..."

Спасибо, уважаемый А. Коржов!!! Я рад, что ещё до полученного Вами совета самостоятельно догадался начать именно с эттой Вашей вещи. Продолжу её читать до конца.

Феликс Рахлин   13.11.2015 20:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Феликс!

О Губельмане-Ярославском. Я не смог ни отыскать подтверждение сказанному в Сети, ни вспомнить, где это я вычитал. Ну, а коли так, то не станем возводить на профессионального атеиста напраслину. Тем более, что этот штришок, даже если он верный, отнюдь не является обязательным.

Кличка деда. Знаете, я владею украинским языком достаточно свободно. Настолько свободно, что непонятные мне слова в украинских текстах встречаются не чаще, нежели в текстах русских. Но язык карабутчан не является ни русским, что бы об этом сами они не мнили, ни украинским. Для меня, как Вы поняли, наверное, это был первый язык, так что и в нём я ориентируюсь свободно.

Возможно, карабутское "трушляк" произошло от немецкого DURSCHLAG, да? Или "трушляк" оттого, что его "трусят", т. е трясут?..

Это я так хихикаю. А по-серьёзному у меня к Вам просьба: сообщите, пожалуйста, в каком месте повести Вам надоест, наскучит или опротивеет.

Всего доброго!

Александр Коржов   16.11.2015 14:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Здравствуйте Александр!

Одним махом, почти не отрываясь, прочел первую главу.
По ходу чтения делал пометки, по содержанию которых хотелось бы рассказать о себе, поделиться с Вами своими мыслями. Но пометок набралось так много, что комментарии к ним выльются в отдельную повесть.

Мы с вами почти ровесники (я родился в 1946 году) и жили в одну эпоху. Жизнь в эту эпоху я видел такой же, какой видели её, Вы. Она (жизнь) была не черно-белой, а цветной. И Вы об этом хорошо рассказали уже в Первой главе

Наше поколение, жизнь которого начиналось при свете керосиновой лампы, а к старости компьютер есть практически в каждой квартире, не может упрекать своих предков в отсутствии их мемуаров, но обязано оставить потомкам свои воспоминания. А повод для написания у каждого свой. У Вас это способ общения с детьми, живущими отдельно. Повод серьезный.

Александр!
В настоящее время я оказался перед альтернативой: писать отзыв или читать повесть дальше. Так как на ПрозаРУ, я позиционирую себя как читатель (и в жизни таковым и являюсь), то заканчиваю этот свой отзыв и продолжаю чтение.
В заключение коротко отмечу еще несколько моментов
• «африканец знает предков чуть ли не до двадцатого колена». Берем пример с африканцев.
• «Та пошептала что-то, повязала над моими бородавками узелки на выдернутой из платка нитке – через неделю я и места не мог указать, где еще недавно те бородавки росли». Со мной было то же самое.
• Прости меня, но я не виновата,
Что я любить и ждать тебя устала
У нас пели:
Прости меня, но я не виновата,
Что у тебя зарплата маловата
• «Как это возможно? – Да элементарно, Ватсон! Взрывникам на шахте платили сдельно, поэтому, приписав, заработка ради, к состоявшимся, реальным взрывам сколько надо виртуальных, горный мастер вынужден был как-то, заметая следы и сводя баланс, избавляться от “сэкономленных” боеприпасов.» У меня об этом в «Наш социализм….
• «Как безудержно хотелось поскорее выйти из возраста, который я, с долей лукавства, обозвал младенчеством! Как мечталось о переходе в более взрослую, более самостоятельную жизнь!» Мне тоже этого очень хотелось. В результате в десятом классе меня исключили из обычной школы. Я попал на работу в автохозяйство и продолжил учебу в ШРМ (школа рабочей молодежи).
• «Напоследок еще об одном впечатлении, не изглаженном всей последующей жизнью. Это – воспоминание о жареных общепитовских пирожках с ливером по 4 копейки за штуку». Хорошо помню вкус и запах тех пирожков.
• «Только терпения нужно много, никто до конца не дочитывает. И вот здесь, наверное, проявляется несостоятельность автора...»

Вот здесь я с Вами не согласен.
Это не несостоятельность автора, а особенность пристрастий читателя. Как в той пословице – Кому нравится поп, кому попадья, а кому попова дочка.

С уважением,

Николай Воробьев   08.11.2015 12:35     Заявить о нарушении
Еще о главном.
Судьбы вашего деда, бабушки, отца, матери – отчетливый слепок с коллективного портрета большей части того поколения.

Николай Воробьев   08.11.2015 12:46   Заявить о нарушении
Здравия желаю!

Очень надеюсь, уважаемый Николай, не слишком разочаровать Вас в последующих главах. Военную основательность Вы уже проявили, спасибо. А если, не дай Бог, разочаруетесь, попрошу Вас с военной прямотой признаться в этом. Слишком много в отзывах варенья, маловато настоящей критики, которая только и способна сделать написанное лучше.

Всего доброго!

Александр Коржов   09.11.2015 10:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Что ж… Пребываю в глубокой задумчивости и странном непередаваемом оЧуЧении…
или оЧумении…
Во-первых, поражена стилем изложения: потрясающе!!! ЧЕСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ!
Понятно, что писанное нацелено на прочтение потомками. Если бы мой отец написал подобную исповедь, я, непременно бы, прочла. Хотя бы с целью понимания сути своего предка/предков.
Вообще, на мой взгляд, подобную родовую книгу нужно писать каждому,
т.к. все советские товарищи утеряли знания рода своего – по определению.
Чти отца и мать – не только почитай, но и читай, т.е. знай род свой!
Вы с головой окунаете читателя во времена всяких там съездов…
Ах, нет, начало лежит от «эмбрионов», не оценить юмор о которых невозможно. Вообще, много иронии. Положительной. Вынуждающей задуматься.
К примеру, на вопрос автора к читателю «откуда ты взялся?», я невольно ответила: из недоеденного гарнира…
Потому что мне тоже выпало счастье жить в эпоху перемен, пожелание которого, если не ошибаюсь, у китайцев, является своеобразным проклятием.
То, что Вы подонок – в смысле, с Дону – умилительно)))
Главы ужасть занудные, как и Ваш теперешний читатель. Пронизаны чувством боли и обиды – настолько глубоко, что лично мне больноооо за автора… И за читателя…
Чрезвычайно уместные штрихи юмора несколько смягчают напряжение.
Да, содержание интересное, магнетическое! Не зря ведь бабушка поДонка была ведуньей. Магнетизм передается по наследству.

Если короче, без занудства, Александр, Вы молодчина!!!
Да заснуть мне на рельсах, если вру!!!
«достаточно ли внятно изложение?»
Не просто достаточно, а предостаточно ТАЛАНТЛИВО!
Бум читать? Бум, бум!)))


Ирина Гросталь   07.10.2015 12:04     Заявить о нарушении
Хочется надеяться, что участь Анны Карениной Вам, уважаемая Ирина, не грозит. Погляжу, надолго ли хватит заявленной ("Бум, бум!") решимости.

Рад знакомству.

Александр Коржов   07.10.2015 13:48   Заявить о нарушении
Участь Анны?..... я уже выросла из ентих штанишек.
Александр, обыкновенно, начиная читать пр., дочитываю.
Не верите? Посмотрите мои рецы на длиииные пр.
Знаю, обидно бывают, когда начинают, но бросают…
А Вы решились «родить» со мной?)))
Или просто «погляжу?».
Ну, тогда я ухожууу…

Ирина Гросталь   07.10.2015 14:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Александр, Вы предупреждали, что легко не будет. Согласен. Похоже, это будет предельно честный, подозреваю, что горький, рассказ. Но вот что важно, по-моему: многим есть, что сказать, но не все могут это сказать так. чтобы текст отозвался совершенно реальными ощущениями, переживаниями, запахами и даже вкусом. Я увидел, как повело поплавок Вашей удочки, почувствовал тяжесть Вашей первой рыбины (мне с этим никогда не везло), я много чего увидел и услышал. И это- прямое воздействие настоящего, крепкого и талантливого текста.
Спасибо.
С уважением, Михаил.

Михаил Горелик   30.09.2015 23:59     Заявить о нарушении
Чаще всего интерес к повести проявляют мои примерные ровесники. Вы, как я понял, моложе меня лет этак на пятнадцать, и это уже существенная разница, которая может затруднить для Вас понимание событий и явлений, свидетелем которых Вы, по младости, не были. Поскольку адресаты повести ещё моложе, я вынужден проявлять несколько чрезмерное занудство, рассказывая о вещах, для моих ровесников более чем тривиальных.

До встречи.

Александр Коржов   01.10.2015 13:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

«Сколько раз я, почти взрослый уже, лазил в этот овраг за ежевикой и малиной, а однажды, отправившись ночью рыбачить на колхозный карповый пруд, вообще свалился по склону на самое дно. Склон увит колючими плетьми ежевики, дно – глухая крапива, стоящая стеной выше роста в илистом русле пересыхающего летом ручья. В таком вот роддоме явился на свет ваш дед Дмитрий Фомич Коржов, отпрыск зажиточной, а по мнению народной власти, даже кулацкой семьи. Бабка сама, как волчица, перегрызла пуповину, завернула приплод в снятую с себя сорочку и доползла кое-как до хаты своей матери. Благо, на той же околице.
Ничего необычного, по тем временам, не произошло. Такие дела».

- Ну разве это не перл литературный?!

« А его зачинщики, числом трое: я, Тереха и Галка Манухина – наутро были исключены из пионеров почти так же торжественно, как и принимались. С той разницей, что галстуки нам не повязывали, а отвязывали. Освободили, как я только теперь понимаю, от опрометчивого обета “…жить, учиться и бороться…” – жаль, что тогда, за малолетством, я не осознал привалившей мне нечаянной свободы».

- Смех и теплая слеза воспоминаний… У меня прекрасное настроение – в процессе и после прочтения первой главы.

Екатерина Истоомина 2   26.08.2015 22:51     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за Вашу снисходительность. Я не склонен переоценивать свои литературные способности, однако и не имея способностей можно отнестись к решению задачки добросовестно, то есть высказываться внятно и избегать неряшества.

Александр Коржов   27.08.2015 10:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Прочитал, словно опять пережил. Все горняцкие поселки одинаковы, что в Донбассе что в Кузбассе. И потехи те же самые, от ракет до "поджиг"(самодельный пистолет).
Много чего было и хорошего и не очень.
Спасибо за подаренную ностальгию.

С уважением.

Влад Медоборник   21.05.2015 13:49     Заявить о нарушении
Это Вам, Влад, спасибо за сопереживание. Про поджиг (иначе самопал) тоже знаю не понаслышке. Шестигранный бур, инструмент взрывника, идеально подходил для ствола. А остальное придумывалось и собственноручно изготовлялось. Убейте не пойму, как приобретает смекалку сегодняшняя пацанва...

Александр Коржов   21.05.2015 14:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 1. Младенчество» (Александр Коржов)

Читаю... Третий день)
Лягушатниками называют французов, а не итальянцев. Вы ничего не напутали?
Итальянцев называют макаронниками :)
История отца страшная. Вот были времена...

...я все еще читаю... Читаю и пишу замечания. Очень интересно пишете.

...зачем-то провожу аналогию, проецирую на себя... (Я переплывала Урал. И Волгу :)) Геологом я решила стать в пятом классе. И таки стала) Самопалы были даже в моем детстве)) Фототехнику и фотопечать я тоже освоила в 11 лет) )
Многое мне, конечно, неизвестно, типа пирожков с ливером.) Тем интереснее читать. О жизни Вашего поколения, о Вашем детстве, о дедушке и родителях.

Очень хорошо пишете. Спасибо)
С уважением, Н.

Надежда Розенбаум   11.05.2015 21:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Надежда!

"Лягушатниками называют французов, а не итальянцев. Вы ничего не напутали?
Итальянцев называют макаронниками :)" - это Вы написали.

Кто называет? В Карабуте и его окрестностях ни до 1812 года, ни после ни единого француза не наблюдалось, а книжным многознанием местный народ не отличается. Лапшееда карабутчанина любовью к макаронам уж никак не удивить, а вот лягушек местное население не ело даже в голод. До сих пор многие пренебрегают щукой, потому что она питается лягушками. Сома, любителя падали, едят, а к лягвам питают стойкое отвращение.

Далеко не в первый раз я вынужден давать это разъяснение. Но не включать же его в текст повести?!

Спасибо за комплименты. Жду новых замечаний. Автор ведь как глухарь: когда поёт, то ничего не слышит.

Александр Коржов   12.05.2015 10:39   Заявить о нарушении
...что-то я не поняла Ваших разъяснений про Карабуту и французов.
Традиционно во Франции едят лапки лягушек - поэтому "лягушатники".
В национальной итальянской кухне предпочитают пасту, по-нашему - макароны. Поэтому и приклеили к ним это слово - "макаронники". А лапки лягушек итальянцы ни-ни!

А еще мне понравилось описание рыбалки. И подготовка к ней. Чувства ребенка, холодная пыль...

Надежда Розенбаум   12.05.2015 10:55   Заявить о нарушении
...что-то я не поняла Ваших разъяснений про Карабуту и французов.
Традиционно во Франции едят лапки лягушек - поэтому "лягушатники".

=======конец цитаты. Да откуда карабутчанину знать традиции французов?! Он их сто лет не видел и ещё столько же не увидит. Оккупантами там были именно итальянцы, именно их пристрастию к лягушкам они обязаны своим МЕСТНЫМ прозвищем, и что тут непонятного?!

Александр Коржов   12.05.2015 11:11   Заявить о нарушении
Волгу переплывали? Да я её, ни с чего разойдясь, переплыл однажды 8 (восемь) раз без передышки. Думаете, вру? Да нет; в посёлке Пено Волга представляет из себя протоку между озёрами Пено и Волго и вряд ли шире 50 метров.

Это я так хихикаю. Чтоб опять не вспыхнула дискуссия, как с макаронниками.

Всего-всего!

Александр Коржов   06.07.2015 16:17   Заявить о нарушении