Рецензии на произведение «ХОБА»

Рецензия на «ХОБА» (Галина Щекина)

Галина Щекина

Выходи: Повесть

Рукопись Галины Щекиной, предложенная на обсуждение, ещё не является законченным произведением. Скорее, это попытка собрать разрозненный материал под общей крышей, то есть, обложкой. Ещё предстоит работа по его организации. Так мне кажется…

Повесть выстроена сложно. Начинается она авторским обращением к некому молодому человеку. Упоминание о «рефератах по истории искусств» позволяет догадаться, что он уже взрослый, как минимум, студент, возможно, уже закончивший высшее учебное заведение.

«Ты хочешь знать, каким ты был десять, пятнадцать лет назад?» - это обращение к человеку явно близкому, если не по крови, то по среде общения. Возможно, автор рассказывает герою о его же детстве. Или, как пример, историю о другом мальчике, взрослевшем и мужавшем на глазах автора. Повествование начинается с раннего школьного возраста героя и заканчивается окончанием им школы.

Сложный характер героя, его закрытость перед людьми, включая близких родственников, создаёт особое поле напряжённости, ощущаемое при прочтении. Это преодоление подростком собственной угрюмости, нелюдимости, казалось бы, абсолютно необоснованной, и является целью повествования. На примере героя автор хочет доказать «антигерою» возможности выхода из душевного кризиса.

Где истоки такого сложного характера? Семья вполне интеллигентная, явно не среднероссийская - с пьющими и бьющими детей родителями. Напротив, мальчик окружён заботой и всеобщим вниманием – он в семье младший. Вот парадокс бытия – заброшенные и нелюбимые дети приспосабливаются к окружающей среде лучше, как те же сорняки…

Понятно желание автора по кусочкам, по личным воспоминаниям, по дневниковым записям восстановить ключевые моменты из детства героя. Показать наиболее важные события, повлиявшие на судьбу будущего мужчины. Взрослые часто забывают, что детство совсем не безоблачно. Каждый возрастной этап сопровождается кризисом, преодоление которого и закаляет характер, даёт человеку внутренний стержень, без которого личность рассыплется, как скелет без хребта.

Построение повести нуждается в обобщении материалов, довольно разнородных по стилю. Таким связующим звеном между главами являются вставки «От автора». Эти «нелирические» отступления могут быть восприняты читателями, особенно молодыми, как попытки морализаторства. «Поучайте лучше ваших паучат» - песня знакомая, отвергающая методы прямого воздействия. Возможно, с точки зрения взрослого читателя, в контексте конкретного автора эти отрывистые «резюме» выглядят уместно. Автор как бы присутствует в произведении наравне со своими героями, разделяя их жизнь и выводя из неё некую философию.

Что, действительно, следует уяснить для себя автору: к кому он обращается со словами «От автора»? Если в завязке – обращение к взрослому, как мы уже уточнили, человеку, то в главах – не к юноше, а к подростку, даже ребёнку… Это противоречие заметно бросается в глаза!..

Язык повести узнаваемый, авторский. Это язык бытовой, разговорный, тем более что в тексте сплошные диалоги. Много молодёжного сленга, компьютерной терминологии. Всё это оправдано, так как воссоздаёт узнаваемую среду, современный быт, текущую минуту.

Лично у меня есть претензии к главе «Зима в травах», переработанного рассказа «Зима в зелёных травах». Рассказ, как самостоятельное произведение, гораздо глубже и значительно художественней одноимённой главы. Став частью повести, он превратился в иллюстрацию, яркую картинку из воспоминаний детства, утратив воздействие психологической прозы.

Нина Писарчик   27.03.2010 19:32     Заявить о нарушении
Читаю, очень тепло, как то по настоящему. Читать много, поэтому не знаю как там впереди. Но автору большое спасибо!

Наталья Саенко   17.03.2015 10:21   Заявить о нарушении
"Тепло" - от моей рецензии, или от повести Г. Щекиной?

Нина Писарчик   17.03.2015 23:02   Заявить о нарушении
От повести конечно)))

Наталья Саенко   18.03.2015 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «ХОБА» (Галина Щекина)

Мне понравилось, что из одного прообраза получается несколько героев. Если взять одного человека и разделить его на двух разных людей. Точнее, разделить характер. В одну половину вложить лучшие качества, а в другую худшие. Или необязательно так категорично. Но суть в том, что каждый из этих двух половин может посмотреть друг на друга со стороны. Это можно применить такой психологический ход для коррекции личности. Образ Макса меняется на протяжении всей повести. Парень сильно привязан к матери, но иногда не хочет подавать виду. У него есть свой мир, в котором он себя уютно чувствует, свои детские радости, но он ограничивает себя. У него есть как бы оболочка, в которой ему тепло, и все там привычно. А там, за гранью привычного холодно и непонятно, а значит страшно. Но у него есть кому подражать - его отец. Но как – это же за гранью! Но что спасает его от нерешительности, так это неудержимая доброжелательность. Сделать приятное человеку, вылечить кошку, не говоря о спасении жизни… Переход в новую школу тоже оказался за гранью. Мировой агрессии, как оказалось, нет. Есть всеуничтожающий страх, который просто крушит все сознание. Не знаний было мало, а страха много. В итоге это одно и то же. Только способы выхода из ступора разные.

Автор уверяет, что старшая сестра Ярослава любит Макса, но в чем это выражается? Ее характеристика представлена абсолютно отдельно от образа главного героя. Она живет своей жизнью и совсем не принимает участия в его делах. Брату Луке уделено довольно много внимания, он представлен как антипод Макса. Самоуверенный, гордый, продвинутый во всех отношениях, несмотря на то, что он тоже какой-то своей любовью любит своего младшего брата, ни в чем эту любовь не выражает. Даже зачем-то соперничает с ним… Тогда становится понятно, почему Макс чувствует себя комфортно только в компании своих родителей и единственного друга. Просто они хоть и требуют от него, но хотя бы помогают. А с другом и того проще. Со всеми героями, с которыми у Макса сложились теплые отношения, ценят его за главное достоинство этого персонажа – доброту, не замечая недостатков. И выбрался он из скорлупы, получается, только благодаря им. Значит путь был только один – взращивать и поливать только сильные и положительные стороны человека, вместо подавления страха и негатива.

Даша Михеева   19.02.2010 14:58     Заявить о нарушении
То что Ярослава любит брата очвидно. Она не только лечит с ним кошку и играет на берегу. А еще и потому что она его поддерживает переходом в его школу. Ога его страше но ведет себя с ним на равных. Да иМакс пытается быть полезгым на ее выпусконом. НО то что с братом - ээто столновение с силой. А Макс суел это пережить. Если б не брат он столнулс бы с тргой силой извне, а это хуже. Лука это оюраз мачо которым Максц никогда не бывать это нужно тоже было пережить. Иакс дл женщин ребенок и долго им будет.
Брат и сестра - это можели отноени в взрослымив будущем.

А вот то что Иакс меняется это наверно самое ценное. Хотелось бы дать понять, что все поправимо. Для всех

Галина Щекина   19.02.2010 18:28   Заявить о нарушении