Рецензии на произведение «Размышления об элитарном Православии»

Рецензия на «Размышления об элитарном Православии» (Марина Балуева)

Здравствуйте Марина.
Посмотрите, пожалуйста, строку:
«даже если она не совпадет ни (С) чем, до нас ранее сформулированным.»

Статья интересная, хоть местами и спорная.
Отсутствие соборности, на мой взгляд, - результат глобальной светской разобщённости граждан.
Приход в церковь сейчас является попыткой достичь прямой связи между Господом и чадом Его. Словно по телефону поговорить. Тут не до окружающих.
Как и в обыденной жизни. Люди стремятся «достичь» (чего достичь, дело третье). Главным свойством человеческого общения стало манипулирование, а не сопереживание.
Рынок.

Кстати вы зря намекаете на отсутствие духовности в церквах советского времени. Там она была, как ни странно.
О гонениях на церковь в те не столь далёкие времена говорят напрасно. По крайней мере, за весь период моей сознательной жизни я такого не наблюдал. Да, к верующим людям относились с определённой снисходительной иронией. На этом собственно и всё…

И то сказать – как так оказалось, что в условиях гонения на христианство все мы, начиная с первого секретаря ЦК КПСС и кончая самым последним ассенизатором, были крещёными людьми. Православными.
Меня самого крестили в пять лет в «Тарской» церкви города Омска. И никто не скрывался в подполье для проведения ритуала. И никто не прятал этого факта. Ну крещён и крещён, что, мол, такого.

Одного момента в статье я не понял. «Самые напористые и деловые из неофитов все равно проникают в закрытое пространство вокруг клира (чаще всего с помощью «пожертвований») и ДИКТУЮТ свои понятия об устройстве прихода.»
Непонятно как неофит может изменять устройство прихода, да ещё в директивном порядке. Саму процедуру я плохо представляю. На мой взгляд – церковь весьма закрытая от влияния извне структура.

И ещё, простите за назойливость, но язык канонического церковного общения действительно устарел. Непонятное изложение отталкивает молодёжь, которой надо всё сразу и сейчас. А то, что «непонятно» она, молодёжь, объявляет глупостью и больше к нему не возвращается.
Я, грешным делом, попытался перевести псалтырь на современный язык. Дошёл до 10-го псалма и остановился. Честно говоря – струсил. Никогда не боялся ничего, а тут банально испугался, представив, на ЧТО я замахнулся.
И этот страх держит меня уже более полугода. Ничего не предпринимаю.
Вот бы найти людей, которые действительно талантливы, и способны передать божественность святого писания современным языком.

А Шмемана надо прочесть. Спасибо за статью.

Волков Юрий   19.12.2014 14:23     Заявить о нарушении
Большое спасибо за поправку и за множество умных хороших вопросов. Постараюсь прокомментировать, что смогу.
Отсутствие соборности, бесспорно, результат разобщенности. Но Церковь противостоит миру. Обмирщение - это деструктивный для Церкви процесс.

В советсткое время духовности в храмах было намного больше, чем в советском быту, да. Но связь с властями и подведомственность КГБ делали свою черную работу. При мне отчислили студентку факультета журналистики за брак со священником.А я жила взрослой при Брежневе.Крещеной в детстве не была.

В теме о напоритстых неофитах, которые "диктуют", ключевым словом следует считать "пожертвование". Статья была написана, когда эта напасть только проклевывалась. Ныне ягодки созрели. Богатые "жертвователи" превратились в "активных прихожан", едва что-то понимая о Боге. Далее отсылаю к риторическому наследию протоиерея Чаплина и его новейшим изысканиям об избранности богатых людей в православии.Как это структурно происходит: за обильным трапезничанием с отцом настоятелем выстраиваются все структуры, все денежные потоки, а также образ церковной жизни, наименее обременительный для клира и активных прихожан.
Что касается церковнославянского языка, то о нем ведутся жаркие дискуссии, суть которых здесь не пересказать. Но я знаю немало молодых людей, которые учатся понимать этот язык, и с большим энтузиазмом учатся. Дело не в возрасте, а в заинтересованности, мне кажется.
Переводы псалтири есть. Например, Аверинцева, его (и перевод, и автора) очень чтут члены Преображенского содружества братств.
Мне кажется, не надо бояться переводить. Только это большой труд, т.к. каждый перевод на новый язык все более удаляет от оригинала.
Большое Вам спасибо за внимание.

Марина Балуева   19.12.2014 18:52   Заявить о нарушении
Вот этого-то я и боюсь.
Стихосложение (требованиями к рифме и к ритму) ставит автора в определённые рамки. И очень сложно вставить смысловое содержание в поэтические границы.
Если речь идёт о изложении личных мыслей, то это просто - клепай себе строку за строкой. (Если, конечно, есть талант.)
Но в моём случае я смотрю на то, что "натворил" и понимаю, что часть великого смысла утеряна. И это угнетает...

Волков Юрий   20.12.2014 10:19   Заявить о нарушении
Возможна ведь и интерпретация, творчество "по мотивам", так ведь? Только не забыть указать это в заглавии.А для точного перевода нужны знания древних языков и истории с этнографией.Мало кому все это под силу.

Марина Балуева   20.12.2014 12:59   Заявить о нарушении
Конечно же изучаю историю и этнографию эпохи Давида.
Но это не снимает психической нагрузки.
"Многия знания - многия печали".

Волков Юрий   20.12.2014 15:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления об элитарном Православии» (Марина Балуева)

Дорогая Марина, прочитала Вашу талантливую, искреннюю статью и, признаться, испугалась :) Да, силён "Жёлтый дьявол", если даже в православие, причём "на уровне руководства" проник! В самом деле, если "элитарность", то какие же они христиане?!
С уважением, признательно
Татьяна

Татьяна Денисова 2   12.02.2011 11:57     Заявить о нарушении
Татьяна, не пугайтесь. Церковь - это множество настоящих христиан. И они - великая сила, поверьте. Нет грехов Церкви, есть грехи против Церкви, как сказал замечательный священник начала прошлого века о.Валентин Свенцицкий (цитирую по памяти). Просто о болезнях надо говорить прямо, чтобы они не развивались.

Марина Балуева   12.02.2011 12:59   Заявить о нарушении
Несомненно, Бог в помощь!
Велика роль пастырей и, если эта болезнь распространится, велика и опасность: раскол или того хуже - перерождение Православия, то есть, "изменение кода самоидентификации народа". Цель информационной войны будет достигнута, и вот тогда справиться с нами уже будет нетрудно... Впрочем, уверена, вслед за Вами, что этот пугающий сценарий не осуществится.

Татьяна Денисова 2   12.02.2011 15:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления об элитарном Православии» (Марина Балуева)

Интересная статья, но не могу сказать, что разделяю Ваше мнение. В нашем храме, когда слышишь "Со святым вечером!", или "С праздником!" чувствуешь сердечное тепло, видишь улыбку, при этом и имени человека не знаешь. И встречая на улице, здороваясь, опять чувствуешь это тепло. Если это не любовь, то что?
Ангела-Хранителя,
Ваша

Елена Бовина   28.02.2010 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Возможно,приведенная ситуация характерна для больших мегаполисов. Но и у нас в Питере есть немало исключений. И, наоборот, в некоторых пригородных и деревенских храмах обстановка достаточно формальна. От чего зависит? Скорее всего от настоятеля, его личностных качеств.

Марина Балуева   28.02.2010 20:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления об элитарном Православии» (Марина Балуева)

Спасибо Марина, за статью. Мне, человеку фактически незнакомого с повседневностью православия, многое было интересным. С традиционным православием ознакомляться особого желания не возникло, чтоб понять больше о «элитарном» стоит, как я понял, ознакомиться с работами Александра Шмемана, а вот Ваш взгляд мне очень близок. Богослужение в котором выражено поклонение Богу, причастие как таинство соприкосновения с Господом Иисусом, принятие Слова Божьего и применение его в повседневной жизни, и любовь Христова которая практикуется как внутри общины, так и за пределами ее, и Христос ради которого все это. Стремление ко Христу и проявления результата взаимоотношений со Христом по отношению к ближнему вот основные устремления истинной христианской жизни. В не зависимости от того, кто ты - православный, католик, или протестант - стремление к христианству отраженному в Евангелии, христианству каким его видел Христос и есть стремление к истинному христианству.

Пастор Сергей   27.02.2010 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Я на самом деле очень люблю работы о.Александра Шмемана. Просто меня беспокоит, как именно они лягут на русскую почву, где все имеет тенденцию к извращению.
Я согласна с Вами,Сергей, что у христиан значительно больше общего, нежели пытаются внушить им власть предержащие.В мирном диалоге (если бы такой стал возможен) это выяснилось бы непременно.

Марина Балуева   27.02.2010 16:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления об элитарном Православии» (Марина Балуева)

Интересная статья. Книгу Дневников Шмемана я читала, может не столь вдумчиво, как хотелось бы. Не совсем поняла, что вы считаете "голосом простого человека, пришедшего в церковь"? Все по-разному Бога находят, и я не уверена, что вновь пришедший обязательно должен сразу же попасть в нежную общину единоверцев, которая его обогреет и будет долго опекать и учить. При каждой церкви есть воскресные школы - хочешь что-то понять, начни учиться, сам стучись, ищи. Сейчас для этого есть возможности. Что простому человеку до внутренней жизни клира? Это не его проблема. Я прихожу в храм к Богу, а не к клиру, и только Бог помогает мне к нему приблизиться. Это у протестантов да у католиков главное - общественная жизнь общины, у православных главное - причастие. А через него и очень-очень постепенно человек начинает меняться сам и менять свои взгляды. Разные голоса у пришедших, и пути у них разные.
За статью спасибо. Информативна. Не простую тему подняли. С теплом!

Алкора   19.02.2010 19:49     Заявить о нарушении
Спаси Господи, Алла, за отзыв. Возражения Ваши мне хорошо знакомы. Это озвученная позиция значительной части людей, которые искренне считают себя православными. Я уважаю эту позицию, но не согласна с ней. Нельзя разделять жизнь общины и причастие.Сторонников этой точки зрения тоже немало. Надеюсь, мои аргументы убедительны. Всего Вам доброго.

Марина Балуева   19.02.2010 23:58   Заявить о нарушении
Уважаемая Алкора! Старинная хитрость духов злобы поднебеснойчерез людей внедряемая - "Вы же в храм идёте не к братьям и сёстрам - Телу Христову, избранным Им в удел, царственному священству (1Пет.2:9,10; Исх.23:22), а к Самому Богу". Но ведь "с преподобным преподобен будеши...". Церковь - Тело Христово, а все мы и каждый в отдельности - члены Его. Сеять разделение, отчуждённость, индивидуализм, иллюзию независимости и несвязанности друг с другом - разрушение Тела Христова, Его Церкви, нашего духовно-эклессиального единства. Вмыслитесь. Тайна беззакония уже в действии! Много тысяч лет.

Юрий Камов 2   05.11.2013 15:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий. Полностью согласна с Вами. Хочется еще добавить, что "Бог есть дух" (от Иоанна) и "Дух дышит, где хочет"(там же). Бог не только в храме на алтаре, как многим кажется, Он везде. А в храм мы идем, чтобы исполнить сказанное "где двое или трое... во имя Мое"(Мф. 18, 20)и т.д., а также "да любите друг друга"((От Иоанна 13:18-38).

Марина Балуева   05.11.2013 17:03   Заявить о нарушении