Рецензии на произведение «На конкурс рецензий. Антон Ромин»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Добрый вечер!
Рецензия понравилась.
О типизации. Тип - не обязательно предполагает большую распространённость явления. Он должен выражать какие-то существенные особенности. Тем более, что здесь не прост о тип, архетип, то есть первообраз.
А вот этот абзац очень хорош:
"Намного более выраженное развитие получают в рассказе символические мотивы, на которых автор умышленно заостряет внимание читателя: пуговица (безделица) – жизнь человека. Спасена пуговица – спасен человек, пуговица утеряна для Ляльки – напрасны усилия вернуть человека к жизни. Сам символ – шкатулка пуговиц как память о людях – тоже довольно удачен. Все мы безделицы в общей шкатулке чудных дел Господа".
Спасибо!
Виктор Йог 28.03.2010 18:13 Заявить о нарушении
Я вижу, вы медицинские претензии к тексту (в других рецензиях) отринули. Но смысл в них есть, конечно. Дело в том, что тип-архетип тут явно неудачный – не лучший сосуд для сохранения и передачи добра. В этом и диссонанс, на мой взгляд. И детали, и символические мотивы плотно ввязывают текст в жизнь, а сама идея настолько безжизненна, абстрактна, что отталкивает повесть от жизни. Не реализм, однозначно. Может, притчевость. И то натянутая. Я тоже за осмысленную доброту.
Антон Ромин 30.03.2010 11:06 Заявить о нарушении
Итак, перед нами образец качественной, хорошей прозы, не просто сетевой, а во многом продолжающей лучшие традиции русской литературы.
Совершенно точно!
Эдуард Тубакин 15.03.2010 16:59 Заявить о нарушении
Антон Ромин 15.03.2010 17:29 Заявить о нарушении
Антон, я за Вас.:-)) Совершенно не наивный, продуманный и выстроенный отзыв. Лишенный всякого морализаторства, без притянутой за уши «помощи Бога страждующим» через руки Лели, но подчеркивающий главную находку рассказа – собственно пуговицы как символ, причем довольно, не побоюсь этого слова, изысканный символ «оборванной» уходящей жизни.
Олег Месмер 15.03.2010 16:30 Заявить о нарушении
Антон Ромин 15.03.2010 17:30 Заявить о нарушении
Идею добра можно выразить каким угодно способом. Вся разница в том, что здравомыслящие люди делая добро, тут же пытаются осмыслить это и как правило, ждут благодарности. Ляля же ,делая добро , не осмысляет свои действия как добрые или нет. Она просто делает то, что её просят.
Божественная искра , через её руки-это помощь Бога страждующим...
Вера Ветрова 2 14.03.2010 17:16 Заявить о нарушении
Антон Ромин 15.03.2010 10:17 Заявить о нарушении
"Идея о бескорыстной доброте прозрачна"...
Свое мнение о доброте в этом рассказе я высказал в собственной рецензии, но мне хотелось бы задать вопрос автору этой фразы: в чем именно видится ему добро? Насколько добро связано с Лялей?
Как мне кажется, все рецензии на этот рассказ сводятся к двум темам: насколько хорошо рассказ написан и насколько точно в нем выражена идея добра? По поводу второго вопроса стоит задуматься.
Откуда идет эта тенденция ассоциировать добро с умственной отсталостью? Неужели просто от традиции христианских юродивых? Очень сомневаюсь. Думаю, что источник лежит в логии Христа "Будте как дети", которая трансформировалась в образ взрослого, наделенного наивностью и чистотой ребенка. В русскую литературу этот образ попал трудами Федора Михайловича, который одарил нас князем Мышкиным, и проблема состоит в том, что эту символическую конструкцию "взрослый ребенок" соременные авторы преобразовали в "ребенок-олигофрен". Та же идейная ошибка видна и в рассказе "Пуговицы", где для констатации добра была выбрана девочка-даун, но в то же время, совсем выпущен из внимания важнейший компонент добра - жертвенность. Поэтому рассказ скорее является историей о человеческой черствости, чем апологией добре.
Dixi.
Беспощадный Критик 10.03.2010 07:25 Заявить о нарушении
Но именно стойкое соотношение идеи добра с образом умственно отсталого человека меня и коробит. Для себя я сделал вывод, что автор просто рассказал историю без претензии на типизацию и на причисление очередного образа «ребенка-олигофрена» к ряду славных образов «святой» русской литературы. Не хотелось бы думать, что располагать читателя на сторону Ляльки стойкой ассоциацией – просто продуманный спекулятивный ход.
Антон Ромин 10.03.2010 10:55 Заявить о нарушении
в том-то и дело, что жертвенности в действиях Ляли нет никакой, поэтому первое впечатление от рассказа несколько обманчиво. Я сам читал рассказ, что называется, затаив дыхание, и мне мерещилось присутствие чего-то светлого и обнадеживающего, но по трезвому размышлению, мне стало ясно, что ве не так просто. Безусловно, это частная интерпретация, и автор пытался сказать как раз то, что я и прочувствовал во время чтения, но в том и состоит задача критика (а иногда и удача читателя), чтобы найти то, что даже сам автор в свое произведение и не думал вкладывать. Скажем, если вы слышали о "Повелителе мух" Голдинга, то он сам признавал, что является одним из многих и далеко не самым глубоким интерпретатором своего романа.
Поэтому, конечно, автор рассказа пыталась выразить идею добра через противопоставление этому миру. Получилось немного наоборот:(
Беспощадный Критик 10.03.2010 11:10 Заявить о нарушении
Жаль, что Вы не пересказали сюжет. Я не читал этого рассказа. Теперь придется искать.
Александр Ван Штофф 09.03.2010 23:44 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2010/03/06/1506
Литературная Критика 10.03.2010 00:59 Заявить о нарушении