Рецензии на произведение «Сабашников. Блюз последнего лета»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
На мой взгляд - блестящая рецензия. Особенно, если учесть, что написание развернутой рецензии - адский труд. С высоты полета над... С этой высоты удалось не мимолетно взглянуть на два разных рассказа, а расставить акценты, причем очень точно. Не обижаюсь, а восхищаюсь. Спасибо!
С искренним восхищением, Татьяна.
Татьяна Октябрьская 28.10.2010 16:04 Заявить о нарушении
Сабашников 28.10.2010 22:24 Заявить о нарушении
Татьяна Октябрьская 22.11.2010 01:43 Заявить о нарушении
Господа критики и окололитературные импотенты Сабашников, Егорин и примкнувший к ним юноша с нежным эстетическим вкусом, не выносящий запаха сарделек!
Вы - продолжатели совковых традиций критиканства и зубоскальства. "Сумбур вместо музыки" помните? Благодаря таким как вы, культура России практически перестала существовать в настоящем времени. Вам ненавистно любое проявление таланта, покольку на его фоне станет очевидныа ваша ничтожность.
Рассказ "Брайтон блюз" один из самых замечательных на портале, а Бочков один из наиболее талантливых и ярких авторов Прозы Ру. Вся эта мерзость с покушением на остроумие, что вы тут написали, это не критика. Это завистливое словоблудие.
Вам было бы стыдно, если бы у вас была совесть и честь. Но я, похоже, ожидаю слишком многого, хотя вы тоже под Богом ходите.
Без малейшего уважения,
Елизавета Галицкая-Бенуа 23.10.2010 02:32 Заявить о нарушении
Открытый Текст 23.10.2010 10:20 Заявить о нарушении
А то ведь так легко перепутать.
Если же по существу вопроса: пишет В.Бочков неплохо, и способностями его природа не обделила, но все время перегибает палку в сторону подачи материала и оринальничанья. Глыбже надо, значительно глыбже, не все же по верхам.
Вовву 23.10.2010 13:09 Заявить о нарушении
Конечно, это очень больно, когда святое подвергается сомнению и хуле.
Примите соболезнования.
Поверьте, время лечит и вносит коррективы в наши представления, меняет наши пристрастия.
Бочков один из наиболее талантливых и ярких авторов Прозы Ру.
И рассказ его "Брайтон-Блюз", конечно, выделяется на общем фоне Прозы Ру. Но - не более. Рассказ сделан Валерием небрежно.
И не Вы ли и подобные Вам окололитературные девицы своими неуемно восторженными отзывами оказали автору медвежью услугу. Лесть, видимо, застила ему глаза, и он снизил требовательность к своему творчеству, установив себе планку на удобной высоте.
Результаты первого же трезвого разбора повергли, надо думать, его в шок. Что ему мешало ответить критикам открыто, аргументировано и по существу? Он же предпочел, приняв оскорбленный вид, хлопнуть дверью. Косвенно признав тем самым, их правоту.
А рецензентов Вы, Елизавета, оскорбили совершенно напрасно.
Негоже это.
Леонид Новожилов 23.10.2010 18:18 Заявить о нарушении
Стыд!!!
Совковая цензура!!!
Елизавета Галицкая-Бенуа 24.10.2010 23:55 Заявить о нарушении
только и всего
Точки Опоры 25.10.2010 08:49 Заявить о нарушении
Да, воистину, Россию уже не спасти!
Елизавета Галицкая-Бенуа 25.10.2010 17:20 Заявить о нарушении
Открытый Текст 25.10.2010 20:01 Заявить о нарушении
Елизавета Галицкая-Бенуа 25.10.2010 20:57 Заявить о нарушении
ув. сабашников, ваша некорректность меня удивила: если вы считаете свои упражнения в остроумии лит. критикой, то у меня на этот счёт совсем другое мнение. Посему, текст свой удаляю. Прошу прощения у критиков и читателей.
Валерий Бочков 22.10.2010 19:47 Заявить о нарушении
Сабашников 22.10.2010 20:21 Заявить о нарушении
Сабашников, после Вашей рецензии я все же дочитал рассказ.
Должен признать, что вторая часть (после сарделек, на которых я споткнулся) оказалась гораздо ровнее по стилю. Некоторые места даже можно назвать художественными.
И все же. Авторскую манеру подачи сюжета я и теперь считаю безответственной. Или это какая-то новая манера, которую я не способен восприять.
Все рецензии крутятся вокруг двух вопросов: сумасшедшая-несумасшедшая? И если сумасшедшая - почему сошла с ума?
Я вот с вашим первым утверждением, что дама вполне нормальная, согласился. А под конец вы меня огорошили новым эпикризом, что она все же сумасшедшая, но, что, мол, она сошла с ума давным-давно, если вообще когда-либо была нормальной, поскольку-де изначально не была дееспособна, и за нее все и всегда решали другие.
Ну, в таком случае, можно сказать, что все мы перманентно и латентно сумасшедшие - ибо кто из нас всегда и во всех случаях контролирует свою судьбу? Есть такие?
Ваши вселенские обобщения столь абстрактны, что применительно к отдельному человеку просто не имеют практического смысла.
Надо начать с вопроса: кто сказал вообще, что она сумасшедшая?
Ибо по рассказу ее только и можно назвать странной одинокой женщиной, выпившей слишком много для своего слабенького организма водки. И убийство, и самоубийство совершены этой отчаявшейся женщиной в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Был ли, кстати, сумасшедшим Гамлет? Как вы думаете?..
У меня вот сложилось впечатление, что автор лично не был знаком со старушкой. Просто услышал от кого-то рассказ о странной старушке заколовшей зонтиком безобидного еврея и утопившейся затем в Океане. Старушка, разумеется, была сумасшедшей - а как же иначе объяснить этот случай?!
То есть, у людей сложилось уверенность в сумасшествии старухи вследствие ее крайне неординарного и весьма предосудительного поступка!
Вот вам и готовый сюжет для рассказа. И автор вслед сложившемуся мнению о старухе и начал писать рассказец о сумасшедшей, выдумав для нее походя оригинальную профессию для большей пикантности и кое-как набросав "историю болезни" длинною в жизнь, которая, впрочем, уместилась в нескольких небольших и крайне неубедительных картинках ее прежнего "закадрового" существования. Неубедительно, потому что читатель так и не понял - почему же все же старуха сошла с ума? То ли от неудавшейся жизни, то ли из ностальгии по недоступному отечеству, то ли от горя по окочурившемуся коту - единственно верному живому существу, прожившему с ней сколько-то там лет.
И дело все в том, что читателю автором просто не дана возможность понять эту причину. Потому как автор сам для себя не решил этот вопрос. Он вообще не озаботился хорошенько продумать для себя "биографию" главной героини, не надеялся вместе с ней, не разочаровывался, не тоскавал и не выл в подушку. Автор больше сосредоточился на внешнем описании хода событий и признаков "болезни". И все что наскреб сверху - выложил. А для себя почти ничего и не оставил, потому как и не было у него тайного знания о душе своей героини, которая бы и нам чудесным образом должна была открыться через внешнее. Вот и получилась плоская картинка. Лубок. Собачий вальс одним пальцем.
Для меня этот рассказ не прозвучал откровением, увы. А сюжет - хороший.
С уважением, - Рамиз.
Рамиз Асланов 19.10.2010 22:47 Заявить о нарушении
Но в одном случае из подобной газетной информации рождается сюжет "Преступления и наказания", в другом случае - "Бесов" (впрочем, "Бесы" -по материалам суда), а в третьем случае - пшик.
Ерин Игорь Геннадьевич 20.10.2010 10:18 Заявить о нарушении
Так вот, если бы автор дал нам историю сумасшествия в том же сюжетном обрамлении,только тогда и можно было всерьез отнестись к рассказу. А без этого героиня показалась мне некой аутентичной особой, неожиданно вдруг очнувшейся от своей асоциальной комы и превратившейся в мультяшную шапокляк. И иди гадай - с чего да почему?
С уважением, Рамиз.
Рамиз Асланов 20.10.2010 10:35 Заявить о нарушении
С уважением
Ерин Игорь Геннадьевич 20.10.2010 10:53 Заявить о нарушении
Сабашников 20.10.2010 18:04 Заявить о нарушении
Но неужели все дело в нежелание в последний раз механически оглянуться?
На что - собственно?
На чуждый берег страны, где героиня так и не нашла обещанного ей бывшем мужем счастья? На серый строй кафешек и стайку лениво курящих официанток? На неброский закат над чужим городом?..
Я думаю, что героиня уже много раз оборачивалась - прежде чем окончательно убедилась, что не осталось ничего в жизни, ради чего ей стоило бы еще терпеть свое бессмысленное существование.
Даже в пределах последнего дня ее жизни, о котором нам и рассказывает автор, она "обернулась" дважды: в кафе, вспоминая некоторые эпизоды из своей жизни, и у самой кромки Океана, куда, по моему убеждению, она пришла уже с твердым намерением все закончить - на кромке жизни и смерти. И там ей подвернулся этот никчемный Коган, с кем она снова "обернулась" - рассказав бесхитросно всю свою жизнь.
Разве недостаточно оглядок?
Разве трудно представить, сколько раз эта женщина и прежде думала-передумала о себе?
Все что связывала ее с жизнью - последнее - был кот. Она не могла его бросить и уйти. Кот сдох - и старушка приняла решение. Дальше идет ритуал. Коробочка с бантиком, сардельки с капустой, водка...
А Коган... Коган - мужчина! У любой самой эмансипированной женщины атавистическая психология рабыни. И если в ее жизни что-то не складывается, она винит исключительно хозяина - мужчину. Когану просто не повезло с местом и временем.
А теперь скажите мне: кто лучше выписан автором - Коган или старушка, кто вам больше понятен?..
Наверное, я слишком многого требую от автора.
Все же - зацепило.
Это несомненно удача.
Я благодарен ему хотя бы за "подводную" сцену.
Выписано "шедеврально", как любит говорить одна моя знакомая авторша.
И все же.
До сарделек надо все переписать. Там по стилистике просто ужас - не хочется читать дальше. Понимаю, что начинать рассказ всегда трудно: найти подходящую интонацию, нащупать образы... Но ведь по факту можно и переработать?
А что делать с биографическими кусками - "историей болезни" - пусть решает сам автор. Решив сперва для себя - сумасшедшая эта старушка или нет?
Рамиз Асланов 20.10.2010 19:58 Заявить о нарушении
Сабашников 20.10.2010 21:45 Заявить о нарушении
Но если первое впечатление во мне вызвало протест против стиля, то второе - против непродуманности, непережитости автором образа главной героини.
Что касается моего задора, то его вообще бы не было, не будь столь интересных рецензий. Не будеь рецензий, я бы, пожалуй, и не дочитал вовсе рассказ - вот в чем дело! Мой задор - чисто полемический, он связан с несовпадением моего послевкусия и вашего, к примеру. Вы скажите - это тоже плюс автору, что его рассказ так неоднородно воспринимается. Верно. Но ведь в наших оценках есть и совпадения - вот пусть автор и задумается.
Что касается Когана, то, на мой взгляд, он просто необходим в рассказе. Иначе - через кого героине исповедоваться? Как мы узнаем хотя бы те скупые даннные о ее жизни, которыми решил поделиться с нами автор? Да и контраст на самоуничижительном состоянии героини, готовой к самоубийству, и полном пошлого самодовольства жизнелюбие Когана создает дополнительную смысловую интригу. Другое дело, что этот персонаж мог быть и поколоритнее и поубедительнее. Его намерение отнять коробочку у старушки скорее пристало какому-нибудь бомжу, мечтающему о бутылке дешевого виски и готового ради этого пойти на грубый грабеж, а не удачливому авантюристу только что провернушему аферу на пятьсот баксов.
Вот еще замечание - 64 года. Это не возраст полной дряхлости и маразма для большинства людей, каким он представлен автором. А все потому, что возраст - высчитан на пальцах: примерное время возможной эмиграции плюс сколько-то лет, чтобы героиня по возрасту к моменту приезда не имела шанса на адаптацию - лет сорок. Тут много чего можно сказать, просто не хочу быть нудным.
Что касается рецензий, то разве я их не пишу? В такой форме - комментатора - мне гораздо свободнее себя чувстовать: никакой ответственности.
А если серьезно, я сам не ахти какой автор, а в теории вообще невежда. Потому и не рыпаюсь.
Вот жду, когда вы чуть разгребете завалы, чтобы подсунуть вам что-нибудь свое. Хочу учиться.
С уважением, - Рамиз.
Рамиз Асланов 20.10.2010 22:34 Заявить о нарушении
Сабашников, а ведь это рецензия по мотивам произведений выбранных вами авторов :)
но - мощно... вы прям глыба! :)
Точки Опоры 19.10.2010 22:27 Заявить о нарушении
Сабашников 20.10.2010 18:50 Заявить о нарушении
...Зачем лепить горбатого до стены? Это то, что вы сейчас сделали, соединив два рассказа, настолько разных, что это даже не подлежит обсуждению... Радость взросления в Последнем лете, которая так и брызжет из каждой строки, и горечь одинокого старения в Блюзе. Скажите честно, вам хотелось соригинальничать или просто было лень писать две рецензии?..
А вы можете отличить настоящего сумасшедшего от придуманного автором?
"Читатель, приняв сумасшествие героини за аксиому и данность, не замечает, что никакой «ненормальности» в действиях героини попросту нет" Откуда это убеждение? Я общалась с шизофрениками, и уверяю вас, даже психиатр не сразу бы догадался, что у них есть какие-то отклонения, если не наблюдать их в период обострения. Это самые обычные люди. Но - не предсказуемы. Вот и сделала Агнесса Васильевна этот неожиданный даже для нее пируэт, вонзив клинок в горло Когана. Что-то там у нее в голове щелкнуло, соединившись с желтым трамвайчиком, и получился взрыв! А как – одному Богу известно. Потому что и она сама не заметила, что натворила, пошла себе спокойненько дальше.
Но одни по воде идут, а другие – под воду… Вот тогда разница и всплывает-между нормальными и ненормальными, гениями и тупицами, святыми и грешными.
Назвать Лилю в будущем Агнессой Васильевной – тоже шито белыми нитками. Старуха любила свою работу, даже гордилась тем, что она преподаватель… А лилина трагедия – это обычное дело, когда родители решают за своих великовозрастных деток, кем им быть в жизни. От этого с ума не сходят, в худшем случае доводят до этого своих близких, потому что жить с нереализованным человеком – тяжелый крест.
В общем, не согласнаЯ я…
Хотя вот в этом что-то есть: "Вся её жизнь зависела от шанса, предоставленного другому. Шанс не использовали, к чему вспоминать то, чего у тебя никогда и не было?! Наверное, у каждого на счету есть чужое последнее лето"
Это круто.
Татьяна Вегерина 19.10.2010 21:13 Заявить о нарушении
Сабашников 19.10.2010 21:30 Заявить о нарушении
Татьяна Вегерина 19.10.2010 21:59 Заявить о нарушении
Сабашников 19.10.2010 22:10 Заявить о нарушении