Рецензии на произведение «Сабашников. Блюз последнего лета»

Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

На мой взгляд - блестящая рецензия. Особенно, если учесть, что написание развернутой рецензии - адский труд. С высоты полета над... С этой высоты удалось не мимолетно взглянуть на два разных рассказа, а расставить акценты, причем очень точно. Не обижаюсь, а восхищаюсь. Спасибо!
С искренним восхищением, Татьяна.

Татьяна Октябрьская   28.10.2010 16:04     Заявить о нарушении
да нет, не с высоты ни с какой, хорошо, что без обид. Вопрос есть, если не ошибаюсь у персонажа (от чьего лица ведется речь) нет имени. Так? Если это автобиографический момент, то допустим, но то, что к ней никто ни разу за все время не обратился по имени - обстоятельство мягко говоря странное, нет?

Сабашников   28.10.2010 22:24   Заявить о нарушении
Может быть, странное. Но у большинства моих персонажей нет имен. Он, Она, Брат, Сестра, Тот, кто был Ее мужем и т.п.

Татьяна Октябрьская   22.11.2010 01:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

Господа критики и окололитературные импотенты Сабашников, Егорин и примкнувший к ним юноша с нежным эстетическим вкусом, не выносящий запаха сарделек!

Вы - продолжатели совковых традиций критиканства и зубоскальства. "Сумбур вместо музыки" помните? Благодаря таким как вы, культура России практически перестала существовать в настоящем времени. Вам ненавистно любое проявление таланта, покольку на его фоне станет очевидныа ваша ничтожность.

Рассказ "Брайтон блюз" один из самых замечательных на портале, а Бочков один из наиболее талантливых и ярких авторов Прозы Ру. Вся эта мерзость с покушением на остроумие, что вы тут написали, это не критика. Это завистливое словоблудие.

Вам было бы стыдно, если бы у вас была совесть и честь. Но я, похоже, ожидаю слишком многого, хотя вы тоже под Богом ходите.

Без малейшего уважения,


Елизавета Галицкая-Бенуа   23.10.2010 02:32     Заявить о нарушении
Бочков, может, и талант. Но реакции у него, как у кисейной барышни.

Открытый Текст   23.10.2010 10:20   Заявить о нарушении
Со стороны Бочкова надо было заранее предупреждать: - Я один из самых талантливых авторов на всем сайте, принес один из самых талантливых текстов на всем сайте. Пришел за лавровым венком!
А то ведь так легко перепутать.
Если же по существу вопроса: пишет В.Бочков неплохо, и способностями его природа не обделила, но все время перегибает палку в сторону подачи материала и оринальничанья. Глыбже надо, значительно глыбже, не все же по верхам.

Вовву   23.10.2010 13:09   Заявить о нарушении
Уважаемая и страшная в гневе Елизавета Голицкая-Бенуа!
Конечно, это очень больно, когда святое подвергается сомнению и хуле.
Примите соболезнования.
Поверьте, время лечит и вносит коррективы в наши представления, меняет наши пристрастия.
Бочков один из наиболее талантливых и ярких авторов Прозы Ру.
И рассказ его "Брайтон-Блюз", конечно, выделяется на общем фоне Прозы Ру. Но - не более. Рассказ сделан Валерием небрежно.
И не Вы ли и подобные Вам окололитературные девицы своими неуемно восторженными отзывами оказали автору медвежью услугу. Лесть, видимо, застила ему глаза, и он снизил требовательность к своему творчеству, установив себе планку на удобной высоте.
Результаты первого же трезвого разбора повергли, надо думать, его в шок. Что ему мешало ответить критикам открыто, аргументировано и по существу? Он же предпочел, приняв оскорбленный вид, хлопнуть дверью. Косвенно признав тем самым, их правоту.
А рецензентов Вы, Елизавета, оскорбили совершенно напрасно.
Негоже это.

Леонид Новожилов   23.10.2010 18:18   Заявить о нарушении
Они ещё и замечания удаляют!!
Стыд!!!
Совковая цензура!!!

Елизавета Галицкая-Бенуа   24.10.2010 23:55   Заявить о нарушении
из резюме ОТ: "Корректное поведение всех гостей на странице подразумевается, но жёсткая модерация всё же предусмотрена".
только и всего

Точки Опоры   25.10.2010 08:49   Заявить о нарушении
а где же вы были с вашими правилами, когда эти господа устравиали свою мерзкую вакханалию!? Или им можно? На правах критика и гостя.
Да, воистину, Россию уже не спасти!

Елизавета Галицкая-Бенуа   25.10.2010 17:20   Заявить о нарушении
Барышня, угомонитесь. Или у вас вовсе исчезнет право оставлять на странице проекта какие бы то ни было отзывы.

Открытый Текст   25.10.2010 20:01   Заявить о нарушении
О, господин цензор, это вы умеете делать!!!

Елизавета Галицкая-Бенуа   25.10.2010 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

ув. сабашников, ваша некорректность меня удивила: если вы считаете свои упражнения в остроумии лит. критикой, то у меня на этот счёт совсем другое мнение. Посему, текст свой удаляю. Прошу прощения у критиков и читателей.

Валерий Бочков   22.10.2010 19:47     Заявить о нарушении
ув. Валерий, если, вы станете удалять тексты и закрывать страницы всякий раз, когда удивитесь или обнаружите собственной мнение - ни текстов никаких не хватит, ни страниц. Уж от кого, но от вас подобной реакции на, как вы справедливо заметили, некорректное упражнение, ожидать можно было меньше всего.

Сабашников   22.10.2010 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

Сабашников, после Вашей рецензии я все же дочитал рассказ.
Должен признать, что вторая часть (после сарделек, на которых я споткнулся) оказалась гораздо ровнее по стилю. Некоторые места даже можно назвать художественными.
И все же. Авторскую манеру подачи сюжета я и теперь считаю безответственной. Или это какая-то новая манера, которую я не способен восприять.
Все рецензии крутятся вокруг двух вопросов: сумасшедшая-несумасшедшая? И если сумасшедшая - почему сошла с ума?
Я вот с вашим первым утверждением, что дама вполне нормальная, согласился. А под конец вы меня огорошили новым эпикризом, что она все же сумасшедшая, но, что, мол, она сошла с ума давным-давно, если вообще когда-либо была нормальной, поскольку-де изначально не была дееспособна, и за нее все и всегда решали другие.
Ну, в таком случае, можно сказать, что все мы перманентно и латентно сумасшедшие - ибо кто из нас всегда и во всех случаях контролирует свою судьбу? Есть такие?
Ваши вселенские обобщения столь абстрактны, что применительно к отдельному человеку просто не имеют практического смысла.
Надо начать с вопроса: кто сказал вообще, что она сумасшедшая?
Ибо по рассказу ее только и можно назвать странной одинокой женщиной, выпившей слишком много для своего слабенького организма водки. И убийство, и самоубийство совершены этой отчаявшейся женщиной в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Был ли, кстати, сумасшедшим Гамлет? Как вы думаете?..
У меня вот сложилось впечатление, что автор лично не был знаком со старушкой. Просто услышал от кого-то рассказ о странной старушке заколовшей зонтиком безобидного еврея и утопившейся затем в Океане. Старушка, разумеется, была сумасшедшей - а как же иначе объяснить этот случай?!
То есть, у людей сложилось уверенность в сумасшествии старухи вследствие ее крайне неординарного и весьма предосудительного поступка!
Вот вам и готовый сюжет для рассказа. И автор вслед сложившемуся мнению о старухе и начал писать рассказец о сумасшедшей, выдумав для нее походя оригинальную профессию для большей пикантности и кое-как набросав "историю болезни" длинною в жизнь, которая, впрочем, уместилась в нескольких небольших и крайне неубедительных картинках ее прежнего "закадрового" существования. Неубедительно, потому что читатель так и не понял - почему же все же старуха сошла с ума? То ли от неудавшейся жизни, то ли из ностальгии по недоступному отечеству, то ли от горя по окочурившемуся коту - единственно верному живому существу, прожившему с ней сколько-то там лет.
И дело все в том, что читателю автором просто не дана возможность понять эту причину. Потому как автор сам для себя не решил этот вопрос. Он вообще не озаботился хорошенько продумать для себя "биографию" главной героини, не надеялся вместе с ней, не разочаровывался, не тоскавал и не выл в подушку. Автор больше сосредоточился на внешнем описании хода событий и признаков "болезни". И все что наскреб сверху - выложил. А для себя почти ничего и не оставил, потому как и не было у него тайного знания о душе своей героини, которая бы и нам чудесным образом должна была открыться через внешнее. Вот и получилась плоская картинка. Лубок. Собачий вальс одним пальцем.
Для меня этот рассказ не прозвучал откровением, увы. А сюжет - хороший.

С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   19.10.2010 22:47     Заявить о нарушении
Извините, уважаемый Рамиз, но я и "хорошего" сюжета не увидел. В чем сюжет? Что старуха зарезала из личной неприязни (или из бзика) прохожего, а потом утопилась? Подобных "сюжетов" в ежедневной милицейской хронике пруд-пруди.
Но в одном случае из подобной газетной информации рождается сюжет "Преступления и наказания", в другом случае - "Бесов" (впрочем, "Бесы" -по материалам суда), а в третьем случае - пшик.

Ерин Игорь Геннадьевич   20.10.2010 10:18   Заявить о нарушении
В том-то и дело, что приличную историю о сумасшедшем написать невозможно. Разве что дешевый триллер про маньяка - для щекотания нервов. Зато можно написать историю сумасшествия - человека ли, общества ли. К вашим двум классическим примерам добавалю третий - "Нос" Гоголя.
Так вот, если бы автор дал нам историю сумасшествия в том же сюжетном обрамлении,только тогда и можно было всерьез отнестись к рассказу. А без этого героиня показалась мне некой аутентичной особой, неожиданно вдруг очнувшейся от своей асоциальной комы и превратившейся в мультяшную шапокляк. И иди гадай - с чего да почему?
С уважением, Рамиз.

Рамиз Асланов   20.10.2010 10:35   Заявить о нарушении
А теперь вы полностью сошлись. Это же, по смыслу - аутентично, я написал в рецензии на рецу Новожилова.

С уважением

Ерин Игорь Геннадьевич   20.10.2010 10:53   Заявить о нарушении
Правильно: мы сошлись.

Ерин Игорь Геннадьевич   20.10.2010 10:54   Заявить о нарушении
Перечитал ваш отзыв.
Действительно - сошлись.

Рамиз Асланов   20.10.2010 11:19   Заявить о нарушении
"Авторскую манеру подачи сюжета я и теперь считаю безответственной" - это вы удачно, Рамиз, сформулировали. Признаю, видимо, не вполне корректно было с моей стороны писать отзыв именно так, как я его написал. Меня заинтересовал момент "лени" обернуться. Именно этот момент я "вытянул" как "нечеловеческий", а человеком, прожившим так, что после тебя остается достойное предсмертного взгляда назад, героиня перестала быть, когда "сошла с ума" давным давно, почти в детстве - в финале совершенно другого рассказа. Да.. Гамлет! Гамлет, на мой взгляд, просто патологически нормален. Не псих, то есть. Я бы его приводил примером нормы в дискуссиях об отсутствии всякой нормы. Ну а в русской литературе нормальнее чеховского Иванова - не сыскать. Чем кончил? Но это был совершенно нормальный человек (собственно об этом и пьеса). Спасибо за мнение.

Сабашников   20.10.2010 18:04   Заявить о нарушении
Сабашников, я ждал вашей реплики. И был уверен, что вы вставите "лень" - в последний раз оглянуться.
Но неужели все дело в нежелание в последний раз механически оглянуться?
На что - собственно?
На чуждый берег страны, где героиня так и не нашла обещанного ей бывшем мужем счастья? На серый строй кафешек и стайку лениво курящих официанток? На неброский закат над чужим городом?..
Я думаю, что героиня уже много раз оборачивалась - прежде чем окончательно убедилась, что не осталось ничего в жизни, ради чего ей стоило бы еще терпеть свое бессмысленное существование.
Даже в пределах последнего дня ее жизни, о котором нам и рассказывает автор, она "обернулась" дважды: в кафе, вспоминая некоторые эпизоды из своей жизни, и у самой кромки Океана, куда, по моему убеждению, она пришла уже с твердым намерением все закончить - на кромке жизни и смерти. И там ей подвернулся этот никчемный Коган, с кем она снова "обернулась" - рассказав бесхитросно всю свою жизнь.
Разве недостаточно оглядок?
Разве трудно представить, сколько раз эта женщина и прежде думала-передумала о себе?
Все что связывала ее с жизнью - последнее - был кот. Она не могла его бросить и уйти. Кот сдох - и старушка приняла решение. Дальше идет ритуал. Коробочка с бантиком, сардельки с капустой, водка...
А Коган... Коган - мужчина! У любой самой эмансипированной женщины атавистическая психология рабыни. И если в ее жизни что-то не складывается, она винит исключительно хозяина - мужчину. Когану просто не повезло с местом и временем.
А теперь скажите мне: кто лучше выписан автором - Коган или старушка, кто вам больше понятен?..
Наверное, я слишком многого требую от автора.
Все же - зацепило.
Это несомненно удача.
Я благодарен ему хотя бы за "подводную" сцену.
Выписано "шедеврально", как любит говорить одна моя знакомая авторша.
И все же.
До сарделек надо все переписать. Там по стилистике просто ужас - не хочется читать дальше. Понимаю, что начинать рассказ всегда трудно: найти подходящую интонацию, нащупать образы... Но ведь по факту можно и переработать?
А что делать с биографическими кусками - "историей болезни" - пусть решает сам автор. Решив сперва для себя - сумасшедшая эта старушка или нет?

Рамиз Асланов   20.10.2010 19:58   Заявить о нарушении
Рамиз, вы меня как специалиста по Бочкову, с пристрастием и задором ) Но я, не он. На самом же деле - сколько вы сумели вытащить из "слабого" рассказа. По моему мнению, Коган совершенно "инородный", так сказать персонаж. То, что он выписан лучше - пожалуй соглашусь, но такое впечатление достигается еще и контрастом (Агнесса-то вовсе непонятная дама), приемами острохарактерными. Налицо путаница: я не защищаю рассказ, более того, так и написал - "слабое исполнение, штампы, и прочее". Я рассматривал текст с точки зрения пресловутого "послевкусия" (и опять же, отметил, что это может быть не задумано автором, выдумано мною только что). Согласитесь, что "послевкусие", конечно, зависит от рецепторов и разных тренировок, но и само вино - не последнее дело. Мы можем выпить отличного вина из правильного бокала, а можем - из пригоршни, с ладони. Текст грубо сработан, не стану спорить. Однако же, Рамиз, для меня не вполне приемлем диагноз - переписать (если это не фраза, скажем, в процессе лит. редактирования). Вот, скажи я вам - перепиши! - потому что то-то и то-то и вообще дрянь, вы бы как отреагировали? Кстати, почему бы вам не написать рецензию для проекта, не обязательно на этот текст, а в перспективе, ваш авторский взгляд интересен и полезен был бы.

Сабашников   20.10.2010 21:45   Заявить о нарушении
Да, послевкусие есть. И рассказ стоит обдумывания. Я был неправ в своей первой рецензии, где дал слишком категорическую оценку. Но именно потому, что не дочитал рассказ до конца. А дочитать мне помешали отвратительно выписанные первые нескольколько глав. Поэтому и стоит над началом потрудиться заново. Ведь не один я такой разборчивый, возможно.
Но если первое впечатление во мне вызвало протест против стиля, то второе - против непродуманности, непережитости автором образа главной героини.
Что касается моего задора, то его вообще бы не было, не будь столь интересных рецензий. Не будеь рецензий, я бы, пожалуй, и не дочитал вовсе рассказ - вот в чем дело! Мой задор - чисто полемический, он связан с несовпадением моего послевкусия и вашего, к примеру. Вы скажите - это тоже плюс автору, что его рассказ так неоднородно воспринимается. Верно. Но ведь в наших оценках есть и совпадения - вот пусть автор и задумается.
Что касается Когана, то, на мой взгляд, он просто необходим в рассказе. Иначе - через кого героине исповедоваться? Как мы узнаем хотя бы те скупые даннные о ее жизни, которыми решил поделиться с нами автор? Да и контраст на самоуничижительном состоянии героини, готовой к самоубийству, и полном пошлого самодовольства жизнелюбие Когана создает дополнительную смысловую интригу. Другое дело, что этот персонаж мог быть и поколоритнее и поубедительнее. Его намерение отнять коробочку у старушки скорее пристало какому-нибудь бомжу, мечтающему о бутылке дешевого виски и готового ради этого пойти на грубый грабеж, а не удачливому авантюристу только что провернушему аферу на пятьсот баксов.
Вот еще замечание - 64 года. Это не возраст полной дряхлости и маразма для большинства людей, каким он представлен автором. А все потому, что возраст - высчитан на пальцах: примерное время возможной эмиграции плюс сколько-то лет, чтобы героиня по возрасту к моменту приезда не имела шанса на адаптацию - лет сорок. Тут много чего можно сказать, просто не хочу быть нудным.
Что касается рецензий, то разве я их не пишу? В такой форме - комментатора - мне гораздо свободнее себя чувстовать: никакой ответственности.
А если серьезно, я сам не ахти какой автор, а в теории вообще невежда. Потому и не рыпаюсь.
Вот жду, когда вы чуть разгребете завалы, чтобы подсунуть вам что-нибудь свое. Хочу учиться.

С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   20.10.2010 22:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

Сабашников, а ведь это рецензия по мотивам произведений выбранных вами авторов :)
но - мощно... вы прям глыба! :)

Точки Опоры   19.10.2010 22:27     Заявить о нарушении
Да, точно так. И по мотивам, и выбрал их сам. Но и не предполагал, что это вот так вот все будет ) прям время разбрасывать глыбы!

Сабашников   20.10.2010 18:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сабашников. Блюз последнего лета» (Открытый Текст)

...Зачем лепить горбатого до стены? Это то, что вы сейчас сделали, соединив два рассказа, настолько разных, что это даже не подлежит обсуждению... Радость взросления в Последнем лете, которая так и брызжет из каждой строки, и горечь одинокого старения в Блюзе. Скажите честно, вам хотелось соригинальничать или просто было лень писать две рецензии?..
А вы можете отличить настоящего сумасшедшего от придуманного автором?
"Читатель, приняв сумасшествие героини за аксиому и данность, не замечает, что никакой «ненормальности» в действиях героини попросту нет" Откуда это убеждение? Я общалась с шизофрениками, и уверяю вас, даже психиатр не сразу бы догадался, что у них есть какие-то отклонения, если не наблюдать их в период обострения. Это самые обычные люди. Но - не предсказуемы. Вот и сделала Агнесса Васильевна этот неожиданный даже для нее пируэт, вонзив клинок в горло Когана. Что-то там у нее в голове щелкнуло, соединившись с желтым трамвайчиком, и получился взрыв! А как – одному Богу известно. Потому что и она сама не заметила, что натворила, пошла себе спокойненько дальше.
Но одни по воде идут, а другие – под воду… Вот тогда разница и всплывает-между нормальными и ненормальными, гениями и тупицами, святыми и грешными.
Назвать Лилю в будущем Агнессой Васильевной – тоже шито белыми нитками. Старуха любила свою работу, даже гордилась тем, что она преподаватель… А лилина трагедия – это обычное дело, когда родители решают за своих великовозрастных деток, кем им быть в жизни. От этого с ума не сходят, в худшем случае доводят до этого своих близких, потому что жить с нереализованным человеком – тяжелый крест.
В общем, не согласнаЯ я…
Хотя вот в этом что-то есть: "Вся её жизнь зависела от шанса, предоставленного другому. Шанс не использовали, к чему вспоминать то, чего у тебя никогда и не было?! Наверное, у каждого на счету есть чужое последнее лето"
Это круто.

Татьяна Вегерина   19.10.2010 21:13     Заявить о нарушении
И повторю еще раз. Это не "горбатый до стены"! Это тонкая, ручная работа, одним отточенным щелчком по клавише "enter" грубые полотна двух рассказов соединены в ткань чудовищных обобщений и потрясающих открытий. Это рецензия будущего, g-литературоведение, о котором все так долго мечтали. Да, Татьяна, это почерк, когда прихоть рецензента открывает по крайней мере одни глаз читателю. Второй - выбит торопливостью ваших выводов. Вы и не можете согласиться, потому что потолок ваш - парадокс, но я вас вытяну на площадку постпарадокса. Наконец, это действительно круто, хотя и хамство по отношению к авторам. Сколько "чужих лет" на вашем счету? )

Сабашников   19.10.2010 21:30   Заявить о нарушении
Вы забыли про "третий" глаз, Сабашников! а его вы открыть не в состоянии, даже если я выбью "оба два" у читателя. Но ваш энтузиазм меня радует: вытащите меня из-под потолка парадокса! И посмотрим, что из этого получится. Не ляжете ли вы на пол сомнений?..

Татьяна Вегерина   19.10.2010 21:59   Заявить о нарушении
Опять? Выводы, выводы... Ничего не забыто. Со своим третьим глазом читатель пусть поступает по усмотрению. Читательскому. Да и такой же это энтузиазм, как и сомнения бесполы.

Сабашников   19.10.2010 22:10   Заявить о нарушении