Рецензии на произведение «Ива. Волчица. М. Гринберг»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Спасибо, Ива!
Несколько пояснений, если позволите:
К сожалению, я совершенно не компетентна в терминологии компьютерных игр, но "офицер-направленец" - была во время войны, такая должность, есть и сейчас.
Так же как существовал и:
"Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (ЦШПД) — центральный орган управления партизанским движением в СССР в годы Великой Отечественной войны"
"куда делся купол парашюта" - она отстёгивает лямки после приземления, и купол остаётся на земле, ветра ведь нет.
Значок Линн - почётный знак Германского Красного Креста, она медсестра, массажистка.
И кстати, у неё нет - ни мундира, ни погон, ни хлыста...
Впрочем, как я уже писала в ответе Мяте, с моей точки зрения, это совершенно несущественно: я не собираюсь открывать новые страницы истории - и тех, что есть, по-моему, уже слишком много?
Абсолютно верно - ну при чём здесь Великая Отечественная?
Чисто отвлечённо, простейший, детский вопрос: кто тут прав, и можно ли вообще в такой ситуации быть правым - вот это мне интересно.
Салют старой гвардии!
Мария Гринберг 08.11.2010 13:09 Заявить о нарушении
Просто, на мой взгляд, эксперт-историк здесь заблуждается?
Мария Гринберг 08.11.2010 13:28 Заявить о нарушении
Нет, не остаётся. Разведчики его обычно прячут. )) Да, и военные прыгают же не на спортивных, полностью управляемых, а на обычных десантных. Купол не гасится сам, даже если нет ветра. Так протащит, что мало не покажется.
Я прыгала. Поэтому знаю, о чём говорю.
Светлана Малышева 08.11.2010 13:58 Заявить о нарушении
И с какой стати он потащит без ветра? - просто опадёт, да и будет на земле?
Мария Гринберг 08.11.2010 14:02 Заявить о нарушении
Светлана Малышева 08.11.2010 14:05 Заявить о нарушении
Мария Гринберг 08.11.2010 14:09 Заявить о нарушении
Представьте себе лесную поляну, на которой разложены костры. Ночь. Темно. Много вы увидите в этом свете? Какая площадь поляны? Какого размера был треугольник, в центр которого приземлился парашютист? Вы когда-нибудь видели приземление? Вы точно уверены, что парашютист приземляется на ноги, а не падает? Вы видели, как «гасят» купол парашюта? (чтобы он не волочил человека дальше).
Попробуйте на своих домашних порепетировать – пусть они «набросятся» на вас, схватят вас за горло и руки, а вы попытаетесь вытащить из внутреннего кармана пистолет. Сколько нужно человек, чтобы справиться со спортсменкой-разрядницей? И так далее – по вашему эпизоду.
Видите, сколько моментов надо продумать – и тщательно продумать, прежде, чем написать один (!) эпизод – написать так, чтобы читатель поверил – да, это утка, а не условно-плюшевый медведь.
Без подробностей никуда. Дьявол кроется в деталях.
Далее. Вы всячески открещиваетесь от утки. То есть от Великой Отечественной войны. Даже предложили рассматривать читателю события – как происходящие в Китае (или Эстонии). Несерьезно.
Ваши события, простите, «крякают», а не «рычат».
Но воля автора – закон. Ок. Это НЕ война. Это НЕ немцы. Это НЕ партизаны. Ок.
А теперь выбрасываем ВСЕ детали, указывающие на утку. И что остается?
Сдается мне, ОЧЕНЬ мало.
Было у меня подозрение, что вы хотели написать психологическую драму, заключающуюся в противостоянии личностей. Но дальше подозрений дело не пошло. Мне не хватило все тех же деталей. Психологического портрета героев. Убедительных деталей. Которые заставили бы меня полюбить одного и возненавидеть другого (или как-то так, но градусом пониже).
На самом деле, Мария, все не так плохо. Ваш рассказ мы в сессию взяли не просто так – есть о чем поговорить. Хорошие – по-настоящему – хорошие тексты не рождаются просто так. Их надо обкатывать на читателях. Вот, вы получили обратную связь. Уверяю вас, это НЕПРЕДВЗЯТОЕ отношение.
Теперь выбор за вами.
Спасибо, что вступили в обсуждение.
С уважением,
Ива 08.11.2010 14:19 Заявить о нарушении
Да, я уверена, что парашютист приземляется на ноги, потом, может быть, падает на бок, может и нет - я неправа?
Размер равностороннего треугольника из костров примерно 50 метров по стороне.
Именно ничего она не видит, ослеплённая кострами - "пытаясь разглядеть"?
Нападают двое, и прежде чем вытащить пистолет, она бросает одного из них через плечо, ломая ему позвоночник.
Впрочем, да, я искренне убеждена, что эта утятина не имеет особой важности.
Так же как вопросы, меня интересующие - видимо, совершенно не важны для Вас?
Мария Гринберг 08.11.2010 14:31 Заявить о нарушении
а выбор - за вами. вы вполне можете, что называется, облокотиться на мои комментарии. просто выбрать другого партнера (=поменять читателя).
вопрос цели, на самом деле.
единственное, на что рекомендую обратить внимание - это количество отзывов за и против. объективность - категория статистическая.
Ива 08.11.2010 14:43 Заявить о нарушении
Мята
Открытый Текст 08.11.2010 14:46 Заявить о нарушении
"Чисто отвлечённо, простейший, детский вопрос: кто тут прав, и можно ли вообще в такой ситуации быть правым - вот это мне интересно"
Отвлекаясь от всякой предустановки, хороших партизан, плохих немцев - смоделировать ситуацию, в которой нет выбора, а делать его надо, причём всем.
Заслуживает осуждения, например, Линн?
Мальчишки-солдаты, подчиняющиеся ей?
Дмитрий?
Тот, кто дал ему такое задание?
Волчица?
Я, честное слово, ответов не знаю, а хотела бы.
Мария Гринберг 08.11.2010 15:06 Заявить о нарушении
Выбор простой, но ужасный: спасение ни в чем не повинных людей ценой предательства. Но и предательство приведет к смерти людей - партизан.
Ужасность этого выбора в том, что он не абстрактный, а вполне зримый: на глазах главной героини расстреливают женщин и детей. Одного за другим. Такая вот пытка, такой шантаж.
Я настаиваю на своем понимании именно потому, что сцена допроса, сопроваждающаяся сценой расстрела, центральная. Ей больше всего уделено автором места и красок - красной краски человеческой крови.
Это должно впечатлять, шокировать - это тот выбор, который автор ставит и перед читателем.
Для пущей жесткости - противопоставление героини и антигероини.
Обе - женщины.
Героиня, к тому же, еще и мать. Тем ужаснее для нее мысль, что по ее вине будут убивать детей...
А потом мы узнаем, что все это было задуманно командованием ради определенной цели, а героиня - циничная жертва в этой игре с дезинформацией противника.
И стоическая верность долгу, и мучения героини оказываются бессмысленными.
Более того, героиня переходит из разряда мучениц в разряд "предателей". Со всеми худшими последствиями для ее матери и ребенка.
Еще один жестоких штрих, еще одна страшная правда, которую нам навязывает автор...
Я уже писал в коментах к рецензии Мяты, что автор, как мне кажется, не очень убедительно выстроил композицию. В чем я это вижу? В слишком натуралистичном показе сцен расстрела. Они невольно отторгаются читателями, хотя и являются центральными, и акцент читательского восприятия в этот момент смещается с внутреннего на внешнее.
По идее, первую часть рассказа, можно было бы вообще выкинуть - и начать с того момента, когда разведчица приходит в себя в пыточном кресле. Но вот сцены допроса и расстрела прописать гораздо более содержательно - именно через героиню, ее ужас, ее отрывочные воспоминания, ее страх, ее боль...
И сделать чуть более "живой" антигероиню. Чтобы не получилось, как в рассказе, боя с тенью.
Для более детального разбора необходима тщательная вычитка.
И еще одно замечание, чисто практическое. Мне как-то сомнительно, что женщина-разведчица может скрывать "до последнего" свою беременность.
В принципе, упоминание о беременности и не нужно. Предположим, что у героини уже был ребенок. До романа с молодым партизаном. Это гораздо более правдоподобно и упрощает для автора задачу рассказ вокруг главной идеи.
В целом, рассказ не плох. По замыслу. Но я бы посоветовал автору вернуться к нему и основательно переписать, чтобы этот замысле стал и более выпуклым и более вызывал эмоций и размышлений у читателя.
А в таком виде он - как нераскрывшийся парашют.
Рамиз Асланов 08.11.2010 15:18 Заявить о нарушении
прекрасный комментарий! после вас мне нечего добавить.
Мария,
рекомендую прислушаться к словам Рамиза. он - удивительно тонко чувствующий автор. и очень внятно излагающий. один из лучших на Прозе.
Рамиз,
это не льстя, а совершеннейшая правда. и даже не прошу прощения за свои слова)))
Ива 08.11.2010 15:25 Заявить о нарушении
На все сто.
Браво, Рамиз!
Мнемозина 08.11.2010 15:29 Заявить о нарушении
Да, всё точно, см. выше мою реплику - просто в одно слово!
Но любопытно, однако, как сталкиваются мнения - позволю себе процитировать одну из рецензий, полученных мной ранее:
"Что мне не по душе.
Начало работы. На мой взгляд, автор так спешит к описанию бойни, что упускает ряд досадных мелочей.
1. Начало дается в дикой спешке. Вижу некие обрывки действия и схематичность и традиционность информации. Возможно, это – замысел автора. Рекомендую чуть расширить его.
2. В четвертом абзаце – та же схематичность и явная спешка..." (с)
А Вы предлагаете и вовсе убрать начало, хм...
Дать ей ребёнка раньше - тут, на мой взгляд, и будет окончательный развал композиции?
Ну и сцена расстрела, конечно - это просто камень преткновения, читать её не хотят, скроллят - но без неё ведь просто и сюжета не будет, конфликта?
Что где-то за кадром кто-то погибнет - это даже не трагедия, статистика.
Мария Гринберг 08.11.2010 15:41 Заявить о нарушении
Принципиально, на мой взгляд, совместить более органично внешнее и внутреннее: зрительные образы, которые вы рисуете и эмоционально-психологическое состояни героини. Потому что нет баланса. Внешнее слишком впечатляет, задавливает. Но его затруднительно понять через мучения героин. У вас они описаны, я не спорю. Но как-то рефлекторно что ли. Не возникает сопереживания. А чтобы оно появилась, должна быть и соответствующая предистория. Ведь это важно - кто именно делает выбор и почему именно такой выбор. Так вот этот второй план может быть дан и отдельно и наплывом на первый. Это всего лишь технический прием, избрать который вправе только автор - в соответствии с замыслом, как он его понимает.
Так же не принципиально и с беременностью. Но ведь недоверие к авторскому утверждению, что героине удавалось как-то скрывать ее, остается?
Тут много вариантов. К примеру, бравую разведчицу могли и наказать - отстранив временно от оперативной работы, или даже понизив в должности... А потом опять вызвали. На задание из которого ей не дано было вернуться: наказали во второй раз, по-настоящему.
А сцену расстрела можно сделать не такой подробной, переместив акцент читательского внимания на реакцию от этот экзикуции героини - дать ассоциативный ряд, воспоминания, чуть оживить значимыми диалогами между палачом и жертвой - мало ли...
Словом, не надо смотреть на текст как на данность. Надо с ним работать и после написания, если что-то занозит и беспокоит. Это и есть мастерство.
Рамиз Асланов 08.11.2010 16:13 Заявить о нарушении
С уважением.
Сергей Вершинин 08.11.2010 16:21 Заявить о нарушении
нет доверия в малом - не будет и к идее.
Ива 08.11.2010 16:28 Заявить о нарушении
Обкололи её обезболивающим, притупили боль - но ходить-бегать она, конечно, больше бы уже не смогла, врёт это ей Линн.
Мария Гринберг 08.11.2010 16:29 Заявить о нарушении
Мария Гринберг 08.11.2010 16:31 Заявить о нарушении
есть события: враги стреляют - героиня упала в обморок - очнулась на кресле без белья - и больше вы про ее телесные ощущения НЕ пишете.
перечтите абзац про ощущения героини после обморока. похоже, что у нее такое тяжелое ранение? Сергей правильно все написал - кровая каша из костей, мышц, кровеностых сосудов и нервов. а у вас упор делается на винты вокруг шеи и жесткое сиденье. героиня слепая? она не видит своих ног?
еще вопрос задам - а зачем вы, автор, сделали так, чтобы героине прострелили ноги? чтоб не сбежала? тогда проще - удар по голове.
детали должны продвигать сюжет, иначе они болтаются, как консервная банка на хвосте. каким образом продвигают сюжет разбитые лодыжки?
Ива 08.11.2010 16:38 Заявить о нарушении
Мнемозина 08.11.2010 16:41 Заявить о нарушении
Вы задаёте вопросы, а когда я отвечаю на них, обвиняете в объяснениях постфактум?
Так читайте, всё ж написано:
"Первое чувство – тошнота и тупая мозжащая боль в простреленных ногах. Тупая… значит, раны обработали и перевязали, вероятно, вкололи обезболивающее…"
И в той позе, как она сидит, действительно, ног ниже колен ей не видно.
Мария Гринберг 08.11.2010 16:47 Заявить о нарушении
Мнемозина 08.11.2010 16:48 Заявить о нарушении
А вот поди ж ты - правда.
Мария Гринберг 08.11.2010 16:53 Заявить о нарушении
Мнемозина 08.11.2010 17:07 Заявить о нарушении
вернемся к началу истории. вы отдали свой текст с целью получения обратной связи.
как я вижу, обсуждение завязалось оживленное, высказалось много народа. обращаю ваше внимание, что все участники указывают вам на детали, которые требуют прояснения/изменения непосредственно в тексте, а не на словах - в режиме конференции.
еще раз помечу, мои вопросы - не обвинения, а попытка проверить (уж простите меня за это) насколько вы представляете себе картинку.
вижу, что картинка вам ясна. в той или иной степени убедительности, но вы вполне внятно объясняете нам, собеседникам, что вы имели в виду. например, что Линн врала Инне. или что костры развели на расстоянии 50 м.
и я говорю на это - отлично, что вы это представляете. но почему вы НЕ написали об этом в тексте?
Ива 08.11.2010 17:07 Заявить о нарушении
давайте чуть разведем темы.
как я вижу, их две.
первая - нам, читателям, не хватило деталей, которые бы объяснили нам логику героев.
вторая - мы, читатели, не верим в правдоподобие деталей и, следовательно, подвергаем сомнению логику героев.
если я не права, поправьте меня.
а то у меня создалось впечатление, что мы увлеченно говорим - но каждый о своем. женщины, одним словом!)))
Мария спрашивает меня - почему кавалер. сапог не может иметь каблук?
а я спрашиваю - а зачем медсестре в деревне на оккупированной территории при прочесывании леса площадью 8 га кавалер. сапог?
сапог - это частность. в рассказе этих частностей навалом. если мы будем дискутировать по каждой - наша ветка будет самой длинной за всю историю Прозы.
давайте вернемся в русло.
и снова сформулируем мнение (каждый свое) - считаю ли я, что рассказ не получился? а если да, то почему?
я уверена, это поможет автору.
если - вдруг! - автору уже достаточно, то мы прекращаем обсуждение.
Мария, маякните нам, как ваши ощущения?
Ива 08.11.2010 17:18 Заявить о нарушении
Не хочу начинать историю с ...( все знают) - но литературная сторона опуса будет ли вообще рассмотрена в сессии ? Или для начала выяснятся нестыковки исторического плана и технологий складывания парашютов?
У меня мнение, что литературная критика всё же должна быть ... всесторонней? Я не видела других веток-может, кто-то уже упомянул сам язык изложения ?
София Павлова 08.11.2010 17:21 Заявить о нарушении
Да, вопрос интересный: почему не написано то, что можно бы было написать?
Не помню, кто сказал - "идеальный текст не тот, к которому нечего добавить, а тот, из которого нечего выбросить".
Возможно, излишне выбросила? Автору ведь и в самом деле слишком многое кажется очевидным.
Но вот всё же - не поняла я Вашу реплику о кавалерийских сапогах с каблуками, почему Вы назвали это неправдоподобным и анекдотичным?
Мария Гринберг 08.11.2010 17:22 Заявить о нарушении
Может, доберёмся всё-таки до обсуждения моих литературных огрехов?
Мария Гринберг 08.11.2010 17:25 Заявить о нарушении
Не 18 лет, например - 27 ей, увы.
Мелочь, конечно, но, согласитесь...
Мария Гринберг 08.11.2010 17:32 Заявить о нарушении
на самом деле, спасибо вам за обсуждение. я многое получаю из нашей беседы.
Ива 08.11.2010 17:35 Заявить о нарушении
Так что если вы не устали, с удовольствием продолжу.
И не беспокойтесь, я все замечания учитываю, и всё на пользу пойдёт. Просто люблю поспорить - как же без этого?
Мария Гринберг 08.11.2010 17:40 Заявить о нарушении
она меня, правда, убивает за это слово, но я никак не могу от него отделаться. слово-паразит))
Мята, прости!!!
Ива 08.11.2010 17:44 Заявить о нарушении
В теории я ведь не сильна, пишу, как слышу :(
Ну и главное, конечно - мотивация действующих лиц, что кажется неубедительным?
Вот сапоги, например, эти злосчастные :)
С моей точки зрения, ну чего проще: именно в лесной местности, да в августовскую распутицу удобно ездить верхом - но, видно, дополнительно придётся это объяснить?
Мария Гринберг 08.11.2010 17:52 Заявить о нарушении
Уж тут-то, на мой взгляд, всё предельно ясно.
Встречаются они в июне, он на 8 лет моложе Инны, ему 18, ей 26.
Теперь август следующего года, ей 27.
Что исправить?
Мария Гринберг 08.11.2010 17:54 Заявить о нарушении
Мария, можно сказать и по-другому.
Умелый автор пишет в уме роман, а потом делает из него рассказ.
А неопытный - наоборот.
В том-то и дело, если роман написан в голове, то в итоге получается плотный и логически безупречный текст.
Конечно, отдельные огрехи и в этом случае не исключены.
Я вот с вами не спорю о деталях.
Я лишь указываю на неадекватность восприятия вдумчивым читателем текста, которая расходится с вашим замыслом (насколько он понят опять же читателем).
И в этом случае, возможно, если мастерство не повзоляет уложится в определенный объем, имеет смысл быть более детальной и обстоятельной - чтобы мысль все же дошла.
Вот подумайте над этим. Или надо продумать все опять хорошенько и еще больше уплотнить текст, выбросив лишнее (а оно есть) и вставив нобходимое.
Или же разверните рассказ до повести. По замыслу рассказ как раз на повесть и тянет.
С уважением,
Рамиз Асланов 08.11.2010 18:02 Заявить о нарушении
Не понравилось несоответствие, причем очень часто встречаемое в произведениях нашего времени. В начале рассказа говориться об опытности главного героя в делах разведки, но опытность разведчика, тем более женщины, не заключается в том чтобы уметь махать ногами. Его наипервейшее оружие, все же умение переиграть противника в любых условиях.
Теперь вернемся к центровой части рассказа. Что могла сделать главная героиня, будучи опытной разведчицей в таких условиях, фактически без ног прикованная к креслу? Она отлично понимает, что без нее расстрел людей теряет смысл, значит нужно исключить себя! Как это сделать? И противник, предолгая ей показать место на карте, сам дает ей такой шанс. Не зубами же она будет его показывать! Немного паники, страха надломленности и по крайней мере одна рука на свободе. Ноги в месиве из плоти любой удар по ногам приведет к кровотечению, а если повезет то и к болевому шоку - в результате потеря сознания, можно и так рвануть артерию, что и смерть...
В итоге люди останутся живы, расстреливать их нет смысла или сейчас или вообще. В любом случае победа. Такая маленькая победа над врагом, которых в войну было тысячи и которые, я пологою больше заслуживают описания чем метании в ракурсе что она могла?..
Еще не поздоровилось: описание внешности противника, как-то это не серьезно, нацистская Германия была очень спортивной страной и как нигде там приветствовалось подтянутость стройность особенно в рядах партии. Картинка из фильма "Вариант Омега", только вместо Фогеля женщина. Время фронтовых сборников и даже более лояльных фильмов и книг ушло в прошлое. И врага, с которым столкнулся наш народ в те годы надо описывать таким каким он был - умным, уверенным в своей правоте, убежденным и беспощадным.
"Девульки" и это говорит немка? Чистокровная арийка?
Примерно так, но еще раз могу повторить: я бы не стал писать этот комментарий если бы рассказ был о чем угодно, но не про Великую Отечественную войну...
С уважением.
Сергей Вершинин 08.11.2010 18:20 Заявить о нарушении
"Стройная кареглазая девушка с полурасплетённой, водопадом струящейся до колен каштановой косой прислонилась к стене, обняв за плечи коренастую пухлощёкую блондинку. Треплет взъерошенные вихры, наклонясь, шепчет на ухо. Обе босиком, в белых ночных рубашках, совсем не похожи, но почему-то сразу видно, сёстры, и хоть сама напугана – пытается держаться молодцом, не подать виду перед сестрёнкой всегдашняя верховодка, строптивая красотка-старшая… В склонённый висок целила ей Линн, но за миг до выстрела ощутила взгляд палача, спугнутой ланью встрепенулась лесная русалка. Отразила зрачок ствола колдовская глубь ореховых озёр… и выплеснула их из орбит боль… под скулу, в горло вонзилась пуля, вспорола трахею и сонную артерию. Алая тугая струя хлестнула младшей в лицо. Схватилась за рассечённую шею, цепляясь задравшейся рубашкой, сползает по доскам смертельно раненая – горячим липким ключом бьёт кровь между пальцев, синева удушья залила лицо. Отпрянула блондинка, обезумев, вереща, как подбитый зайчонок, метнулась к солдатам. Будто с испуга, оглушительно взревел в теснине стен автомат, захлебнулся визг – напоролась животом на раскалённые бивни пуль, крутанулась юлой толстушка, с размаха ткнулась носом в асфальт. Расплылась студнем, перерубленная наискось от бедра к плечу, фонтанами хлынуло из рваных дыр в спине. Досадливо поморщась, навскидку снова выстрелила Линн. На этот раз метко. Взметнулась на миг старшая сестра – гибкая, колеблясь, как сбритая клинком лозинка – и упала, изломив руки. Пробито переносье, запрокинулся оттянутый тяжёлой намокающей косой расколотый лоб."
Они у вас есть и до этого абзаца - описание цепочки приговоренных - и после - опять же описания расстрела.
А весь приведенный выше абзац можно уложить в несколько ярких предложений.
Впрочем, одну из сцен можно оставить и так - с детальным описанием.
А другие - сократить до ярких вспышек.
Так гораздо эффектнее, если вы добивались шокирующего эффекта.
Рамиз Асланов 08.11.2010 18:24 Заявить о нарушении
Ваши замечания:
1. Не ясен фокальный персонаж.
Нашла я статью Рины Грант, перечитала.
ПО-моему, тут единственно возможен самый примитивный вариант, "нулевой", речь от автора? Волчица ведь не доживает до конца, то есть на эту роль не годится?
2. Раз так, то проясняется и второе замечание - чьими глазами видны жертвы, автору ведь ничто не мешает смотреть, у него-то ноги не переломаны?
3. С количеством заложниц - думаю, надо было бы пояснять, если бы их было меньше 20, ну а если больше, допустимо? Может, и в самом деле, оставшихся Линн хотела отпустить, напугав - как, в конце концов, и сделала?
4. Ну и про белые зубы - не знаю, но думаю, всё же это достаточно правдоподобно, неужели и тут надо обосновывать?
Собственно, раз Волчица осуждена трибуналом, есть формальные основания называть её изменницей без кавычек?
Но, впрочем, да, последний абзац, пожалуй, лучше как-то переделать - чтобы эти слова ясно звучали из уст ветерана.
Мария Гринберг 08.11.2010 18:38 Заявить о нарушении
- то, что автор взялся описывать Великую Отечественную войну, не имея (или имея очень мало) фактических знаний;
- не понравились ляпы, связанные опять же с незнанием фактов и непроработкой деталей (это мне не понравилось бы и без упоминания ВОВ, в любом времени и контексте);
- обилие сцен насилия, без большинства из них можно было бы обойтись.
это принципиально.
более мелкие замечания - текст не вычитан. есть и повторы, и лишние слова, и неудачные обороты. но, как мне кажется, на данном этапе работы над текстом они не столь важны.
понравилось - здесь с большими оговорками и допущениями - желание автора взяться за столь сложную тему.
и еще понравилось, как автор ведет себя в дискуссии.
Ива 08.11.2010 18:43 Заявить о нарушении
Да освободи Инне хоть одну руку - ясно, она себя убьёт немедленно.
И Линн это понимает, слава Богу, не дура.
Ясно же у меня сказано - она предлагает Инне не показать, но НАЗВАТЬ:
"...Координаты, две цифры"?
Умная она, уверенная, образованная, и очень юморная - заметьте, постоянно шутит, от первой фразы, "рада видеть вас здесь", и до последней, о цыплёнке, ну и про девулек в том числе.
Кривоногая - спортсменка, кавалеристка.
Как раз, по-моему, близко к идеалу, что Вы рисуете?
Мария Гринберг 08.11.2010 18:52 Заявить о нарушении
Первый, второй, третий - у меня так, а на самом деле должно быть вот как?
Мария Гринберг 08.11.2010 18:55 Заявить о нарушении
Читая рассказ вспомнила фильм "Восхождение" Л.Шепитько и повесть В.Быкова "Сотников, по которой был снят фильм.
Повесть и фильм, как мне помнится, был про моральный выбор. Показалось, что идея рассказа Марии схожа. Похожа и сцена казни, хотя у Марии она совершенно другая, излишний акцент на натурализме не в пользу раскрытия психологии морального выбора.
В ответах на рец. Мария подтверждает моё предположение, цитирую:
*Да, сюжет этот - мой давний кошмар, первая редакция появилась шесть лет назад.
В военных мемуарах такой случай упомянут, парой строчек - и написал их, как мне кажется, герой наподобие моего Дмитрия.
А настоящим толчком стала вот эта картина Моисеенко, практически все персонажи с неё.
Писала долго, и потом рубили рецензенты в капусту, переписывала несколько раз.
На место каждого персонажа я пыталась себя подставить, ощутить - всё практически я о них знаю, биографию каждой могу рассказать от рождения до этого двора.
Нервы это выматывает, конечно, но что-то в этом есть, что не отпускает - может, и ещё к этому сюжету придётся вернуться?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Меня-то, честно говоря, интересовало совсем другое, меньше всего бы я хотела, чтобы по моим рассказам изучали историю второй мировой войны - хватит для этого и рассказов настоящих ветеранов.
Психологическая мотивация, вот что меня интересует, вопрос детям - а как бы вы поступили на её месте?-*
--------------------------------------------------------------
Очень интересное обсуждение, читаю с огромным удовольствием.
Спасибо Мяте, Иве за проделанную работу. Особое спасибо Рамизу Асланову!
Молодец, Мария, благодаря Вам состоялся и, надеюсь ещё продолжится интересный, полезный всем разговор в доброжелательном ключе.
Зоя Чепрасова 08.11.2010 19:07 Заявить о нарушении
Да, не Вы первая приводите тут аналогию с "Сотниковым".
Там моральный выбор вроде бы ничем не замутнён - либо ценой жизни сохранить честь, либо наоборот.
И решают этот вопрос герои по разному, но в общем-то предсказуемо - сильный с виду оказывается слабым духовно.
Хотя не всё ведь так просто?
На мой вот взгляд, в "Сотникове" истинно трагический персонаж - Дёмчиха, ей ведь даже выбора никакого не предоставлено, безмолвная жертва.
Мария Гринберг 08.11.2010 19:19 Заявить о нарушении
София Павлова 08.11.2010 21:49 Заявить о нарушении
Текст я вычитывала, конечно - но ведь своих блох всех не увидишь :(
Мария Гринберг 09.11.2010 08:04 Заявить о нарушении
******
"Дальше - во-вторых: в рассказе (насколько удачно - не мне решать) проявилась стилистическая полифония авторского метода, когда разным стратегическим задачам соответствуют разные стилистические решения: сухой официозный текст - там, где речь идет о внешнем, отсраненном, где задача - показать беспредел и безразличие "официальной" истории; живая простонародная речь там, где цель - показать преломление событий в глазах обычных людей, для которых своя беда понятнее трагедии чужого для них человека; отрывистая, подчеркнуто жесткая констатация - для отражения противостояния двух железных женщин, закаленных войной; и, наконец, - описание расстрелов. "
Беспощадный Критик 09.11.2010 06:56
***********************************
Возьму это , как эпиграф .
В целом - говорю сразу- мне расссказ не понравился , и я бы не стала его рецензировать - как и в предыдущем случае.
Общий стиль изложения - рубленное тяжеловесное повествование с сомнительным вкусом в выборе слов, и массой штампов.
С киносценарием сравнивать по крайней мере несерьёзно. Сюжет- да. Но смазанные планы, натянутые связки, несогласования во временах - какая студия возьмёт такое? Сценарии именно отличаются блеском , точностью , лапидарностью, железной логикой конструкции.
Итак :
"Уже в шестой раз отправлялась ....."
Зачем здесь" уже " - ? Одно первое слово УЖЕ оставляет впечатление- начинается сказание , не отличающееся особым изяществом.
И правда :
"Рассказывает школьный учебник истории:"
Учебники учат. Т.е. - "из школьного учебника".. короче и суше ( кто-то же отмечал нарочитую сухость ? мне кажется, это скорее неуклюжесть .
"Влажно ударил в лицо тугой воздух"..
Физическое ощущение удара , наверное - тугой , а воздух- влажный ? Смущает меня ...Не впечатляет ..
"На проплешине в колючей щетине ельника, прокОлов"..- я знаю, что автор имела в виду " проколОв" , но так визуально именно так это вылядит на строфе- неудачен выбор этого "прокола ".
Что ещё могут делать огоньки в "мыльно-серой пене " ? Масса вариантов - автор может согласиться или нет.
***************************
я пропущу часть - иначе этому конца не будет. Начинаю искать явные( на мой взгляд) огрехи.
"Намётанный взгляд разведчицы цепко фиксировал детали. Инна сидела в сколоченном ..." - я вижу разведчицу, чей намётанный взгляд цепко фиксирует Инну , а вы ?
"колесом выгнув ноги " -- видела я про кавалерию.. не в том дело . Ноги - они и есть колесом - их по желанию не выгнешь - уж поверьте мне здесь на слово )) специфика-с .. вместо этого - ноги, выгнутые колесом ... и т. д . про бриджи ..
********************************
" И сама Линн напоминала хищную птицу, но скорее сову:"- не выдерживает никакой критики. НО скорее сову ? Сова - хищная птица. Точка.
хищные птицы.
К этой группе относятся два современных отряда - хищные птицы (Falconiformes) и совы (Strigiformes). Весьма далекие друг от друга по происхождению, они принадлежат к одной экологической группировке.
В нее объединены виды, имеющие специальное охотничье вооружение - острые изогнутые когти (чтобы относительно крупную живую добычу успешно отлавливать) и такой же клюв (чтобы пойманную добычу успешно разрывать). Именно "хищные" особенности строения лап и клюва - главный пропуск в отряды хищных птиц и сов..
***************************************************************
–" Вам плохо? Ребята невежливо обошлись с вами..." - на этом я закончу.
Меня так часто упрекаю или отмечают, что я пишу на американизированном русском.
Но я на нём говорю..
Эта фраза звучит как самый неуклюжий перевод , и не с немецкого.
************************
Мята, я же предупреждала- я - зануда, и редактор , пусть музыкальный, но ....
Мария- я не знаю Вашей реакции. Надеюсь , что без обид. Ваше личное дело -соглашаться или нет. Мой взляд- читателя с пристрастием.
С уважением ,
Соня.
София Павлова 09.11.2010 09:59 Заявить о нарушении
Но жаль, что Вы так быстро закончили :(
Мария Гринберг 09.11.2010 10:02 Заявить о нарушении
София Павлова 09.11.2010 11:20 Заявить о нарушении
Надеюсь, всё будет хорошо!
Да, конечно, мне очень понравились Ваши замечания, кое-что я уже и переделываю.
Хотелось бы побольше, говорю же, своих блох в упор ведь не видишь.
И другие, бывает, стесняются показать - а что церемониться, одна ведь польза.
Мария Гринберг 09.11.2010 11:27 Заявить о нарушении
держусь - иначе нельзя...вижу в верхних ветках - все вокруг, но покопаться - руки у них заняты ))
не обещаю скоро, но продолжу - не видела ничьей реакции, кроме вашей Вдруг меня уже расчленили собратья ?
София Павлова 09.11.2010 19:42 Заявить о нарушении
Ива,
большую часть слов о рассказе я уже произнесла в отклике на рецу Мяты, но кое-что приберегла чтобы оставить и здесь.
В моем воображении автор рисовала жестокие комиксы. Вернее, так : жестокая автор жестоко рисовала жестокие комиксы. Подробно. В деталях. Не брезгуя натурализмом и даже их приукрашивая (если так можно сказать про анатомические подробности человеческих внутренностей).
Итак. Что мы видим.
Картинка намбер один - разведчица (вся из себя - Мата Хари) летит на парашюте в болото. Где-то там вдали остался самолетик, выбросивший ее из своего чрева. Это не интересно, так - штрихом. И вообще, всё, что не интересно - штрихами, тяп-ляп, прибережем мастерство для другого...дадададдада....
Следующая картинка - разведчицу скрутили враги - разведчица похожа на женщину-бетмана, а враги на санитаров из психбольницы.
Потом - следующая картинка - изображается электирческий стул из голливудского триллера, в нем "окольцована-околдована" железяками наша Мата Хари,которая унюхивает запах табака, будучи в состоянии перебитых автоматной очередью лодыжек ( или голеней, неважно). Перед ней - кривоногая "Фельдфюрерин Линн Райхарт"(а почему, собственно, кривоногая? типа - должно же быть что-то плохое в немке?)...И началось...
А последующие картинки смотреть тошно. Там нарисовано все так подробно, что желающим полюбоваться этим, можно взять в руки лупу и рассмотреть... Автор в деталях приуспела. Просто Сальвадор Дали какой-то! Говорят, он тоже специально ( чтобы натюрель!) рисовал трупы после аварии в морге! И ничё! Все смотрят и обсуждают, если не плюются! И М.Гринберг туда же...А почему - нет? Свобода слова, блин! Эй, кровожадные молодые люди, заходи, здесь есть чем насытить свой внутренний мир - чужим видением зла, тщательно отполированным и приподнесенным с трепетом и аккуратностью.
Не, я скажу честно. Сцены подробностей казни женщин и детей читать невозможно. Признаюсь, я тоже скролила.
Чего и всем желаю.
А лучше - вообще ТАКОЕ никогда не читать. Никому.
С уважением,
Мнемозина 08.11.2010 03:20 Заявить о нарушении