Рецензии на произведение «Незабываемый сорок первый - 5»

Рецензия на «Незабываемый сорок первый - 5» (Игорь Абросимов)

Драматичные страницы истории!
Я больше читал немецкие источники - про 1945 год на Балтике. Надо сказать, что тогда немцы оказались точно в таком же трудном положении, несмотря на гандикап во времени и присутствие на Балтике относительно неплохих германских надводных и подводных сил...

Капитан Медуза   14.11.2017 17:30     Заявить о нарушении
Положение Кригсмарине на Балтике в 1945 г. и КБФ в 1941 г. соответствовали сложившимся условиям, которые и определяли положение сторон - стратегическая обстановка на сухопутном ТВД.

Игорь Абросимов   15.11.2017 18:16   Заявить о нарушении
Увидел Вас среди читателей, Игорь. Я этому рад, хочу лишь на всякий случай предупредить что я автор не самый серьёзный.
Я серьёзный читатель, но не писатель. Например, стили про Гладиатора и человечество это армию - чисто стёб , ирония.

Капитан Медуза   15.11.2017 18:35   Заявить о нарушении
опечатка - стиши ...

Капитан Медуза   15.11.2017 18:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемый сорок первый - 5» (Игорь Абросимов)

http://proza.ru/2010/11/08/872Рецензия на «Незабываемый сорок первый – 5» (Игорь Абросимов)

Уважаемый Игорь! Простите, не знаю Вашего отчества. Неожиданно для себя днями наткнулся на Ваш очерк «Незабываемый сорок первый». Поскольку я много лет занимался Таллинским прорывом, то в первую очередь ознакомился с частью 5 очерка «Флот пошёл на прорыв». Не хочу пока говорить о своих впечатлениях, кроме одного: мне очень понравилась Ваша тактичность и толерантность при оценке малоизученных событий и действий командования. Хотел бы предложить Вам такой вариант взаимодействия:
1. Вы находите и читаете мою книгу «Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август-сентябрь 1941 года)».- Москва: Кучково поле, 2012. – 592 с. и CD.
2. После этого высказываете мне свои замечания (сомнения, несогласия) по моей книге.
3. Затем мы обсуждаем их.
4. После этого я выскажу (если Вы пожелаете) мои замечания о Вашем очерке.
Мои координаты и реквизиты – в книге на с.17.
Мобильный телефон: 8 (916) 490-93-38.

С наилучшими пожеланиями!
Зубков Радий Анатольевич

2.9.2013 г.16.00.

Радий Зубков   02.09.2013 17:45     Заявить о нарушении
Уважаемый Радий,
спасибо за внимание к моей работе, за отклик и предложение обсудить проблемы, связанные с затронутой темой. Я, конечно, постаораюсь найти Вашу книгу, которая появилась уже после того, как почти три года назад я закончил вплотную занимаься этой темой, а поэтому она не попала в поле моего зрения. Прочитаю с интересом и постараюсь подробно высказать свое мнение.

Что касается моего очерка, то поскольку он уже Вами прочитан, буду крайне признателен, если услышу Ваши заключение и оценку.

Данный очерк не столько о прорыве КБФ из Таллина и даже не только о действиях флота в 1941-ом. На данном историческом материале, а в других случаях на материале событий разных периодов той войны, я пытаюсь осмыслить наше прошлое и понять характерные особенности исторического процесса в целом. Именно поэтому, в частности в данном очерке, я посчитал необходимым затронуть предвоенные пробемы сторительства ВМФ, тесно связанные с экономической, военной и социально-политической обстановкой, а действия КБФ в первые военные месяцы связать с реалиями, с которыми столкнулась страна и армия. Иначе трудно понять причины потерь и тяжелых испытаний, выпавших на долю балтийских моряков.

Надеюсь услышать Ваше мнение и по данному кругу вопросов.

С пожеланиями успехов – Игорь Абросимов

Игорь Абросимов   09.09.2013 13:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемый сорок первый - 5» (Игорь Абросимов)

Игорь,
в училище нам рассказывали о таллинском переходе. Я знал капитана 2 ранга, который тогда чудом спасся, он работал у нас преподавателем. Но Вы с большим тактом описали эту трагедию. Очень хорошо сказано: "читать мораль, обращаясь в далекое уже прошлое, надо с большой осмотрительностью, опираясь на в какой-то степени проверенное и бесспорное". Отличное исследование. Интересно, как сейчас об этом рассказывают в училищах, попрежнему избегают деталей? Страшно представить себе состояние людей, особенно раненых, ощущавших свою беспомощность.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   02.12.2011 00:02     Заявить о нарушении
Владимир,
в далекой бакинской молодости я тоже был знаком с участником прорыва КБФ из Таллина. Капитан 1 ранга Мартынов - нач. каф. минно-торпедного оружия КВВМУ им.Кирова. В 1941 он был курсантом ВМУ им. Фрунзе, проходил практику в Таллине. Но в те времена, кончно, даже в частных беседах военному человеку можно было о таких вещах говорить только общими фразами и с большой осторожностью.

Спасибо за внимание к моей работе, с пожеланиями успехов - Игорь Абросмов.

Игорь Абросимов   02.12.2011 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемый сорок первый - 5» (Игорь Абросимов)

Командиры несчастливой "Щуки"

«Щ-405»
подводная лодка X-бис серии
Заложена 31 декабря 1938 года на заводе № 194 в Ленинграде под строительным номером 510. 16 декабря 1939 года подводная лодка спущена на воду, 7 июня 1941 года вступила в строй и 28 июня 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны «Щ-405» встретила под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко Ильи Александровича (назначен на «Щ-405» в июле 1940 года) в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. Корабль завершал программу испытаний. Степень его технической готовности составляла 98%.

19 июля «Щ-405» перешла в Таллин, откуда в ночь на 21 июля в составе конвоя направилась в Триги. В пути подорвался на мине и затонул входящий в конвой танкер «Железнодорожник».

Вечером 21 июля «Щ-405» вышла в район банки Штольпе (позиция № 19). Нужно заметить, что подготовка экипажа подводной лодки оставляла желать лучшего. Днем 27 июля подлодка обнаружила транспорт противника, но из-за ошибки старшины торпедистов при заполнении кольцевого зазора приняла в дифферентную систему около 2,5 т воды и пропустила момент залпа. С 1 августа «Щ-405» переразвернута в районе мыса Брюстерорт. За время патрулирования подводная лодка не раз обнаруживала корабли и суда противника, но в атаку выйти по разным причинам не смогла. 8 августа «Щ-405» была отозвана в базу.

Утром 11 августа в районе маяка Богшер, командир, опасаясь быть обнаруженным, решил перейти из крейсерского положения в позиционное. Сидореко отдал соответствующую команду командиру БЧ-5 старшему лейтенанту Савенко. Тот передал приказание находившемуся в центральном посту старшине трюмных Костуру. Командир не учел, что волнение моря в тот момент составляло 5-6 баллов, и шахты вентиляции с газоотводами дизелей легко могли быть накрыты набегающей волной. Вахтенный офицер, стоящий на мостике вместе с командиром был не в курсе его приказаний. Не перекрыв шахты вентиляции и не подав соответствующего ревуна, Костур начал принимать главный балласт. Подводная лодка шла полным ходом, поэтому начала стремительно погружаться. Обнаружив свою ошибку, командир скомандовал: «Всем вниз!». Мостик успели покинуть военком Горбунов и вахтенный офицер, который успел закрыть рубочный люк в момент, когда в него уже хлынула вода. Подводная лодка стремительно проваливалась на глубину. Через открытые шахты вентиляции вода, поступившая внутрь прочного корпуса, нарушила изоляцию аккумуляторной батареи, залила дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры и некоторые вспомогательные механизмы. «Щ-405» упала на грунт на глубине 125 м. Еще на глубине 60-70 м на подводной лодке раздалось два взрыва – это давлением раздавило среднюю цистерну и носовой спасательный буй.

По приказу военкома в командование подводной лодкой вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин, так как помощник командира Петровский оказался не в состоянии командовать кораблем.

Через полчаса «Щ-405» всплыла, и, описав циркуляцию в надежде найти смытых за борт людей, направилась в точку рандеву с эскортом. При аварийном погружении подводная лодка потеряла 4 человека. Погиб командир корабля, а так же старший лейтенант Е.С. Настин, помощник командира «Щ-406», командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф.

Не успев исправить повреждения, «Щ-405» подверглась атаке одиночного самолета противника. Провести срочное погружение удалось не сразу. Бомбардировщик сбросил 4 бомбы, упавшие в 25 м от борта лодки, и обстрелял ее из пулемета. Получили ранения командир БЧ-3 лейтенант М.Б. Шебеко и радист И.А. Титов. Убрав раненых, подводная лодка погрузилась, но из-за низкой подготовки личного состава снова провалилась на глубину 115м и легла на грунт. Вскоре «Щ-405» всплыла, израсходовав весь оставшийся воздух высокого давления. Мер по его пополнению не предпринималось. В полдень появился одиночный самолет, и подводная лодка снова погрузилась. Необходимый для всплытия воздух высокого давления пришлось перепускать в корабельные системы из трех запасных торпед. Выбросив за борт еще четыре торпеды для облегчения корабля, подводная лодка всплыла.

К рассвету 12 августа «Щ-405» была у мыса Ристна, где находилась точка рандеву с кораблями эскорта. Не обнаружив их, подводная лодка легла на грунт до наступления темноты. Вечером, всплыв на поверхность, «Щ-405» получила запрос командира бригады: «Покажите свое место». Ответить подводная лодка не могла – передатчик вышел из строя. Все светлое время суток 13 августа «Щ-405» пролежала на грунте. Для связи с берегом было решено подготовить двух человек, которые должны были вплавь достигнуть маяка, но из-за плохой погоды и сильной волны высадка не состоялась. Было решено идти к маяку Тахкуна. На переходе у мыса Котсаренина «Щ-405» села на мель. При аварии были погнуты лопасти винтов. Попытка сняться с мели самостоятельно к успеху не привела. Было решено послать на маяк человека с докладом о бедственном положении корабля. Спущенная шлюпка затонула прямо у борта подводной лодки, поэтому лейтенант Петровский вплавь отправился на маяк Тахкуна, где был задержан пограничниками. Вечером 14 августа к «Щ-405» подошел «БТЩ-207» с командиром 2-ой бригады ПЛ капитаном 2 ранга А.Е. Орлом и сторожевой катер. Подводная лодка была снята с мели и в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров направилась в Таллин. Утром 15 августа «Щ-405» завершила злополучный поход.

В Таллине подводная лодка встала на восстановительный ремонт. Вместо погибшего командира на «Щ-405» назначен капитан 3 ранга Волошин Константин Михайлович. (По данным М. Морозова он не успел вступить в командование подводной лодкой, погибнув на борту «БТЩ-214» при переходе из Кронштадта в Таллин 24 августа 1941 года, по данным А. Платонова и В. Лурье К.М. Волошин погиб 21 ноября 1941).

28 августа «Щ-405» в составе отряда прикрытия совершила прорыв из Таллина в Кронштадт. На борту подводной лодки находился штаб и командование 2-й бригады ПЛ.

31 августа «Щ-405» перешла в Ленинград, где встала на ремонт на заводе № 194.

1 сентября командиром «Щ-405» стал капитан 2 ранга Федотов Михаил Васильевич, бывший командиром 6-го дивизиона подводных лодок. (По данным М. Морозова вступил в командование лодкой до таллинского перехода - 27 августа). 1 октября в командование подводной лодкой вступил капитан 3 ранга Грачев Иван Васильевич, потерявший свою «Щ-301» в ходе таллинского прорыва. 16 октября «Щ-405» завершила ремонт.

Всю первую блокадную зиму подводная лодка простояла в Ленинграде. Экипаж занимался боевой учебой, и к началу кампании 1942 года «Щ-405» считалась одной из самых боеготовых лодок флота.

В ночь на 8 июня «Щ-405» перешла в Кронштадт, откуда вечером 11 июня вышла к Лавенсари для дальнейшего следования в район Норчёпингской бухты (позиция № 4). До Шепелевского маяка подводную лодку сопровождал сторожевой катер. Здесь, согласно инструкции, подводная лодка легла на грунт, пережидая светлое время суток. С наступлением темноты «Щ-405» всплыла и в надводном положении продолжила движение. В ночь на 13 июня подводная лодка наблюдалась постом СНиС на острове Сескар. До Лавенсари оставалось несколько часов хода, но туда лодка так и не прибыла.

Днем 15 июня в четырех милях западнее Сескара (60°01' с.ш./28°13' в.д.) сторожевые катера подобрали из воды тела помощника командира подлодки капитан-лейтенанта М.С. Бакутина и старшего рулевого В.В. Жулепникова. Спустя сутки к берегу Сескара прибило труп командира «Щ-405» И.В. Грачева.

Учитывая то, что на всех погибших были надеты капковые бушлаты, можно сделать вывод, что подводная лодка погибла, находясь в надводном положении. Так как ни финны, ни немцы не претендуют на потопление «Щ-405», а сама подводная лодка до сих пор не найдена, можно лишь предполагать о причинах ее гибели.

Поиск корабля, проведенный силами авиации, показал наличие большого масляного пятна в 3 милях северо-западнее банки Нагаева, в месте, где, как выяснилось после войны, немцы установили минное заграждение «Тигр». Кроме того, можно предположить повторение истории августа 1941 года с более трагическими последствиями. На подводной лодке в ее последнем походе было 39 членов экипажа. Тела поднятых из воды похоронены на острове Сескар.
________________________________________
2 боевых похода.

21.07.1941 – 15.08.1941
11.06.1942 – +

В торпедные атаки не выходила.

http://www.town.ural.ru/ship/means/mens_s.php3#s4
http://www.town.ural.ru/ship/dead/mean_h405.php3

Сергей Дроздов   08.11.2010 17:05     Заявить о нарушении
Трагичная история Щ-405, характерная для действий балтийского подплава. Такова наша история...

Ошибки и командира, и подчиненных его, сама организация службы, когда на центральном посту, к примеру, не командир БЧ - 5 («главмех»), а старшина трюмных машинистов управляет лодкой при нахождении ее в надводном положении, да еще команды, которые не учитывают реальной ситуации (и командира, и того же «главмеха»), - все это от плохой практической отработки инстукций, от необученности, а также от недостаточного освоения навыков, проведенного в условиях, приближенных к реальным... Подготовленный к выполнению боевых задач экипаж подплава так в боевом походе не действует. Во многм по этой же причине Щ-405 ни разу "в торпедные атаки не выходила".

Но иного и ожидать было нельзя – лодка вступила в строй 7 июня 1941 г., вошла в соствав флота уже в ходе военых действий, 28 июня, а 21 июля (!) ушла в боевой поход. Известно, к примеру, что в военное время экипажи германских подводных лодок перед выходом в поход не менее полугода (часто и более длительный срок) занимались изнурительной боевой подготовкой, ежедневно выходя в море для отработки погружения – всплытия, выполнения сложных элементов маневрирования, торпедных и артиллерийских стрельб и т.д. При этом в их сотаве и командир, и значительная часть экипажа предшествующим боевым опытом обладали.

Но это не редкость, - недостаточно подготовленные, советские лодки уходили в боевые походы. И экипажи выполняли свой долг до конца, несмотря ни на что.

Светлая им память!

Игорь Абросимов   09.11.2010 14:34   Заявить о нарушении
Вечная им памямть, Игорь!
В ведь командир-то загубишший себя и других даже акадению перед войной окончил.
А погружаться в спокойной обстановке не научился...
Старпом с нервами не справился... Вот что страшно...
Читать рапорт аенлийского подводника, ходившего с нами на ЧФ - доводилось?
С уважением

Сергей Дроздов   09.11.2010 15:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемый сорок первый - 5» (Игорь Абросимов)

Игорь! Спасибо! Очень интересно. Жду подолжения.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   08.11.2010 15:14     Заявить о нарушении