Рецензии на произведение «Опять горел во сне Баку»

Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Я дочитала до конца, хотя мне не хотелось.
Не хотелось вспоминать это все, но не могу не помнить. Не хочу, но помню, как легко людей те времена превращали в нелюдей:

Опять горел во сне Баку
И в подворотнях СТРАХ сжимался,
И мне чудовищем казался
Сосед, кричащий на бегу...

И да, нормальных людей было много.
И ещё - казахи (а я жила в Казахстане, хотя родилась на Сев.Кавказе) такого ужаса не творили, хотя всякое было.

Всего доброго,душевного равновесия и сил


Наталья Караева   22.08.2023 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!

Память не отпускает: животный ужас, безысходность, отчаянье, обида, пережитые тогда, так и живут и сегодня где-то на дне моей души. Конечно, кровавые детали оседают на дно, а ближе становятся воспоминания о Настоящих Людях - разной веры и национальности, которые в те безумные дни сохранили в себе человечность.

Нас с дочкой из-под ног погромщиков вырвал азербайджанец, прятали у себя чеченцы, помогали продуктами и одеждой в эвакуации украинцы, татары, калмыки, а когда мы, наконец, оказались в России, то даже не перечислить нации и народности, представители которых в те трудные 90-е годы делились с нами продуктами (пока нам, наконец, не оформили продовольственные талоны), делились кровом, а главное - своим душевным теплом и поддержкой.

И тем не менее - я до сих пор вздрагиваю, почуяв запах жареного мяса. Я боюсь толпы, стараюсь не ходить в потоках людей, например, в том же метро - все время держусь с краю. Девяностые поломали не только судьбу - они искорежили что-то внутри меня.

Ольга Анцупова   12.09.2023 09:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Получилось интереснее, чем просто воспоминания. Изюминка этого рассказа - нравственный облик общества, в котором мы, увы, продолжаем жить. Каждый из описанных здесь персонажей добавляет свой значимый штрих в общую картину. И картина эта печальная. В критических ситуациях люди поворачиваются к нам с самой неожиданной стороны. И важно нам самим не запутаться в оценках происходящего.

Прежде всего, этот рассказ яркое свидетельство о том, в какой период истории мы живем. Библия дает нашей эпохе любопытное название: «... в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ (так же “кончина века”, “последние времена” библейская идиома, указывающее на определенную эпоху) наступят тяжкие времена, потому что ЛЮДИ будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра, предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога, будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше... А негодяи и мошенники будут идти все дальше — из огня да в полымя! — и сбивать с пути и других, и себя» (2-е Тимофею 3:1-5, 12-13 Библия — современный перевод РБО). Именно такое общество мы видим в этом рассказе. И оно не однородно - грехи разнообразны, они у каждого свои. И как картина из мазков из них складывается портрет времени.

Мне наиболее интересной показалась попытка дать нравственную оценку всем этим разнообразным персонажам. В любой оценке главное - эталон. Ведь если каждый сам будет решать, сколько граммов в килограмме, невозможно будет ни покупать ни продавать без конфликта. А кто имеет право устанавливать нравственный эталон? Бог считает праведными тех, кто соблюдает ЕГО закон, изучает ЕГО требования и замыслы. «Блаженны (счастливы) те, чей путь непорочен, кто ходит по Закону Господа … хранящие Его заповеди, ищущие Его всем сердцем» (Псалом 118:1-2 Библия — Новый русский перевод). Как только мы пытаемся установить собственное мерило праведности, мы тут же оказываемся противниками Бога, как бы надкусывая от плода дерева познания добра и зла вместе с Евой и Адамом.

В этой работе множество эпизодов, предлагающих нам решить нравственную дилемму. Например однокурсник "Карлика носа", который так заботливо его спрятал, а потом ещё и вывез. Но как этот человек оказался в гуще событий? Он был ОДНИМ ИЗ погромщиков. Выходит, что квартиры незнакомых людей громить можно, а знакомых надо выручать. Как тут не вспомнить знаменитый вопрос, заданный Иисусу Христу: "а кто мой ближний?" (евангелие Луки 10:25-37) - не многие вообще знают, что притча о добром самаритянине - это осуждение национализма и призыв поступать правильно СО ВСЕМИ, не глядя на лица. Ведь самаритянин помог избитому иудею, а иудейские священник и левит - прошли мимо.

Не упускаем ли мы из виду, что нормы Бога необходимо соблюдать целиком, а не избирательно по нашему вкусу? «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Библия, Иакова 2:10-11). Почему для преступных сообществ, например, очень характерна благотворительность? Это связано с чувством вины - они рассчитывают одним широким жестом искупить вину за множество грехов. Как на это смотрит Бог? Он принимает покаяние только в одном случае: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и ОСТАВЛЯЕТ их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). Но как миловать, например, цыганку, широким жестом одарившую случайных прохожих, и вернувшуюся тут же к своим обычным делам? Или кто-то думает, что золотая вещица, полученная проводницей, была куплена в ею в ювелирном магазине на средства заработанные честным трудом?

Мы бесспорно должны быть благодарны тем, кто делает добро лично для нас. Но иллюзия, что один поступок это и есть признак настоящего человека уводит нас далеко и надолго от настоящей праведности. Почему это важно? «Потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней, а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притчи 2:21-22).

С глубоким уважением,

Татьяна Забелина -Хакка   17.08.2023 18:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Ольга,читать такое просто страшно,а как это можно было пережить.....Дай Бог ,чтобы всё у вас было хорошо..

Ольга Мясникова   13.08.2023 00:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Ольга, у Вас великолепный, выразительный слог. Читая, я все видела. То, что Вам пришлось пережить - не поддается описанию словами.

Мы тоже уехали из родных мест в 90-м году. Но мы уезжали в спокойное время. И соседи, друзья, коллеги и одноклассники - плакали, провожая нас.

Вы рассказали очень сильно, хотя и сдержанно - что тогда произошло. Моя приятельница из Баку ( она еврейка, муж армянин и двое маленьких в то время сыновей) - поведала страшные вещи. Им удалось вырваться чудом.

Да не повторятся никогда эти события! Нигде и ни с кем.
Здоровья Вам и мирного неба.

Ваша Лена   23.01.2023 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена - и за отзыв, и за понимание!

Вы абсолютно правы - сдержанность была моим основным принципом, когда я взялась за эти воспоминания. Не было смысла описывать кровавые детали - любой человек и без этого понимает, что стоит за словами «резня» и «погромы». Но то, что мы тогда пережили, навсегда осталось с нами - нередкими ночными кошмарами, седой головой у моей дочки - она поседела в 4,5 года. Врачи говорили, что со временем такая седина уйдёт, а ребёнок «перерастёт» страшные воспоминания, так как детская память иная, чем у взрослых. Только вот голова дочери так и осталась «пегая», с седыми прядями. И воспоминания ее тоже никуда не делись - они вылились в ее стихи, которые она начала писать очень рано.

И я тоже, как и Вы, повторяю сегодня - «да не повторятся никогда эти события, ни с кем и никогда».

С теплом, Ольга

Ольга Анцупова   23.01.2023 16:56   Заявить о нарушении
Какая горькая подробность, Ольга(((

Ваша Лена   23.01.2023 17:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Прочитал Ваши воспоминания и всё сразу же понял! Так изложить мог только бакинец! Баку мой родной город и все события, о которых Вы написали в прямую коснулись моих братьев, родителей, родственников и знакомых! Я просто в начале 80-х уехал на Север и поэтому об этом знаю только из рассказов родственников, родителей, ныне покойных, братьев. Младший брат на своей машине и перевозил друзей-армян в аэропорт Бина. Останавливали неоднократно, но фамилия Штибин в паспорте сбивала с толку. То за русского принимали брата, то за еврея, но отпускали и в машину не лезли. Отца, уже больного, брат с товарищем на поезде перевозили в Россию, на его родину. Переезд дался всем не просто и родственникам супруги тоже досталось!

Когда здесь, люди всегда проживающие в России, начинают жаловаться и критиковать кого-то из больших руководителей, то говорю им, что Вы столкнулись с тем, с чем столкнулись наши семьи, когда надо было всё бросать и уезжать в неизвестность. Цените то, что имеете. Уезжать будет некуда! Мамин брат-фронтовик в обще умер в поезде на вокзале в Ростове..

Низкий поклон Вам и искренняя благодарность, А.Штибин

Александр Штибин   15.01.2023 12:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за отклик! И воистину - мир тесен.

Память сразу вернула меня назад в….самые счастливые и беззаботные годы детства и юности. Именно - в счастливые годы! Ведь страшное и трагичное затушёвывается со временем - остаётся лишь боль. А ещё - отдельные, самые болезненные воспоминания - как, например, история с тем русским таксистом в Москве, встречавшим (и нагло грабившим, пользуясь ситуацией!) своих соотечественников, возвращавшихся после пережитых ужаса и потерь в Россию.

Кстати, кто-то из читателей в комментариях мне однажды написал - мол, русские сами выбирали себе южные республики для проживания: хотели в тепле и с дешевыми фруктами жить, да ещё у моря. Никто их не заставлял жить на Кавказе или в Азии. Так что они сами виноваты в том, что гибли, становились инвалидами, теряли все во время националистических перестроечных погромов.

Читать такое дико: во-первых, само явление - «националистический погром» в голове просто не укладывается. Как можно отнять жизнь у другого только потому, что он не одной с тобой веры или национальности? А главное - и мой комментатор, похоже, этого не знал - многие из нас вовсе не по своей воле в те годы оказывались в национальных республиках: кого-то распределяли туда «на отработку» после института, кого-то направляли туда служить, кто-то был направлен на строительные объекты и прочее. Родителей моего мужа направили сначала на 5 лет, потом оставили на вторую и третью пятилетку строить завод и налаживать производство. Моих родителей - военных медиков - точно так же сначала направили на Апшерон «для усиления» во время борьбы с эпидемией, потом оставили на Каспии «для укрепления медицинских кадров» - они лечили людей, обучали будущих врачей и т.д. Отрабатывали свои командировки и мечтали хотя бы на пенсию вернуться к себе в Ленинград. Многие из нас оказались просто заложниками ситуации и «без вины виноватыми».

Но это все уже в прошлом, спряталось где-то очень глубоко, а вспоминается, все же светлое: красивая земля, добродушные люди, друзья разных национальностей (оставшиеся верными нашей дружбе и в самые страшные дни резни и погромов), детство, школа N 134 на Баксовете, наш Университет и первое место моей работы - Институт Кибернетики. Вспоминаются путешествия по историческим местам, к архитектурным достопримечательностям - один лишь дворец Шекинских ханов чего стоит или Гобустанские пещеры! А какая там была рыбалка на кутума!

Я вспоминаю жизнь до перестройки как самые светлые и тёплые страницы: все мы были живы, родители - молоды, жизнь впереди - относительно ясна и понятна, без потрясений и социальных экспериментов. После - полоса безумия, которая стала проверкой на прочность. Начинать жизнь с нуля в зрелом возрасте или в пожилом, как мои родители, непросто. Но родовой стержень и на этот раз оказался крепче, чем очередное историческое лихолетье. Я бомжевала без документом с малышом на руках около полугода, другие родичи чуть дольше, но помогая друг другу и поддерживая друг друга - мы все, без исключения, снова встали на ноги. Некоторым пришлось переучиваться, другие уехали в села, где можно было найти крышу над головой и прокормиться. Но никто не побирался, не писал прошения властям, не требовал помогать - мы прекрасно понимали, что рассуждать, кто кому и за что должен со стороны чиновников можно до бесконечности, а жизнь тем временем проходит сквозь пальцы. И жить надо «здесь и сейчас», а не ждать годами, когда тебе хоть что-то вернут. Да и по большому счету - кроме себя мы никому не интересны: хочешь жить достойно? Живи! А не требуй, чтобы кто-то тебе эту достойную жизнь обеспечивал.

Нам очень везло на хороших людей, которые попадались нам в жизни. На первых порах нам помогли и с документами, и с работой. Потом мы уже сами обустраивали свои судьбы - меняли места жительства, иногда - профессию, находили своё место под солнцем. Поэтому родители осели в Нижнем Новгороде - сначала в одном из сел, затем перебрались в город, папа работал до последнего. Брат оказался на Камчатке, племянники - в Калининграде и на Таймыре, я - в Заполярье. Всех разбросало по свету, но жизнь становилась все интереснее и интереснее. Жаловаться не на что - другим было намного сложнее.

И вот теперь на Прозе я встречаю удивительных людей нашего поколения, которые точно так же - падали и поднимались. Которые рожали детей потому, что хотели, а не потому, что государство за это платит. Которые ухаживали за своими стариками не по чувству долга, а по чувству любви и благодарности. Которые в любых сложных ситуациях могли не только выжить сами, но ещё помочь и другим, кому тяжелее.

Я рада нашему знакомству, Александр, и с удовольствием продолжу читать Ваши произведения!

С теплом и с улыбкой, Ольга

Ольга Анцупова   16.01.2023 07:13   Заявить о нарушении
Низкий поклон Вам, уважаемая Ольга и искренняя благодарность за Вашу щедрую душу и бескрайнюю доброту!

Александр Штибин   16.01.2023 18:33   Заявить о нарушении
Люди живущие в России к счастью не испытали и малой части того, что испытали бакинцы!

Александр Штибин   16.01.2023 18:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Тяжело даже читать, а уж представлять то, что творилось на Кавказе и Средней Азии в те страшные годы, отсюда из относительно сытого 21-го года... Никакая пандемия с масками не сравнится. Хорошо, что вы нашли в себе силы написать это, а то уж,действительно, стало забываться. По счастью, Вам удалось спастись и спасти свою девочку. Желаю Вам здоровья.

Жанна Арефьева   30.11.2021 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Жанна!
Мне всю жизнь везло на людей. Встречались, конечно, и подлецы, но хороших людей было намного больше рядом со мной.
С теплом и с благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   01.12.2021 12:48   Заявить о нарушении
У автора Татьяны Бадаловой есть рассказ-воспоминание "Затерянные в России". Она тоже была в Баку...

Сергей Горцев   21.12.2021 23:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Баку город моего детства!

Прекрасно изложено!

Григорий Аванесов   16.11.2021 18:14     Заявить о нарушении
Мир тесен :)

Я постоянно встречаю и в реальной жизни, и здесь, в Интернет-заповеднике бывших бакинцев. Впрочем, говорят «бывших бакинцев» не бывает - удивительно, но иногда где-нибудь на рынке продавцы меня спрашивают - мол, не бакинка? Хотя я ведь там оказалась на тринадцатом году, а уехала оттуда в эшелоне беженцев в 29 лет. Но, видимо, и 17 лет хватило, чтобы впитать в себя дух того, советского Баку :)

С улыбкой, Ольга

Ольга Анцупова   17.11.2021 09:28   Заявить о нарушении
Поклон Вам низкий, уважаемая Ольга!

Виктор Мотовилов   24.11.2021 15:15   Заявить о нарушении
Уникальный был город!
Теперь совсем другой, старые дворы ломают.
Черный город снесли.

Григорий Аванесов   24.11.2021 18:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Спасибо Вам за то,что не побоялись вновь"окунуться в адские" воспоминания и взрывоподобную попытку достучаться до сознания людей,за благородный,предостерегающий "крик души" во избежание повторов!Да, и пусть будут Благословенны все те,кто сумел остаться "Настоящим человеком"!
К сожалению,никто не смог предотвратить страшные кровопролития в Украине,в Нагорном Карабахе... Так больно,так несправедливо!
НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ -они есть везде! Они многих спасали и во время Геноцида армян 1915 года и во время погромов в Баку и Сумгаите,во времена Холокоста...
Вечная память и благодарность Вам-НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ!
Благодарю Вас за прекрасное,животрепещущее творчество!
С уважением,всех Благ-Элла!

Элла Саркисян   23.09.2021 02:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, за добрый отзыв, а главное - за понимание и созвучие наших мыслей! Перестройка стала тяжелым испытанием для всех нас, без исключения: просто кто-то «отделался» более-менее легко, а кому-то пришлось сполна нахлебаться горя и потерь. Но именно в перестройку с людей слетело все наносное, вся шелуха, все маски - и на свет появилась их истинная суть.

Вот так и получалось порой, что рушились стереотипы, что люди, от которых ты вовсе этого не ожидал - рисковали своей жизнью ради других, а те, кто, напротив, все время говорил красивые слова и клялся в дружбе - готов был спрятаться за спины собственных детей.

С теплом и с благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   26.09.2021 09:16   Заявить о нарушении
Ольга, низкий Поклон Вам за Правду и человечность! Я из Ленинграда оказалась в Арменикенде в 1943-45гг. в эвакуации. Баку был интернациональный город.В 56-м окончила филфак АГУ, а потом навсегда уехала в Россию.Впервые узнала от Вас об ужасах, что творили погромщики. Где Вы живете сейчас? С уважением, Э.Д.

Эмма Гусева   15.11.2021 21:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Эмма, за Ваш отклик!
Как тесен мир, ведь моя родня по маминой линии - коренные петербуржцы, позднее - ленинградцы! Почти всю «Ленинградскую ветвь» Рода выкосила война и блокада. Мамина семья жила на Лиговской улице в доме N 243. Когда все родственники умерли от голода, мама оказалась в Детском доме № 22 Московского района г.Ленинграда. А 15 июня 1942 года детдом был эвакуирован в г.Сызрань.

Город Баку - это одно из мест службы моего папы: в 1972 году его, военного врача, направили туда служить. Несмотря на пережитое, я сохранила самые теплые воспоминания о своём Бакинском детстве и юности, своих школьных и студенческих друзьях, о своих коллегах по работе в Институте космических исследований. После погромов я до пенсии проработала в Заполярье, а сейчас живу в Нижнем Новгороде.

Ольга Анцупова   15.11.2021 23:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Сколько ужаса Вам пришлось пережить, дорогая Ольга! Даже представить это всё страшно, но я Вас хорошо понимаю. Вы сильная женщина и, как феникс, восстали из пепла. А добрые люди есть. И огромное спасибо тем, которые помогли Вам тогда с дочкой. Они разных национальностей, но в это ужасное время остались людьми.
Пусть помнится Вам только хорошее, а плохое пережитое постепенно забывается.
Вам от всего сердца желаю, Счастья, Добра и Успеха во всём!
С большим уважением, Татьяна.

Татьяна Шмидт   31.01.2021 18:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
Думаю, не ошибусь, если скажу, что у всех у нас были по жизни свои испытания. У кого-то семейные, у кого-то болезни и страдания, кто-то переживал страшные потери, а кому-то пришлось терять все и снова вставать на ноги.

У всех у нас разный запас прочности: одна моя знакомая, узнав об измене мужа, покончила с собой, а другая, разбившись на автобусе в ДТП, подняла себя с инвалидного кресла и стала помогать другим инвалидам. Сосед, узнав диагноз - онкология, пустился во все тяжкие и вскоре умер, но не от рака, а от алкогольной интоксикации, успев в пьяном угаре своём вызвать отвращение у детей за непристойное поведение - мат, побои, загулы. А моя родственница боролось с этим диагнозом 16 лет, вопреки вердикту врачей, что она не протянет и пары лет. За эти 16 лет родственница успела оставить прекрасные светлые акварели (впервые начала рисовать в больнице), навязала свитеров и носочков внукам, придумала проект зимней оранжереи на даче и воплотила свои идеи в жизнь, оставив после себя «бабушкину оранжерею» (а теперь уже и «прабабушкину»), которую с гордостью показывают всем гостям.

Все мы разные, поэтому и испытания свои переносим по-разному. Но каким бы ни был наш собственный запас прочности, есть важный момент: те, кто рядом. И выживать, и умирать всегда проще и легче, когда рядом хорошие люди. И Вы, Таня, абсолютно правы: добро не имеет ни границ, ни национальности.

С теплом и с искренней симпатией, Ольга

Ольга Анцупова   03.02.2021 11:44   Заявить о нарушении
Да, это так.
Всего доброго Вам, Оля!

Татьяна Шмидт   03.02.2021 15:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Ольга, я не могла читать без слёз вторую часть Вашего рассказа. Просто потрясло.
Светлая память всем, кто погиб в те страшные годы и пусть будут здоровы и счастливы, кто остался жив!
С уважением и пожеланием всего доброго!

Лариса Потапова   02.10.2020 22:27     Заявить о нарушении
Теперь болит душа за одноклассников-однокурсников-коллег по работе: война наверняка разметала их по разные стороны фронта. Может, кого-то уже и нет на этом свете. Даже не верится...

Ольга Анцупова   05.10.2020 13:37   Заявить о нарушении
Ольга, неужели Вы все это выстрадали? Читая рассказ и представляя все эти зверства хотелось сказать, что нелюди, они везде, у них нет определеной нации, вероисповедания... Какое же счастье, что встречались и хорошие люди! В Грузии тоже были очень тяжелые процессы и после распада Союза, экономическая блокада, гражданская война и т.д. Но многие люди, тем не менее, сохранили свой человеческий облик. Помню, как наш, потерявший свой дом, дальний родственник из Абхазии приехал к нам и какое-то время жил у нас. Люди, которые перенесли столько горя, они очень сильные. Моя подружка - абхазка, которая живет в Тбилиси не любт вспоминать тот конфликт, где погибли ее одноклассники, соседи и родственники. В наших разговорах с ней мы стараемся не вспоминать то, что было сделано очень злыми и, по сути, глубоко несчастными людьми. Хорошо, что есть возможность выражать свою точку зрения, писать о своих ощущениях, мировозрении! Всем нам мира и доброты! Обнимаю.

Тами Двалишвили   09.01.2021 07:47   Заявить о нарушении
Я тоже не люблю вспоминать о тех событиях: зверство не поддаётся описанию, да и ни к чему описывать анатомические детали и кровавые подробности. Я никогда не понимала тех, кто на просторах Интернета прямо-таки смакует самые страшные и неприглядные эпизоды тех событий - Ош, Фергана, Сумгаит, Приднестровье, Баку...

На мой взгляд, любой человек прекрасно понимает и без разъяснений, что погром - это не только брошенные дома и эшелоны беженцев. Это ещё мародерство, надругательство, издевательство, убийства. И специально акцентировать на этом внимание можно, по моему глубочайшему убеждению, лишь по двум причинам. Первая - скрытые собственные садистские наклонности и извращенное любопытство. Вторая - то, что сейчас происходит вокруг Карабахской войны - сознательная провокация и нагнетание обстановки.

И при этом, пережевывая кровавые детали, многие авторы почему-то забывают упомянуть, что если человек был воспитан мамой с папой Настоящей Личностью, то его никто и никогда не заставит пойти и убивать. Личность никогда не станет марионеткой в чужих руках. Личность в любых условиях, при любой власти и при любом режиме будет руководствоваться той шкалой жизненных ценностей и приоритетов, которую ему заложили в семье.

Поэтому, касаясь тех событий, я пишу о людях, о том, что люди остаются людьми, а выродки выходят из подполья, пользуясь тотальной безнаказанностью под прикрытием псевдопатриотических лозунгов.

Никто из моих друзей-азербайджанцев не принимал участие в погромах: напротив - они бросились спасать своих знакомых-иноверцев. Если бы не друзья-мусульмане мои и моих родителей, то я вряд ли выжила, ведь мы жили тогда в Арменикенде - эпицентре тех страшных событий.

Но, вообще, это явление - национализм, меня интересовало задолго до погромов 90—х. Я никогда не могла понять, что заставляет - не отребье! - а вполне вроде бы приличных людей толпой избивать беззащитных стариков и женщин с детьми? Учась в математической школе в Баку, в которой основная часть моих одноклассников были евреи, я слышала от них рассказы о еврейских погромах в 20-30-х гг в Одессе, на Кубани, в Москве и в других городах. И мы тогда вместе с ними рассуждали, что уж в наше просвещенное время такой средневековой дикости уже не повторится.

Потом к нам в класс пришла новенькая. Чеченка по национальности. И когда мыла уроке русского получили задание написать сочинение о бабушках-дедушках, эта девочка вдруг сказала, что ее бабушки-дедушки были убиты во время погромов чеченцев казахами. Оказалось, что в 1951 году в Восточном Казахстане вспыхнувшие погромы и резня чеченцев, депортированных в начале войны в те края, приобрели такой масштаб, что Сталин ввёл туда армию.

Что питает национализм? Ну, допустим, территориальные (как, например, в Карабахе) разногласия или экономические интересы. Изначально вызвав резню, они отходят на второй план, затушёвываются, а на передний выходят боль от потерь, трагедия обездоленных людей, потерявших в одночасье близких, дом, работу. Память о резне подогревается, муссируется политиками с трибун, расковыривается Интернет-авторами: «Не простим! Не забудем!»

Круг замыкается и достаточно любого неосторожного слова или поступка, чтобы подписываемая семейной памятью ненависть вылилась в очередные погромы.

С чего начались погромы в Казахстане? С обычной ссоры казаха и чеченца из-за девушки!!! Потом - опять-таки, обычная - драка между влюблёнными в одну и ту же красавицу парней. К драке подтянулись с обеих сторон друзья и родственники. А потом копившаяся ненависть к чужакам, занявшим земли и рабочие места на стройках, вылилась в резню.

А в Баку? С обычной бытовой (бытовой!!!) ссоры между соседями. Их ссоры длились на площадке в подъезде не один год и уже никто не обращал на скандалистов внимания. НО... эта ссора легла на взрывоопасную почву: в Баку уже прибыли сотни азербайджанцев-беженцев из Карабаха после погромов, которым негде было жить, которые потеряли близких, многие были искалечены, и они уже не первый день требовали, что раз их выгнали из их домов, то пусть армяне освобождают бакинские квартиры и едут к себе на родину! А в их квартиры вселятся беженцы.

И вот тут-то очередная ссора переросла в жестокую драку, в которую втянулись десятки других и раздался клич «Бей армян». Но опять-таки, «бить армян» пошли далеко не все азербайджанцы, даже те, кто тоже был за то, чтобы отправить их в Армению.

Спустя десятилетия, я уже, пожалуй, не скажу уверенно, как в юности: «Ну, в наше время ни националистические, ни религиозные погромы невозможны в принципе». Похоже, зараза национализма слишком живуча.

Ольга Анцупова   10.01.2021 12:24   Заявить о нарушении
Прошу прощение за столь обширный, с массой опечаток, ответ: через три дня - годовщина тех событий и все раны (и на теле, и в сердце) опять кровоточат.

Ольга Анцупова   10.01.2021 12:25   Заявить о нарушении
Ольга, напротив, побольше бы здравого смысла в инете, мир бы стал намного лучше! По природе я пацифист, но у меня тоже своя раны, и это Абхазия, где жили мои счастливые родственники и Самачабло (так называемая Юж.Осетия), у моих предков были земли в этом регионе. Но я на стороне людей, которые занимаются дипломатией, в том числе и народной дипломатией. Всем нам мира и любви!

Тами Двалишвили   10.01.2021 14:02   Заявить о нарушении