Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Ольга, я не могла читать без слёз вторую часть Вашего рассказа. Просто потрясло.
Светлая память всем, кто погиб в те страшные годы и пусть будут здоровы и счастливы, кто остался жив!
С уважением и пожеланием всего доброго!

Лариса Потапова   02.10.2020 22:27     Заявить о нарушении
Теперь болит душа за одноклассников-однокурсников-коллег по работе: война наверняка разметала их по разные стороны фронта. Может, кого-то уже и нет на этом свете. Даже не верится...

Ольга Анцупова   05.10.2020 13:37   Заявить о нарушении
Ольга, неужели Вы все это выстрадали? Читая рассказ и представляя все эти зверства хотелось сказать, что нелюди, они везде, у них нет определеной нации, вероисповедания... Какое же счастье, что встречались и хорошие люди! В Грузии тоже были очень тяжелые процессы и после распада Союза, экономическая блокада, гражданская война и т.д. Но многие люди, тем не менее, сохранили свой человеческий облик. Помню, как наш, потерявший свой дом, дальний родственник из Абхазии приехал к нам и какое-то время жил у нас. Люди, которые перенесли столько горя, они очень сильные. Моя подружка - абхазка, которая живет в Тбилиси не любт вспоминать тот конфликт, где погибли ее одноклассники, соседи и родственники. В наших разговорах с ней мы стараемся не вспоминать то, что было сделано очень злыми и, по сути, глубоко несчастными людьми. Хорошо, что есть возможность выражать свою точку зрения, писать о своих ощущениях, мировозрении! Всем нам мира и доброты! Обнимаю.

Тами Двалишвили   09.01.2021 07:47   Заявить о нарушении
Я тоже не люблю вспоминать о тех событиях: зверство не поддаётся описанию, да и ни к чему описывать анатомические детали и кровавые подробности. Я никогда не понимала тех, кто на просторах Интернета прямо-таки смакует самые страшные и неприглядные эпизоды тех событий - Ош, Фергана, Сумгаит, Приднестровье, Баку...

На мой взгляд, любой человек прекрасно понимает и без разъяснений, что погром - это не только брошенные дома и эшелоны беженцев. Это ещё мародерство, надругательство, издевательство, убийства. И специально акцентировать на этом внимание можно, по моему глубочайшему убеждению, лишь по двум причинам. Первая - скрытые собственные садистские наклонности и извращенное любопытство. Вторая - то, что сейчас происходит вокруг Карабахской войны - сознательная провокация и нагнетание обстановки.

И при этом, пережевывая кровавые детали, многие авторы почему-то забывают упомянуть, что если человек был воспитан мамой с папой Настоящей Личностью, то его никто и никогда не заставит пойти и убивать. Личность никогда не станет марионеткой в чужих руках. Личность в любых условиях, при любой власти и при любом режиме будет руководствоваться той шкалой жизненных ценностей и приоритетов, которую ему заложили в семье.

Поэтому, касаясь тех событий, я пишу о людях, о том, что люди остаются людьми, а выродки выходят из подполья, пользуясь тотальной безнаказанностью под прикрытием псевдопатриотических лозунгов.

Никто из моих друзей-азербайджанцев не принимал участие в погромах: напротив - они бросились спасать своих знакомых-иноверцев. Если бы не друзья-мусульмане мои и моих родителей, то я вряд ли выжила, ведь мы жили тогда в Арменикенде - эпицентре тех страшных событий.

Но, вообще, это явление - национализм, меня интересовало задолго до погромов 90—х. Я никогда не могла понять, что заставляет - не отребье! - а вполне вроде бы приличных людей толпой избивать беззащитных стариков и женщин с детьми? Учась в математической школе в Баку, в которой основная часть моих одноклассников были евреи, я слышала от них рассказы о еврейских погромах в 20-30-х гг в Одессе, на Кубани, в Москве и в других городах. И мы тогда вместе с ними рассуждали, что уж в наше просвещенное время такой средневековой дикости уже не повторится.

Потом к нам в класс пришла новенькая. Чеченка по национальности. И когда мыла уроке русского получили задание написать сочинение о бабушках-дедушках, эта девочка вдруг сказала, что ее бабушки-дедушки были убиты во время погромов чеченцев казахами. Оказалось, что в 1951 году в Восточном Казахстане вспыхнувшие погромы и резня чеченцев, депортированных в начале войны в те края, приобрели такой масштаб, что Сталин ввёл туда армию.

Что питает национализм? Ну, допустим, территориальные (как, например, в Карабахе) разногласия или экономические интересы. Изначально вызвав резню, они отходят на второй план, затушёвываются, а на передний выходят боль от потерь, трагедия обездоленных людей, потерявших в одночасье близких, дом, работу. Память о резне подогревается, муссируется политиками с трибун, расковыривается Интернет-авторами: «Не простим! Не забудем!»

Круг замыкается и достаточно любого неосторожного слова или поступка, чтобы подписываемая семейной памятью ненависть вылилась в очередные погромы.

С чего начались погромы в Казахстане? С обычной ссоры казаха и чеченца из-за девушки!!! Потом - опять-таки, обычная - драка между влюблёнными в одну и ту же красавицу парней. К драке подтянулись с обеих сторон друзья и родственники. А потом копившаяся ненависть к чужакам, занявшим земли и рабочие места на стройках, вылилась в резню.

А в Баку? С обычной бытовой (бытовой!!!) ссоры между соседями. Их ссоры длились на площадке в подъезде не один год и уже никто не обращал на скандалистов внимания. НО... эта ссора легла на взрывоопасную почву: в Баку уже прибыли сотни азербайджанцев-беженцев из Карабаха после погромов, которым негде было жить, которые потеряли близких, многие были искалечены, и они уже не первый день требовали, что раз их выгнали из их домов, то пусть армяне освобождают бакинские квартиры и едут к себе на родину! А в их квартиры вселятся беженцы.

И вот тут-то очередная ссора переросла в жестокую драку, в которую втянулись десятки других и раздался клич «Бей армян». Но опять-таки, «бить армян» пошли далеко не все азербайджанцы, даже те, кто тоже был за то, чтобы отправить их в Армению.

Спустя десятилетия, я уже, пожалуй, не скажу уверенно, как в юности: «Ну, в наше время ни националистические, ни религиозные погромы невозможны в принципе». Похоже, зараза национализма слишком живуча.

Ольга Анцупова   10.01.2021 12:24   Заявить о нарушении
Прошу прощение за столь обширный, с массой опечаток, ответ: через три дня - годовщина тех событий и все раны (и на теле, и в сердце) опять кровоточат.

Ольга Анцупова   10.01.2021 12:25   Заявить о нарушении
Ольга, напротив, побольше бы здравого смысла в инете, мир бы стал намного лучше! По природе я пацифист, но у меня тоже своя раны, и это Абхазия, где жили мои счастливые родственники и Самачабло (так называемая Юж.Осетия), у моих предков были земли в этом регионе. Но я на стороне людей, которые занимаются дипломатией, в том числе и народной дипломатией. Всем нам мира и любви!

Тами Двалишвили   10.01.2021 14:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Анцупова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лариса Потапова
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.10.2020