Рецензии на произведение «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...»

Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Прочитал повесть. Хотелось бы сказать автору, что повесть получилась как надо. Не повесть – роман о герое нашего (того ещё т.е.) времени. Поговорить с ним хотелось бы. Только автора нет. Последняя, финальная строчка в повести его жизни. Написанная уже не им, но, оцените, как комплементарно с повестью, и символично: «С прискорбием сообщаю читателям, что автор Александр Митрофанович Коржов почил в бозе 21 февраля 2016 г. и заботами близких родственников захоронен в родном Карабуте».
Прощай, Коржов. Кому мы просим давать прощение, когда говорим по-русски: «Прощай»? Нам?
Как там сказал главный герой в фильме «Стиляги» (сам-то по себе фильм средний, но вот фраза): «Но мы-то есть!».
Ну вот, теперь так: «Но мы-то были!».

Владимир Прозоров   04.02.2020 16:39     Заявить о нарушении
Помню, как читала эту повесть с большим интересом и даже переписывалась с автором, получила от него фотографии его дочери и внучки. Уходит наше поколение. Глубоко скорблю.

Галина Вольская   01.08.2020 08:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Прочел Вашу всю повесть, Александр, уже давно. Сразу не решился написать, мыслей было много, трудно кратко выразиться, все дела... Потом это как то ушло и вот недавно вспомнил. Ваш пессимизм, обидчивость меня огорчили, скажем, даже напрягли. Посмотрел и не увидел вас ни как читателя, ни как писателя в последние месяцы. Нет ничего нового, даже сварливых рассказов. А ведь Вы такой грамотный и талантливый! Вернулся к повести, убедился по рецензиям, что живы. Ну и Слава Богу!
Не считайте это советом, но не стоит переживать из-за не востребованных денег, из-за нелюбви детей. Есть же и еще сын, с которым, я понимаю, нет проблем в отношениях. А дети - им придется со своими детьми разбираться... Я вот сейчас пытаюсь написать рассказ из жизни, как американская семья, поехав в Украину усыновлять мальчика, вероятно не договорившись по-нашему, удочерили девочку, потом еще и 3-х сестричек им добавили. Родная мама нагуляла, пап много, воспитывал детский дом, теперь живут в США. Так эти злые американцы вырастили этих девочек и воспитали, три из них сегодня уже студентки... Это я к тому, что подставные родители для детей могут быть важнее, главное, чтоб кто-то о них заботился. А там у Ваших еще и мама есть. Даже с момента написания повести прошло 5-6 лет, они уже взрослые, думаю и маму забыли - своя жизнь. Вам объективно не повезло потерять нормальную работу, попасть под развал промышленности из-за высоких цен на нефть, империи. Развод с женой получился не цивилизованный, стали врагами, много я знаю подобных случаев в России и Беларуси. В Америке такое не часто, правят деньги и законы.
В общем, уважаю, жду новых талантливых работ, желаю больше оптимизма,
Владимир

Владимир Кожин 3   17.01.2016 02:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

То, что я прочёл, - не обычное повествование о своей жизни. Не вижу здесь самолюбования, ни попыток самоулучшения задним числом. Конечно, не мешало бы послушать "противоположную сторону". Но она вряд ли на это способна и до этого снизойдёт. Остаётся довольствоваться наличным материалом. Не могу сказать, что он мне нравится целиком. Но ЧТО всё же безусловно нравится?

1. Явная незаурядность авторской личности. Вижу её в редкой грамотности, редчайшей начитанности, притом - в не слищком близких технарю (каков автор по специальности) областях: прозе, поэзии, философии - словом, в гуманитарном знании. Начитанность оказалась, в отличие от гоголевского Петрушки,не напрасной - она превратилась в умение пользоваться словом, в хороший слог. Меня не отвращают вульгаризмы и даже матерщина, если эти элементы стиля на месте. Но некоторыми словечками (зачастую вполне безобидными) автор злоупотребляет (например, "ясен пень"). Как говаривал по другому поводу Маяковский: "Раз - международное, два - международное... Но нельзя же до бесчувствия!" То есть речь - о чувстве меры, без которого не садись писать.
2. Верю в авторскую искренность. Это материя, которую подделать невозможно. Приведу в пример творчество Алексея Николаевича Толстого - "советского графа". Где он пишет от души, а где - для гарантий собственной репутации в глазах советской власти - всегда безошибочно чувствует читатель. Поэтому Даша и Катя - это образы, а Агриппина Чабрец - бездушная кукла.

И я верю (вернёмся к нашим баранам), что автор вторую жену любил, что для него её измена стала трагедией. И некоторые - противоположные моему - мнения меня в симпатии и сочувствии к автору НЕ переубедили. Остаётся надеяться, что когда-нибудь ему поверят главные адресаты его книги - собственные дети.Для этого вовсе им не обязательно отвернуться от матери. "Любовь -= такая штука - в ней так легко
пропасть, зарыться, закружиться, затеряться...Нам всем знакома эта мучительная страсть,поэтому нет смысла повторяться. ". (Булат Окуджава).

3. К удавшимся, на мой взгляд, особенностям повести относится отражение общественных, социальных сторон жизни, на фоне которых происходят личные конфликты. Жизнь производственных коллективов полна нелепостей, противоречий, несуразностей - и всё это вполне достоверно описано.

4. В промежуточных, дававшихся в процессе чтения, оценках мне уже случилось написать, что считаю повествование весьма затянутым. Но я руководствовался лишь своими впечатлением читателя. Автору видней. Всё же и сейчас мнения не изменил: то же самое можно было без потерь изложить на вдвое, а то и втрое меньшем пространстве. А если мо-на, то и ну-на, как говаривал один из героев "Улицы разбитых фонарей" в исполнении актёра Лыкова...

5. Пусть автор на меня не обижается, но закончу одним из классических русских пожеланий: "Пить надо меньше"! Это в интересах буквально всех сторон в повествовании и в жизни!

С уважением и самыми дорбрыми пожеланиями кмк автору, так и его читателям.

Феликс Рахлин   24.12.2015 17:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Феликс!

Нет, автор на Вас не обижается. Автор параллельно читает Вашу книгу о Б.Чичибабине, следовательно, способен хоть и приблизительно, но самостоятельно предсказать Вашу реакцию на собственную "нетленку".

Увы, порицаемую Вами затянутость мне не преодолеть. Не умею, поэтому оставлю эту проблему для будущего поколения редакторов. А вот на эту Вашу фразу: "Остаётся надеяться, что когда-нибудь ему поверят главные адресаты его книги - собственные дети" - я готов ответить, но только в приватном порядке, по Е-почте. Это такой своеобразный бонус трудягам, дочитавшим повесть до конца.

Спасибо за внимание. Всего Вам доброго и в Новом году, и вообще!

Александр Коржов   25.12.2015 14:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Александр, дочитала 15ю главу. Сначала собиралась еще и условную «рыбалку» прочитать, а потом уж отвечать. Но теперь поняла, что лучше ответить сразу – рыбалка, вероятно, перебьет впечатление.

Последние главы читать было тяжело. Слишком надрывно это у Вас получилось. Тут Вам последний рецензент уже написал про «бесконечную зубную боль» во второй части. Присоединяюсь.

Поначалу Вы производили впечатление довольно сильного человека. Но, почему-то так получилось, что Ваша вторая жена, несмотря на всю ее хрупкость, переломила Вас. Наверное, потому, что Вы ей сразу безоговорочно сдались, как сами и писали.

И сама эта книга, как мне кажется, является средством избавления от этой кабалы. Правда, неясно с каким результатом.
Что касается детей, то это иллюзия, что кровное родство к чему-то внутреннему обязывает. Сплошь и рядом это не так. Но к такому надрыву не приводит.

Общее впечатление – Вас просто переклинило на этой истории. Это плохо. Особенно в таких обстоятельствах. Хочется думать, что Вы справитесь (справились) с этой напастью. И почувствуете себя свободным человеком. Не дорожить жизнью – совсем не значит, что надо ее проводить в непрерывной пьянке и «мешать водку с соплями». Можно найти массу других более приятных занятий. Путешествуйте, в конце концов.

Вот все равно скатилась к нотациям, хотя и не хотела! Вы же и вынудили своими стенаниями!

Надеюсь, что Ваше освобождение состоится и мир станет цветным.
А про рыбалку я обязательно прочитаю!

С уважением,

Елена Конюшкова   17.12.2015 19:15     Заявить о нарушении
Вы, уважаемая Елена, пишете:

"И сама эта книга, как мне кажется, является средством избавления от этой кабалы. Правда, неясно с каким результатом."

Угу, пока неясно. Ну, дочитаете до конца, дадите мне свой Е-адрес, и я постараюсь внести ясность в приватном порядке.

Что до прочих Ваших претензий, так они более чем справедливы. Но - получилось то, что получилось, и не зря я вместо послесловия процитировал стихотворение М.Щербакова. Цитирую ещё раз его последний катрен:

А ведь мог бы
шапито в конце придумать с циркачами,
позументы
из того, что под рукой,
и циркачку
(с чересчур, пожалуй, чёрными очами).
И другое...
Но тогда бы и сюжет возник другой.

Рад, Елена, знакомству с Вами. Клуб дочитавших книгу до конца крайне немногочислен, так что я жду вступления в Вашем лице нового члена.

Всего-всего!

Александр Коржов   18.12.2015 14:55   Заявить о нарушении
Ну, Александр, какие у меня к Вам могут быть "претензии"?? Лишь мнения...

Про рыбалку уже читаю и нет никаких оснований думать, что не дочитаю. :-)

Что касается почты, так попробуйте по кнопочке на странице. По крайней мере, письмо от администрации портала недавно дошло. Если моего ответа долго не будет, то скажите чего-нибудь, чтоб я знала, что связь не работает.

Елена Конюшкова   19.12.2015 09:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Александр,
я не без смущения берусь за комментарий – и если бы не обещание написать его, то никогда бы и не написал. Вы пишите, безусловно, очень сильно – сильнее, чем кто-либо из тех, кого на «Прозе» доводилось читать. Наверное, из вас получился бы отменный писатель, поэт, журналист, публицист – но вы стали инженером, а потому вы мне еще понятнее. Сам технарь. Впрочем, свою дозу и дифирамбов, и вполне дельных замечаний вы получили от других, и вряд ли я скажу что-то новое.
То, что показалось значимым, к литературе отношения не имеет. Ваша повесть отчетливо разделена на две части – «до» и «после». Вот это «после» похоже на бесконечную зубную боль, и если бы оно было от человека, которого я не знаю (а мне показалось, что повесть и переписка позволили мне кое-что о вас узнать), и если бы ни то опрометчивое обещание, то, ей-богу, бросил бы читать. И не потому, что неохота рассматривать чужие болячки, а потому, что напомнило собственные, гораздо менее серьезные, но никак не желающие заживать окончательно.
То была совершенно пустячная ссора на работе, когда меня поневоле или по безразличию подставили, а я обиделся всерьез и на всех сразу. С год не мог ни жрать, ни пить и явно «сорвало крышу»: назло всем вдруг кинулся в изобретательство чего-то там непонятного. У меня осталась тетрадь, полная каких-то значков, нелепейших расчетов, нереализуемых схем и прочей ерунды. Помню и ощущение того, что во мне зреет что-то неимоверно важное, что вот-вот прорвет и я покажу кузькину мать – всем назло. Это, вероятно, была защитная реакция на сбой в мозгах. Но однажды жена напоила меня водкой почти до потери сознания, сама организовала на моей работе отпуск и увезла на пару недель к морю, где продолжала отпаивать успокоительными, таскать по рыбалкам и музеям – и всё почти прошло.
Я читал вашу повесть – и вспоминал ту отвратительную пору с ее обидами на весь мир, ощущением, что все сговорились против меня, что жизнь кончилась и пора сдохнуть – но не просто сдохнуть, а так, чтобы все поняли, как они виноваты.
Не собираюсь вас утешать или же давать какие-то советы: это бесполезно, знаю по себе. Но и по себе же знаю, что время лечит. Разумеется, ваша беда не в пример серьезнее той, что была со мной, но дело не в размерах. Может быть, проблема в нашей организации. Мы оба устроены так, что можем зацикливаться на чем-то важном и годами добить в одну точку, добиваясь решения – и именно эта способность параноидально сосредотачиваться становится убийственной в отношениях с близкими. Многие меняют жен, теряют детей и ни черта им не делается.
Я не знаю, чем и как закончить. Но испытываю чувство симпатии к вам – именно симпатии, а не жалости. И желаю вам стряхнуть это наваждение и примириться со случившимся. Нащупать контакты с детьми. Забыть о бывшей жене – она чужой человек, которых в России полторы сотни миллионов и до которых вам дела нет.
Не обижайтесь, если что-то брякнул не так.

Алексей Степанов 5   19.11.2015 16:22     Заявить о нарушении
Не на что обижаться, уважаемый Алексей. Надеюсь, я Вас понял, как может понять только человек, одной из характерных черт которого является одержимость, иногда и правда почти параноидальная.

Если Вы напишете мне по Е-почте: aleksandrkorzhov@yandex.ru, то, возможно, получите частичный ответ на последний абзац Вашего отклика.

Всего доброго!

Александр Коржов   20.11.2015 12:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

А вот и моя рецензия, уважаемый Александр(не прошло и полгода).
Вы уж извините, буду о Вас в третьем лице, ибо, как уже упомянул, впечатление от прочтения очень неоднозначное.

Ну, разумеется, это формат не повести, а объёмного романа "о времени и о себе", адресатами которого являются те, кто "родом из СССР". На массового читателя произведение не рассчитано, о чём автор честно предупредил в предисловии. Тем удивительнее, что роман собрал такое большое количество рецензий. Переписка с читателем - сама по себе интересный пласт. При этом, отдаю должное честности автора, который не стал делать в блоке рецензий "зачистку", оставил и хвалу, и хулу.

Должен сказать, что оцениваю любое заинтересовавшее меня произведение по своим субъективным критериям, главным из которых лично для меня является наличие у автора литературной одарённости. На мой взгляд, этому главному критерию роман отвечает. Но тут не открыл Америку: это признали рецензенты как в позитивных, так и в отрицательных откликах.

Не соглашусь, что это не литература. Лично я воспринял прочитанное, как добротный художественно-публицистический роман. При прочтении возникает ощущение, что сей литературный труд принадлежит не технарю, а гуманитарию.
Цитаты и эпиграфы - отдельный пласт, но несмотря на их многочисленность, вплетены в ткань произведения уместно, существуют в нём органично, не выпирают. Это свидетельствует о добросовестном отношении как к своему творению, так и об уважении к читателю. Не все проводят самостоятельный бета-ридинг своих прои. Что греха таить, многие крупные формы, выходят орфографически и стилистически "непричёсанными", что портит впечатление от прочтения. Кстати, хочется отметить редкий случай удачного использования автором ненормативной лексики. Она редка, виртуозна и к месту, добавляет юморного колорита в весьма невесёлое по тональности повествование.

Теперь о том, что показалось спорным. Лично меня, когда читал, не покидала мысль, что все эти удачные и глубокие литературные наработки - да увидеть бы в произведении на другую тему этого же автора. Ну впрочем, мало ли чего я там хочу. Автор сам решает вопрос о форме, композиции своего творения. Вместе с тем, выстраивая такую композицию, как роман-обращение к жене и детям, автор ставит читателя в сложное в морально-этическом плане положение. И тут поясню, почему обратил внимание на отклик Леонида Наумовича. Моя позиция совпадает с мнением этого рецензента. Как автор, Александр Коржов мне, безусловно, симпатичен. Но трудно быть союзником Коржова-мужа и отца в конфликте с бывшей женой и детьми - будь он тысячу раз прав. Жена и дети оказываются здесь в ситуации безмолвных персонажей, которые заведомо виновны, и лишены возможности ответить своему оппоненту - мужу и отцу. Говорю только о себе лично: не приемлю такой стиль, даже если Александр в этом споре прав.
На мой взгляд, не совсем оправдан и загромождает роман чрезвычайно глубокий экскурс в юриспруденцию, пласт судебной тяжбы. Философские размышления автора о жизни и даже о бренности бытия(в столь тяжёлой последней главе) гораздо интереснее, насущнее, берут за душу, цепляют за живое. Нудный же юридический пласт лично меня усыпил, хоть и написан правильно, достоверно.

И наконец, о последней главе. Очень двойственное впечатление. Да, встряска для сознания мощная. Но, Александр, у каждого из нас персональное "мементо мори", почти всем Вашим читателям за пятьдесят. Есть и постарше Вас. Смерть, мысли о ней - сие достаточно интимно, а в обращении к близким людям - тем более. Не вправе лезть с советами, Вы старше и мудрее меня. Но думается, что ровеснику Боярского и Пугачёвой не пришло ещё время покидать этот мир. Нет, написано честно, сильно, но производит гнетущее впечатление. В том числе, в части императивных требований завещания к детям. Но для себя решу так: раз избрал автор для этой главы такую форму - значит так тому и быть. Не могу ни согласиться, ни опровергнуть.

О главном я высказался. В чём-то принимая, а в чём-то не принимая такое неоднозначное произведение, буду помнить его всегда.
С уважением. Оценка высокая. Это серьёзный труд.

Сергей Соломонов   06.11.2015 01:31     Заявить о нарушении
Как же везёт мне на читателей: вдумчивых, эрудированных, добросовестных, да и в роли авторов выглядящих вполне достойно! Рецензия исключительно доброжелательная, а по замечаниям категорически не желаю вступать в полемику, тем более, что пришлось бы повторяться.

Посмею только заметить, что далеко не все загадки-ребусы-кроссворды обнаруживаются читателем при первом чтении. К примеру, в тексте я сообщаю о своём трепетном отношении к датам не затем, абы что ляпнуть. Посмотрите на датировку последней главы и сравните её с датой составления завещания. Станет понятно, что завещание сочинено намного раньше остального текста главы и одновременно с первым Предисловием, а именно во время жесточайшего стресса, организованного бывшей женой при активном участии младшего сына. Ну, когда меня нежданно обнадёжили - и, как выяснилось, только затем, чтобы потом сделать больнее! Не помню у кого порядочный человек определён как тот, кто не делает гадостей без крайней к тому надобности. А здесь никакой надобности не было, факт.

Дочь Катя пишет мне, хоть и не так часто, как мне бы хотелось, присылает фото своей очаровательной дочурки Арины. Только с рождением собственного ребёнка она поняла, что дети бывшими не бывают. Сергей молчит с лета 2006 года, и я надеюсь, что это молчание - от угрызений. Ошибаюсь, возможно, однако, согласитесь, лучше думать о людях хорошо, нежели наоборот. Огорчает, что в свои 25 он с отцовством не торопится, а то бы, глядишь, маненько прозрел, как то случилось с Екатериной.

Простите за болтливость, это старческое. И спасибо за всё.

Александр Коржов   06.11.2015 13:34   Заявить о нарушении
Вы мудры, Александр. Ожидал более жёсткого ответа.
Хоть скажите мне, тупому: Катя прочла роман? Если честно, как-то не догнал я этот момент.

Сергей Соломонов   06.11.2015 14:30   Заявить о нарушении
И я не догнал. О его существовании дети знают. И "где лежит" - тоже знают. Однако есть множество вопросов, которые, считаю, я не вправе задавать. И ещё, уверен, отношение к роману непременно будет меняться по мере взросления и набора опыта. Наш взгляд на любой предмет однобок, но можно сменить позицию - и благодаря этому увидеть другую сторону предмета.

Александр Коржов   06.11.2015 14:52   Заявить о нарушении
Искренне желаю, чтобы взаимопонимание с детьми произошло при жизни. И верится, что произойдёт.

Сергей Соломонов   06.11.2015 15:09   Заявить о нарушении
Александр и Сергей, прочитал вашу переписку с большим интересом. Произведение не отпускает, хотя я уже высказался, но автор собрал на своей странице интересных и глубокомыслящих читателей.

Леонид Наумович   06.11.2015 21:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Здравствуйте, Александр!
Вчера закончил чтение Вашего романа. Да, это роман, по-моему. Глубокий, горький. И уж никак не "повестушка", как Вы пренебрежительно окрестили его в одной из глав. Попробую сформулировать свои ощущения от Вашей книги.
В первую очередь, воспринимаю ее как горький, пронзительный и страстный рассказ о любви. У моих любимых Стругацких в "Отягощенных злом" есть фрагмент на пару страниц, который мне до сих пор кажется лучшим из того, что написано о любви, хотя отсылки к "Песни песней" там явно чувствуются. Так вот, читая Вашу книгу, я никак не мог отделаться от ощущения, что в чем-то неуловимом, но главном , Вы сходитесь. Вы не просто описали историю любви и ее трагической гибели, Вы перешли ту грань, которая отделяет эмоциональное и качественное описание событий из собственной жизни от литературы, и, оказавшись за этой гранью, просто пошли дальше. Напролом. Жанр автобиографии остался позади, хотя все формальные признаки присутствуют. Вам это удалось, хотели Вы того или нет.
Во-вторых... Снова Стругацкие, точнее Борис, написавший свою последнюю книгу уже в одиночестве. Я имею в виду "Бессильных мира сего". Это во многих смыслах прощальная книга. Почему я о ней практически сразу вспомнил, читая Ваш роман? Вот почему. Ваша книга - история о трагедии сложного человека в стремительно упрощающемся мире, мире, который постепенно заполняют узконосые обезьяны с гаджетами Люди, которые привыкли мыслить сложно, решать сложные задачи, испытывать сложные переживания, периодически оказываются в странном положении: они просто не понимают происходящего с их близкими или друзьями. Казалось бы, должны - сложность обязывает. Но нет! Масштаб этого явления мы еще не в состоянии оценить, может быть, ничего страшного и не происходит, это нам просто кажется. И все же. Мозги заполняются простыми и заманчивыми моделями. "Думаю", "переживаю", "сочувствую" незаметно заменяются на "хочу, я этого достоин". С какого хрена?! Люди, которые живут в мире таких моделей, просто иначе оценивают окружающее. Для них все решается в один клик (в худшем случаев два), переживания укладываются в один клип, а он совсем короткий. Если на пути оказываются мешающие обстоятельства - проходят сквозь них без жалости. При этом, сами могут быть умны, иметь отличное образование и даже плачут иногда. Это люди, которые, как Вы сами же и сказали, "живут без себя". Хотели вы того или нет, Ваша книга об этом. И, кстати, судебные документы, которые Вы включили в роман, читаются в этом смысле однозначно.
В-третьих, это рассказ о времени, который мне показался очень точным. По крайней мере, в тех вещах, которые я помню сам. Не возникло ни малейшего несогласия. Многое из того, о чем Вы пишете, я помню "папиными глазами", а у него был очень точный глаз.
Наконец, язык, стиль, чеканные фразы, которые рассыпаны по всем тексту. Талант и голос не пропьешь, а клавесин - запросто, как говорится в одном анекдоте. Черт с ним, с клавесином. Талант и голос всегда при Вас.
Короче говоря, получилась очень мощная смесь с неограниченным сроком действия. Вашу книгу я точно никогда не забуду.
Как-то Вы выразили удивление, что я не пытаюсь с Вами спорить. Не нашел, с чем. Теперь, прочитав все, могу сказать, что есть две вещи, в которых наши мнения расходятся. Ну не верю я в знаки Зодиака, хоть убейте. И по поводу эволюции, происхождения жизни мог бы поспорить, благо сам биолог, хоть и бывший, но продолжающий следить за тем, что делается и пишется. Но этот спор, если бы и состоялся, не имел бы никакого отношения к Вашей вещи, которую считаю одним из самых важных открытий для себя за последнее время.
С благодарностью и большим уважением,
Михаил.
Не прощаюсь!

Михаил Горелик   04.11.2015 12:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!

Разумеется, я не стану комментировать те славословия, которые Вы высказали в мой адрес. Спасибо, я старался, чтобы меня поняли - и Вы постарались, чтобы меня понять. Это дорогого стоит.

Стругацкие? - Разумеется, две последних упомянутых Вами вещи я читал. Однако меня больше поразили предшествующие вещи: пьеса "Жиды города Питера" и роман "Град обреченный". В них впервые отразилась полная утрата того социального оптимизма, который пронизывает не только ранние, но и зрелые их произведения. Как ни пересядь, всё фашизм получается! Сегодняшнюю реальность я воспринимаю как постепенное усвоение обществом идей и принципов фашизма. Один "Крымнаш!" чего стоит! Так что АБС в этом выступили такими же пророками, как и в "Хищных вещах века", где предсказали духовную и моральную деградацию, уже, к несчастью, на глазах ставшую нормой.

Происхождение жизни? - Дык я не спец, т.е высказываюсь в этой теме как сугубый дилетант, чего отнюдь не скрываю. К старости, а ей свойственны бзики, выверты и изъёбы, захотелось не от обезьяны произойти, а "по образу и подобию".

Знаки Зодиака? - Ну, вряд ли Вы верите, что я сам в эту галиматью верю. Это удобный способ классификации характеров и темпераментов. Я избегаю давать персонажам детальные портретные характеристики - вот и отсылаю к Зодиаку, к принятой там условной и весьма приблизительной классификации. Случалось мне встречать вялых и изворотливых Овнов и никогда не врущих Близнецов, так что всё приблизительно и не на 100% достоверно. Но. Не могу представить, что Гитлер был бы не Овном, а Маргарэт Тэтчер - не Скорпионом. Лев Толстой - это же типичная Дева, а наш Солнцеликий - типичные Весы! А миллионы других "не попали" в свой знак, так мы ж о них и не знаем ничего.

Простите, разболтался. Заходите. Хотя сам я свою публицистику и прочую злобу дня нисколько не ценю, а острые вещи снесли модераторы.

С поклоном

Александр Коржов   05.11.2015 11:01   Заявить о нарушении
Да, Александр, то,что происходит сейчас. это уже практически "Триумф воли". Отвратительно и страшно. Согласен, Стругацкие говорили об этом и в более ранних своих вещах. А "Град" - вообще одна из моих самых любимых книг.
Кстати, очень рекомендую "Рождение сложности" Александра Маркова. Замечательная книга. Марков вообще талантливый популяризатор науки (это как минимум). Написано человеческим языком, что не так уж часто бывает. В общем, мне кажется, получите удовольствие.
С уважением, Михаил.

Михаил Горелик   05.11.2015 11:15   Заявить о нарушении
Гляньте, Михаил, на мою сегодняшнюю публикацию, А то, боюсь, модераторы не дремлют!

Александр Коржов   05.11.2015 14:12   Заявить о нарушении
Кака я рада, что прочитала Михаила. Мир стал чуточку лучше от этой встречи. А Александра не только помню, вспоминаю. Читаю. Спасибо вам- Михаил и Александр. За то, что есть - спасибо.

Галя -Галина   05.11.2015 15:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Александр!
Где-то я слышал, что в лучших домах Лондона и Парижа, в последнее время, длинные тексты читают с помощью электронных книг «читалок». Но для этого, предварительно, тексты необходимо перекачать из Интернета в эту самую читалку. Что я и проделал с вашей повестью.
Свое первое впечатление, выражу словами Н. Некрасова – Труд этот Ваня, был страшно громаден.
Моя основная профессия – военный начальник.
Эта профессия требует умения кратко излагать свои мысли.
Но краткость в изложении своих мыслей достигается тщательным штудированием чужих мыслей.
Короче.
Попробую читать.
С уважением,

Николай Воробьев   03.11.2015 13:05     Заявить о нарушении
Знаете, Николай, Вам удалось сразу удивить меня столь нетипичной для военного начальника последовательностью: берём сразу последнюю главу и пишем на неё рецензию, ни словом не соотносящуюся ни с содержанием главы, ни с её литературными особенностями.

На своей авторской странице я предупреждаю потенциальных читателей о грозящих им трудностях. Вас хочу предупредить, что задача, которую перед собой поставил я, занявшись сочинением "message", не может быть разрешена лаконичным языком приказа. Возможно, Вам достанет Предисловий, чтобы убедиться в неприемлемости лично для Вас предложенного текста, и я, поверьте, не испытаю никаких обид. У каждого творения свой читатель, ищущий резонанса своим собственным ощущениям и состояниям.

Всего доброго! Старший лейтенант запаса (ПТУРС) Александр Коржов

Александр Коржов   03.11.2015 13:40   Заявить о нарушении
Александр!
Поясняю телеграфным стилем.
• Я скачал все 15 глав вашей повести. Теперь повесть находится в моей электронной книге (т.н. «читалке»).
• Мне она (повесть) показалась весьма интересной, но чтение займет много времени.
• Свое первое впечатление от повести я выразил словами Н. Некрасова – Труд этот Ваня, был страшно громаден. Т.е. автор проделал колоссальную работу.
• Отклик (не путать с рецензией), я написал в конце главы, которую скачал последней.
С уважением,

Николай Воробьев   03.11.2015 21:37   Заявить о нарушении
С Богом, уважаемый Николай!

Станете ли Вы читать или бросите, едва начав - то Ваше дело и Ваше право. Я прошу только известить меня, на каком этапе чтения возникнет желание его бросить. Ну, любопытство меня одолевает, это же понятно.

Всего Вам доброго: и успехов, и здоровья!

Александр Коржов   05.11.2015 10:22   Заявить о нарушении
Мухтар постарается!

Николай Воробьев   05.11.2015 10:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Уважаемый Александр! Эта глава написана не для слабонервных или для слабонервных читателей. Себя я отношу к нервным. Писать сценарий своих похорон, адресуя всю исповедь своим детям можно только при состояниях: душевного дискомфорта или, используя вашу терминологию, "с бодуна". Последняя причина исключается, так как за 6-9 лет со времени написания главы была возможность на трезвую голову что-то подкорректировать. Вообще, насколько актуальны сегодня эти указания - похоже отношения с детьми налаживаются, душевные раны заживают. Вы меня простите, Александр, но читатель повести находится в затруднительном положении. Он вынужден к вам обращаться то как к автору, то как к главному герою произведения. Ваша повесть "Жил был Я" имеет особенность: она не только автобиографична, а в качестве
главного героя избран сам автор без изменения имени. А это означает, что существует обратная связь Герой-Читатель. Чего в обычной практике нет.
Я, например, автору Александру Коржову говорю следующее. Да, меня ваша повесть впечатлила, привлекла искренностью, правдивостью, точностью описания исторических и социальных событий, взвешенным анализом. Мне импонирует то, что мы современники и
многое, что пережито главным героем, пережито мной. Повесть увлекает, трудно оторваться. Есть интригующий сюжет. И это всё комплименты в адрес автора.
Но стоит только заговорить об образе главного героя, как картина может изменится.
Главный герой: любит своих детей, трудоголик, способный инженер-новатор,"славно поработает и славно отдохнёт"(с рыбалкой, пьянками, преферансом) с друзьями. Сам-
неверный муж, гулящий от жены (насколько я понял жил без бракосочетания).Предательски бросил её с маленьким совместным сыночком. Кстати, как она выжила, страдала после этого Автор не пишет. Известно только, что умерла в расцвете сил от рака. А к кому ушёл Главный герой? К женщине, которая была замужем и изменяла (обманывала) мужу. Со временем произошла трагедия: в самые трудные времена для страны и её славного народа любимая пошло и жестоко предаёт Главного героя - изменяет ему с банкиром, будущим олигархом, отбирает детей. Главный герой тотально сокрушён. А чего он ожидал? Чтоб она была ему верна! А с какой стати? А потому как, есть такие понятия: ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, МОРАЛЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ. Кто бы говорил? Парниша, времена те прошли. Нынче: Деньги есть?- Москва гуляем! Денег нет?
Заготавливай воблу!
Александр, который Автор, это я про вашего литературного героя так неуважительно
ёрничаю, но поделом. А Вы мне, Читателю, с негодованием:"Да как ты смеешь!? Ведь это Я и есть! Я столько пережил, чуть жив остался, врагу не пожелаю!
Плохо, когда Автор Повести ( не мемуаров) и литературный Герой одно и то же лицо.
Читатель хочет автора похвалить за талант, но пожурить Главного героя, а автору не в кайф. Автору хотелось бы, чтобы главного героя полюбил читатель и пожалел. Но я ,
лично воздам хвалу только Автору - Александру Коржову!
Хотя добавлю несколько ложек дёгтя в бочку с мёдом или в банку с огурцами, которые часто упоминаются в повести.
Эпиграфы на высшем уровне, но главным эпиграфом к повести напрашивается незатейливое: " Мои мысли-мои скакуны". Для меня лично, человека в "среднем" возрасте, читать было трудно: приходилось по многу раз перечитывать многие абзацы.
Больно неожиданно меняются темы, обрываются нити, не успеваешь сосредоточиться на одной мысле, как резко тебе подбрасывается другая, за ней третья и т.д.
Я уже стал тугодумом и привык к классическому повествованию - простое и доходчивое
изложение конкретных мыслей. А ещё: " КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА". Это уже не я
сказал , а Чехов. Ясень пень! Кто бы сомневался. Желаю всяческого благополучия! С уважением, Леонид.

Леонид Наумович   14.10.2015 23:35     Заявить о нарушении
Что ж, уважаемый Леонид, мои ожидания вполне оправдались: Вы добросовестный и многое понимающий читатель. Чуточку смещу акценты. Именно, если Коржов-автор поставил себе задачу добросовестно изобразить Коржова-персонажа, последний, ясен пень, и должен, в соответствии с правдой жизни, получиться не слишком привлекательным. Попытки лакировки, пусть и нечаянные, мгновенно вызвали бы протест (и даже издевательства) со стороны прочих персонажей, которые названы подлинными именами и в большинстве своём здравствуют, причём в пределах досягаемости моей морды. Если до сих пор эта морда не побита, а в Сети не появились брань и разоблачения в адрес хитрожопого автора, значит, не заврался! И то, что многие читатели верят, что Коржов-персонаж именно таков, каким получился у Коржова-автора - шар в ту же лузу.

Это, конечно, сверхнахальство, однако попробуем предположить, что задачку, поставленную перед собой Коржовым, попытался решить - и честно решил! -(для себя и в отношении себя) М.Ю.Лермонтов. Насколько симпатичным получился бы персонаж? А что бы сказали читатели о таком же "автопортрете" кисти А.С.Пушкина? В.В.Маяковского? Б.Л.Пастернака? Последний увёл жену у лучшего друга Г.Г.Нейгауза, но остаток жизни посвятил совсем другой женщине, или как? Не помню у кого из поэтов сказано, как "...рядовые бабники становятся большими жизнелюбами". Всякий взгляд относителен. "Автопортрет - это всегда испытание. Испытание на вшивость" - простите за автоцитату.

Вы показались мне внимательным читателем. Увы, оказалось, что не всегда. Вот Вы пишете: "Предательски бросил её с маленьким совместным сыночком. Кстати, как она выжила, страдала после этого Автор не пишет". Да, не пишет! По мнению автора, в письме, адресованном младшим детям от другой женщины, такая информация вряд ли уместна. А старший, Дмитрий А, узнал всё, что захотел, естественным путём, потому что отец, вопреки Вашим представлениям, не покидал "маленького совместного сыночка".

Ну а вот на это Ваше: "Больно неожиданно меняются темы, обрываются нити, не успеваешь сосредоточиться на одной мысле, как резко тебе подбрасывается другая, за ней третья и т.д." - я могу только попросить прощения. Простота и доходчивость до каждого - это действительно счастливые свойства классики и классиков. К которым, ввиду врождённой скромности, автор себя причислять не дерзает.

Всего доброго! Рад общению. Е-адрес отправил, только дойдёт ли он?..

Александр Коржов   15.10.2015 13:05   Заявить о нарушении
Сомненья прочь, Александр. Уже дошло и я отправил первое послание.
Хочу понять без позы и без паники,
Случайности не называя глупыми,
Как после смерти РЯДОВЫЕ БАБНИКИ
СТАНОВЯТСЯ БОЛЬШИМИ ЖИЗНЕЛЮБАМИ.

Роберт Рождественский.
Стихотворение Пример для подражания.
Но это "после смерти", Александр. Живите долго, с дружеским приветом, Леонид.

Леонид Наумович   15.10.2015 15:01   Заявить о нарушении
Получил и частично прочёл. Спасибо.

В тему краткости.

Я знаю, как устрашающе этот текст выглядит в печатном виде. Сам издал пять экземпляров, чтобы подарить близким товарищам в собственный (извращенец - это надолго!) день рождения. Три из них даже прочитаны, точно знаю. А над электронной версией я ещё долго работал, в том числе пытался "выжать воду".

Вы не поверите, но "воды" оказалось совсем мало. На мой пристрастный взгляд, разумеется. Ни один эпизод не показался мне необязательным.

Но представим немыслимое: к моему ли столетнему юбилею или по другому, столь же вздорному поводу, неустановленное пока лицо (или группа лиц) пожелают издать эту всеми забытую нетленку. Видя, что сам автор оказался никудышним редактором, а так всегда бывает, если автор и редактор выступают в одном лице, упомянутый издатель организует редактирование. И выясняется, что сократить текст, сделать ему обрезание гипотетический редактор может (ему не больно), составить комментарии при нужде в оных тоже способен. Но добавить хоть слово в "тело" текста ему не дано! Так избавьте автора от самообрезания!..

Спасибо за внимание.

Александр Коржов   15.10.2015 16:04   Заявить о нарушении
Вот далась наконец(они мне плохо даются!) такая формулировка:

Конечно, Коржов с треском проиграл довольно удачно начатую шахматную партию по имени Жизнь. Но зато ему удалось достойно её откомментировать!

Александр Коржов   15.10.2015 16:18   Заявить о нарушении
Александр, оставьте всё, как есть в первозданном виде. Ведь у вас море восторженных откликов, всем не угодишь. Мои оценки тоже положительные в целом. А
реплики критические крайне субъективные. Я мало разбираюсь в таких вопросах. Издать
бумажную версию неизвестному автору практически без собственных инвестиций или спонсора не возможно, а 750 рублей за страницу-не подъёмный груз. Я бы на вашем месте переписал бы всё на диски хотя бы для детей. Возможно Вы это уже из без моего совета сделали. Уверяю вас, что жизнь это не шахматная партия. В жизни нельзя предсказать развитие событий. "Человек не кузнец своего счастья". К закату жизни мало кто приходит без разочарования, я это могу сказать и о себе, особенно когда не весело на душе. Просто есть люди сильные и слабые духом. Те кто посильней приходят к разочарованию позже, но всё равно пориходят. Ведь мы же люди интеллигентные. Я бы не драматизировал события. Побольше улыбайтесь, я послал вам по почте кое-что, что может поднять настроение. С дружеским приветом, Леонид.

Леонид Наумович   15.10.2015 21:05   Заявить о нарушении
Прошу прощение за небрежные опечатки в предпоследней строке. Кстати, в продолжение этой темы почитайте мой рассказ http://www.proza.ru/2012/11/19/334

Леонид Наумович   16.10.2015 15:44   Заявить о нарушении
Извиняюсь за вклин в диалог.
Роман прочёл. Впечатление очень неоднозначное, особенно, с учётом прочтения последней главы.

В рецензии объясню, почему пишу это под откликом уважаемого Леонида Наумовича.

Сергей Соломонов   04.11.2015 18:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жил-был Я. Глава 15. А напоследок я скажу...» (Александр Коржов)

Пронзительно. До боли. До слез... Александр, лишь повторю, что написано кровью. Кровью сердца. И потому полностью «выбивает из колеи». Даже не хочется говорить о масштабности написанного, стиле, языке, филологических находках, интересных рассуждениях, удачных эпиграфах и прочих достоинствах…

Лина Иноземцева   16.10.2015 19:24     Заявить о нарушении
Ну, уважаемая Лина, эпиграфы - это, несомненно, лучшее, что можно обнаружить в этой повести. Это ж каким надо обладать нахальством, чтобы поместить рядом свои собственные, самодельные якобы стихотворные строки!..

Спасибо за труд. Спасибо за внимание.

Александр Коржов   08.10.2015 10:54   Заявить о нарушении
Александр, расстроена, что Вы настолько не цените свой роман (мне кажется, все-таки роман, а не повесть). Напрасно. Чтобы подобрать удачные эпиграфы, достаточно быть эрудированным и обладающим художественным вкусом человеком. Хотя, конечно, это тоже немалые достоинства. Но чтобы "написать кровью", вызвать у читателя смятение и слезы, нужен большой талант. Кстати, цитату о том, что уж если писать, то писать кровью (не помню, чью), Вы упоминаете в предпоследней главе, а я написала об этом еще после девятой. Поэтому была приятно удивлена, что так метко оценила. Хвалю сама себя :)

Мне представляется, что Ваш роман - планета. Ядро - исповедь человека с содранной кожей, драма разбитой любви и драма отвергнутого отца. Потом - слои, рассказывающие об ушедшей эпохе и разных областях жизни, а дальше - невидимое магнитное поле. То, о чем не сказано прямо. О тщете всех усилий, о бесконечном одиночестве каждого. О том, что человек "рождается, страдает и умирает".

Читая последние главы, вспомнила высказывание Мопассана, который гениально сформулировал один из законов Космоса. Его нужно принять, как неизбежность смерти. И станет легче. Нам только кажется, что мы близки с кем-то. Это - иллюзия.
«… люди идут в жизни рядом, бок о бок, но ничто не связывает истинной близостью два человеческих существа. … никто не может преодолеть невидимую преграду, разъединяющую людей, и они далеки друг от друга, как звезды, рассеянные в небе.
Напрасно извечное, непрестанное стремление людей разорвать оболочку, в которой бьется душа, навеки одинокая узница…»

Искренне желаю Вам более близких - насколько это возможно - отношений с младшими детьми!

P. S. Конечно же, добавила Вас в Избранные. Буду с интересом читать отзывы на Ваш роман. И с надеждой на то, что в одном из Ваших ответов промелькнет новая (и радостная!) информация. Если закрою свою страницу (иногда такие мысли появляются), то все равно буду заходить на сайт и читать.

Лина Иноземцева   08.10.2015 16:07   Заявить о нарушении
Почти все участники Вашего списка избранных - мои добрые знакомые и уважаемые мной авторы. Такой компанией я доволен. Спасибо.

Александр Коржов   08.10.2015 16:32   Заявить о нарушении
Александр, отправила ответ на Ваше письмо.

Лина Иноземцева   09.10.2015 19:37   Заявить о нарушении