Рецензии на произведение «Сага о друзьях... Тимур»

Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Всем нужны – Друзья (Настоящие Друзья).
Но, Дружба (Настоящая Дружба) – для Большинства –
НЕ-возможна - ибо Сабо-Волие, Слабо-Душие,
Слабо-Умие … и т.д. им НЕ-позволяет быть Хорошим
Человеком, а следовательно и – Хорошим Другом.
Дружба – это НЕ-для Балбесов … и т.д.
* * *
Для Дружбы – нужно соответствовать
определенным Требованиям – нужно иметь
развитый Интеллект, нужно иметь все то,
что необходимо, чтобы быть кому-то другом
(Настоящим Другом).
---------------
А Тупость в Голове, Дебилизм, Идиотизм
и прочие Дурости – НЕ-способствуют Уважению
и соответственно – Дружбе.
Без Уважения – Дружба НЕ-возникает.
========================
Подробнее см. Проза.ру:
Сюткин Петр, Трактат №244,
— "Дружба – это НЕ-для Дураков."
* * *

Петр Сюткин   28.08.2022 05:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Вся история авиации связана с жертвами. Только успел проучится месяц в лётном училище, как на полёвом аэродроме разбился учебный самолёт: пилот - инструктор, курсант и две женщины из аэродромной обслуги, захотевшие прокатиться. Страшная катастрофа! Некоторые курсанты написали ПСЖ. В гражданской авиации нет парашютов и единственным способом остаться в живых - бороться за живучесть самолёта. Хочешь жить - учи матчасть. Иначе твоей кровью впишут очередной пункт в Руководство по лётной эксплуатации. Опыт приходит с годами. Если вертолёт держится в воздухе за счет тяги несущего винта, то самолёт - за счет скорости. Сколько раз выручала эта буква V в формуле подъёмной силы, когда на самолёте Ан - 2 приходилось взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров. Сесть полдела, а вот взлететь с такого "пятачка", задача не из лёгких. Поэтому могу понять военных лётчиков палубной авиации, как это сложно с учётом "качки" совершать посадку на корабль. Перегруз сам по себе, может не так и страшен. Но всякому перегрузу должна соответствовать и большая скорость полёта. Жалко терять друзей, но от этого никуда не уёдёшь. Это жизнь! Тимуру Апакидзе и другим погибшим лётчикам - вечная память!

Николай Панов   05.04.2022 21:07     Заявить о нарушении
Да, Тимур был уникальным лётчиком и человеком. Когда мы познакомились в 1982 г в Чкаловске - он занимал должность зам. к-ра ап по лётной подготовке, в чине капитана, а все комэски были уже майоры...

Полковник Чечель   06.04.2022 08:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Генерал Апакидзе - гордость нашего училища. Тут вопросов быть не может. Захотел прочитать. Много знаю о нем, надеялся узнать ещё. Не получилось...
Не надо вводить многоуважаемую публику в заблуждение. Понимаю, вы не летали на одноместных с-тах, училище не считаем, потому вам сложно понять, что Л-39 просто физически, в силу своих конструктивных особенностей, не может снижаться, тем более в штопоре, с вертикальной скоростью 300м/с! Не бывает такого!!! В штопоре вертикальная скорость небольшая и не превышает 50-70м/с на этом типе. 300м/с - это практически сверхзвук и превышение всех мыслимых ограничений по конструкции планера с-та.
Кроме того, вводить в пикирование с высоты 500м и углом 30 градусов могли только наши японские коллеги, которые не любили выравнивать. Потому что не умели. Камикадзе, короче.
Минимальная безопасная высота вывода при бомбометании с углом 20 градусов - не менее 600м, иначе есть вероятность попасть под свои осколки. Это я про МиГ-29 из первой части рассказа. Дальше читать не захотел, пропало желание. А ведь я так хотел узнать про нашу легенду! Не сложилось, увы.
Считаю, надо относиться ответственнее к истории. Это же не художественный рассказ, где можно воткнуть фразу - основано на реальных событиях... Это то, в чем вы лично были свидетелем. Когда начинаю видеть откровенные нестыковки, дальнейшее чтение для меня теряет смысл. Тем, кто не в теме, проще. Они просто не в теме.
И вряд ли я ошибаюсь.

Вадим Дикан   26.03.2022 03:46     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания, но всё это не я придумал. Мне весь материал прислала Леся Апакидзе, вдова Тимура. А Вам сделаю пожелание - печально, когда из-за ошибок или описок в цифири у читателя не хватает мозгов или силы воли дочитать до конца и понять ГЛАВНУЮ СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Там одно высказывание Тимура о Пугачёве стоит того, чтобы дочитать до конца...

Попробуйте сказать, что и в этом опусе что-то не так

http://proza.ru/2011/04/21/1789

Кстати, а что если РУД стоял не на м.г. , а на максимале или др. режиме. Какая тогда будет вертикальная скорость ?

Полковник Чечель   26.03.2022 09:59   Заявить о нарушении
И ещё, я на ТУ-16 вышел по моей глупости на М 0,98, при ограничении 0,95. Вытащили с-т из пике вдвоём с праваком чудом, потеряв с 12 000 метров 4000 м. высоты...

Полковник Чечель   26.03.2022 16:40   Заявить о нарушении
Самолёт можно сорвать в штопор даже на сверхзвуке на высотах, близких к практическому потолку. С небольшой перегрузкой 2-3g и работе двигателя на форсаже. При маневрировании, например. На потолке Vпр близка к скорости сваливания, а при перегрузке и подавно.
Букварь по аэродинамике не открывал уже четверть века, забывается всё потихоньку. Если ошибся - поправьте. В штопоре с-т почти не разгоняется и правило ускорения свободного падения 9,8м/с2 на него не распространяется. Потому что его движение происходит в трёх плоскостях одновременно. Vy не более 50-80м/с. Для вывода необходимо остановить вращение, разогнать скорость и вывести в горизонт, как известно. Думаю, тут спорить не станете.
Л-29 имеет ограничение по Vпр<790км/ч. Дальше его затягивает в пикирование с последующим разрушением планера. У Л-39 эта цифра на 100км/ч больше. Представить, что он разогнался до V>1000км/ч, не могу. Это уже >10%. Примерно такое значение закладывается конструкторами и подтверждено испытателями.
Пример. Не про штопор, На МиГ-23 на указателе скорости при превышении V>1000км/ч в окошке появляется единичка и дальнейший отсчёт при разгоне начинается снова. Ограничение, если не ошибаюсь, Vпр не более 1350км/ч. Летчик полетел ночью на перехват, увлёкся/отвлёкся и разогнался до 1600. С-т при этом нормально управлялся. Почувствовал тряску и необычный повышенный шум в кабинете. Когда сообразил, прекратил задание, зашёл, сёл. После посадки на крыле обнаружили гофры. Самолёт списали. Летчика тоже, кстати. Объяснил, что увидел скорость 100, т.е. уже было 1100, и начал срочно разгоняться. Когда понял, уже было поздно.
Что же касается оборотов двигателя при штопоре, то любой курсант знает, их надо ставить на ПМГ (полётный малый газ), если он есть на данном типе. Или на МГ. Это связано с возможным самовыключением дв-ля, как правило, из-за помпажа.
В конце 80-х в Стрыю, близ Ходорова, потерпел катастрофу Ту-16, КК м-р Двоскин, по-моему. Вам этот случай должен быть известен. Срыв в штопор на эшелоне при возвращении на свой аэродром, не смогли покинуть борт. И вывести тоже. В корме КОУ сбросил люк, но также остался в самолёте, перегрузки не дали. Это были ребята из соседнего полка.
Так что вам крупно повезло тогда. Кстати, ограничение по числу М<0,9 на вашем типе.

Вадим Дикан   28.03.2022 03:52   Заявить о нарушении
Не буду спорить, но в Морской авиации ограничение было 0.95 (зуб даю), а по прибору 700 км/час

http://proza.ru/2012/03/06/1952 про то, как в чине к-ра полка можно по собственной глупости убить себя и экипаж. Кстати, "похвастаюсь" - по итогам года я сделал всех своих пилотов по качеству расчётов на посадку и самих посадок (пос. скорости и перегрузки), т.е. доказал, что меня к-ром полка поставили и снайпера дали не за красивые глаза или потому что я Родине предан. Как-то полетел сразу с ДВУМЯ ГЕНЕРАЛАМИ - Зам. Ком. и Глав. штурман. Так он паршивец (смеюсь) движок мне убрал в момент отрыва, ещё на земле. А в РЛЭ прописаны действия до отрыва и после отрыва. Я справился, продолжил взлёт... Генерал поставил за полёт отлично, но при этом поднёс кулак к моему носу со словами - Узнаю, что ты сделал подобное с кем-то из лётчиков, сниму с должности...

Или в 75-ом году я сделал 97 посадок при минимуме погоды - из них две контр. 4 на себя, остальные инструкторские. Или дважды пришлось садиться при красных горящих лампах "Ост. топлива на 30 мин. и на 15 мин" ... Интересные мысли возникают в этот момент. Короче, Вадим, за 37 лет лётной работы было всякое... и опыт, если он есть, пропить невозможно...

Уже не помню детали, но может они не штопорили уже, а были на снижении? От шока при столкновении можно забыть поставить РУД на м.г. Я при переучивании на ТУ-22м3 при посадке в дождь ночью и угрозе выкатывания - торм. парашюты не вышли - ЗАБЫЛ, что на этом с-те катапульта позволяет уходить с земли, лишь бы скорость была 300 (140) км/час

Полковник Чечель   28.03.2022 12:38   Заявить о нарушении
Василий, если не ошибаюсь, у них открылся бомболюк. Самопроизвольно. Соответственно, не поняли причину. И сорвались.
Ходоров - город восточнее Львова, дальники и мы снижались над ним. Они - с эшелона, а для нас он был просто поворотным пунктом маршрута.
С потолка мы падали после прохода Львова.

Вадим Дикан   03.04.2022 16:41   Заявить о нарушении
Вспомнилось. Была зима. В Стрыю посадочный курс был через город. Взлёт - на Карпаты. По глиссаде был роддом, школа и пара детсадов.
Зачастую отрабатывали уход на второй круг. Зимой грохот был неимоверный. Особенно ночью.
Пришла в полк делегация. Мол, бабы рожать не могут, в детсадах детки писаются от страха...
Командир их выслушал, мягко послал. Собрал нас:
- Пусть знают, что есть ещё советская власть в городе!
Был конец 80-х. Уходом на второй круг старались не злоупотреблять. Все строго по заданию.

Вадим Дикан   03.04.2022 17:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Спасибо за повествование. За память. И отличный язык написания. Читала легко и с удовольствием. Спасибо.

Людмила Чибис   19.01.2022 07:53     Заявить о нарушении
Мы хохлы - люди простые: "Нэма за шо..."

С улыбкой, ВВЧ.

Полковник Чечель   19.01.2022 12:46   Заявить о нарушении
А мы с распростёртыми душой, потому что русские.

Людмила Чибис   19.01.2022 16:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

С огромным уважением! Отличным языком и с большой любовью к авиации рассказано о выдающемся человеке.

Илай Илимар   07.10.2021 12:46     Заявить о нарушении
БлагоДарю за отзыв... Жму кисть, с теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   07.10.2021 16:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Страницы истории Морской авиации СССР и России полны героизма и трагедий. Имя Героя России Апакидзе Тимура Автандиловича знакомо, как совершившего первую посадку на палубу авианосца.

Стас Литвинов   04.03.2021 20:42     Заявить о нарушении
Всё так и есть...

Полковник Чечель   04.03.2021 22:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

"Апакидзе Тимура Автандиловича..."
---

(А я - с Торошелидзе Тимуром... учился в первом лётном...

Но то - совсем другая история, чем Ваша...)

*
Отыскал в интернете - фото обелиска Герою...
Сохранил в "документах".
Спасибо - за историю Военной Авиации.
Такие дорогие крупицы памяти человеческой.

Вадим.

Кенотрон Загадочный   08.01.2021 15:15     Заявить о нарушении
Спасибо, за отзыв, Вадим. Удачи !!!

Полковник Чечель   08.01.2021 16:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Спасибо, Василий Васильевич. Полетал по твоим страницам,
поРуководил полётами и поотгавкивался от начальства на дурные вопросы.
ИВ.

Игорь Теряев 2   22.09.2020 18:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, всегда рад общению с коллегами... Удачи !!!

Полковник Чечель   22.09.2020 23:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Сегодня, 17 июля 2020 года, исполняется 100 лет Морской авиации ВМФ России!
Дорогой Василий Васильевич, поздравляю Вас с такой знаменательной датой!
Ваша жизнь военного летчика и биографии Ваших товарищей вписаны в историю Морской авиации нашей страны, как удивительная и славная страница! Сколько экстремальных ситуаций в воздухе, на море и на земле — и вы все это преодолели, справились, поставленную задачу выполнили, проявляя мужество и силу духа, высокий профессионализм!
От всей души желаю здоровья и долгого века! Счастья! Радости каждый день! Благополучия Вашим близким!

И конечно, СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ погибшим и уже ушедшим летчикам, Вашим товарищам, замечательному ТИМУРУ АПАКИДЗЕ. Безумно жаль, скорбь на душе...

Живите, соколы!!!

С глубоким уважением к Вам и Вашим товарищам —

Любовь Ржаная   17.07.2020 09:00     Заявить о нарушении
Люба, спасибо, Будем жить...

Полковник Чечель   17.07.2020 12:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сага о друзьях... Тимур» (Полковник Чечель)

Ваш рассказ, Василий Васильевич, - важнейшее предостережение молодым: авиация - не только романтика. Это и ответственность безмерная, и опасность смертельная.
Только сильных духом людей небо принимает.
Всем погибшим вечная память.
С уважением,

Марина Клименченко   14.03.2020 09:21     Заявить о нарушении
Марина, Вы абсолютно правильно опредеили суть этого печального рассказа о друге. В продолжение темы воспитания молодых - судьба моего старшего сына...

http://www.proza.ru/2012/04/03/77

С ув. ВВЧ.

Полковник Чечель   14.03.2020 13:26   Заявить о нарушении