Рецензии на произведение «Гл. 11. Сестры - 69»

Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

...будущая судьба России в руках русских женщин...
И сейчас возможно так.
Удивительная судьба - сама биография и творчество, и чем интереснее читать, тем труднее и драматичнее жить на таком перекрестке истории, где дорога сама выбирает своих героев, проводя сквозь приключения, опасности, потери и испытания... все же к Свету и Любви.
А путешествие к Китежу можно было бы повторить, но в компании, на Волге чудесные места и тайны.
СПАСИБО!

Иволга Летняя   07.02.2013 14:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Иволга! Наша жизнь в каком-то смысле - путешествие к Светлояру. Только не у всех правильные маршруты. Надо выбирать настоящие атласы. Мой Вам поклон сердечный. Рада, что Вы перечитываете "Воздыхания". Хотела бы прислать Вам книгу - ну хоть до востребования. Как?

Екатерина Домбровская   07.02.2013 14:32   Заявить о нарушении
придержите пару экз. книги, автору нужен подарочный резерв...
вот отправимся в путешествие... из варяг в греки,
и выйдет без почтовых заморочек.

Иволга Летняя   07.02.2013 14:46   Заявить о нарушении
Иес. Договорились.

Екатерина Домбровская   07.02.2013 15:03   Заявить о нарушении
а как дела на литфронте?
у нас на работе любимая поговорка
...война войной, а обед по расписанию.
а у Вас возможна вариация...
Весна весной, а на прогулки в парк зовут свиристели...

Иволга Летняя   07.02.2013 15:26   Заявить о нарушении
Выставила крепко новую главу №15 Дрова. Огонь молитва. А перед ней встала "14 - И так пройдет твоя жизнь. Очередность совсем новая. А Дрова переписаны и много дописаны. Зову!
Поговорка про обед - классная.

Екатерина Домбровская   07.02.2013 15:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

..."у меня иногда бывало необъяснимое чувство какого то приближающагося откровенiя и казалося мне, что Вами руководит кто то невидимый и непостижимый, но могучiй, тот Мудрый, кто знает о жизни нашей то, чего никогда не узнаем мы."
Прочла я в письме Веры Жуковской к А.Белому, сколько же потаённой тоски по Богу в этих словах и сколь много светлого и необъяснимого чувства крепнет в душе с каждой новой главой Вашей книги, дорогая Екатерина.
У нас весь день идёт дождь, кошка ленно свернулась подле меня колечком, нет ей никакой охоты в сырую погоду лапки мочить. Раскапалось, растеклось да и занездоровилось, нет ничего неприятнее, как летом приболеть)Да нет худа без добра, можно и недугу временному порадоваться, с Доброй Книгой Вашей и непогода светлее:)
С любовью и радостью сердечной Ваша Эля.

Элеонора Андриевская   01.06.2012 22:52     Заявить о нарушении
Дорогая Эля, Вы читаете... вместе с Вашей кошечкой под стук дождя, а я читаю вместе с Вами - как уже не свою книгу - и радуюсь, что кто-то дарит частичку сердца тем давно ушедшим, но славным людям.
Благодарю Вас от всего сердца. Не разбаливайтесь, дорогая!

Екатерина Домбровская   02.06.2012 00:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Катенька, прочитала по утру первые три абзаца и остановилась. Дальше трогаться, пока не решусь. Пережду, переварю впечатление. Это такая щемящая проза, где каждое словечко отдается в душе, словно сном, вызывающим к жизни старый дом. Вот я и стою (стояла перед точно таким умывальником) в нашем родовом доме. И печка, где томится нехитрый, но такой здоровый обед. И изразцы голландской печи, что наполняют дом здоровым чистым теплом, и самовар уже не столе. Можно завтракать всей семьей. Все так и не так. Но без этого я бы тоже была иной. Спасибо, Катя. Обнимаю, здоровья Вам, ведь на Вас лежит такая миссия. Ваша Галя.

Кенга   30.11.2011 09:47     Заявить о нарушении
Милая Галя, рада Вас видеть и слышать! Кто как Вы можете ТАК читать и вбирать в себя самые заветные строчки! Как мне это любо-дорого. Только бы это и писала, как один единственный мотив... Вы меня поймете: больше всего и трепетнее всего уже радуешься Божиему миру. Все живое. Все трепетное. даже обросшие редкими ветками мои обрубки тополей перед окном. Вот и на них последние листики дрожат - а я смотрю на них - и наглядеться не могу...
Целую Вас благодарно. Простите что не захожу в последнее время на Вашу страничку (и ни на чью другую) - дотягивая воз и клячи совсем выдохлись!
Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   30.11.2011 10:04   Заявить о нарушении
Кстати, эта главка и та. которая за ней последует (конец 14 главы) - она вся писательская и о писательстве, о начале писательства, об искушениях, которые преследуют творческого человека... Мне будут очень ценны Ваши суждения.

Екатерина Домбровская   30.11.2011 10:08   Заявить о нарушении
Вот и еще кусочек проглотила, разжевывая неспеша.
"Поэтому мы в принципе ничего потерять не можем: живо то, что живет в нас и, наверное, и дальше будет жить в нас и в вечной Вечности. Как оно там будет нам открываться, я, разумеется, не ведаю, но верую, что ничто не пропадет, а пребудет с нами. Вот почему так важно все то, ч е м мы тут жили"…
Я, конечно, человек потерянный для настоящей веры, я из тех, кто начисто лишен этого понятия. Все мои понятия именно не из обучения словом, а обучения тем, что окружала меня в детстве. Оно еще тогда не успело потерять дух и аромат прошлого, оно отдавало моему детскому восприятию свою веру в устойчивость семейного быта. Как упоительно читать про и самой вспоминать, то что волновало детское сердце. Даже иконы, которые действовали на меня не как предмет поклонения святым, а как художественные произведения, наравне с предметами "роскоши", приобретаемые семьей по случаю какого нибудь дня рождения или иного праздника. И они воспитывали мой вкус, отношение к жизни. Но ведь и люди, окружавшие меня - большая семья, пока она не растаяла во мраке репрессий и войны, тоже воспитывала. И это бесценное воспитание питает до сих пор, хотя лишь в воспоминаниях, Это тоже жизнь семьи, даже если от нее остались лишь воспоминани, Вы пишите прозу совершенно великолепнуЮ воздушную, словно память сердца, извлекая из сердца читателя свои воспоминани, И это главное в данной книге. Вы свыязываете современного читателя с прошлыми поколениями незримой, словесной нитью Низкий поклон, Вам, Катя, Живте дольше, жакончите, хотя закнчить такме воспоминания, невожможно. Просто пишите и жевыте. Целую Гал.я

Кенга   01.12.2011 13:44   Заявить о нарушении
Наделала ошибок, но это не важно, важно успеть сказать, пока не растаяло ощущение. А еще позавидовала, что не выпало вот так отбросить муфту, небрежно, словно это такой пустяк...

Кенга   01.12.2011 13:50   Заявить о нарушении
Милая Кенга, трогательно написали , изумительно - и особенно про муфту - вот кто умеет такое заметить? А в жесте - человек - ну пусть хотя бы на том данном этапе жизни... Спасибо, дорогая Галя. А ведь я все время пребываю в ужасе, что все порчу своими руками... Я обнимаю Вас и молитвенно желаю Вам здравия и вместе с Вами - всем обитателям вашего Таинственного сада. Кстати это моя любимая английская детская переводная книга. Ее читали запоем в 19 веке, а у нас переиздали только несколько лет назад. Вот Вас и Ваш сад с его обитателями я давно уже про себя зову Таинственный сад...

Нет ли у Вас Ридера - вот с него читать удобнее, я бы поискала для вас в Интернете эту книгу...

Екатерина Домбровская   01.12.2011 14:27   Заявить о нарушении
Ридера нет, я пока читаю книги, что в доме. Эта библиотека Бориса,а он знал толк в книгах, так что пока хватает. А что Вы имеете ввиду. какой таинственный сад, я не поняла.

Кенга   01.12.2011 15:11   Заявить о нарушении
Вот это что такое: Таинственный сад — роман англо-американской писательницы Фрэнсис Элизы Бёрнетт. Впервые был опубликован по частям, начиная с осени 1910; полностью был впервые опубликован в виде книги в 1911.
Ее можно заказать и в магазине с доставкой - Ваш Федор вполне мог бы это сделать - она не дорогая. Можно скачать и интернете.

Екатерина Домбровская   01.12.2011 15:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Ваша Книга, уважаемая Екатерина - это "Воздыхание" Времени, оно так точно и ёмко опускает в атмосферу отрезка Бытия, что невозможно оторваться от этих сладостных страниц подлинности.
Не смогла пройти мимо этой главы, каждая из глав Вашей книги может читаться как самостоятельное произведение, но именно поэтому обязательно вернусь в начало и прочту всю Книгу, по порядку.
С поклоном

Дарина

Дарина Сибирцева   26.11.2011 11:23     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Дарина, за такое отзывчивое восприятие сюжетов книги, за наши совместные "Воздыхания". Я ведь именно к этому-то и стремилась!
Спаси Бог!
С уважением и признательностью - Екатерина.

Екатерина Домбровская   26.11.2011 13:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Верочка, Вера, Вера Александровна Жуковская.

Судьба блестящей женщины Серебряного века прошла передо мной потрясающей кинолентой:

Одарённая редкой красотой, девочка, окружённая
особой любовью в семье, балованная и, простительно, несколько своевольная.
Такой, с выгодным внешним сравнением, даже рядом с нежно любимой бабушкой Катей, описывает автор Верочку, Катину сестру.

« Умная, высокая, красивая, в щёгольской бархатной шубке с наимоднейшей муфтой, которую она, войдя, умела ловко и красиво отшвырнуть в сторону. Самостоятельная, независимая, благородная… с изысканным вкусом, даже обладающая каким-то безупречным вкусом жизни. Наличием внутренних живых источников энергий, этаких внутренних горячих гейзеров, всегда готовых забить через край». Эта последняя фраза - особая находка автора в описании характера Веры, предъявляющая нам, может быть, самое подлинное её состояние в то время. Уже налицо успехи в литературной деятельности. Знакомство с богемой.

И новый кадр. Деревенская затворница, «Ореховская барыня», барыня – пустынница. «Страшно исхудавшая, в кирзовых сапогах, в плюшевом деревенском жакете, под которым что-то очень старое, бедное и тёмное». И только яркие вишнёвые глаза ещё продолжают сиять на лице.
Жестокое крушение обещанной счастливой женской судьбы, попавшей под жернова переворота. Потери родных. Одиночество.Никомуненужность(горькое слово автора, которая когда-то употребила уютное и милое «чайпить»). Лишение в правах. Никакой возможности работать и заработать на существование. Ей, прекрасно образованной, нет в своей стране применения. Последнее её отчаянное письмо с просьбой о помощи Бонч-Бруевича невозможно читать без слёз и горя.

Но помню, помню я легенду о том заветном рюкзачке, который даёт Господь каждому человеку, выходящему на свой жизненный путь. Несомненно, с этим «рюкзачком» вышла в жизнь и талантливая Верочка. «Красота, богатая одарённость, память чудная, знания(языки), умелость на многое…как была бы ей к лицу счастливая женская судьба». Там ли встретился ей тот «страшный кабанчик», когда, свернув с начертанного пути своего, объявила своевольно себя невестой горячо любимого Жоржа. Или , когда, на фоне «духовного кризиса» повернула в сторону новых течений в области религии и мистики? Или привычная завышенная самооценка и гордость?

С болью в сердце, рассуждает мой замечательный автор, человек глубокой Православной веры , как могли бы сложиться судьбы Верочки и Кати, если бы достойно хранили они «при надлежащем духовном векторе, Веру Христову». К сожалению, история, как известно, не имеет сослагательного наклонения.

Не углубляюсь в этот, сложный для меня вопрос, требующий отдельного осмысления. Но 68 глав произведения Екатерины, воспринятые мною с глубоким доверием к точке зрения и убеждению автора, позволяют мне согласиться,что причиной трагедии России в начале 20 века явился отход от веры и Православия,Небесной рукой прочерченного пути, для русского народа. В том числе, и для, горячо любимой автором, Веры Жуковской. А также для тысяч умнейших, блестяще образованных, русских женщин, униженных и уничтоженных в годы безумного безбожного переворота , реально лишив Россию благородного их потомства.

С безмерным уважением, признательностью и любовью к моему автору.Галина.

Галина Алинина   27.11.2011 00:24     Заявить о нарушении
Дорогая Галя! Благодарю горячо за прекрасную Вашу рецензию - пронизанную и чувством любви, и снисхождением, и рассуждением - поистине букет добра вы собрали, вспоминая мою милую Веру. Рассказ о ней еще не кончен и я надеюсь, что помянете ее в итоге от сердца. "Господь пришел в мир грешников спасти, - «от них же первый есмь аз», - писал апостол Павел. Как велико в этом утешение для нас, грешных. Ведь ошибки других люди видят обычно очень отчетливо ( это только не сочтите никак не относится к Вашему замечательному и совершенно справедливому комментарию, а просто известное широкое обобщение), но мы не видим силы покаяния этих людей, не слышим плач их сердец перед Богом!
Вы все написали поистине с христианской мудростью. Да, все так... Рюкзачок незабвенный выручает нас в наших мыслях о жизни.Но кроме покаяния у нас еще остается молитва теплая перед Господом о душах наших братьев и сестер. И если молитва эта с любовью - есть надежда и даже уверенность, что Господь слышит ее.
А Вера из Церкви не ушла, вернее, можно сказать вернулась...
Благодарю, дорогая Галя за прекрасный отзыв и за то, что слышите боль сердца автора.

Екатерина Домбровская   25.11.2011 19:37   Заявить о нарушении
Катя, дорогая, своим замечанием Вы учите не справедливости,а сочувствию к дорогим ушедшим. Ещё одна моя глубокая благодарность.Ваша Галя.

Галина Алинина   26.11.2011 09:45   Заявить о нарушении
Любовь - выше человеческой справедливости, она - высшая справедливость. Моисей, прося за грешных и жестоких своих соотечественников Бога, просил, лучше его лишить Вечности, но их помиловать. У Бога выше всего милосердие.

Екатерина Домбровская   26.11.2011 11:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

С огромным интересом прочла написанное вами и не могу не высказать восхищения удивительной красотой тех мест, где выпало жить вашим родным, а ещё более необыкновенной художественной красотой вашего слога. Это ведь высокого уровня художественная проза, которая сменяется глубокими духовными размышлениями о месте человека в этой жизни, о его первоначальном предназначении. А как актуальны мысли о значении веры в жизни человека, которую автор представляет в виде «огня, который закаливает нас мужеством познавать самих себя в своих греховных глубинах, в своих недолжных душевных расположениях, противоречащих Христовой Правде и Духу. Этот огонь подвигает человека на самую страшную брань – с самим собой чистоты сердца ради».
Вот эту бы духовную устремлённость сейчас нам, наверное, легче бы жилось, если соблюдался этот внутренний Закон. Но я не могу касаться вопросов веры, в которых не разбираюсь, меня очаровала в героине редкая ныне черта: «у Верочки был безупречный вкус, я бы даже сказала, безупречный в к у с ж и з н и – нечто вроде carpe vitam: такая светлая и уверенная в себе молодость, физическая сила, высокий тонкий стан, богатая одаренность, знания (несколько языков), память чУдная, и вообще умелость на многое, ловкость, молодая храбрость, что так всегда обаятельно дышит в девушке, несомненно, благородной». Грустно оттого, что этот «вкус жизни», само понятие ныне почти утрачены, а заменено пошловатым желанием больше взять от жизни, да и не только от неё.
Не могу не отметить ещё одну поразивший меня в ваших раздумьях вывод: «Но я знаю, что возьми сейчас в руки любой предмет из тех – он уже не будет ничего излучать, потому что все это – и природа и вещи, - да! – и мертвая материя в том числе, они живут вместе с человеком, пока он живет среди них. А потом они разлучаются, и жизнь, и память о жизни (жизнь в памяти) постепенно перекочевывает в сердце и там, на больших неприкосновенных глубинах она хранится много надежнее. Поэтому мы в принципе ничего потерять не можем: живо то, что живет в нас и, наверное, и дальше будет жить в нас и в вечной Вечности». Не могу не сказать об удивительной фотографии. Какие красивые, одухотворённые лица. Но мне кажется, на них уже лежит отсвет грядущей катастрофы, чувствуется неосознанное напряжение и лёгкая печаль.

С глубоким уважением,

Марфуша Недотёпова   25.11.2011 19:12     Заявить о нарушении
Марфушенька, дорогая, спасибо, что Вы отозвались на два столь важных для автора места, значит, близких Вашему сердцу: первое - о Верочке, и игравшей в ней в молодости (забегая вперед, скажу, что и в старости) - силе жизни.Человек ведь действительно тайна из тайн и не только Достоевский о том говорит - Господь сотворил человека мало чем отличающимся от Ангелов и даже в чем-то имеющим преимущества - мы на земле имеем счастье соединятся со Христом телесно в Святом Таинстве Причащения. Однако человек с веками скорее все-таки оскудевает силами жизни. Об этом и святые говорили - об ослаблении человека к последним временам. Конечно, здоровье, живость, таланты в человеке - все от Бога, дары Его. Но с момента рождения - человек еще и обретает свободу управляться со всем этим. Мы не можем не радоваться красоте и богатства Творения - ибо это от Господа и одновременно не должны судить человека только по каким-то верхним пластам его жизни - скажем с точки зрения морали. Процитирую слова святого человека, изумительно обильно, даже в чем-то сверх естественного и обычного порядка вещей одаренного Богом: святого Иоанна Кронштадтского:
"ты видишь, что в тебе невидимо кипит жизнь мыслей, чувств, намерений и только ничтожная часть их высказывается языком или выражается на деле"
Меня в свое время поразила эта дневниковая запись уже очень пожилого человека.
Кипение жизни! Великие силы, которые в нас сокрыты как айсберг, которые тем не менее живут в нас и даже порой в отличие или независимо от внешней жизни, видимой и рассудочно постигаемой, они ВЛИЯЮТ НА МИР, они дышат, сквозят, излучают огромные потоки энергий...
Потом человек телесно умирает. Остается душа, которая предстанет пред Богом. Предстанет ли то, что кипело в ней? Явится ли это кипение в Вечности? И каким оно там будет? светом или тьмой окрашено? Найдет ли в этих кипящих силах души Господь то, что достойно вечной жизни?
Как трудно нам судить других. Как мало мы о них знаем... Но перед силой жизни, как перед теми ореховскими ливнями, теми водами, напоявшими изумрудные травы, мы должны все-таки с трепетом преклоняться... Такое мое скудное авторское суждения...

Спасибо Вам, Марфа - Ваша рецензия тоже просияла для меня этими живыми энергиями жизни. Спаси Бог.

Екатерина Домбровская   25.11.2011 19:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина! В характеристике Верочки Вы дважды упомянули ее «коронную» фразу: «Я не институтка, а современная женщина». Вы лишь намекаете на то, каким тоном была она произнесена, но мы, тем не менее, слышим эти звенящие победоносные нотки. Скольких бед и скорбей может избежать человек, не пытающийся вприпрыжку бежать «в ногу со временем», если он достаточно свободен для того, чтобы утвердить на деле свое право ориентироваться на вечность. Вы много, в разных местах говорите об этой, в сущности, зомбированности социумом, в которой со стыдом признавался даже Достоевский.
Одной из основ, на которых должно стоять воспитание, это ориентация молодой души на вечность, на ту простую, казалось бы, мысль, что мы созданы для вечности. Давление гражданственного подхода, отраженного в бойкой фразе, что можно не быть поэтом, а вот гражданином – обязательно, наоборот настраивает на сиюмитнусть, а поскольку «сия минутность» проскакивает очень быстро, так, что не успеваешь и ухватить, жизнь превращается в постоянный бег. Много отсюда проистекает мучений для наших душ.

Нина Изюмова   25.11.2011 16:40     Заявить о нарушении
Бежать в ногу со временем - дорогая Нино, я понимаю как оглядывание на мiр, на духовную зависимость от мiра, - в целом. Это не только духовное обмирщвление души, это и тщеславная зависимость от людского мнения, горзадо более могуча, нежели зависимость от Бога. Современность понятна , какая она. Но рань - т е девушки, как Анна Григорьевна Достоевская к примеру, имели в виду - более независимое и смелое поведение в жизни женщины. Вот Вера вопреки страхам родни, отправляется в экспедицию по Поволжью в крестьянском платье. Брат - молодой человек, дает ей нож, а пожилой Николай Егорович тратит при своей занятости почти неделю на то, чтобы проводить племянницу - не оставляя ее совсем одной. Но она уже не боится и готова рисковать. Вот ее понимание современности. Для нее это - не быть тепличной. Она и в пасть к "Распутину" готова отправиться... Смелость, готовность рисковать... С одной стороны, конечно, опасные, рискованные свойства для девушек. Но в дальнейшей жизни Вера тоже не размякла.
Согласна полностью, что в воспитании главное - внушить понимание и веру в то, что цель жизни - вне этой жизни. И все должно подчиняться здесь тому, чтобы было светло там. А это - непременные отречения и ограничения, что так трудно принимает всякий человек, пока не вкусит сладости Богообщения. Но как трудно успеть сделать то и то (разумеется, при Божией помощи)!
Спасибо, Нино дорогая, за Ваши ценные размышления. Надеюсь - у нас по плану книги будут еще поводы продолжить этот разговор.
Ваша благодарная Екатерина.

Екатерина Домбровская   25.11.2011 16:59   Заявить о нарушении
Независимое поведение женщины! Как по-разному это можно понимать. Анна Николаевна была не менее независима, чем ее внучка, но основа, мотивы и направленность этой независимости были иными. Разумная осмотрительность, даже осторожность несомненно были обязательными составляющими ее поведения. Думаю, что дерзость (или дерзновение, кто рассудит?) взять на себя непомерный груз приводит к тому, что этот груз действительно появляется. Впрочем, этот груз может быть понесен как Крест. Антиномии, антиномии...

Нина Изюмова   25.11.2011 17:32   Заявить о нарушении
А вот для меня эта сухонькая, в кирзе и плюшке, но в белоснежном воротничке, одинокая, давно не знавшая иного тепла, кроме родственного, немолодая женщина вызывает благоговение и восхищение силой духа, сохранённым чувством собственного достоинства. В нищете и испытаниях чаще ломаются те, кто, простите, "из грязи в князи". Я долго ночью не могла уснуть, прочитав эту часть. Я была потрясена, Вера Александровна напомнила мне учительницу из другого класса, в тех же сапогах, в одном всесезонном платье под тем же плюшевым жакетом -этим символом нишей моей Отчизны. Она одна вырастила дочь инвалида, выучила её, именно к ней и отвела меня, первоклашку, в библиотеку, которой заведовала её дочь. И я прикипела душой к тем потомкам, как шептались, "из бывших", потому что в этих женщинах-старенькой маме и дочери, было что-то, что притягивало детскую душу, какое-то редкое благородство и то, что я не могла тогда объяснить, но мне хотелось быть похожей на них, а не на красиво одетых и уверенных в себе богатых соседей.
С уважением.

Татьяна Шайдор   25.11.2011 19:44   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая татьяна за замечательное воспоминание. В нем есть большая глубина. А что касается Верочки Александровны , то придется дождаться окончания большой этой главы (идет следом) где и будет подробнее Верина последующая жизнь. Однако сразу скажу - мне было 11 лет, когда Верочка скончалась и, хотя последний год жизни (уже болея) она жила у нас в Москве, мне не пришлось что-то подробнее о ней узнать из сокровенного внутреннего, но писем немало и они говорят...

Екатерина Домбровская   25.11.2011 19:48   Заявить о нарушении
И у меня вызывает восхищенье! Но наша дорогая Екатерина задает нам и себе вопрос о причинах происшедшего. И я ищу ответ.

Нина Изюмова   25.11.2011 19:49   Заявить о нарушении
да, дорогие сестры: я самой себе задаю горькие вопросы. Мне давалась эта глава очень с большим трудом. Но на сердце живет некая отрада и надежда. Попробую ее подкрепить в дальнейшем!

Екатерина Домбровская   25.11.2011 19:50   Заявить о нарушении
Когда мы вспоминаем наших дорогих ушедших, мы ощущаем такую живость и полноту любви к ним,что невозможно представить, что мы любим лишь свои воспоминания. Для меня это одно из сильных свидетельств бессмертия души!

Нина Изюмова   25.11.2011 20:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Потрясающий, будоражащий воображение и мысль, образ сестры бабушки, созданный автором, встаёт со страниц этой книги. Кто жеона,«прожившая скорбную, такую горькую жизнь не унывавшей, и так и не сдавшейся когда-то красавицы, - обаятельной молодой писательницы, а затем ореховской чуть ли не затворницы, которую окрестные крестьяне называли «ореховской барыней». "Барыня-пустынница… Страшно исхудавшая, но подвижная, – нет, не старушка, но пожилая - все-таки дама, хоть и в кирзовых сапогах, и в плюшевом деревенском жакете, под которым что-то очень старое и бедное и темное на выступающих острых, почти девичьих плечиках, и тут же безупречный белый воротничок, старинный крестик и вечная черная бархотка с древней светлой камеей на старческой шее. Всегда навытяжку спина и вскинутая высоко голова». Это портрет двоюродной бабушки Е.Домбровской. Читаю, вновь и вновь возвращаясь к трагической судьбе талантливой женщины, творческий потенциал которой в полной мере не был реализован, отнюдь, не по её вине. Революция, последующие катаклизмы отняли у нас, возможно, очень яркого исследователя, наделённого чуткой душой и рано проявившимся даром прозаика. Об этом можно судить по отрывкам из рукописи Веры Александровны, хранящейся почти сто лет в фондах Российской государственной библиотеки, но до сих пор не опубликованной. Безмерная благодарность Е. Домбровской за предоставленную возможность познакомиться с её творчеством, узнать ещё одно имя, принадлежащее фантастическому Серебряному веку русской литературы. Даже по этим небольшим отрывкам, приведенным автором, можно судить о ярком даровании, но остаётся только печалиться о трагической судьбе неординарной личности.
И всё-таки не сломалась, не склонила вскинутую высоко голову. Организовала вместе с сестрой музей своего знаменитого дяди Н.Е.Жуковского. Две замечательные женщины собирали, хранили, сберегли для потомков не просто документы и экспонаты, а живое дыхание времени. О многом хотелось бы написать, но это получится не рецензия, а отдельная глава, так много вложено мыслей, размышлений, духовных откровений автора в очерк трагической и прекрасной судьбы одного из своих потомков, занимающей одну строку в Помяннике славного рода. Наверное, мои пространные размышления здесь не очень и уместны, поскольку всегда, когда пишу, испытываю смущение и страх прикоснуться к такой великолепной прозе своим суховатым и скудным языком. Нет, не дотянуться мне до одухотворённой высоты этой книги.
Могу только поблагодарить за этот бесценный подарок читателю, заставляющий тянуться к высокой планке постижения чего-то, лежащего за пределами обыденного, мысленно возносясь к "Не Кантовскому небу", как выразилась автор.

Татьяна Алейникова   25.11.2011 14:08     Заявить о нарушении
Ну что Вы, дорогая Татьяна, какой уж там "суховатый язык" - и Вы сами, и язык Ваш - вполне пламенные. И прикосновение Ваше может воспламенять - чему уже есть свидетельства - как восприняли коллеги Вашу рецензию на первую половину этой книги. Мне очень дорого, что Вы так великодушны к Вере - ведь не проста судьба, неоднозначен человек, трагичен ее духовный кризис, который во многом и обернулся потом такими тяготами ее второй половины жизни. Но рассказ о ней еще не окончен: мы еще увидит, как просветлел и прояснился ее духовный взгляд.
Боже, милостив буди нам, грешным!

Екатерина Домбровская   25.11.2011 14:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 69» (Екатерина Домбровская)

Признаюсь, я давно и с большим нетерпением ожидала рассказ о Вере Александровне Микулиной, потому что остро занимал вопрос, как пережило дворянство сложнейший период истории, когда после революции целые классы и сословия были поражены в правах. Поражены- мягко сказано, в большинстве своём были преданы на заклание. Если не погибли на принудительных работах в первые послереволюционные годы, если избежали концентрационных лагерей в 18-20 -х годах, именно тогда они появились, если пережили «чистки» и запрет на профессии, террор и массовые гонения, как же они выжили, эти прекрасно образованные, хорошо воспитанные, щедро одарённые люди, когда рухнули привычные устои, когда обрушился их мир, и они оказались в иной среде, жёсткой и опасной для жизни. Мне хотелось услышать это из первых уст, не из труда холодноватого исследователя-историка, для которого судьба тысяч - это предмет исследования, а из свидетельств родного человека, потомка, для которого пережитое его близкими - боль, память, любовь, сострадание. Я нашла ответ на этот вопрос в рассказе судьбе Веры Александровны. Мне трудно это комментировать, потому что мысленно ещё там, возможно, не в периоде её относительно благополучной жизни, наполненной творчеством, поисками, впечатлениями, не безоблачной, но яркой и много обещающей впереди 27 –летней красавице, писательнице, а в тех горестных, полунищих годах заката так много обещавшей жизни. В этой части главы столько радости и света, сохранённого детской душой в воспоминаниях о времени, проведённом в родовом гнезде, столько горечи и боли, когда автор рассказывает о главном, о судьбе, о заблуждениях героини повествования, об утрате веры, что невольно заражаешься этой болью, отдающейся в сердце горечью и сожалением. Но ещё требуют осмысления и обдумывания вопросы, поставленные автором себе и читателям.
Могу лишь добавить, что это мощный по замыслу и воплощению отрывок.
С уважением,

Татьяна Шайдор   25.11.2011 11:21     Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемая Татьяна за Ваше горячее сопереживание темам и героям книги. Бесценно оно для автора! Подробность: после Вашего прочтения - обновила главку - добавила один новый документ.
Поклон Вам сердечный! Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   25.11.2011 11:59   Заявить о нарушении
Уважаемая Екатерина, дополнение, внесённое Вами в текст, а именно поразительное по трагизму письмо отчаявшейся Веры Александровны В.Д. Бонч-Бруевичу, написанное в 1933 году, как нельзя лучше характеризует положение тех, перед кем нынешняя Россия в неоплатном долгу. Я бы сказала, что это приговор сталинизму, который до сих пор находит своих сторонников даже в среде умных и интеллигентных людей. Прошу простить, возможно, излишнюю эмоциональность, но читать это письмо без боли душевной -невозможно! Я могла бы привести подобные документы, найденные в архивах, которые для меня навсегда исключили возможность оправдвния того, что сотворили с лучшими умами России. Судьба Веры Александровны -печальное тому подтверждение.
Осмелюсь привести отрывок из потрясшего меня письма.

"Дело в том, что дальше жить в единоличном хозяйстве нельзя – это нелепо и не имеет вообще никакого смысла, надо или идти в колхоз, или же поступить на службу в ШКМ, где я, отлично зная немецкий язык, могу принести большую пользу, а так же могу заведывать хозяйством школы – но путь мне закрыт всюду, как лишенной прав, а лишена я по какому то сплошному недоразумению, т.к. быть дочерью бывшей помещицы и построить в 26 г. маленький маслозавод с 8-ми сильным двигателем – очень небольшия преступления. Если Вы знаете т. Кутузова и можете помочь мне в том, чтобы меня возстановили, то этим Вы дадите мне возможность попробовать еще в третий и последний раз начать новую жизнь и тогда думаю, что я могла бы попробовать опять начать писать. Но если это не удастся, тогда, не имея возможности жить в Москве и оставаться в деревне, не знаю куда мне уполсти, чтобы докончить свои дни, не надоедая никому. Преданная Вам В.А.Жуковская.
С.Черкутино Ивановской обл. д.Орехово."
Господи, писатель, иссследователь, женщина в расцвете творческих сил и возможностей, способный принести столько пользы народу, молит о какой угодно работе, испращивает место, куда можно "уползти". Не ужас ли это?!

Татьяна Шайдор   25.11.2011 12:48   Заявить о нарушении
Простите, не могу исправить, "способная".

Татьяна Шайдор   25.11.2011 12:51   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна. Вы так остро сопереживаете жизни других - поистине по-христиански! Благодарю Вас горячо. Ваша Е.

Екатерина Домбровская   25.11.2011 13:03   Заявить о нарушении