Рецензии на произведение «Двуперстие и троеперстие»

Рецензия на «Двуперстие и троеперстие» (Игорь Орловский)

Игорь, здравствуйте.
Предлагаю Вам ознакомиться с моей статьей (здесь же, на "прозе.ру") "Яко же и Христос", - она как раз на тему двоеперстия и троеперстия. Смену одного жеста другим я рассматриваю как одну из граней процесса смены парадигм христианского самосознания.
С уважением, Георгий Неминущий

Георгий Неминущий   11.02.2017 06:09     Заявить о нарушении
Вашу статью глянул краем глаза...

Нет, не осилю.

С уважением,

Игорь Орловский   22.10.2017 18:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Двуперстие и троеперстие» (Игорь Орловский)

Здравствуйте, Игорь. Буквально несколько часов назад я сидел в архиве и читал дело по старообрядцам (ГАСО,75,1,24). Период - начало-середина 19-го века. Среди документов - полемика с правящей церковью, властью и обращения к Императору. Запомнился один "анекдот", преследовавший сразу несколько целей. Речь в нём шла об освящении в 1473-м (вроде, не ошибаюсь) митрополитом Геронтием Успенского храма. Так вот: он ходил против солнца, и это чуть не вызвало бунт среди москвичей. Иван Третий тут же вызвал "негодника" к себе и потребовал "не навлекать Божьего гнева". На что получил ответ, что, мол, как привык, так и хожу. Да и вообще: нигде не сказано, в какую именно сторону ходить надо. Упёрся, короче. Назначили малый собор из "экспертов", тот года за три перелопатил всё, что можно, но "инструкции" не нашёл. Написано, что по кругу, и всё. Меж тем церкви всё строились и строились, но не освящались. Народ вновь зароптал, но уже на царя, и Иван Васильевич сдался. Разрешил ходить митрополиту по своему усмотрению. Но - "без упоминания в Уставе". Т.е., в 15-м веке движение "против Христа" не было канонически зафиксировано и вскоре всё вернулось на круги своя, посолонь.
То есть, старообрядцы подавали Императору сразу три посыла: о посреднической роли царя меж церковью и народом; о том, что разница в обрядах не является ересью; и, наконец, упрёк Никону и Алексею Михайловичу в том, что те свои-чужие обряды вписали в устав и сделали их обязательными. Впрочем, на эту тему можно разговаривать долго.
С наступающими праздниками Вас!


Дмитрий Криушов   26.12.2016 22:03     Заявить о нарушении
БлагоДарю Вас за интересную рецензию!
Про старообрядцев можно разговаривать долго. Мой друг юности сначала закончил заочные богословско-пастырские курсы в РПЦ, потом стал диаконом в РИПЦ, потом (параллельно с диаконством в РИПЦ) стал священником ещё в одной мелкой православной организации (не помню аббревиатуру), потом стал священником у греко-католиков, потом ушёл в старообрядцы-беспоповцы и у них крестился вместе со своей семьёй.
К старообрядцам он присматривался ещё со времён своего пребывания в РПЦ.
Рассказывал мне о многих догматических обрядах, некоторые из которых, на мой взгляд, крайне нелепы. Например, таинство крещения совершается только в обнажённом виде. Если крестится женщина, то она должна войти в воду в халате, потом, стоя по горло в воде, его снять и держать в руке. А после совершения священнодействия должна одеть халат и выйти из воды. Зачем? Исстари так повелось.

Но есть и чему у старообрядцев поучиться. Например, когда я говорил двум родившимся в старообрядчестве женщинам о том, что я считаю нужным молиться на современном русском языке, они меня понимали. Отвечали, что их старообрядческий Октоих - это ПЕРЕВОД с греческого, а не ПОДСТРОЧНИК ПЕРЕВОДА, как у никониан. Что делает богослужение понятным.

Вот здесь я писал о гонениях на старообрядцев
http://otshelniki.com/threads/pravoslavnye-staroobrjadcy.669/

C наступающим Вас Рождеством Христовым!
Творческих успехов!

Игорь Орловский   26.12.2016 22:32   Заявить о нарушении
Что такое догматические обряды старообрядцев? Почему они так цепко держатся за каждые мелочи, порою нелепые?
Я считаю, что по причине МАГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Над магическим типом сознания идёт МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.
Над мифологическим типом сознания идёт РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ.
Поскольку рациональный тип сознания смотрит не целиком на всё, как оно есть, а смотрит на всё только с помощью рассудка (то есть смотрит ограниченно), со со временем должно явиться ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.

Игорь Орловский   26.12.2016 22:51   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь. Прошёлся я по Вашей ссылке, почитал. Нашёл интересные факты, но с некоторыми тезисами несогласен. К примеру, что никоновские тексты - калька с греческого. Скорее, это - компиляция, составленная из прежнего текста, переводов киевских униатов, с прибавлением жуткой отсебятины из неологизмов. Да, они, как правило, "калька", но вводились они не ради "исправления" а, по указке Никона, "чтобы не по-старому". Именно такое указание чаще всего встречается в письмах Никона горе-переводчикам. Да и с чего им было переводить? Прежним, хранившимся в Кремле греческим книгам у Никона доверия не было, а то, что было привезено его "эмиссарами" из Греции... читал я список. Таук вот: да, такое собрание сделает честь любой библиотеке: и Платон-то тебе, И Аристотель, и Плутархи всякие с Геродотами и даже кое-что из "папёжных" сочинений, но собственно богослужебных книг там было меньше десятка. Даже Библии, и той не было. Отсюда вопрос: а с каких первоисточников, спрашивается, "правили"-то? Не правили они, а сознательно калечили! Оттого-то старый текст читается легко, с удовольствием, а после "правки" - через пень-колоду.
Что-то я с Вами опять заболтался. Но ещё пару фраз: наши безпоповцы при крещении догола не раздеваются, остаются в рубашках. Раздевание - это ваш местный "закидон". Наверное, какому-нибудь старцу лет этак... назад подумалось, что раз крещение есть второе рождение, то надо быть голым, как при первом? Да уж, наворотили дел Никон с "Тишайшим".... "Аврора" "отдыхает". Да и не было бы её, наверное, если бы не Раскол и не унижение, не предательство своей Веры.
Искренне Ваш, Д.К.

Дмитрий Криушов   27.12.2016 21:47   Заявить о нарушении
Дмитрий, благоДарю Вас за разъяснения! Значит, старообрядцы всё-таки были правы, когда говорили мне, что Никон сознательно испортил тексты. Я был о Никоне лучшего мнения. Особенно после прочтения книги его келейника Ивана Шушерина.

Игорь Орловский   28.12.2016 18:29   Заявить о нарушении
А Вы попробуйте посмотреть... боюсь соврать, но автор точно Кутузов, а зовут, кажется, Алексей. Он - старообрядческий священник (вроде - белокриницкого согласия). Книжка уже давно вышла и посвящена именно подоплёке "улучшательства". В названии что-то про Никона и раскол. Автор хорошо "покопался" в архивах и обязательно даёт ссылки на первоисточник.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Криушов   28.12.2016 19:55   Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Игорь Орловский   28.12.2016 19:57   Заявить о нарушении
Пытаюсь прореагировать на приписывание автором т.н. староверию "магического" типа сознания (не знаю - по адресу ли, точно ли попал в нужную колонку...).
Уважаемый автор! Утверждение о "магическом" типе сознания "староверов" (а на самом деле - православных христиан, не согласившихся с реформами - вскоре переросшими в погром - Никона-Алексея) есть басня, пропагандистская "утка", умело и успешно распространенная за почти 400 лет русского раскола. Ничего удивительного, что и Вы поверили этой басне, - трудно не верить, когда отовсюду трубят одно и то же с трибун как церковной власти, так и светской.

Да, к сожалению, за долгий период раскола и полемики и апологетики, у многих древлеправославных христиан ("староверов", или "старообрядцев", а до 20 века - "раскольников", как называли их гонители) "острие полемики" переориентировалось с сути раскола на сопутствующие моменты, с самого, так сказать, греха на следствия и разнообразные казусы и нелепости, пускай и трагические, к которым грех этот привел и приводит.
Грех же - только в одном: Предание, т.е. сам "способ", или "тропос" жизни в Вере, стоять в которой научены были русичи, крещение принявшие при Владимире, практически в одночасье был от лица властей объявлен ересью, невежеством, безбожием, и на него - собором, с приглашенными заграничными иерархами! - были изнесены жуткие проклятия, с ругательствами и кощунствами. Т.е. вся христианская дораскольная история Руси - с ее святыми, чудотворцами, всей христианской культурой - была анафематствована самым кощунственным образом. На глазах у христиан властью предпринят был разгром Православия, разгром Веры - именно так оценили происходящее здравомыслящие, честные, верующие люди ("расколотворцы" и "расколоучители", на пропагандистском языке реформаторов). Власть (и "духовная", и политическая) брала курс на осуществление определенных стратегических политических планов. Ясно, что несогласие с хулой и проклятиями стало расцениваться как несогласие с "генеральным курсом" государства, вступавшего на имперский путь. Государства, в котором Церковь должна была добровольно забыть о том, что она - не от мира сего, что она - "невеста Агнца", и превратиться в "министерство по духовным и моральным делам". Вот и разделился некогда единый "народ Божий", сущий в Русии, на тех, кто просто остался стоять в Предании (и это стояние вскоре стало подвигом), и тех, для кого "нет ни старой веры ни новой, а есть лишь то, что начальници велят" (слова одного из "никонианских" иерархов той поры). Должны были начаться и начались репрессии, в которых активное участие приняла эта, вторая часть.

И теперь - никуда не деться от этого, с этим им приходится жить! - вот уже почти 4 века руки "господствующей церкви" (так называют древлеправославные, т.е. "старообрядцы", официальное, "государственное", народившееся после раскола "православие") по локоть в крови убиенных братьев-христиан. Поистине "мистический ужас" - в том, что за официальными аббревиатурами и привычными благостными картинками, за всем тем, что доныне проповедуется и будет далее проповедоваться как "Русское Православие" - запах жареного человеческого мяса (слова В.В. Розанова).

Георгий Неминущий   11.02.2017 23:31   Заявить о нарушении