Рецензии на произведение «21. Сокровища нищего»

Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Катенька дорогая!

Скорби, скорби... А ты не скорби - возлюби...
Как это сладостно читать, как трудно принимать в жизни... Но не бывает награды без подвига, а подвига - без труда и испытаний...
Преподобному Варсонофию Оптинскому и то выпали скорби при конце дней... Милость Божия и так изливается...

«Крест - есть воля, готовая на всякую скорбь». / преп. Исаак Сирин.

15 января 1911 года по наречении во епископа архимандрит Сильвестр произнес слово, которое произвело на присутствующих огромное впечатление, уже потому, и с каким чувством оно было произнесено, так и из-за его содержания. Слово священномученика оказалось пророческим относительно его собственной будущей участи. В своем слове архимандрит Сильвестр сказал:

"Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: егда бе юн, поясашеся сам и хождаше, аможе хотяше; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и Ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши (Ин. 21, 18). Когда я был более юн, действительно поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел.
С двух сторон нас ведут и влекут. По слову апостола, "плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Гал. 5, 17). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более, чем когда-нибудь, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши. Трудно и страшно ныне архипастырствование".

Более ста лет этим словам, а как они современны... О свмч. Сильвестре архиепископе Омском - http://www.proza.ru/2013/03/11/778.

Поклон Вам и благодарность. Ваша Таня.


Татьяна Вика   11.03.2013 11:37     Заявить о нарушении
Дорогая Таня, огромное спасибо и низкий поклон: зашла по ссылке - великое дело - прикосновение к жития новомучеников - сияют неземным светом, учат Истине. Очень Вам благодарна.
Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   11.03.2013 12:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

"...Тут же была послана ей более сложная духовная гимнастика: держать свое самосознание и устроение, и настроение вне любых внешних житейских и человеческих опор и утешений, вне сравнений с успехами и более легкими путями других, концентрируя все внимание и все силы жизни только на состоянии своего внутреннего человека и глубочайшей зависимости своего существования ежемгновенно от Одного только Бога..."

- Оставь за порогом , если огорчение от людей , и прими с радостью , если от Бога , - так научала когда - то меня , моя бабушка.

Склоняю голову в тихой молитве за жизненный подвиг и крест Анны, и поминаю в ней старого , безмолвного монаха , светлым ликом которого так хочется поделиться с Вами , дорогая Катя...

http://www.proza.ru/2012/01/25/2210

Элеонора Андриевская   27.07.2012 15:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, вот и заканчивается повесть о пути Анны. Хоть и много испытаний выпало на её пути, но они укрепили и очистили её сердце. Как верно сказано: "Церковь свята, что бы внутри нее не творили отдельные люди".

Благодарю! и дай Вам Бог здоровья!

Елена Воскресенская   09.06.2012 16:58     Заявить о нарушении
Елена, спасибо Вам, дорогая. Но Повесть не окончена - на днях будет еще глава и намечено еще несколько. Просто была пауза. А сейчас их 22 главы.
Низкий поклон за терпение и чтение. Признательная Вам Екатерина.

Екатерина Домбровская   09.06.2012 18:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Не на текст пришла, к сожалению, а поздравить Вас, Катенька, с Благовещением и Вербным Воскресением. А тут у Вас такая ива пушистая!

Мария Антоновна Смирнова   08.04.2012 20:10     Заявить о нарушении
Дорогая Маша, рада вас видеть в любом качестве, а тем более с поздравлениями. Спасибо! Я тоже Вас поздравляю - дай Бог пройти Страстную и добраться до Светлого Христова Воскресения - и Вам, и себе того желаю.
Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   08.04.2012 22:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Перечитываю и всё ещё не нахожу других слов, кроме благодарности .
Как милостив был отец Нектарий.
Что важнее бывает, как не подать надежду в трудную минуту.
Низкий поклон Вам за книгу.
С уважением
Л.

Лариса Морозова Цырлина 2   04.04.2012 23:56     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Лариса: Ваше доброе слово мне очень дорого. А мысли по поводу текста были бы вообще бесценны, поскольку Вы духовно опытный человек.
Я Вам очень признательна!
Екатерина.

Екатерина Домбровская   04.04.2012 11:03   Заявить о нарушении
Вот эта Ваша мысль особенно близка -
______________
В миру человек становится участником и одновременно зрителем калейдоскопа событий: мелькают люди, новости, меняется характер деятельности, покупаются новые машины, квартиры, дома, рождаются дети, внуки, меняется политический климат в стране, и это тоже становится предметом умственной, душевной, физической суеты, имитирующей жизнь. Человек ищет и находит для себя теплые ниши – кто что: семейная жизнь, профессия, творчество, друзья, путешествия и развлечения, политика, карьера, - только бы заполнить страшную пустоту безмолвного бытия, потому что стоит только раз остановиться – как это безмолвие обрушивается на человека как неотвратимое цунами. Вот почему для многих самые тяжкие испытания, когда в жизни «ничего не происходит», или: «все одно и то же».
_________________________

Многие боятся остаться наедине с этой тишиной.
А есть те, кто не чает обрести её.
Этот путь требует от человека больше , хотя выбор есть всегда - можно и не следовать ему.
Это не награда, не доблесть - а выстраданный путь.
Не так просто встать на него, тут собственного самовольного желания недостаточно. Надо долго слушать эту тишину, в которой и есть Божий замысел, в которой можно услышать Его голос. Собственно, создавая человека, Бог, наверное, надеялся обрести собеседника.
А мы суетимся, щебечем что-то своё, только бы не остаться наедине с ТИШИНОЙ.
__

Лариса Морозова Цырлина 2   04.04.2012 23:32   Заявить о нарушении
Замечательный комментарий у Вас на эти слова. И добавить нечего! Спасибо. Ваша Е.

Екатерина Домбровская   05.04.2012 09:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Больно и трудно отказываться от исполнения своих желаний, даже самых во-видимому, хороших. Несколько утешает мены мысль(перефразируя слова о свободе): там, где кончается мое желание, начинается желание Другого. А Он - "Желаний краю", "Истинное желание", поэтому чего еще желать? стоит ему довериться. Самые трудные слова в "Отче наш": да будет воля Твоя.
Анне сложно с духовником с его "человеческими качествами". Хочется, и очень, утешений человеческих. А из все равно не бывает, они все от Бога, вроде той золотой чешуйки с потолка... тем и утешаемся ))

Хочу Стать Ангелом   01.04.2012 01:22     Заявить о нарушении
истинно верно Вы увидели суть этой главы и я очень вам благодарна. При"такой" жизни как у Анны (внутренней) - чешуйки с купола - это как манна Небесная. Спасибо Вам!

Екатерина Домбровская   01.04.2012 01:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Абсолютна уверена, уважаемая Екатерина, что и вторая Ваша книга-подлинное, ещё в полной мере не оцененное событие в духовной жизни русского народа, в жизни Церкви, сохраняющей святоотеческие традиции.Событие для тех, кто остается верен её веками складывавшемуся укладу. Она уже событие для вступающих на этот путь, проложенный заботливым верующим сердцем истинного подвижника. Благодарю!

Татьяна Шайдор   01.04.2012 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Вы всегда так щедро и широко хвалите авторов и тем самым очень их поддерживаете. В том числе и меня.
Но на самом деле судьба этой книги - исключительно в руках Божиих. А мы что? делаем, что можем в меру наших сил.
"Я насадил, Аполос поливал, но взрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, все Бог возрасщающий" (1Кор. 3:7) Вот так говорил апостол Павел.
А Вам - мой поклон и сердечное спасибо за утешительное слово.

Екатерина Домбровская   01.04.2012 00:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Всегда удивляло, почему серьёзные, глубокие произведения крайне редко оцениваются по достоинству. Вот и эта книга имеет всё возрастающее число читателей и немногих, решающихся высказать своё мнение. Не интересно, нет, не оторваться, не актуальна, напротив, у нас так упорно и безнадёжно ищут национальную идею. Где же те патриоты, что борются за чистоту рядов, проводя время в бесконечных распрях, что они читают, чем наполнены души тех, кто ратует за возрождение Росии и веры. Возможно, в сотнях тех, кто остался неизвестным, и есть истинные патриоты, но они настолько скромны, что предпочитают уступить любителям анекдотов или фэнтэзи – этой услады состарившихся подростков, засыпающих восторженными комментариями авторов нетленок. Очередная глава собрала массу читателей, среди них немало постоянных, почему же не выскажут своего мнения? История женщины, пришедшей к вере, показана с поразительной силой и дратизмом.
Образ Анны выбивается из современных реалий церкви, нынешней её философии, впитавшей нечто от гламурного и прагматичного времени, где всё меньше подвижничества и всё больше желания осовременить и пересмотреть тысячелетиями складывавшиеся традиции, с попытками посягнуть на каноны её, что, вероятно, это вызывает в какой-то мере непонимание и отторжение твёрдой, не допускающей уступок, позиции героини, её аскетичной жизни, когда вокруг всё пронизано философией потребления. Анна –это литературный герой, который вызывает чувство неловкости за собственное несовершенство. А таких спешат скорее подсознательно отвергнуть, чем признать их правоту, потому что это делает собственные устремления слишком заземлёнными и никчёмными. Это лишает читателя благостного комфорта и самолюбования. Не этим ли объясняется то, что сотни читающих стараются отмолчаться. Ведь Анна-столь высокая планка, что будоражит душу, а мы ведь живём уже в другом обществе, где «лучше жевать, чем думать и говорить»?.

Марфуша Недотёпова   01.04.2012 00:05     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Марфуша. Вы высказали многое из того, о чем и мое сердце болит. Больно общество - и как же это может не отражаться на тех, кто из этого общества идут в монастыри, в храмы... Хотя такого горячего покаяния в народе Россия давно не видала, как в особенности чуть ли не в массовом порядке в начале 90-х годов (массовом - я разумею относительно всего числа вернувшихся тогда к Богу). В царской России главная беда была в ощущении духовного благополучия миллионов людей - благополучия Церкви. Это плохо закончилось, потому что благополучие было ложным.
А потом - уже ближе - к нашим дням, первоначальный порыв 90-х гг. ослаб, люди стали более тепло-хладными. И чтобы понять правильно опасность этой теплохладности, этого обмирщения Церкви, этого гламура, который все сильнее в нее проникает, мы не должны забывать Евангелие. Именно гонителю христиан Савлу Господь дает величающую благодать проповеди; апостолу Петру, отрекшемуся от него и трижды исповедовавшему свою любовь ко Христу Господь дает ключи от ада - знающий и оплакивающий себя великим грешником - не засудит грешника во ад зазря - у сердце от покаяния смягчилось и стало милосердным, потому что очистилось от гордости.

Сначала покаяние - свв. отцы говорят так: сначала дается избранникам (не всем!!!) Дух покаяния, а уж после - Дух кротости. Сначала первое, а потом второе. А кротцыи - наследят землю: "Блаженны кротцыи яко тии наследуют землю"(Мф. 5:5).
"Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его" (Пс. 24:9-10). О чем эта строка 24 Псалма? О том, что праведности научатся не все, но только кроткие. Наставит на суд - по толкованиям отцов - наставит на понимание заповедей и путей Господних, на то, чтобы сознательно и разумно проходить этот путь. (Наставления Аввы Аммона).
А то, что многих смущает образ Анны и ее жизнь - причины у читателей могут быть очень разные. Но ее путь, которым ведет ее опытнейший духовник - это классика православной аскетики. Хотя Анна и не живет в монастыре и половины тягот монастырских на себе не несет, а потому , если говорить строго: я бы совсем уж полноценной аскетикой этот путь не считала. Как бы ты не жил дома - это не монастырь, тем более современный. Зато все брани и тяготы, все внимание ее на пути обращены на внутреннюю борьбу со страстями за чистоту сердца. А другого пути (и других способов, о которых очень кратко дает представление повесть) обрести чистоту нет. Об этом и говорят великие старцы в том числе и в этой главе. Нового тут ничего не открывается. Скорби, болезни, самоумаление, самоукроение, смирение и тому подобное.
Все по вере: насколько доверяет человек Богу, настолько верит и Его Евангельскому Слову. А оно, как известно ЖЕСТКО. И многие, как гласит Евангелие из тех, кто ходил с Ним, даже не пути не выдерживали, а Его Слова, настолько она было им странно, дико, и ужасно. Они уходили от Него. И сейчас уходят или даже близко не хотят подступаться - корректируют и редактируют Откровение Божие.
Цена всегда одна - Вечная жизнь.
Но мы знаем только одно точно, что судить Господь нас будет по Евангелию. А значит, и по тому предельно жесткому слову, исполнение которого вышеестественно для обычного человека. Чтобы исполнить Евангелие - нужно идти путем свв. отцов - путем узким и скорбным и требующем самоотречения: "Если праведность ваша не превзойдет прав"(Мф. 5:20) - это говорит Сам Господь. А книжники и фарисеи был грамотные люди и исполняли Закон. Но Господь сказал, что мы должны превзойти праведность "ока за ока", а научиться подставлять щеки и любить врагов. Научиться уступать свое место другим и любить их больше чем себя.

Простите, дорогая Марфа, за столь обширный ответ, но Вы мне своим текстом эту возможность открыли и я Вас безмерно благодарю.

Екатерина Домбровская   01.04.2012 00:49   Заявить о нарушении
Поправка - техническая неполадка: не пропечатались слова в цитате последней из Евангелия - где речь о том, что если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то мы не войдем в Царствие Божие: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф. 5:20).
Прошу прощения за досадную ошибку.

Екатерина Домбровская   01.04.2012 00:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Вот что замечает в скобках, как якобы нечто второстепенное, наш дорогой Автор: «Себя-то обличить всегда проще, надежнее и много спокойнее, нежели обвинить в своих неурядицах недолжные обстоятельства или списать неудачи на других». И далее: « Анна все-таки понимала, что таким образом ее учат не рассуждающему послушанию, смиряют буйный человеческий, привыкший к критике и аналитике ум: ведь именно в критике и аналитике она всю жизнь старалась усовершенствоваться как публицист…»
Очевидно, что для большинства из нас дело обстоит как раз наоборот: все виноваты – и окружающие люди, и обстоятельства, но только не мы сами (здесь и находит пищу дух критики и анализа!). Важно понять, что именно привело героиню к такой «перестановке акцентов»? Навык к покаянию и связанная с ним способность видеть свои грехи? А, может быть, душа достигла состояния независимости от внешних событий, что и есть истинное самоуглубление в те сферы, где обитает Царствие Божие? Так или иначе, такое изменение ракурса многое говорит о духовном росте героини.
Пронизывают сердце рассуждения о том, как героиня не успела помочь сыну! Я вспоминаю в связи с этим, как мать сына-алкоголика просила старца помочь ее сыну. А старец ответил: «Становись святой и так спасешь своего сына!» Здесь ответ тем, кто считает, что Анна зря теряла время, и что надо было спокойненько жить себе да поживать.

Нина Изюмова   31.03.2012 19:01     Заявить о нарушении
Самоукорение Анны дорогая Нино, - это без анализа - есть требование всех святых отцов и свидетельствует о подлинности покаяния человека. Если судить других ( в том числе и обстоятельства) запрещено Богом, то остается судить только самого себя. И совесть - натренированная! - она судит всегда много строже чем наш лукавый ум. Без самоукорения - невозможно обрести смирения. Всегда будет внутренний бунт и борьба - с людьми, с обстоятельствами, с помыслами. А без смирения - нет христианину спасения. Будет уже война не просто с обстоятельствами , с людьми, с помыслами, но с Самим Богом, который все это попускает человеку для того, чтобы он научился смиряться. И спасся, став святым.
Разве была правда в Распятии Невинного и Безгрешного? А мы все качаем свои права и отстаиваем свою маленькую человеческую правду.
Но из этого ничего не получается - только катастрофа.Получается, что самоукорение - ведет смирению, смирение, разрушает гордость и эгоизм, открывает путь в сердце человека Божественной благодати - гордым она не дается. Гордость - свойство диавола, и такой человек становится с ним все ближе и ближе: многие, увы, срастаются с ним.
Богородицу - святые отцы называют образом человеческой души - Она Самая смиренная после Бога.
Освобождаясь от гордости, научаясь смирению ( а оно, возвращаюсь к началу) не может состояться без самоукорения, человек начинает наполняться Духом Святым (Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5:5)) - Дух его полностью преображает и перераждает - дух, душу и тело человека настолько, что мощи его становятся нетленными, благоуханными и целебными. Святой Дух уготавливает человека к жизни в Царствии Божием.
Получается, что самое трудное - отказ от "собственной" правды ради самоукорения - готовность подставлять другую щеку под пощечины и любовь к врагам и мучителям - есть не только главные критерии христианства, но и главные условия спасения человека - преображения его для Вечности.
Получилось длинно, но может, кому-то и важно усмотреть всю цепочку - а у свв. отцов все так взаимосвязано - цепь неразрывна - одно порождает другое.
Дорогая Нино, благодарю Вас за рецензию - и за то, что Вы очень точно использовали выражение "перестановка акцентов" - нет от ума надо отказываться, а акценты переставлять - с правды человеческой на Правду Божию. Тогда будет понятным и логичным самообвинения самих себя в первую очередь.
Правы Вы и в остальном. Конечно: Анна не ради интереса встала на этот путь. Жизнь привела.
Спаси Бог, милая Нино.

Екатерина Домбровская   31.03.2012 20:27   Заявить о нарушении
Все так. Здесь выход на другую животрепещущую тему: мать и сын. Именно великое смирение Богородицы сделало Ее Матерью Такого Сына. В данной главе Вы, с первого взгляда, лишь слегка касаетесь этой вечной темы, но Вы сумели сказать многое. Истинное материнство невозможно без смирения. Возможно, утрата, в особенности женщинами, этого качества породила развал семейных отношений и множество несчастий. А возврат к норме несравненно труднее, чем традиционное следование этой норме. Отсюда и неизбежность страданий Анны.

Нина Изюмова   31.03.2012 21:13   Заявить о нарушении
Но вот это и отличает Вашу героиню, что она нашла в себе силы вступить на путь спасения, себя и своих близких, живых и ушедших. Получив грозные предупреждения, многие ничего не меняют в своей жизни, вот что страшно.

Нина Изюмова   31.03.2012 22:43   Заявить о нарушении
Вы правы, хотя пути Господни все же неисповедимы. И мы не всегда можем с легкостью ответить на вопрос, отчего и для чего Господь попускал тем или иным людям те или иные скорбные испытания.
По церковному учению - "все согрешили" (Апостол Павел: "Господь всех заключил в грех, чтобы всех помиловать").
Судить судьбы других - что рукой разводить чужие беды.
Моя героиня предпочитала всегда судить только себя.
Вопрос о смирении женщин - краеугольный, конечно. Но как известно: женщина становится первой жертвой эпох падения Веры. Как только вера начинает падать в народе, - первыми задеваются и калечатся души женщин. Но они же, по мнению Достоевского - могут становиться, как мироносицы самыми мужественными и верными, возвращаясь к Господу. И таковыми становятся, как правило именно смиренные женщины. А смирение обычным людям подается за великое покаяние. Так мне представляется, но я могу и что-то недопонимать. Всегда трудно говорить отвлеченно...

Екатерина Домбровская   01.04.2012 00:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «21. Сокровища нищего» (Екатерина Домбровская)

Когда смотришь со стороны на этот путь. кажется, что видишь узор, выводимый незримой рукой... А когда человек сам проживает это, ведь это трудно все время чувствовать! Как тяжко!

Мария Березина   30.03.2012 22:53     Заявить о нарушении
Жизнь вообще тяжкая штука, но когда в ней появляется Тот, Кто выводит узор жизни, она обретает все! Жизнь Жизни! Это счастье - этот путь.

Екатерина Домбровская   30.03.2012 23:16   Заявить о нарушении