Рецензии на произведение «Луга детства. Трифолиум крестолистный»

Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Екатерина! Наберусь смелости обратиться за помощью от имени Ирины Каминой2, она просила прочитать ее работы "Вербное воскресенье" и "Пасхальное". Я оставила свои отклики, но там у нее есть сомнения на счет точности формулировок. А сама она, видимо, стесняется обратиться к Вам напрямую. Катя дорогая, Вас же не затруднит дать ей совет специалиста. С глубоким уважением, Татьяна.

Татьяна Кырова   04.04.2013 15:02     Заявить о нарушении
Танечка, я сейчас прочту непременно. Только какой же я спец? Но искренне отвечу. Спасибо за доверие , дорогая!

Екатерина Домбровская   04.04.2013 15:58   Заявить о нарушении
СПАСИ БОГ, Екатерину! Я знала, что отреагируете именно так. Рада Вас видеть! Удачи! С теплом, Татьяна.

Татьяна Кырова   04.04.2013 16:07   Заявить о нарушении
Катя! Какую вещь в дневнике Вы помещаете! Что за покаяние! В памяти - Отец Сергий толстовский.
А эти строки напомнили мне непочтительное отношение к усыпанной бриллиантами Иконы Казанской Божьей Матери Которую носили по богатым домам (помните, ваши "Воздыхания"):

"Вождь нашего воинства А.Н.Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим". Благодарю Вас, моя дорогая. Галя.

Галина Алинина   05.04.2013 12:20   Заявить о нарушении
Да. дорогая Галя - вот истинное училище покаяние, которой открывает нам важнейшие истины:
1. Мы отвечаем перед Богом не только за совершенные поступки, но и за мысли, помышления, слова (праздные, к примеру).
2. Что надо эти помышления и движения в сердце своем и уме учиться отслеживать - только это и есть настоящее САПОПОЗНАНИЕ. И себе не лгать, не оправдывать себя. А слышать правду в себе. Это утончает совесть.
3. Что в недолжных намерениях, которые могут присутствовать и при совершении на вид благого дела, нужно приносить покаяние Богу на исповеди. Господь судит намерения сердечные.
4. То, что даже в таком великом святом и праведном человеке, как Иоанн Кронштадтский страсти не умирают совсем, а спят и дают о себе знать, - нам очень важно понимать это. И учиться у человека великой святости, воскрешавшем умерших по телеграммам на расстоянии многих тысяч километров, - и в нем движется внутри недолжное. Это должно очень смирять тех, кто считает себя праведником, исполняющим заповеди. Увы - эти люди пребывают в чудовищном и опасном самоообольщении. Вся жизнь человека - в сердце.
Спасибо, Галя, за поддержку и внимание к Дневнику: я ставлю там самые свои дорогие отрывки, которые всегда были для меня путеводителями по жизни и такими остаются. Будет и 4 часть этого цикла Иоанна Кронштадтского - следите - по датам.

Екатерина Домбровская   05.04.2013 12:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина, доброе утро!

Прочитал новую редакцию – то ли главы 5, то ли 13. Конечно же, это получилось гораздо лучше – как-то более интимно, ближе и даже, как бы это сказать – мелодичнее. Окрашенный светлым, легким, без тоски и надрыва, ностальгическим лиризмом текст как-то по-особому заиграл, приобрел некую притчевость даже… Говорили, что святой Патрик вот так на трилистнике клевера объяснял кельтам догмат о Троице. Но как здорово претворился этот сюжет в рассказ о смиренности души, обретающей нежданные дары Господни! И разговор о догматических вопросах (где-то чисто умственный) вроде бы так естественно и просто получает нравственное и аскетическое измерение. Это несомненная удача, и я Вас поздравляю!

И вопрос: возможно, Вы его разъясните. Может быть, стоило рядом с идеей об отказе от настырного и своевольного искания даров в несмиренном и даже горделивом состоянии духа поставить и некий коррелят ей – в виде слов о том, что Царство Божией все же нудится, требует усилий? Чтобы малосведующие люди не приняли такой отказ за призыв к некой пассивности? Как Вы думаете? Возможно, я и ошибаюсь – разъясните, пожалуйста!..

И еще раз – спаси Бог за труды Ваши

Франк Де Сауза   17.10.2012 12:52     Заявить о нарушении
Никак не ошибаетесь, дорогой мой внимательнейший читатель. И я сейчас продумаю ответ и следом напишу... Благодарю за вопрос - он супер важный.

Екатерина Домбровская   17.10.2012 13:51   Заявить о нарушении
Обещала ответить, да все недосуг - ответ никак не созревал сам собой. Потому что он предельно прост - с одной стороны, а сдругой - весьма сложен, никак здесь не получиться отвечая шагать семимильными шагами...
Попробуем. Почему настырное и несмиренное искание даров запрещается? Потому что такое искание свидетельствует о том, что человек не вступил глубоко в покаяние, что он в этом покаянии застыл на какой-то точке и успокоился. а теперь ищет, грубо (очень грубо) говоря: воздаяния себе. Вопрос: а достоин я благодатных даров? Перед таким героем уже не стоит. Но вот когда человек прогрессирует и совершенствуется в покаянии и смирении у него рождается совсем другая система самочувствий и пожеланий. "Я полюбил страдание", - так говорил святитель Лука Войно-Ясенецкий. Как же так? Почему полюбил? Потому что прошел через страшное покаяние, не оставляя его познал великую спасительную, очистительную и благодатную силу страданий для грешного человечества. Не на словах познал, а на деле. Получил благодать. Искание даров - вместо искания чистоты душевной и осознания собственной реальной нечистоты - есть состояние прелести. То есть радикальной лжи и резкого уклонения с пути Божия. А он начинается с первой заповеди блаженства: "блаженны нищие духом"... Пока человек это проживет по-настоящему, следующие блаженства ему недоступны. Как Вы уже поняли, я объясняю про то как нудится Царство. Оно нудится только в насилиеи над собой, в самоумалении в покаянии и поисках той самой заветной "нищеты духовной", при которой о каких дарах будет мечтать человек? Если он ее стяжал, то разве ему не хотелось бы стать, к примеру, прозорливым? Ну, кому бы не хотелось (хотя прозорливцам не позавидуешь - великий крест), но такой человек не посмеет даже в помысле попросить о духовных дарах Господа - ему просто страшно станет тут же: он на миг увидит свою греховность как песок морской (признак вступившего в начало пути к совершенствованию) и прочувствует свое недостоинство.
А дары, как учит прп. Исаак Сирин приходят сами в свое время от Бога, если место будет чисто (место - сердце человеческое). Раздаятель даров - Бог. А мы раби неключимые, даже если и сделали что-то хорошее.
Дорогой мой читатель: Евангелие содержит всю глубину и широту христианской жизни. Трудно человеческим рассудком и соответствующей логикой вычленять для простоты понимания какие-то духовные законы. Видимо, если человек не понимает, то ему почему-либо рано это понимать. Но главное я сказала: если начинается стремление к обладанию благодатными дарами, это свидетельствует об уклонении человека с правильного пути в сторону прелести.Не потому ли многие повреждались в занятиях Иисусовой Молитвой, что хотели испытывать благодатные ощущения раньше времени, а святые отцы настойчиво запрещали это , призывая к самому скромному и простому. внимательному прохождению молитвы, пока место чисто не станет. А это - многие годы и часто - вся жизнь.
теперь вторая половина рассуждений... Царствие Божие нудится... Нудится оно в исполнении Заповедей. А заповеди - это крестораспятие, это душевное ежедневное умирание человека Бога ради, это сплошное САМООТВЕРЖЕНИЕ и самоумаление. Потому что Заповедт нацелены на уничтожение нашего эгоизма (гордости), нашей любви к себе, ради любви к другим. Вот где нудить-то себя надо и терпеть без конца.
И если такой терпящий вдруг не в начале пути подустанет и скажет: доколе, Господи, вот я уже терплю столько лет, а ничего благодатного не имею, то тем самым он свой труд многолетний перечеркнет. Это у Феофана затворника называется "мнением" - у него уже мнение, что он чего-то достиг. А он все потерял, потому что забыл слова: "Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего."
Кто за дары и за вознаграждение подвизается - тот всего-лишь наемник, а не сын. А сын подвизается из любви к Богу, в смирении, понимая свою нечистоту, страдая от того, что эта нечистота оскорбляет Бога.
С сами наилучшими пожеланиями спасения - Ваша екатерина.
P.S. А стоит ли прописывать все в этой главе? Пока не знаю. Ведь это все-таки задумано книгой. И то, что остается несколько недосказанным в одной главе должно получать исчерпывающий ответ в другой.

Екатерина Домбровская   21.10.2012 14:24   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за обстоятельный ответ, дорогая Екатерина. Я, разумеется, согласен с тем, что Вы сказали. Но прошу Вас обратить внимание на любопытный момент: большая доля его составляет, так сказать, негативная часть – объясняющая «почему нельзя?». А часть, выразимся так, конструктивная – «что можно?» или лучше сказать «что должно?» - обычно, и не только у Вас, получается гораздо короче. Собственно, это нормально – особенно в свете Ваших слов о Евангелии – как содержащем всю полноту духовной христианской жизни. Это лишний раз доказывает, что опасностей много, а путь, в целом, ясен – что о нем долго говорить?

А вот скажите, пожалуйста: не видите ли Вы определенных опасностей также и в несколько натужном самоукорении, самоумалении и мучительном искании поводов для покаяния – лишь бы исполнить это самое «должное»? Ведь подвижничество ради даров – суетно и опасно, но и подвижничество как процедура, как технология, как метод – тоже может стать проблематичным в плане результатов. Ведь видение своих грехов, способность к покаянию – уже дар сам по себе. А искусственное самоумаление – не бесплодно ли? Не об этом ли отчасти слова Спасителя о том, что у кого много, тому еще и прибавится, а у кого мало – у того отнимется? Каково Ваше мнение? Спасибо!

Франк Де Сауза   22.10.2012 09:12   Заявить о нарушении
Нас учили: делай все что можешь и будь что будет. результат от Бога. И кого Господь готовит Себе в услужение - тому посылается Чаша скорбей (самого разного плана) и тут о натужном выдумывании самоукорений - вопрос не стоит: только б не сильно пасть и выдюжить. Всем послыается своя Чаша и не только в крупных событиях жизни (заметных), но и в мелких, повседневных. Самоукорение - духовный закон жизни для грешников. Ничего другого - иного пути к смирению нет. Иначе путь к осуждению, к судам, к законничеству - это прямая вражда на Бога. Конечно, и люди могут наказывать других и судить: но кто на то поставлен: например - духовник судит поступки ученика. он ОБЯЗАН видеть его насквозь и применять все доступные методы его воспитания (см. Последнюю гл. Лествицы для священства). если духовник не будет наказывать своего сына, он ответит Богу головой.

Что касается всех Ваших замечаний и вопросов я должна еще подумать - не совсем точно поняла про позитив. о каком позитиве вы говорите. так что постараюсь вникнуть и ответить, если Бог поможет мне.

Екатерина Домбровская   22.10.2012 15:33   Заявить о нарушении
Пока вот только на эту фразу:
"не видите ли Вы определенных опасностей также и в несколько натужном самоукорении, самоумалении и мучительном искании поводов для покаяния – лишь бы исполнить это самое «должное»?"
Хороший духовник все видит в своем чаде. В том числе и самоизволенное смирение - это выражение свт. Игнатия Брянчанинова. Надо нести те кресты, которые посылает Господь. А что значит, натужно смиряться? Мне как-то трудно вникнуть. Да, стараешься где можно только вести себя смиреннее. Не случайно и внешние правила - казалось бы формальные - в монастырях: послушник должен знать 2 слова: простите и благословите. И очень долгий путь он должен быть этим смиренным послушником. Пока не родится в нем нечто, что трудно назвать по имени: видение себя хуже всех. Когда это достигнется и укорениться, тот у человека может наступить какой-то новый период жизни, когда он сможет быть полезен другим, при условии сохранения внутренних навыком - строжайшего за собой слежения.
А потом, если человек преуспевает во внимательной и трезвенной жизни, он видит в себе греховность всего Адама. У него пождается подлинное сострадание к людям. И даже к себе он не то что с поблажками относится, нет, но дурака валятьв каком-то натужном самоукорении не будет. Хотя своей вины и даже оттеночка вины - никогда не пропустит. Этому его уже учит сам Господь. Чистое сердце мгновенно реагирует на твою ошибку. и человек не может терпеть инородного тела греха в сердце. Даже прекрасно духовно подготовленная игумения Арсения (Себрякова) , когда стала из монахини игуменией и пришлось ей делать выговоры, она болела после каждого в жуткой горячке - так страдало ее сердце от того, что она вынуждена была нанести рану человеку.
Теперь мой вопрос: а почему это вас волнует? есть ли под этим реальная подоплека или просто праздные теоретические вопросы? на праздные вопросы и ответы туманны. А на конкретные вопросы ответ дать можно четче с Божией помощью.
У меня бывало так: спорю. спорю, уверена в правоте своей позиции. но увлеклась в споре и задела людей уже слишком. Переживаю конечно, и не успокоюсь. пока сама перед Богом не покаюсь в своем невежестве. И перед людьми надо извиняться в недопустимом тоне - то есть в запрещенных эмоциях по отношению к ближним. Хотя в сути правоты своей и уверен (до времени). Никому не оставайтесь должными, кроме любви. - учит ап. Павел. Есть Последование к Причащению, в котором ближе к концу в стихе сказано, что мы должны примириться с огорчившим нас. Не с тем даже. кого мы огорчили, а кто нас огорчил!!! неужели в этих примерах не содержится ответ на Вашим вопросы?

А сам вопрос - теоретический - о натужном самоукорении - у всех свв. отцов ответ один: Божия правда отличается от нашей человеческой правды как день от ночи. запрещено качать свои правды.И даже в уме бороться с людьми запрещено. Как жить при этом ? Уверяю вас, много лучше. И вовсе не в ущерб убеждениям. Но для христианина убеждения - это прежде всего Заповеди. И отношение к миру - Богом благословленное. А высокоумие - осуждается. " Разум (убо) кичит, а любы созидает."(1 Кор. 8:1-3). Все это многообразное и разностороннее сознание годами воспитывается в Церкви чтением св. Писания и размышлениями над ним. Послушание духовнику. Плохо без руководителя! Плохо! Но тому, кто ищет такую помощь, Бог непременно посылает ее в виде человеков. Главное захотеть. И все это, якобы разрозненное в человеке удивительно и гармонично соединяется и такой человек приобретает вЕдение - правильное обо все понятие. Хотя и он бывает, ошибается. Уж если прп. Серафим ошибался...
Очищенный ум и чистое сердце - на дороге не найти. И самоукоряться через силу надо - в Анне есть где-то эпизод, как матушки побили ее четками по рукам за некую. с чих точки зрения провинность, и как анна сразу как автомат стала просить прощения. Навык - великая вещь! Но оказалось, что этого навыка недостаточно: почему? Потому что на самом деле она не укорила себя, она внутренне посмеялась над матушками с их формализмом. и примирения и разрешения ситуации не произошло. А все стало на свои места. когда Анна с Божией помощью поняла, что без самоукорения нет и не может быть смирения.



Екатерина Домбровская   22.10.2012 15:53   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Екатерина

Франк Де Сауза   22.10.2012 17:30   Заявить о нарушении
Дорогая Катя! "забегаю" иногда в ваши рецензии, чтобы почитать ответы, которые Вы даете своим рецензентам...Потому что очень часто нахожу в них и на свои вопросы ответы. Вот и в данном контексте очень кстати прозвучали ваши слова о дарах Божиих...
Без преувеличения считаю, что ваш диалог с читателем - это отдельная самостоятельная книга, ничуть не менее значимая, чем сюжетные произведения. Даст Бог, когда-то она станет своеобразным духоводителем для тех, кто ищет себя и Бога в себе!
Вот только что родились эти строчки:
Трудно стать Богом,
Хоть в каждом из нас – Бог…
Но Он стоит за порогом,
А порог…высок.
Что Ему эти ступени?
Он и на небо взойдет.
Только они - из лени
Опасные, как лед…
Человек! Растопи льдину,
В сердце Его впусти,
хотя бы на половину…
Остальное – простит…

Татьяна Вегерина   26.10.2012 14:32   Заявить о нарушении
Таня, знали бы Вы. как я счастлива видеть Вас!!! Как я переживала, что мы как-то приумолкли с Вами. Обретаю вас вновь и радуюсь, благодаря Бога!!! Спасибо за стих - поступь у него крепка - стопа не кользит!

Екатерина Домбровская   26.10.2012 17:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

И вновь шагнула я "на луга" творения Вашего,Катя, ощущая бесконечное его обаяние:"Один листик – это есть наша Вера, второй – Надежда, третий – Любовь, а четвертый – мать их София. А все листочки вместе – это тебе билетик в Вечность". Прекрасно и торжественно. Уж так угодили,мой милый Автор, своему строптивому читателю. Что за чудные мотивы!
Однако, на фоне замечательного живописания вновь искренне и щедро о Вере, о церкви, о смирении.

"А мир тем временем влечет к себе счастьями всех цветов радуги, сулит злато, но дает блато, – болото скорбей и болезней, человеческих драм и войн, одинокого старения и безнадежного упадания во прах земной бедного праха человеческого, – и все под оглушительный хохот сатаны". И хохот этот так неистов ныне, так страшен,что самые закоренелые атеисты обращают,порой, взор к небесам, испрашивая откуда-нибудь спасения не для себя уж, а для детей своих от растления и пагубы юных душ.
А вы напоминаете и доносите читателям в наше расхристанное время истину, которую так свято чтила бабушка нашей героини - СМИРЕНИЕ.
В разных аспектах рассматривается смирение:
- Нет меня!
- Я всего лишь "гумус".
- Сугубое,добровольно принятое на себя омертвение для всего. "Не искать ни любви мира,ни понимания,ни одобрения,уничтожить свою зависимость от мнений мира и даже самых близких людей,думать только о "мнении" Бога, а что думает мир о нас - выбросить вон".
Смутило меня последнее,Катя. Разве нельзя таким образом оправдать равнодушие, высокомерие,безразличие,"пофигенство"? И не входит ли в союз это суждение с опасностью "гордости", столь сурово осуждающейся в монастыре и православии. Простите, мой Автор.
Зато, как важно услышать мне какую службу сослужило понятие "смирения" нашей героине с первых дней знакомства с ним:
"Слово это раз и навсегда оградило ее от искушения экзальтациями, от ревности не по разуму, от дурной активности, от духовного напора и ревнивого желания всех обскакать, постоянно сравнивая себя со всеми вокруг, от азарта, спешащего взять поскорее своими силами то, что в свое время подает только Бог". Драгоценные слова.

Трудно следовать смирению, кажется, почти невозможно,хотя очевидно, что это путь совершенствования отношений для мирного человеческого общежития, давно утраченного, а ,может,никогда и не существовавшего.
Спасибо, Катя. За чудную эту главу,за восхитительный слог, за труд Ваш Великий, спасибо,дорогая. Галя.

Галина Алинина   22.09.2012 19:03     Заявить о нарушении
Дорогая Галя! Вам мое бесконечно повторяющееся спасибо. Какой же ватерпас (в смысле - глаз) : вопрос задали в яблочко.
" Сугубое,добровольно принятое на себя омертвение для всего. "Не искать ни любви мира,ни понимания,ни одобрения,уничтожить свою зависимость от мнений мира и даже самых близких людей,думать только о "мнении" Бога, а что думает мир о нас - выбросить вон".Разве нельзя таким образом оправдать равнодушие, высокомерие,безразличие,"пофигенство"? И не входит ли в союз это суждение с опасностью "гордости", столь сурово осуждающейся в монастыре и православии".
Вы правы. Гордость, равнодушие и лютый эгоизм и держатся на этом пофигизме. Но у преподобного Исаака есть еще тут словцо, мимо которого нам нельзя пройти: вместо тщеславной зависимости от бесконечного разнообразия мнений людских, который самыми разными мотивами могут быть вызванны, самые разные цели преследовать - ведь это все-лишь люди... Вместе этой "ориентации" Исаак Сирин ставит "мнение" Бога связанной с ним совести. А Бог чего от нас хочет? Какие у него мнения? Да быть смиренными и кроткими, жертвенно и не эгоистично любить друг друга вплоть до готовности пожертвовать своей жизнью за другого человека, прощать бесконечно число раз и прощать до донышка - не оставляя и капельки злопамятсва, Он хочет чтобы мы делились, просящему давали и при этом помнили: какой мерой мы отмериваем другим наше добро и любовь, такой мерой и нам будет отмерено. Что бы не судили, чтобы мы всегда самоукорялись а не самооправдывались, чтобы эти заповеди жизни стали для нас самой жизнью. И вот когда человек захочет всем сердцем угождать Богу, а не людям - тут-то он всем и начнет угождать и приносить подлинную пользу. Разве какое зло изойдет от такого человека? Разве посмеет он гордиться хоть перед кем? Он будет знать, что все - Божии, как и он, что всех Бог любит, хотя не все как сыны любят Его.... Это капелька от полноты, которую открывает нам о жизни Христос. Исаак Сирин написал эти слова для тех, кто старается жить по заповедям и любит Бога. И не случайно вслед за омертвением для мнений мира - идут рассуждения о том, что такой человек становится самым милосердным.Сейчас найду - и далее скопирую...

Екатерина Домбровская   22.09.2012 19:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Вчера, уже поздно , закончив читать "Силу соли", заглянула на "Луга детства..." и замер взгляд на фотографии, и окрылилось, улыбнулось мое сердечко, а прочла о смирении - вздохнула свободно - впервые за эти дни...
Сердца поклон шлю Вам ,и благодарность невыразимую за книгу Вашу, всегда Ваша - Э.

Элеонора Андриевская   22.09.2012 14:25     Заявить о нарушении
А лошадка-то была тайным посланием для Вас, милая Эля - хоть и простая деревенская, но все милая. Я знала, что мимо не пройдете! Обнимаю Вас!

Екатерина Домбровская   22.09.2012 15:24   Заявить о нарушении
Спаси Господи! Не вместить мне в слово всех солнечных зайчиков, которые иногда играют со мной в прятки, а тут вдруг обозначились, выпрыгнули все разом,посмотреть на подарок, такой для меня милый...
СПАСИБО,КАТЕНЬКА:)

Элеонора Андриевская   22.09.2012 16:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Катя, спасибо!
Я взволнована! Тема настолько глубокая, что не хочу писать пустые слова, прежде, чем не перечту ещё и ещё, прежде, чем не пропущу через себя, через свои мысли, чувства и ощущения.
Обнимаю,
Саша

Александра Плохова   22.09.2012 14:10     Заявить о нарушении
Дорогая моя Саша, как же радостно Вас видеть! Текст большой и не простой, а глаза? Во всех случаях - так благодарна Вам,а если и скажете полезное, так вообще - в ножки. Целую Вас - К.

Екатерина Домбровская   22.09.2012 15:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

…Как же хорошо было тогда на безмятежных лугах и пажитях детства, когда ничто не обременяло душу. Тебя любили и ты любил. И конь пасся в вечернем тумане. И крестолистный трифолиум в детской ладошке пророчил радостное обретение счастья. Но до него было так далеко…
Если бы еще иметь надежду, что счастье впереди.
Анна, преодолевая испытания, все время переходит на новый духовный уровень, наградой за победу над собой - более сложное задание, и надо еще расшифровать - в чем его смысл...
Детство, луг, клевер, лошадка... чудесно написано, напомнило мальчика Варфоломея, и в духовном значении тоже.
Очень счастливое фото, исчезнуть бы в этой красоте.
СПАСИБО за красоту и очень яркие истории настоящего смирения.
Вдохновляет...

Иволга Летняя   22.09.2012 12:54     Заявить о нарушении
Дорогая Иволга, Духовник Анны не раз говорил и ей и прихожанам: терпение без смирения - катастрофа. Это на ваши слова, что терпят люди тяжкие скорби а смирения не обретают - им лишь бы выжить. Не хватает мужества. Знаете ли, что смирение - это волшебная вещь? Оно привлекает к себе как магнит Самого Бога: "на кого бо воззрю, токмо на кроткого и смиреннаго и трепещущаго словес моих" (Ис. 66:2), говорит Господь. Взор Божий на себе человек чувствует мгновенно, он бывает объят огнем благодати. Он меняется сам в этом огне и меняет мир вокруг себя. Он уже иначе переносит скорби и сердце его УЖЕ чувствует счастье!!! Это счастье - Царствие Божие, которое внутрь нас есть. Теперь остается понять, что такое смирение и как это терпеть со смирением? Прежде всего с самоукорением. Смирение - скромность, реальное видение внутри себя себя самого хуже всех. Смирение открывает сердце для любви.
Тема неисчерпаема... Смирение - свойство Божества. Но мы стремимся к нему, стремимся стяжать подлинную любовь - жертвенную, забывшую себя...
Ох, тут настоящая бесконечность. А лошадки любят смиренных и никуда от них не бегут и и не кусаются: чуют, что пред ними Божий человек.
Спасибо, дорогая!

Екатерина Домбровская   22.09.2012 10:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Наверное, есть нечто символическое в том, что глава эта появилась в Рождество Пресвятой Богородицы - любимейшего и скромнейшего образа, и как чудесно переплелось с ним размышление автора о важнейшей составляющей христианской веры: о смирении, которым в полной мере была наделена Пресвятая Богородица. Очень трудная тема, требующая в первую очередь ответа, готов ли человек к этому, и, если для себя решил, то это начало колоссальной внутренней работы. «Нужно стать мертвым для мира: не искать ни любви его, ни понимания, ни одобрения, нужно уничтожать свое тщеславие – свою зависимость от мнений мира, и даже самых близких людей, думать только о «мнении» Бога, ходить под Богом, исполнять Его волю и Заповеди, а что думает мир о нас – выбросить вон». Воистину: «здесь страх не должен подавать совета». Мне понравилось, как изящно обрамлена эта трагичная тема жесткого выбора, тема отверженности, ради очищений сердца и Божией Любви» в поэтичнейшие воспоминания детства, поражающие глубочайшим подтекстом.

Татьяна Алейникова   22.09.2012 00:11     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Таня! Слово прп. Исаака действительно потрясающее и он, как мне кажется, открывает выход из подобных тяжелейших коллизий жизни. Ведь смирение - это не только всегдашнее со всем согласие и непротивление - Священно Писание дает множество примеров иного поведения. Видимо внутренняя независимость от человеков и зависимость от Бога в корне меняет вектор всех человеческих действий. Тут и сопротивление может быть, и что угодно - но свобода от мнения мира почти автоматически позволяет делать правильный выбор - при условии горячей веры и хождения под Богом.Лествичник тоже ведь говорит, что убив тщеславие , уничтожаешь гордость. Но как это трудно сделать , живя среди людей. Иной раз ведь отбросишь борьбу со тщеславием ради утешения ближнего, по любви... Все так тонко...
Благодарю сердечно за понимание,и за Ваши слова о Пречистой Матери Божией.
Ваша Е.

Екатерина Домбровская   22.09.2012 00:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луга детства. Трифолиум крестолистный» (Екатерина Домбровская)

Потрясающе! Весь текст нанизан на единую идею.

И ещё вот это: "печать сатанинской гордыни - сознающей себя праведности" - к сожалению, вырощено поколение неофитов, не подозревающих, насколько в их сознание глубоко посеяно это сознание внезапно сваливщейся на них праведности лишь потому, что они усвоили обрядовую сторону и номинально причислили себя к верующим.

Геннадии Полубесов   21.09.2012 23:40     Заявить о нарушении
Вот-вот! Это и моя боль - духовное состояние последнего поколения, которое в Церкви уже воспитывается в облегченном варианте, что поистине страшно. Без креста.Вне законов аскетики. Как будто без этого может состояться православный христианин. Хотя и то правда - непростой "контингент" пришел нынче в Церковь. Эта тема у меня в книге про похождения Анны, пожалуй, одна из самых главных. Главы "Сила соли" об этом. "Закон наперстка" - это все входит в книгу "Весна души".
Спасибо большое, что зашли. Я тоже к Вам заглянула, правда пока по-быстрому.
С признательностью - Екатерина.

Екатерина Домбровская   22.09.2012 00:04   Заявить о нарушении
Только мне неловко за ошибки: "сознание" подряд два раза через три слова; "вырАщено".

Но если вернуться к сути, то можно перефразировать фразу Ленина: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество."

В контексте формирования в себе истинного православного христианина императив звучал бы как-нибудь так: "необходимо (хотя и недостаточно) подлинное смирение и напрочь, без следа вытравленная из души гордыня"

А теперь, самое трудное для православных: принять всем сердцем, искренне, что на пути истинного католика, протестанта, мусульманина... стоит равный этому императив.

И если быть до конца последовательным и честным христианином, то, отринув гордыню, следует признать, что все они, включая и людей неверующих, произошли от Адама по образу и подобию...
Любовь Бога простирается на всех.

Никто из них не сотворён сатаною. И это являлось бы гордыней - признавать ту или иную группу превосхолящей остальные в чём либо лишь на основании их конфессиональной принадлежности. Им одинаково понятны и близки основные нравственные принципы и заветы, "выработанные человечеством".

Революции случались и прежде, сопровождавшиеся пролитием крови не только простых людей, но и королей, под самыми разными идеологическими знамёнами.

Геннадии Полубесов   22.09.2012 03:47   Заявить о нарушении
Конечно, Бог всех любит, уважаемый Геннадий, и превозноситься одним над другими дело нехорошее, но пути к Богу ведут разные. Православие - путь самый верный и самый прямой, правый, Самим Господом указанный , апостолам переданный и от них из поколения в поколение сохраняемый.
Благодарю Вас сердечно, а ошибок и у меня, увы, всегда много: сколько не правлю - все мало. Проруха!

Екатерина Домбровская   22.09.2012 09:30   Заявить о нарушении
***Екатерина Домбровская 22.09.2012 09:30
пути к Богу ведут разные. Православие - путь самый верный и самый прямой, правый, Самим Господом указанный , апостолам переданный и от них из поколения в поколение сохраняемый.
Екатерина Домбровская 22.09.2012 09:30

- Разочаровали Вы меня:
«Все животные равны, но некоторые животные более равны чем другие. (Все животные равны, но некоторые равнее.)» - /Джордж Оруэлл/

Геннадии Полубесов   26.09.2012 18:47   Заявить о нарушении
Мне жаль, что Вы ТАК меня поняли. Есть Священная история, ее же не прейдеши. А Вы бы сравняли и оправдали даже жервоприносителей (живых жертв) с верующими православно во Христа? Ведь и такие верования есть. Есть и страшные секты...
Впрочем, вольному - воля, а спасеннному - рай.

Екатерина Домбровская   26.09.2012 19:10   Заявить о нарушении
***Екатерина Домбровская 26.09.2012 19:10
А Вы бы сравняли и оправдали даже жервоприносителей (живых жертв) с верующими православно во Христа? Ведь и такие верования есть. Есть и страшные секты...

--Дистанция между этим предположением и тем, что я написал - огромна.

То, что Вы написали о самом верном пути перекликается с "сознающей себя праведностью", правда, не индивида, а целого религиозного течения.
Только ведь, ни католики, ни протестанты, ни атеисты, ни мусульмане людей тоже не едят и в жертву не приносят. Так почему же Вы выделяете православных? Не по единственной ли причине, что Вы принадлежите этому сообществу. Вам тогда придётся признать, к примеру, протестантов либо неполноценными умственно, раз они не могут отличить самый верный путь от не самого верного, либо то, что их удерживают силой или обманом в рамках протестантизма и они поэтому не принимают православия.

Геннадии Полубесов   27.09.2012 01:03   Заявить о нарушении
На этой страницы вопросы Веры не обсуждаются. Сюда приходят те, кто верит, и кто ищет веры, а кто только одного желает - разрушать - тому здесь делать нечего. А Вас, как вижу, не Вера интересует, а спор - разрушительная деятельность.
Бог даровал человеку свободу и вы можете выбирать для себя что хотите: веру, любую конфессию, атеизм, или нечто худшее. Но для этого у Вас есть своя страница. Там и рассуждайте. А мне вовсе не хочется ни спорить с Вами, ни разубеждать Вас, ни что-либо доказывать Вам, ни выслушивать ваши рассуждения. Не месте им здесь, где любят Бога и ПРАВО ЕГО ЧТУТ И СЛАВЯТ.
Так что - до свидания.Всех благ.

Екатерина Домбровская   27.09.2012 10:52   Заявить о нарушении
***Екатерина Домбровская 27.09.2012 10:52

- А ведь я и не обсуждал вопросы веры. Протестанты, мусульмане - ведь они верующие. Вы недвусмысленно дали понять, что их путь к Богу уступает православному пути. Ваше право так считать.
Да, я упрекнул Вас в этом. Не хотите признавать это? А кто ж хочет? - но признание, а ещё лучше - отказ от такой позиции Вам бы только прибавил чести и перед теми, кто верит по иным обрядам в того же Бога, да и перед самим Богом, смею полагать.
Но, как говорится, "учёных учить - только портить!".
Не буду больше Вам надоедать.

Геннадии Полубесов   28.09.2012 01:03   Заявить о нарушении
Премного благодарю. Я Вашу свободу чту и не насилую. Могла бы надеяться и на взаимность в этом вопросе. Я уж как-нибудь в тысячелетней вере отцов моих пребуду, веруя в Веру Православную и не на последнем месте ставя путь моих в том числе и святых предков. Кроме того для Вас специально: преподобный старец Амвросий Оптинский на такие как Ваши вопросы отвечал так: много дорог ведут к Богу. Но разные эти дороги: одни короче. другие длиннее, одни прямее, другие извилистее. Православие - самый прямой путь. Кроме того и в Цапрствии Небесном , как говорит Господь "обители многие суть". И каждому человеку - свое достоинство, если он не в ад попал.
Прощайте.

Екатерина Домбровская   28.09.2012 10:37   Заявить о нарушении
***Премного благодарю. Я Вашу свободу чту и не насилую.

- Да не покушался я на Вашу свободу. Я не имею ни намерений, ни средств никого не втягивать в веру, ни вытягивать из неё. Если отвлечься от серьёзного, то когда у меня нет спешки, то в Иерусалим я выбираю не скоростное шоссе, а дорогу подлиннее. Она живописнее.
Вы, видимо, не так меня поняли. Я не против ничьих убеждений, обрядов, ритуалов. Просто, горячо любя свой путь, свой выбор, - как бы это ещё перестать оглядываться и сравнивать с ним свободный выбор других людей, без того, чтобы умалять этот их выбор. Не насиловать свою гордость за близкий Вашей душе выбор, но и не рассматривать чужой способ служения Богу, как более кривой. Я просто не могу привыкнуть, что людям так важно, что всегда есть кто-то с менее удачным, с более кривым путём.
Вам хорошо? Зачем Вы утверждаете, что кому-то хуже, раз уж он не в Вашей когорте? Зачем Вам это? Ведь быть самодостаточным, без оглядки на остальных. Видеть вокруг равных Вам во всём людей - это же лучше, чем считать себя окружённым неудачниками и недотёпами. Пусть даже лишь на долю процента, но ниже, ниже...

Геннадии Полубесов   28.09.2012 18:58   Заявить о нарушении
Все это прекрасно... Но это рассуждения на уровни морали и общечеловеческих ценностей. Вера - это иное состояние людей, иное мышление. Духовная жизнь - это не то, что душевная жизнь.
А впрочем, не вижу смысла - и уже давно, в нашем диалоге. Во-первых, споры - не моя стихия. И я , признаться, не умею объяснить Вам того, что вы не понимаете, апологет изумительно равенства на земле.Расскажите мусульманам, что их вера равна вере иудейской... А я на вас посмотрю.

Екатерина Домбровская   28.09.2012 19:04   Заявить о нарушении