Рецензии на произведение «29. Плод мирен наученным...»

Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Екатерина! Ну, что делать, каюсь, похулиганила немножко. И совсем я не белая и пушистая. Удивила Вас! Убрала, и выложила другой текст. Извините. С глубоким уважением, Татьяна.

Татьяна Кырова   28.03.2013 14:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, дорогая Екатерина!!!
Про уныние - весьма кстати. Чувствую давненько, что это оно. Только выколачивать его некому! "Господи, мой Господи, радосте моя, даруй мне, да возрадуюсь о милости Твоей!" - поется в акафисте Всемогущему Богу в нашествии печали. И ещё - "идеже Ты, тамо потребляется всякая печаль, идеже несть Тебе, тамо всякая радость суетна"... А я всё ищу утешения то в сладости, то в слабости...
Пишу Вам, Катя письмо на тему «Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 9:8).
Не слишком ли безцеремонничаю?

Обнимаю Вас и желаю сил и времени на труды и отдых. Ваша Таня.

Татьяна Вика   25.03.2013 20:22     Заявить о нарушении
Дорогая Таня! Уже послала Вам ответ на эту тему, которая и для меня остроактуальна. Бог милостив: уныния нет. Зато вместо него скорби, скорби и скорби, немеренным косяком наплывающие.
Помоги нам Господи!
Ваша Катя.
(про бесцеремонничание даже и не выдумывайте - Вы для меня столько делаете!И я радуюсь Вам как Божиему подарку)

Екатерина Домбровская   25.03.2013 22:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Спаси Христос, дорогая Катя, если бы Вы знали какое утешение для "загнанной" души Ваша "Весна"! С каким трепетным предвкушением я приступаю к чтению очередной главы, где каждое слово дышит, учит и окормляет сердце. Записала сегодня в свою тетрадку: "Просто правоту эту было очень трудно принять: душа сопротивлялась духу, потому что дух вручал ей крест." Господи! Смогу ли и я, на вершине дня каждого, не сетуя и не ропща, смиренно и с сокрушенным сердцем просить: "Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня."
Обнимаю Вас сердечно, Катенька! Всегда Ваша, Эля.

Элеонора Андриевская   05.12.2012 02:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Элечка, даже и не знаю, как я написала эту фразу о сопротивлении души - духу - а Вы ведь точно усмотрели: здесь соль всего дела. Помоги нам Господь.
Очень люблю Вас. Катя.

Екатерина Домбровская   05.12.2012 11:40   Заявить о нарушении
"Когда ты в Боге, то и вокруг тебя все и везде - Бог: в людях, в деревьях, в осеннем промозглом дожде, которому ты потому и бесконечно рад, что слышишь в нем Его, а Он - Радость и Жизнь."

Удивительная глава, я ещё только учусь различать это благословенное дыхание Духа Благодати в человеке, а Вашему перу Катенька - Дух подсказывает, укрепляет и утешает, через перо Ваше дарит и нам радость прикосновения, и сгорают в покаянном сердце последние сомнения: нет жизни без Него, и радости большей, чем никогда не терять Его из виду.Помилуй нас Боже!
И я Вас люблю сильно-сильно!
Ваша Э.

Элеонора Андриевская   06.12.2012 02:59   Заявить о нарушении
Элюня, дорогая...

Екатерина Домбровская   06.12.2012 11:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Екатерина!
Своё обращение "дорогая" я употребил очень даже не случайно, ибо считаю Ваше имя и Ваш труд действительно драгоценным явлением для всех думающих людей, к коим смею иногда причислять и себя, скромного художника из украинской провинции и писателя с короткой творческой биографией.
Для меня действительно очень дорого обращение к творчеству тех писателей, где я встречаю русский язык равный по чистоте с водицей горных ручьёв.
Мне самому порой очень не хватает знаний, внимания и выучки, случаются досадные описки и ошибки, но я тянусь к добротной литературе, учусь понимать и видеть все боли современного русского языка.
Я бы хотел с Вами поговорить не о судьбах Ваших литературных героев в данном произведении (это сделают за меня другие друзья Вашего таланта), меня тревожит небрежное отношение к родному языку, утвердившееся в последние два десятилетия в литературе, в образовательной сфере и во всей общественой жизни.
Вчера я смотрел по каналу ТВ "Россия" воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым, где наряду с резонансными темами о приговоре суда над Мирзаевым и причине бунта заключённых в колонии Копейска, обсуждалась и последняя реформа русского языка.
Я понимаю, что язык - это живая материя, он должен развиваться во времени, приспосабливаться к изменениям в общественной жизни, но меня угнетает позиция иных учёных, тех же составителей новых словарей, которые идут на поводу у малообразованной публики и сознательно соглашаются на снижение качества чистоты языка. Мне эта муть не нравится очень. Думаю, Вы тоже не в восторге от многих новшеств, которые пришли в литературу и в жизнь. Вот при изготовлении самолёта недопустимо снижение качества проектирования и сборки, а в языке оно происходит, и нас призывают с этим безобразием мириться. Тут я вижу размывание грани добра и зла.
Охотно соглашаюсь, что литература и жизнь должны быть соединены, что живую речь нельзя выхолащивать, что порой невозможно обойтись без грубых словечек, без сленга, вульгаризмов и всего того, что делает язык узнаваемым в конкретной среде литературных образов. Я и сам частенько использую этот словесный запас, ибо знаю, что литература не может выглядеть вылизанной кошечкой. Но когда учёная дама утверждает, что мат был, есть и будет, более того, он имеет право на вечную жизнь в литературе, я не случайно вспоминаю два великих романа, где есть много крови, страдания и ужасов, но нет ни единого мата. Отсутствие словесной грязи не сделало эти произведения меней достоверными, менее реалистичными и менее художественными. Вы, конечно, догадались, что я говорю о романах "Война и мир" и о "Тихом Доне". И Лев Толстой иногда бранился грязно, и Михаил Шолохов - не святоша, но им небыло нужды вносить в литературный язык то, без чего ныне не могут обходиться даже наши писательницы. Оправдания всегда находятся, но у меня душа болит даже не за борзых сочинителей, а за детей наших, которые дурное слово начинают принимать за узаконенную норму литературы и самой речи.
И никто не желает ясно осознавать: мат является молитвой. Но молитвой не Богу, а дьяволу.
На "Проза.ру" этой грязи хватает. Как только встречаю брань, дальше не читаю из принципа. И в жизни и в литературе можно и нужно обходиться без мата.
Извините меня, я ушёл далеко в сторону от обсуждения Вашего труда, но одолевает беспокойство за положение дел в литературе. Страна больна матом, и литература чахнет.
Слава Богу, есть ещё те силы, на которых мы удержимся. Читаю Вас, когда мне плохо. Читаю для лечения души. Спасибо вам!
С НЕИЗМЕННЫМ УВАЖЕНИМ - Виталий.

Виталий Валсамаки   04.12.2012 08:43     Заявить о нарушении
Дорогой брате Виталие! Пишу "брате" не случайно - все, что Вы написали мне - - Ваше наболевшее слово о священном нашем языке - мне крайне близко, хотя не могу не оговориться, что грешна сама - спешу поставить статью или рассказа, а его еще и еще надо вычитывать, чистить, исправлять опечатки, которые уже не видел уставший глаз...
Но это случай единичный, Вы же говорите о другом. И , как это не прискорбно, отношение к языку. к слову - есть несомненный сигнал падения , опускания долу человеческого духа, знак победы душевности и еще более телесности в человеке. Знак нарушения его священного строя.Не видят глаза, не слышит ухо, не чувствует сердце, не плачет совесть...
Надо ли здесь говорить о причинах, приведших нас к такой катастрофе, - они на поверхности. Слово - не только Божественный дар в человеке, оно - есть, если достойно того, - Божественное подобие , Божественное действование человека.
Так что разрушение божественного устроения человека и его всестороннее оскудение вследствие этого - не может не отражаться на его речи. На его дыхании. Сегодня мы слышим большей частью дыхание зловонное, исходящее от человеков. И крайне редко - крайне! - благоухание чистоты и любви.
Но , видимо, это неуклонное падение в ад, неостановимо человеческими усилиями. И потому, кто еще хранит, должен хранить всеусиленно. И не только хранить, но вопреки всему и приумножать.

Молитвенно благодарю Вас, дорогой Виталий, за душеполезное слово, за братскую поддержку, за такой отклик любящей души.
Всегда Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   03.12.2012 14:12   Заявить о нарушении
И я Вас благодарю за понимание, за отзывчивость. Прочитал Ваш ответ, и ангел босоногий по душе прогулялся. Легче стало. Спасибо!

Виталий Валсамаки   03.12.2012 14:24   Заявить о нарушении
Дорогой Виталий, помню нашу переписку на Рождество Богородицы. Вот сейчас готовлюсь в ближайшие 3-4 часа выставить материал к Введению Пресвятой Богородицы во храм.
Насчет босоногого Ангела - чудесно сказали, и я даже завидую Вам! До скорой встречи.

Екатерина Домбровская   03.12.2012 14:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

И опять замечательная иллюстрация, которую воспринимаю,как каменистый путь в монашество героини нашей. Многолетнее внешнее и внутреннее преодоление себя. Но вот - "устала душа". И хочется пожаловаться. А в ответ сердитая, если, не гневная, отповедь любимого Духовника. Вот и пришло это отчаянное состояние "оставленности".

Я вдруг обнаруживаю в себе близкие Анне чувства, когда готова принять укорение себе и не могу пережить суровость, которую проявляют монастырские к страдающему близкому, оставляя в сердце Анны болезненный след и недоумение на долгие годы. Примером тому холодное "воспитательное" отношение к Лизе, потерявшей сына. Ведь даже младенец приникает к материнской груди в поисках защиты и сочувствия.Он просто человек, живое существо. И странно было бы, чтобы мать,холодно взглянув, отстранила бы его. Ведь читаю "Если Церковь - не Мать, то и Бог - не Отец". Хотя, в оные времена "от остального мира Россию отличало ни что иное, как сердоболие, ставшее за многие века жизни в Православии национальной чертой характера". И покидает монастырь Елизавета.
Приходит такая минута и Анне, она даже боится назвать это состояние "унынием". Может, стоит отдохнуть душе?
"…Вот как те, кто сейчас выходил из Собора мимо стоящей сбоку на паперти Анны: такие веселые, живые, и, видно, совсем не так уж и уставшие. Кто-то собирался в гости на дачу, кто-то обсуждал покупку дома, кто-то уезжал на море, кто-то рассказывал о своих послушаниях в монастыре, у кого-то предстояли свадьбы и крестины..."

Но долгая жизнь в послушании ни на минуту не даёт Анне усомниться в крепости Веры своей, немедленно оказываясь в "страшной,лишённой жизни, пустоте". Ведь и невыносимая утрата самого близкого человека, понесённая ею, только с Верой и великим смирением была преодолена. Ни на секунду не усомнилась Анна в доверии Промыслу Божию, приняла все как предварительный суд Божий на собой, вошла в глубокое, долгое и, вероятно, всежизненное покаяние. "Ибо, есть ли какой сын,которого бы не наказывал отец?" И безграничное доверие Духовнику, не слепым послушанием, а как данного Богом".

На этих строках остановиться бы и мне, потому что всем сердцем своим ощущаю, как дорого мне слово наставника, и тревожное чувство поселяется, когда вижу его отсутствие.

Но как ни дорого справедливое слово Духовника, тёплое ободряющее внимание отца Фиолепта позволяет принять в сердце его слова: " вот и это надо пережить", как приникновение к спасительной груди, на внимательной исповеди. И ушло чувство оставленности Богом. А вместо этого, пришла возможность жить с мыслью о пользе искушений и испытаний.

Не раз перечитала сегодня, Катя, Вашу новую главу.И не так важна моя оценка, как просто радостно слышать Ваш голос,Вашу речь и просто Видеть Вас, моего Автора, на страничке. Галя.

Галина Алинина   02.12.2012 20:31     Заявить о нарушении
Дорогая Галя, для меня наши встречи на этой странице (Анны) праздник. Так мы живем все где-то по своим углам, а тут - у нас словно одна келья, где мы собираемся, толкуем, спорим, пытаемся осмыслить духовно трудные вещи, помогаем друг другу...
Строгость Духовника - проходит красной ленточкой через книгу. Но было много любви и простоты в общении - не то что много, просто вдруг теплое и простое. как равному - слово его могло душу год продержать в боевой форме. Ничего было не страшно.Все мог стерпеть, услышав не похвалу, а просто такое слово, которое свидетельствовало, что вот ты где -то в хвосте, но все же рядом и вслед ему, такому настоящему монаху идешь и редко, но он с тобой перекинется словом, как с товарищем боевым - просто-просто...
А про Лизу я еще знаете почему написала - ведь для картины сложности духовной жизни... Ведь нет в ней однозначных ответов. Сегодня тебе одно событие видится так, а завтра - ты повзрослел духовно, и уже все видишь иначе - в том числе и с Лизой. Ведь если строго сказать, то все ли знала о духовном состоянии Лизы - Анна, которая ей сострадала? Права ли была в своих поспешных суждениях о том холодном батюшке... Все очень и очень непросто. Поэтому есть такая Заповедь : не судите. Мы не видим, или видим все в искаженном свете. А судим, на основании своих обманных судов поспешно делаем выводы, шарахаемся и никак не научимся послушать Амвросия Оптинского - "все надо делать с пожданием". А Другой старец учил "поспешай не торопясь". Все проверяй, недоверие себе, молись и спрашивай помолившись, хоть просто соседа... Бог поможет.

Но все это уже мысли полетели по поводу.
Я тоже страшна рада слышать Вас и говорить с Вами.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 21:49   Заявить о нарушении
... И еще... Знаете, Галечка, что про Лизу, что про Анну, чем дальше живу, тем вижу, что ничего не понятно, вижу бездонную тайну человеческой души. Хочу поделиться с Вами своими мыслями. Можно? Все уже на Прозе в нашем часовом поясе спать собрались. а я с мыслями...
Вижу, что открыта душа человека вся только Богу. И разве только великие святые прозорливцы видели душу другого, если не всю как на ладони, то хотя бы главное - то что им предстояло врачевать. Сейчас солнце, потом вдруг дождь пошел, и глянь - морозом прихватило и реки стали, так изменчив человек. Видишь - все тучи одни ходят в его уме. а вдруг, глянь - и так солнышко засияло, что жмуришься. А человек хочет все упрощать, все видеть как учебнике по арифметике Малинина и Буренина.Как в аптеке, чтобы видя по-Маяковскому, что такое хорошо и что такое лохо, было легко принимать решения, как поступить. Миллиарды решений за жизнь должен принять человек. И как же это трудно. А верующий знает - за ошибки будет платить. И только сердце христианское, истонченное страданиями и утонченное молитвой будет большей частью верно подсказывать: кому, когда и что сказать...
Ну все. Пора и честь знать. Спаси Христос! Обнимаю Вас. Катя.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 23:18   Заявить о нарушении
Катюша моя! Как я Вам рада. Я уж Тане Алейниковой написала, что ушла Катя к людям своего круга. Понимающим в богословии, знающим духовное писание. А мы тут всё больше - народ светский, да полусветский. И вдруг слышу Ваш слог, словно, голос. Я и писать, уж было, больше не решилась. Да болезнь осенняя подкосила. Целую Вас, мой милый дружок. Не забывайте. Галя.

Галина Алинина   02.12.2012 23:28   Заявить о нарушении
Галя, милая, никуда я не ушла - тяжелым выдался ноябрь. Весь месяц тянула эту главу. Я человек постоянный. И некуда мне уходить от таких моих верных читателей, с которыми я узнала за два почти года столько счастливых минут. И Ваша доля среди них - огромная!

Екатерина Домбровская   03.12.2012 00:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте дорогая Екатерина. Хотелось бы написать Вам несколько слов и поделиться впечатлениями от прочитанного... Немного о себе. Я Ваша теска. Живу в русской глубинке, в городе Елец. У меня двое детей и мама. Совсем недавно нам подключили интернет. (Мы переехали в новый дом, а старый поставлен в очередь на снос)... Временами тяжело на сердце становится и я, как говорится, отвожу душу в чтении, смотрю старые фильмы, но только по ночам, потому как мои домашние требуют много внимания днем... Недавно я зарегистрировалась на Прозе, но скорее как читатель, поскольку "чукча" вовсе не писатель! Читаю иногда наугад, что попадется и признаюсь, порой остаюсь в смущении, если не сказать впадаю депрессию. Люди порой пишут так откровенно пошло, что волосы становятся дыбом. Не знаю, быть может дело во мне и моем восприятии жизни. Может я и в правду отстала, как мой ноутбук, который уже на ладан дышит и так сильно гудит по ночам, что мне приходится уходить с ним на кухню, чтобы не разбудить детей... Каково было мое удивление и искренняя радость, когда я зашла на Вашу страницу. Если бы Вы знали с каким упоением я читала Вашу книгу про Анну. Читала от начала и до конца и плакала... Я не так давно хожу в храм, хотя моя мама очень верующий, церковный человек. Много лет она старалась направить меня на верный путь, но я как осел, упиралась и чего-то боялась... Сейчас понемногу, пройдя через испытания и некоторые скорби, я стала осознавать, что тогда мне мешало... Знаете, дорогая Екатерина, если разрешите к Вам так обращаться, я могу ошибаться, но Анна мне в чем-то напомнила мою маму, которую я очень сильно люблю. Она много лет ходила в Вознесенский храм, главный храм нашего города. Помню что даже когда болела, она находила силы и шла на вечерню и уходила последней. Сейчас ее состояние ухудшилось и я стараюсь бывать в храме за нее. Так вот, я слышала от нее много рассказов о храмовой жизни, о людях окружавших ее и, познакомившись с Анной, я нашла кое-что общее между ними. Но, знаете, я совершенно не согласна с некоторыми вашими читателями, которые так настойчиво говорят о "высоте" Анны, акцентируя на этом внимание в своих комментариях. Эти акценты сложно не заметить... Простите, но звучит так, как будто Анну на самом деле осуждают и обличают, причем достаточно жестко. Я даже и не знаю как можно говорить о том, кто выше или кто ниже. Судьба Анны настолько трагична, что о "высотах" ее души, о самой ее душе, может судить лишь Бог и это должно быть сокровенным лишь между Ним и Анной. А нам не плохо было бы переключится с рассуждений о личности Анны на происходящее вокруг нее... Что-то кольнуло меня, читая отзывы. Мне кажется, Вашу книгу воспринимают как-то не правильно, искаженно. Возможно даже вследствие своих собственных внутренних противоречий...хотя не мне судить, не знаю. Но все же... почему Анну отделяют от остальных, говоря, что она выше и другим до нее далеко, отчего этот акцент? Вот я например, в храм хожу совсем недавно, но чувства превосходства Анны над такими как я вовсе не почувствовала. Наоборот, я вижу что мне есть чему поучиться у нее и как мне кажется эта книга своего рода руководство к духовной жизни... На протяжении всей книги видно, что Анна бывала немощной как и другие, иногда не уверенной в том, правильно ли она поступает, рассуждающей, кающейся, но однако живущей в страхе Божьем... Задался ли кто здесь вопросом, КАК она пришла к этому, к видению своей немощи. Сколько ей пришлось пережить, потерпеть себя и то, что посылалось ей, я уверена, во спасение...? Знаете, недавно я была на исповеди у одного батюшки, которого назначили в наш храм два месяца назад. Я признаюсь, что все еще никак не могу привыкнуть, что нужно раскрывать свою душу "незнакомому человеку"... Иногда бывало, что я приходила и уходила без исповеди, так как было мне очень страшно. В этот раз я стояла на исповедь, как всегда неуверенно сбоку с детским страхом внутри. Какая-то женщина рядом стала проталкивать меня вперед и я, не успев очнуться, оказалась прямо перед аналоем. Думала, что упаду в обморок... такая вот я чувствительная. Но батюшка видимо почувствовал мое смущение и стал говорить со мною первым... Это была долгая и самая проникновенная исповедь для меня за все время, что я хожу в храм. Батюшка был очень добр и все время похлопывал меня по плечу, что конечно меня успокаивало. (Здесь я почему-то сразу представляю Вашего отца Фиолепта)... Так вот, в конце исповеди он посоветовал мне почитать поучение святителя Игнатия Брянчанинова в неделю памяти Мытаря и Фарисея. Я тогда совсем не поняла, для чего это было мне сказано. Ведь еще до моего прихода в храм, я иногда пробовала читать святителя Игнатия, но было тяжело и я оставляла это дело... В тот день, после исповеди, придя домой, по совету батюшки, я вновь взяла книгу и стала искать нужную главу. И действительно, прочитав я нашла для себя очень важное и ценное, которое хотела бы процитировать здесь, говоря об Анне... Святитель Игнатий пишет: "Познание внутренней борьбы, обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими произволениями и стремлениями доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве. Он видит падение человечества в себе, он видит из собственных опытов невозможность возникнуть из этого падения при одних собственных усилиях; он стяжает истинное смирение, начинает приносить Богу теплейшее моление о помощи и наступлении из сердца сокрушенного, которому всегда внимает Бог"... Ваша "Анна" стала для меня откровением, дорогая Екатерина. Я осознаю, что мне еще многое предстоит пройти, понять, многому научиться. И я очень благодарна Вам за это произведение... Хотя лично для меня, это не просто проза. За ней стоит совершенно живая душа, живая судьба. Трагичная, но несмотря ни на что, пребывающая с Богом... Может поэтому читая я плакала, так как сердце откликнулось на боль и переживания Анны. Простите меня, если я Вас утомила и если что не так сказала. Мне бы очень хотелось иметь Вашу книгу в руках. Будете ли Вы ее печатать? Желаю Вам всего самого доброго и светлого. Надеюсь что продолжение книги еще будет, очень жду...

Трофимова Екатерина   02.12.2012 18:50     Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина! Какую радость доставило мне Ваше письмо! Я познакомилась с Вами - и радуюсь этому чрезвычайно - Вы замечательно написали о себе и о Вашей маме. И для меня очень важно, что мои главы об Анне стали для Вас нужны и интересны. И знаете, мне понравилось, что Вы решили поспорить относительно "высоты" Анны... Я тоже считаю, что в этих рассуждениях есть что-то не то... Во-первых, какая уж там высота... Мы ведь можем открыть даже не жития святых а жизнеописания подвижников благочестия. Вот там высота!!! Ну, а что Анна? Ей повезло в том отношении, что Бог ей дал такого старца. И что она пыталась взять от него все, что только можно, научиться... Она ведь и пришла к нему со словами: "Побей, но выучи" (Это из биографии Пушкина). Многие повторить такие слова могут, да не все станут это битье терпеть. Анна терпела, потому что знала, почему и для чего надо терпеть и страдать. А ведь кроме книг до Духовника у нее никаких наставников не было. Да и книг-то не в то время еще издавалось. Вы очень чутко уловили главное - трагедия жизни Анны открыла ей сердце и приуготовила к принятию Божественной науки.
А еще могу Вам сказать и так: сколько в России монастырей, и сколько там есть невидимых миру страдальцев, истинных послушников, на их фоне Анна меркнет совсем. Не так уж высока ее мера. И стоит ли нам все мерять? И способны ли мы мерять что-то? В то время как тайна личности каждого человека сокрыта у Бога и только Он знает, кто "высокий", а кто низкий. Обычно истинно высоких для Бога людей не слышно и не видно. Это самые скромные Божии люди.
Вы просите продолжения... Но в книге об Анне - 30 глав. Хотелось, чтобы было 33 - может быть, если Бог даст т еще 3 напишутся.
А Вам мой низкий благодарный поклон, моя признательность, и мои пожелания Вам здоровья и сил и расцвета Вашего таланта, который я у Вас не могла не заметить.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 19:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Глубоко и далеко ведет нас дорогой автор по коридорам и тоннелям духовного лабиринта, осторожно освещая факелом своего слова то, что нам стоит видеть. По собственным хоженым тропкам идет автор, мы видим оставленные значки и зарубки на стенах – и верим ему. Спасибо автору за откровенность и мастерство! И за усилия, за превозможение –тоже!..

Немного по предмету… А что же такое все-таки богоставленность? Одинаково ли она посещает разных людей? Ведь у Иова – один случай: лишение жизненного благополучия, социального статуса, здоровья… А другой человек сочтет богоставленностью именно то, что Бог больше не посылает ему испытаний и лишений. А третий увидит богоставленность в некой душевной пустоте, духовном омертвении, вдруг или же постепенно поселившихся в человеке – иной раз даже безотносительно жизненных обстоятельств… А может так: богооставленность разная, а дух уныния – всегда один и тот же? Так, может быть, никакой богооставленности не существует вовсе - а есть только наши внутренние состояния, интерпретации, истолкования – пусть и не без внушения врага? А подчас это скорее человекооставленность – отчуждение того, от кого мы ждем помощи? Я не могу судить о чужих отношениях, тем более, отношениях наставника и ученика, но мне представляется, что самые горькие слова, самую жесткую правду человеку можно сказать так, чтобы осознание им своей неправоты, уклонения от верного пути не омрачалось шоковым ощущением своей оставленности – не Богом, но человеком! Я верю в то, что Бог не оставляет человека, но человек может почувствовать себя оставленным – по своей вине. Но в таких случаях, когда тебе кажется, что «Бог молчит», как важно, чтобы с тобой говорил человек! Да простит мне автор такую, наверное, спорную аналогию, но представим себе человека, который от тоски пьет… Он все понимает: как это недостойно и глупо, как губительно и уродливо. И если ему нужно чье-то слово, то, конечно, это не «Да, ладно, тут не грех и выпить!». Но это и не простое «Пить надо меньше, алкаш!»

Пусть простит мне дорогой автор, если я лезу, куда мне лезть не следует, и касаюсь сокровенного, но в этой части у меня остается некоторое чувство дискомфорта. Ведь причиной такой жесткости может быть, на мой взгляд, только одно – стать, помимо внутренних терзаний подопечного, еще и зримым осязаемым внешним доказательством оставленности. И чтобы быть уверенным, что оно не обернется последней соломинкой для спины верблюда, нужно быть буквально прозорливцем… Мне тяжело это принять. Недаром Анне потребовался своего рода коррелят жесткости духовника в спокойном желании слушать отца Фиолепта…

Еще раз прошу у автора прощения, но ведь на то и обсуждение…

А текст – на мой взгляд, мастерский!

Франк Де Сауза   02.12.2012 16:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогой Франк, за оценки - как похвальные, так и критические. Еще более благодарю за вопросы. Прежде всего скажу: я совершенно согласна с Вами, что проблема богооставленности здесь не прописана. Оставлена так сказать на милость читателя и в расчете на допуск прозаического жанра. А так - Вы совершенно правы. Попытаюсь отвечать подряд на вопросы (насколько мне это возможно и доступно):
1."Что же такое все-таки богоставленность? Одинаково ли она посещает разных людей?"
Конечно, все по-разному. Разное восприятие у каждого "оставленного", разные мысли по этому поводу, разные выводы. Вы сами далее отчасти ответили на вопрос: для настоящего подвижника долгое безоблачное житие может быть причиной сомнений - а угождаю ли я Богу? Так и бывало во многих житиях. Долгое безоблачное житие и внутренне наполнение радостями духовными - состояние, как не парадоксально опасное. Не совсем неправ был Толстой, когда писал, что спокойствие - есть душевная подлость. Только что перечитывала Записки Таисии Леушинской: несколько лет безоблачного духовного делания в монастыре ее настораживает - она понимает, что штиль обернется бурей. Господь дал ей несколько лет духовного покоя и мира, чтобы она поучилась, а потом - все- начались испытания и искушения, да какие...
Другой человек, живший теплохладно, вряд ли имел яркие ощущения посещения благодатью. А потому ему и сравнивать не с чем. Он и про оставленность не думает. Оставленность благодатью - это для тех, кто познал ее пришествие. А по каким причинам Господь удерживает Свою Благодать - это дело самой души - искать,почему и отчего, чем оскорбил Господа... Или просто ему надо это время смиренно претерпеть... Это по поводу Вашего третьего человека.
Богооставленность - это понятие науки аскетики. Оно вполне живо в корпусе житий святых, хотя к сожалению, раньше это состояние не так часто описывалось, как в последние времена. Могу сказать, что Афонские великие старцы создали целое замечательное учение о действиях Благодати, как стратегического плана, так и тактического. Но известно: благодать учит верующую и подвизающуюся душу своими приходами и уходами. Разумеется, пишут богословы, совсем-то благодать не оставляет крещенную душу, но временами как бы скрывается от его восприятия. Это действие Божественной педагогики. Вот и оставленность."Так, может быть, никакой богооставленности не существует вовсе - а есть только наши внутренние состояния, интерпретации, истолкования – пусть и не без внушения врага?" - пишете Вы. Здесь неправы. В том отношении, что не видите действий Божией педагогики.А учит ее видеть, между прочим - путь молитвы. Именно в молитве постепенно душа начинает замечать эти скрывания благодати от малейших недолжных движений помыслов - как правило возгордения.

"А подчас это скорее человекооставленность – отчуждение того, от кого мы ждем помощи? "
Отвечает царь Давид: "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения" (Пс. 145:3). Вот именно, когда мы бросаемся в такие минуты оставленности за помощью к человекам - то и получаем по носу. Именно по этой причине. Не могут люди помогать. Должна быть очень высокая тонкость и адекватность понимания одной души - другой души. Сотаинниками - вот так называли отцы души, способные к пониманию друг друга. А остальное - только мука. Не говори никому сокровенного, учил свое чадо последний великий Валаамский старец схииеромонах Михаил (В Печорах в пещерах лежит), - не поймут, главных тонких вещей не поймут, и тебе будет только лишняя боль."И нам отзывчивость дается, как нам дается благодать". А Божия благодать отходит от подвижника, если он за помощью в трудную минуту бежит к людям, а Богом пренебрегает.Меня вот старец в очень трудные минуты жизни учит: "Займи созерцательную позицию". И, признаю, не всегда меня на это хватало, особенно когда детей касалось.

"Я не могу судить о чужих отношениях, тем более, отношениях наставника и ученика, но мне представляется, что самые горькие слова, самую жесткую правду человеку можно сказать так, чтобы осознание им своей неправоты, уклонения от верного пути не омрачалось шоковым ощущением своей оставленности – не Богом, но человеком! "
И здесь почувствовали что-то неладное неспроста...
Отвечу... Не все можно прописать в таком прозаическом рассказе - в два раза увеличится и соблазнять людей не хочется. Да, старец Анны бывал строг и жесток и не сдабривал свои обличения елеем, - во всяком случае в адрес Анны. Он знал, прозорлив или нет, что она понесет. Пофырчит и понесет. Примет и смирится. Он ей дал с самого начала благословение, что ей не скажут - все принимать. А сами знаете, что люди могут нагородить. А мы должны все принимать, искать свои вины, самоукоряться, и смиряться. И знаете. вот такое делание - Благодать никогда не оставляет, приходит к такой душе и утешает ее, веселит и радует. духовник это знал. Кроме того, он чувствовал и другое, что Анна не только устала, но была в чем-то несколько ленива и туга на подъем. Тут уже бес лени вступает в дело. И знал, что надо ее окатить холодной водицей. Ну может, чуть слишком холодны она была... Но реакция Анны о чем еще говорит? Ее такое потрясение? Что она ведь была о свое6й духовной жизни относительно спокойна, а , может, и несколько слишком высоко о себе думала? А? А когда дали юродивому пощечину, и он ее не понес, так сразу вывели на чистую воду.
Духовник этого не знал. Но Анна немного блажила. И все прекрасно поняла, что все ее духовные радости и утешения ( а ей бедной нужны они были, чтобы жить) - не дорого пока стоят. А вот когда потом просила прощения у Духовника, когда помнила об этом всю жизнь и строго себя контролировала, тогда могло и что-то настоящее придти.
Конечно, Анна не была Алкашом. Она была уже кое-что в духовной жизни понимающей и довольно сильной натурой. Она в общем-то не боялась ни гроз, ни унижений. А бедный алкаш, - он слаб и его надо великим терпением и любовью пеленать ... И редко удается людям помочь таким. Некоторым помогает великой силы материнская молитва.
Нужны нам внутренние терзания - мы все очень поражены грехом, природа наша очень испорчена и больна. Узкий путь - Вам ли о нем говорить? Сам Господь показал такой путь. Очень рекомендую в свете нашего диалога перечитать "Записки игумении Таисии" (Леушинской).
А прощения просить у автора... так это автор должен просить прощения за некоторые не прописанные моменты. Да! Чем отличается уныние от оставленности. Уныние - действие беса. Оставленность - действие Любви Божией. Уныние только и ждет чтоб у человека появилось это чувство. А Бог стоит в сторонке и смотрит, даст слабину Его чадо или погонит, как Иов этого духа и скажет: "Я слаб и грешен,я сам виноват, что Благодать отошла от меня, но жив Господь и жива душа моя!"

Екатерина Домбровская   02.12.2012 17:09   Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая Екатерина, за обстоятельный ответ!

Какое там «критические»!... Когда я говорю о дискомфорте, это же не из-за текста как такового, а из-за реальности, которая им описывается – и которая, как видно, нуждается в пояснениях.

Знаете, мне кажется, я где-то именно у Вас и встречал такую метафору – из обихода людей, имеющих дело с фотографией: насчет диафрагмы. Думаю, что оскудение благодати происходит, когда мы сами диафрагму в нашем объективе с 2,8 до 16 сужаем. Мы уже как-то ранее затрагивали тему о благодати – я все же думаю, что поток благодати, в силу самой ее природы, постоянен. А вот сколько до души доходит – большой вопрос. И это вопрос именно нашего душевного состояния. Не благодать скрывается от, как Вы верно пишете, даже «недолжных движений, помыслов», а они сами, как акты нашей негодной воли, не пускают к душе благодать.

«Вот именно, когда мы бросаемся в такие минуты оставленности за помощью к человекам - то и получаем по носу. Именно по этой причине. Не могут люди помогать»
А ведь Анна поехала к отцу Фиолепту… )). Вообще, я считаю, что люди существуют для того, чтобы помогать друг другу… Представьте себе, дорогая, у одного человека духовная диафрагма на 16, а у второго - 2,8. Может ли помочь второй первому? Может, именно через него помогает Бог?
«Не все можно прописать в таком прозаическом рассказе - в два раза увеличится и соблазнять людей не хочется. Да, старец Анны бывал строг и жесток и не сдабривал свои обличения елеем, - во всяком случае в адрес Анны. Он знал, прозорлив или нет, что она понесет»

Я думаю, дорогая Екатерина, это основная трудность – для читателя: некоторая двойственность… С одной стороны, Анна и ее искания – по авторской дидактической интенции - это типаж, тип человека в борениях и скорбях, совершающего свой узкий путь , а с другой – совершенно конкретная индивидуальность. И ее отношения с духовником: с одной стороны – типичны, а с другой – в нюансах понятны только в свете индивидуальности Анны. С одной стороны если Анну лишить большей части индивидуальности, сведя до наиболее общих, свойственных всем черт, то книга сразу потеряет в своей проникновенности, в своем очаровании, которое несет авторская откровенность, придавая тексту такую силу воздействия… С другой – вовсе вывернуть Анну наизнанку тоже, видимо, невозможно. И если Духовник действительно знал Анну с изнанки, то мы – нет, и оттого его действия производят в читателе некоторое смущение. Но, думаю, иного нам не остается кроме как верить автору! )

Франк Де Сауза   05.12.2012 14:03   Заявить о нарушении
ДОРОГОЙ ФРАНК, МОЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Взыскательный художник - фразеология Пушкина. Так что не вздумайте думать (тавтология моя! - Е.Д.), что я окрашиваю взыскательность каким-то не должным цветом. Напротив! Взыскательный читатель - лучший подарок автору.

Теперь по делу... "А вот сколько до души доходит – большой вопрос. И это вопрос именно нашего душевного состояния. Не благодать скрывается от, как Вы верно пишете, даже «недолжных движений, помыслов», а они сами, как акты нашей негодной воли, не пускают к душе благодать."

Знаете, может быть и так сказано, может быть сказано и как у меня, потому что это метафорическая во всех случаях речь, отражающая таинственный мистический процесс взаимодействия души и Духа. Все суждения здесь имеют "допуски". Однако более твердый критерий - учение отцов. Там важен главный момент - понятие вместимости человека для действия благодати. Его гумус душевный, его состояние и вообще и в частности в какой-то момент. Второй важный момент и опорная веха их святоотеческого учения - благодать - "инструмент" Божественной педагогики. Я уже об этом написала. Подвижники настоящие опытно знают в тонких, в очень тонких моментах своего внутреннего делания, когда они что-то нарушают - недолжным помыслом, возгордением и т.п. - в такие мгновения острочувствующий подвижник замечает, что чем-то оскорбил Бога и именно этим отступлением Благодати. "Отступление благодати" - это оперативное понятие аскетических творений отцов.

Насчет изнанки Анны))… Двойственность восприятия в таких произведениях (хотя я знаю аналоги жанровые исключительно в житиях – но пойди найди там описаний внутренних браней подвижников – это надо по крупицам собирать!) – неминуема. С одной стороны – непреложные духовные законы, постулаты аскетического богословия, с другой стороны – индивидуальность. Одному подвижнику Господь скоро дает в ответ на его усердие внутреннюю сердечную молитву, другому после десятилетий труда в поте лица, а третьему, вообще, когда душа с телом расстались и молитва дается уже только душе. Так пишут отцы – не я. Господь волен каждому давать свой путь. Так же и настоящие духовники. Нет одного благословения для двух разных человек. Личности разнятся. А что такое личность Вы и без меня знаете.
Для этого не думаю, что надо знать несколько больше штрихов к самобытности Анны. Ну, разве что, она сама за собой знала свойство лени, с которой боролась. А Духовник в начале ее пути этого мог не знать. И свой выговор он говорит опираясь на духовный закон: новобранцу воину христову в начале пути как правило дается огонь на дорогу – да, сугубая благодать! Этот огонь описывал Силуан Афонский. Этот огонь помогает многое преодолеть на первых порах – очень трудных. Но если человек начинает расслабляться – огонь может погаснуть. И на последующее не будет той решимости, о которой говорил прп. Серафим – что именно отсутствие решимости у людей мешает рождению великих старцев в последующем. Он вообще эту решимость ставил на первом месте. Так что Духовник был прав. А насчет того, что можно это было сказать иначе… Конечно, Анна часто об этом думала: она тех, кто был много моложе ее духовным возрастом никогда не одергивала так, она все мягко растолковывала без устали, говорила, объясняла… И знаете, потом поняла, что прав-то был духовник. Путь Креста – он и есть путь креста. Душу подвижника, послушника нужно обтесывать. И на так, как посмеивался над этим великий Иосиф Исихаст Афонский: «У нас не так. Как у мамы: пойди, детка¸ покушай, а то заболеешь…». К Духовнику пришел его благочинный и говорит, что хочет взять на работу в монастырь фельдшера. А Духовник ему в ответ: «а ты поприжми его покрепче со всех сторон, увидим что за человек, а тогда будем решать».
И прижимали… Настоящий старец сразу зовет «стоящую» душу (из которой он надеется сделать настоящего монаха) – на Крест. Если человек пасует, так и все – никто ему больше выговоров таких делать не будет. Господь тоже любовно зовет нас на крест: «Сыне даждь ми сердце твое». Но если «сыне» не идет, Господь смиряется и отступает – насиловать не будет.
Все у Духовника проходили разными стезями. Были люди, которые и близко не ведали того, что приходилось испытывать Анне. Но она ведь чувствовала, что это настоящий путь и никуда не убегала! А дорожила каждой минутой жизни при Духовнике. Потому что чувствовала, что елеем воспитывают совершенных душевных младенцев. Каждому свое количество евангельских «талантов» - духовного добра – по силам. Духовник вел Анну – по силам. А любить с Креста научиться? Легко ли? Какую для этого нужно пройти подготовку? Вот она ее и проходила. А любить с креста – было ее главным послушанием. Вопрос, хорошо ли выучилась, не зря ли старался Духовник - открыт. Бог даст душе знать, когда она придет к Нему. Ответственность страшная – учили-то лучше всех. А что получилось? Вот то-то и оно…

Смущение в читателях происходит потому, что описывается изнутри настоящая духовная жизнь и настоящее духовное воспитание. А не общение с мирянами, которое так приятно описывается во многих книгах. Читаешь и умиляешься, сколько любви и сладости в общении со старцами…
Но прочтите «изложение монашеского опыта» старца Иосифа Исихаста и Вы увидите совсем другое. Для восприятия адекватного этих вещей мир все-таки совсем не готов.
Уникальность опыта Анны в общении с Духовником, что она была на птичьих правах в мужском монастыре и ждала решения своей монашеской участи… Но, к сожалению в послесловии сказано, что завершения ее пути мы точно не знаем. Анна скрылась с глаз… И можно только гадать: увенчалась ли ее жизнь желаемым или как-то иначе все завершилось.
Спасибо Вам!

Екатерина Домбровская   05.12.2012 19:03   Заявить о нарушении
Ну, по вопросу восприятия благодати, ее отдаления – почти не обнаружил у нас разночтений. Действительно, это вопрос больше терминологии и уместного метафоризма. Что касается божественной педагогики, то я думаю, что она как раз и состоит в том, что Богом устроено так, что «сумма» воспринимаемой благодати зависит от этой самой «диафрагмы», которая, конечно же, сужается у подвижника вследствие согрешения недолжным помышлением, гордостью и т.п. Вы же знаете, я сторонник органической теории, и отеческие выражения, вроде «оскорбить Бога» принимаю с почтением – но лишь как адаптацию, редукцию к межчеловеческим отношениям – ради практической пользы. Не думаю, что Бог может оскорбляться – предположить такое означало бы ввести в понятие о Боге недопустимый антропоморфный психологизм. Не может Он и «сокращаться в количествах» - ведь как мы говорили ранее: благодать – это способ бытия Бога вне Своей Сущности…. Ну, ладно – это я опять придираюсь, не в этом суть – простите зануду! )))

А насчет моих смущений касательно подхода, практикуемого Духовником – спасибо, дорогая Екатерина, я, наконец, понял свою ошибку. Вы правы - я все по инерции воспринимал отношения Анны с Духовником как просто отношения на приходе, как обычной мирянки – все время упуская из виду, что это – начальные стадии монашеского пути. Простите бестолкового! Бестолкового зануду!

И большое Вам спасибо за разъяснения!

Франк Де Сауза   05.12.2012 20:07   Заявить о нарушении
Дорогой Франк - да Вам громадное спасибо: вы так внимательно все прочли, глубоко вникли... С такими читателями ухо востро надо держать и теперь буду и сама много внимательнее...
Насчет выражения "оскорбления Божия". Одно дело язык догматики, другое дело - язык аскетики. Языки аскетики - наполнен опытом. Человек в духовном подвиге живет в напряжении страха Божия, в глубоком чувстве своей прочувствованной до дна негодности. И действительно ЗНАЯ свою негодность в очень реальной и высокой степени, этот подвижник боится оскорбить... не догмат об искуплении, а безмерную Любовь БОжию, которую он уж успел восчувствовать и ОСЯЗАТЬ - по слову апостола Павла. Осязание этой Любви мгновенно и бесконечно СМИРЯЕТ человека - он с ее большей степенью остроты видит свое падение - само падение оскорбляет это безграничную, безмерную, смиренную Любовь - а Глаза Христа смотрят на него... Так мученики готовы были броситься с радостью в пасти львов видя этот Свет и Любовь и видя себя - это состояние непередаваемого покаяния, стыда перед Христом. Он не оскорбится, конечно, Он - Любовь,но не случайны были видения святым - рыдающая о грешном человечестве Богородица и и кровавые слезы Христа... Это слово, повторяю - не в смысловой гамме догматики. Это слова рождающееся в сердце подвижника, иногда простеца, не очень сведующего в догматике, но очень понимающего, что такое оскорбить собой святого, который взирает на тебя с такой силой Любви и смирения, что человек и двух мигов не выдержит...
Именно по причине языка и разности понятий - разных стихий богословия головного (богословия "говорить о Боге") и богословия аскетического опыта - "знать Бога, видеть Бога, быть к Нему близким, осязать Его всем своим существом и и произошла катастрофа "имябожия".Монахи имели опыт, которого не имели богословы. Но монахи не умели говорить "правильно" на языке знатоков богословов-профессоров. Потому и дошло до того, что монахов стали уничтожать. И понятно: головное богословие с подвижника шкуру спустит живьем из зависти, что ему недоступен высочайший опыт подвижника. Именно эта ревность сквозит в современных критиках (имени называть не буду) - книги "Рассказы странника своему духовному отцу". Недоступна кому-то современному ни такая душа, как была у простого русского мужика, ни такое самоотвержение, ни такая молитва... А книга - вовсе не виновата.
И последнее... Нас учили так: что путь к Богу - в смысле изучения чего-нибудь, чтения и тому подобного, должен начинаться с житий святых и подвижников благочестия. и Корпус житий должен перечитываться всю жизнь периодически. В особенности подчеркивалась связь с житиями последних 2 веков - с близким нам опытом. Не имея практики сами - мы хотя бы из житий погружаемся в стихию практики. Начинаем понимать язык святых, их тончайшие чувства - духовные ощущения.А не делая это - мы упираемся в головное знание, которое в значительной степени мертво и мало приближает к Богу. Зная все до тонкостей, человек может остаться в стихии душевности. а в духовность входить надо абсолютно всем.Об этом говорит Сам Иисус Никодиму.
Вот как Вы подвигли меня на долгие разглагольствования. Если утомила - прошу прощения.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   05.12.2012 22:50   Заявить о нарушении
>>>Одно дело язык догматики, другое дело - язык аскетики.
И снова Вы совершенно правы, дорогая Екатерина! И в этом и дальше... И спорить тут не приходится: за подвижниками - правда непосредственного ведения - не всегда выразимого даже в строгих терминах богословия! Огромное спасибо - за науку и за терпение! )))

Франк Де Сауза   05.12.2012 23:12   Заявить о нарушении
У Вас много больше терпения: Вы страшно великодушны. Но мне так с Вами было приятно и интересно говорить и я Вам очень и очень благодарна. Дай Вам Бог здоровья, дорогой брате.

Екатерина Домбровская   05.12.2012 23:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Начало главы созвучно с красотой псалмов.
Природа, храмы, сама церковная служба - все пронизано красотой, которая нужна душе, наверное не меньше сочувствия.
Вот и Анна увидела свет и утешение в таком тяжелом испытании в деревне близ монастыря. И отец Фиолепт духовно возрастал там.
А в городе сейчас люди жестоки и равнодушны до крайности, все мешают друг другу, и в храме тоже, вот никто и не утешил Анну и Елизавету, а как же потом Елизавета, уйдя из монастыря, выдержала? наверное Бог помог. Как же мало у Него помошников в милосердии, даже в добрых словах.
А еще эта глава учит мужеству и надежде даже в самые тяжелые минуты жизни. И в этом тоже напоминает псалмы.
Красивый, духовный и узкий путь спасения.
А уныние - актуальная тема.
Когда так много болезней и трудов, действительно нет сил. Или все же есть отличие усталости и уныния?
Если уныние побеждается молитвой и покаянием, то как в состоянии расслабления и усталости настроиться на молитву? Страхом, надеждой, просто терпением?
Нужно перечитать еще.
Спасибо за красоту, мужество и надежду!
Действительно, чтобы увидеть Свет, нужно идти вперед.

Иволга Летняя   02.12.2012 15:42     Заявить о нарушении
Дорогая Иволга! Спасибо за понимание, за добрый отзыв. Вы очень точно подметили некий сбой в смысловой фактуре рассказа: вопрос о грани между усталостью и болезнями и унынием... Автор не прописал этот сложнейший и тончайший момент. Очень тонкая грань... Очень трудно поддающаяся анализу. Но главное надо помнить: уныние - это не состояние нашей души, это действие беса уныния, духа уныния. Как он действует - описано в Лествице и здесь цитируется. И когда человек много раз испробует ему противопоставить действие своей воли - он обретет навык распознавания и будет гнать этого беса расслабления и уныния.Тут нужно насилие над собой. Встать и читать молитву. Сказать себе : ну, на полное правило (вечерние на сон грядущим) - у меня сил нет, прочту только 5 молитв. Я устал. Встать и прочесть. И вы знаете, что бывает после этого? А после этого бывает то, что люди в миру называют "вторым дыханием", а это просто бес отвалил! Оставил человека и он обрел прилив сил, да еще и помощь Благодати за мужество и труд. Нас так учили обхитрять этих бесов: скажешь ему - прочту только 3- 5 молитв. И лягу. А потом нас не оторвать от молитвенника.
Хотя есть и состояния объективной усталости. Но что говорили великие отцы: не буду гонять клирошан, чтобы не садились во время службы, так они все время сидеть будут, не стану гонять сидяшщих монахов, так они и лягут скоро прямо в храме. Так устроен человек - нужно бороться. В меру сил. И не пугаться, если сегодня не получилось. Ну так завтра начни сначала. Еще придет время, когда захочешь изо всех сил стоя помолиться, а не сможешь... так говорили многие верующие с опытом.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 16:00   Заявить о нарушении
а почему так бывает - вроде и обычно все, но вот эта будничность, внешняя повторяемость почти каждого дня и всеобщая озабоченность материальным более всего выбивают, уже и цели нет, и молитвы, и надежды. пусто все, раздражают любые мелочи и люди вокруг.
сначала пропадает вдохновение и желание, потом начинаешь искать внешние способы что-то поменять, отвлечься.
оставленность ли это или уныние? жизнь представляется этапом больших и малых неприятностей и испытаний, а все же ищешь выход.


Иволга Летняя   31.07.2013 15:06   Заявить о нарушении
Это, если говорить строго, неочищенность сердца: страсти. Нужно серьезнее гнаблюдать себя и готовится к исповедям. И смиряться - самое главное, а не роптать на обстоятельства. И не копаться: уныние - не уныние... Просто сердце не может наполниться благодатью, потому что в нем много недолжного, что не пускает в него благодать.
Вот очень жесткая технология. Но на самом деле она такая и другой нет. Относительный покой, смирение, выдержка и постоянная тихая радость приходит в настрадавшееся и очищенное сердце. Но путь к нему не через саможаления.
А думаете у монахов не будничная жизнь? Одно и тоже и тоже забота о хлебе, и тоже тяжести от людей, бесконечные искушения, усталость от служб, болезни... Но они понимают, что спасается человек и научается жить в этом мире только смирением и благодарением Бога за все. Искренним благодарением. Ломанием себя, чтобы благодарить. А потом придет истинная и искренняя благодарность.

Екатерина Домбровская   31.07.2013 15:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «29. Плод мирен наученным...» (Екатерина Домбровская)

Задумалась над последними словами главы, перефразированными в заголовке: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью…», но хватит ли сил дождаться «мирного плода праведности». Я поняла, что это возможно при полном смирении, когда отдаешь себя Ему без остатка и сомнений, а в испытаниях видишь любовь Господа, который «бьёт принимая же всякого сына». Трагическая судьба Анны, перенесённые ею страдания, снова как-то особенно задели, напомнив о том, что без них не «истончилась» бы так её душа, не открылась бы Господу в готовности принять всё со смирением и любовью. поэтому благодать не оставила её. Но какой же дорогой ценой она заплатила за это, приняв всё как предварительный суд Божий и войдя во всежизненное покаяние. Это говорит о том, что Анна выделена Господом, путь, выпавший ей, -особый, монашеский, да и то, наверное, таких единицы. Уникальность книги в том, что автору удалось показать изнутри, как достигается это, как сложен, мучителен и высок этот путь. Но этот высокий путь придаёт носителю его особое духовное вИдение, которое не всегда легко принять мирскому человеку или отважившемуся ступить на эту тернистую дорогую Я бы выделила удивительный образ о.Фиолепта, выписанный с редким мастерством и теплом. К нему нельзя не проникнуться доверием, невозможно не восхищаться этой удивительной судьбой, именно о таком сказано, что на праведниках земля держится. Именно к ним, таким как Духовник, Анна, о. Фиолепт обращены слова преподобного Исаака Сирина, приведенные автором «по мере печали бывает и утешение». Признаюсь, не всё приняла я в этой главе безоговорочно, но это говорит о том, что далеко не всем дано осознать ту высоту, на которой находится героиня повести.

Татьяна Алейникова   02.12.2012 13:11     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, спасибо за отзыв - такой внимательный и подробный... Разрешите ли мне немного возразить вам? Не ради спора, а ради нашего общего лучшего понимания. И автору всегда полезно вместе с читателем еще и еще углубиться в свой текст и еще раз пересмотреть это опорные вехи...
Первое. Не согласна с тем, что путь у Анны особый. То есть по Евангелию это вот как: "- Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился." (Мф.25:14-30). Каждому и путь по силе. Но значит ли это, что "слабый" путь кому-то заранее предречен? Думаю, нет. Просто одному можно сразу дать 5 талантов, а другому нельзя - он может возгордиться... Одному можно сразу идти в духовном возрастании динамично, а другому полезнее для смирения (главной добродетели) идти тихо и не высоко о себе думать.
"Кто измерил воду рукою, небо — пядью и всю землю горстью? Кто известил горы на весах и холмы на безмене? Кто узнал ум Господен и кто был советником Его и учил Его? Или с кем Он советовался и кто вразумлял Его? Или кто показал Ему суд? Или кто открыл Ему путь разумения?" - так богословствовал Иустин Мученик - святой II века. Не можем мы на все дать ответы. Не стоит нам торопиться с решительными выводами. Не все однозначно. Человеческий ум вследствие поврежденности его грехопадением ограничен. Божий ум - безграничен.
По большому счету - путь Анны - человека не имеющего монашеского пострига, но живущего во внутреннем монашестве - в отношении критериев духовной жизни, в отношении ее внутреннего повседневного делания - это путь , предначертанный Словом Божиим ДЛЯ ВСЕХ ХРИСТИАН. В очерке об св. Иоанне Богослове в разборе 9 главы Евангелия от Луки - это наглядно показано и явствует из слов Самого Господа. К сожалению, не многие обратили на это внимание.
Ваши слова о подвижничестве Анны, за которое благодать не оставила ее, тоже требуют уточнения. Благодать приходит и уходит, - и своими приходами, своими оставлениями она воспитывает человека. Он постепенно постигает, почувствовав, что остался один, и теперь из-под рук его могут выходить только мертвые тексты,- чем он согрешил, чем оскорбил Благодать Божию. А по пришествиям ее - узнает то, чем привлек к себе благодать. Вот что говорит Сам Господь в Евангелии от Иоанна:
"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?" (Ин. 3:7-8).
Дух дышит где хочет...
И третье: этот высокий путь не может решиться принять мирской человек? Но Анна же приняла?! И чем уж так он высок? Да, для очень гордой и жестоковыйной души - такой путь будет великим испытанием, но если он пройдет его - получит венцы бОльшие, нежели чем тот, кто пришел в Церковь, казалось бы, смиренной овцой. Ну, и самое главное: речь -то идет о чем? О вечности, которая нас ждет. И от того, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК успеет сотворить с собой, со своим сердцем - с помощью БОжией, разумеется, - насколько успеет очиститься и приблизиться к Богу, настолько будет зависеть его вечная участь.
Так что рассуждения - для всех - не для всех - это немного легковесный подход. Забываем о том, что поставлено на кон. И в конце концов, что уж так держаться-то человеку за свою гордыню? Ведь, если обобщить и округлить, то речь-то только о том, что надо ей объявить войну и искать смирения.
Мои главы, - робкая и несовершенная попытка показать, как замечательный исключительный Духовник помогал вести эту войну своему чаду Анне. А она была такой же как все. Хуже многих. Но Господь поставил ее скорбями в такие условия, что у нее не было возможности сделать ни шагу назад. И Вы это прекрасно знаете.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 14:09   Заявить о нарушении
Поразительное высказывание Приточника привели Вы: «Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра и возлюбит тя». Я знаю, что Вы -мудрый человек, поэтому при всей уязвимости своего положения всё-таки осмелюсь немного возразить Вам.
Вы утверждаете, что Анна мало чем отличается от сестёр своих в монастыре, но ведь ушла, не выдержав, Лиза, меняла священников другая особа, а Анна несла свой крест, преодолевая искушения вполне понятные для исстрадавшейся души, но не давала себе ни на мгновение расслабиться, разве это не говорит об изначально особой душевной организации? А ведь с ней обходились сурово и аскетично.
Да, превосходно описано в главе внутреннее смятение Анны, почувствовавшей оставленность. И мы становимся свидетелями того, какая мучительная внутренняя перестройка в ней происходит тогда, когда оставляет благодать, а ведь её измученная душа порой жаждала передышки
Анна не могла допустить даже мысленно, что происшедшее с ней в определённый момент проявление духа уныния, потому что уже «в самом начале духовно выбирала путь Креста».
Неужели все, пришедшие в церковь, выбирают именно такой путь? Те, весело и радостно покидающие церковь, уже погруженные в радостные вполне земные планы, которых наблюдает страдающая женщина, тоже выбрали Крест?
И в страшную пору «Ни на секунду не усомнилась Анна в доверии Промыслу Божию…»
Нет, не соглашусь, уважаемая Екатерина, личность Анны неординарна, и путь её не поход на другие, и я, не сомневаясь ни на мгновение, ставлю её в один ряд с замечательными женщинами, имена их Вы знаете, которых почитает церковь.Слово "подвижница" убрала, но суть не изменилась

Прошу простить определенный сумбур.

Татьяна Алейникова   02.12.2012 15:29   Заявить о нарушении
Судьба Анны - трудная. Она пришла к Богу израненной и после многих тяжелейших скорбей, после страданий и очень непростой жизни. Лиза, хоть и трудно жила, но была довольно спокойная женщина, спокойно пришла в Церковь, спокойно в ней пребывала и даже преподавала в Воскресной школе. Таких путь - это путь очень и очень многих.Если и была избранность в Анне, - то это была избранность страданий. По сумме очков. НЕ хочется говорить о грехах и ошибках жизни, но и не без этого была жизнь Анны. Но Бог зрил на сердце. Так же как и гонителя христиан Савла он избрал, чтобы тот стал Павлом. Проститутку Марию Египетскую сделала великой преподобной... Все творила ЕГО БЛАГОДАТЬ - вот что люди забывают. А кого и почему Он избирает среди самых невзрачных и грешных людей - это известно Ему Одному. Разве что усмотрел вместимость сердца и способность смиряться. - это не про Анну, это вообще - про многие примеры из житий.
В каком-то смысле Духовнику с самого начала было проще с Анной - она имела решимость , ей надо было подзарез "К БОГУ" и потому только она избрала Крест. Готова была его нести. Хотя каждый раз когда смиряли и этот крест предлагали, она принимала его через жестокую борьбу с самой собой. Вот и вся Ваша раскладка про личность. Эпизод про садик - ни о чем не говорит? Человек, переживший такое, как будет дальше вести себя? Вот он ведь и в Церковь давно пришел, и в покаянии, которое принес и приносил, и вера была и горячность сердца, а Бог взял да и забрал сына, да еще КАК забрал...
НЕт, не правильно Вы акцентируете характер личности героини - не в духовных ее дарованиях там было дело. А в способности к смирению и послушанию. Мне, как автору видится так...
Ну, а читатель - читатель всегда прав!
Однако я Вам выше на пост отвечала, как всегда не только на высказанное, но и на невысказанное - желание вывести Анну в исключения. Это не полезно другим людям, другим читателям. В общем, если додумать, то мой ответ на Ваше возражение таков:
Господь избирает Анну и ведет ее "высоким путем" только потому, что жизнь ей в отличие от многих крепко пообломала рога гордости. И с Анно стало возможным духовно работать - тому же духовнику.
Что касается Лизы... У каждого свой путь. Ей было всего с небольшим 40 лет. Впереди жизнь, и как она пройдет ее, как будет веровать, изберет ли высокий путь? Это отчасти в руках ее произволения. К сожалению, я не знаю , что с ней потом сталось. Думаю, Церкви она не оставила. Хотя жестокость людей для нее была губительны.
Простите, пока больше в голову ничего не приходит.

Екатерина Домбровская   02.12.2012 15:49   Заявить о нарушении