Рецензии на произведение «МП Статьи. Вольный этюд по поводу...»

Рецензия на «МП Статьи. Вольный этюд по поводу...» (Пространство Текста)

Доброй ночи!
Хотел бы "застолбить место".
Смогу внятно и подробно написать завтра в замечаниях, сейчас только поклон автору статьи и несколько вопросов.

1. Не смешиваются ли представления о молодёжном бунте против.... (будет подробнее в ассортименте чуть позже) с бродяжничеством дезадаптированных дромоманов, олигофренов, психопатов и ещё большой группы носителей психиатрических диагнозов, а с ними и той группы молодых и не обученных профессионалами детей постатеистического социума, которые и могли бы, может быть, понести мученические венцы, могли бы стать юродиевыми во Христе, а не по-журналистски, да вот... не судьба.
Потенциал искательства распирает, а реализовать его можно только самоучкой, как умеешь. А умеешь по-любительски, инфантильно. Но искренне!
Можно, конечно, поднатужиться, снять что-то в кино круче "Скромного обаяния буржуазии"... Вообще-то это время уже в анамнезе, сейчас на такой "неформат" денег не выпросишь, даже если ты самый натуральный российский Бунюэль.

2. Не вкралась ли ошибка в представления? "Труба" как-то незаметно оказалась синонимом помойки. Продолжим? Рок-клуб - кровный братец базарного пропойцы с гармошкой, Цой - неудачник и в "Ласковый май" не сгодился из-за бестолковых текстов. Понимаете? Городские легенды не только в книжках, только живая легенда не пахнет парфюмом, даже типографией не пахнет, она хочет есть не озвучку меню, а котлету, и к Думе бегает не на архитектуру любоваться, а в сортир.

3. "Труба" - это ДНО?
Или "приличное общество" само себя так успешно назначило приличным и так успешно отторгает неудобных, так настойчиво определяет, кто у нас олигарх, а кто маргинал, что из общества умных честных людей, имеющих недоступное посягательствам достоинство, как-то незаметно эволюционировало в угодливое стадо, способное подхихикивать наглым выходкам разжиревших олигархов и их домашних любимцев, прислуги, потакать мещанским вкусам, в духе премудрого пескаря рассудив, что против ветра не плюют, а в "Трубу" можно?

Показалось, у автора статьи возник соблазн обобщить с чрезвычайно широким захватом.
Так будет легко и ошибочно зачислить в панки кривляющихся носителей причёски "ирокез", а длинноволосых в хиппи. Дресскодников - в яппи. И...
И всё!
Тут тупик. Всем сестрам по серьгам, а феномен, часть жизни Города остаётся не только не принятым, но и не понятым. Ни лечение социальной язвы, ни профилактика не даётся, ускользает.
Одной части общества понадобится не замечать другую, что и происходит уже несколько десятилетий.

Возможно, стоит внести коррекцию в диагностический метод, тогда у Мяты Перечной и Выходца Из Арройо появится общая тема и мы сообща до чего-то полезного додумаемся.

Пока наметился только очень зыбкий подход, мостки гуляют под ногами. Тропы не видно.
Понятно опасение, но маргинальной моды вообще-то не бывает без причин. Одного только повода мало. Круто менять жизнь и из лояльных школьников переходить в изгои - судьбоносный поступок. Такие перемены никак не удаётся объяснить только подростковыми девиациями поведения, даже с участием пива или чего похуже.
Кстати, марихуана в таблице вредностей так отстаёт от алкоголя с никотином, что поневоле задумаешься.

Эх, поздновато уже и ошибок всё больше.

Участникам проекта поклон и всем нам доброй дискуссии.

С уважением,

Выходец Из Арройо   19.02.2013 12:16     Заявить о нарушении
1. Не смешиваются ли представления о молодёжном бунте против....

*Смешиваются, простите, где? В жизни? Или вы по тексту? Если первое, то, увидев ночью на лавочке спящего подростка, никому и в голову не придёт рассуждать, по какой причине он там оказался – из-за бунта против системы, из-за того, что пьян, или потому что натура его требует такой вот странной романтики. Бомж есть бомж. Со всеми вытекающими из определения штампами.
Если по тексту, так ведь я и говорю: у автора нет цели показать (и не показано в результате) причину ухода на дно, причину не внешнюю, а внутреннюю. Ссора с родителями не в каждой семье заканчивается побегом из дома, а если заканчивается, то не каждый бежит «бунтовать» в подвалы. Обычно стараются устроиться в относительном комфорте – у друзей дома или на даче.

2. Не вкралась ли ошибка в представления? "Труба" как-то незаметно оказалась синонимом помойки. Продолжим? Рок-клуб - ….

*Не надо этого «продолжим». Потому что это уводит от обсуждаемого текста. А в обсуждаемом тексте «Труба» рисуется если и не помойкой, то этаким не до конца оформленным притоном. Ну, тем самым, в котором вповалку лежат обдолбанные наркуши, и наши бравые полиционеры, если судить по фильмам, берут их голыми руками. А чего бы и не взять, если все в отключке.

3. "Труба" - это ДНО?
Или "приличное общество" само себя так успешно назначило приличным и так успешно отторгает неудобных, так настойчиво определяет, кто у нас олигарх, а кто маргинал, что из общества умных честных людей, имеющих недоступное посягательствам достоинство, как-то незаметно эволюционировало в угодливое стадо, способное подхихикивать наглым выходкам разжиревших олигархов и их домашних любимцев, прислуги, потакать мещанским вкусам, в духе премудрого пескаря рассудив, что против ветра не плюют, в "Трубу" можно?

*Это вот вы сейчас о чём? О повести или всё-таки о жизни? О жизни говорить не хочу, а в повести нет этого «общество отторгает». Зато есть утверждение автора: «У каждого своя жизнь, и каждый прожигает ее по-своему».
Автор хочет, чтобы «не отворачивались брезгливо при виде парней и девчонок, чьи органы проспиртованы насквозь, а вены истерзаны шприцами с героином и амфитаминами», но не собирается объяснять – почему.
Автор констатирует факты из жизней знакомых ей людей и желает, чтобы их (факты) просто приняли – на веру, так сказать; забывая, что у каждого человека своя жизнь, свои установки, ограничители, рамки и своё представление о свободе личности. Поэтому с какой стати читатель должен принимать видение мира таким, каким его внедряет в сознание Ника Созонова??

3_а. Показалось, у автора статьи возник соблазн обобщить с чрезвычайно широким захватом.
Так будет легко и ошибочно зачислить в панки кривляющихся носителей причёски "ирокез", а длинноволосых в хиппи. Дресскодников - в яппи. И...

*А вы знаете, так и есть. Прошло довольно много времени, прежде чем длинноволосых перестали причислять к хиппи, но «ирокезы» до сих пор ассоциируются с панками, а увешанные цепями – с металлистами.

Чтобы в чём-то разубедить, надо сильно постараться. У автора повести такой цели не было. Она просто описала среду, которая ей хорошо знакома. Вопрос «Зачем это читателю?» ответа не обрёл.

МП

Мп Статьи   19.02.2013 11:43   Заявить о нарушении
Общество скрытно отторгло часть людей.
И в последние годы СССР ампутировало одним способом, комми-топорно, сейчас другим - ещё изощрённее, самоампутации происходят хозрасчётно, как бы с "человеческим лицом", кибальчиши перевелись или перебежали к буржуинам, в процессе формирования нового общества дорогостоящий репрессивный аппарат отправили в утиль, с некоторых пор в изгои уходят как-то автоматически.
Сил возмутиться и зримо прореагировать у молодых больше, чем у пенсионеров или неизлечимо потерявших здоровье в военных конфликтах, на производстве, в зонах экологических бедствий.
Трудно быть молодым?
Ну... Пока силы не кончились, хотя бы можно побыть.
Политическая борьба вызывает у части молодёжи отвращение. Остаётся петь песни, но в "Как стать звездой" такие не нужны, да и сами не захотят.
В повести описаны люди, пожелавшие не отторгнутыми быть, а в попытках отстоять своё достоинство решившие в явной форме заявить об отторжении ими общества. Бледно описаны? Повесть не про изгоев Трубы. Дети скандалят, добиваясь от родителей изменения родительского отношения. Трубные люди оказались сиротами. Их родитель выбросил, они достают систему-"родителя" фактом своего существования и песнями.
В повести они стали фоном. Повесть о любви, но прямо сказать: "Росси влюбилась в образ Петербурга"... И не написать, как это было? Нет, можно, конечно, описать неописуемое в деталях и образах. Но не лучше ли дать читателю самому додумать, пофантазировать, догадаться? И сделать своё открытие, а не никино?
Социально-финансовые кошмарики в самом деле обсуждать не стоит. Не пролетарский же роман о дочке нищего рыбака писал Грин, а жители деревушки считали Ассоль безумной, пока не прибыл корабль с парусами. И вроде бы не писал Грин роман-приложение к истории болезни, к диспансерной карте деревенской дурочки.
И Ника не пыталась. Мне кажется, Ника не собиралась писать об изгоях в эпоху наслаждения после успешного накопления первичного капитала. Но как-то настойчиво мы прикладываем обществоведческую линейку для измерения фантазии. Не тот инструмент.

Выходец Из Арройо   19.02.2013 13:02   Заявить о нарушении
Сергей, вы знаете, мне не интересно с вами спорить. Потому что вы не автор. У вас о повести сложилось одно мнение, у меня другое, у кого-то третье. А что хотел сказать автор, может сказать только он. Поэтому я, с вашего позволения, подожду Нику (если она, конечно, планирует участвовать в обсуждении).

МП

Пространство Текста   19.02.2013 13:17   Заявить о нарушении
Всё же добавлю. Вы пишете:
"Повесть не про изгоев Трубы. Дети скандалят, добиваясь от родителей изменения родительского отношения".
Не мелко ли для широкого размаха? То вы пишете - система. А то уже и - подростковый бунт против родителей.
Лора и Андрей (БК) правильно говорят, что тем обозначена уйма, но ни одна не заиграла. Всё утонуло в многословии. Это как погнаться за несколькими зайцами сразу.

МП

Пространство Текста   19.02.2013 13:35   Заявить о нарушении
Добавить хотел бы по пунктам.

1. Туманные представления социума о бунте трубных и прочих надоедливых нищих в повести не рассматривались. И у автора нет цели показать (и не показано в результате) причину ухода на дно. Хотя бы потому, что ушли на вершину.
Это мы с вами на дне, но верим объяснялкам про то, что идём к вершинам. Нам вагон трясут, а вещают, что едем. У нас с вами стокгольмский синдром. Чтобы лишнего не думали, по демонстрациям не ходили, нам внушают благополучие, как Кашпировский давал "наркоз", а оперируемый боли не ощущал. В том, в кашпировском случае, пациентку хоть не на органы разбирали, что было давно и прошло. Теперь нас с вами используют, но мы возмущаемся возмущёнными и бунтующими, а не "хирургами"-палачами.
И последнее в пункте – трубные и рады бы протестовать в более комфортных условиях, но согласны терпеть те, что есть. Не кексом единым и не эклером жив человек.

2. Труба – сцена. Аналог притона описан, как квартира, где иногда удаётся разместиться. Но это не притон. Туда ходят помыться, спать, есть и т.п. Наркоши, в отличие от трубных, ходят наркотизироваться в секретное место, где меньше риск быть пойманным. Вот это их место – притон. Квартира, где находят приют уличные музыканты – приют. Только не официальный, не казённый с чужими правилами, а свой, свободный от начальников и руководителей и занудных моралистов.

3. Если читатель не хочет видеть иллюзии Созоновой, а хочет свои, так и пусть. Не об этом речь. Если читатель хочет видет НЕ иллюзии, должен бы захотеть получить материал для сравнения и дополнительные точки обзора. Шор поменьше, глаз побольше. Будет, что думать, когда будет, с чем сравнивать.

3_а. Автор повести явно не любит агитпроп и не предполагала, что читателю захочется пропаганды с агитацией. Пусть слышит, если имеет уши, видит, если имеет... Каждому городу нрав и права, каждый имеет свой ум голова.

Выходец Из Арройо   19.02.2013 13:38   Заявить о нарушении
Сергей, у вас, по всей видимости, есть свой взгляд на эту повесть, и вы всего лишь хотите выяснить, видит ли кто-то точно так же, как вы. Пока что ответ: нет. Вашу точку зрения рецензенты не разделяют.

И вы всё время переводите разговор из плоскости художественного произведения в плоскость, а скорее, в объёмность реальной жизни. Споры "за жисть", развал СССР, бунты на Манежной в данном случае к повести не имеют никакого отношения. Этого там попросту нет. Дело в том, что там вообще ничего нет, кроме стоп-кадра из жизни отдельно взятой неформальной тусовки. Мой вопрос - зачем? Или автор правда считает, что люди перестанут кривить губы, увидев пьяную-красивую-юную рожицу, только потому, что подумают: "Какие молодцы! Бунтуют против системы доступным способом" ?!

Мп Статьи   19.02.2013 14:00   Заявить о нарушении
Да! Сергей, извини, но вынуждена плеснуть ковш холодной воды: я думаю, не стоит продходить к обсуждению повести с точки зрения врача-психиатра.Отвлекись. Ты здесь - читатель. Мало ли что здесь каждому покажется со своей профессиональной вышки.
:)

Мнемозина   19.02.2013 14:15   Заявить о нарушении
Есть! В смысле, остыл и сам себя водой полил. Холодной. И это правда, что горячусь. Ждём Нику?

Выходец Из Арройо   19.02.2013 14:45   Заявить о нарушении