Рецензии на произведение «Возможные пути образования у нас и опыт Англии»

Рецензия на «Возможные пути образования у нас и опыт Англии» (Кора Крылова)

Предложите выпускнику средней школы-медалисту назвать элементы, из которых состоит стекло? Мыло? Какие элементы входят в состав молока, по убывающей?
Мои дочери окончили школу на медали, я был хроническим двоечником. Я поражаюсь дремучести своих "медалисток", они не знают самых элементарных вещей.
Мне кажется - не нагромождать надо знания, не "всего по-немножку", не пробегаться по верхушкам, а давать детям те сведения, те знания, которые они прочно усвоят, раз и на всю жизнь.

Юсуф Айбазов   10.12.2013 09:56     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за живой отзыв! Да, современное образование сейчас более всего пострадало, мне думается, не из-за новых программ и технологий обучения, а из-за того, что сейчас из большинства учителей сделали преподавателей: они сейчас не заняты воспитанием с помощью знаний, не заняты просвещением, а излагают предмет и готовят учеников к сдаче информации, не наполненной бОльшим смыслом, чем просто информация.
Человек лучше усваивает любые сведения, если они как-то нужны в жизни, применимы на практике, делают шире взгляд на окружающее уже сегодня. Если же знания абстрактны и не привязаны ни к чему психологическому, то они не задерживаются сознанием. Сознание так устроено, что оно выхватывает из моря информации только необходимое, а необходимой информация становится только в следствие психологических причин. Любая информация может стать очень важной, если к ней есть прямой интерес. Нет прямого интереса - нет и внимания и запоминания. Поэтому нагромождать сведения бесполезно, ужесточать требования тоже малоэффективно.
Прекрасными учителями бывают только те люди, которые сами имеют широкий кругозор, которые представляют из себя Личности, - их с увлечением слушают на любую тему, потому что от них идёт поток информации не только словесный, но и психологический: их любят, им хотят подражать, следовать им, заниматься тем, о чём они с таким увлечением рассказывают. Это люди неравнодушные в принципе, они не равнодушны к любым проблемам учеников и коллектива, - они мыслят глобально и учат видеть мир глобально самим своим поведением. Тогда и его ученики сознательно или подсознательно учатся смотреть на мир глобально, и от этого дышится им шире и свободнее. Это делают настоящие Учителя. Они и сейчас есть в школах, но их не много, потому что это требует постоянных душевных усилий и борьбы с рутинной работой, а сейчас большинство преподаёт, чтобы заработать на жизнь.
Вы учились в трудную эпоху, когда в обществе решалась судьба страны, и все были напряжены, но знали чего они хотят. Сейчас время, когда в обществе блуждания, все бредут, как в тумане, и каждый решает свои житейские проблемы. Пройдёт и этот этап, и людей снова остро заинтересует вопрос смысла жизни, тогда и чётче станет ясно для чего учить молодёжь, на каких направлениях готовить смену старшему поколению. Тогда и изменится сам подход к образованию.
В Англии в элитных школах никогда не упускают из вида цель, ради которой готовятся ученики в этих школах, там мыслят глобально и не только держат во внимании современное состояние планеты, но и делают прогнозы на будущее и соответственно ему корректируют информацию и общение с учениками. Потому что для них ученики не просто слушатели и исполнители, благодаря которым они зарабатывают свои деньги, ученики этих школ - будущие правители страны. Все преподаватели и участники этой системы прекрасно это осознают и ни на день не забывают.
У нас же школы чаще всего имеют свои внутренние миры, мало связанные с реальной жизнью и мало думающие о будущей пользе стране, - этой цели не стоит вообще. В школах ставятся узкие ближайшие цели, и за многими мелочами не успевают делать главное - строить настоящие личности. Как обычно, в нашей стране это пущено на самотёк: если сам хочешь что-то познать, то сам и будешь искать путей познания. Изобретательности в этом направлении ничего не может препятствовать. Потому наши люди славятся по миру именно этой своей способностью: и без базы знаний находят пути решения проблемы, либо в срочном порядке восстанавливают недостающие знания, когда появляется к тому необходимость.

Ваш прекрасный отзыв - подтверждение тому, что оценки не могут отразить настоящие способности человека. Вы в жизни поняли то главное, что и имеет смысл "усваивать прочно, раз и на всю жизнь", и по тексту отзыва совершенно не скажешь, что Вы могли быть "хроническим двоечником".



Кора Крылова   20.12.2013 17:45   Заявить о нарушении
Вы знаете, Кора, вы меня немного озадачили…
Несколько моих пустячных фраз назвали прекрасным отзывом…
А сами написали страстное красивое эссе… и ничего.. вроде как между прочим.
Вообще-то я окончил биологический факультет, вроде бы сам Бог велел быть учителем..
Но у меня слишком беспокойный, авантюрный характер, я сразу понял, что школа не для меня..
Не знаю… Теперь поздно каяться, возможно – я сделал если не преступление, то большую подлость по отношению к обществу…
Я знаю точно – если бы я был учителем, все ученики школы были бы влюблены в биологию… А насчет хронического двоечника… это правда..
Я из породы тех – без царя в голове, которые неизвестно куда рвутся, мечутся, и в конечном счете – не достигают ничего… То есть – тех, которые до глубокой старости так и не взрослеют, и умирают «жизнерадостным кретином»…
Спасибо, Кора, за приятную беседу…

Юсуф Айбазов   20.12.2013 20:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возможные пути образования у нас и опыт Англии» (Кора Крылова)

Здравствуйте Кора! Спасибо за рецензии к моим статьям.
Меня давно волнует наша система школьного образования.
Школа не раскрывает духовные качества человека, это
противоречит существующему негативному обществу, а готовит
по существу умных "роботов" материального мира. А время-то
другое и другие задачи стоят перед Россией и человечеством.
Бессмысленно проводить любые школьные реформы без подключения
сердца и души школьника. Об этом я написал в статье
"Школьный класс". И предлагаю прочитать статью Юрия Иванова 4
"Что такое половое воспитание?"

Юрий Авдеев 2   25.09.2013 10:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий! Я тоже понимаю всю значимость школы в жизни каждого человека как в нашей стране, так и в мировом масштабе.
Первостепенная задача школы - подготовить молодых людей к существующим общественным отношениям, согласовать самые различные мировоззрения, которые есть в семьях, с общественно принятыми понятиями, чтобы молодёжь могла войти в общество и меньше вносить в него конфликтов из-за непонимания общих устремлений.
Так как в школе в одном классе учатся вместе самые разные по устремлениям люди, то проблемой становится вообще как-то их согласовать и дать какие-то общие правила поведения.
В группах, где люди собираются по интересам или для какого-то общего дела, таких проблем меньше и больше внимания уделяется самой теме, ради которой эти люди собрались.
Насильственное соединение в общую группу людей с разными интересами, как это происходит в нашем образовании, само по себе налагает ограничение возможностей в продвижении по профессиональным направлениям и способствует продвижению по линии психологического согласования - сделать совместимыми разные характеры и интересы, подчинить их единым целям. Этим школа и занимается по сути. Тоже по своему полезное действие.
Мне не раз приходилось наблюдать, как хорошо влияет школа на детей, которые были избалованы дома так, что и в детском саду не могли этого исправить в положительную сторону, а по приходу этих детей в школьную систему, у них уже через два-три года вырабатывались понятия об общих правилах поведения для всех без исключения, а также что такое хороший поступок и что такое плохой поступок. Это происходило не потому, что учителя много уделяли этому внимания, а потому что отношения в классе сами регулировали эти представления о жизни. С этими детьми в итоге уже можно было о чём-то договориться и быть более-менее уверенным, что они будут придерживаться договора и не нарушат его с лёгкостью, какая была прежде и доставляла немало хлопот не только окружающим, но и самим родителям этих детей и самим детям.
Если во многих семьях не уважается общий закон жизни, ставится на передний план личное желание - хочу или не хочу, нравится или не нравится - без учёта справедливости и совести, то для детей, выросших в таких семьях, школа такая, какая она есть на данном этапе, - великое благо и спасательный круг. А таких родителей и, соответственно, их детей - более, чем достаточно. И пока такое положение сохраняется в нашем обществе, пока и школа будет сохраняться в прежнем своём виде.
В природе всё держится по необходимости. Уйдёт необходимость - изменится неизбежно и ситуация. Жизнь - это такое многогранное и бесконечно насыщенное явление, которое имеет смысл изучать и понимать причины и следствия. Чтобы внести изменения - воздействовать на причины, а не бороться со следствиями. Докапываться до причин - во все времена было непросто.
Мне интересно, почему не изучаются основы работы с детьми, которые в труднейших условиях нашёл Антон Семёнович Макаренко? Он, уважая в детях-преступниках человека, умел им помочь стать достойными людьми, которые после его этапа воспитания становились самостоятельными и полезными обществу. Одно это, могло бы привлечь внимание к его опыту, к его педагогическим поискам.
Дети ведь не игрушки, а будущие отцы и матери, друзья и сотрудники, граждане и творцы чего-то нового в стране. А сейчас в школах отношение к школьникам часто безответственное или сюсюкательное. Ответственность за своих учеников в школах скорее исключение, чем правило. Нравственность вырабатывается стихийно благодаря усилиям отдельных людей, а не системе, не государственной направленности.
Система в принципе не способна давать какие-либо духовные понятия и представления. Это индивидуальные тропы, связывающие людей и мысли.

С уважение. Кора

Кора Крылова   29.09.2013 13:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возможные пути образования у нас и опыт Англии» (Кора Крылова)

Очень хороший и интересный анализ. Только вот стоит ли сравнивать английские элитные школы с нашими общеобразовательными, если их даже с английскими обычными школами не сравнивают? А насчет того, что все деревья стоит садить и обрезать по-разному, не соглашусь. В стране должна быть единая унифицированная система образования, ведь знания невозможно получить без системного подхода. Другое дело, что эта система должна разрабатываться тщательнейшим образом, и для ее создания и усовершенствования надо задействовать наилучших специалистов... И достойно оплачивать их труд. Да и труд обычного учителя неплохо было бы оплачивать достойнее... А всех тех, кто поступает в педагогические вузы, сто раз проверять на профпригодность, чтоб среди учителей не было случайных людей.

Олена Братель   08.07.2013 15:54     Заявить о нарушении
"Только вот стоит ли сравнивать английские элитные школы с нашими общеобразовательными, если их даже с английскими обычными школами не сравнивают?"
Это не простое сравнение, это акцент на тех принципах элитной школы, которые и дают необходимые результаты. Без применения этих принципов, которые подобны принципам обучения в школах восточных единоборств, где учитывается и питание, и вода, и воздух, и физические нагрузки, и искусство, и наука, и дискуссии, и широта общения на серьёзные темы и осознание для чего готовят молодёжь, без постепенного внесения этих принципов обучения в современные школы ничего школьному образованию радикально не изменить в существующем своём положении и в отношении к школе и учителям сколько бы не менялась программа. Современные изменения программ - это полумеры, которые недостаточны.

Общие принципы настоящих школ вечны. Таковыми они были и в Древней Греции, и на Востоке, и в современных специализированных школах. Многие принципы можно ввести, не меняя программ обучения уже сейчас, и тогда качество знаний резко возрастёт. Это будут уже другие учителя и ученики, другое уважение друг к другу и к делу, которым занимаются.

С уважением. Кора

Кора Крылова   08.07.2013 17:38   Заявить о нарушении