Рецензия на «Возможные пути образования у нас и опыт Англии» (Кора Крылова)

Предложите выпускнику средней школы-медалисту назвать элементы, из которых состоит стекло? Мыло? Какие элементы входят в состав молока, по убывающей?
Мои дочери окончили школу на медали, я был хроническим двоечником. Я поражаюсь дремучести своих "медалисток", они не знают самых элементарных вещей.
Мне кажется - не нагромождать надо знания, не "всего по-немножку", не пробегаться по верхушкам, а давать детям те сведения, те знания, которые они прочно усвоят, раз и на всю жизнь.

Юсуф Айбазов   10.12.2013 09:56     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за живой отзыв! Да, современное образование сейчас более всего пострадало, мне думается, не из-за новых программ и технологий обучения, а из-за того, что сейчас из большинства учителей сделали преподавателей: они сейчас не заняты воспитанием с помощью знаний, не заняты просвещением, а излагают предмет и готовят учеников к сдаче информации, не наполненной бОльшим смыслом, чем просто информация.
Человек лучше усваивает любые сведения, если они как-то нужны в жизни, применимы на практике, делают шире взгляд на окружающее уже сегодня. Если же знания абстрактны и не привязаны ни к чему психологическому, то они не задерживаются сознанием. Сознание так устроено, что оно выхватывает из моря информации только необходимое, а необходимой информация становится только в следствие психологических причин. Любая информация может стать очень важной, если к ней есть прямой интерес. Нет прямого интереса - нет и внимания и запоминания. Поэтому нагромождать сведения бесполезно, ужесточать требования тоже малоэффективно.
Прекрасными учителями бывают только те люди, которые сами имеют широкий кругозор, которые представляют из себя Личности, - их с увлечением слушают на любую тему, потому что от них идёт поток информации не только словесный, но и психологический: их любят, им хотят подражать, следовать им, заниматься тем, о чём они с таким увлечением рассказывают. Это люди неравнодушные в принципе, они не равнодушны к любым проблемам учеников и коллектива, - они мыслят глобально и учат видеть мир глобально самим своим поведением. Тогда и его ученики сознательно или подсознательно учатся смотреть на мир глобально, и от этого дышится им шире и свободнее. Это делают настоящие Учителя. Они и сейчас есть в школах, но их не много, потому что это требует постоянных душевных усилий и борьбы с рутинной работой, а сейчас большинство преподаёт, чтобы заработать на жизнь.
Вы учились в трудную эпоху, когда в обществе решалась судьба страны, и все были напряжены, но знали чего они хотят. Сейчас время, когда в обществе блуждания, все бредут, как в тумане, и каждый решает свои житейские проблемы. Пройдёт и этот этап, и людей снова остро заинтересует вопрос смысла жизни, тогда и чётче станет ясно для чего учить молодёжь, на каких направлениях готовить смену старшему поколению. Тогда и изменится сам подход к образованию.
В Англии в элитных школах никогда не упускают из вида цель, ради которой готовятся ученики в этих школах, там мыслят глобально и не только держат во внимании современное состояние планеты, но и делают прогнозы на будущее и соответственно ему корректируют информацию и общение с учениками. Потому что для них ученики не просто слушатели и исполнители, благодаря которым они зарабатывают свои деньги, ученики этих школ - будущие правители страны. Все преподаватели и участники этой системы прекрасно это осознают и ни на день не забывают.
У нас же школы чаще всего имеют свои внутренние миры, мало связанные с реальной жизнью и мало думающие о будущей пользе стране, - этой цели не стоит вообще. В школах ставятся узкие ближайшие цели, и за многими мелочами не успевают делать главное - строить настоящие личности. Как обычно, в нашей стране это пущено на самотёк: если сам хочешь что-то познать, то сам и будешь искать путей познания. Изобретательности в этом направлении ничего не может препятствовать. Потому наши люди славятся по миру именно этой своей способностью: и без базы знаний находят пути решения проблемы, либо в срочном порядке восстанавливают недостающие знания, когда появляется к тому необходимость.

Ваш прекрасный отзыв - подтверждение тому, что оценки не могут отразить настоящие способности человека. Вы в жизни поняли то главное, что и имеет смысл "усваивать прочно, раз и на всю жизнь", и по тексту отзыва совершенно не скажешь, что Вы могли быть "хроническим двоечником".



Кора Крылова   20.12.2013 17:45   Заявить о нарушении
Вы знаете, Кора, вы меня немного озадачили…
Несколько моих пустячных фраз назвали прекрасным отзывом…
А сами написали страстное красивое эссе… и ничего.. вроде как между прочим.
Вообще-то я окончил биологический факультет, вроде бы сам Бог велел быть учителем..
Но у меня слишком беспокойный, авантюрный характер, я сразу понял, что школа не для меня..
Не знаю… Теперь поздно каяться, возможно – я сделал если не преступление, то большую подлость по отношению к обществу…
Я знаю точно – если бы я был учителем, все ученики школы были бы влюблены в биологию… А насчет хронического двоечника… это правда..
Я из породы тех – без царя в голове, которые неизвестно куда рвутся, мечутся, и в конечном счете – не достигают ничего… То есть – тех, которые до глубокой старости так и не взрослеют, и умирают «жизнерадостным кретином»…
Спасибо, Кора, за приятную беседу…

Юсуф Айбазов   20.12.2013 20:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кора Крылова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юсуф Айбазов
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.12.2013