C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Возможные пути образования у нас и опыт Англии

I.

Преподаватели вузов и учёные озабочены уровнем образования и в Украине и в России. Они ищут пути преодоления сложившейся ситуации.

Очень хорошая статья в журнале "Країна Знань" № 9-10 (91) — 2012 на стр. 2: "З чого починається робота «доброго атома»" Ю. Є. Крот, кандидата технічних наук, професора кафедри фізики ХНУБА, м. Харків. В ней приведён анализ текстов учебников о делении ядра. Очень ценно, что доказательно показаны ошибки в одних описаниях этого процесса и истинное отражение темы в других текстах и схемах. Эта статья делает шаг к упорядочиванию учебников, к  облегчению понимания информации о делении ядра.

Это вклад в преобразование школьного преподавания, а значит и подготовки молодых последователей в науке. Очень важно участие общественного мнения учёных в формировании текстов школьных учебников, так как это не пустяк, это основа подготовки молодёжи, это фундамент. При плохом фундаменте никакие стены не построишь, а перестраивать фундамент, когда уже пора возводить стены, бывает совершенно нерентабельно, а то и невозможно.

Тесное взаимодействие высшей школы с начальным и средним образованием неизбежно, если есть желание готовить кадры для совместной будущей работы. Однако сейчас научные учреждения, высшая школа и школьное образование ВЕДОМСТВЕННО РАЗДЕЛЕНЫ и слабо взаимодействуют. Научные работники не могут активно влиять на выпуск школьных учебников и контролировать их качество. Они поглощены научными задачами, а об учениках и последователях думают немногие.

Школьные учителя сейчас поставлены в такое положение, в котором они не могут активно высказывать протесты о содержании и качестве учебников, даже если бы хотели. Они поставлены в положение рядовых солдат в армии, которые обязаны выполнять программу, утверждённую государственными структурами, а не обсуждать или корректировать её. Сколько учителя возмущаются абсурдностью современных программных требований, хаотичностью изложения теорий в учебниках и просто обилием опечаток в некоторых учебниках! Такого количества опечаток в учебниках времён Советского Союза не встретишь, - тогда отношение к учебным текстам было как к стратегической информации, из-за чего учебники проводились через строгую цензуру.

Сейчас более свободно дышится, но беспорядка больше, и в системе образования в том числе. Надо, чтобы появились желающие работать над упорядочиванием школьных учебников.

Малой группе людей этого не сделать, потому что малую группу всегда можно поставить в зависимость, - она всегда будет работать на существующую власть в стране, и это будут колебания от одной версии изложения текстов учебников к другой согласно переменчивой политике, а не науки.

Сейчас имеется, благодаря достижениям науки, такое замечательное средство обмена информацией, как интернет. Информация в нём практически неуничтожима. Только через использование возможностей интернета, как средства прозрачной связи для множества людей, можно выйти на непредвзятую корректировку школьного образования. Сейчас интернет уже используется для сообщения об опасных событиях, и порою о событии правительство быстрее узнаёт из интернета, чем по своим каналам. Это очень удобно.

Со временем будут организованы международные интернет-организации по обсуждению и улучшению школьного образования и высшей школы и  способствующие их взаимодействию. Это уже начинает происходить стихийно.

У этих организаций должно со временем появиться юридическое право давать рекомендации и требовать изменений в школьной программе и учебниках. Этого можно добиться путём объединения многих научных и культурных организаций с этой целью.

Это то, что касается внешней стороны дела образования — учебники и программы. А есть ещё внутренние проблемы школы, то есть вопрос: каким способом преподавать знания?

Тот метод, который распространён в школах на современном этапе очевидно не годится: ни тестовая система, ни сокращение взаимодействия учителей, как педагогов-воспитателей, с учениками. Теперь в школах учителя не воспитатели душ, не педагоги, а специалисты по преподаванию определённых знаний. Воспитание нравственности сейчас не входит в обязанности учителей. Они отвечают за жизнь и здоровье школьников, а вопросы нравственности и психологии находятся в компетенции школьного психолога. Один психолог меньше может влиять на ход событий, чем весь учительский коллектив школы.

II.
 
Можно поискать надёжный опыт в других странах. Например, в Великобритании есть давние, сложившиеся со средних веков традиции публичных школ, которые с того времени значительно усовершенствовали свой опыт, есть очень ценные принципы воспитания элиты английского общества, которая управляет страной. Подробно на эту тему вы можете прочитать в книге известного советского журналиста Всеволода Овчинникова "Сакура и дуб" в части второй "Корни дуба", посвященной сути традиций и уклада жизни в Англии. Здесь я коснусь только тех эпизодов книги, которые хорошо отвечают теме этой статьи.

«Англичане любят повторять фразу, сказанную когда-то герцогом Веллингтонским: "Битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона..."
...этим он подчеркнул роль закрытых частных школ в формировании элиты общества.
Назначение такой школы — воспитать джентельмена; назначение джентельмена — возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний.»

«Итон относится к числу наиболее привилегированных "публичных школ". Уже само это название сбивает с толку своей парадоксальностью. Если "публичный дом" означает в Англии просто-напросто пивную, то "публичная школа" — это не что иное, как частная школа.
Публичные школы существовали в Англии со средних веков. Они давали классическое образование, необходимое для публичной карьеры, каковой в ту пору считалась деятельность служителя церкви или государственного чиновника.»

«Обучаются в них лишь около 4 процентов общего числа школьников. И всё же влияние публичных школ не только на систему образования, но и на общественно-политическую жизнь страны и даже на национальный характер чрезвычайно велико.»

«Как военная, так и гражданская служба в заморских владениях нуждалась в людях, которые, кроме традиционного, классического образования, были бы наделены определёнными чертами характера.»

«- Во-первых, моральные принципы, во-вторых, джентльменское поведение и, наконец, в-третьих, умственные способности.»

Именно в таком порядке стоят приоритеты в лучших школах Англии. У нас же моральные принципы отодвинуты в сторону, как несущественная деталь, а затем спрашивают: почему у нас так скверно обстоит дело с образованием? Молодёжь винят в том, что она стала неинтересующейся знаниями.

«...спорт культивируется в публичных школах не только ради физической закалки, но прежде всего и как средство воспитания определённых черт характера.  ...доминируют спортивные игры, то есть состязания соперничающих команд. Хороший игрок в составе школьной команды обретает, по мнению англичан, задатки руководителя и общественного деятеля, которые пригодятся ему на любом поприще.»

«...рыцарский кодекс чести был видоизменён в спортивную этику, где понятие "честной игры" стало важнейшим нравственным принципом, мерилом порядочности.»

Здесь есть и почти армейские порядки и суровая дисциплина. Такая что дети правящих кругов Англии ещё с детства приучаются к общественному порядку и уважению законов. Дети дома бывают только по праздникам.
Это очень дорогие школы и мало какие родители могут позволить себе оплатить воспитание своего сына в подобной школе, но у кого есть эта возможность добиваются того, чтобы их дети прошли эту подготовку, которая откроет им путь в правительственные круги Англии.

Однако, нужно учитывать и некоторые нюансы воспитания такого стойкого и ценного характера:

«Считается, что спартанские условия жизни, в частности холод и голод, воспитывают твёрдость духа, выносливость, самообладание и другие ценные черты характера.
ЧЕМ РЕСПЕКТАБЕЛЬНЕЕ И, СТАЛО БЫТЬ, ДОРОЖЕ ШКОЛА, ТЕМ БОЛЕЕ СУРОВЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВУЮТ ТАМ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ.
Классы с центральным отоплением — нововведение, которое куда чаще встретишь в какой-нибудь захолустной общеобразовательной школе. Спальни в публичных школах, размещающихся обычно в старинных зданиях, построенных в стиле готики, никогда не отапливаются, как и раздевалки при спортивных залах.
В публичной школе Гордон-стаун на севере Шотландии, где в своё время учились муж королевы герцог Эдинбургский и наследник престола принц Уэльский, воспитанники ходят в шортах и принимают холодный душ даже зимой, когда вокруг лежит снег. Окна в спальнях держат круглый год открытыми, и никому не разрешается накрываться больше чем двумя тонкими одеялами.»

В наших же школах окна редко открываются, и к обеду в школьных коридорах, особенно на верхних этажах, становится буквально спёртый воздух, насыщенный не только углекислым газом, но и  разнообразными бактериями. Такой воздух не способствует ни умственной деятельности, ни здоровью, ни отдыху во время перемены. Часто и в классах воздух такой же.
Мне не раз приходилось беседовать и с учителями, и с директорами, и с медиками школ на эту в прямом смысле слова болезненную тему. Они ничего не меняют в данной ситуации, так как по требованиям санэпидемстанции положено поддерживать температуру в школе + 18 С и не ниже, а пробы воздуха говорят о норме его состава. Все боятся сквозняков, чтобы школу не обвинили, что она способствует заболеваемости учащихся.
Скорее в школе почувствуешь вкусные запахи, льющиеся из столовой, чем запах свежего уличного ветерка. Сами родители, с мыслью о благе, приучают своих детей  к диванному восприятию жизни: в тепле, сытно поев и чтобы кто-то развлекал, не слишком беспокоя.

Не удивительно, что пройдя элитную школу в Англии, её воспитанники чувствуют себя "на голову выше" окружающих: любой человек, закалённый в трудностях, чувствует себя увереннее, чем человек, привыкший к комфорту. В школах Шаолиня (боевых искусств) подобные же порядки для воспитания необходимых черт характера.

Отсюда вывод: создавая комфортные условия, можно ослаблять волю человека; а "закручивая гайки" в социальных нуждах народа, тем самым воспитываешь борцов за права и справедливость. Это сейчас автоматически делают правящие круги во многих странах, "заботясь" о скудостных условиях жизни большинства народа, а себе создавая расслабляющий комфорт. Расслабление порождает недальновидность и малоподвижность, нежелание изменяться самим и терпеть какие-то даже временные неудобства.

«...элиту элит составляют наиболее старые школы: Итон, Винчестер, Регби, Харроу.
Пост директора Итона доныне принято считать вершиной учительской карьеры.
Вот уже 5 с лишним веков Итон воспитывает людей, считающих своим призванием стоять у кормила власти.
Если итонцам прививают находчивость профессиональных политиков и уверенность, что их удел — руководить другими, то Винчестер даёт более основательную подготовку для университета, а также славится воспитанием самообладания и невозмутимости.»

«Именно в публичных школах проходит обработку характер, который затем шлифуется на "фабриках джентльменов" — в Оксфорде и Кембридже.»

III.
 
Уникальна и система высшего образования в Англии. В ней тоже есть такие незаменимые принципы, которых нет в нашей школе, ни в высшей, ни в средней.

«Как и Оксфорд, Кембридж относится к числу немногих сохранившихся в Европе университетских городов. Оба они вот уже семь веков, бесспорно, доминируют в британском образовании. И хотя всё это время между ними не утихает острое соперничество, провести грань между Оксфордом и Кембриджем отнюдь не легко.
Оксфорд уделяет сравнительно больше внимания гуманитарным наукам, особенно философии и литературе. В Кембридже наряду с классическими дисциплинами несколько шире поставлено преподавание точных и естественных наук.»

Каждый университет состоит из 20 с лишним колледжей. Колледжи автономны и играют неизмеримо большую роль, чем деление на факультеты, которое существует параллельно.

«...Оксфорд и Кембридж имеют общую черту — систему личных наставников, своего рода научных руководителей, персонально прикреплённых к каждому студенту. В роли наставников выступают профессора и доценты факультетских кафедр.
Скажем, чтобы подобрать личного наставника для студента, изучающего китайскую философию, колледж договаривается с факультетом востоковедения. Причём плату за каждую встречу со своим подопечным этот научный руководитель получает именно от колледжа. Таким образом, студент Оксфорда или Кембриджа ходит на факультет слушать лекции, а сверх того отрабатывает каждую тему на индивидуальных занятиях в колледже, представляя наставнику письменные работы и подробно обсуждая их содержания. Словом, точнее будет сказать, что факультеты занимаются деятельностью преподавателей, в то время как заботу колледжей составляют и воспитание, и успеваемость студентов.»

Наша система образования такой индивидуальный подход к каждому школьнику и студенту массово обеспечивать не рассчитана. Наша школа рассчитана давать всем одинаково. Но именно, выращивая каждого студента по отдельности и совмещая это с их проживанием в тесной группе, в Оксфорде и Кембридже создаётся почти семейное взаимодействие, которое наиболее сильно воспитывает и способствует труду.

В период Советского Союза наша школа воспитывала широко образованных людей, известных всему миру своей глубиной знаний и широтой кругозора, откуда и повышенная находчивость и изобретательность. Этот результат основывался в большой степени не на системе устных и письменных экзаменов, а на незаметной, но очень результативной работе учителей с учениками. Обычно не вспоминают сколько оставались учителя после уроков, чтобы провести дополнительные занятия с отстающими учениками. Это не афишировалось, хотя знала вся страна. Ученики ходили на дом к учителю. К отстающим одноклассникам прикрепляли отличников, чтобы они помогали им понять школьный предмет.

Сейчас у учителей также нет ни вечернего отдыха, ни нормальной продолжительности сна, ни выходных. Но гораздо больше времени уходит на заполнение отчётных бумаг, чем на проверку тетрадей. Занятия после уроков теперь уже не распространены, поскольку с преподавателей сняли одну проблемную ответственность: раньше учитель не должен был ставить плохую оценку — это трактовалось как неумение учить учеников, неумение их организовать, и грозило неприятностями, выговорами и увольнением. К тому же в то время честь школы играла важную роль.

Подрастающие дети, конечно же, не знают такого всеобщего внимательного отношения учителей в современной школе, а старшее поколение не придаёт этой теме внимания, потому что жило в то время, когда занятия учителей с учениками после уроков было обычным делом, - этого труда учителей и не замечали. Работа с учениками после уроков, естественно, не оплачивалась: как была определённая ставка, так и оставалась.

Вышесказанное не говорит о том, что нужно вернуть прежнюю систему эксплуатации учителя и лишать его свободного времени и личной жизни. Говорится о важной роли учителя-человека в воспитании нового поколения людей. Компьютерными тестами человеческое общение не заменить никогда. Во время общения человека с человеком происходит не только передача тех сведений, которые звучат на словах, но и фоном идут мысли, образы, чувства и общий запас знаний учителя и ученика, они обмениваются мировоззрением. Учатся и ученики у своих учителей, учатся и учителя, думая над тем, как донести знания своим ученикам.

«Формируя характер и мировоззрение будущих правителей страны, "фабрики джентльменов" используют те же методы, что и публичные школы. Но, сверх того, Оксфорд и Кембридж имеют одну своеобразную особенность. Речь идёт о дискуссионных клубах, специально предназначенных для того, чтобы со студенческой скамьи прививать студентам навыки профессиональных политических деятелей.»

«Во всей своей деятельности — от выборов руководящих органов до процедуры дебатов и голосования — студенческие союзы полностью имитируют палату общин британского парламента.»

В наших школах и вузах тоже пытаются внедрять подобную систему школьных и студенческих объединений, но без обоснования их смысла и реальной деятельности, они превращаются в "детские играшки", в жалкое подражание.

«Темы еженедельных дебатов могут быть самыми различными. Например: "Правильна ли нынешняя политика Лондона в Южной Африке?" или "Что важнее для общества: универмаг "Маркс и Спенсер" или философия Маркса и Спенсера?" [для тех, кто не знает: Маркс и Спенсер — это великие философы мировой культуры]. Дискуссию по такому вопросу нередко открывают специально приглашённые из столицы видные политические деятели (выступать в студенческом союзе Оксфорда и Кембриджа считается весьма почётным).»

«Дискуссионные клубы Оксфорда и Кембриджа учат будущих членов правящей элиты отнюдь не маловажному искусству полемики: способности сочетать эрудицию с находчивостью, умению стройно и убедительно излагать свои аргументы и парировать доводы противника.
Мне довелось однажды беседовать с президентом студенческого союза Кембриджа. Он безукоризненно, без малейшего замешательства реагировал на сложные, даже каверзные вопросы, держал себя непринуждённо, но с достоинством. И хотя в его поведении не было ничего напыщенного, ничего нарочитого, почему-то осталось чувство, что это студент театрального училища, играющий роль премьер-министра. Впрочем, разве должно было быть иначе?»

«Диплом Оксфорда или Кембриджа — это не столько свидетельство определённых знаний, сколько клеймо "фабрики джентльменов". Старые университеты — это заключительный этап отбора, пройдя который человек на всю жизнь приобщается к правящей касте, чувствует себя окруженным "сетью старых друзей".»

Естественно, что после такой подготовки им и взвешивать дела государственной важности: времена меняются, а государство должно жить. У руля этого английского "корабля" должны сменяться подготовленные "капитаны", способные взять на себя ответственность за судьбу всех находящихся на "корабле". Великобритания продолжает шлифовать свою систему подготовки "капитанов". А у нас как?..

«Однажды я дерзнул завести речь об элитарности традиционного английского образования в одном из лондонских клубов.
Да, признавали мои собеседники, Оксфорд и Кембридж всё чаще критикуют за то, что эти университеты не уделяют должного внимания естественным наукам и т. д., что, наконец, они недемократичны.
Но можно ли винить скаковую лошадь за то, что она отличается от ломовой? Она просто принадлежит к другой породе... Англичане, продолжали они, по природе своей селекционеры. Каждый селекционер знает, что особо выдающихся качеств можно достичь лишь путём отбора. Вырастить из всех лошадей породистых скакунов нет возможности, да нет и нужды. Точно так же нет необходимости делать все вузы похожими на Оксфорд и Кембридж.»

«Поэтому диплом Оксфорда или Кембриджа остаются самым надёжным ключом к успешной карьере, залогом приобщения к кругу тех, кто держит в руках бразды правления.»

«...В Англии не любят сажать деревья в ряд и подстригать их на один манер.
Иное дело во Франции, где министр просвещения точно знает, на какой странице открыты сегодня учебники на уроке истории в четвёртом классе или на уроке физики — в восьмом.
Многим англичанам не по душе такая регламентация. Сначала единая государственная школа, потом единая государственная наука. А что в итоге? Единый государственный образ мыслей?
Какая беда, если у нас в Англии множество разнородных школ (причём даже у однородных нет общих программ), что все они существуют сами по себе, как растут деревья в саду? Зато хочешь — сядешь под дубом, хочешь — устроишься под сосной...»

Главное направление английской идеи в организации образования продуманное и потому стабильное. А детали и методы совершенствуются вместе с повышением культурного уровня английского общества. Они молодцы.

В наших странах своя специфика и своя система образования, но роль учителя и воспитателя, приоритет моральных принципов не могут быть заменены и в будущем.
Можно назвать четыре ближайших примера великих учёных, которые смогли достичь необыкновенных результатов благодаря тому, что их с детства вели по жизни такие же достойные родители — их первые учителя. 
Это Блез Паскаль, воспитывавшийся дома с учётом его склонностей и характера, благодаря чему он смог пойти мыслью так далеко, что до сих пор многие учёные его не понимают.
Это Андрей Сахаров, которого мать провожала в школу даже в старших классах, и оба родителя принимали участие в его образовании и формировании его стойкости.
Это Григорий Перельман, которого мать воспитывала и поддерживала так, что он вырос с независимым мышлением и с большой силой воли.
Это Никола Тесла. Его мать и отец воспитывали в детях умение думать и видеть образы так, как никто, пожалуй, сейчас не занимается с детьми.


Рецензии
Предложите выпускнику средней школы-медалисту назвать элементы, из которых состоит стекло? Мыло? Какие элементы входят в состав молока, по убывающей?
Мои дочери окончили школу на медали, я был хроническим двоечником. Я поражаюсь дремучести своих "медалисток", они не знают самых элементарных вещей.
Мне кажется - не нагромождать надо знания, не "всего по-немножку", не пробегаться по верхушкам, а давать детям те сведения, те знания, которые они прочно усвоят, раз и на всю жизнь.

Юсуф Айбазов   10.12.2013 09:56     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за живой отзыв! Да, современное образование сейчас более всего пострадало, мне думается, не из-за новых программ и технологий обучения, а из-за того, что сейчас из большинства учителей сделали преподавателей: они сейчас не заняты воспитанием с помощью знаний, не заняты просвещением, а излагают предмет и готовят учеников к сдаче информации, не наполненной бОльшим смыслом, чем просто информация.
Человек лучше усваивает любые сведения, если они как-то нужны в жизни, применимы на практике, делают шире взгляд на окружающее уже сегодня. Если же знания абстрактны и не привязаны ни к чему психологическому, то они не задерживаются сознанием. Сознание так устроено, что оно выхватывает из моря информации только необходимое, а необходимой информация становится только в следствие психологических причин. Любая информация может стать очень важной, если к ней есть прямой интерес. Нет прямого интереса - нет и внимания и запоминания. Поэтому нагромождать сведения бесполезно, ужесточать требования тоже малоэффективно.
Прекрасными учителями бывают только те люди, которые сами имеют широкий кругозор, которые представляют из себя Личности, - их с увлечением слушают на любую тему, потому что от них идёт поток информации не только словесный, но и психологический: их любят, им хотят подражать, следовать им, заниматься тем, о чём они с таким увлечением рассказывают. Это люди неравнодушные в принципе, они не равнодушны к любым проблемам учеников и коллектива, - они мыслят глобально и учат видеть мир глобально самим своим поведением. Тогда и его ученики сознательно или подсознательно учатся смотреть на мир глобально, и от этого дышится им шире и свободнее. Это делают настоящие Учителя. Они и сейчас есть в школах, но их не много, потому что это требует постоянных душевных усилий и борьбы с рутинной работой, а сейчас большинство преподаёт, чтобы заработать на жизнь.
Вы учились в трудную эпоху, когда в обществе решалась судьба страны, и все были напряжены, но знали чего они хотят. Сейчас время, когда в обществе блуждания, все бредут, как в тумане, и каждый решает свои житейские проблемы. Пройдёт и этот этап, и людей снова остро заинтересует вопрос смысла жизни, тогда и чётче станет ясно для чего учить молодёжь, на каких направлениях готовить смену старшему поколению. Тогда и изменится сам подход к образованию.
В Англии в элитных школах никогда не упускают из вида цель, ради которой готовятся ученики в этих школах, там мыслят глобально и не только держат во внимании современное состояние планеты, но и делают прогнозы на будущее и соответственно ему корректируют информацию и общение с учениками. Потому что для них ученики не просто слушатели и исполнители, благодаря которым они зарабатывают свои деньги, ученики этих школ - будущие правители страны. Все преподаватели и участники этой системы прекрасно это осознают и ни на день не забывают.
У нас же школы чаще всего имеют свои внутренние миры, мало связанные с реальной жизнью и мало думающие о будущей пользе стране, - этой цели не стоит вообще. В школах ставятся узкие ближайшие цели, и за многими мелочами не успевают делать главное - строить настоящие личности. Как обычно, в нашей стране это пущено на самотёк: если сам хочешь что-то познать, то сам и будешь искать путей познания. Изобретательности в этом направлении ничего не может препятствовать. Потому наши люди славятся по миру именно этой своей способностью: и без базы знаний находят пути решения проблемы, либо в срочном порядке восстанавливают недостающие знания, когда появляется к тому необходимость.

Ваш прекрасный отзыв - подтверждение тому, что оценки не могут отразить настоящие способности человека. Вы в жизни поняли то главное, что и имеет смысл "усваивать прочно, раз и на всю жизнь", и по тексту отзыва совершенно не скажешь, что Вы могли быть "хроническим двоечником".



Кора Крылова   20.12.2013 17:45   Заявить о нарушении
Вы знаете, Кора, вы меня немного озадачили…
Несколько моих пустячных фраз назвали прекрасным отзывом…
А сами написали страстное красивое эссе… и ничего.. вроде как между прочим.
Вообще-то я окончил биологический факультет, вроде бы сам Бог велел быть учителем..
Но у меня слишком беспокойный, авантюрный характер, я сразу понял, что школа не для меня..
Не знаю… Теперь поздно каяться, возможно – я сделал если не преступление, то большую подлость по отношению к обществу…
Я знаю точно – если бы я был учителем, все ученики школы были бы влюблены в биологию… А насчет хронического двоечника… это правда..
Я из породы тех – без царя в голове, которые неизвестно куда рвутся, мечутся, и в конечном счете – не достигают ничего… То есть – тех, которые до глубокой старости так и не взрослеют, и умирают «жизнерадостным кретином»…
Спасибо, Кора, за приятную беседу…

Юсуф Айбазов   20.12.2013 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.