Рецензии на произведение «Тексты перенесены»

Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

"Какая хитрая уловка ума человеческого! Уклониться от страданий, сбежать от них, якобы изнемогши от жизни…" как изворотливо зло, проникшее в человека... зло, цель которого обмануть, отвратить человека от истинного Пути, направить его по пути обольщения саможалением...

душа знает неизбежные тяготы жизни, которые часто необходимо взвалить на себя, чтобы последовать Божественной Правде... но она боится невзгод и спешит убежать от них... пытается отгородиться от познания своей немощности, которое возможно только в страдании... "не хочу и не буду страдать" - кричит гордое начало в человеке и начинает разрастаться в нём...

и в этом суть многих заблуждений души человеческой... проповедование же нелукавое возможно только в случае собственного соответствия делами, не противоречащими исходящему от тебя... интуитивно душа это знает и ведает то, что за сказанное когда-нибудь спросят... но как же страшно восходить на Голгофу... и она пытается скрыться как Адам, за деревьями, от Бога, глупо обманывая себя, что Он Всеведущий этого не заметит... а деревья - это суть тех неправд, зародившихся в человеке по причине желания самооправдаться, заблуждаясь в собственных лукавых уловках, что таковое сокрытие возможно... но это может понять только желающий во всей полноте постигнуть Истину, данную нам Христом...

Как же глубоко Вы копнули, Катя... низкий-низкий поклон Вам мой... Хранит Вас Господь и помогает...

Ольга Катц   11.11.2014 19:55     Заявить о нарушении
Дорогая Оля, спасибо, что читали, да с каким ответным погружением! Это отцы святые глубоко копают, а мы у них даром берем их жемчуга, их спасительные лекарства для души и духа. Страшно восходить на Голгофу... Душа заранее умирает в муках, если это Голгофа, конечно... 40 мучеников Севастийских взошли, а один сробел, замалодушничал, не преодолел эту душевную смерть страха, побежал в натопленную баню и... погиб. Меня учили наши отцы, что взойти и выдержать страх истинного страдания дарует человеку Сам Господь, но за святую, праведную жизнь. А мы... Господи, помилуй!

Екатерина Домбровская   11.11.2014 10:41   Заявить о нарушении
То есть я хотела сказать, что мученичество - венец святой жизни и никак иначе. Это я слышала у нас в проповедях не один раз.

Екатерина Домбровская   11.11.2014 10:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Очень важно, дорогая Екатерина:
"Я, оказывается, в своей жизни всегда сознательно или бессознательно искал универсальные ответы и правила, которые облегчили бы мне жизнь, обеспечили бы почти механическую безошибочность поступков и реакций в ответ на ложь и неправды мира,

избавили бы меня
от постоянных страданий

и рефлексий, от пыток сомнениями и самодопросами совести."

Вспомнил почему-то: "Блаженны плачущие"... иногда добавляют: плачущие о грехах своих. Но ведь и о страданьях человеков в мире этом страшном. И сразу тут же: блаженны милостивые (те, кто плачет о страданьях человеков и пытается их облегчить).
Вообще все заповеди блаженства кажутся невозможными одна без другой и перетекающими одна в другую...

Борис Пинаев   04.07.2014 03:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Борис! Конечно, все Заповеди Христа - это лествица, в которой ни одна ступень не может быть пропущена. Нищета духовная рождается в сугубо покаянии, и сокрушенное сердце плачет о своих грехах, о своем уродстве. Это фундамент. Намаявшись самому преодолеть свои уродства (уже познанные) человек становится милостивее и терпимее к недостаткам и падениях других. Суровое осуждение грешников в большинстве случаев - свидетельствует о не
пройденной первой ступени.

Екатерина Домбровская   04.07.2014 12:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Наверное, так можно - одновременно и подзатыльник необидный (опомнись!), и утешение (успокойся, Бог никогда тебя не оставит). Дорогая Екатерина, это я не о Вашем (о нашем!) Тимофее, а о себе, когда прочитала те же слова, что и он... Потому что всегда (а сейчас - особенно!) загадываешь, разгадываешь, задаешь себе вопросы без ответов - а толку??? В самом лучшем случае - глубокая депрессия, о худшем вообще молчу... Дорогая Екатерина, еще раз прошу прощения за сбивчивость, а за лучик света - благодарю от всей души! Очень много хотелось бы сказать и рассказать, но это надо читать с монитора и попутно писать (чуть ли не на каждый абзац)многокилометровые рецензии. Компьютер не выдержит!

Юлия Чечко   01.04.2014 12:42     Заявить о нарушении
Дорогая Юлия! Подзатыльник - меня так учили! - и есть высшее проявление отеческой любви. Ибо "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр.12:6). Это у нас такое представление о любви как о шоколадке. А духовная любовь честная, и желает истинного добра тем, кого любит.
Что касается депрессий... Кто без них? Кто не проходит через это? Но у одного они бывают по причине обстоятельств, у другого от того, что сам никуда не годен... И все-таки причина одна - слабость веры и упования на Господа.
Я очень рада всегда Вашему появлению - я чувствую такую искренность, от Вас исходящую...

Екатерина Домбровская   01.04.2014 16:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Очень емкая часть, противостояние нарастает, и как быть нашему "ангелу Тимофею"? Катя, может я ошибаюсь, но его сердце болит еще и оттого, что ему стыдно за других. Стыдно КАК ЗА СЕБЯ, потому что он (Тимофей) чует неверность чьей-то позиции (грубость, завистливость, гневливость, а потом и неизбежные страдания из-за этого), и испытывает глубочайшее неудобство как стеснение сердца за всех как бы, за род человеческий, не отделяя себя от него... Это редкое качество, это такая тонкая совестливость души, даваемая от Бога некоторым людям. И разве может им комфортно житься с таким свойством? Никогда.
То же и о Чехове можно сказать: неудобно ему было всё время, а мечты, которые на заре туманной юности наверняка жили в юной душе, быстро рассеялись:
"глубокий ум его скоро постиг суть «мира», и перестал ждать от него того, что тот не мог дать. Это был взгляд христианского реалиста, в котором не было места иллюзиям и прекраснодушным мечтаниям".
Не годные люди - если вдуматься (а только для этого и стоит читать), не годные для чего? К строевой - как в армии говорят. Не годные для вечности? По своим свойствам, накоплениям бессмертной души? Сокровищам, собранным на небе? Возможно, что так.
Но кто может обличать их? Только Тот, Кто их создал. У Него хватит любви на такой суд. Потому что любой смертный может ошибиться, окончательно убив теплящуюся в человеке живую клеточку (может, всего одну!), еще помнящую Бога. Тут сразу о смертной памяти всплывает фрагмент. Что кроется за этим выражением? Смыслов много есть у него - сообразно уровню развития человека.
Не просто "помни о смерти". И не просто страх Божий (и бесы веруют и трепещут), нет тут еще есть Тайна. Но о ней говорить нельзя вслух, как и о еще многих сокровенных вещах. Может, потому о.Севастиан только смотрит на Тимофея долгим взглядом, но не произносит ни слова...

С неизменным уважением и храни Вас Господь.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 13:53     Заявить о нарушении
Екатерина, вот маленький рассказик с попыткой понять, что такое "неудобно" на совсем простом уровне:
http://www.proza.ru/2013/09/13/924

Екатерина Щетинина   23.02.2014 14:01   Заявить о нарушении
Дорогая Катенька, замечательно сказали про стыд за других... Об этом будет дальше - в частности через Чехова - довольно много дальше - во второй части. Это очень правильное замечание и как же отрадно, что Вы созвучно со мной это чувствуете и понимаете!Милость Божия - не иначе.
Про память смертную отцы много писали , много о том и на конкретных опытах жизни в житийном корпусе... Приходит к этому и сам человек, рано или поздно и, разумеется, по-разному... К примеру вот детский опыт http://www.proza.ru/2011/03/31/1994 (это маленькая главка из моей большой книги "Воздыхания окованных" - книги невыдуманной...).
Насчет памяти смертной ясно одно: это дар Божий, высокое и прекрасное духовное состояние, которое может открываться человеку с разной степенью силы и нередко и ужаса.
А насчет долгого взгляда... Любой человеческий ответ будет всегда односторонним. Поэтому все ответы на все вопросы будут даны только ТАМ. Хотя без вопросов и даже ответов не пройти по тропке жизни. Но каждому в каждый отдельный момент - свой ответ, как свое благословение.Почему у меня молчит старец? Потому что ответы должно страдательно искать сердце Тимофея. Мне вот так думается... Такая у старца педагогика.Он только задав ориентиры пути (Тимофей ведь при нем с детства) - далее все время бросает его, не умеющего в каждом отдельном случае плавать, в воду. Найденные при выплывании ответы (хотя и в израненном человеке_ становятся настоящим духовным обретением выплывавшего и валяющегося в изнеможении на берегу...

Екатерина Домбровская   23.02.2014 15:19   Заявить о нарушении
Рассказ прочла - очень даже хороший получился рассказ: мальчик живой... Да и мама с бабушкой - очень зримые. Вот только вопрос родился насчет бабушки - удалось мальчику ее "обнять и согреть"? Это вопрос чисто профессионального толка в связи с Чеховым отчасти.

Екатерина Домбровская   23.02.2014 15:29   Заявить о нарушении
Спасибо за оценку, Екатеринушка, дорогая Душа.
Что-то мне сегодня всё плакать хочется. Украина тут... Жаль всех.

"Согреть" бабушку получилось лишь отчасти. Внук ухаживал за нею, когда она слегла, лечил, исполнял капризы, но до полного единства всё же не дошло. Бабушка слишком любила себя, но ушла в целом довольная тем, что "выросло из этого несчастного ребенка". Об этом бабушка сказала, когда тот ей принёс иконку "Всецарицы". Думаю, и этого не мало...

Екатерина Щетинина   23.02.2014 16:11   Заявить о нарушении
Разумеется, много, просто не всякую тьму разгоняет свет. Тьма не приняла Света, но и Свет она ни пронизать ни объять не могла - Истинный Свет.
Это я все к тому, что у человека сил-то немного - путь делает, что может, главное, чтобы ХОТЕЛ добра, даже когда у него плохо получается, а не наоборот: делает видимо доброе, а хочет незнамо чего... Уточнять не буду - обычно хочет все в угоду страстей. В общем скажу по-стариковски: я - за скромные оценки наших возможностей. Не будет взыскивать с себя слишком много. Главное - стараться,стремиться и хотеть истинно доброго - по Заповедям. Какое спасительное слово! Заповеди!..
А плакать хочется, да слез уже нет. Я вообще вчера еле могла что-то отвечать, такое безумное огорчение. Понимаю Вас хорошо, дорогая! В ужасном состоянии души. В ужасном. И все это будет длиться, пока не начнем выходит к Правде. Бог даст - начнем.Помоги нам, Господи, Милостивый!


Екатерина Домбровская   23.02.2014 16:18   Заявить о нарушении
Катя, всё так, малые лепты свои вноси, и во славу Божию. А о себе поменьше думай да воображай...
Хотела спросить Вашего разрешения на частичную публикацию романа, правда, пока не знаю, как наш строгий батюшка (пртр. Сергий Клюйко) к этому отнесется. Вот наш журнал, нашего сестричества:
http://belmiloserdie.ru/
Кстати, матушка (жена нашего о.Сергия) - из рода Филарета Московского.

Екатерина Щетинина   23.02.2014 16:28   Заявить о нарушении
Катенька, спасибо! Давайте обсудим это в моей почте: staryi.skit@gmail.com
Я должна сама видеть отрывки перед публикацией. Но прежде чем батюшке предлагать, зайдите на моей странице хотя бы в самое начало книги "Весна души" - 1 главка "Я видел монахов". И в публикацию http://www.proza.ru/2013/12/05/760 Вам стоит немного со мной познакомиться, прежде чем действовать. Это было бы предусмотрительно. Если не затруднит...

Екатерина Домбровская   23.02.2014 16:34   Заявить о нарушении
Да, тоже так чувствую - что надо всё делать всерьез, если уж делать...

Екатерина Щетинина   23.02.2014 17:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Необычайно глубокая, духовно насыщенная глава, посвященная, наверное, одной из труднейших проблем христианского сознания – особенно для такого человека, который оставаясь христианином, живет в гуще этого мира, ежедневном столкновении с его суетой, фальшью, ложью, жестокостями… Автор очерчивает подходы к разрешению этой проблемы, с одной стороны, в строго святоотеческом духе, а с другой – на путях художественного преломления евангельского и святоотеческого слова в судьбах как героев чеховского творчества, так и героев своего романа. На мой взгляд, как раз в этой главе ярко проявилась та особенность текста, о которой уже в ином месте шла полемика в связи с уместностью применения термина «полифоничность»: в этой главе две мелодии текста Домбровской – чеховская тема и тема современного христианина в мире, – замечательным образом образуют гармоническое единство, не просто следуя параллельными курсами, а переплетаясь, отражаясь одна в другой, воздействуя друг на друга… Это закономерно: ибо по большому счету, мир, претерпевая, так сказать, морфологические изменения, не меняется по существу в своих неправдах, и в сущности, не меняется и человек – а значит, остается актуальной и проблема отношения человека и мира, так как видел её Чехов. Постигая Чехова – мы постигаем и существо этой проблемы, и получаем представление о путях её разрешения. И с этой точки зрения, христианину невозможно переоценить значение работы Е.Домбровской.

Средоточием этой проблемы в данной главе, ее болезненным центром, в оценке автора выступает явное и неразрешимое для неискушенных противоречие – обличение очевидной неправды мира (в его евангельском понимании, так как толкует его свт. Иоанн Златоуст – см.в тексте главы) при необходимости сохранить себя от того, чтобы впадать в обличительный фарисейский раж. Недостижимо высокая евангельская истина настаивает, что только тогда человек имеет право на обличение неправды, когда неправда эта не бьёт по тебе лично, когда обличение это высказано с любовью – и когда оно, даже высказанное с любовью, послужит к пользе тому человеку, кому оно адресовано. Как же возможно человеку исполнить это требование? Е.Домбровская говорит нам о том, что автор этого отзыва назвал для себя «круг страдания» – конечно, не в буддистском, а христианском понимании. Да, видение неправды мира, а тем более, ощущение её ударов на своём загривке, хоть в физическом, хоть в духовном смысле этого слова, пробуждает желание обличить эту неправду. Но истинно кроткое, а значит, истинно христианское сердце принимает скорби со смирением. Скорби обостряют видение неправды мира – и своей собственной, в первую очередь. Обостренное видение неправды порождает неприятие этой неправды. Неприятие влечет за собой противостояние ей – но чем? В первую очередь, личной кротостью и неучастием «в делах тьмы». Показательны в этом отношении следующие цитаты из текста Е.Домбровской

«А в христианском смысле кротость – великая сила, это – скала, как учит Лествичник в своей великой «Лествице», о которую «разбиваются все волны, к ней приражающиеся…», это – «неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым» ….

«Четко и ясно, как Божий день, перед Тимофеем начал открываться и поддаваться постижению внутренний расклад духовных противостояний в этой глубочайшей чеховской повести, и, главное, – нечто стержневое, существенное в образе самого Мисаила. А именно – его внутренняя отделенность, отреченность, обособленность и «незахваченность» «миром», его «неучастие в делах тьмы» (Еф. 5:11)»

И ощутив это противодействие своей могучей воле, своему давящему господству, мир ополчается – и насылает новые скорби. Круг замыкается. Об этом говорит Чехов словами Мисаила, об этом же повествует герой романа Е.Домбровской - Тимофей:

«В темноте, под дождем, я почувствовал себя безнадежно одиноким, брошенным на произвол судьбы, почувствовал, как в сравнении с этим моим одиночеством, в сравнении со страданием, настоящим и с тем, которое мне еще предстояло в жизни, мелки все мои дела, желания и всё то, что я до сих пор думал, говорил. Увы, дела и мысли живых существ далеко не так значительны, как их скорби…»

«Какой дивный ответ дает мне на все мои мучительные вопросы Антон Павлович! Какое вразумление! Ты только вчитайся и вникни: не мысли и дела, не ответы на вопросы, а скорби, скорби, скорби и смиренное их терпение. Вот оно – истинно духовное видение и ведение!» - ликовал Тимофей…»

Мне кажется, это – в высшей степени замечательный по проницательности и зоркости вывод, который выражает самую суть чеховской повести «Моя жизнь», и который разглядела и открыла для нас у Чехова автор романа, Екатерина Домбровская. Но и это еще не всё… Как порочная антитеза благодарному приятию посланных скорбей является в мир фарисейство – которое в прочтении автора есть ни что иное как попытка разорвать этот круг страдания, с тем, чтобы скрыться от скорбей в правилах, в обрядности, во внешней праведности. Но в фарисействе и характер видения становится иным – угасает понимание собственной греховности (ведь осознание ее тоже доставляет страдание – а от него фарисей бежит), и остается только придирчивое, с прищуром, безлюбовное и отравленное видение внешней неправды – или того, что фарисей принимает за неправду. И тем самым фарисейство в видимой праведности своей фактически встает на сторону мира – и даже внешне гнушаясь многим в мире, вместе с ним гонит тех, чьё смирение, кротость и милость не может ни понять, ни принять – ни сломать! Но уже звучит из их уст гневное «Негодяи!». И мир вторит им, по своим причинам: «Негодяи!»

Негодяи… Негодные люди. Ни на что не годные. Негодный гражданин. Негодный прихожанин. Негодный писатель. Негодный друг… В отношении них многое можно себе позволить: откровенную грубость, змеиное глумление, подлую интригу, презрительное фыркание, удар, удар, еще удар!..

Негодным был и отринутый строителями камень. Тот что стал, в итоге, во главу угла… Потому что – невозможно не повторить эти слова:

«…Кротость – великая сила, это – скала»

Глубочайшая глава!

Франк Де Сауза   07.02.2014 20:53     Заявить о нарушении
Даже и не знаю, какими словами и как благодарить Вас, дорогой Франк, за это удивительное Ваше размышление. Но остаются как бы за кадром - отчасти и в самой главе (хотя один остался) - обличительные внутренние монологи-признания Мисаила и тема христианского обличения - тот евангельский бич Христов, которым Спаситель изгонял торгующих из храма, те великие проявления высочайшей кротости - скажем Моисея - он символ кротости - в отношении его наказаний отступлений жестоковыйного народа.Но все становится на место, если кротость понимается в евангельской точностью. Христос был кроток, но бич держал крепко. Поэтому обращаю Ваше внимание на фразу у Вас:
"Обостренное видение неправды порождает неприятие этой неправды. Неприятие влечет за собой противостояние ей – но чем? В первую очередь, личной кротостью и неучастием «в делах тьмы»"
Личная кротость - это чистота от страстей внутренняя человека, но не душевное понимание кротости, которое ходит в миру.
Неучастие в делах тьмы - опять же личное неучастие в греховных делах, незараженность грехом.
И то, и другое есть непротивление злу ЗЛОМ.Но не есть непротивление.
Когда отец или мать наказывает розгами сына за того достойные дела, они не злом противляются, а любовью и желанием истинного добра своему дитю.

Эта часть рассуждения осталась за рамками главы. Хотя точное духовное определение и понимание кротости вполне может дать возможность додуматься и в отношении проблемы христианского противления силой (духа в первую очередь). Если есть условие - кротость, мне представляется по всему известному от отцов, таковому человеку дается свобода, как отчасти или вполне праведнику, которому, как известно, закон не лежит.
Может, я недостаточно внятно и четко выразила все это, но уверена, Вы поймете ход моей мысли - к какой цепочке проблем подступает эта глава. Казалось бы, тема противодействия не актуальна для милостивого Антона Павловича, но... Как не парадоксально, внутренняя обличительная сила его произведений, слышимое нами авторское дыхание не дают возможности сомневаться в том, что видение неправды он переживал в предельной степени. Знал и гнев. Но праведный гнев кротких.
Если что не так местами - буду благодарна за поправки, дорогой Франк.
Еще раз благодарю за разбор - для меня столь важный и о многом еще заставляющий думать.

Екатерина Домбровская   08.02.2014 00:52   Заявить о нарушении
В свою очередь, благодарю Вас, дорогая Екатерина, за точный и ценный ответ! Вы, несомненно, правы, акцентируя внимание на том, что личная кротость и личное непротивление злу злом вовсе не означают непротивления и полного воздержания от обличения как таковых. Вовсе нет! Речь идет о необходимых условиях, при которых это противление и обличение, праведный гнев и даже решительное действие имеют истинно евангельский характер. Вот, позволю себе обратить внимание на следующие слова в начале моей рецензии:

«Средоточием этой проблемы в данной главе, ее болезненным центром, в оценке автора выступает явное и неразрешимое для неискушенных противоречие – обличение очевидной неправды мира (в его евангельском понимании, так как толкует его свт. Иоанн Златоуст – см.в тексте главы) при необходимости сохранить себя от того, чтобы впадать в обличительный фарисейский раж. Недостижимо высокая евангельская истина настаивает, что только тогда человек имеет право на обличение неправды, когда неправда эта не бьёт по тебе лично, когда обличение это высказано с любовью – и когда оно, даже высказанное с любовью, послужит к пользе тому человеку, кому оно адресовано».

В этом смысле та фраза у меня, на которую Вы обратили внимание, должна пониматься в том смысле, что гнев и конкретное действие или обличительное слово – на которые праведная душа, несомненно, не просто имеет право, но и должна решаться – только тогда служат Истине, когда впереди обличения и действия идёт эта самая личная неприраженность неправде мира. Так что, думаю, с учетом этих уточнений, можно сказать, что мы всё же с Вами в этом единомысленны! )

Франк Де Сауза   08.02.2014 11:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Франк, Вы выразили все отменно точно - я очень этому рада и благодарна Вам за это. Добавки возможны только от многообразия самой жизни, и они всегда будут привносить лишь оттенки, свидетельствующие о ступенях духовной очищенности человека (или неочищенности), но, все-таки духовный закон остается неизменным. Василий Великий оговаривал употребление гнева лишь как врачества. Но врачевать больного может все-таки хотя бы относительно здоровый...
Великие Оптинские старцы врачевали людей обличениями, а сильных - и гневом - не раз бывали в молодости побиты палочками старцев и преп. Амвросий, и прп. Нектарий.
"Правда должна быть с любовью, а любовь - с правдой" (патриарх Сергий (Страгородский). Все это - для христиан.

Екатерина Домбровская   08.02.2014 11:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Вот, казалось бы, простой рассказ "Студент", простыми словами написано, но удивительно. Когда я читала его ребятам в школе, не могла сдержать слёз в голосе, и дети с удивлением смотрели на меня. И сейчас, перечитываю строки о Лукерье и Василисе, и опять слёзы закипают. Почему? Нашла у вас ответ: Там, где двое или трое...
Но я больше обращала внимание ребят на слова, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре... Два тысячелетия прошло со времени события В Гефсиманском саду, а слабость человеческая и Совесть о невозможности достичь величия Господа, Стыд, пронизавший сознание Петра, жил всегда в людях, как частица Бога. И Василиса, возможно, вспомнила свои прегрешения, и мучительно покраснела Лукерья. И если это живёт в людских душах 2 тысячи лет, несмотря на беды, голод и холод, значит, есть смысл жизни.

Любовь Папкова-Заболотская   07.12.2013 21:12     Заявить о нарушении
Дорогая Любовь, мне очень радостно наше созвучие, что Вы любите, слышите пронзительность этого рассказа и стараетесь передать это ученикам.
У меня нет моего собственного - объемного прочтения рассказа в книге, оно дается в полемическом ключе. Хотя и так все-таки можно, наверное, понять взгляд автора. Но здесь скажу Вам и о своем видении: этот рассказ Чехов не случайно считал лучшим из всего, что он написал. Ему удалось весь рассказ - он первых до последних букв поругить в Благодать. К сожалению, не все это слышат. А вот как та профессор подходят к нему с рассудочных позиций. А Чехов писал его в Благодати. Это веяние Духа, принизывающее все строки этого рассказа. Они во всем и везде. Женщины на огородах - малые из малых, последние из последних, которых ради пришел на землю Христос. Это Его души."Вы святые?" - спрашивает Липа в повести "В овраге" мужиков, сидящих ночью у костра. "Вы - святые" - говорим мы , видя этих забитых женщин с детскими сердцами, столь мгновенно слышащий присутствие Божие. Никакими рациональными и этическими объяснениями тут оперировать не стоит. Тут присутствие Господа, Его дыхание, Его страдания, тут слезы Петра, конечно раскаяние, но раскаяние в невероятных волнах озарения благодати. Не случайно отцы учат, что подлинное покаяние - есть воздействие на сердце человека благодати, нетварного Света. В этом рассказе - все благодать. Его надо читать сердцем, а не рассудком. Сердцем всего Чехова надо читать. А , как Вы увидите в последующих главах, с сердцем-то у нас и есть главные проблемы...
Очищается сердце - терпением очень многих скорбей. И никак иначе.
Такова падшая природа человека. Увы.
А дети все-таки относительно чище и сердца у них чуть менее каменны. Хотя и нынешние дети, несут "усиленные" наследства от родителей и пример родителей большей частью действует на них негативно. Надо помогать! Но не учить их высокомерно относиться к родителям ( что часто нынешние воспитатели от православия предлагают), а учить их все той же все покрывающей любви: к родителям, к человеку. Чехов тут великий помощник.
Простите, что отвлеклась от темы и поделилась своим наболевшим - это о проблеме отношения детей и родителей, - меня это в последнее время страшно тревожит.
А Вам - мой низкий и благодарный поклон и сердечные пожелания помощи Божией!

Екатерина Домбровская   08.12.2013 14:11   Заявить о нарушении
Фразу "Ему удалось весь рассказ - он первых до последних букв поругить в Благодать" читать так:
"Ему удалось весь рассказ - от первых и до последних букв погрузить в Благодать".
Простите меня за опечатки.

Екатерина Домбровская   08.12.2013 14:13   Заявить о нарушении
Вы правы, конечно, что-то чудесное есть в этом рассказе, если волнуешься от простых слов, от картин бедности и холода, а потом - от величия природы, от молодой радости Ивана Великопольского. Но детям надо комментировать строки автора, надо рассказать и библейскую историю подробнее. Без рассудочности здесь не обойтись.

Любовь Папкова-Заболотская   08.12.2013 16:02   Заявить о нарушении
У каком-то смысле мы, дорогая Любовь, рассказывая о рассказе кому-то, детям в данном случае, идет вслед Чеховскому студенту. Он рассказывает и женщины плачут.И у нас так должно быть: мы рассказываем и детские сердца замирают. Что для этого нужно, чтобы мы имели такую внутреннюю "проводимость" благодати? Вопрос вопросов...
А Священная История важна несомненно! Но ведь именно из истории Иван Великопольский рассказывал и время ушло - открылась вечность: Рюрик, Грозный, бабы на огородах, русский весенние ледяные ветры...
Великая задача: и по сложности,и по действительному ее величию - донести до другого сердца кусок своего.
Неустанно кланяюсь Вам.

Екатерина Домбровская   08.12.2013 17:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Екатерина!
Продолжаю чтение
с удовольствием!
И почему-то всплывает в памяти монолог
старца Зосимы!!!
"Братья Карамазовы" - мой любимый
роман..
Антон Павлович
- душевед.
А Фёдор Михайлович???
С теплом и добром,
Владимир

Владимир Хвостов   18.11.2013 04:38     Заявить о нарушении
Такова вся наша русская классика несомненно! Спасибо, Владимир.

Екатерина Домбровская   18.11.2013 10:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

Уже с первых абзацев чтение захватило и вызвало отклик в душе.
И моя душа уже не вмещает мировую ложь и гадкое зло, она от боли разрывается и тревоги за человечество. Похоже, мы уже живём в предвоенное время.
И про Лота, про его трагедию Вы сказали точно: наблюдение греха делало его жизнь невыносимой. Где наши современные Лоты? Я бы хотел им доверить все высшие политические посты.
Очень важен этот вопрос: о себе наши писатели-правдисты знали правду?
А мы о себе что-то знаем? Таких людей мало. Я их чувствую, они мне очень приятны.
Спасибо Вам!
С уважением - Виталий.

Виталий Валсамаки   20.09.2013 10:18     Заявить о нарушении
Дорогой Виталий, мой Вам поклон и приветствие. О себе знать правду в духовном плане - это почти все дело спасения - так учили святые отцы (Никита Стифат) - выпишу Вам это непременно. Но познать мы себя может в Церкви, в постоянном покаянном настрое и большом к своему сердцу внимании. Вот тут и возникает самая главная тема - внутреннее молчание. Только в этом внутреннем молчании человек может учиться слышать самого себя, ту духовную брань в которой в нем происходит. Внутреннее молчание обретается в правильной молитве. А со временем оно может сосуществовать даже с непрерывным внешнем говорением. Так существовали великие старцы - они говорили людям с утра до вечера, ва внутри них было молчание и краткая молитва - и непременное постоянное предстояние перед Богом.
А мысль Ваша про Лота - прекрасная. Праведный Лот... Но вот в чем штука-то: нужны народу и государству праведники, да только они себя чувствуют великими грешниками. , а люди их еще и жгут и поносят. Святые, - давно сказано! - не познаются в миру.

Екатерина Домбровская   20.09.2013 13:18   Заявить о нарушении
Да, святых мы почему-то не узнаём, достаточно для примера вспомнить Голгофу.
Вчера на нашем сайте читал полемику насчёт антисемитизма и вот какой неожиданный вывод сделала одна из авторов: да, Иисус - еврей, но евреи не виноваты в том, что Его казнили. Мол, Бог знал, куда и зачем посылает Своего Сына.
Из всего сказанного, как-то получилось, что Господь в этой трагедии и виноват.
Впервые такую мысль встретил, не по себе стало...

Виталий Валсамаки   20.09.2013 14:15   Заявить о нарушении
Вы очень выдержанный человек, дорогой Виталий. Хорошо, что меня там не было. У меня темперамент горячий. Ведь они перечеркивают весь Новый Завет. И знают, почему и зачем это делают!

"Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал.Пришел к своим, и свои Его не приняли.А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1: 10-13)

Екатерина Домбровская   20.09.2013 14:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

"Только скорби способны восстановить сердечный слух человека" - ваши афористичные высказывания выписываю на память - так точны и глубоки!

Айгуль Бескемпирова 2   09.09.2013 17:03     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Айгуль, скорби вообще могут сделать из человека Человека. Но не всегда, только при определенных условиях... Важно, ради чего их терпит человек и как терпит... Иного ведь ожесточат...

Екатерина Домбровская   09.09.2013 17:34   Заявить о нарушении
да, не дай бог, ожесточиться!

Айгуль Бескемпирова 2   09.09.2013 18:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перенесены» (Екатерина Домбровская)

«Тля ест траву, ржа –железо, а лжа –душу»,
Как точно сказано! ))) С уважением Людмила.

Людмила Михайлова2   29.07.2013 15:36     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Людмила, Вам и огромное спасибо Антону Павловичу Чехову за его Слово.

Екатерина Домбровская   29.07.2013 15:43   Заявить о нарушении
Согласна !!!!!!! Я рада вас видеть!!!

Людмила Михайлова2   29.07.2013 15:49   Заявить о нарушении
Взаимно, Людочка!

Екатерина Домбровская   29.07.2013 15:53   Заявить о нарушении