Рецензии на произведение «Звезда Майя. Часть 5»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Замечательная глава, Людмила.
Я с огромным удовольствием прочитала про создание "природного уголка в городе".
Сначала мне показалось, что она, глава эта, мало связана с предыдущими. Потом задумалась. Нет! Неправда. Очень закономерное окончание.
Мне понравилось.
Повторюсь, хоть я и не знакома с протопипами Ваших героев (представляю, какую бурю здесь, на сайте, вызвало это творение в момент его появления!)
Спасибо за удовольствие!
Джулия Лу 05.05.2014 00:56 Заявить о нарушении
Джулия! Вам понравилось?! Очень рада, что не разочаровала Вас
вконец. Успехов! И щедрого весеннего солнца для настроения!
С симпатией, с теплом - Людмила.
Людмила Салагаева 05.05.2014 07:45 Заявить о нарушении
Дорогая Людмила! Я очень рада возвращению героини Майи в новом облике и нашей с Вами встрече.
В действительной жизни она оправдала высокое своё звание. Через сомнения, препоны, происки конкурентов - к победе. А виртуал - только приправа, придающая жизни некоторый новый изысканный вкус. (Даже если вкус с горчинкой)
Добрые дела преображают мир, но в первую очередь делающих добрые дела.
Желаю автору такой же звёздной стойкости и самоотдачи.
Звезда светит всем, будем всматриваться друг в друга со вниманием и любовью. Может статься, мы все тоже звёзды.
Всё только начинается, правда?
Анюта Лиходеева 05.07.2013 11:22 Заявить о нарушении
благожелательных слов. Спасибо за прочтение и добрый отзыв!
Вы вернулись надолго, Анюта?
С нежностью к Вам,
Людмила Салагаева 05.07.2013 11:44 Заявить о нарушении
Агностик совсем меня отверг, хотя злопыхательства свои убрал. И на том спасибо. А обидные свои нападки на Майю оставил? Много хороших рецензий на рассказ теперь будут сокрыты или Вы их выставите?
Анюта Лиходеева 05.07.2013 11:50 Заявить о нарушении
Это его право. Я не обижаюсь. Вычеркивать его из Избранных и не
думала, мне такие фортели смешны. Буду ждать Вас.
С нежностью,
Людмила Салагаева 05.07.2013 12:01 Заявить о нарушении
Обида запеклась у него, видимо. Не думала, что здесь всё так значимо для самолюбия.
Виртуальная жизнь по сути - вымысел.
Анюта Лиходеева 05.07.2013 12:24 Заявить о нарушении
Мне проверять неохота.
Анюта Лиходеева 05.07.2013 13:44 Заявить о нарушении
убирал. А с чем тогда останется? Знаете, мне кажется он уже пожалел
о сделанном. Но эгоизм долго еще не "разрешит" ему пойти на мировую.
Боюсь подумать о большем - об извинении. Что сделала бы я,
усомнившись в правильности своего жеста. Мы все такие разные ...
Людмила Салагаева 05.07.2013 14:36 Заявить о нарушении
А вот агностики превозносятся своим интеллектом, надсистемностью
Анюта Лиходеева 05.07.2013 15:02 Заявить о нарушении
собеседника - лишают энергии, иссушивают сердце.
Людмила Салагаева 05.07.2013 15:14 Заявить о нарушении
Анюта Лиходеева 05.07.2013 15:22 Заявить о нарушении
-----------------------------------------------
Очень интересно. И тема близка. Про всех, про нас.
Анюта Лиходеева 16.02.2013 20:31
Неожиданный поворот на "Прозу ру."...
Интересно будет взглянуть на продолжение.
Читается легко и интригующе.
С уважением, Александр.
Александр Козловцев 16.02.2013 17:59
Горячую тему выбрали, Люся, беспроигрышную. О нас. Обо всех сразу. С воспеванием и придыханием:-)))
Кое-где слишком разоблачительно. Кое-где весьма вообразительно. И от комплексов освободительно.
Амбивалентно, короче говоря.
Вы - настоящий писатель, с фантазией и стилем, с интересом к человеческой душе,( но прежде - к своей), с твёрдым, непереубеждаемым мнением, точнее позицией.
С искренней симпатией.
Злоупотребляющая (философскими терминами) Марина :-)))
Шагал - на месте.
Марина Стрельная 20.02.2013 21:12
"Кое-где весьма вообразительно"
Да и правда, Марина!
Например, после ряда безуспешных попыток объяснить Люде, что не шастал я на её страницу "под номерами", пришлось просто оставить дальнейшие потуги... Я наивно полагал, будто у меня есть дар убеждения, но Люда триумфально РАЗВЕНЧАЛА это моё "положение", тем самым изрядно уязвив моё самолюбие :-))
Дорогая Люда! Мои ответы и рецензии Вам - не менее тёплые-сердечные и - не менее изящные! (раз уж Вы настаиваете на каком-то моём изяществе в комментариях другим :-))
Есть ещё такая причина: значительную, если не бОльшую, часть того, что я ПОСВЯТИЛ Вам, Вы попросту удалили... Как, вероятно, удалите и это. И стОит ли затем удивляться тому, что я адресую Вам всё более незамысловатые послания - всё равно ведь они исчезнут...
С дружеской симпатией
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:16
Эд, комментарий и на моей странице.
Люся хорошая. И хорошие люди тоже заблуждаются. Бывает.
Марина Стрельная 21.02.2013 01:21
Конечно, Люся хорошая!!! Вот и я об этом!!!
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:24
А Вадим - просто душка! Как бы с ним познакомиться?
Марина Стрельная 21.02.2013 01:26
А Вадим - этта хто?
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:28
Ну, кумир и угодник женский, обольститель велеречивый
Марина Стрельная 21.02.2013 01:30
Угодник?
Велеречивый???
Хм...хм...
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:31
Откуда сомнения? Ты с ним знаком?
Марина Стрельная 21.02.2013 01:34
Что-то мы совсем о Вадиме забыли с гаремом. Не позвать ли к нам?
Марина Стрельная 21.02.2013 01:48
Ох, Люда преисполнится укоризны!
Как бы подтверждаем её ПОДОЗРЕНИЯ! :-)))
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:50
Эд, я думаю, умный человек просто посмеётся от души. Вместе с нами
Марина Стрельная 21.02.2013 01:52
Значит, она смеётся!
Эдуард Бернгард 21.02.2013 01:54
Люся, прости, пожалуйста! Если не понравится наша дискуссия:-))), сотри немедленно.
И взрослым серьёзным(философским) людям иногда хочется поприкалываться.
С горячей симпатией, и спасибо за рассказ
Марина Стрельная 21.02.2013 02:04
Людмила, пишите больше. Это идет Вам только на пользу.
А виртуальный мир не такой уж и виртуальный. Этот мир стимулирует настоящие человеческие чувства и даже порождает страсти.
Индивидуальности у Вас, Людмила, не отнят, стиль присутствует, так что желаю потрясающих сюжетов (всем нам хороших сюжетов). А они внутри нас и рядом с нами, стоил только прислушаться и присмотреться.
Спасибо.
С уважением, Александр.
Александр Козловцев 20.02.2013 19:43
Спасибо, Людмила за захватывающее чтение. Заинтересовало всё- и виртуальное общение на "Прозе.ру" и рецензии на произведения, например, " Все они отличались особой многослойностью, стилем письма и неоднозначностью лежащих не на поверхности спрятанных мыслей". Иногда сталкивалась с усложненностью фраз, огорчвших меня, иногда с непонятным словом БАРРАЖ, но эту уже моя необразованность.Но всё это интересно,заслуживает внимания. Спасибо.
Майя Уздина 20.02.2013 17:04
Всё вполне прозрачно. Можно раздать роли. Пишете от души, Людмила.
Анюта Лиходеева 19.02.2013 11:07
Здравствуйте, Людмила!
Это не рецензия, а скорее письмо.
У меня самого противоречивые чувства по отношению к процессам происходящим на территории Прозы. Но Ваш вдохновенный рассказ несколько умиротворил мои внутренние разногласия. Самое главное оставаться самим собой и не упускать из виду путеводную звезду. И еще очень важно общение, искреннее и доброе. А это здесь есть. И это многого стоит.
Написано с душевным теплом. Тепло проявляется через текст и это хорошо чувствуется.
Спасибо.
С уважением, Александр.
Александр Козловцев 18.02.2013 22:52
Одновременно и самобытно, и слегка знакомо. :-))) Местами слишком скоропалительно, психологически не выверено, но экспрессивно. Этим и подкупает.
"Чем-то сказка кончится?"
Неиссякаемого творческого вдохновения, Звезда!
Марина Стрельная 18.02.2013 17:43
Желаю Майе, чтобы её интерес к общению на Прозе не перерос в аддикцию (зависимость).
Бдительность!
Думаю, произведение не оставит равнодушным всех "прототипов" и не только.:-)))
Марина Стрельная 19.02.2013 18:55
«оказывается здесь хороший климат, если, можно сказать, первый встречный готов уделить ей время…» - читаю и улыбаюсь: Ваша героиня олицетворяет многих новичков, попавших на сайт. Процесс под названием «коготок увяз» у каждого разный и одновременно в нём много общего. Но Майя - необычная женщина с особым «звездным именем», вероятно, на Прозе загорится новая звезда)))
Вдохновения и удачи!
Карина Романова
Литклуб Листок 17.02.2013 19:08
Путешествии Майи по лит. сайту вызывает интерес. Любознательная, искренняя, добрая и немного наивная, Ваша героиня вызывает симпатию.
С интересом прочитаю продолжение.
С уважением, Александр.
Александр Козловцев 17.02.2013 18:13
***
Людмила Салагаева 06.07.2013 11:34 Заявить о нарушении
В жизни как и в литературе...
В литературе как и в жизни...
Читатель не связанный с литературным ремеслом, являющийся простым потребителем текста несомненно выбрал бы вариант: в литературе как и в жизни...
Но для человека пишущего все настолько сильно переплетено, что все едино и жизнь и литература. Все взаимосвязано. одно вытекает из другого и наоборот. Так что я могу взять любой из вариантов и наконец выразить свою мысль.
В жизни как и в литературе появляются новые и зачастую неожиданные возможности развития событий. Надо просто видеть их и быть готовым к новому пути. Вашей героине предоставилась возможность позитивного изменения реальность, преображения ландшафта, содействия и сотрудничества с природой.
Каждый день, многие люди погруженные в свои мысли и пребывающие в уныние проходят мимо возможности своего собственного внутреннего преображения.
Ваша героиня мудрая, жизнерадостная, открытая.
Хочется сказать и Вам и ей: - Огромное спасибо!
С уважением,
Александр Козловцев 02.07.2013 22:41 Заявить о нарушении
нее любоф! - вот прямо так, как это слово, я ее, по своему примеру,
загрузила конкретным делом с применением физической силы.
И, спасибо Вам за оценку, - получили результат. Как говорится: не
мытьем, так катаньем! Женщина должна одолевать - побеждать ДОЛЮ!
Локомотив природы.
Дорогой Александр! При Вашей занятости Вы уделяете мне немало внимания. Поверьте, я очень ценю это, принимаю как Д А Р!
Благодарю Вас и расписываюсь в признательности. Людмила.
Людмила Салагаева 03.07.2013 03:11 Заявить о нарушении
Людмила, Ваша героиня весьма достойно вышла из щекотливой для её самолюбия ситуации. Кардинально поменяла акценты жизни. От виртуала - к природе. Природа не подведёт, откликнется на любое настроение. (Проверено на практике и переработано в позицию).
Трогает тщательно продуманный подбор растений и познания в ботанике -
образ ландшафтного дизайнера обязывает.
С радостью встретила здесь Витька с вороной - героя других Ваших рассказов. Я переживала за его судьбу. Мальчик зрел не по годам и ловок. Не каждый взрослый снимет воронье гнездо. Вороны вьют их на вершинах деревьев - страдают клаустрофобией.
Отношения с Вадимом зависли в неопределённости. Мне показалось, Майя не хочет или не может расстаться с выдуманным образом.
Муж растворился в небытии, по сюжету прошло уже несколько месяцев, растаял снег, срослась нога, зацвёл трилистник-клевер, июнь на дворе.
Забавно, недавно я читала шутливый рассказ о том, как узнавать художника по его картинам.
У Яна ван Эйка все персонажи (даже женские) похожи на Путина :-)
И вправду.
С уважением
Марина Стрельная 01.07.2013 13:38 Заявить о нарушении
деликатньый подход к тексту. Все-то Вы замечаете! Я и сама не поняла
как вырулила в 5 части на Прозу. Произвол!!! Удивилась... и не стала
исправлять. Похоже, Вы правы - с придуманным В. не могу расстаться.
Нет логического завершения отношений.
Упоминалось, что муж Майи работает вахтовым методом. Так что видятся они редко. Также, косвенно говорила - их союз еле дышит. Думала, что
этого достаточно для второстепенных ЛГ. Упрек - справедлив!
Марина, меня не в первый раз удивляет Ваша обширная осведомленность о
многих вещах. Вы так глубоко образованы! Была бы мужчиной - влюбилась
бы! Примите мое уважение!
Причина этих восторгов - вскользь упомянутая картина Эйка "Портрет четы Арнольфино". Это не самый известный художник и не самые знаменитые картины, однако Вы знаете...
тонкости - сходство торговца на картине с Путиным.
С признательностью - Людмила.
Людмила Салагаева 01.07.2013 14:49 Заявить о нарушении
Рекомендации шутливые, как распознавать художников, ходят по сетям. С живописью знакомилась до эпохи интернета, посещая картинные галереи и музеи всех городов, где довелось бывать. А также по альбомам. Голландскую, фламандскую живопись люблю.
Будете ли Вы выставлять рецензии, написанные к прежним редакциям Звезды. Хорошие. Плохие можно опустить. И те, что написал наш избранный автор.
Марина Стрельная 01.07.2013 21:54 Заявить о нарушении
Рецензии выставлю на днях, да и Эдуарда - тоже. Ведь я пережила и заслуженные и зряшные упреки, теперь можно смотреть отстраненно.
Марина, я радуюсь Вашей усиливающейся популярности. Ваши сочинения
привлекают глубиной и плотностью смысла.
С уважением - Людмила.
Людмила Салагаева 02.07.2013 05:08 Заявить о нарушении
В обычные дни читателей в разы меньше. Наш избранный автор после того, как я написала рецензии практически на все его произведения, ко мне не заходит. Неизвестные номера меня всё-таки не убеждают. Не вижу смысла шифроваться.
Лето, лето - "маленькая жизнь", большие проблемы.
Желаю Вам летнего отдохновения.
Марина Стрельная 02.07.2013 08:13 Заявить о нарушении
Марина Стрельная 02.07.2013 13:24 Заявить о нарушении
Марина Стрельная
Рассказ Людмилы Салагаевой "Звезда Майя", представленный дважды, в двух редакциях, вызывает противоречивые чувства. И вот почему. Рассказ о виртуальной писательской среде. Тема и сюжет обречены на наш интерес и внимательное прочтение.
Меня занимает другое. Мы явно сталкиваемся здесь с несколькими этическими проблемами писательского творчества.
Вот эти проблемы - взаимоотношения автора с прототипами героев в реальной жизни(в данном случае реальность виртуальна, но это не упрощает проблемы, хотя придает ей несколько сюрреалистический оттенок) и взаимоотношения самих прототипов между собой. Вправе ли автор навязывать читателю собственное видение описываемых ситуаций и тем самым, возможно, влиять на эти ситуации. Отвечает ли он за последствия своих трактовок для героев и для себя?
Писателя всегда отличает любопытство. Жадный интерес к тонкостям и ракурсам , к мотивам и перипетиям, к причинам и следствиям действий будущих героев побуждает его выведывать у реальности, выводить из потаённости факты, по-началу кажущиеся разрозненными и необъяснимыми, и создавать из них осмысленное единство. Писатель упорядочивает хаос. От разрозненности ведёт к цельности и осознаниванию бытия.
Однако всё это безбрежное, бушующее море эмоций и страстей, запутанность связей и отношений, переплетение судеб и деяний пропущено через душу самого писателя, обременённую непростым опытом жизни, комплексами, "якорями" и зачастую невротическими реакциями. Душа не остаётся безучастной. Она всё переплавляет, переиначивает на свой лад и тон, всё становится материалом. И даже ВСЕ.
Вот и ответ на вопрошание читателя-критика - зачем автор копается в подробностях чужих взаимоотношений. По необходимости. Подробности - плоть произведения.
Переписки и полемики на ПРОЗЕ зачастую концентрируют такие подробности.
Переписки публичны, порой демонстративно публичны. И оппоненты, и приятельствующие авторы прекрасно это осознают и пользуются публичностью не без умысла, конечно, чаще всего невинного - привлечь дополнительный интерес к своему творчеству.
Все мы здесь - писатели и надеемся, уповаем на встречу с понимающим, эмпатирующим читателем.
И всё же остаётся главный вопрос - имеет ли право писатель создавать фиктивные, игровые биографии, ситуации с участием реально существующих людей, хотя и выведенных под вымышленными именами. При этом в произведение включаются многие детали, вплоть до цитат, безошибочно расшифровывающие, "кто есть кто".
На этот вопрос совершенно определённо отвечала своим творчеством Марина Цветаева. (Я отнюдь не намереваюсь сравнить рассматриваемый рассказ с Цветаевскими произведениями).
Интересен сам подход великого поэта к переживанию реальных, фактических и фиктивных, воображаемых ситуаций в личном пространстве души.
В Цветаевском творчестве неразрывное переплетение аутентичной и игровой(зачастую страстно желаемой) биографий встречается постоянно.
На нём построены такие вдохновенные произведения, как "Новогоднее" (на смерть Р.М.Рильке) "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (посвящены Константину Родзевичу) и огромное количество стихотворений многочисленным адресатам - вдохновителям.
Однако ближе всего к рассматриваемой проблеме по духу и форме подходят "Флорентийские ночи" и "Повесть о Сонечке". Их герои - издатель Абрам Вишняк и актриса Софья Голлидей.
Я не буду проводить литературоведческий анализ замечательной Цветаевской прозы. Скажу лишь о главном её принципе - ИНТЕРИОРИЗАЦИИ, вбирании, переселении субъектов, личностей из внешнего мира во внутренний с полным правом обладания ими как ВНУТРИПСИХИЧЕСКИМИ образами и структурами. О "правде жизни" при интериоризации вспоминать не имеет смысла.
Внутрипсихическим образам придаётся исключительная ценность, которая даже может быть тождественна обладанию эротическому. Объект - возлюбленный - внутри, в пространстве "Я", следовательно, взаимоотношение с ним уже воспринимается как слияние. При этом реальные личностные качества вбираемых становятся неразличимы, своего рода слепота настигает прозорливую и тонкую прежде (и после) душу (психику) творца.
Вот оценки пронзительной высоты, страстности и самообольщения цветаевской любви, данные самыми близкими людьми поэта, дочерью Ариадной и мужем Сергеем Эфроном.
Рассуждая о кратковременности большинства романов матери, Ариадна пишет: «Перенасыщая своими щедротами хилые души, она открывала в них собственные же клады, дивилась им и восславляла их – но донышко было близко, всегда слишком близко; отношения пересыхали – оставались стихи, уже забывшие об источнике, их породившем...
Справедливости ради надо сказать, – замечает далее Ариадна, – что некоторые из этих душ были хилыми лишь по сравнению с Марининой мощью; что в своем (общепринятом) измерении, они оказывались порою не столь уж мелководными – но что до того было самой Марине с ее безмерностью в мире мер!»
Для Сергея Эфрона, мужа Цветаевой, ее влюбчивость, потребность горячо увлекаться людьми, не была секретом.
Вот что он писал по этому поводу в одном из писем начала 20-х годов к их общему близкому другу, поэту Максимилиану Волошину: «Отдаваться с головой своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – неважно. Почти всегда (теперь так же, как и раньше), вернее всегда, все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, М[арина] предается ураганному же отчаянию… Что – не важно, важно - как. Не сущность, не источник, а ритм, бешеный ритм.
Сегодня отчаяние, завтра восторг, – любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние.И это все при зорком, холодном (пожалуй, вольтеровски-циничном) уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются (почти всегда справедливо). Все заносится в книгу. Все спокойно, математически отливается в формулу. Громадная печь, для разогревания к[отор]ой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно."
Погрузившись в Цветаевские "печи" и "клады" я призадумалась: "Quod licet Jovi, non licet bovi" (Что позволено Юпитеру, то не позволено быку)?
Или у литературного творчества единые законы, и питают его одни и те же источники, овевают одни и те же ветры.
Философ философов Платон называл их платонической любовью - вечным и тщетным стремлением к Красоте - идеальному, истинному предмету Любви.
В своих размышлениях я не касаюсь многих глубинных психологических мотивов творчества, таких как самопознание, сублимация. Иначе рецензия на рассказ по объёму превысила бы сам рассказ.
Желаю Звезде неугасимости.
Критические рецензии авторов, заподозривших в героях рассказа себя, побудили Людмилу Салагаеву закрыть свою страницу. К счастью для нас, её поклонников, отсутствие было недолгим. Надеюсь, и "Звезда Майя" снова появится на Прозе.ру
На нашем портале кипят нешуточные страсти.
© Copyright: Марина Стрельная, 2013
Людмила Салагаева 06.07.2013 11:36 Заявить о нарушении