Рецензии на произведение «Тексты перешли в другие главки»

Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

Прочла и так горько стало, ничего не получается, и фарисеем не хочу быть, а так и прёт из всех щелей, и говорить всё меньше хочется, и юродивой не умею, и жалко всех. На работе вот, у подруги дочка анорексией болеет, каким только профессорам не показывали, а как подсоветовала ей осторожно, хотя бы свечку поставить в монастыре, так и вовсе почти разговаривать со мной перестала, даваткой т.е ханжой меня обозвала.
Значит быть понятой возможно только в своём кругу? И тайная, безмолвная молитва единственный способ духовного спасения и достижения истины?
Простите, Катенька, всё больше горечи как-то у меня в последнее время, а поговорить по душам не с кем, одна работа и болезни кругом, вот и получается только в Ваше окошко стучаться...

Элеонора Андриевская   30.01.2014 23:54     Заявить о нарушении
Дорогая Эля, а ведь все мы так живем... Очень горько. И даватками (ханжами) годами нас именуют и даже пасквили пишут и "православными ведьмами" именуют... А ведь Вы от чистого сердца посоветовали! И ради пользы - а то, что обозвали в ответ - так это знак, что Господь принял это Ваше малое добро человеку. Печать от противного называется. Если за добром кому-то оказанным "противное" не следует - вот где сильно посомневаться нужно, а тут все в порядке.
Не любят гордые люди непрошенных советов. А молча помолиться мы ведь всегда можем. Вот только девочка там неспроста болеет: может, мать и одумается?
А вообще по большому счету ругань-то нам полезна.Если Господь ее попускает, значит знает, зачем. Я всегда утешаюсь этим. Бывает, столько несется, что уже не успеваешь в себе копаться - что такое ты наделал... Просто принимаешь от Господа и все тут.
Горько, милая, а вот Духовник говорил Анне в "Весне" на ее жалобу: "Вот когда радоваться начнешь..." Но как же это трудно радоваться, когда по шее получаешь... Да и за бьющих ведь тоже обидно...
А мое окошко Вам, дорогая, всегда открыто: у нас с Вами, Элюничка - связь по прямому проводу: птички провода несут. Вот только сейчас им очень холодно!
НЕ расстраивайтесь - Господь не оставляет никогда и все трудное обрачивает потом духовным прибытком. Главное, силенки беречь!
Целую Вас крепко.

Екатерина Домбровская   31.01.2014 00:32   Заявить о нарушении
Всё правда Катенька, сколько ещё будет слёз, часто слышала я в детстве. "Вот когда радоваться начнешь..." слёзкам-то этим и гонениям, тогда наверное и сила уже в тебе не от мира сего и утешает, и боль помогает терпеть...
Сколько же её в Вас, Катенька, что прочту слово Ваше и утешусь, Спаси Боже за всё.
Всем сердечком обнимаю, всегда тут, копошусь рядышком:-)
Ваша, Э.


Элеонора Андриевская   31.01.2014 01:15   Заявить о нарушении
Элечка, не преувеличивайте моей "радости", дорогая моя голубка... У меня только и есть, что память об этом отеческом наказе. Даже память о должном помогает: она смиряет каждый раз, когда вижу свою "нерадость". А вообще-то радоваться есть чему! Все это искушения, все это питие горечи жизни - и есть наша дорога и, надеюсь, в гору. Когда-нибудь количество искушений (воспользуюсь чуждым приемом мысли)перейдет в качество смирения. И случится это незаметно. И тогда не нашими слабыми силами будет мы жить , противостоять или помогать миру - а Сам Господь будет действовать через человека. так что дай Бог плыть нам на этом корабле и дальше! И не горевать особенно-то!Ведь Капитан у нас Самый надежный!

Екатерина Домбровская   31.01.2014 12:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

Катя, перечитала главу с размышлениями и остановками. Потому, что поднимаете Вы в ней,как и всегда, основополагающие вопросы бытия человеческого... Вот взять ту же коллизию с Тамарой? Что делать? По мне, так я бы просто тихо отошла в сторону, потому как и дружить с таким человеком себе в ущерб, и перевоспитывать - поздно. Такого человека только Жизнь (понимай, Бог) может перевоспитать, поставив в такие обстоятельства, что хочешь-не хочешь, а надо задуматься и сделать правильные выводы, если сможет... И на самом деле жизнь нам постоянно преподносит такие вот задачки по непростому выбору... И хорошо, если рядом есть такой наставник, как отец Севастиан, а если нет? Всегда ли правильно (сердцем, а не умом) мы читаем Святое писание? Вот та же Тамара, ведь наверное же читала, и не раз, заповеди, а скорее всего и наизусть их знала... НО почему же так обрадовали ее слова о. Петра? Не потому ли, что оправдывали тайные устремления Эго?

С уважением,

Ольга Безуглова   30.01.2014 16:38     Заявить о нарушении
Все правильно: священники "влистил" страстям и испорченности Тамары. Отойти от человека... Просто сказать... А христианство ли это? А вдруг Господь тебе послал этого человека? А ты отошел ради своего покоя и комфорта? Я никогда вот первая не уходила... Боялась сделать не по Богу... Может, Господь посылал, чтобы мы потерпели и понесли, чтобы и свои недолжные моменты увидели? Думаю, Маргарита все правильно сказала Тамаре, хотя та и не слушала ее никогда. Тамара была уверена в своей праведности. Вот в чем беда...

Вот почему монахи-то бежали в леса - трудно в миру спасаться. Выжить просто трудно. В особенности в современном обществе. А общество, окружавшее чеховского Иванова? Это же паноптикум... Знаете, у покойного духовника однажды на проповеди вырвалось страшное слово: был у кого-то дома, неизвестно у кого... а потом и говорит перед храмом, что живут многие как "пещерные уроды". Что тут было... Оскорбление! Ужас! Где любовь! А ведь святые великие отцы, так те просто "мертвецами" называют людей живущих не по Богу и без Бога. А Иоанн Предтеча фарисеев называет "порождениями ехидновыми"...
Овцы среди волков... Вот жизнь христианская. Путь один: душа должна быть так устремлена к Богу, что человек уже совсем почти не зависит от людей. Но ведь к этому надо подняться...
А еще и апостасия...

Екатерина Домбровская   30.01.2014 16:58   Заявить о нарушении
Все верно, Катя. Конечно, отойти легче, а я так и не спорю с этим, и честно признаюсь, что на подвиги в этом смысле совершенно не способна... По этой же причине и спорить не люблю, хотя мнение свое, естественно, высказываю, но если вижу, что не встречает оно понимания, то обычно не настаиваю... Хотя, вот думаю сейчас, а как бы я поступила на месте Маргоши, пошла ли с вопросом к о. Петру, или нет? Думаю, в молодые годы - пренепременно. А вот сейчас? Скорее всего - нет...

Ольга Безуглова   30.01.2014 20:09   Заявить о нарушении
А вот насчет того, что Господь посылает нам любого человека на нашем пути, в этом я даже не сомневаюсь. Но вот как поступить? И какие выводы сделать? Может быть, это самое главное?

Ольга Безуглова   30.01.2014 20:11   Заявить о нарушении
Великая добродетель терпения... Надо стараться терпеть и носить немощи друг друга. Сказано: "Носите немощи друг друга и тако исполните закон Христов". Просто надо вести себя разумно с рассуждением. Не человекоугодничать, а стараться угождать Богу - Его Заповедям. Часто это вызывает взрывы противодействия в людям. Ну, и это надо терпеть. А что же делать? Мы все должны служить Христовой Истине. Но каждый в меру своих сил. Помнить об осторожности, а малости наших мер, о терпении, но и о молчании, которым предается Бог.

Спасительно учили отцы: что бы не делал - думай о Боге и о пользе (истинной) ближнего. Тогда будет меньше грубых ошибок...
Но, милая Ольга, и я ведь сапожник без сапог!

Екатерина Домбровская   30.01.2014 21:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Катюша, очень вовремя для меня этот разговор случился... Очень...
Обнимаю с любовью,

Ольга Безуглова   30.01.2014 22:49   Заявить о нарушении
Да что уж там, Оленька! Морозы и как-то башка словно не своя... Толком -то я ничего ведь не сказала. А вопросы такие серьезные...

Екатерина Домбровская   31.01.2014 00:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

Близко к сердцу восприняла я эту сложную и простую, поучительную а, может, и обличающую некоторые характеры, главу.

"Видно, в таких неоднозначных положениях и есть особенность скорбей нашего времени. В них часто и измучивается больше всего наше сердце". Между Сциллой и Харибдой, меж двух огней, между молотом и наковальней находится сердце человеческое ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Как, не ведая, нечаянно, не нанести обиду человеку, вроде бы, из лучших побуждений, давая совет или совершая некий поступок, который тот воспринимает "в штыки", как демонстрацию некой власти и прав на него, на "частицу его богоданной свободы", повергая "советчика" в смятение. И вот ты - между двух огней!

Или приходит на ум свой постоянный отказ от конкурсов. Скромность или нерешительность? А нерешительность - от чего? Не от тщеславия ли? Боязни оскандалиться? Или стоит, как советует о.Севастиан, увидеть себя такой, какая есть, в истинном свете, чтобы обрести возможность покаяться, самоукориться?
Вот и получается - между молотом и наковальней.

Кажется, по-человечески понятно, добросердечное отношение к долго проживающим рядом старикам. А если ворчат, а если мешают... Не поднимет ли воцерковлённая молодость на щит "христианский эгоизм", спасая "бессмертную душеньку свою", оставляя своих отцов-матерей. И вновь - между Сциллой и Харибдой!

Как всегда, с поклоном и благодарностью моему Автору. Галина.

Галина Алинина   30.01.2014 15:13     Заявить о нарушении
Дорогая Галя! Все замечательно написали и дополнили! Точно так и есть - между молотом и наковальней. Но вот ведь есть же и путеводный свет - Заповеди Божии: Евангелие, которое должно войти в плоть и кровь христианина. Оно-то и не даст ошибиться в главном. Христианский эгоизм - это не то, что Вы подумали. Это только то, что написано: спасение души своей. В каком плане она может быть спасена? Если будет следовать Заповедям Христовым. А разве Христос учил так относиться к старикам -родителям? Если опираться на заповеди - то спасение собственной души будет всегда стоять в зависимости от исполнения двух главных Заповедей - любви к Богу и любви к ближнему. А уж ближе матери с отцом - кто? Разве духовный отец - это да. А нынешняя молодежь как раз и переворачивает кверху ногами все: Бог хранить дни матери, укладывает в тяжелой болезни отца - разве для эгоизма? Нет! Для воспитания терпения, смирения и любви к самым близким людям. Так что "христианский эгоизм" до времени вообще лучше не рассматривать - это понятие для подвижников, для других ситуаций, когда кто-то начинает спасать или даже терпеть другого, при этом нанося страшный вред своей душе. Вот ведь, отец севастиан не благословил Маргоше "нести на себе" Тамару - не спешить и не лезть с попытками ее спасать. Не ее юной меры то подвиг.

А насчет молота и наковальни в учении Церкви так: добродетель рассуждения - а именно: способность рассуждать, когда то же самое дело - добро, а когда - зло, является венцом подвижнической христианской жизни. Добродетель рассуждения - выше даже царицы добродетелей - Любви. Любовь без рассуждения - зло. Вот так вот...
А почему? Потому что изначально грехопадение Адама сочетало его с диаволом. Образ Божий - расположенность к добру - остался ( у всех в разной мере) , но смешались все понятия добра и зла, мир перевернулся. Человек удалился от Бога. А что мы без Бога? Мы теперь не умеем слышать и Его подсказки даже - на что есть Его воля, а на что нет...

Все сдвинуто со своим мест. Все понятия нуждаются в очищении. Но, возвращусь к началу: ориентир - заповеди Христа. Надо всем нам читать и читать Евангелие. Читать жития святых, молиться Богу о вразумлении, внимать урокам святых отцов.
Быть христианином, - говорит раньше где-то Тимофей, - очень трудно. Это подвиг и мученичество. Но без света Заповедей и Евангелия - не пройти через этот лес жизненных искушений.

Спасибо, дорогая Галя за то, что Вы всегда так глубоко погружаетесь в текст, исследуете его, включая все силы души. Низкий поклон от автора с Тимофеем.

Екатерина Домбровская   30.01.2014 15:31   Заявить о нарушении
А насчет конкурсов... Участвовать или нет? Тут есть понятное учение церковное. Не золото - вред, а злоупотребление им. Не телевизор вред - а злоупотребление им. Не конкурсы сами в себе нечто прокаженное, а то, кто и зачем, для чего и как в них участвует?
Очень хороший плацдарм, чтобы поизучать собственные помыслы и движения души.
Так что я не вижу ни в каких подобных внешних делах особых опасностей. Все опасности - внутри человека и его нечистых мыслей и чувствований.

И тут опять - опора только на Заповеди, на то, что человек воспитывается в глубоком погружении ума и сердца в Евангелие.

Екатерина Домбровская   30.01.2014 15:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

Вас, Екатерина, ничуть не накладно перечитывать - хоть и знаком сюжет, и знакомы проблемы, но до чего свежо читается и сопереживается героям и ситуациям, тем более, что ситуации опытно знакомы - и взаимоотношения с невоцерковленными родителями, и с воцерковленными знакомыми, и с батюшками... Столько ньюансов! И как обличать да не возгордиться, и как не обличать и не погрешить. Как это правило о.Севастиана применять - "обижать никак не нужно, а правду говорить – говори, не умалчивай, но… с любовью." Как определить тот момент - когда не по страсти, а с любовью...

Хочется восхититься молодыми героями Тимофеем и его сестрой, как чутко они воспринимают наставления своего духовного отца, как глубоко переживают внешние, да и внутренние нестроения в церковной среде.

"И виноват, и не виноват… Какое трудное, тяжелое для сердца искушение, словно как Одиссей плывешь между Сциллой и Харибдой – никак такие искушения запросто, законнически, по букве – не смахиваются."

И автор, который так интересно и не без пользы прочитывает Чехова вместе с Тимофеем и с читателями, меня тоже восхищает - приподнимает над прежними житейскими и примитивными прочтениями и Чехова, и его критиков.

Спасибо Вам, Катя.

Татьяна Вика   30.01.2014 15:12     Заявить о нарушении
Дорогая Таня, Вы правы - это будни наши, наша реальность. И я бы сказала - время специфических искушений, которых отчасти, все-таки не знали 100 лет назад... Но Бог наш вчера и днесь тойжде - и мы уповаем на Его помощь!
Спасибо Вам, дорогая!

Екатерина Домбровская   30.01.2014 15:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

"...они оба светились неземной любовью и чистотой. Так что за молитвой инока Агафона стояло не просто тихое и мирное бытование, а великое страдание и боль."
Вот это сочетание молитвы и страданий, ухода из мира и сочувствия людям одновременно - самое важное и спасительное.
а «новая духовная линия» - это старое хамство под вывеской - мы духовные, практичные, богатые, здоровые, а вы - отстой!
Много пришлось испытать в больницах, видели очень больных детей и их героических мам, но среди них молящихся и воцерковленных было мало, не успели еще, ведь время и среда совсем не располагали. Поэтому многие сильно унывали, бросались на поиски народных средств, бабушек-целительниц и др., но таких, чтобы бросили детей - не помню. сейчас понимаю, что страдающим людям так не хватало настоящей веры и молитвы. И все же в этих испытаниях они научились сочувствовать и помогать друг другу. И в церковь многие пришли, хоть и долгий был путь.
А успешные и благополучные часто совершенно холодны, равнодушны и высокомерны не только к духовной жизни (не видят в ней смысл), но и просто по-человечески.
А таких практичных и боевых Тамар сейчас много, властолюбие и корысть - дух времени, но едва ли возможно их изменить другим людям, лучше всего держаться подальше и не обострять.
Девиз - не бойтесь жить! мужественный, и учит любви. даже в таких полубезумных современных отношениях между людьми.
Тимофей - настоящий капитан в полярных морях современности среди льдов эгоизма и вражды. У него есть команда. и он держит верный курс.


Иволга Летняя   30.01.2014 13:02     Заявить о нарушении
Я так рада, Иволга, что Вам понравился девиз "не бойтесь жить!" (хотя он и стоит рядом с другим девизом: "Бойтесь нарушить Заповедь Христову даже словом"). Это и есть одиссеево плавание между Сциллой и Харибдой. А проплыть сможет только смиренный... Но как же все трудно! Как трудно всем в наше время хранить душу от греха, но и за правду полагать свою жизнь и покой, как трудно блюсти себя и в то же время помогать и другим... И все и везде - Сцилла и Харибда. Только Господь - Помощник человеку.
Воистину: "Лучше сокрушающийся грешник, чем самодовольный праведник" - как предыдущей главе говорит последний Оптинский старец преподобноисповедник Никон (Беляев).
Что касается жестких и холодных, уверенных в своей праведности или правильности сердец, то они заслуживают самого большого сочувствия, самой нежной заботы. Лед ведь надо растапливать... Да ведь и можно в принципе! Хотя для этого нужно очень много иметь в себе любви, милости и смирения.
Кстати, история Церкви знает множество примеров попыток таких растапливаний... Очень часто какой-нибудь подвижник, пытавшийся растапливать каменное сердце какого-нибудь каннибала, оказывался ... съеденным(((- Ничего не поделаешь: не рассчитал(((
Простите мне мой черный юмор - иногда находит.

Екатерина Домбровская   30.01.2014 12:58   Заявить о нарушении
если есть выбор, предпочтительнее сочувствовать и помогать страдающим. чем "растапливать" отморозков "стремящихся жить круто".
жалко сил и жизни. наверное это дело для самых сильных.

Иволга Летняя   30.01.2014 13:11   Заявить о нарушении
Тут все, моя дорогая, неоднозначно. Разбойник справа на Кресте был отморозком. Забывать про это нельзя. Трудно классифицировать людей. Страшнее не отморозки, - по мне так нет страшнее праведных фарисеев. Не случайно в контексте "Деяний апостольских" в 15 главе говорится о "фарисейской ереси" - фарисейство - это единственное, что вызывает гнев Спасителя в Евангелии. И не даром Он предупреждает учеников бояться их "закваски". Вот и стоит каждому для себя подумать - в чем эта фарисейская закваска?
Ну, а в целом опять же правы вы: нужно везде и всюду рассуждение. Недаром отец Севастиан говорит Маргоше, что "спасать" Тамару - не ее мера. А представляешь, каково: приятельницы, ты на каждом шагу видишь эти тамарины "прелести", и ничего-то не скажи - а? Можно так прожить? Илим тут расцветет такое двоедушие страшное?
"Не бойтесь жить"... Надо уготовиться на искушения и ошибки, на падения - иначе ничему не научимся.

Екатерина Домбровская   30.01.2014 13:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тексты перешли в другие главки» (Екатерина Домбровская)

На первый взгляд, глава посвящена, в основном, собственно сюжетной линии романа, рассказывающей о жизни главного героя Тимофея и его сестры Маргоши. И как будто автор здесь несколько отступает от глубокого погружения в чеховский текст. Однако, помимо того соображения, что ведь и линия жизни героев требует своей разработки, невозможно не отметить, что эта самая жизнь в духовном измерении вершится как непрерывная череда волевых актов – в согласии с волей Божией или же вопреки ей, а значит, в праведности или же, напротив, во грехе. И эта проблематика – проблематика духовная – тесно связана с главной темой чеховского творчества – исследованием тончайших движений человеческой воли, побуждений и их причин и следствий, – и мы совершенно вправе полагать, что в данной главе имеем дело с преломлением этих кардинальных проблем в жизни современных нам героев – чем лишний раз подтверждается вечная актуальность не только духовных истин, заповеданных нам Евангелием и Отцами, но и их художественное отражение в чеховском слове.

Главная проблема, поставленная в данной главе, как мне видится такова: как должно поступать христианину, если он видит очевидную неправду ближнего своего? Умолчать ли? Или указать на эту неправду? И как указать? Как не допустить в себе такого мотива для обличения как ощущение собственной праведности, большей духовной высоты в сравнении с обличаемым? В сущности, речь идёт о такой важнейшей и опаснейшей для христианина проблеме как опасность фарисейства, а значит, гордыни. И неудивительно, что ответы на эти вопросы вложены автором в уста старца Севастиана, духовного отца Тимофея.

Примечательно, что он определяет как проявление гордыни не только горделивое превозношение самосознающей праведности над грешником – это вполне тривиально, но и уклонение от обличения неправды, тем более открытого кощунства – за каковым стоит не только робость и нерешительность (что тоже предосудительно, например, если речь идет о противостоянии откровенному кощунству), но, в ряде случаев, брезгливая отстраненность – возможно, даже худшая в сравнении, скажем, с громогласной и безапелляционной активностью Тамары, товарки Маргоши, или же желание сохранить в себе нетронутыми те качества, которые человек ценит в себе больше всего – а значит, стремление холить свою самость… Мне кажется, что квинтэссенцией главы стоит считать как раз наставление отца Севастиана, если постараться изложить его в целом. Обличение неправды ближнего вполне допускается, и оно даже бывает душеполезно не только для обличаемого, но и для обличающего. При условии, что в нем не скрыто эгоистических мотивов обличающего – и материального, и духовного свойства. При условии, что оно вызвано не стремлением к мрачному извращенному удовольствию уязвить ближнего его неправдой, а желанием помочь человеку преодолеть его неправду, с любовью, доброжелательностью и сопереживанием – как помогают больному преодолеть его болезнь. Во всяком случае, если иногда и не во внешних проявлениях (ведь иногда уместен бывает и гнев!), то в глубинных сердечных намерениях.

И тут автор снова возвращает нас к Чехову. Ведь именно такое отношение со стороны Антона Павловича, как доказывает автор в своем труде, мы встречаем в его творчестве – которое есть не просто отстраненное психологическое исследование, не просто живописание, а в большой мере такое вот обличение – художественное по форме, но следующее святоотеческому пониманию – по глубинному намерению, по тонкости проникновения… И, главное, предпринятое без жестокосердия сильного по отношению к слабому, без надменности праведника по отношению к грешнику, и без ожидания благодарности за свою науку и помощь – а скорее даже в готовности приятия и непонимания, и поношения…

Другими словами, в этой главе автор предлагает нам еще один ключик к заветной двери, за которой годами предрассудков, умолчаний и фальсификации, заперт настоящий Чехов!

Франк Де Сауза   30.01.2014 11:24     Заявить о нарушении
Благодарю, дорогой Франк - какой развернутый, богатый мыслями и рассуждениями Вы подарили в ответ Тимофею... У святых отцов есть один простой ответ на вопрос о возможностях и допустимостях обличений: говори, но не по страсти. Никаких даже тонких страстных мотивов в отношении к обличаемому быть не должно. Но свято место пусто не бывает! Даже бесстрастие - ведь это насыщенность человека милостию - причем милостию ко всякой твари, что и называет Исаак Сирин чистотой.
Все это очень высокие, заоблачные вершины на духовном пути, до которых добираются единицы. Так что остается простое правило: не говори по страсти. Утихни... А потом говори. Но мне хотелось в главе показать, что никакие правила не спасут человека - а придется идти ему через чащобу ошибок, падений, вставаний и вновь падений. Путь искушений - и в том числе огненных - это и есть путь человеческой жизни.Важен вектор: если всякий раз в любом искушении, в любом страдании и немирствии человек ищет, в чем он должен укорить самого себя, то он постепенно начинает обретать подлинное просвещение ума и сердца, смиренные о себе помышления, и за это привлекает к себе Благодать Духа Святаго. Вот почему в аскетике запрещены самооправдания. Человеку всегда есть за что укорить себя, потому что все наше добро - на самом деле не чисто: все испорчено, все повреждено самолюбием, гордостью... Даже святые, умирая, свидетельствовали о том, что чувствуют в себе нечто гордое. Таков путь человека на этой земле. Он, если он настоящий, то он мученический, даже без физических мучений. Не случайно отцы учили жить в великом напряжении, а тех, кто жил иначе, предупреждали о волчьем пути. Но разрешение этого страшного диссонанса жизни все-таки есть - оно в Боге. Со временем, когда намучается с самим собой человек, он уже будет не так, как прежде взирать на Бога, не так, как прежде уповать на Него и молиться Ему - он будет явственно знать, что только там - его надежда, помощь и упование... Такой человек, такая душа - будет все более приближаться сердцем к Своему Спасителю, а себя, как Царь Давид по-правде ощущать маленьким, немощным, нагим от всякого добра...
В книжном варианте у меня главы будут большими. Эта глава, в частности, соединена со следующей - "отцы и дети". Таким будет и общий заголовок. А на сайте я не могу слить главы, потому что пропадут рецензии, обсуждение... Поэтому здесь режу пополам почти все. Хотя некоторые, укрупненные главы (вначале) так и идут сами собой. Вот такая технология.
Ну что еще сказать... Задача этого куска - не только внимание к внутренней жизни героя, но еще и к продолжению рисования портрета современных "новых линий" в православии. Это штрихи к портрету поколения жестокосердных... Дальше в книге эта тема,надеюсь, имеет развитие... Даже "настоящий Чехов" не может быть самоцелью такого романа-исследования. Только жизнь человека в Боге, рассмотрение уклонений от царского пути, попытка и на примере Чехова, и на примерах современной герою жизни приоткрыть напряжение духовной брани за сохранение истинного Христова пути во всем, где бы не пролегали пути и интересы человека.
Простите сумбурность и некоторые неточности моего ответа - он всего-лишь человеческий.

Екатерина Домбровская   30.01.2014 11:49   Заявить о нарушении
Я думаю, дорогая Екатерина, это в своем роде диалектический роман - только без отрицания тезиса антитезисом. Тимофей раскрывает нам Чехова, а "раскрытый" Чехов фактически повествует о христианстве - о христианском взгляд на жизнь, на человека, на его грехи и достоинства... Спасибо Вам!

Франк Де Сауза   30.01.2014 12:04   Заявить о нарушении
Очень даже похоже, только Недоросль наш никак не сообразит, что изъясняется... прозой:-)))
Посмотрим, куда приведет нас второй заход... И приведет ли?

Екатерина Домбровская   30.01.2014 12:18   Заявить о нарушении
Что-то Вы на себя наговариваете, Екатерина! Призываю Вас собраться и не поддаваться вредным сомнениям! )))

Франк Де Сауза   30.01.2014 12:45   Заявить о нарушении
Иес, дорогой Франк! Будем внимательны! Просто сегодня у меня день черного юмора(((
До белого не дотягивает, так хотя бы черный. И знаете - почему? Читала А. Белого...

Екатерина Домбровская   30.01.2014 13:01   Заявить о нарушении
А я - Ходасевича про А.Белого!.. ))).

Франк Де Сауза   30.01.2014 13:05   Заявить о нарушении
Да... Но что я читала у Белого - пока умолчу - пока это тайна. Впрочем, угадай-ка!

Екатерина Домбровская   30.01.2014 13:06   Заявить о нарушении
"Меланхолия"? )))

Франк Де Сауза   30.01.2014 13:22   Заявить о нарушении
Не-а... "Мастерство Гоголя".

Екатерина Домбровская   30.01.2014 13:29   Заявить о нарушении
И всё-таки?.. ;))

Франк Де Сауза   30.01.2014 13:43   Заявить о нарушении