Рецензии на произведение «Скобки в скобках или Как стать писателем»

Рецензия на «Скобки в скобках или Как стать писателем» (Ирина Соцкая)

Добрый день, Ирина!
Странным образом, только вчера беседовала (он – говорил, а я внимала) со своим добрым приятелем на тему, которая очень любопытна, близка мне, такой же вопрошающей, как и Вы :-)
Разговор шёл о писательской стезе, терминологии, взаимоотношениях в категории писатель-читатель, понимании друг друга в том числе, и прочих, присущих «вечной» полемике радостях общения, рассеивающих на время тоскливые оттенки серого февральского ненастья.
Если не ошибаюсь, это ведь Толстой говорил, что «Анна Каренина – это я». По свидетельствам современников, знаем, сколь мучительно и долго рождался роман: было ли это священнодейство разговором по душам с самим собой, поиском ответов на многочисленные вопросы, терзающие великого писателя сомнениями, догадками, предположениями или способом реализовать накопленный духовный опыт и знания, - мы этого достоверно не узнаем никогда. Мне кажется, мало кому из авторов удаётся дистанцироваться от себя самого, своей сущности так, чтобы в результате работы над произведением получился вменяемый текст, понятный большинству читателей.

И вот теперь о том, когда разговаривают два человека.
«Собеседник начинает повествовать нечто (тоже редко имеющее отношение к Истине), а слушающий разглядывает его прическу, галстук (колье), костюм (платье и варианты), заглядывает в глаза (если умеет) и составляет (ну конечно!) СВОЕ мнение об услышанном и увиденном, которое потом, пропущенное через призму выслушавшего и пересказанное им (даже очень близко к тексту), си-и-ильно отличается от исходника, который, как мы помним, тоже совсем не Истина. Ох. » Очень точно и тонко Вы это подметили.
Оказывается, по мнению моего приятеля, всё дело в терминологии, вернее, в согласованности или несогласованности терминов. Знание, суждение о том или ином понятии, предмете разговора, может значительно отличаться сутью представлений одного человека от представлений другого. Иногда это отличие может быть незначительным, а иногда характер расхождений доходит и до противоположного смысла. При искажении смысла возникает нечто вроде "демаркационной линии" и тогда ощущение складывается такое, что люди говорят на разных языках.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек воспринимает читаемое в соответствии с накопленным жизненным (в том числе - чувственным) опытом, воспитанием, образованием, возрастом и даже - характером. Усваиваю из разговора с приятелем и соглашаюсь с ним полностью, что талантливый писатель, поэт, облекая мысль в словесную форму, использует своё умение, особое видение, мировосприятие таким образом, что повествование, в некотором смысле становится универсальным средством для наиболее короткого, пусть и не всегда гладкого, пути к умам и сердцам читателей. И что ещё более значимо и ценно: при повторном прочтении произведения, человек находит для себя всё новые и новые смыслы.
Пытаясь порассуждать вместе с Вами, никоим образом не претендуя на глубину читательского исследования, смею предположить, что «Пушкинская правда», о которой Вы говорите, может быть как раз в этом и состоит? Ещё один вопрос без ответа… У меня есть большие подозрения, что вряд ли нам, даже общими усилиями, удастся разгадать или объяснить феномен таланта Пушкина. Уж, сколько светлых голов думало над этой, поистине космической, величиной!…
Удачи Вам, Ирина, светлого настроения, творческих замыслов и свершений!
С уважением, Вера.

Вера Июньская   22.02.2015 08:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Скобки в скобках или Как стать писателем» (Ирина Соцкая)

Ирочка!
Прочитала несколько раз.Текст очень умный, философский, наверно, уже не по моим годам. Мне кажется, что Вам-то так легко пишется, у Вас такой богатейший словарный запас. Вам только взглянуть и добавить своей богатейшей фантазии!!
А вот мне... Ведь я уже год не могу ничего написать.Чем интереснее авторы,тем больше понимаешь, что стыдно писать о каких-то своих мелочных наблюдениях или о своей жизни. Зачем? Кому это надо?
Летом читала Гессе. Его Сиддхартха потряс меня. Долго, долго сидела у реки и думала, как же автору удалось так описать её.
А еще недавно читала Николая Шмелева "Пашков дом" и тоже восхищалась.Люблю мемуары. Очень нравится эта манера письма о том, что хорошо знаешь и глубоко прочувствовал.
Простите,Ирочка, за сумбур. Тема очень важная у Вас.
Обнимаю

Вера Звонарёва   05.11.2014 01:26     Заявить о нарушении
Вера, человек мой драгоценный! Если бы Вы и Ваши «мелочные наблюдения» не представляли собой величайшей ценности, в этом мире вообще нечего было бы делать! Макро состоит из микро, а иногда и вовсе ему равно. Особенно, если взято из мира чувств, ощущений, любви, доброты, сочувствия, - всего того, что невозможно высчитать, подвести к общему знаменателю, упростить. Всего того, что от рождения умножается на бесконечность. Всего того, что единственно вечно, и слава Богу! Всего, чем Вы наделены всецело.
Те кажущиеся высоты и пики, которые Вы по доброте своей и широте душевной видите в моих писаниях, - всего лишь красоты форм, - то, что обтешет мудрое время, закруглит или обуглит, переиначит, сотрет в невесомый порошок. Постоянна и весома по большому счету только мелочь секунд, утекающих, окрашенных в цвета по нашему выбору… или бесцветных, - все зависит от живущего.
Ваши секунды радужны, многоцветны, наполнены смыслом и осмыслением, неприятием серого, грубого, злого. Как могут они быть не нужными? Зачем тогда все?
Верочка, близкая моя душа, живите долго-долго!!! Проживайте свои секунды так, как только Вы и можете. И рассказывайте об этом мне.
Мне это ОЧЕНЬ надо!

Ирина Соцкая   08.11.2014 15:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скобки в скобках или Как стать писателем» (Ирина Соцкая)

Была в запаснике (какой "запасник"? просто кладовка)одного провинциального музея, видела там картину, забыть которую невозможно. С потемневшего, потрескавшего холста грустно смотрела старая женщина. Всего-то. Но забыть этот взгляд через время - невозможно. Смотритель говорит: "Вот и все так, кто увидит. Некоторые возвращались посмотреть". Спросила имя автора. Говорит: "Неизвестен. И кто такая изображена - не знаем. Умер дед в соседнем доме, внук нам принёс. Говорит, рука выбросить не поднялась". Вот и думаю, прочитав вашу статью, кто знает, возможно были и другие, не менее талантливые, поэты в его время. Но оказаться в нужном месте, в нужное время - выпало Пушкину. И нет у меня ответа: почему он, почему тут, почему так, тогда и вообще - зачем вот это всё знать надо? А ведь свербит, надо! И думаю, что о себе и только о себе - что напишешь? Мы люди существа социальные. Живём в человеческом конгломерате, зависим друг от друга, от погоды и ещё Бог весть от чего. Вот и пишем обо всём этом, когда не писать не можем.
Простите, вероятнро сумбурно. Но ваша статья не оставляет равнодушной.

Татьяна Буденкова   05.08.2014 21:31     Заявить о нарушении
Ничего не сумбурно, я вас поняла, Татьяна, и очень благодарна за неравнодушие, за собственные жизненные ассоциации по теме, за остановку на моих словесных кубиках, которые чудом держатся друг за друга.
Очень нужные вопросы! И именно «зачем-то». Правда, свербит. Вы тоже правильно поняли меня.
И показателен ваш «всего-то» портрет. Это – чудо причастия к волшебству искусства, которое чуткие люди проживают, не доказывая аксиом.
А по поводу «о себе и только о себе» — можно не писать вообще, другое дело, что, рассказывая о ком-то, большинство из нас априори рисует СОБСТВЕННУЮ картинку этого кого-то. Гении умеют иначе, но и наши «призмы» небестолковы. В этом суть моего сочинения.

Простите за временной зазор между вашей рецензией и моим ответом, не со зла и не от равнодушия, — от нехватки времени! Простите меня, Татьяна, и спасибо вам!

С уважением,

Ирина Соцкая   10.08.2014 19:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скобки в скобках или Как стать писателем» (Ирина Соцкая)

Ира, ажно лоб засвербил морщинкой, которой в этом месте лба у меня и нету.
Прочитал по диагонали, потом абзацами упятился обратно, затем построчно к самому окончанию...
Ну задала.

Короче говоря, я так понимаю.
Космос.
Темь.
Мороз.
Планеты вращаются. Друг друга понять не могут, сравниваются, завидуют, языком дразнят.
А вот зато солнышко - да, всем понятно Да и ему лучами приятно, во что упереться.
Наверное нужно загореться.
Не для себя.

Ирина, с уважением...

Владимир Рысинов   31.07.2014 18:48     Заявить о нарушении
Да, согласна: понаставила кубики на шарики, пирамидками подперла... Такие тексты рождаются от изрядномыслия, неумело облеченного в слова. Простите.

Но на самом деле все просто.
Первопричиной для данного словоблудия стала фраза, сказанная Авдотьей Смирновой моей любимой Вере Полозковой: пока вы пишите о себе, писателем вам не стать (не цитата, но смысл - тот). И это было сказано Вере, каждая строчка которой: а) состоялась, б) самодостаточна, в) канонична по всем законам филологии и г) просто прошивает автоматной очередью гениальности!
Не писатель? Не поэт? И только потому, что только о себе? (что тоже спорно, между прочим!) Бре-е-ед!!!
Да, да, я помню: писатель - непременно глашатай времени, подрыватель устоев и... (как там?) рот народа, в общем. Рупор, во! А вот когда о себе (более менее знакомом), - не рупор что ли? Разве отдельный (небезмозглый) человек - не шерстинка из шубы народной, определяющая ее основные особенности - шелковистость там, цвет, теплосберегающие свойства, фактуру и т.д.

Не спорю, отдельная гениальность состоит в том, чтобы - о другом (других) ТАК, что потрогать "написанного" хочется. Но это, повторю, иной род гениальности (яркий пример ее - Наталья Ковалёва: она их придумала, а ты к ним в Сибирь собрался, в глаза смотреть. Высший пилотаж!).
А вот если ты своим демонам да ангелам имена раздаешь и людям кажешь так, что они и своих в них узнают, - это не ценно? Может, не скромно, согласна, но ведь и не напрасно же... Разве нет?
Вот я о чем.

Ох, наверное, опять кубиками высказалась, но вы уж меня снова, Владимир, простите. Просто, уж больно тема животрепещуща ))) для отдельно взятой меня-неписательницы.

Кстати, огроменное спасибо за попытку осмыслить сей бред. Заметили, вы - первый! И, скорее всего, последний )))
Отдельное "простите" за задержку с ответом: к компу домашнему нынче редко подхожу.

Ирина Соцкая   04.08.2014 16:43   Заявить о нарушении
Ира, я гурьбой с тобой против Авдотьи. Ты флагом, я прицепом.

Конечно же - о себе, это ещё и мемуары. А вот поглянь на нашу Прозу, здесь минимум все "не писатели" (по Авдотье) в общем то о себе.
Как вообще можно повествовать о мире, если не из собственных ощущений, и даже - пусть уж - из не своих представлений, которые - тоже мы, я, он, она - они.

Владимир Рысинов   04.08.2014 20:10   Заявить о нарушении
Надо спросить об этом у Натальи, она тут точно авторитет. Вот как она так о других-то? Непостижимо. Я так не умею, но напрасен ли МОЙ труд? Спасибо за дружеский локоть!

Ирина Соцкая   04.08.2014 23:06   Заявить о нарушении