Скобки в скобках или Как стать писателем

Навеяно Татьяной Толстой и Авдотьей Смирновой, утверждающей, что расхотела быть писателем (доказательства тут: http://www.youtube.com/watch?v=ECNwXA04PpM)

Чтобы научиться играть в хоккей, нужно, как минимум, купить коньки и клюшку. Чтобы научиться думать, нужно запастись информацией — пищей для ума. И вот как не читать, например, не крутить головой по сторонам, не топорщить ухо в сторону источника этой самой пищи? Как не впитываться в соседей по маршрутке с их приросшими намертво (или нет?) скорлупками самозащиты и понятно-приемлемым (или не) поведением? Как не всматриваться в глухонемого, думая: «а как, то есть, чем, то есть, ну на каком языке он мыслит? Он, с рождения усыпанный многоцветными во всех отношениях образами и лишенный языка, слова, того самого, с которого все и… Или не лишенного? А какие тогда у него эти самые слова? Беззвучно-графичные, что ли?» Как не отпечатываться на широкоформатном (что совсем не существенно) шедевре рекламного искусства, где композиция, смысловой ритм, тектоника изобразительных мелочей, закруживая внимательный взгляд, превращают самый первый из них (взглядов) в качественное впечатление и настоящий восторг? И последней тут конфеткой до вожделенного килограмма: твоему глупо улыбающемуся, впечатлившемуся внутреннему художнику шепот твоего же внутреннего словослова: «Гляди-ка, и ошибок в тексте нет!»
И как не...?
Кто были бы, какие бы стали все те признанно-великие, если бы не читали, не всматривались, не впитывались в? Да, да, конечно, их заслуга безмерна в самом желании и умении всматриваться и впитывать. Но! Я сейчас пою оду тому, во что. Стал бы Сиддхартха Гаутама Буддой, не выцарапайся он из сказочных обложек своей добуддовой жизни и не взгляни на? То-то же.
Но, с другой стороны, как удобно встать в сторонке от (воспеваемого), сфокусировать (или рас-, кому как удобнее) взгляд на то, что «не ты», и давай всему этому впечатляться, оценивать, взвешивать (на собственных! весах), таврировать и маркировать фломастерами любимого цвета… Да, удобно, и делать это следует. Вот только будут ли результаты хотя бы фактическим описанием рассматриваемого, бесстрастным слепком, ботаническим рисунком изучаемого? Что останется от натуры? В какой степени оставшееся станет соответствовать истине?
Вот и не пишу о других, пишу о себе (предмете более-менее изученном), или честно предупреждаю, что мои слова о — это МОИ слова о, или, как принято сегодня выпендриваться: однозначное ИМХО.
И вдруг оказывается (по утверждению безусловно уважаемых мной людей), что, пока ты пишешь о себе и только о себе, Писателем (с по-хорошему прописной буквы) не станешь. Станешь, если о или про других. Но помилуйте! Что ж я могу про других-то? Ведь надо же не просто «про», а — ЗНАЯ, о чем «про». Чтобы Дать Имя, надо Знать Суть называемого. Не больше, не меньше. А что я могу знать об абсолютно параллельном мне мире данного конкретного человека, профессионального невидимку, самобытного актера, который к тому же меняется от зимы к весне, от 20 к 40, умудрившись вдобавок ко всему родиться, например, женщиной? Умной (кошмар!).
— Что я все о себе, да о себе? Давайте о Вас!
Тут по законам жанра слово предоставляется собеседнику при полном онемении предлагающего. Собеседник начинает повествовать нечто (тоже редко имеющее отношение к Истине), а слушающий разглядывает его прическу, галстук (колье), костюм (платье и варианты), заглядывает в глаза (если умеет) и составляет (ну конечно!) СВОЕ мнение об услышанном и увиденном, которое потом, пропущенное через призму выслушавшего и пересказанное им (даже очень близко к тексту), си-и-ильно отличается от исходника, который, как мы помним, тоже совсем не Истина. Ох.
И чего со всем этим делать?
Что я могу о ней (о нем) написать? Нет, Написать? Ведь единственный повод, по которому я могу сказать (скрестив на всякий случай пальцы за спиной): «я знаю, о чем говорю», — это я сама. А все, что я могу написать (или Написать, если звезды встанут как надо) не о себе, это СОБСТВЕННОЕ впечатление от: сиюминутных действий данного конкретного субъекта, попробовав (!) учесть (с его слов!) его настроение, опять же сиюминутный образ его мыслей, его метеозависимость, ближайшие крупные (не обязательно) события в его жизни (ведь не могли не повлиять!) и еще столько всего, сколько соизволит мне раскрыть о себе сам человек, расскажут о нем друзья (отдельно), недруги (отдельно), мимопроходимцы (отдельно), помножив все это на собственный «ах!» или «эх…» от совокупности полученной информации (простите за растянутую мысль, но, по-моему, она неоперабельна). В итоге у меня получится «моя правда» о человеке, ничего общего не имеющая с истинным стержнем и наполнителем данного объекта с определенными ФИО, датой рождения и другими неопровержимыми (хоть здесь!) фактами и факторами.
Ну и кому все это нужно? Или ценность такой правды настолько влияет на биржевые составляющие мироздания, что… как-то влияет?
Ладно. А если влияет, то вот как стать (ну хочется же!) пресловутым Пушкиным, чья правда (не путать с истиной) обо всем по умолчанию бесценна? Его словарный запас и талант в области словоткачества в расчет пока не берем (мало ли людей, умеющих говорить красно, а Пушкин-то один!). Почему именно его Впечатления о сотне параллельных человекомиров так приглянулись и бережно хранятся миллиардом других параллельных человекомиров? Тем самым воспеваемым миллиардом, которое совсем, и близко — «не он»? В чем тут алхимия?
И это для меня — Вопрос!
Если у кого найдутся ответы (или даже Ответы), ох, — буду любить, жаловать, вслушиваться и всматриваться!

Заранее безмерно благодарная, ваша вопрошающая.


Рецензии
Добрый день, Ирина!
Странным образом, только вчера беседовала (он – говорил, а я внимала) со своим добрым приятелем на тему, которая очень любопытна, близка мне, такой же вопрошающей, как и Вы :-)
Разговор шёл о писательской стезе, терминологии, взаимоотношениях в категории писатель-читатель, понимании друг друга в том числе, и прочих, присущих «вечной» полемике радостях общения, рассеивающих на время тоскливые оттенки серого февральского ненастья.
Если не ошибаюсь, это ведь Толстой говорил, что «Анна Каренина – это я». По свидетельствам современников, знаем, сколь мучительно и долго рождался роман: было ли это священнодейство разговором по душам с самим собой, поиском ответов на многочисленные вопросы, терзающие великого писателя сомнениями, догадками, предположениями или способом реализовать накопленный духовный опыт и знания, - мы этого достоверно не узнаем никогда. Мне кажется, мало кому из авторов удаётся дистанцироваться от себя самого, своей сущности так, чтобы в результате работы над произведением получился вменяемый текст, понятный большинству читателей.

И вот теперь о том, когда разговаривают два человека.
«Собеседник начинает повествовать нечто (тоже редко имеющее отношение к Истине), а слушающий разглядывает его прическу, галстук (колье), костюм (платье и варианты), заглядывает в глаза (если умеет) и составляет (ну конечно!) СВОЕ мнение об услышанном и увиденном, которое потом, пропущенное через призму выслушавшего и пересказанное им (даже очень близко к тексту), си-и-ильно отличается от исходника, который, как мы помним, тоже совсем не Истина. Ох. » Очень точно и тонко Вы это подметили.
Оказывается, по мнению моего приятеля, всё дело в терминологии, вернее, в согласованности или несогласованности терминов. Знание, суждение о том или ином понятии, предмете разговора, может значительно отличаться сутью представлений одного человека от представлений другого. Иногда это отличие может быть незначительным, а иногда характер расхождений доходит и до противоположного смысла. При искажении смысла возникает нечто вроде "демаркационной линии" и тогда ощущение складывается такое, что люди говорят на разных языках.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек воспринимает читаемое в соответствии с накопленным жизненным (в том числе - чувственным) опытом, воспитанием, образованием, возрастом и даже - характером. Усваиваю из разговора с приятелем и соглашаюсь с ним полностью, что талантливый писатель, поэт, облекая мысль в словесную форму, использует своё умение, особое видение, мировосприятие таким образом, что повествование, в некотором смысле становится универсальным средством для наиболее короткого, пусть и не всегда гладкого, пути к умам и сердцам читателей. И что ещё более значимо и ценно: при повторном прочтении произведения, человек находит для себя всё новые и новые смыслы.
Пытаясь порассуждать вместе с Вами, никоим образом не претендуя на глубину читательского исследования, смею предположить, что «Пушкинская правда», о которой Вы говорите, может быть как раз в этом и состоит? Ещё один вопрос без ответа… У меня есть большие подозрения, что вряд ли нам, даже общими усилиями, удастся разгадать или объяснить феномен таланта Пушкина. Уж, сколько светлых голов думало над этой, поистине космической, величиной!…
Удачи Вам, Ирина, светлого настроения, творческих замыслов и свершений!
С уважением, Вера.

Вера Июньская   22.02.2015 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.