Рецензии на произведение «Муратов Современная военная поэзия»

Рецензия на «Муратов Современная военная поэзия» (Клуб Вологжан Ступени)

Тема у Алексея поднята, по-моему, самая сложная, даже сложнейшая из всех. Статья совсем не узкоспециализированная. Спасибо, Алексей. До знакомства с Вами, я не задумывалась о СВЛ, не знала, кто Вы. Оказывается, Вы – батенька, художник, писатель с большой буквы.
Воистину, патриотическая тема должна быть на слуху у всего народа, об этом я скажу на семинаре. Я рада, что судьба свела меня с таким неординарным человеком, прошедшим большую жизненную школу.
Всегда с теплом к Вам,

Александра Клюкина   30.10.2014 10:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Муратов Современная военная поэзия» (Клуб Вологжан Ступени)

Это не критический разбор стихов, и слава Богу! Автором представлен очень ценный документальный материал, который, думается, до него не поднимал никто - об истории создания современной армейской поэзии (песни). Профессиональный военный и талантливый литератор одновременно, Алексей Муратов не только имеет право сказать своё слово по теме, действительно мало известной, но достоин публикации в средствах массовой информации, чтобы привлечь внимание широкой публики и профессиональных критиков к этой, на первый взгляд, узкоспециальной литературе.

Нина Писарчик   03.11.2014 07:28     Заявить о нарушении
Рецензия на «Муратов Современная военная поэзия» (Клуб Вологжан Ступени)

Наталье Милехиной.

Во первых строках моего письма...(ц) хоч поблагодарить за попытку прочтения достаточно узкоспециализированной статьи.

Попробую ответить на ряд вопросов (в том числе и вечных). Для удобства восприятия буду использовать цитаты из Вашего поста ниже.

"Если не прийти к соглашению, что мы понимаем под словами "современная военная поэзия", то дальше разговор вести бессмысленно, так как может оказаться, что мы говорим о разных вещах".

Несомненно. (смотрите текст статьи, это один из определяющих принципов рассмотрения.Вынужден Вас немного поправить. Речь идёт не о локальных войнах и боевых конфликтах, а о локальных войнах и ВОЕННЫХ конфликтах. Данное определение в статье рассмотрено).

-"Так слово "современная" Алексей Муратов предлагает понимать, как "созданная на материале вооруженных противостояний, произошедших при жизни нынешнего поколения".

Вы пропустили следующее предложение. "Нашего и наших родителей". Существует некоторое принятое обобщение. К нынешнему поколению относят всех ныне живущих. То есть если считается, что самый старый человек на нашей планете живет 121 к примеру год, а самый молодой родился полсекунды назад- это и есть нынешнее поколение. К жившим 200 лет назад данное определение уже не относится. Согласен с Вами- здесь необходимо уточнение. Пока жив хоть один свидель событий либо люди данного живого свидетеля живым же знавшего.
-Что значит "нынешнего"? Какое именно поколение имеется в виду? На памяти моего поколения произошли чеченческие войны.

Стесняюсь спросить сколько Вам лет. Моя дочь родилась в 1992-м. Это вовсю полыхающий Нагорный Карабах, войны периода распада СССР, осетино-ингушский конфликт, грузино-абхазский конфликт, Югославия (Сербия там, Сербская Краина, бомбёжки Белграда американцами). Далее, как Вы правильно заметили, две чеченских войны, потом кажется Киргизия тож отметилась, потом осетино-грузинский конфликт с участием России (Цхинвал- может и слышали). Ну и сейчас вовсю полыхает Украина. Это только то что рядом.

На памяти поколения моих старших братьев еще и война в Афганистане (представители моего поколения ее помнить никак не могут, так как в те годы либо под стол пешком еще ходили, либо и вовсе не родились). На памяти наших бабушек-дедушек (не только ветеранов, но и "детей войны") - Великая Отечественная война. Какое из этих поколений подпадает под определение "нынешнее"?

Детская память избирательна. Иногда творит чудеса. В достаточно зрелом возрасте люди вдруг вспоминают некоторые подробности из своего давно забытого детства. Так что может кому то и повезёт- случайно вспомнят.
-Далее Алексей предлагает к военной поэзии относить ту, что "реалистично отражает существующую либо существовавшую действительность". Это довольно странное требование к поэзии, да и вообще к литературе. И это только самое начало огромного философского спора, который существует столько, сколько существует литература.

Вопрос реально ко мне. В тексте статьи дано чёткое определение и чёткие исключения. Если определение странное, это уже не современная военная поэзия. Это либо поэзия. Либо современная поэзия. Либо ни то и не другое.
Реалистичность (это необязательно документальность) неотъемленая характеристика. Пример из прозы. Захар Прилепин Паталогии"- это современная военная литература(СВЛ). Вл.Маканин "Асан" и прочие его пр.- не СВЛ (более точное определение подобрать не могу, чуйства переполняют нехорошие. извините уж).
- Начнем с того, что в поэзии есть понятие лирического героя, который не равен автору-человеку и даже не равен автору как философско-художественной категории в тексте. То, что происходит в стихотворении, то самое "движение чувств" - все это происходит с лирическим героем, а он, так сказать, аж дважды не реален по самой своей сути. Он существует лишь в тексте и только в тот момент, пока мы читаем этот текст или думаем о нем. Мало того, поэты нередко прибегают к таким художественным средствам, которые нарочно искажают действительность, но именно таким способом они и достигают потрясающей глубины в осознании происходящего.

Начнём конечно. И закончим. Хотя бы потому что образ не может быть выше образа. А создание образа это всего лишь набор художественных средств. Не будем же мы отказывать авторам например в применении ну хотя бы такого образа.

"В земле ломались топоры- рубя на щепки жизнь (Р.Фарукшин "Витёк"), речь о миномётном обстреле. В даном случае образ создан минимумом художественных средств. Ну и т.д.
-После всего сказано возникает вопрос по отношению к целому ряду поэтических произведений. Считать ли, к примеру, относящимся к современной военной поэзии "блокадное" стихотворение Виталия Пуханова "В Ленинграде, на рассвете, На Марата, в сорок третьем..." Написан этот текст в 2009 году, то есть с этой позиции стих современный, а те приемы, которыми пользуется автор, я бы назвала даже "суперсовременными" (да и не только я так считаю, а целый ряд исследователей и критиков). Но блокада явно произошла не на памяти моего "нынешнего" поколения. Значит ли это, что перед нами не современная военная поэзия? Если нет, то тогда какая это поэзия? Как ее назвать иначе? Кроме того, Пуханов прибегает к изображению совершенно ирреальных, точнее сказать, "потусторонних" событий:

У врага из поля зренья
Исчезает Ленинград.
Зимний где? Где Летний сад?
Здесь другое измеренье:

Наяву и во плоти
Тут живому не пройти.
Только так мы победим,
Потому мы не едим.

Время выйдет, и гранит
Плоть живую заменИт.
Но запомнит враг любой,
Что мы сделали с собой.
Ответ. Не считать.

-Однако именно эти "ирреальные" строфы показывают блокаду настолько реалистично, что хочется немедленно купить шесть мешков хлеба, именно эти строфы становятся настоящим "поэтическим монументом" в честь защитников Ленинграда.

Странный вывод. Лень разбирать стихотворение построчно. К теме статьи данное стихотворение никакого отношения не имеет. Да и не показывают они ничего, то есть совершенно ничего. Последние две так ваще наводят на грустные мысли.
-Те же самые вопросы я могу задать и по поводу, к примеру, произведению Игоря Растеряева "Георгиевская ленточка". Опять же - речь идет о войне, произошедшей на памяти ныне живущих поколений, но не всех "нынешних" поколений. Опять же изображены нереальные в принципе вещи: павшие бойцы восстают из мертвых, чтобы воззвать к живым (и напомню, что все это происходит не с Игорем Растеряевы, реальным человеком, и даже не с автором, который организует внутреннюю систему текста, а с лирическим героем, который ничего не организует, но - как бы это назвать? - "проживает" эмоциональное наполнение стиха):

Тени по ночам тебе поют,
Как будто просят и хотят чего-то:
«Откопай меня, браток,
Я Вершинин Саня,
Пятый миномётный полк,
Сам я из Рязани.
Много ты в кино видал
О солдатах версий,
Сейчас послушаешь мою,
Эх, будет интересней».
Считать современной военной поэзией. Здесь неразделённость с судьбой лит.героя(ев). Легко кстати проецируемая на любой военный конфликт. Из приведённого Вами отрывка Вы почему то решили что это относится именно к Великой Отечественной войне. Не только. К любой. Неразделённость(неразделение. объединение.ассоциирование)- является дополнительным признаком СВЛ. В статье об этом сказано.

- Оба произведения я считаю маленькими шедеврами современной военной поэзии, хотя бы потому, что они дают именно "современный" взгляд на блокаду Ленинграда, оба стиха об ответственности ныне живущих поколений перед павшими воинами и "гражданскими" защитниками северной столицы.

Повторяюсь. Стихотворение приведённое Вами о блокаде Ленинграда не относится никаким боком к современной военной поэзии. Прочитайте две крайние строчки- они наиболее показательны.
И почему именно павшими и почему именно северной столицы? Ответстенность должна быть в моём понимании перед ещё живыми, которые даже не подозревают что они очень такие весомые кандидаты в покойники.
-Остается только поблагодарить Алексея Муратова за то, что его текст вправе стать предметом многочисленных дискуссий по теме "современная военная поэзия". Именно к этому и должен стремиться критик - задать вопросы и заставить читателей размышлять над ними.

Хотелось бы конкретики конечно. Не набора стихов для сортировки (СВЛ- неСВЛ).

Чего мне не хватило в этой статье, так это описания художественных средств и приемов, к которым прибегают авторы-представители современной военной поэзии. Говоря о лирике, эстетический аспект ни в коем случае нельзя обходить вниманием, потому что поэзия тем и отличается от прозы, что в ней эстетический аспект важнее идейно-тематического. Когда говорим о поэзии, то главный вопрос не "о чем пишет поэт", а "как он это делает". Вот об этом хотелось бы узнать больше от Алексея Муратова.

Набор художественных средств неограничен, Наталья.
Да вот например. Юрий Беридзе. Он же Гладкевич. На многими любиомой стихире он же Геворк (1 премия по версии экспертов 2013 года).

А я пивал
из грязных луж,
болотных бочагов
и речек в половодье.
Держась за гуж,
терпел, когда не дюж,
и не марал солдатское исподне,
когда стреляли с гор,
когда - в упор,
когда разрывы -
гуще, чем нарывы
на обмороженных
в разгар декабрьских стуж
ногах...

Давай, метель - завьюжь,
дождина - шпарь,
и жарь сильней, светило...
А нам ничто иное не светило:
пехота, братцы, и сейчас - пехота.
Ее удел - в крови, поту, блевоте,
скотинке серой, вы****ку войны...
Что морщитесь?
______________А, вона как - нежны...
Ну, ясен пень: мы нахрен не нужны,
мы только вам - должны, должны, должны...
В жару и холод - топать, топать, топать,
втирая в лбы пороховую копоть,
в бою неловко дыры в теле штопать,
зарыться в землю, прорасти в окопы -
и гибнуть, прикрывая ваши жопы.

...А так вам
________________нету дела до пехоты.
Хм.Получилась этакая критика критики на критику. Изиняюсь за излишнее цитирование и многословность. Это со временем пройдёт.

Алексей Муратов 2   16.10.2014 04:27     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за подробный ответ. Именно для ,, критики критики'' и проводится семинар на Плюсовой. Я с частью Ваших утверждений по-прежнему не могу согласиться. Хотя бы в том, что касается реалистичности. Еще раз повторю: все, что происходит внутри произведения, особенно лирического, уже не реалистично а-приори. Это аксиома из теории литературы. Если хотите доказать обратгое, Вам придется спорить не со мной, а со всем мировым литературоведеньем и отчасти с философией. Занятие утомительное и бесполезное. Как сказочный спор о палке о двух концах. Но как я уже говорила, это вопрос не к Вам. Я и не ждала, что Вы дадите на него ответ. В целом же Ваша статья интересна. И я не ,, попытку совершила'', а прочитала ее с большим интересом. Это существенная разница.

Наталья Мелёхина-Михайлова   17.10.2014 19:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Муратов Современная военная поэзия» (Клуб Вологжан Ступени)

Интересная статья. Алексей Муратов постарался обобщить опыт стихотворного и песенного творчества, посвященного современным войнам и боевым конфликта, а такая систематизация материала - это всегда ценно. После прочтения возникает ряд вопросов, причем не все они адресованы непосредственно автору, но хочется поблагодарить Алексея за то, что он обратил на них внимание читателей. Самый главный из вопросов, конечно же, терминология. Если не прийти к соглашению, что мы понимаем под словами "современная военная поэзия", то дальше разговор вести бессмысленно, так как может оказаться, что мы говорим о разных вещах.

Так слово "современная" Алексей Муратов предлагает понимать, как "созданная на материале вооруженных противостояний, произошедших при жизни нынешнего поколения". Что значит "нынешнего"? Какое именно поколение имеется в виду? На памяти моего поколения произошли чеченческие войны. На памяти поколения моих старших братьев еще и война в Афганистане (представители моего поколения ее помнить никак не могут, так как в те годы либо под стол пешком еще ходили, либо и вовсе не родились). На памяти наших бабушек-дедушек (не только ветеранов, но и "детей войны") - Великая Отечественная война. Какое из этих поколений подпадает под определение "нынешнее"? Это вопрос не к Алексею Муратову на самом деле. Это вечный вопрос литературоведения: какой период литературы относить к "современному периоду"? К примеру, во время моего обучения на филфаке один из преподавателей современной литературы относил к ней период с 30-х гг. до наших дней, а второй - тот литературный процесс, который происходит непосредственно сейчас и плюс-минус два десятилетия.

Далее Алексей предлагает к военной поэзии относить ту, что "реалистично отражает существующую либо существовавшую действительность". Это довольно странное требование к поэзии, да и вообще к литературе. И это только самое начало огромного философского спора, который существует столько, сколько существует литература. Начнем с того, что в поэзии есть понятие лирического героя, который не равен автору-человеку и даже не равен автору как философско-художественной категории в тексте. То, что происходит в стихотворении, то самое "движение чувств" - все это происходит с лирическим героем, а он, так сказать, аж дважды не реален по самой своей сути. Он существует лишь в тексте и только в тот момент, пока мы читаем этот текст или думаем о нем. Мало того, поэты нередко прибегают к таким художественным средствам, которые нарочно искажают действительность, но именно таким способом они и достигают потрясающей глубины в осознании происходящего.

После всего сказано возникает вопрос по отношению к целому ряду поэтических произведений. Считать ли, к примеру, относящимся к современной военной поэзии "блокадное" стихотворение Виталия Пуханова "В Ленинграде, на рассвете, На Марата, в сорок третьем..." Написан этот текст в 2009 году, то есть с этой позиции стих современный, а те приемы, которыми пользуется автор, я бы назвала даже "суперсовременными" (да и не только я так считаю, а целый ряд исследователей и критиков). Но блокада явно произошла не на памяти моего "нынешнего" поколения. Значит ли это, что перед нами не современная военная поэзия? Если нет, то тогда какая это поэзия? Как ее назвать иначе? Кроме того, Пуханов прибегает к изображению совершенно ирреальных, точнее сказать, "потусторонних" событий:

У врага из поля зренья
Исчезает Ленинград.
Зимний где? Где Летний сад?
Здесь другое измеренье:

Наяву и во плоти
Тут живому не пройти.
Только так мы победим,
Потому мы не едим.

Время выйдет, и гранит
Плоть живую заменИт.
Но запомнит враг любой,
Что мы сделали с собой.

Однако именно эти "ирреальные" строфы показывают блокаду настолько реалистично, что хочется немедленно купить шесть мешков хлеба, именно эти строфы становятся настоящим "поэтическим монументом" в честь защитников Ленинграда.

Те же самые вопросы я могу задать и по поводу, к примеру, произведению Игоря Растеряева "Георгиевская ленточка". Опять же - речь идет о войне, произошедшей на памяти ныне живущих поколений, но не всех "нынешних" поколений. Опять же изображены нереальные в принципе вещи: павшие бойцы восстают из мертвых, чтобы воззвать к живым (и напомню, что все это происходит не с Игорем Растеряевы, реальным человеком, и даже не с автором, который организует внутреннюю систему текста, а с лирическим героем, который ничего не организует, но - как бы это назвать? - "проживает" эмоциональное наполнение стиха):

Тени по ночам тебе поют,
Как будто просят и хотят чего-то:
«Откопай меня, браток,
Я Вершинин Саня,
Пятый миномётный полк,
Сам я из Рязани.
Много ты в кино видал
О солдатах версий,
Сейчас послушаешь мою,
Эх, будет интересней».

Оба произведения я считаю маленькими шедеврами современной военной поэзии, хотя бы потому, что они дают именно "современный" взгляд на блокаду Ленинграда, оба стиха об ответственности ныне живущих поколений перед павшими воинами и "гражданскими" защитниками северной столицы.

Остается только поблагодарить Алексея Муратова за то, что его текст вправе стать предметом многочисленных дискуссий по теме "современная военная поэзия". Именно к этому и должен стремиться критик - задать вопросы и заставить читателей размышлять над ними.

Чего мне не хватило в этой статье, так это описания художественных средств и приемов, к которым прибегают авторы-представители современной военной поэзии. Говоря о лирике, эстетический аспект ни в коем случае нельзя обходить вниманием, потому что поэзия тем и отличается от прозы, что в ней эстетический аспект важнее идейно-тематического. Когда говорим о поэзии, то главный вопрос не "о чем пишет поэт", а "как он это делает". Вот об этом хотелось бы узнать больше от Алексея Муратова.

Наталья Мелёхина-Михайлова   10.10.2014 11:59     Заявить о нарушении