Рецензии на произведение «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...»

Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Тимофей и Мисаил обладают исключительным синтезом качеств - жалостью, жаждой правды и мужеством. И Чехов никогда бы не поехал на Сахалин без этого сочетания.
Конечно просто пожалеть легко, но если человек сам находится во враждебном окружении, испытаниях и одинок, то думать о других и искренне жалеть их очень трудно. Скорее приходит злоба к своим врагам, усталость, раздражение и холод.
А бывает, что люди благополучные и успешные просто перестают считать изгоев вообще за людей. И конечно здесь уже недалеко до фашизма.
Невоенный пример - мало кто считает за полноценного человека бомжа.
Похожее отношение и в онкобольнице, если больных выписывают домой, как безнадежных, врачи часто их уже перестают людьми, а их родственникам, при выписке лекарств, говорят в лицо - а что вы так волнуетесь? они уже не жильцы, не все ли им равно.
Страшно почувствовать эту глухую стену жестокости и холод, и в себе тоже, когда придет тяжелая минута.
И хорошо, что остаются еще Тимофеи и Мисаилы - солнечные люди при всех испытаниях.
Помощи Божией автору книги в творчестве и во всех делах, здоровья и солнечных сил!
С Праздником Ангелов! Пусть сохранят!

Иволга Летняя   21.11.2014 18:59     Заявить о нарушении
Четыре главные добродетели обобщают великие святые отцы: мудрость, мужество, правда и целомудрие. Поразительно Ваше попадание в цель! Восхищена, дорогая Иволга! Вы правы в том, что путь к истинной христианской любви, которая способна носить на себе немощи немощных и всякого человека - начинается с простой жалости. Великое это свойство: Самарянин просто сжалился над впадшим в разбойники, полумертвым человеком, брошенным на дороге, а проходящие люди, в том числе и священного чина, не сжалились над ним... Вот как высоко ставил "просто жалось" Господь Наш Иисус Христос. Правы Вы и в том, что трудно жалеть других, когда сам распят на кресте страданий, горестей, болезней и неудач, но только такое сострадание и такая жалость на самом деле не имеет цены - она и есть спасение человеку, как и последние 2 лепты той бедной вдовицы, положившей их как милостыню, отдав не часть, а все пропитание свое. Что и говорить: высокие, запредельные цели ставит Евангелие, но и как же греет следующих за Христом учеников Его Любовь! Все за нее отдашь, говорили они, - даже и жизнь...
Спасибо, дорогая. С праздником Вас. Утешений от Господа и поддержки Его!

Екатерина Домбровская   21.11.2014 19:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Всегда интересен текст, если интересна личность автора, его внутренняя жизнь, прочитываемая за сказанным, а иногда и не сказанным тоже. Ваши тексты читаю не один раз, потому что только при втором, третьем и далее прочтении приоткрывается то, что не прописано, что вдруг предстаёт неожиданно в каком –то интуитивном прозрении, определяя значение и смысл постановочных мировоззренческих вопросов, которые пытаетесь разрешить для себя, вовлекая в этот сладостный и мучительный процесс читателей. Процесс самопознания через духовное видение, в котором житейское обретает совершенно иные, глубинные смыслы. Чтение это нелёгкое, в самом деле мучительное, потому что одновременно сканируешь своё, внутреннее, анализируя свою жизнь на юру( потрясающее определение автора!) свой путь над пропастью между Сциллой и Харибдой,свои побудительные мотивы и намерения,предваряющие то или иное действие,и понимаешь, как мелки, ничтожны бывают они, спрятанные за благостными вроде поступками. И корчится в муках душа от осознания собственной неискоренимой греховности и в этом аду нужно жить, искать спасения от себя самой. И всё это по воле автора делаешь в сопоставлении с образным рядом персонажей Чехова или окружающих Тимофея людей, близких ему внутренне или полнейших антиподов. Но главное, конечно, Чехов с его подлинно христианским сочувствующим взглядом на человека, нуждающегося в прощении и любви, независимо от того, преследует ли тот другого или гоним, силён ли и укоренён благополучно в жизни или беден несчастен, презираем и отвержен окружающими … Читаешь и понимаешь, как трудно даётся смирение, сострадание, любовь, как трудно отвергнуть себя, а когда это иногда получается, как легко разрешаются, казалось бы, непреодолимые противоречия, помогающие смириться и принять неблизкого Я не пытаюсь анализировать, потому что для меня эта книга - мудрый проводник на тернистом пути собственной нескончаемой рефлексии. Спасибо!

Татьяна Алейникова   21.11.2014 13:35     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна! Ваша рецензия - изысканный древний узор, какие монахи-писцы оставляли на пергаменах Писания... Поразительно, как излилось у вас это слово - без единого шва - как нешвенный хитон Господа. На одном вздохе написали! Вам вот удалось фантастически запечатлеть духовный отзыв, как цельное впечатление, а не расщепляющий и мертвящий нередко анализ. В принципе - это идеальное восприятие и, признаюсь, любя всем сердцем Чехова, я бы мечтала вот так бы изливать свои реакции на его шедевры, которые, чем дальше занимаюсь, тем более покоряют меня. В такой целостности восприятия - живет истина. А дискурс - разлагает ее на химический состав. Евангельская истина всегда антиномична и одновременно едина, как и Пресвятая Троица - "неслиянна и нераздельна". Вот бы нам учиться бы так реагировать, охватывая целое во всем его оркестровом звучании. Не удивляйтесь, что я на Вашу рецензию ответила ответной рецензией. Не могла иначе!

Екатерина Домбровская   21.11.2014 19:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Дорогая Катя... Низкий поклон Вам мой... подлинное зло воюет против человека... сети расставлены повсюду... особенно их много вокруг понятия любви... и чтобы научиться идти не запутываясь в них, нужно отречься от самости... Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать... просты и неизменны истины, но как же они трудно усваиваются... без познания глубины своего собственного ада души нельзя и начать другое узнавать... как хорошо, что нам дарована Богом боль - указатель собственных болезней и немощей и индикатор способности чувствовать другого человека... пропускаю через себя написанное Вами и спрашиваю постоянно себя... где я? а как я поступила бы? не знаю... услышу ли я зов Христа или же отзовусь на зов внутреннего не искорененного ветхого человека? Помоги, Боже...

Спасибо Вам, Катя... Спасибо...

Ольга Катц   21.11.2014 05:30     Заявить о нарушении
Под каждым Вашим словом, дорогогй друг, Оля, подписываюсь. Все так и только так. Вы все сказали с невероятной точностью. Без благодати мы все ничто. Мы просто ужасны. И все бесконечно в своей

Екатерина Домбровская   21.11.2014 06:34   Заявить о нарушении
Вот отскочило у меня на полуслове... И все мы в своей ужасности беспредельно рнесчастны без благодати Божией, без помощи носящей нас, ужасных и несчастных,Милости Божией, посылающей нам боль во спасение и исцеление, во обретение способности любить друг друга...
А когда не любим, чувствовать это и скорбеть о том, и скорушаться, смирять себя самим...
Помоги нам, Боже! И - помогает! Терпит и носит всех нас Небесная Любовь.
Более чем спасибо, Оля. Более...

Екатерина Домбровская   21.11.2014 06:37   Заявить о нарушении
Дорогая, Катя, Вы очень поддерживаете меня всегда... мне нужна Ваша поддержка... Спасибо Вам за всё доброе... с Празднигом Архистратига Михаила... Всё воинство неплотных сил Добра на стороне Бога нам помогает... Ангела Хранителя и Божией Помощи...

Ольга Катц   21.11.2014 14:03   Заявить о нарушении
А уж как вы мне помогаете - и сами не знаете. Особенный сегодня праздник: высокий, небесный. И как бы не было трудно, сердце ликует от того, что у нас есть это счастье.

Екатерина Домбровская   21.11.2014 19:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Екатерина Романовна!
В третий раз уйти молча уже не могу, развёрнутого анализа от меня Вы не дождётесь. Не умею:)))
Но довела свой отклик "до исповедальной краткости", буду читать ещё.
Спасибо!
С неизменным уважением, Татьяна.

Татьяна Кырова   20.11.2014 18:39     Заявить о нарушении
Ну, что Вы , Танечка, никаких разворотов я ни от кого не жду. Каждый сам себе хозяин! Как я могу ожидать что-то от других? Только с себя спрашивать. А я очень неисправна в откликах и рецензиях и писать их, честно говоря, не умею. И хочется сказать то, что думаю ( а думаю я всегда по поводу затронутой в рецензируемой заметке или произведении проблемы), и хочется сказать ободрительное и приятное писавшему. Он ведь трудился, переживал, выносил на читательский суд... Но не умею! Попадаю впросак каждый раз. Начинаю над проблемой размышлять - обижаются. Мол, неуместны ваши вопросы и дополнения. Похвалю - поддержу - ну, тут, много лучше все оборачивается. Но мне что-то стыдно бывает в таком раскладе. Сама не знаю, почему. Вон, Тимофею тоже стыдно бывало...

Екатерина Домбровская   20.11.2014 18:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Литературную деятельность Екатерины Домбровской я склонна рассматривать, как высокое СЛУЖЕНИЕ.

"Воздыхание окованных" - служение памяти нескольких поколений славного русского рода Жуковских.

"Весна души..." - достоверное свидетельство креста и благодати монастырского послушания, в напутствие человеку, принявшему решение ступить на путь духовного служения.

Нынешняя тема - служение великому русскому писателю А.П.Чехову в защите истинно христианского, русского православного духа его произведений, извращённо истолкованных бездушной, неправедной критикой. А,следовательно, служению, российскому, в первую очередь, читателю для глубокого проникновения в суть чеховской мысли.

Сегодняшняя глава - отдельное большое исследование творчества Чехова. Могла бы бесконечно говорить о наслаждении, которое получает любитель чеховской прозы, следуя за блестящим мастерским, часто новым, толкованием давно известных имён и произведений. Отмечу только один, меня поразивший аспект.

Пророчество! Великое провидение писателя. Это страшное, неумолимое слово - "фашизм", которым определяет Екатерина мысль и, готовность привести её в исполнение, Фон-Кореном (Дуэль. Чехов), жёстким и прямолинейным субъектом относительно потерявшегося, слабого человека Лаевского. Да и как иначе, обозначить резюме рационального зоолога относительно таких лишних: "Обезвредить. Так как он неисправим, то обезвредить его можно только одним способом. Фон Корен провёл пальцем около своей шеи".
И реакция доктора, хорошего доброго человека, в растерянности от услышанного, обращающегося к дьякону: "Дьякон, что он говорит?"

Благодаря дьякону, остаётся жив Лаевский. Но и Фон-Корен жив. Уезжает, не раскаявшись, уверенный в своей правоте. В сороковых годах его потомки будут пытаться "изолировать" мир от славянской расы, в лучшем случае, попытаться превратить в рабов. И сегодня... Сегодня! Наблюдая геноцид в Украине относительно русских, и это ненавистное - "москаляка", явственно слышу голос доктора (Чехова) - "дьякон, что он говорит!"

"Весь Чехов - это защита закона Любви и ПРОТИВОСТОЯНИЕ закону диавола, закону плоти, закону фашизма". Именно такова, и роль Екатерины сегодня на сайте "Проза.ру" и в русской литературе.

Галина.

Галина Алинина   20.11.2014 14:23     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Галя. Ради темы фашизма я и решила вставить эту главу. Хорошо, что Вы сказали об этом центре ее. Насчет моего служения - оно такое же как у всех, может, в чем-то и много более слабое и недостаточное. Каждый на своем месте служит.А как у него получается - Бог судья. Дорогая Галя, сколько есть настоящих матерей и бабушек, сколько дочерей и жен, сколько незнаемых миром тружениц, скромнейших женщин, несущих свое служение невидимо для мира, в тайне сердца своего, сколько молитвенниц! А у меня - работа, которая давно должна была бы быть выполнена, да вот припозднилась. Пытаюсь наверстать...
А Вам - за очень хорошее слово - правильно доктора помянули! - огромное спасибо. И вообще - моя самая сердечная признательность.

Екатерина Домбровская   20.11.2014 15:18   Заявить о нарушении
Катя, я не упомянула имени учителя Беликова. А стоило сказать, что я очень хорошо помню фильм Исидора Анненского "Человек в футляре". Эта гогочущая толпа обывателей и сплетников в исполнении блистательных актёров того времени, тем не менее, не мешала оставлять у зрителя ощущение сочувствия и даже жалости к этому нескладному, неловкому,робкому, осторожному(Как бы чего не вышло!) человеку. Напротив, циничный братец и хохочущая Варенька рождали подспудный страх оказаться у них на языке.Значит, режиссёр уловил чеховскую интонацию, если ни школьные догмы, ни критика, не сумели у меня вызвать тогда неприязнь к "человеку в футляре". От Вас первой я услышала уверенное духовное обоснование необходимости сочувствия и любви ко всякому человеку, и к такому, как Беликов, в том числе. Ваша Галя.

Галина Алинина   20.11.2014 20:44   Заявить о нарушении
Истина была на стороне Чехова. И актерский состав был в фильме блистательный. Но понимания все-таки не было. А значит, и правильного воспитания. Встречая подобных никудышных и неприятных людей мы ведь их не очень жалели. Осуждали часто, раздражались... Впрочем, и сейчас все этого море вокруг. Но мне было важно дойди до чеховских намерений, а намерения открыты в диалоге Фон-Корена- именно такое понимание невозможности такого отношения людей друг к другу. Это все вокруг вопияло и при Чехове, и в наше время... Да, жалели Беликова, но неизбежность его выброса из жизни тоже принимали: ну, дескать, невозможно же жить с таким человеком рядом... Мешает, неприятен, обременяет... и пр.

Екатерина Домбровская   20.11.2014 23:07   Заявить о нарушении
У англичан есть даже специальное выражение для определения таких людей: "wet blanket" - мокрое одеяло.

Франк Де Сауза   21.11.2014 11:42   Заявить о нарушении
Одни уклоняются от общения с такими людьми, другие, вынужденные общаться, ругаются - вслух или про себя, фырчат и кипят,но почти никто нее может носить немощи немощных, как то имел в виду апостол. И вновь вопрос: а кто - сильный? И как этот кто-то может только обрести силу? Разговор будет продолжен в новом начале 6 главы...

Екатерина Домбровская   21.11.2014 11:58   Заявить о нарушении
Как внимательны Вы к читателю, Катя, в этой статье из Дневника. Как бережны - к А.П.Чехову. Какое стройное обоснование написания этой книги. Жаль, если "Дневник" не войдёт в издание. Ваша Галя.

Галина Алинина   29.11.2014 20:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, добрый день! Потрясён! Светозар.

Авдотья Светозарова   20.11.2014 13:24     Заявить о нарушении
Дорогой Светозар! Примите мою любовь.

Екатерина Домбровская   20.11.2014 13:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Радость от чтения необыковенная.
Спасибо, Екатерина.

Василий Вялый   20.11.2014 11:02     Заявить о нарушении
Дорогой Василий! Спасибочко огромное. Но я с ужасом думаю: неужели нашли столько времени и сил, чтобы прочесть такую длинную и тяжелую по письму главу?)))) Ну, коли так, так мой поклон до земли!

Екатерина Домбровская   20.11.2014 11:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

В главе можно выделить две смысловых части. Одна - посвященная собственно разбору чеховского произведения «Человек в футляре» – как всегда напряженно звенящая, ранящая, обжигающая – но и целительная, и научающая… И радостно отзывающаяся во мне лично созвучностью переживания образа героя рассказа (и других упомянутых в главе - тоже). Мало что можно добавить к точному и пронзительному тексту Е.Домбровской в этом отношении. Беликов – еще один пример, в череде тех, что уже были ранее блестяще проанализированы Е.Домбровской (глава 5 была написана позднее тех, что уже были предложены читателю).

Новым мне показалось в этой главе то, что к сказанному уже ранее о христианском по существу подходе Чехова к трактовке пресловутой проблемы «маленького человека» перед лицом мира и сильных мира, добавился новый аспект – самая природа чеховского взгляда, сочетающего сострадание малым сим, острое переживание их боли, тоски, отверженности с обличением тех, кто стал причиной их страдания и их палачом. Что оно - чеховское обличение - есть в христианских терминах, взятое в духовной перспективе; каков святоотеческий взгляд на этот вопрос?.. Внутренняя духовная жизнь Тимофея, его самоанализ, его ежемоментная сверка почти каждого движения своей воли в отношениях с миром и людьми со святоотеческим опытом, переданным ему через его старца, как бы даёт нам христианский ключ к пониманию того, чем руководился и как чувствовал, как выражал своё отношение к его героям Чехов – поскольку, очевидно, что личность писателя раскрывается в романе по мере того, как раскрывается перед нами и личность главного героя – Тимофея.

И здесь центральным вопросом, который исследует автор, выступает проблема тимоса:

«Святые отцы Православия учили, как много значит в человеке «тимос» – от слова «горю», «горение», «пламенное устремление» (по-гречески). Отцы разумели под тимосом раздражительную силу, которая могла проявляться двояко: под воздействием греховных страстей – усиливая их выброс в мир, – и сердечную силу ревностной любви к Богу и Его Правде и Красоте, которую ничем невозможно было заменить в религиозной жизни… Тимофей знал, что неправославная философия трактует тимос исключительно в отрицательном значении, как проявление темных энергий (другие проявления тимоса ей не были известны), но в традиционной православной антропологии этот термин употреблялся совсем иначе, обозначая природу этой пылкости и силы как явление бескорыстного негодования на всяческое оскорбление святости, святынь и скорбного страдания о грешащем».

Вначале автор рассматривает это как проблему молодого клирика Тимофея, готовящегося к своему служению, но затем подводит нас к тому, что этот подход – беспощадная правда, но без оскорбления – есть и собственно чеховский подход тоже! На мой взгляд, очевидно, что, по мысли автора, Чехов в его болезновании о малых мира сего был движим именно этим горячим и светлым, но не опаляющим пламенем той любви к ближнему, которую заповедал нам Спаситель – а значит, и любви к Самому Богу.

Франк Де Сауза   20.11.2014 10:34     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Франк, за очень качественный, как всегда, анализ главы. Очень для меня важный и нужный. Хотела бы добавить к теме "малых сил"... Думаю, в этой главе мне уже втиснуть это не удастся, но далее постараюсь акцентировать этот аспект в других главах... Может быть, даже в начале следующей это сделаю... дело в том, что мы все очень прямолинейны, наше рассудочное мышление , логический дискурс, столь полезный в практике жизни, так мешает нам в постижении христианской Истины, требующей прежде всего умного сердца, и глубочайшей интуиции... Вот ведь в чем штука-то, что и "сильные мира сего" ведь тоже люди, а их терпеть не нужно? Их немощи кто будет носить? У меня сказано: и к ним Чехов не был палачом, за что его совр. критика и поносит: дескать, все неявно и непонятно, как он к кому и чему относится. Да все понятно, если читать непредвзято и открыть сердце... Все дело в том, как мы понимаем апостольские слова "немощи немощных"... Что это? О чем? О смирении малых сих? Да никак и нисколько. А только признание того, что в этом мире по его законам существуют в мирском понимании слабые и сильные - и слабым приходится более туго - Акакий Акакиевич ни в кого бумажки не бросал... А Беликов делал все-таки какие-то мелкие пакости, но не со злобы, а из своего устроения... Но для нас важно не то, какие объективные на наш суд проступки совершали эти малые - вон, тетка-то воровка, да еще в храме!!! - какие уж тут смирения малых... Для нас важно только то, что и как видит Сам Господь в этом мире и кого выбирает:
"Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом."
Бог мыслит так, а мы, православные, мыслим иначе и не стыдимся.Бог что-то находит в этих уродцах немощных - какое-то семечко и преображает человека и делает апостолом. А мы просто об этом забываем. Вы знаете, сколько вокруг заочных расправ с неугодными нам лицами под видом несовершенства тех лиц? Это разве тимосы действуют? Это самость мстит и защищается... А самость - это что? Это плоть и кровь. Это и есть корень того, что общество именует фашизмом. Собственно показать именно эту взаимосвязь плоти и ненависти и причин истребления человеков для меня в данной главе была самой главной. И то, конечно, что эту плоть обличал Чехов с полным сознанием дела. И даже увязывал ее с теорией фашизма (Дуэль). Какая же, Артур идеализация грешников? Надежда Федоровна в Дуэли? Нет идеализации греха, но есть нечто в душе человека, которое в ней видит и любит в ней Бог и помогает ей подняться. И точно так же Лаевский...
И еще вопрос, как бы со стороны: а сильные, они в идеале что должны делать? Как относиться к Лаевским, к воровке крестика, к противным Беликовым? Вот тут и вся соль дела - " у вас должны быть те же чувствования как и у Христа". Вот и учиться эти чувствования постигать... Но научается этому человек, если он идет в церковной своей жизни подлинным путем покаяния, самопознания в покаянии и обретения о себе смиренного мнения, постигая глубину собственного падения. Для того всегда (!!!) Беликов в глубины души будет казаться лучшим, чем он сам. Но нынешние неофиты этот путь плохо знают. А потому не понимают и не достигают свойств Христа. Об этом - в последующих главах - и в особенности после диалога с священником Дмитрием (кажется, в 10 главе , которая и будет продолжена 11 новой - тему эту дополняющей). Понимаю, что все могло быть исполнено много лучше, красивее и виртуознее, но во-первых, книга пока в работе, в, во-вторых, возможности автора, на самом деле весьма скромные. Лишь бы мысль затронуть, да следок процарапать у читателя на сердце...

Екатерина Домбровская   20.11.2014 11:24   Заявить о нарушении
Вероятно, читатель, если прочтет нашу перекличку, будет несколько озадачен - не будучи в курсе того, что сказано было в переписке :).

То, о чем Вы говорите, Екатерина, невозможно оспорить. Просто потому что это верно... И, конечно, я вовсе не говорил о том, что Чехов идеализирует слабость :). Напротив, мне казалось важным подчеркнуть, что отдавая себе полный отчет в том, что есть такое слабость, Чехов заступался за слабых - без того, чтобы слабость саму по себе возводить в достоинство. Наверное, Вы правы, когда говорите о прямолинейности прочтения и чрезмерности заботы о логической завершенности текста :). И мне показалось, что явно указать в чеховском подходе в качестве характеристик сострадательность, снисхождение к слабостям малых - и, вместе с тем, отсутствие человекоугождения, каковая проблема тоже в главе затронута, создавала бы эту самую завершенность, от чего эта замечательная глава только выиграла бы :). Но, конечно, я могу ошибаться - и с благодарностью приму любую авторскую трактовку!

Франк Де Сауза   20.11.2014 11:53   Заявить о нарушении
Вы знаете , Франк, а ведь впереди целая книга! И, между прочим, такие главы, как "Тина", "как "Убийство"...

Екатерина Домбровская   20.11.2014 12:00   Заявить о нарушении
Да, видимо, все эти события последних месяцев и некоторый перерыв в обсуждении как-то нарушили во мне полную картину книги. Будем обновлять!

Франк Де Сауза   20.11.2014 12:06   Заявить о нарушении
Дело ведь не в сострадательности к слабым, а познании падшей природы человека, которая должна присутствовать в подлинном христианине, как следствие познания своей собственной падшей природы. Не снисхождение к "слабым" или сильным, а вот это ЛИЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ И СМИРЕНИЕ человека - и обеспечивает способность немощи немощных носить.В вашем предложении - логический каркас. Он прост. Я иду более сложным для читателя путем - моя цель - в этой книге - не только Чехов, а обращение к современным православным и утверждение настоящего церковного пути. Сострадание немощам других - притом, что дескать Чехов их в других видит - ничто,если он не познал этого через самого себя. Как молиться истинный схимник? Молитва за весь мир. Как можно за всех молиться? Только дойдя до дна собственного ада. В котором некоторые святые советовали всегда держать душу и не отчаиваться. Этот путь не для всех? Для всех, потому что это и есть евангельское призвание к нам Христа отвергнуться себя. Данная глава не имеет в себе такого аскетического материала и поля. Еще раз говорю - что это будет звучать в 11 главе (помоги мне Господь!)Иными словами: вынувший бревно из собственного глаза, видит не только соринки у других, но и то, как ему помочь. Все есть в Евангелии. А не вынувший бревна - судит и казнит, забывая, что ему Бог такой же мерой и отмерит. Ну, все все есть в Евангелии... Я и не надеюсь, что главное будет понято всеми. Но один-два человека, верно духовно уже установленные, пойдут вслед автора и будут дополнять все, что прямолинейно не прописано - а эти вещи ПРЯМОЛИНЕЙНО НЕ МОГУТ И НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОПИСАНЫ. - из своего опыта и внутренней духовной работы над собой. Понимаете, все ведь в одной главе не пропишешь! Закон Любви, он ведь на глубоком покаянии человека, на смирении, обретаемом в покаянии, вызревает. Никакой другой христианской Любви не существует. Это обман. "Вы, сильные..." Говорит апостол, обращаясь к истинно смиренным и сокрушенным сердцем... А все эти судьи и критики, это очень слабые люди, потому что жалели себя в покаянии, им не хотелось терпеть боль смирения... Вот и не вызрели. А судят.В принципе в такой книге (довольно сложной) все должно тоже вызревать в читательском сердце из некоей ауры духовной... Ее придают тексты Чехова, в которых это "не суди, не вынувший бревна, а жалей такого же немощного как ты брата" - должно наполнять сердце читающего. Но если этого нет ни в одной, ни в другой главе, то горе автору!

Екатерина Домбровская   20.11.2014 12:15   Заявить о нарушении
Да, видимо, термин "снисхождение" - неудачный: неточный и оттого искажающий всю перспективу. Добавлю только, что думается мне, вынуть бревно из своего глаза - невозможно. Его можно только все время вынимать - а оно при этом всё не кончается... То есть, когда Спаситель говорит: "Вынь прежде бревно из твоего глаза..." - Он не подразумевает, что это вполне может удаться. И кто подумает, что вот! - я вынул, тот сразу снова его в своем глазу обретает. С остальным я согласен и благодарен Вам за Ваши разъяснения - и... снисхождение! :)))). Будем тянуться.

Франк Де Сауза   20.11.2014 12:36   Заявить о нарушении
Все точно. Про вынутое бревно и опасность фиксирования этого в себе: Господь знает это про человека, даже уже и очищенного - (Ин.15:3): "Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам" ( Вы уже очищены через слово, которое Я говорил вам...) - и посылает таковым и смирительные скорби, и болезни, но речь-то идет о преображенном человеке, о том, который, обретая высокую благодать и дары моментами, уже не оскорбляет их взлетами своих гордостных дыханий или помыслов, - как это происходит - тайна великая. Но известно, что он как огня боится этих взлетов и надмений, знает их в себе, а потому живет всегда в страшном напряжении и страхе любви к Богу . Для такого удалиться от света - жесточайшее наказание, почти равное смерти. Таких воспитывает сама Благодать. Такие проходят через долгий период оставления их Благодатью, знают и помнят, как эта великая Учительница их учила и учит... Ну и скорби попускает Господь таковым: ангела сатанина в плоть - как имел апостол Павел, чтобы не возгордиться. Таковые имею часто предельные скорби, которые обычный человек бы и не понес. так что если вынув бревно, возгордился, то это ему только показалось, что вынул. Просто бревно изменило свою фактуру(((( А он пока еще остался прежним... И потому такой человек прежде всего скорбно терпит и носит свои собственные немощи, более т ими и ненавидит их, а это сказывается на отношении к миру и людям.
Простите за злоупотребление Вашим временем. Благодарю Вас за заданный Вами высокий уровень диалога.

Екатерина Домбровская   20.11.2014 12:52   Заявить о нарушении
Я благодарю Вас, дорогая Екатерина, за внимание и Ваше время!

Франк Де Сауза   20.11.2014 13:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Драгоценный автор, здравствуйте!
Долго не заглядывала к Вашему обновленному Чехову - и вот прорыв. Теперь бы перечитать с начала. Надеюсь, скоро получится.
А пока про новое - потрясающе современно и своевременно. Про сильных и слабых - это просто прояснение. Сегодня услышала по "СОЮЗу" от батюшки Александра Игнатова "Счастлив не тот, кто может себе многое позволить, а тот кто может себе во многом отказать." Жаль только сама я - ни то, ни сё...
И сомнения Тимофея о человекоугодии - тоже близки... Помнить бы и мне старческое слово: «Не обижай, но и правду не умалчивай. И все с любовью…»
А любви-то нема...

Благодарно обнимающая Вас, Таня.

Татьяна Вика   20.11.2014 09:15     Заявить о нарушении
Танечка, отцы говорили, что не рождаемся мы с Любовью. Она - цель нашей жизни. Так что всем нам есть куда идти, а разве это не великая радость - Свет, который нам сияет и нас к себе призывает?!И чем мы больше этим светом согреваемся, тем больше тепла и от нас исходит.
И я обнимаю Вас крепко: если бы знали, как благодарна господу за всех тех, кого я обрела за последние несколько лет!

Екатерина Домбровская   20.11.2014 09:36   Заявить о нарушении
Слава Богу за всё и за всех, кого обрела здесь - удивительные люди, просто восторг какой-то. И Вы, Катюша, в том числе... Спаси и сохрани Вас, Господь.

Татьяна Вика   20.11.2014 09:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...» (Екатерина Домбровская)

Катя, здравствуйте. Вижу новую главу и (в рецензиях увидела) переписываете кое-что в начале. Как раз хотелось вернуться и перечитать.
Работа огромная...
Спасибо Вам.
Л.


Лариса Морозова Цырлина 2   20.11.2014 02:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Лариса! Переписываю по 3 разу . Это все новое. Далее тоже все переписано - но раньше. Спасибо Вам, что посетили - для меня это честь и радость...

Екатерина Домбровская   20.11.2014 09:32   Заявить о нарушении