Рецензии на произведение «Гл. 6. Пошляки, тюфяки и людишки...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Тимофей и Мисаил обладают исключительным синтезом качеств - жалостью, жаждой правды и мужеством. И Чехов никогда бы не поехал на Сахалин без этого сочетания.
Конечно просто пожалеть легко, но если человек сам находится во враждебном окружении, испытаниях и одинок, то думать о других и искренне жалеть их очень трудно. Скорее приходит злоба к своим врагам, усталость, раздражение и холод.
А бывает, что люди благополучные и успешные просто перестают считать изгоев вообще за людей. И конечно здесь уже недалеко до фашизма.
Невоенный пример - мало кто считает за полноценного человека бомжа.
Похожее отношение и в онкобольнице, если больных выписывают домой, как безнадежных, врачи часто их уже перестают людьми, а их родственникам, при выписке лекарств, говорят в лицо - а что вы так волнуетесь? они уже не жильцы, не все ли им равно.
Страшно почувствовать эту глухую стену жестокости и холод, и в себе тоже, когда придет тяжелая минута.
И хорошо, что остаются еще Тимофеи и Мисаилы - солнечные люди при всех испытаниях.
Помощи Божией автору книги в творчестве и во всех делах, здоровья и солнечных сил!
С Праздником Ангелов! Пусть сохранят!
Иволга Летняя 21.11.2014 18:59 Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая. С праздником Вас. Утешений от Господа и поддержки Его!
Екатерина Домбровская 21.11.2014 19:11 Заявить о нарушении
Всегда интересен текст, если интересна личность автора, его внутренняя жизнь, прочитываемая за сказанным, а иногда и не сказанным тоже. Ваши тексты читаю не один раз, потому что только при втором, третьем и далее прочтении приоткрывается то, что не прописано, что вдруг предстаёт неожиданно в каком –то интуитивном прозрении, определяя значение и смысл постановочных мировоззренческих вопросов, которые пытаетесь разрешить для себя, вовлекая в этот сладостный и мучительный процесс читателей. Процесс самопознания через духовное видение, в котором житейское обретает совершенно иные, глубинные смыслы. Чтение это нелёгкое, в самом деле мучительное, потому что одновременно сканируешь своё, внутреннее, анализируя свою жизнь на юру( потрясающее определение автора!) свой путь над пропастью между Сциллой и Харибдой,свои побудительные мотивы и намерения,предваряющие то или иное действие,и понимаешь, как мелки, ничтожны бывают они, спрятанные за благостными вроде поступками. И корчится в муках душа от осознания собственной неискоренимой греховности и в этом аду нужно жить, искать спасения от себя самой. И всё это по воле автора делаешь в сопоставлении с образным рядом персонажей Чехова или окружающих Тимофея людей, близких ему внутренне или полнейших антиподов. Но главное, конечно, Чехов с его подлинно христианским сочувствующим взглядом на человека, нуждающегося в прощении и любви, независимо от того, преследует ли тот другого или гоним, силён ли и укоренён благополучно в жизни или беден несчастен, презираем и отвержен окружающими … Читаешь и понимаешь, как трудно даётся смирение, сострадание, любовь, как трудно отвергнуть себя, а когда это иногда получается, как легко разрешаются, казалось бы, непреодолимые противоречия, помогающие смириться и принять неблизкого Я не пытаюсь анализировать, потому что для меня эта книга - мудрый проводник на тернистом пути собственной нескончаемой рефлексии. Спасибо!
Татьяна Алейникова 21.11.2014 13:35 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 21.11.2014 19:02 Заявить о нарушении
Дорогая Катя... Низкий поклон Вам мой... подлинное зло воюет против человека... сети расставлены повсюду... особенно их много вокруг понятия любви... и чтобы научиться идти не запутываясь в них, нужно отречься от самости... Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать... просты и неизменны истины, но как же они трудно усваиваются... без познания глубины своего собственного ада души нельзя и начать другое узнавать... как хорошо, что нам дарована Богом боль - указатель собственных болезней и немощей и индикатор способности чувствовать другого человека... пропускаю через себя написанное Вами и спрашиваю постоянно себя... где я? а как я поступила бы? не знаю... услышу ли я зов Христа или же отзовусь на зов внутреннего не искорененного ветхого человека? Помоги, Боже...
Спасибо Вам, Катя... Спасибо...
Ольга Катц 21.11.2014 05:30 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 21.11.2014 06:34 Заявить о нарушении
А когда не любим, чувствовать это и скорбеть о том, и скорушаться, смирять себя самим...
Помоги нам, Боже! И - помогает! Терпит и носит всех нас Небесная Любовь.
Более чем спасибо, Оля. Более...
Екатерина Домбровская 21.11.2014 06:37 Заявить о нарушении
Ольга Катц 21.11.2014 14:03 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 21.11.2014 19:28 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Екатерина Романовна!
В третий раз уйти молча уже не могу, развёрнутого анализа от меня Вы не дождётесь. Не умею:)))
Но довела свой отклик "до исповедальной краткости", буду читать ещё.
Спасибо!
С неизменным уважением, Татьяна.
Татьяна Кырова 20.11.2014 18:39 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 18:46 Заявить о нарушении
Литературную деятельность Екатерины Домбровской я склонна рассматривать, как высокое СЛУЖЕНИЕ.
"Воздыхание окованных" - служение памяти нескольких поколений славного русского рода Жуковских.
"Весна души..." - достоверное свидетельство креста и благодати монастырского послушания, в напутствие человеку, принявшему решение ступить на путь духовного служения.
Нынешняя тема - служение великому русскому писателю А.П.Чехову в защите истинно христианского, русского православного духа его произведений, извращённо истолкованных бездушной, неправедной критикой. А,следовательно, служению, российскому, в первую очередь, читателю для глубокого проникновения в суть чеховской мысли.
Сегодняшняя глава - отдельное большое исследование творчества Чехова. Могла бы бесконечно говорить о наслаждении, которое получает любитель чеховской прозы, следуя за блестящим мастерским, часто новым, толкованием давно известных имён и произведений. Отмечу только один, меня поразивший аспект.
Пророчество! Великое провидение писателя. Это страшное, неумолимое слово - "фашизм", которым определяет Екатерина мысль и, готовность привести её в исполнение, Фон-Кореном (Дуэль. Чехов), жёстким и прямолинейным субъектом относительно потерявшегося, слабого человека Лаевского. Да и как иначе, обозначить резюме рационального зоолога относительно таких лишних: "Обезвредить. Так как он неисправим, то обезвредить его можно только одним способом. Фон Корен провёл пальцем около своей шеи".
И реакция доктора, хорошего доброго человека, в растерянности от услышанного, обращающегося к дьякону: "Дьякон, что он говорит?"
Благодаря дьякону, остаётся жив Лаевский. Но и Фон-Корен жив. Уезжает, не раскаявшись, уверенный в своей правоте. В сороковых годах его потомки будут пытаться "изолировать" мир от славянской расы, в лучшем случае, попытаться превратить в рабов. И сегодня... Сегодня! Наблюдая геноцид в Украине относительно русских, и это ненавистное - "москаляка", явственно слышу голос доктора (Чехова) - "дьякон, что он говорит!"
"Весь Чехов - это защита закона Любви и ПРОТИВОСТОЯНИЕ закону диавола, закону плоти, закону фашизма". Именно такова, и роль Екатерины сегодня на сайте "Проза.ру" и в русской литературе.
Галина.
Галина Алинина 20.11.2014 14:23 Заявить о нарушении
А Вам - за очень хорошее слово - правильно доктора помянули! - огромное спасибо. И вообще - моя самая сердечная признательность.
Екатерина Домбровская 20.11.2014 15:18 Заявить о нарушении
Галина Алинина 20.11.2014 20:44 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 23:07 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 21.11.2014 11:42 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 21.11.2014 11:58 Заявить о нарушении
Галина Алинина 29.11.2014 20:25 Заявить о нарушении
Екатерина, добрый день! Потрясён! Светозар.
Авдотья Светозарова 20.11.2014 13:24 Заявить о нарушении
Радость от чтения необыковенная.
Спасибо, Екатерина.
Василий Вялый 20.11.2014 11:02 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 11:30 Заявить о нарушении
В главе можно выделить две смысловых части. Одна - посвященная собственно разбору чеховского произведения «Человек в футляре» – как всегда напряженно звенящая, ранящая, обжигающая – но и целительная, и научающая… И радостно отзывающаяся во мне лично созвучностью переживания образа героя рассказа (и других упомянутых в главе - тоже). Мало что можно добавить к точному и пронзительному тексту Е.Домбровской в этом отношении. Беликов – еще один пример, в череде тех, что уже были ранее блестяще проанализированы Е.Домбровской (глава 5 была написана позднее тех, что уже были предложены читателю).
Новым мне показалось в этой главе то, что к сказанному уже ранее о христианском по существу подходе Чехова к трактовке пресловутой проблемы «маленького человека» перед лицом мира и сильных мира, добавился новый аспект – самая природа чеховского взгляда, сочетающего сострадание малым сим, острое переживание их боли, тоски, отверженности с обличением тех, кто стал причиной их страдания и их палачом. Что оно - чеховское обличение - есть в христианских терминах, взятое в духовной перспективе; каков святоотеческий взгляд на этот вопрос?.. Внутренняя духовная жизнь Тимофея, его самоанализ, его ежемоментная сверка почти каждого движения своей воли в отношениях с миром и людьми со святоотеческим опытом, переданным ему через его старца, как бы даёт нам христианский ключ к пониманию того, чем руководился и как чувствовал, как выражал своё отношение к его героям Чехов – поскольку, очевидно, что личность писателя раскрывается в романе по мере того, как раскрывается перед нами и личность главного героя – Тимофея.
И здесь центральным вопросом, который исследует автор, выступает проблема тимоса:
«Святые отцы Православия учили, как много значит в человеке «тимос» – от слова «горю», «горение», «пламенное устремление» (по-гречески). Отцы разумели под тимосом раздражительную силу, которая могла проявляться двояко: под воздействием греховных страстей – усиливая их выброс в мир, – и сердечную силу ревностной любви к Богу и Его Правде и Красоте, которую ничем невозможно было заменить в религиозной жизни… Тимофей знал, что неправославная философия трактует тимос исключительно в отрицательном значении, как проявление темных энергий (другие проявления тимоса ей не были известны), но в традиционной православной антропологии этот термин употреблялся совсем иначе, обозначая природу этой пылкости и силы как явление бескорыстного негодования на всяческое оскорбление святости, святынь и скорбного страдания о грешащем».
Вначале автор рассматривает это как проблему молодого клирика Тимофея, готовящегося к своему служению, но затем подводит нас к тому, что этот подход – беспощадная правда, но без оскорбления – есть и собственно чеховский подход тоже! На мой взгляд, очевидно, что, по мысли автора, Чехов в его болезновании о малых мира сего был движим именно этим горячим и светлым, но не опаляющим пламенем той любви к ближнему, которую заповедал нам Спаситель – а значит, и любви к Самому Богу.
Франк Де Сауза 20.11.2014 10:34 Заявить о нарушении
"Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом."
Бог мыслит так, а мы, православные, мыслим иначе и не стыдимся.Бог что-то находит в этих уродцах немощных - какое-то семечко и преображает человека и делает апостолом. А мы просто об этом забываем. Вы знаете, сколько вокруг заочных расправ с неугодными нам лицами под видом несовершенства тех лиц? Это разве тимосы действуют? Это самость мстит и защищается... А самость - это что? Это плоть и кровь. Это и есть корень того, что общество именует фашизмом. Собственно показать именно эту взаимосвязь плоти и ненависти и причин истребления человеков для меня в данной главе была самой главной. И то, конечно, что эту плоть обличал Чехов с полным сознанием дела. И даже увязывал ее с теорией фашизма (Дуэль). Какая же, Артур идеализация грешников? Надежда Федоровна в Дуэли? Нет идеализации греха, но есть нечто в душе человека, которое в ней видит и любит в ней Бог и помогает ей подняться. И точно так же Лаевский...
И еще вопрос, как бы со стороны: а сильные, они в идеале что должны делать? Как относиться к Лаевским, к воровке крестика, к противным Беликовым? Вот тут и вся соль дела - " у вас должны быть те же чувствования как и у Христа". Вот и учиться эти чувствования постигать... Но научается этому человек, если он идет в церковной своей жизни подлинным путем покаяния, самопознания в покаянии и обретения о себе смиренного мнения, постигая глубину собственного падения. Для того всегда (!!!) Беликов в глубины души будет казаться лучшим, чем он сам. Но нынешние неофиты этот путь плохо знают. А потому не понимают и не достигают свойств Христа. Об этом - в последующих главах - и в особенности после диалога с священником Дмитрием (кажется, в 10 главе , которая и будет продолжена 11 новой - тему эту дополняющей). Понимаю, что все могло быть исполнено много лучше, красивее и виртуознее, но во-первых, книга пока в работе, в, во-вторых, возможности автора, на самом деле весьма скромные. Лишь бы мысль затронуть, да следок процарапать у читателя на сердце...
Екатерина Домбровская 20.11.2014 11:24 Заявить о нарушении
То, о чем Вы говорите, Екатерина, невозможно оспорить. Просто потому что это верно... И, конечно, я вовсе не говорил о том, что Чехов идеализирует слабость :). Напротив, мне казалось важным подчеркнуть, что отдавая себе полный отчет в том, что есть такое слабость, Чехов заступался за слабых - без того, чтобы слабость саму по себе возводить в достоинство. Наверное, Вы правы, когда говорите о прямолинейности прочтения и чрезмерности заботы о логической завершенности текста :). И мне показалось, что явно указать в чеховском подходе в качестве характеристик сострадательность, снисхождение к слабостям малых - и, вместе с тем, отсутствие человекоугождения, каковая проблема тоже в главе затронута, создавала бы эту самую завершенность, от чего эта замечательная глава только выиграла бы :). Но, конечно, я могу ошибаться - и с благодарностью приму любую авторскую трактовку!
Франк Де Сауза 20.11.2014 11:53 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 12:00 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 20.11.2014 12:06 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 12:15 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 20.11.2014 12:36 Заявить о нарушении
Простите за злоупотребление Вашим временем. Благодарю Вас за заданный Вами высокий уровень диалога.
Екатерина Домбровская 20.11.2014 12:52 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 20.11.2014 13:12 Заявить о нарушении
Драгоценный автор, здравствуйте!
Долго не заглядывала к Вашему обновленному Чехову - и вот прорыв. Теперь бы перечитать с начала. Надеюсь, скоро получится.
А пока про новое - потрясающе современно и своевременно. Про сильных и слабых - это просто прояснение. Сегодня услышала по "СОЮЗу" от батюшки Александра Игнатова "Счастлив не тот, кто может себе многое позволить, а тот кто может себе во многом отказать." Жаль только сама я - ни то, ни сё...
И сомнения Тимофея о человекоугодии - тоже близки... Помнить бы и мне старческое слово: «Не обижай, но и правду не умалчивай. И все с любовью…»
А любви-то нема...
Благодарно обнимающая Вас, Таня.
Татьяна Вика 20.11.2014 09:15 Заявить о нарушении
И я обнимаю Вас крепко: если бы знали, как благодарна господу за всех тех, кого я обрела за последние несколько лет!
Екатерина Домбровская 20.11.2014 09:36 Заявить о нарушении
Татьяна Вика 20.11.2014 09:47 Заявить о нарушении
Катя, здравствуйте. Вижу новую главу и (в рецензиях увидела) переписываете кое-что в начале. Как раз хотелось вернуться и перечитать.
Работа огромная...
Спасибо Вам.
Л.
Лариса Морозова Цырлина 2 20.11.2014 02:26 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 20.11.2014 09:32 Заявить о нарушении