Рецензии на произведение «Гл. 14 Дуэль»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Бездонный колодец праведных мыслей,Ваши произведения,Екатерина Романовна.
"Желание приятностей,-это еще полдела.Но гордость и стремление быть на высоте,думать о себе хорошо и высоко,стремиться,наконец,быть духовно исправным,хорошим и даже-прости Господи,-святым,и,хотя и держа сие в строгой тайне даже от себя самого,однако же-тоже в тайне!-утешиться этой своей исправностью;да еще к тому же и упорно желать и со вне такого же отношения к себе-правильно:желать втайне!-то есть,фактического и законного признания своей хорошести,умности,правильности,духовности..."-сколько острых,но лечебных стрел в каждого из нас!Подобное отношение человека к себе разоблачается в блестящем рассмотрении повести А.Чехова "Дуэль".
"Чтобы устоять перед напором неопровержимостей,недостаточно лишь прекрасных задатков души и благих намерений.Даже доброты душевной и великодушия-недостаточно.Самойленко колеблется".Осталась с вопросами и я:а что же надо еще?Разве благие намерения не приведут сами по себе в конце концов к нужной двери?Но не зря говорят:"Благими намерениями вымощена дорога в ад".То есть,они не избавляют сами по себе от слепых страданий.А вот и ответ, найденный у Вас:"Все дело в нашем сокровенном сердечном расположении:как, к чему и куда оно нас влечет,как реагирует на собственный грех...Это жизнь и дела не головы,но сердца, это-скорбный и мучительный,но единственный путь....присутствие в душе человека сердечного сокрушения и покаяния,смущения,стыдения вины,страха перед Господом,порой даже безотчетного",-все это замечательно раскрыто в образе Лаевского, а мне дало еще раз повод задуматься о себе.
Захотелось переписать и эти праведные слова: "...христианство-это любовь:истинная,искренняя,самоотверженная. И она возможна,реальна даже там,где ее не было и нет,-именно любовь, а не терпение,СТОИТ ТОЛЬКО СМЕНИТЬ ВЕКТОР СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ -ХРИСТА РАДИ,ЕВАНГЕЛИЯ РАДИ.И придет любовь:ко всякому человеку и даже ко врагу." Такую любовь и обрел герой Чехова,пройдя благими намерениями свою вымощенную дорогу через ад к раю.
Читала "Дуэль" несколько раз на протяжении разных лет. Всегда эта повесть была для меня загадкой, ключ для которой нашла в Вашем талантливейшем анализе.
Храни Господь Вас,Екатерина Романовна!
С уважением,-
Светлана Давыденкова 24.08.2017 11:28 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 24.08.2017 14:02 Заявить о нарушении
Сегодняшняя глава, Катя, вновь покоряет вашей потрясающей эрудицией и зоркостью взгляда на евангельский подход А.П.Чехова к сути характеров и поступков героев его произведений. Но простите ли Вы мне некоторое сомнение, из-за которого я не решилась, как обычно, сразу ответить на вашу замечательную работу. Мне вспомнился пушкинский Сальери с его раздумьем:
"... Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты..."
Возникло опасение, что статья, предназначенная, в том числе, квалифицированным оппонентам, отныне лишит меня очарования чеховского слова в любимой моей "Дуэли". Что тщательный анализ и детализация событий в жизни героев уведут меня из чувственного ощущения чеховской драмы.
Признаюсь, я даже вспомнила его "Сирену" и усомнилась, как могла бы выглядеть эта очаровательная вещица, если бы разложить её на составляющие по тому признаку, насколько вредна или полезна упомянутая там русская кухня.
Уж не знаю, простите ли Вы, серьёзнейший автор, откровенность мою.
Вчера я перечитала знакомую и любимую "Дуэль". Я, словно вновь, увидела, давно симпатичного мне, дьякона. Открылась фамилия его - Победов. И крупными виноградинами легли на ладонь мою его слова из Святого писания.
Я пережила вновь, взглянула вашими глазами на возрождение души Лаевского ( несмотря ни на что, милого мне давным-давно персонажа).
И неожиданная сердечная отзывчивость барона фон Корена иначе открылась мне.
Какое трогательное объяснение преобразования человеческих душ для русского читателя даёте Вы, дорогая моя:
"Только русская православная литература умела воссоздать и передать эти мгновения Богоявления в жизни даже самых маленьких, слабых, погрязших во грехе душ (причем именно в таких преимущественно душах и являлся Божий Свет нетварный!), в которых вдруг вспыхивал огонь посетившей сердца человеческие благодати, совершавшей нечто неописуемое и с этими душами, и даже с некоторыми душами их окружавшими".
Вот такое неожиданное сомнение и последующее откровение посетило сегодня вашу давнюю читательницу, дорогая моя Катя. Примите покаянный поклон и благодарность. Ваша Галя.
Галина Алинина 26.12.2014 19:43 Заявить о нарушении
Что касается Вашего вопроса, Галечка, он ведь не вопрос, потому что Вы просто высказали свое впечатление, на что имеете полное и святое право. А ответить - не считаю ли я, что разбор чеховских произведений, подобный данному ("Дуэли") убивает живой текст?.. я не могу согласиться с этим. Конечно, лучше не читать разборов, а читать оригиналы. Но ведь вся эта книга затеяна по причине исковерканного, с моей точки зрения понимания Чехова. Как же тут без разборов обойтись? Отрицая одно видение и следующие выводы, я предлагаю другой видение и другие выводы. Лично мне не раз встречались в жизни если не цельные разборы, то фрагменты, освещающие восприятие классики каких-то глубоких и значительных людей, - лично мне это очень много давало. Но сколько людей, столько и восприятий...
Духовный взгляд и подход к художественному тексту, помимо всего прочего я бы не могла назвать алгеброй. Это всегда попытка увидеть действие Благодати Божией и в текстах, и жизни, а разве благодать - алгебра? Но еще и еще раз повторю: я благодарна всегда за прямую речь по тексту, да еще и с аргументами, если кому не жалко чернил)))
Дорогая, никаких "покаянных поклонов" - ради Бога! Дай Бог всегда нам говорить прямо, откровенно, без экивоков формулируя свои восприятия. Это для автора бесценно! Уж поверьте мне!
Екатерина Домбровская 27.12.2014 00:24 Заявить о нарушении
Галина Алинина 27.12.2014 00:37 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 27.12.2014 00:52 Заявить о нарушении
«По воле Божией – надо молчать, и по воле Божией надо говорить»... как часто всё происходит наоборот... говорю, оправдываясь, когда надо молчать, и не умею сказать без кичливого самоугодия... а только терпеливое перенесение испытаний должно научить и смирению и любви... мера вместимости у каждого своя... Господь же никогда её не переполнит, но и неиспользованной в полной степени не оставит...
Спасибо Вам, Катя за Ваш труд и за то, что находите силы делиться тем, что волнует и к чему устремляется Ваше сердце... Примите низкий мой поклон...
Ольга Катц 26.12.2014 10:31 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 26.12.2014 11:15 Заявить о нарушении
Ольга Катц 26.12.2014 12:50 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 26.12.2014 15:05 Заявить о нарушении
Ольга Катц 26.12.2014 18:47 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 26.12.2014 19:06 Заявить о нарушении
Очень красивый образ - Виноград!
И легкомысленное название с намеком...
Глава увлекает Тимофея и читателей в духовное путешествие, похожее и на восхождение к горным вершинам духа, и на погружение в океан человеческих чувств и страданий, и красота здесь сочетается с опасностью и сочувствием.
Очень разные судьбы и времена, а все же на одной стороне те, кто способен на изменение и преображение, кто ищет настоящей любви, творчества, Правды (хоть и трудно, долго, часто неправильно ищет),
А на другой - те, кто живет в одной плоскости и считает, что его мнение, шаблоны, его статус и чин - это и есть правда, а других миров и не нужно.
Можно читать еще много раз. И Чехова, и Тимофея.
Спасибо авторам за интересное путешествие, глубину смыслов и красоту образов.
Иволга Летняя 25.12.2014 15:49 Заявить о нарушении
Так что могу только повторить Ваши слова, обращенные к автору: спасибо за красоту и верность сопоставлений, за чуткость, за доброжелательное чтение! Спасибо за искренний читательский труд!
Екатерина Домбровская 25.12.2014 15:57 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 25.12.2014 15:58 Заявить о нарушении
а глава о Любви!
СПАСИБО!
Иволга Летняя 25.12.2014 16:10 Заявить о нарушении
"Кто как не Чехов видел до мельчайших подробностей эту «животную жестокость безбожного мира», и прежде всего мира «христиан по названию», кто так скорбел о немощи и несовершенстве человека, который создан был для любви, а, поддавшись соблазну врага – змея, сбился с пути и провалился в ад вражды и нескончаемого состязания людей с подобными себе за свое эгоистически победное положение в жизни…"
Мы себя и других видим не как Бог нас видит... Но некоторые иногда приближаются к видению и ведению, и нам являют примеры.
Вам, дорогой автор, поклон и благодарность за прочтение, научение и, надеюсь, применение хотя бы некоторого из многого пришедшегося по душе. Ваша Таня.
Татьяна Вика 25.12.2014 09:21 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 25.12.2014 11:20 Заявить о нарушении
Из этой сложной, многослойной главы выделила бы, пытаясь следовать логике автора, то универсальное, что отличает персонажей Чехова и может служить ключом к разгадке тайны «странных», не всегда объяснимых коллизий, происходящих с ними, а именно готовность одних и неспособность других принять горькую правду о себе. Для первых следствием является метанойя, и далее в развитии -принятие покаяния и устремление жить по Богу, для вторых - пребывание в безбожных обстоятельствах погрязшего в грехах мiра. И тогда благодать Божия нисходит на души раскаявшихся, погружённые в ад, захватывая и окружающих, как в случае с фон Кореном, а разность поступков объясняется возможностями сердца вместить в себя любовь к ближнему. И здесь поставлен ещё один важнейший евангельский вопрос: «а кто мой ближний?», усиленный Чеховским смиренным, всевидящим и сочувствующим взглядом на «животную жестокость безбожного мIра, и прежде всего, мIра «христиан по названию», пытавшихся сохранить праведность, но провалившихся в ад вражды и нескончаемого состязания с подобными себе за свое эгоистически победное положение в жизни…Какими они выйдут из этого чистилища, куда выведут их сердца? Сердца разные: скупые, ожесточившиеся, глухие или, напротив, расширившиеся в муках совести, в страданиях, принимаемых смиренно. «Дар любви, говорит автор, соответствует мере покаяния и прозрения». Именно это определяет поступки героев в обстоятельствах, иногда не оставляющих права выбора, но зачастую кажущихся необъяснимыми и странными, если следовать житейской логике, принципиально отличающейся от христианской. Действия персонажей Чехова в рассматриваемых автором произведениях традиционны и понятны в полной мере только с позиций русской православной литературы, которая « умела воссоздать и передать эти мгновения Богоявления в жизни даже самых маленьких, слабых, погрязших во грехе душ (причем именно в таких преимущественно душах и являлся Божий Свет нетварный!)», добавлю, поражающие красотой возвышенных движений души и сердца.
Татьяна Алейникова 25.12.2014 07:29 Заявить о нарушении
.
Екатерина Домбровская 25.12.2014 11:13 Заявить о нарушении
Филигранно!
Татьяна Алейникова 25.12.2014 15:36 Заявить о нарушении
Как же хорошо, что Вы это среди более чем 30 страниц текста узрели и вытащили наверх! Для меня это утверждение главное. А ведь раньше мне так почему-то не говорилось - а тут вот взяло - и сказалось. Мой Вам поклон!
Екатерина Домбровская 25.12.2014 16:02 Заявить о нарушении
У Вас дар, Екатерина, не только раскрывать мысли автора, которого Вы исследуете, не только вы сказывать Ваши собственные поразительно тонкие и верные мысли, но и пробуждать их в Ваших читателях. На меня так всегда действую Ваши книги. Каждая почти фраза, словно ключик - открыл и выходят мысли, которые, кажется всегда и были, только ждали момента.
Бедный Корен! Такие, как он, всегда считают, что подвиги и тяжелые испытания для них и готовы, потому что в самом деле сильны во многих смыслах. А вот их и минует грозное испытание, а подкрадывается другое - пожалеть бедненького, полюбить серенького.
И правда, как ужасно, что люди так жестоко судят, что могут сказать про не очень серьезную литературу, что это мусор, или оскорбить музыку... А ведь даже в научной фантастике можно найти пищу, было б желание. Ведь ее пишут люди, а в каждом человеке есть хорошее.
Мария Березина 24.12.2014 20:44 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 24.12.2014 23:25 Заявить о нарушении
Конечно, повесть «Дуэль» - потрясающая… Буду писать, в основном, о части главы, посвященной этому произведению, поскольку иных вопросов уже касался в ранних редакциях главы (или глав).
Автор прав и находит замечательные слова для описания того переворота, который совершается в жизни героев – в первую очередь Лаевского: и дух захватывает у читателя – от явственного ощущения реальности Богоявления человеку… Которое меняет очень многое для очень многих. Мы видим, проходим вместе с Лаевским через ад, через муку трезвого и беспощадного взгляда на самое себя – и в этой прижизненной духовной аутопсии своей души он с ужасом узнал, понял, до почти физического отвращения ощутил правду о самом себе. Но даже и тут – не всю правду… Ибо не подозревал в себе способности к духовному перерождению. Которая даровано ему как отклик Господа на его смирение.
Автор замечательно точно замечает: эта частная личная победа Лаевского становится залогом еще нескольких побед. Да – это и победа фон Корена над собственной гордостью (пусть еще частичная и непрочная). Но еще до этого случилось, что Господь, видя смирение Лаевского и Надежды, устраивает так, что молодой, неопытный духовно, смешливый и в чем-то даже легкомысленный диакон вдруг решил, практически ради озорства, посмотреть на дуэль. И, возможно, именно он, крикнув под руку фон Корену, вынудил того промахнуться: то, что тот целился ради убийства можно утверждать определенно – пуля оцарапала шею Лаевского… Таким образом, Лаевский своим раскаянием, своим смирением спас сначала, через посредство отца диакона, а значит, при участии Церкви, фон Корена от того, чтобы стать убийцей. А в самом отце диаконе всё случившееся производит необычайное воодушевление: он ведь тоже вдруг вьяве ощущает, что вся сухая и где-то отвлеченная схоластика вдруг расцвела явлением Духа, сугубой реальностью, явлением Бога в Его промысле здесь и сейчас – и благодарит и славит Господа и за своё собственное пробуждение…
Фон Корен. Мне он чем-то напомнил отца Владимира Набокова, точнее, его образа в автобиографическом романе «Дар», Годунова-Чердынцева, – ученого-энтомолога. Да и самого Набокова, который тоже весьма увлекался исследованиями в мире насекомых в реальной жизни. Судя по всему Набоков был довольно критичен и даже беспощаден к людям, за совсем небольшим исключением – предпочитая им мир членистоногих тварей. И если Набокову они казались эстетически прекрасными, и в основе его увлечения лежала эстетическая изощренность на грани болезненности, то фон Корену мир насекомых казался дивно и прекрасно устроенным с точки зрения социальной рациональности, разума, положительного взгляда на вещи: он прозревал в нем проекцию на чаемое им человеческое общество будущего – о, дивный новый мир!.. И видимо, в этом своем убеждении он и остался в финале повести. Но брешь была пробита в его несгибаемой самоуверенности: он понял, что может ошибаться в людях. Да, по большей части всё то, что он говорил о Лаевском – правда. Но ведь и то, что говорил о самом фон Корене Лаевский в разговоре с Самойленко – тоже правда.
Но не вся правда – как мы уже говорили выше. И это после своего перерождения ясно понимает Лаевский: «"Да, никто не знает настоящей правды..." - думал Лаевский, с тоскою глядя на беспокойное темное море.
"Лодку бросает назад, - думал он, - делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет все вперед и вперед, вот уже со и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...»
Я еще раз благодарю, и не устану благодарить автора – за его собственную правду: и о Чехове, в связи с этой книгой, и за ту правду, которая им движет в его благородном труде.
Франк Де Сауза 24.12.2014 22:47 Заявить о нарушении
А Вам за чудесно выраженный мудрый отклик - моя сердечная благодарность.
Екатерина Домбровская 24.12.2014 23:18 Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Вашей трактовкой образа диакона Победова. И всё же - дитя повзрослело после этих событий! :).
Насчет вины в убийстве - согласен. Просто, вполне возможно, если бы Бог не провидел тот переворот, который совершится в душе Лаевского, Он и не направил бы к месту дуэли отца диакона. И, вероятно, тогда Лаевский погиб бы - поскольку дальнейшая жизнь, не исключено, приводила бы только ко всё большему коснению во грехе. То есть, Победов спас Лаевского физически и уберег фон Корена от совершения убийства потому, что уже ранее сам Лаевский с Божьей помощью одержал свою победу. Так мне кажется...
Еще раз спасибо!
Франк Де Сауза 25.12.2014 08:26 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 25.12.2014 08:30 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 25.12.2014 10:55 Заявить о нарушении