Рецензии на произведение «Гл. 14 Дуэль»

Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

Бездонный колодец праведных мыслей,Ваши произведения,Екатерина Романовна.
"Желание приятностей,-это еще полдела.Но гордость и стремление быть на высоте,думать о себе хорошо и высоко,стремиться,наконец,быть духовно исправным,хорошим и даже-прости Господи,-святым,и,хотя и держа сие в строгой тайне даже от себя самого,однако же-тоже в тайне!-утешиться этой своей исправностью;да еще к тому же и упорно желать и со вне такого же отношения к себе-правильно:желать втайне!-то есть,фактического и законного признания своей хорошести,умности,правильности,духовности..."-сколько острых,но лечебных стрел в каждого из нас!Подобное отношение человека к себе разоблачается в блестящем рассмотрении повести А.Чехова "Дуэль".

"Чтобы устоять перед напором неопровержимостей,недостаточно лишь прекрасных задатков души и благих намерений.Даже доброты душевной и великодушия-недостаточно.Самойленко колеблется".Осталась с вопросами и я:а что же надо еще?Разве благие намерения не приведут сами по себе в конце концов к нужной двери?Но не зря говорят:"Благими намерениями вымощена дорога в ад".То есть,они не избавляют сами по себе от слепых страданий.А вот и ответ, найденный у Вас:"Все дело в нашем сокровенном сердечном расположении:как, к чему и куда оно нас влечет,как реагирует на собственный грех...Это жизнь и дела не головы,но сердца, это-скорбный и мучительный,но единственный путь....присутствие в душе человека сердечного сокрушения и покаяния,смущения,стыдения вины,страха перед Господом,порой даже безотчетного",-все это замечательно раскрыто в образе Лаевского, а мне дало еще раз повод задуматься о себе.

Захотелось переписать и эти праведные слова: "...христианство-это любовь:истинная,искренняя,самоотверженная. И она возможна,реальна даже там,где ее не было и нет,-именно любовь, а не терпение,СТОИТ ТОЛЬКО СМЕНИТЬ ВЕКТОР СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ -ХРИСТА РАДИ,ЕВАНГЕЛИЯ РАДИ.И придет любовь:ко всякому человеку и даже ко врагу." Такую любовь и обрел герой Чехова,пройдя благими намерениями свою вымощенную дорогу через ад к раю.

Читала "Дуэль" несколько раз на протяжении разных лет. Всегда эта повесть была для меня загадкой, ключ для которой нашла в Вашем талантливейшем анализе.

Храни Господь Вас,Екатерина Романовна!
С уважением,-

Светлана Давыденкова   24.08.2017 11:28     Заявить о нарушении
Низкий поклон, признательность, благодарность за то, что согласны с прочтением "Дуэли". Для автора это - дело великое, укрепляющее! А все благодарения - только Господу. Без Него не можем ничесоже творити.

Екатерина Домбровская   24.08.2017 14:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

Сегодняшняя глава, Катя, вновь покоряет вашей потрясающей эрудицией и зоркостью взгляда на евангельский подход А.П.Чехова к сути характеров и поступков героев его произведений. Но простите ли Вы мне некоторое сомнение, из-за которого я не решилась, как обычно, сразу ответить на вашу замечательную работу. Мне вспомнился пушкинский Сальери с его раздумьем:
"... Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты..."

Возникло опасение, что статья, предназначенная, в том числе, квалифицированным оппонентам, отныне лишит меня очарования чеховского слова в любимой моей "Дуэли". Что тщательный анализ и детализация событий в жизни героев уведут меня из чувственного ощущения чеховской драмы.
Признаюсь, я даже вспомнила его "Сирену" и усомнилась, как могла бы выглядеть эта очаровательная вещица, если бы разложить её на составляющие по тому признаку, насколько вредна или полезна упомянутая там русская кухня.
Уж не знаю, простите ли Вы, серьёзнейший автор, откровенность мою.

Вчера я перечитала знакомую и любимую "Дуэль". Я, словно вновь, увидела, давно симпатичного мне, дьякона. Открылась фамилия его - Победов. И крупными виноградинами легли на ладонь мою его слова из Святого писания.
Я пережила вновь, взглянула вашими глазами на возрождение души Лаевского ( несмотря ни на что, милого мне давным-давно персонажа).
И неожиданная сердечная отзывчивость барона фон Корена иначе открылась мне.

Какое трогательное объяснение преобразования человеческих душ для русского читателя даёте Вы, дорогая моя:
"Только русская православная литература умела воссоздать и передать эти мгновения Богоявления в жизни даже самых маленьких, слабых, погрязших во грехе душ (причем именно в таких преимущественно душах и являлся Божий Свет нетварный!), в которых вдруг вспыхивал огонь посетившей сердца человеческие благодати, совершавшей нечто неописуемое и с этими душами, и даже с некоторыми душами их окружавшими".

Вот такое неожиданное сомнение и последующее откровение посетило сегодня вашу давнюю читательницу, дорогая моя Катя. Примите покаянный поклон и благодарность. Ваша Галя.

Галина Алинина   26.12.2014 19:43     Заявить о нарушении
Дорогая Галя, о каких прощениях Вы говорите? Слава Богу, что высказали сомнения! Я только сегодня думала, как порой трудно доискиваться до сути в откликах, вроде благожелательных, но с шифром. А ведь автору важно знать, что именно вызвало сомнения, что оттолкнуло, что удивило неприятно... Это нормально. И прямая критика текста, тем более аргументированная - всегда вызывает у меня чувство уважения и благодарность. Вот когда на личность автора переходя (что любят делать на Прозе) - я удивляюсь и пожимаю плечами. Для личных переписок есть другие жанры.
Что касается Вашего вопроса, Галечка, он ведь не вопрос, потому что Вы просто высказали свое впечатление, на что имеете полное и святое право. А ответить - не считаю ли я, что разбор чеховских произведений, подобный данному ("Дуэли") убивает живой текст?.. я не могу согласиться с этим. Конечно, лучше не читать разборов, а читать оригиналы. Но ведь вся эта книга затеяна по причине исковерканного, с моей точки зрения понимания Чехова. Как же тут без разборов обойтись? Отрицая одно видение и следующие выводы, я предлагаю другой видение и другие выводы. Лично мне не раз встречались в жизни если не цельные разборы, то фрагменты, освещающие восприятие классики каких-то глубоких и значительных людей, - лично мне это очень много давало. Но сколько людей, столько и восприятий...
Духовный взгляд и подход к художественному тексту, помимо всего прочего я бы не могла назвать алгеброй. Это всегда попытка увидеть действие Благодати Божией и в текстах, и жизни, а разве благодать - алгебра? Но еще и еще раз повторю: я благодарна всегда за прямую речь по тексту, да еще и с аргументами, если кому не жалко чернил)))
Дорогая, никаких "покаянных поклонов" - ради Бога! Дай Бог всегда нам говорить прямо, откровенно, без экивоков формулируя свои восприятия. Это для автора бесценно! Уж поверьте мне!

Екатерина Домбровская   27.12.2014 00:24   Заявить о нарушении
Вот-вот, Катюша, Вы более чётко сходу обозначили мой вопрос "- не считаю ли я, что разбор чеховских произведений, подобный данному ("Дуэли") убивает живой текст?". Я честно изложила Вам свои размышления и вывод. Перечитала "Дуэль" с наслаждением, более глубоко понимая духовную суть чеховской мысли, благодарная Вам. Очень боялась Вас обидеть. Глава-то, сама по себе, учебник духовный, наслаждение читать. Уж поверьте, моя дорогая. Кстати, перечитала свои отклики к первому варианту главы, там сомнений не было. Значит, тоже глубже вгрызаюсь. Рада, что поняли меня, не усомнились в преданности давнего читателя. Обнимаю. Ваша Галя.

Галина Алинина   27.12.2014 00:37   Заявить о нарушении
Галя, да я ведь не случайно написала, что переживаю, читая шифровки и радуюсь прямому разговору. Он всегда так или иначе приносит пользу. Даже и не сумлевайтесь! И на что мне было обижаться? Правда простота и прямота тоже бывает разное, но это не про нас с Вами. Но искренне повторюсь уже сегодня где-то написанное: за все слава Богу, а читателям - низкий поклон, что прочли, да еще поделились своими впечатлениями.Я очень и очень признательна всем.

Екатерина Домбровская   27.12.2014 00:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

«По воле Божией – надо молчать, и по воле Божией надо говорить»... как часто всё происходит наоборот... говорю, оправдываясь, когда надо молчать, и не умею сказать без кичливого самоугодия... а только терпеливое перенесение испытаний должно научить и смирению и любви... мера вместимости у каждого своя... Господь же никогда её не переполнит, но и неиспользованной в полной степени не оставит...

Спасибо Вам, Катя за Ваш труд и за то, что находите силы делиться тем, что волнует и к чему устремляется Ваше сердце... Примите низкий мой поклон...

Ольга Катц   26.12.2014 10:31     Заявить о нарушении
Дорогая Оля, к Вашим, как всегда продиктованным духовным разумом словам мне бы хотелось сказать маленькое дополнение. "Пол воле Божией говорить" - это что? Это - всегда руководствоваться исключительно пользой другого (той или иной, включая и утешение слабеющего, поддержка ранимого, и, конечно, польза духовная...). В этом смысле Проза - прекрасная школа: кто-то говорит исключительно ради другого, говорит часто вопреки своей воле и желанию, вопреки своим даже интересам, но только исключительно ради другого человека и его духовной пользы. В 90% случаев это вызывает негативные реакции со стороны. Люди судят, не ведая намерений говорящего. Вот тут и начинаются испытания сугубого порядка: молчать или объясняться, и если объясняться, кто ради чего или кого? Вот как нас ведет Промысел Божий. Даже в таких маленьких вещах, казалось бы, как публичная переписка. Здесь каждый на виду, и каждый обнажен, но не все способны чисто видеть обнаженное. И второе: Вы ведь мне поверите, что Катя тут не причем. Даже поделиться тем, что волнует и то бы не смогла толком, если бы не волна подымала мои руки и если бы "шум волн" не подсказывал каждое слово. Большей частью ощущаю свое бессилие что-либо понять и сказать. Есть только одно - желание...

Екатерина Домбровская   26.12.2014 11:15   Заявить о нарушении
то, что Вы говорите, кажется, понимаю...) я верю Вам, Катя... это самое большее, что могу сказать...

Ольга Катц   26.12.2014 12:50   Заявить о нарушении
Да, Олечка, просишь как милостыню - каждую букву.

Екатерина Домбровская   26.12.2014 15:05   Заявить о нарушении
а ведь подают милостыню то Вам, Катя... ) Всегда с радостью жду, когда милостынька Вам и нам перепадёт...)

Ольга Катц   26.12.2014 18:47   Заявить о нарушении
Всем, Оля, всем подают, только мы не сразу это замечаем. Вообще всегда у меня ее подают не сразу - требуется терпение и когда уже оно рвется и даже слез уже нет - вот тогда подается. Так ведь у Всех, дорогая! Просто я сказала об этом вслух ради того, чтобы еще и еще раз зазвучало славословие Господу-Кормильцу нашему.

Екатерина Домбровская   26.12.2014 19:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

Очень красивый образ - Виноград!
И легкомысленное название с намеком...
Глава увлекает Тимофея и читателей в духовное путешествие, похожее и на восхождение к горным вершинам духа, и на погружение в океан человеческих чувств и страданий, и красота здесь сочетается с опасностью и сочувствием.
Очень разные судьбы и времена, а все же на одной стороне те, кто способен на изменение и преображение, кто ищет настоящей любви, творчества, Правды (хоть и трудно, долго, часто неправильно ищет),
А на другой - те, кто живет в одной плоскости и считает, что его мнение, шаблоны, его статус и чин - это и есть правда, а других миров и не нужно.
Можно читать еще много раз. И Чехова, и Тимофея.
Спасибо авторам за интересное путешествие, глубину смыслов и красоту образов.

Иволга Летняя   25.12.2014 15:49     Заявить о нарушении
Очень здорово Вы, дорогая иволга, обозначили образное противостояние двух правд: "Виноград" - с одной стороны - это символ тех сердец, которые сквозь терния и ошибки все-таки ищут правды, стремятся к ней, хотя очень часто не могут ее исполнить, но жаждут и любят Правду. А "Вино, кино и домино" - это не приступ веселья у автора -))) - увы! Это ведь взято из церковной сегодняшней лексики, причем без редактуры. Это слова, сказанные в таинстве Покаяния и исповеди и не кем-то,а облеченным в священный сан человеком. НЕ в словах, конечно, дело, а в разности миров и состояний сердец. Ваше противопоставление еще и точно потому что, я бы сказала, что "виноград" - это обобщенно мир чеховского сердца. А эту пресловутое "кино и кино" - мир мiра: жестокого, приземленного, враждебного внутри себя, безлюбовного.
Так что могу только повторить Ваши слова, обращенные к автору: спасибо за красоту и верность сопоставлений, за чуткость, за доброжелательное чтение! Спасибо за искренний читательский труд!

Екатерина Домбровская   25.12.2014 15:57   Заявить о нарушении
Ох, досадно: опечатки - и нельзя поправить, но Вы ведь догадаетесь смысл авторских слов?

Екатерина Домбровская   25.12.2014 15:58   Заявить о нарушении
да, смыслы очень близки. Всех жалко! как же трудно человеку оторваться от земного круга. Знакомые тоже жалуются, что на исповеди резко прерывают на полслове, даже там суета сует и всеобщее раздражение.
а глава о Любви!
СПАСИБО!

Иволга Летняя   25.12.2014 16:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

"Кто как не Чехов видел до мельчайших подробностей эту «животную жестокость безбожного мира», и прежде всего мира «христиан по названию», кто так скорбел о немощи и несовершенстве человека, который создан был для любви, а, поддавшись соблазну врага – змея, сбился с пути и провалился в ад вражды и нескончаемого состязания людей с подобными себе за свое эгоистически победное положение в жизни…"

Мы себя и других видим не как Бог нас видит... Но некоторые иногда приближаются к видению и ведению, и нам являют примеры.

Вам, дорогой автор, поклон и благодарность за прочтение, научение и, надеюсь, применение хотя бы некоторого из многого пришедшегося по душе. Ваша Таня.

Татьяна Вика   25.12.2014 09:21     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Танечка Вика. Вы правы глубоко в главном: автор показывающий и тем самым отчасти научающий, "как надо" ответственен перед Богом много больше других за то, как он сам "применяет" или не применяет познанное им самим. С него огромный и строгий спрос. Святые отцы всегда пребывали в страхе и поучив кого-то в письме всегда прибавляли: "Горе мне, учащему и не делающему". Я редко так выражаюсь только потому, что я не святой отец и даже в этом не дерзаю им подражать. А что и как я сама в себе о себе думаю - это знает только Господь и те, кому я исповедуюсь в храме.Но хотелось бы надеяться, что страх о сказанном Вами все-таки не оставит и меня. Господи, помоги!

Екатерина Домбровская   25.12.2014 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

Из этой сложной, многослойной главы выделила бы, пытаясь следовать логике автора, то универсальное, что отличает персонажей Чехова и может служить ключом к разгадке тайны «странных», не всегда объяснимых коллизий, происходящих с ними, а именно готовность одних и неспособность других принять горькую правду о себе. Для первых следствием является метанойя, и далее в развитии -принятие покаяния и устремление жить по Богу, для вторых - пребывание в безбожных обстоятельствах погрязшего в грехах мiра. И тогда благодать Божия нисходит на души раскаявшихся, погружённые в ад, захватывая и окружающих, как в случае с фон Кореном, а разность поступков объясняется возможностями сердца вместить в себя любовь к ближнему. И здесь поставлен ещё один важнейший евангельский вопрос: «а кто мой ближний?», усиленный Чеховским смиренным, всевидящим и сочувствующим взглядом на «животную жестокость безбожного мIра, и прежде всего, мIра «христиан по названию», пытавшихся сохранить праведность, но провалившихся в ад вражды и нескончаемого состязания с подобными себе за свое эгоистически победное положение в жизни…Какими они выйдут из этого чистилища, куда выведут их сердца? Сердца разные: скупые, ожесточившиеся, глухие или, напротив, расширившиеся в муках совести, в страданиях, принимаемых смиренно. «Дар любви, говорит автор, соответствует мере покаяния и прозрения». Именно это определяет поступки героев в обстоятельствах, иногда не оставляющих права выбора, но зачастую кажущихся необъяснимыми и странными, если следовать житейской логике, принципиально отличающейся от христианской. Действия персонажей Чехова в рассматриваемых автором произведениях традиционны и понятны в полной мере только с позиций русской православной литературы, которая « умела воссоздать и передать эти мгновения Богоявления в жизни даже самых маленьких, слабых, погрязших во грехе душ (причем именно в таких преимущественно душах и являлся Божий Свет нетварный!)», добавлю, поражающие красотой возвышенных движений души и сердца.

Татьяна Алейникова   25.12.2014 07:29     Заявить о нарушении
Очень признательна, дорогая Таня, за выделенную Вами смысловую линию - она как хребет в этой главе, да и, вероятно, даже не в прописанном виде - и в других главах. Состояние человеческого сердца... Оно и наследственное, оно и Богом данное - ведь все мы помним притчу о Сеятеле и о четырех видах почв, на которые падает Божие семя. И даже добрая земля разнится в плодоношении:"иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»(Мф.13:3-9,18-23).Святые отцы пишут, что Бог Благодать Свою дает человеку в соответствии с вместимостью сердца и со способностью ее удержать - то есть пребывать в смирении долго, а не мгновения.Судя по совершенно реальным вставкам сегодняшних церковных коллизий, впрочем и писаний чеховских критиков от православия - у современного человека - большие проблемы с сердцем. Пророк Исайя говорит об окамелости сердец народа. Значит, каменносердечие не было столь ужасно изначально? Но разве что предпосылки? Вспомним Россию... Сколько злых и несправедливых и справедливых тоже слов сыпалось на ее голову совне! Но только в одном ее нельзя было упрекнуть - в каменносердечии. Достоевский писал о "всеотзывчивости" русского народа (которая кстати, и имела в себе опасность слишком уж сильной подражательности) - а это ведь была характеристика русского сердца! Но что с ним сталось за 100 лет!!! Как изменение со знаком минус! Отчего так произошло? Причины какие? Об этом будет в еще одной почти новой главе - 11. "Сыне, даждь ми сердце Твое", говорит Господь. И что же дадут Господу такие дипломированные Ларисы?! А ведь это дословно реальная жизнь сегодняшняя церковная и автор ни словечка ни присочинил. Конечно, у таких сердец для "противных" Беликовых уже нет никаких возможностей даже просто жалости и страха сделать больно и такому человеку. В каком-то смысле вся эта книга - плач об окаменении сердец и попытка напомнить читателям недавнее прошлое - приоткрыть ему чеховское милостивое и глубокое сердце. Кроме того, Танюша, я пытаюсь передать невероятную верность Чехова не просто науке аскетике - он пишет из собственного опыта и сердца - но верность путям Господним, которыми ведет человека Сам Господь ко спасению. В "Дуэли" - это необыкновенно видно! А ведь еще год назад у меня были некоторые читательские отзывы, в которых такие люди как Лаевский или Иванов подвергались обструкции - мол, кому нужны эти слабаки! Эти читатели не могли даже подумать о том, что эти "слабаки" нужнее других Господу. И что об этом говорит все Евангелие. В общем, вместимость сердца - на мой взгляд, тема бездонная и крайне актуальная сегодня. Об этом - вся глава. И я невероятно рада, что Вы именно эту тему и выделили. Спасибо большое!
.

Екатерина Домбровская   25.12.2014 11:13   Заявить о нарушении
Мне кажется, необыкновенно красивым и точным определение творческого портрета Чехова, данное в этой главе:" Сама Истина – любовь ко Христу – жила в глубочайшем, исполненном любви и милости чеховском сердце. Он не только ведал Бога, но и в совершенстве, неукоризненно нес в себе Его Правду, в том числе и о том, каков тот единственный путь жизни человека, который ведет его ко спасению".
Филигранно!


Татьяна Алейникова   25.12.2014 15:36   Заявить о нарушении
Ох, Танечка, щедрая Вы душа! Но за Антона Павловича - я очень рада. Я даже дрожала, когда написалось у меня вот это слово о том, что он ЛЮБИЛ ХРИСТА. Написала как бы случайно, и тут же поняла, что это и есть самая главная Правда.
Как же хорошо, что Вы это среди более чем 30 страниц текста узрели и вытащили наверх! Для меня это утверждение главное. А ведь раньше мне так почему-то не говорилось - а тут вот взяло - и сказалось. Мой Вам поклон!

Екатерина Домбровская   25.12.2014 16:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

У Вас дар, Екатерина, не только раскрывать мысли автора, которого Вы исследуете, не только вы сказывать Ваши собственные поразительно тонкие и верные мысли, но и пробуждать их в Ваших читателях. На меня так всегда действую Ваши книги. Каждая почти фраза, словно ключик - открыл и выходят мысли, которые, кажется всегда и были, только ждали момента.

Бедный Корен! Такие, как он, всегда считают, что подвиги и тяжелые испытания для них и готовы, потому что в самом деле сильны во многих смыслах. А вот их и минует грозное испытание, а подкрадывается другое - пожалеть бедненького, полюбить серенького.

И правда, как ужасно, что люди так жестоко судят, что могут сказать про не очень серьезную литературу, что это мусор, или оскорбить музыку... А ведь даже в научной фантастике можно найти пищу, было б желание. Ведь ее пишут люди, а в каждом человеке есть хорошее.

Мария Березина   24.12.2014 20:44     Заявить о нарушении
Мне очень дорога эта Ваша мысль о том, что надо искать корень добра во всем, защищать это добро, если возможно увлажнять его ростки из лейки, говорить добрые слова. Всего это между людьми действительно очень немного. Именно это меня поражало всегда в "Дуэли" - фон Корен, - даже отчасти неправдоподобным казалось такое оживание сердца... Но я думаю, что награда бы ему от Господа была немалая - не случайно его Чехов сравнивает с Давидом - его победа - на сей раз очень значительная. Восстать из греховной подавленности, из стыда и ненависти к себе грешнику легче, чем успешному "порядочному" человеку совершить прорыв против свое гордыни... Поражаюсь Чехову! Не могу не поражаться! Спасибо , Маша, за разделенное чувство!

Екатерина Домбровская   24.12.2014 23:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 14 Дуэль» (Екатерина Домбровская)

Конечно, повесть «Дуэль» - потрясающая… Буду писать, в основном, о части главы, посвященной этому произведению, поскольку иных вопросов уже касался в ранних редакциях главы (или глав).

Автор прав и находит замечательные слова для описания того переворота, который совершается в жизни героев – в первую очередь Лаевского: и дух захватывает у читателя – от явственного ощущения реальности Богоявления человеку… Которое меняет очень многое для очень многих. Мы видим, проходим вместе с Лаевским через ад, через муку трезвого и беспощадного взгляда на самое себя – и в этой прижизненной духовной аутопсии своей души он с ужасом узнал, понял, до почти физического отвращения ощутил правду о самом себе. Но даже и тут – не всю правду… Ибо не подозревал в себе способности к духовному перерождению. Которая даровано ему как отклик Господа на его смирение.

Автор замечательно точно замечает: эта частная личная победа Лаевского становится залогом еще нескольких побед. Да – это и победа фон Корена над собственной гордостью (пусть еще частичная и непрочная). Но еще до этого случилось, что Господь, видя смирение Лаевского и Надежды, устраивает так, что молодой, неопытный духовно, смешливый и в чем-то даже легкомысленный диакон вдруг решил, практически ради озорства, посмотреть на дуэль. И, возможно, именно он, крикнув под руку фон Корену, вынудил того промахнуться: то, что тот целился ради убийства можно утверждать определенно – пуля оцарапала шею Лаевского… Таким образом, Лаевский своим раскаянием, своим смирением спас сначала, через посредство отца диакона, а значит, при участии Церкви, фон Корена от того, чтобы стать убийцей. А в самом отце диаконе всё случившееся производит необычайное воодушевление: он ведь тоже вдруг вьяве ощущает, что вся сухая и где-то отвлеченная схоластика вдруг расцвела явлением Духа, сугубой реальностью, явлением Бога в Его промысле здесь и сейчас – и благодарит и славит Господа и за своё собственное пробуждение…

Фон Корен. Мне он чем-то напомнил отца Владимира Набокова, точнее, его образа в автобиографическом романе «Дар», Годунова-Чердынцева, – ученого-энтомолога. Да и самого Набокова, который тоже весьма увлекался исследованиями в мире насекомых в реальной жизни. Судя по всему Набоков был довольно критичен и даже беспощаден к людям, за совсем небольшим исключением – предпочитая им мир членистоногих тварей. И если Набокову они казались эстетически прекрасными, и в основе его увлечения лежала эстетическая изощренность на грани болезненности, то фон Корену мир насекомых казался дивно и прекрасно устроенным с точки зрения социальной рациональности, разума, положительного взгляда на вещи: он прозревал в нем проекцию на чаемое им человеческое общество будущего – о, дивный новый мир!.. И видимо, в этом своем убеждении он и остался в финале повести. Но брешь была пробита в его несгибаемой самоуверенности: он понял, что может ошибаться в людях. Да, по большей части всё то, что он говорил о Лаевском – правда. Но ведь и то, что говорил о самом фон Корене Лаевский в разговоре с Самойленко – тоже правда.

Но не вся правда – как мы уже говорили выше. И это после своего перерождения ясно понимает Лаевский: «"Да, никто не знает настоящей правды..." - думал Лаевский, с тоскою глядя на беспокойное темное море.
"Лодку бросает назад, - думал он, - делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет все вперед и вперед, вот уже со и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...»

Я еще раз благодарю, и не устану благодарить автора – за его собственную правду: и о Чехове, в связи с этой книгой, и за ту правду, которая им движет в его благородном труде.

Франк Де Сауза   24.12.2014 22:47     Заявить о нарушении
Замечательно написали, Франк, большое спасибо! Глава ужасно большая и рецензировать ее в целом просто, наверное невозможно, хотя среди главок и между ними все-таки есть внутренняя связь темы разности сердец, как изначальной данности бытия. И косвенно - нас, не понимающих этого и не умеющих жить с этим... Разумеется, настоящую правду люди смогут узнать только за чертой этого бытия, потому что на земле человек - изменчив. Потому что движется время, движется человек и он все время потому в борьбе с искушениями до последнего мига жизни. Потому ни на каком этапе жизни даже для святых не отменяется добродетель страха Божия, только у святых этот страх проживает некие стадии преображения в связи со все усиливающей и все меняющей и поглощающей страх любовью. Поэтому святые мученики выдерживали мучения - они уже были в этом состоянии любви, которая есть состояние неземное. И еще скажу два слова о диаконе. Смешливость и легкомысленность диакона - это дань его возрасту и природе, но не его сердцу, которое при всей его детской живости, имеет большую вмещаемость. О том свидетельствует его чистота. Это гениальный образ у Чехова: он пишет всегда живых людей со всеми их с нашей точки зрения шероховатостями и даже странностями. Но диакон любит как дитя всех - открыт всем и потому становится орудием воли Божией. Виноватым в убийстве если бы оно состоялось, был бы и Лаевский, а не только фон Корен. Спасает Победов двоих. Победа за Богом, действующим через детские, чистые сердца, через особенные изначально сердца, которые даже под наслоением греха имеют добрую почву, которые падения и покаяние, и смирение удобряют до святости. Глава огромная - хотелось напомнить о разности почв из Притчи о Сеятеле, да она и так перегружена.
А Вам за чудесно выраженный мудрый отклик - моя сердечная благодарность.


Екатерина Домбровская   24.12.2014 23:18   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик и добрые слова!

Совершенно согласен с Вашей трактовкой образа диакона Победова. И всё же - дитя повзрослело после этих событий! :).

Насчет вины в убийстве - согласен. Просто, вполне возможно, если бы Бог не провидел тот переворот, который совершится в душе Лаевского, Он и не направил бы к месту дуэли отца диакона. И, вероятно, тогда Лаевский погиб бы - поскольку дальнейшая жизнь, не исключено, приводила бы только ко всё большему коснению во грехе. То есть, Победов спас Лаевского физически и уберег фон Корена от совершения убийства потому, что уже ранее сам Лаевский с Божьей помощью одержал свою победу. Так мне кажется...

Еще раз спасибо!

Франк Де Сауза   25.12.2014 08:26   Заявить о нарушении
И еще очень царапнули два образа - Ларисы и Васильевны: кажется, в прежней редакции их не было - уже подзабыл... Не знаю, может, я пристрастен и несправедлив, но почему-то сразу вспомнилась М. Сенчукова - хотя сейчас она, кажется, даже уже в монахинях... Из-за апломба и некоторой развязности, наверное...

Франк Де Сауза   25.12.2014 08:30   Заявить о нарушении
Сенчукова уже в рясофоре (это все ихний теперь блат) - и устроила тогда обсуждение гневное "воровки в храме" - все это было на ее странице. А Эбола - новый сюжет - и дословно правдивый - один из древних московских храмов, в котором до кончины настоятеля жил дух и любовь. А это - новое в главе - лучше жизни не придумаешь.

Екатерина Домбровская   25.12.2014 10:55   Заявить о нарушении