Рецензии на произведение «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц»

Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Альбина - ты замечательный человек!
Миру - мир!
Спасибо!
Чистый четверег.

Рада Марванова   29.04.2021 07:38     Заявить о нарушении
Ты хвали меня,Радочка, хвали. Доброе слово и кошке приятно.А как не вспоминать "29-летних стариков",от которых произошли и мой зять Олег и мои внуки Глеб и Богдан.
С чистым четвергом и предстоящими праздниками. "Звон плывет-плывёт по всей планете и гудит взолновано эфир- ЛЮДИ МИРА, будьте зорче втрое, берегите мир!"

Альбина Билык   29.04.2021 11:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Большое уважение к Вам за такие тексты. Память - это то, без чего нет ничего впереди.
С уважением,

Леонид Померанец   29.02.2020 19:56     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание и доброе слово.
С уважением,

Альбина Билык   02.03.2020 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Милая Альбина, нет таких слов благодарности, которые я могла бы высказать Вам, прочитав эту замечательную статью, за то что так щедро делитесь с нами незабываемыми эпизодами той войны.
Особо трепетно читала о наших военных летчиках, которые в первые месяцы войны бомбили логово фашистов.
Мне эти воспоминания дороги потому, что мой отец военный летчик воевал во Втором белорусском фронте с 1943 по 1945 г.г.
Династия военных летчиков не закончилась. Мой супруг тоже был летчиком, летал на МиГ 21, а сын и до сих пор летает на Су 24.
Всего Вам самого доброго, с искренним уважением,

Наталья Жуйкова   29.05.2015 19:30     Заявить о нарушении
Похоже, мы с Вами одного поколения. Я родилась в 1941,отец войну прошел фронтовым шофером от Сталинграда до болгарского Бургаса.
Не могу Вам позавидовать - летчики всё в небе, а Ваша душа в тревоге на земле.
Привыкнуть к этому,мне кажется,невозможно.
Чистого и мирного неба вашим близким, Вам-душевного покоя и наслаждения творчеством. Заношу Вас в избранные, буду читать.

Альбина Билык   30.05.2015 10:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Когда на "Прозе" находишь такую вещь,
переполняет чувство благодарности.
И не меня одного.
Рецензии и замечания - тому свидетельство.
Признаюсь, не очень люблю "писунов",
кропающих "ни о чём".
И как дорог каждый,
выплёскивающий Боль и будящий Память.

Про дальнюю авиацию, которая бомбила Берлин,
уже давно читал хорошую книгу - воспоминания.
Автора с ходу не назову.

Труд технарей мне знаком.
Только я готовил не самолёты,
а АПЛ стратегического назначения.
Если будет интересно, "Северный флот - не подведёт".

Всего Вам доброго.
И, чтоб всегда зелёный.

Василий Овчинников   01.02.2015 10:47     Заявить о нарушении
Спасибо,Василий, на добром слове.А мне было бы интересно Ваше мнение о моей маленькой "повестушке" под названием "От Сталинграда до Берлина",это я о моем отце-фронтовом шофере.Но не обязываю,простите за нескромность.

Альбина Билык   01.02.2015 13:00   Заявить о нарушении
Вечная память всем кто своим подвигом и трудом завоевал нашу Победу!!! Огромное спасибо всем авторам пишущим о подвиге наших солдат! С Уважением Иван.

Иван Рассказов   22.02.2015 05:39   Заявить о нарушении
Открыл.
Нашёл "От Сталинграда до Бургаса".
Читаю.

Василий Овчинников   22.02.2015 07:05   Заявить о нарушении
Спасибо,Владимир.Скопировала Ваше стихотворение в свои запасники,пусть сохранится эта страничка истории в памяти.
Доброго Вам настроения, с почтением,

Альбина Билык   23.01.2015 06:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Воистину, героический предок! Есть, чем гордиться! Спасибо, Альбиночка, за интересные факты нашей истории!

Дедушка Тимофей   21.01.2015 12:53     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв.

Альбина Билык   21.01.2015 16:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Интересная и ценная -
ИНФОРМАЦИЯ!.. -
О
наших героях СССР!!!...
Дай БОГ - вечная ПАмЯТЬ о
НИХ!!-

тех,кого мы ещё -
так мало знали и
знаем!!-
А - ВАМ! -
низкий Поклон!...
к 70-ю летию Великой ПОБЕДы!!1
-
народов нашей ОГРОМНОЙ страны;
которые потеряли столько
своих защитников....

Евгений Бригиневич   19.01.2015 22:22     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые слова.
С уважением,

Альбина Билык   20.01.2015 07:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Долгое время информация о первых налетах на Берлин в августе 41-года замалчивалась. Опала адмирала Кузнецова невольно отразилась и на морскую авиацию, к коей относился полк Преображенского.
Сам Преображенский ничего не публиковал, уже после его смерти его друг опубликовал его дневниковые записи.Печатались в каком-то толстом журнале...
Для проверки взлета с максимальной бомбовой нагрузкой в полк прилетал известный испытатель Коккинаки

С уважением,

Генадий Леонов   16.01.2015 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Могу добавить,что все данные нашла в интернете для внуков:"Все члены экипажей группы были награждены орденами и медалями, а ведущие групп: Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман полка П.И. Хохлов удостоены звания Героя Советского Союза.

Более подробно об ударах по Берлину можно узнать из воспоминаний П.И. Хохлова, изложенных в четвёртой главе книги « Морская авиация Балтийского флота», подготовку и издание которой мне удалось осуществить в конце 2003 года, после трёх лет работы над ней.
Автор Сокерин Виктор Николаевич, Заслуженный военный лётчик РФ, генерал-лейтенант запаса, Командующий ВВС и ПВО БФ в 2000-2004 годах"
С уважением,

Альбина Билык   16.01.2015 19:27   Заявить о нарушении
Мне об этом рассказывал в начале 80-х годов сослуживец, который после войны попал на службу в 1-й Гвардейский минно-торпедный авиационный полк под командованием Преображенского. Как говорится история из первых уст

Немцы никак не ожидали налета. По рассказам летчиков Берлин был ярко освещен и сверху хорошо было видно как отключалось электропитание по каждому району. И еще долго немцы грешили на англичан. Пока те не заявили, что туман на английских аэродромах в те дни не позволил взлететь ни одному самолету.

С уважением,

Генадий Леонов   16.01.2015 20:27   Заявить о нарушении
"Удар с воздуха был для немцев столь неожиданным, что сначала они приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с курса. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов, и только когда на улицах Берлина начали рваться бомбы, немецкие зенитчики пришли в себя, но было поздно. Отбомбившись, советские самолеты легли на обратный курс."- так написано в статье "Кровь за кровь" автора Н.Елисеева Там и фотографии летчиков полка Преображенского и схематическая карта вылетов и потери.

Альбина Билык   16.01.2015 20:47   Заявить о нарушении
Позволю себе добавить то, что мне в свое время удалось выяснить по опубликованным источникам года 3 назад.

Задача в части удержания Моонзунда, причем не только военного, но и политического характера, была связана, наряду с другими обстоятельствами, с базированием на аэродром Кагул дальних бомбардировщиков ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного полка ВВС КБФ (командир полковник Е.Н.Преображенский [61]) и авиагруппы из состава 81-ой дивизии дальнебомбардировочной авиации (ДБА).

Советские бомбардировщики с 8 августа по 4 сентября произвели девять воздушных ударов по Берлину. Во время второго налета над вражеской столицей появилось девять бомбардировщиков ДБ-3 во главе с флагманским самолетом Преображенского, которые сбросили 54 100-кг бомбы. Самым масштабным оказался налет, произведенный 16 августа, когда на город тринадцатью машинами 1-го минно-торпедного полка КБФ и девятью машинами 81-ой дивизии ДБА было сброшено 10550 кг фугасных и зажигательных бомб. Всего в ходе девяти налетов на Берлин было сброшено 36 т бомб.

Чисто военная результативность этих налетов оказалась небольшой, но они имели несомненное значение для создания определенного политического климата и использовались пропагандой для поднятия боевого духа в армии и среди населения в самый трудный период войны. Судя по тому, что директивой начальника штаба Верховного главнокомандования Вермахта (ОКВ) генерал-фельдмаршала В.Кейтеля предписывалось как можно быстрее «ликвидировать военно-воздушную базу противника на острове Эзель и Даго», вопросом этим занималось германское командование на самом высоком уровне и его значение выходило на уровень стратегической задачи.

Обеспечение воздушных бомбардировок столицы Третьего Рейха было нелегким. Неудачей и потерями обернулся переход отряда, который вышел из Кронштадта в ночь на 24 августа в составе базовых тральщиков Т-209 и Т-214 с авиационными бомбами в сопровождении тральщика Т-206 и двух катеров МО. В районе мыса Юминда оба груженых корабля подорвались на минах и погибли. Более успешным оказался отряд, вышедший из Кронштадта на следующую ночь. Отряд в составе базового тральщика Т-203, сопровождаемого тихоходным тральщиком «Виестурс» и катером МО, отразив утром многочисленные атаки вражеских самолетов, в полном составе дошел до Моонзунда. Всего семью тральщиками КБФ, наряду с другими грузами, было доставлено для нужд авиагруппы около 100 тонн авиабомб различного калибра, что обеспечило не только удары по Берлину, но действия бомбардировщиков по другим целям. Без героических боевых усилий моряков-балтийцев авиация действовать не смогла бы.

Налеты на Берлин продолжить не удалось ввиду полного прекращения после падения Таллина снабжения боезапасом и топливом, а также снижения количества боеспособных ДБ-3 до 11 ед. Кроме того вечером 6 сентября противник провел штурмовку аэродрома Кагул. Двухмоторные истребители Bf-110 эскадры ZG26 сожгли тогда на земле 6 бомбардировщиков, после чего остатки авиагруппы перелетели к местам постоянного базирования в район Ленинграда. Общие потери Особой авиагруппы (ВВС КБФ и ДБА) при 84 самолето-вылетах на Берлин составили 20 бомбардировщиков ДБ-3 и ДБ-3ф, причем авиация КБФ потеряла в 57 самолето-вылетах 17 машин и 8 экипажей. Боевые потери флотской авиации складывались из 4 машин, сбитых при выполнении боевой задачи, и 6 машин, уничтоженных противником на аэродроме. Остальные самолеты были потеряны в результате аварий и катастроф. Группа ДБА потеряла 3 машины, из них две в авиакатастрофах и одну, пропавшую без вести.

Игорь Абросимов   16.01.2015 21:31   Заявить о нарушении
Очень интересное дополнение, Игорь!

Генадий Леонов   17.01.2015 00:21   Заявить о нарушении
Участники обороны островов совершили невозможное - и теперь мы практически не знаем их имён - об обороне Моонзундских островов написано не так уж и много. Но некоторая информация есть.
"174 отдельный саперный батальон, принимал участие в обороне Моонзундских островов входил в состав 3 стрелковой бригады Северо-Западного фронта.Весной 1941 года прибыла на острова Моонзундского архипелага, в основном на Эзель с целью осуществления противодесантной обороны островов. Также вместе с бригадой прибыли два батальона 249-го стрелкового полка 16-й стрелковой дивизии — на остров Хийумаа Моонзундского архипелага (где они и погибли в сентябре-октябре 1941 года).
На 22 июня 1941 года находилась там же, насчитывая в составе около 6500 человек. Собственно, боёв до июля 1941 года не вела.
18 июля 1941 года, в том числе силами бригады, десантом был отбит Виртсу, вражеские войска были отброшены на расстояние около 50 километров.
24 августа 1941 года бригада силами двумя батальонов высаживалась с островов в Виртсу, продвинулась вглубь материка, взяли Лихула, но скоро, после эвакуации войск из Таллина батальоны были отозваны обратно на острова.
9 сентября 1941 года части 217-й пехотной дивизии высадились на остров Вормси, 14 сентября 1941 года части 61-й пехотной дивизии начали высадку на Моон. С этого дня и до 6 октября 1941 года бригада ведёт бои на острове Эзель и практически полностью там погибает.
С острова смогли спастись на судне лишь незначительное количество воинов бригады, которых прибило к островам, принадлежащих Швеции и где они были интернированы. Торпедный катер, где находился командир бригады, был встречен огнём немецкого миноносца и потоплен. Большое количество бойцов и командиров было захвачено в плен и отправлено в лагеря военнопленных на территории Эстонии и Латвии.
2 декабря 1941 года официально расформирована."
Цена ПОБЕДЫ слишком высока.

Альбина Билык   17.01.2015 09:21   Заявить о нарушении
Уважаемая Альбина, Вы правы, - "Цена ПОБЕДЫ слишком высока". Но я бы исключил из этой фразы слово "слишком". Ибо - "враг был силен"...

Для более полной характеристики обстановки вокруг Моонзунда еще раз позволю себе довольно многословное пояснение.

Оборона островов возлагалась на 3-ю отдельную стрелковую бригаду, два батальона из состава 16-й стрелковой дивизии, сводный батальон моряков, а также части береговой артиллерии, зенитные части и различные отдельные подразделения КБФ. Руководство обороной островов с июля осуществлял начальник Береговой обороны Балтийского района (БОБР) КБФ генерал-майор береговой службы А.Б.Елисеев.

Главной боевой силой защитников Моонзунда была тяжелая артиллерия БОБР КБФ, которая включала в свой состав 19 отдельных батарей (всего 12 - 180-мм пушек, , 3 – 152-мм, 27 – 130-мм и 14 – 100-мм пушек). Имелось также 6 батарей стационарных «противокатерных» орудий (всего 25 - 76-мм пушек). Однако, стационарные установки, прикрывающие широкий фронт обороны и развернутые на самых крупных островах архипелага – Эзель и Даго, не давали возможности сосредоточить значительную плотность огня на всех возможных направлениях вражеского наступления. Некоторые острова, являвшиеся важными участками обороны, например Вормси, практически огнем береговой артиллерии не прикрывались. С воздуха объекты Моонзунда защищались семью зенитно-артиллерийскими батареями КБФ, вооруженными четырьмя 76-мм орудиями каждая и сведенными в зенитно-артиллерийский полк.

Общая численность войск, рассредоточенных на значительных пространствах Моонзундских островов, не превышала 24 тыс. человек. Они опирались на весьма несовершенные полевые укрепления, так как создать повсеместную глубокоэшелонированную круговую оборону многочисленных островов оказалось делом нереальным. Из-за сильного противодействия противника уже с первых чисел сентября КБФ лишился возможности поддерживать снабжение, а в дальнейшем эвакуировать защитников Моонзунда.

Из 24 тыс. защитников островов удалось эвакуировать с острова Даго, последнего оплота обороняющихся, на ВМБ Ханко всего 570 человек, среди них немало раненых. Остальные защитники Моонзунда погибли, либо попали в плен. Эвакуация проводилась малыми кораблями ВМБ Ханко. Начиная с 19 октября, сторожевые катера МО, мотоботы, гидрографические суда, имеющие небольшую осадку, в темное время суток шли по минным полям, надеясь на малую вероятность подрыва на мелкопоставленных минах и на возможность уклонения от мин плавающих. В последнюю ночь эвакуации у побережья полуострова Тахкуна брали на борт людей, стоявших в ожидании посадки по грудь в воде.

Как известно, 29 июня нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов приказал Военному совету КБФ оборонять острова Эзель и Даго независимо от обстановки на сухопутном фронте. Как писал Кузнецов позднее в своих воспоминаниях, подобные приказы возлагали «большую моральную ответственность в смысле своевременной отдачи распоряжения об эвакуации». Однако, такого распоряжения отдано не было. Учитывая общую обстановку на Ленинградском направлении, было признано целесообразным по-прежнему нацеливать гарнизон Моонзунда на отвлечение активными действиями с опорой на оборонительные возможности БОБРа значительных сил противника. В октябре, когда положение вокруг Ленинграда несколько стабилизировалось, но время было явно упущено, нарком дал лишь следующее указание Военному совету КБФ: «Проработать вопрос эвакуации гарнизона Даго на Ханко». Ничего реального в этом плане, учитывая оперативную обстановку на морском театре, предложить, было уже нельзя.

Гибель защитников Моонзунда, до конца выполнивших свой долг и ценой жизни в конечном счете защитивших Ленинград, стала одним из тех препятствий на пути врага, которые неизбежно и, зачастую, непреодолимо возникли перед его войсками осенью сорок первого.

Игорь Абросимов   17.01.2015 13:04   Заявить о нарушении
Вчера я не стал спорить об аэродроме, с которого был произведен первый налет на Берлин. Хотя по рассказам своего сослуживца вылет был не с острова Эзель, а с острова Саарема.
Сегодня проверил:
Википедия называет Эзель, но мемуары очевидцев гласят - Саарема!
Возможно на Эзели была база, но вылетали на Берлин с Саарема
Записки и дневники самого Преображенского не нашел, но первые же встреченные мемуары Виноградова на Милитера.ру гласят - Саарема, на котором аэродром не особо предназначался для бомбардировщиков. По этой причине и прилетал Коккинаки.

Генадий Леонов   17.01.2015 17:34   Заявить о нарушении
Виноградов Ю.А. Операция "Б"

Генадий Леонов   17.01.2015 17:43   Заявить о нарушении
Уважаемый Генадий, аэродром Кагул, откуда летали на Берлин, находился на острове Эзель. Теперь этот остров называется Саарема. Правильнее поэтому, коли ведем речь о 1941 г., писать Эзель.

Игорь Абросимов   17.01.2015 17:58   Заявить о нарушении
Спасибо,Игорь, за разъяснение

Это конечно большой минус в моих знаниях картографии, но это же и большой плюс в пользу памяти, не подвела :-)

Генадий Леонов   17.01.2015 19:29   Заявить о нарушении
Восхищаюсь пытливостью искателей исторических моментов ВОВ, а главное,
сохранение памяти о героях войны.

Валентина Склизкова   19.01.2015 16:11   Заявить о нарушении
Благодарна всем за представленные материалы, считаю их очень ценными. Спасибо, уважаемые исследователи.

Альбина Билык   19.01.2015 16:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «В бой идут одни старики, или малоизвестная страниц» (Альбина Билык)

Вечная слава борцам с фашизмом! Я знала, что Берлин бомбили советские летчики, но не знала, откуда они прилетали. Перелететь все линии фронтов -
это казалось мне просто слухом...Спасибо за рассказ, Альбина!

Жарикова Эмма Семёновна   15.01.2015 02:23     Заявить о нарушении
Для меня эти события были тоже открытием. Спасибо,Эмма,за поддержку!
Мира и Тепла Вашим близким!

Альбина Билык   15.01.2015 07:26   Заявить о нарушении