Рецензии на произведение «Гл. 18 Человек поля»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
///Тотальное зависание в "полуформальном" состоянии - результат дефицита мышления, такой поплавок меж сердцем и умом (не нырнешь, не взлетишь - теплохладность). Но все состояния человека - плоды его свободного выбора, потому громы-молнии метать можно, да бесполезно./// ))))
Александр Иванушкин 05.07.2016 00:57 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 04.07.2016 21:47 Заявить о нарушении
Однажды увидела в храме, в огромной вазе, прекрасный букет. Его великолепие не отпускало глаз, но был он уже мёртв, как и вера многих, приходящих в наш храм...
Господи, помоги неверию моему...
Чайная ложечка потрясла до глубин...
Я теперь очкарик, Катенька☺ Надеюсь помогут.....☺
Элеонора Андриевская 31.01.2015 13:13 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 31.01.2015 13:27 Заявить о нарушении
Элеонора Андриевская 31.01.2015 14:02 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 31.01.2015 15:12 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Екатерина.
Благодарю Вас за многие открытия и то самое - неодносторонность. И за мастерство и за любовь к Чехову и к своим героям. И к читателю. Стало быть и - ко мне.
«Добро, не добрым образом творимое, не есть добро», – говорил Симеон Новый Богослов.
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием…»(1) , – о том предупреждал еще апостол Павел, а святитель Игнатий расшифровывал: «Ничто так не враждебно смирению Христову, как смиренномудрие своевольное, отвергшее иго послушания Христу, и под покровом лицемерного служения Богу святотатственно служащее сатане».
...профанское упование на панацею «богословских знаний», хотя великие молитвенники и святые чудотворцы учили иначе, что «богослов тот, кто беседует с Богом, а не тот, кто изучает богословие».
Тимофей в очередной раз был поражен странной логикой отца Дмитрия. Для него евангельский путь жизни означал – и безусловно! – отношение к жизни и к самому себе, предначертанное заповедями Христовыми, духовные принципы бытия, которые, конечно, вне Церкви не могут быть исполнены, если Церковь понимать, прежде всего, не только как сумму обрядовых обязанностей человека, но прежде всего как глубокую верности и преданность Евангелию. И в мусульманском плену, в рабстве, оказывается, можно было идти христовым путем и достигать святости! Пример тому – святой Иоанн Русский(4) , который будучи в рабстве, когда ему хотели предоставить свободу, отказался от свободной жизни со словами: «Покровитель мой – Господь, и нет Его выше, судил мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения». Значит, не стены монастырские главное, хотя в монастыре спасаться и сподручнее?
– Разве не понятно, что человеку может быть стыдно вслух, кому-то говорить о Боге, о собственной вере, как о присущем ему «имении», как о некоей собственности?!"
Татьяна Вика 29.01.2015 12:01 Заявить о нарушении
А уж за добрые слова в мой адрес - мой нижайший Вам поклон и не только любовь - (в данном случае - как к читателю),но и безмерная благодарность. Каждый отклик - великая милость для автора.
Екатерина Домбровская 29.01.2015 13:16 Заявить о нарушении
Эта глава, как и многие иные главы, на мой взгляд, выступает очень ярким свидетельством того, что обращаясь к книге Е.Домбровской, мы имеем дело фактически с явлением, которое можно определить термином «метароман». Обычно им обозначают роман о романе, в двуплановой структуре которого центральное место, помимо собственно сюжета, перипетий героев, череды событий, выступает и проблема литературного творчества, процесс создания самого этого романа… В книге Е. Домбровской перед нами, с одной стороны, развертывается судьба молодого клирика Тимофея и его близких, с другой – предпринятая героем апология А. П. Чехова и его творчества с православных позиций, в том числе – в спорах с критикой, которая тоже числит себя православной и церковной. При этом две этих темы не просто идут параллельно – таким образом, что рассказ о судьбах героев переплетается с размышлениями о чеховских героях в превосходных разборах чеховских произведений – но сливаются сущностно, образуя единую, но при этом внутренне разнообразную тему духовного самопознания героя, в процессе которого развивается и познание, постижение им духовного мира писателя в его сочинениях, в его биографии, во мнениях о нем его коллег, критиков, друзей и врагов. Более того, именно должное самопознание исследователя единственно и способно обеспечить ясное и глубокое постижение им авторской мысли, авторского намерения, прямо вытекающих из его мировоззрения.
В свою очередь истинное самопознание человека, по мысли Е. Домбровской в согласии с Отцами, может быть достижимо в той или иной степени на путях аскетического делания – как оно понимается в православной патристике, сокровищницей которой автор великолепно и к большой пользе для читателя оперирует. Не случайно, на протяжении всего романа мы благодаря автору не просто следим за событиями в судьбах героев, но и наблюдаем внутреннюю, духовную жизнь Тимофея – подчиненную православной традиции и духовному руководству отца Севастиана. Вот и обсуждаемая глава открывается «интермедией Маргоши», посвященной тонкой духовной проблеме научения покаянному размышлению о себе, видению собственных грехов, ясному пониманию своего духовного состояния. Беспощадное и неустанное укрощение собственной самости, пагубного своеволия, порожденного страстями – когда явными для самого человека, а когда и скрытыми – тот самый «божий наждак», столь болезненный для нас, позволяет прийти к сознанию не просто собственного глубокого несовершенства – но и собственного маловерия, недостаточности веры. Что, в свою очередь, делает для человека невозможным внешнюю демонстрацию веры, ее аффектированное внешнее выражение, даже разговоры о ней – которые можно было бы счесть нескромными. О вере такого человека яснее скажут его дела, его подвижничество, его отношение к ближнему – жертвование собой ради ближнего – высшее проявление любви к Богу. О ней скажет его сочувственное слово – не о себе, а об иных, о несчастных, о страдающих – и от жизненных обстоятельств, и - да, и это тоже! - от собственных грехов, собственной нечистоты. И наиболее честным и проницательным современникам Антона Павловича было совершенно ясно – что именно таков был Чехов. Е. Домбровская мастерски увязала между собой проблематику веры, ее подлинного содержания, далеко-далеко не сводимого к преуспеянию в теоретическом богословии, проблематику покаянного самоанализа в духе святоотеческой аскетической традиции, который определяет целиком самую жизнь человека, и который, среди прочего, делает невозможным для него трубить о своей вере, а напротив, уподобляет апостолам в самоумалении, и проблематику верного вИдения, очищаемого аскезой и покаянным деланием – видения исследователя, честного и добросовестного, но не холодно отстраненного и показушно «объективного» (по претензии), а видения и понимания заинтересованного, горячего и сочувственного – такого, каким несомненно обладает и сама Е.Домбровская. Она неотразимо и четко «подтвердила» не самохарактеристику Чехова как верующего, не его именование себя христианином, а подлинное христианство Чехова – негромкое, но глубокое, истинное, деятельное и сострадающее…
Я думаю, к Антону Павловичу вполне можно применить ту оценку, который высказал один современный критик в своем предисловии к «Дневнику писателя»: он сказал, что по адресу Достоевского по мере публикации Дневника звучала критика с требованием не просто рассказывать о страданиях, но предлагать и рецепты лечения. Но у Достоевского не было рецептов, он не был врачом. Он был сама боль. Таков и Чехов…
Франк Де Сауза 23.01.2015 23:14 Заявить о нарушении
Но лучше Вас - не скажешь.
О Достоевском... Не соглашусь здесь с выводами современного критика ни о Достоевском, ни в связи с Вами - о Чехове (в итоге). И там и там отрицание является и преподносится читателю в великих утверждениях. Парадокс? Но Евангельский парадокс. Точнее антиномия. Так же свое соответствие Евангелию мы можем познавать только в нашем несоответствии. У Достоевского и у Чехова в зрение пронзительно откликающихся на боль человеков сердца встроено христианской зрения, грубо формулируя - идеал. И он жив всегда - и там и там. А Читатели Дневника писателя - все были заражены социальными материалистическими вирусами и искали рецептов лечения. А рецепт один - Евангелие и все, что пропитано Евангелием. Рецепт один - путь к святости человека. И ответы на вопрос - что такое святость. Православная традиция стоит на глубочайшем понимании смирения человека и полного самоотвержения перед Богом. А Бог лечит.
Возможно, я не так поняла мысль и Вашу и совр. критика в предисловии к Дневнику писателя. Но для меня здесь нет вопроса и все просто: "Зачем читали Евангелие?" - спрашивал Чехов - позже Достоевского, чуть ли не в отчаянии. А Достоевский еще разговаривал с людьми, которые, предполагалось читали Евангелие чаще и немного внимательнее. ОН только и показывал, что бывает, когда люди отходят от Евангелия и начинают всюду и везде протаскивать свой "здравый смысл" плотского мудрования.
Екатерина Домбровская 23.01.2015 23:40 Заявить о нарушении
Что касается рецептов, то, видимо, стоит уточнить: у них - у Достоевского и Чехова - не было для гневно и требовательно вопрошающих тех рецептов, которых от писателей ждали. А точнее, тех, которые пытались им вменить - стараясь перетащить на свою политическую сторону. Про Евангелие им уже говорить было бесполезно. Достоевский еще кричал, а Чехов уже держал свою боль в себе. В этом смысле ему было даже тяжелее, чем Федору Михайловичу...
Франк Де Сауза 23.01.2015 23:50 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 24.01.2015 00:03 Заявить о нарушении
Очень светло и нежно написано, с любовью!
Как песня и молитва.
Духовно глубоко, документально и художественно вместе.
Читаешь про Сахалин и голод, и страшно за людей, тех, кто страдает, и тех, кто помогает с риском для своей жизни. У первых хотя бы нет выбора, все по факту.
А сознательно всем жертвовать - дело избранных!
Много боли, страданий, одиночества и непонимания.
В какой-то момент приходит отчаяние.
Ведь не все пройдут это поле и спасутся, даже и из верующих.
Кому-то не хватит мужества, кому-то терпения и любви.
а кто-то из вполне благополучных даже не видит этого пути.
и действительно 90 % времени жизни - суета сует!
Дай Бог всем веры, надежды и света Любви!
Можно порадоваться за таких светлых людей, как Тимофей.
Иволга Летняя 23.01.2015 15:42 Заявить о нарушении
Так что не след нам унывать. Нельзя пренебрегать радостью НАДЕЖДЫ - великой добродетели христианства. А мы как-то стали ее подзабывать...
Дай Вам Бог по сердцу, милая Иволга, дай Бог силенок и здоровьица - очень хочется видеть Вас в крепости духовной и физической.
Ваша Е.
Екатерина Домбровская 23.01.2015 15:58 Заявить о нарушении
Какое сладкое ощущение глубокой мысли. Какая страстная статья! Свободное, из самого сердца льющееся Слово о вере.
"Вера и страдания...
вера и терпение...
вера и надежда...
вера и любовь...
Вот, что такое вера!"
На такой высокой ноте завершает эту главу мой Автор. Трудно дух перевести!
При этом, ни на шаг не отходя от личности, биографии и творчества А.П.Чехова, потому что они неразделимы - великий русский писатель и его любовь к Богу. "Любовь особенная, живущая в человеке, но далеко не всегда постигаемая другими людьми".
И это так убедительно, так тщательно аргументировано. Только один пример:
На едва прозвучавший упрёк в якобы "кабинетном" постижении богословия Чеховым, следует замечательный, документально подтверждённый ответ о "Кресте" Сахалина. Перепись на острове среди ссыльнокаторжных,пронзительная "чайная ложечка" купца-каторжанина, словно, две лепты евангельской вдовицы и определение, как чеховская жертва жизнью - вся эта "экскурсия" на Сахалин. А горький пример из биографии смертельно больного Чехова об "испытании голодом",в общем, не оценённый современниками. Нет пророка...
Каков полемический накал статьи! "Неужели у наших "мудрецов-теофилов", так высокомерно судящих Чехова за маловерие, уже имеется столь могучая вера, чтобы ходить по водам"( вспоминая апостола Петра).
Давно читая Вас, дорогой мой Автор, поражалась вашему умению, как "находке",выходить на простого читателя с разговором о Христе, Его помощи и заступлении в трудных обстоятельствах жизни, через классических литературных героев. И вдруг здесь получаю искренний и простой ответ:
"Потому-то и удобно просвещать "рядовых" на произведениях русской классики, потому что она, за редким исключением, пронизана духом и светом Евангелия и в её изумительно художественной подаче истины православия скорее и мягче доходят до сердец". Это рождает надежду на новых писателей и новые открытия, которые щедро, не щадя времени и сердца своего, дарит нам Екатерина.
Дорогая моя, прошу простить за излишки цитирования сегодня. Хотелось записать, при чтении главы, то, что затронуло сердце. Нечаянно пол-тетради исписала.
Благодарю от всей души. Галя.
Галина Алинина 23.01.2015 15:11 Заявить о нарушении
Господь - Единый Сердцеведец. Но и человек, призванный быть не только образом Божиим, но и стремиться к уподоблению Ему во всем, тоже должен так перерабатывать себя в борьбе за чистоту сердца и бескорыстие, чтобы обретать способность слышания сердец других людей не на поверхностном уровне, а в глубинах, в противоречиях, в их спасительной брани даже...
Благодарю Вас за всегдашнее, неизменно сердечное вчитывание, которое уже на моей памяти и глазах становится все глубже, все ближе к Истине - так чувствую я, и отвечаю за свои слова. А другие могут считать иначе.
Вы же, главное, выздоравливайте скорее!И, Бог даст, пойдем вместе дальше...
Екатерина Домбровская 23.01.2015 15:32 Заявить о нарушении
Человек поля. А мне хотелось бы добавить: Может, от нелёгкого рассуждения и пути: "От Бога-нет до Бог-есть" и сложилось это русское: Жизнь прожить - не поле перейти.
Галина Алинина 23.01.2015 15:52 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 23.01.2015 16:05 Заявить о нарушении
Катюша, я не могу на ВК позволить ничего кроме картинки с комментарием к ней. И не могу ответить на обращение ко мне. Но от всего сердца благодарю, если слышу дорогое Слово. Спасибо моим дорогим. Не забывайи и ты меня, Друг мой.Скоро не смогу и таких заметочек написать. Обнимаю крепко. Твоя Галя.
Галина Алинина 31.01.2024 19:20 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 31.01.2024 19:57 Заявить о нарушении
Пытаюсь понять, почему с таким нетерпением жду очередную главу, жду ответа на вопросы, которых всё больше, и связаны они уже не с литературой, а реальными жизненными обстоятельствами, и вдруг осознала, что Ваши книги стали для меня своего рода Лествицей, помогающей ещё не подниматься по ступеням, а только приблизиться к ним, зная, каким мучительным может быть это путь, как трудно отринуть себя, как сопротивляется всё внутри, связанное с отказом от душевного. Сколько раз внутренне говорила себе, что нет во мне веры, и вдруг спасительное: «христианин может судить и даже осуждать и исповедовать свою веру только как неверие…» И как трудно вообще решиться разделить свои сомнения с кем –либо, даже с человеком, давно идущим этим путём, а следовательно, познавшим на себе «наждак» и способным применить его. Болезненной поначалу бывает эта «терапия», но чем ощутимей испытываешь её, тем больше в ней потребность, без неё уже невозможно, потому что какой -то внутренний перелом произошёл, будто обретено иное видение себя, своей греховности и несостоятельности. И неожиданно ощущаешь это внутреннее беспокойство и нетерпение сердца, придающее жизни совершенно иной ритм, внешне, безусловно, незаметный, но требующий полной самоотдачи. Прежде непонятное вдруг обретало поразительную ясность, когда убеждалась «как почти безнадежно было пытаться объяснить рациональным, логическим словом то, что принадлежало к области глубокого сердечного, духовного познания…» И ещё одно, что чувствовала, но не могла объяснить, когда писала статью о поэте, личность которого меня потрясла. Читала его стихи и чувствовала, что написаны они верующим человеком, а тот, кто давно и хорошо знал его, категорически отрицал это. И вдруг пропущенный в автобиографической книге эпизод, который подтвердил мои предположения. Но нигде и никогда не выказывал он своей веры, почему, спрашиваю себя, ведь сейчас принято не просто говорить, демонстрировать с каким-то упоением свою приверженность…И вот нахожу у Вас: «Разве не понятно, что человеку может быть стыдно вслух, кому-то говорить о Боге, о собственной вере, как о присущем ему «имении», как о некоей собственности?!». Да, конечно же! И эта особенность личности бесконечно тронула, связав с дорогим именем отнюдь не простого Чехова. Простите, что не написала о мастерстве и художественных особенностях прозы, наверное, потому что она стала не литературой, а содержанием жизни. Не смогла уйти от внутреннего разговора, который веду, читая Ваши книги, рецензия как -то не получилась.
Татьяна Алейникова 23.01.2015 10:11 Заявить о нарушении
Я так вижу все это: и как то, что действует со мной, с Вами, с ними, - со всеми нами, блудными детьми, которые обратив к Отцу взоры испытывая боль в зрачках от Света начинают все видеть иначе. Да, самое главное - исповедовать искренне и глубоко внутренне свою немощь, чтобы виде действие Божественной Силы, никогда не приписывая ее себе.
Поверьте, счастье для меня было читать Ваш отзыв - светлое счастье.
Екатерина Домбровская 23.01.2015 12:02 Заявить о нарушении
В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19), претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22)
Дорогая Катя, вот и я каждый раз (подобно Маргоше, познавшей всю глубину переживаний и обретений духовных Тимофея, при встрече его с А.П. Чеховым) испытываю неизреченность всего прочувствованного мной при чтении Вашего...
Низкий Земной мой поклон... Помоги нам всем, Боже, на путях Своих нам назначенным...
Ольга Катц 23.01.2015 06:36 Заявить о нарушении
Благодарю, дорогая Оля, за сопереживание моей этой работе!
Екатерина Домбровская 23.01.2015 11:50 Заявить о нарушении
Да, как это грустно. В жизни достаточно быть милым и все рады. Но ведь смысл не в этом?
Почему, интересно, Чехова считают простым? Мне один знакомый говорил - "каждый рассказ Чехова оставляет чувство мучительного недоумения и досады. Не понимаю, а мучаюсь. "
Мне кажется, Чехову такой отзыв был бы гораздо приятнее, чем рассуждения литературоведов, которым всегда все понятно.
Мария Березина 22.01.2015 23:57 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 23.01.2015 00:32 Заявить о нарушении