Рецензии на произведение «9. Док в Сельдевой»

Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Многие замполиты больше вредили, чем помогали... Хотя, в нашем батальоне замполит был классный мужик! Р.Р.

Роман Рассветов   10.01.2020 15:52     Заявить о нарушении
Вы - везучий Роберт Владиславович. Видите - даже с замполитом Вам повезло!

Альберт Иванович Храптович   10.01.2020 17:14   Заявить о нарушении
Это точно! Мои родители были везучие, выжили в горниле войны, и мне эту везучесть по эстафете передали. Р.

Роман Рассветов   11.01.2020 14:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Ох уж эти политработники! И правильно, что встряхнули зарвавшегося товарища. У меня бы тоже нервы не выдержали)

Натали Третьякова   03.12.2019 09:52     Заявить о нарушении
Натали, я отдавал себе полный отчет в том, что меня, как и любого из нас в то время, ожидает в случае ссоры с политорганами. Но иначе с зарвавшимися хамами, даже оттуда, не мог. И не могу.

Альберт Иванович Храптович   03.12.2019 18:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Знал только одного приличного человека из политработников, да и того гнобило его начальство.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   07.10.2018 16:40     Заявить о нарушении
К ним относился мой последний замполит Владислав Рощин, (к сожалению его уже нет с нами). Он поддерживал меня в сражениях с руководством, а я защищал его. Когда ушел с корабля, его постепенно заклевали...

Альберт Иванович Храптович   08.10.2018 05:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Прочитал с интересом. Есть неудобство: глава очень большая, за один раз прочесть не всегда возможно. Полагаю, было бы неплохо разделить главу на 3-4 части, руководствуясь темой и, соответственно, каждую озаглавить. Тогда, после прочтения "подглавы" появилась бы возможность что-то высказать по теме. Впрочем , автору виднее. Не очень красиво прозвучало высказывание об командирах и неподготовленном экипаже ПЛ "К-223". В таком случае вопрос, как такой неподготовленный экипаж был направлен на переход Севморпутём?

Стас Литвинов   04.04.2017 13:31     Заявить о нарушении
Станислав Антонович, большое спасибо за дельный совет разбить слишком длинные главы на части. Обязательно этим займусь.
Что касается подготовки экипажей и высказывания о командирах, то я стою на тех же штурманских принципах, что и Вы - " Пишу то,что вижу, чего не вижу - не пишу". Считаю, что это нужно для пользы делу. В принципе, о том у меня вся повесть "На переломе эпох".
Зайдя на Вашу страницу был поражен: "Звонок из прошлого". Такой у меня уже есть! Ваш, конечно, намного сильнее и наводит на определенные воспоминания...
Спасибо!

Альберт Иванович Храптович   04.04.2017 17:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Интересный парадокс.
Командир дивизии РВСН с несколькими ракетными шахтами где-нибудь в Сибири - по должности генерал-майор.
Командир РПК СН -12-16 шахт - капитан 1 ранга.
За всю историю подплава, исключение контр-адмирал Фролов.
Где справедливость?

Реймен   03.04.2017 18:35     Заявить о нарушении
Именно так рассудил когда-то один из бывших Министров обороны СССР, (кто конкретно, уже не помню). И добился того, что должность командира РПК СН стала вилочной: капитан 1 ранга- контр-адмирал. Но те начальники, что на берегу, в кабинетах, сочли такое чрезмерным. Позже, кажется уже в 1983 году, вилку отменили.

Альберт Иванович Храптович   03.04.2017 19:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Вы здесь пишите, что уходя в море, в поход, моряки оставляют на берегу все проблемы бытовые, дрязги и пр., вот и я, читая Вас, забываю обо всём тоже. Много знакомых фамилий (Громов, Катченков, Самохвалов), но знакомых только на слуху - они в те времена были для нас небожителями. Помню приход ракетоносцев с Севера: у срочников - клёши шире некуда, причёски - неуставные, но у нас их быстро в порядок привели. Спасибо Вам, Альберт Иванович, что даёте возможность узнать то новое, чего я тогда, в силу молодости, не знал или не понимал.С праздником Вас, товарищ капитан первого ранга, с Днём Подводника!!! Здоровья Вам и близким Вашим. С уважением, гл.старшина Горюнов.

Иван Горюнов   19.03.2017 00:23     Заявить о нарушении
Иван, большое спасибо за поздравление! Многие бывшие сослуживцы, друзья поздравили, дети, внуки, (в том числе внук Иван), а вот так, от незнакомого, но бывшего в те далекие времена на Камчатке товарища по оружию - такое поздравление дорого особенно. Посмотрел твою страницу, радуешь ты нас. Буду читать.
С уважением, А.Х.

Альберт Иванович Храптович   19.03.2017 07:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Здравствуйте, Альберт Иванович. Спасибо за очень интересное повествование. Да, жизнь прожить, не поле перейти. Уж если зашла речь о замполитах, припомню одну историю. Командир нашей дивизии полковник Машенцев был представлен на генерала. Скажу честно, он это заслужил сполна... Отличный летчик, толковый комдив, дивизия была на хорошем счету в армии. Да и просто душа человек. Огромного роста, немного с медвежьеми ухватками, он отличался отзывчивость и хорошим характером. Знаю это не по наслышке. Он летал в нашем полку и, как раз на моем борту. Поэтому я встречался с ним часто и общался непосредственно. В полках дивизии в общем обрадовались. Его любили и уважали. По случаю представления организовал он фуршет, по простому гулянку, в нашем профилактории. Были на ней командиры полков, замы по ВОТП, замполиты, в общем довольно узкий круг. Гульнули они знатно. Так вот, его вложил собственный замполит... Накатал такую телегу в армию, что представление отозвали. По моему это свинство, пить за одним столом и тут же вложить... Дивизионный Замполит пошел на повышение, комдив остался полковником и по предельному возрасту был уволен. Тут правда надо сказать и другое. Наш замполит отличался честностью и не любил нести сор из избы. Случись беда какая в полку, разбирался сам, а кляузы терпеть не мог. Жестко пресекал оные от других и себе такого не позволял. Запомнился навсегда своей порядочностью.
Что касается авиации и порядка, то сами понимаете, все от людей.Если командир "тюлень", такая и часть. Солдаты замухрышки, бардак, самолеты не исправны и прочее. Мне везло, служил в основном по хорошим гарнизонам, но доводилось бывать и в бардачных. Ну, это так, к слову.Еще раз спасибо за интересный рассказ. С уважением, Виктор.

Виктор Баравков   04.03.2017 20:10     Заявить о нарушении
Виктор, (к сожалению, не знаю Вашего отчества), для меня Ваши, тонкого знатока человеческих душ, замечания очень дороги. Значит не зря старался, суконным командным языком рассказывал о нас и нашей той, в прошлом, жизни и службе. Спасибо Вам!

Альберт Иванович Храптович   05.03.2017 06:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Уважаю Ваш характер.
Самому приходилось иметь серьёзные стычки с военным начальством из- за разного рода несправедливостей по отношению ко мне и моим подчинённым. Потом это как- то утрясалось,мести я не боялся,да и её практически почему- то не было.
Глава очень интересная и познавательная.
Действительно,подводники - это особенные люди.

Влад Теслен   23.02.2017 19:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Сильная глава. Впечатлений уйма. Вам Альберт Иванович, обязательно надо напечататься. Сильная получится книга!
«Я всех не знаю поименно, но славлю ваш нелегкий труд».
« И ничего нельзя изменить – мы у берега, погрузиться невозможно. Куда-то укрыться тоже – у нас боевой приказ, да, собственно, и укрыться негде. Я еще думал, что можно сделать, когда вдруг впереди себя в полусумраке увидел какую-то гору. Сверкнула мысль – неужели берег?! Не может быть! Тут же дошло – это огромная волна! Успел повернуться к вахтенному офицеру и сигнальщику, крикнуть: «Ложись!», и нас накрыло. Инстинктивно уперся руками в корпус пеленгатора, и дальше только ощущал, как меня давит масса воды, трещат мои ребра, сухожилия на руках. Думал, как хорошо, что задраен верхний рубочный люк, сейчас бы в Центрально посту было полно воды… и тогда одними нами не обошлось бы.

Казалось, прошла вечность, пока волна не схлынула. С трудом приподнимаюсь, вглядываюсь туда, где должны быть вахтенный офицер и сигнальщик. И к неописуемой радости вижу, что они там, шевелятся. Только тогда ощутил, что не могу вдохнуть воздух, грудь продавлена. Всё же с каким-то хрипом, даже рычанием удалось продохнуть. Отцепил концы, подтолкнул буквально ногами обоих к люку, дождался промежутка между волнами, отдраил его, и приказал им спуститься вниз. Всё равно в такой обстановке на мостике они были не нужны. Сам спустился в боевую рубку, люк успел за собой задраить. Приказал поднять перископ, чтобы вести наблюдение через него, иначе было невозможно. Хорошо, что он был с гидроприводом, вращать его руками просто не смог бы. Понимаю, что другого выхода нет, говорю по связи штурману:
- Штурман, быстро курс боцману от берега к ближайшему месту с глубиной 100 метров!
А тот мне в ответ:
- Товарищ командир, навигационный комплекс вышел из строя, задать курс боцману не могу!
- Давай по магнитному, быстрее! (На такой аварийный случай магнитный компас у нас, был).

Штурман дал курс, боцман по магнитному компасу кое-как на него вышел. Беда была еще и в том, что упала аварийная защита реакторов, турбины остановились, и минимальный ход мы могли поддерживать только вспомогательными винтами под электромоторами. И то хорошо, хоть аккумуляторная батарея уцелела. Корабль, продолжая валиться с борта на борт, (вот когда прошли настоящую проверку моряки, включая и качество приготовления ими корабля к бою и походу), медленно, но всё-таки пошел от берега в сторону моря. Как только штурман доложил, что под килем 100 метров, я приказал опустить выдвижные устройства, кроме перископа, принять Главный балласт, и погрузился на перископную глубину. А потом, когда глубины стали больше, и на глубину 50 метров. Спустился в Центральный пост. Качка еще ощущалась, но уже, конечно, далеко не так.

Очень драматичная глава. Вы Альберт Иванович в рубашке родились, наверно в следующий раз уже решение принимали исходя из прогноза погоды, а не приказа. Я тоже попадал в подобный перепляс (глава командир корабля).

Это было просто моё командирское счастье – люди на совесть приготовили корабль к походу. Дальше всё было проще. Восстановили режим боевого патрулирования, и пошли в подводном положении в заданную точку, где должны были погрузиться. Вот там я и записал в Вахтенный журнал, что погрузился и начал переход по плану. Благо доносить на берег о погружении не требовалось. Комдив, так же молча, со мной согласился. ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО ТОВАРИЩ КОМАНДИР, НО ПОНИМАЮ. «Волк собак не боится, а дрязг не любит».

«Вот это последнее мне показалось странным. За сравнительно небольшое время перехода в базу при всем желании много не сделаешь. Тем более, что большого желания работать за кого-то, признаться, у меня не было. Приведу, думал, корабль в базу, а там пусть командование дивизии им занимается. И каково же было моё, мало сказать, удивление, скорее потрясение, когда мы с Новиковым после погружения в Беринговом море вскрыли секретный пакет с Боевым распоряжением на дальнейшие действия. Кораблю предстояла Боевая служба, (Боевое патрулирование), в Тихом океане без захода в базу! Для меня это было: две Боевые службы подряд, месяц на ледоколе и теперь еще одна! (Позже, тот же Катков сказал: «Альберт Иванович, Вы меня просто удивляете. Мало кто так смог бы. Вас же просто используют на износ!»).

В одном из журналов как-то прочитал, что в некоторых странах, например в Англии, если моряк провел в море около трех месяцев, то его могут лишить даже права голоса на выборах. А если был там полгода и больше, то, по данным науки, у него могут произойти такие изменения в психике, что на берегу какое-то время его можно считать не совсем нормальным, не несущим ответственность за свои порой необъяснимые поступки, действия». Вот это я имел в виду, когда писал, что наш флот самый сильный в мире

«Несмотря на все сложности, трудности и опасность подводной службы, многие из нас, как я уже говорил раньше, в море чувствуют себя гораздо лучше, чем на берегу. Не зря же кто-то сказал, что морские бури ничто по сравнению с бурями житейскими. Уходя в море, мы оставляем их за кормой. Здесь у нас нет интриг, низости, подлости, сплетен, отравляющих душу обид. Каждый делает своё дело и знает, что от него зависит не только выполнение поставленной кораблю задачи, но и жизнь не только его, а всего экипажа, и целой страны . И человек ощущает свою значимость, он чувствует себя личностью. Я ощущаю настроения и состояние своих подчиненных, когда обхожу отсеки, боевые посты, командные пункты или отдыхаю с ними в кают-капании». КРАСИВО СКАЗАНО!

- На флоте есть две заслуживающие уважения должности – Главком ВМФ и командир корабля. Думаю, Главкомом мне уже не стать, так что останусь я лучше командиром! РАНЕЕ НЕ СЛЫХАЛ! ЗДОРОВО! НО АДМИРАЛА НАДО БЫЛО БЫ ПОЛУЧИТЬ!

В СВОЕЙ СЛУЖБЕ Я ТОЖЕ ТАК ПОПАЛ НА ОДИН ИЗ ВОЕННЫХ АЭРОДРОМОВ В ПРИМОРЬЕ, ОН НАЗЫВАЛСЯ «КАМЕННЫЙ РУЧЕЙ» Я ПОНЯЛ, ЧТО МЫ БЫЛИ В ОДНОЙ КАЗАРМЕ. БЫЛО ЭТО В 1991 ГОДУ. ЛЕТЕЛ ИЗ ПРИМОРЬЯ НА КАМЧАТКУ НА ИЛ-12 ВВС ТОФ И НАС ТАМ ПО ПОГОДЕ ПОСАДИЛИ. Просидели почти неделю, и тоже самое, как у вас.

Владимир Сысун   28.11.2016 07:25     Заявить о нарушении
Владимир Владимирович, искренне рад, что Вы так хорошо понимаете то, что написано в моих записках. Невероятные совпадения в наших дорогах в этом мире.
Спасибо!

Альберт Иванович Храптович   28.11.2016 09:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Док в Сельдевой» (Альберт Иванович Храптович)

Уважаемый Альберт Иванович!
Уже 16 "главу" читает мой отец. Пишу эту рецензию вместо него. Он плохо печатает. Вчера с утра и до заполночи читал. Вы служили как пишете - здорово! На совесть. Спасибо!

Юрий Игнатюгин   04.07.2016 04:23     Заявить о нарушении
Юрий, даже если Ваш отец не во всем со мной согласится, передайте ему от меня привет и благодарность за внимание. Надеюсь прочитать Ваши новые заметки путешественника.
С уважением, А.Х.

Альберт Иванович Храптович   07.07.2016 06:03   Заявить о нарушении