Рецензии на произведение «О справедливости и общественных потребностях»

Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

Здравствуйте, Андрей!
Спасибо за ироничную и умную статью. С удовольствием прочитал.
Вопросы социальной справедливости нас не волнуют. На всех денег все равно не хватит. Понятно, что все, начиная с приватизации, делается исключительно в интересах транснациональных корпораций (ТНК). А интересует более фундаментальная для нас проблема: почему никогда не бывает денег больше, чем нам надо в конкретный момент? Можно ли как-нибудь изменить ситуацию к лучшему, как Вы считаете?
С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.10.2018 12:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте снова!

Эта публикация в упрощённой, сокращённой и ироничной форме отражает некоторые положения более "фундаментальной" работы, где предложена экзотическая модель денежного обращения, которая, как представлялось при её создании, могла бы как-то повлиять на ситуацию к лучшему. На этой моей странице даётся её описание в самом общем и упрощённом виде ("О деньгах II"), а более полное — на моей основной странице ("Социальная справедливость и свобода рынка - 2000").

Признателен за интерес и отзыв!

Августин Летописец   28.10.2018 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

Да, на такие темы можно дискутировать бесконечно.
И эта бесконечность возникает, потому что мы привыкли задавать вопросы "кто виноват" и "что делать".
Но вначале нужно ответить на вопрос "почему".
Почему с нами происходит то, что происходит.
Нашему поколению в этом отношении повезло: мы испытали "социальную справедливость" двух формаций - социализма и капитализма.
Даже из вашей статьи можно сделать вывод, что социальной справедливости стало меньше. Вопрос: почему не захотели жить в обществе социального равенства?
Ответы могут быть бесконечными, но этот вопрос, скорее, риторический.
Не захотели - значит не смогли.
Мы с большой долей вероятности уверены, что в природе происходит саморегулирование всех процессов, почему же не хотим видеть это саморегулирование в социуме.
Потому что не позволяет гордыня?
Если ты такой умный, почему не богатый? Не позволяет совесть?
Тогда ты самый богатый - у тебя есть совесть.
Если сегодняшнее общество мерилом всего и вся сделало деньги, то это больное общество. Точно так же оно было больным, когда установило принцип равенства и стремления к идеалу "каждому по потребности" - потребности у человека, оказывается, не имеют границ.
Из одной крайности мы кинулись в другую. Такова наша ментальность.
Если коротко: хочешь чего-то добиться в жизни - нужно все процессы воспринимать как "справедливые". Даже рождение. Легенды о прошлых жизнях или бессмертии души имеют сегодня под собой материальные основы - достижения генетики когда-нибудь откроют "генетический код".
Общество, не почитающее предков, - не имеет будущего.
Поэтому в жизни справедливо всё.
Даже прыщик на теле соскакивает не просто так, есть причина.
Искать ответ нужно на один вопрос - "почему".

Виктор Попов 7   28.10.2018 06:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Не буду здесь вдаваться в философию "справедливости", эта тема действительно бесконечна. В данном случае рассматривал лишь одну из её сторон, если угодно, материальную, причём выражаемую чётко и узко — в деньгах.
Можно долго искать ответы на вопросы "кто виноват?" и "почему?" и увязнуть в спорах, меня же всегда больше интересовал другой: "что делать?" Рецептов предлагается множество, в том числе и на Прозе.ру, но пока не встретил такого, который представлялся бы реальным выходом из положения.

А по поводу "если ты такой умный..." позволю себе привести выдержку из давнего текста:
"— ...Знаете, как говорят: «Если ты такой умный, то почему бедный?» <...>
— А вам, простите, не приходит в голову, что именно поэтому?
— То есть?
— Да то, что хватает ума не ставить меркантильные интересы на первое место. Начнём с того, что есть в мире вещи и поинтереснее, чем добывание денег. Хотя кому как... А ещё скажу, что нередко даже приходится умышленно избегать ситуаций, где на выходе подразумевается обогащение непонятным или сомнительным образом.
— Так это просто нежелание или страх брать на себя коммерческий риск.
— Вовсе нет. Коммерческий риск здесь не при чём, на него-то как раз пойти нетрудно. Это — сознательный отказ от некоторых действий, которые противны внутренней природе..."
("Карельские тезисы", 2013)

Благодарю за прочтение и отзыв!

Августин Летописец   28.10.2018 06:51   Заявить о нарушении
Если разобрался с "почему", то вопрос "что делать" становиться очевидным.
Конкретный этот случай:
"... хватает ума не ставить меркантильные интересы на первое место".
По факту, получается, что не хватает! Потому что этот ум относит его самого себя к бедным.
Пределов накопительства нет - факт. Богатство и бедность - понятия весьма относительны - факт. Если меркантильные интересы не на первом месте - значит уровень богатства устраивает - факт.
Логическая цепочка фактов свидетельствует: представленный ум затмила жадность.

Виктор Попов 7   28.10.2018 07:53   Заявить о нарушении
Совершенно не согласен! Или не совсем верно понял Вашу мысль.

"Если меркантильные интересы не на первом месте — значит уровень богатства устраивает — факт.
Логическая цепочка фактов свидетельствует: представленный ум затмила жадность."

Почему именно такая интерпретация? Уровень богатства может и не устраивать, просто есть другие интересы и потребности, и такое положение вещей вовсе не свидетельствует об отнесении себя к бедным. Да и бедность, как и богатство, — понятия относительные и во времени, и в пространстве.

Августин Летописец   28.10.2018 12:45   Заявить о нарушении
Хорошо. На примерах.
Остап Бендер спросил Шуру Балаганова, сколько тому нужно денег для полного счастья, и дал сумму большую. Однако Шура по привычке полез в чужой карман. Сам же Остап после вожделенного миллиона потерял интерес к жизни.
Вымышленные герои?
Допустим, но полно героев в реальной жизни.
Олигарх Абрамович - что нужно было человеку в жизни?
Губернатор Сахалина Хорошавин сидит в тюрьме, хотя имел всё, что душа пожелает - и власть и деньги. Почему бы во время не остановиться? Как и многим другим уместно задать им этот вопрос.
Да потому, что результат - ничто, процесс - всё!
Вот феномен человеческой души - неуёмность.
Так эту неуёмность любой из нас применяет ровно по своей духовной нищете.

Вспоминается разговор на работе. Сотрудница сетует, Вам легко рассуждать, когда денег хватает. Я отвечаю: мне их всегда хватало. Когда пять лет учился в институте ежемесячный бюджет был (55 руб 35 стипендия плюс 20 присылали родители), хватало. В это время она получала (в институте она не училась) минимум рублей 130 - не хватало. Зная её мужа (большой был начальник)совокупный доход их семьи был в полтора раза больше, чем моей семьи. Ей не хватало, мне хватало.
Вот простые примеры из жизни.
Её справедливость в том, что каждый получает то, к чему стремится.


Виктор Попов 7   28.10.2018 14:11   Заявить о нарушении
Это конкретные примеры, но они не могут служить основанием для обобщения и распространения на всех людей. Нет предела человеческой жадности — это так, но в то же время имеем многочисленные примеры, когда люди делали выбор не в пользу богатства.
Что до утверждений "состоятельных кротов" о том, что каждому воздаётся по справедливости, останусь при своём мнении: понятие справедливости исключительно субъективно, а потому и взгляды на неё лежат в очень широком диапазоне. Я могу отвечать лишь за свою позицию и как-то её обосновывать.
А по поводу "чего богатеям не хватало?" могу вспомнить классический мультик про Золотую Антилопу, которую Раджа пытается образумить: "Глупое животное! Золота не может быть слишком много!" К сожалению, в жизни не так, как в этой сказке, но это совсем другая история.

Августин Летописец   28.10.2018 14:21   Заявить о нарушении
Не знаю, что утверждают "состоятельные кроты", для меня они не авторитет.
Но вот в одной умной книжке утверждается, что "каждому воздастся по вере его".
Если у вашего героя "меркантильные интересы не на первом месте", то веры в самого себя, как достаточно успешного, явно не хватает.
Может в жизни и что-то не так, как в сказке, но ведь эти сказки мы выбираем себе сами.
Есть ещё притчи, можно выбрать такую притчу.

Молится человек: "О Боже, что ты меня всё время испытываешь? Уж нет никаких сил преодолевать тяготы. Сколько мне ещё нести этот крест".
Услышал Бог своего послушника: "Хорошо, иди туда-то и туда-то, там найдёшь место где лежат кресты. Выбери себе какой хочешь".
Пошёл человек, действительно лежат кресты - каких только нет.
Задумался человек, какой выбрать. Большие отверг, слишком маленькие тоже. Долго выбирал, нашёл небольшой такой, симпатичный. Поднял его, пошёл...
Боже ему в след: "Так это же и есть твой крест".


Виктор Попов 7   28.10.2018 15:15   Заявить о нарушении
Ситуация прояснилась, но не окончательно. Есть подозрение, что имеют место разночтения в терминологии, в частности, в отношении понятия "меркантильные интересы". Согласно определению, синонимы слова "меркантильный": торговый, коммерческий, расчётливый, торгашеский, мелочный, скупой...
Мне совсем непонятно, почему "если меркантильные интересы не на первом месте, то веры в самого себя, как достаточно успешного, явно не хватает". Разве успех должен измеряться лишь представленным перечнем? Это зависит от системы ценностей, которые очень часто у людей не совпадают.
Кстати, в упомянутых "Карельских тезисах" значительная часть диалога героев посвящена именно вопросам веры.
А "состоятельные кроты" и для меня не авторитет.

Августин Летописец   28.10.2018 16:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

О деньгах можно говорить много.
Особенно, когда их мало.)
Спасибо, Августин Летописец!
С уважением,

Рефат Шакир-Алиев   23.07.2017 01:45     Заявить о нарушении
Согласен: о деньгах можно говорить много, особенно когда их мало. Надо полагать, по той причине, что у кого их много, не говорят о них, а их делают.
О деньгах есть кое-что порассказать (при наличии интереса могу дать ссылку на другую страницу), но там всё с претензией на серьёзность, если только к содержанию текста изначально не относиться с юмором.
Благодарю, Рефат!

С уважением,

Андрей.

Августин Летописец   23.07.2017 02:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

В индейском племени все справедливо. Среди эвенков тоже. Нужно брать опыт у них.

Капитан Крю   23.04.2017 09:10     Заявить о нарушении
Такая справедливость реализуема лишь при их образе жизни — на грани (?) первобытно-общинного строя. Возврат к нему нынешней цивилизации возможен лишь по причине какого-нибудь глобального планетарного катаклизма. Слишком велика цена.
Признателен за интерес к моим публикациям и отзыв.

Августин Летописец   23.04.2017 09:17   Заявить о нарушении
В настоящее время первобытно-общинный строй сосуществует параллельно современному строю. И его представители не ощущают никакого неудобства.

Капитан Крю   01.05.2017 13:27   Заявить о нарушении
Рaзные oбщеcтвенные cтрoи (экoнoмичеcкие уклaды/фoрмaции) oднoвременнo cуществoвaли вcегдa. Зaхoтят ли люди эпoхи интернетa и кocмических пoлётов дoбрoвoльнo oткaзaтьcя oт привычнoгo oбрaзa жизни в пoльзу вoзврaтa к oхoте и coбирaтельcтву? Дa ни зa чтo! Пoтoму и вcерьёз рaccмaтривaть "первoбытную cпрaведливocть" не имеет никaкoгo cмыcлa.
Любaя "cпрaведливocть" пoдрaзумевaет тoт или инoй cпocoб перераспределения ресурсов, которые могут выступать как в конкретной форме (например, продукты питания), так и в обобщённо-условной (например, деньги).

Августин Летописец   01.05.2017 14:22   Заявить о нарушении
"Зaхoтят ли люди эпoхи интернетa"
Да кто ж их спросит?

Капитан Крю   01.05.2017 17:47   Заявить о нарушении
Однако это совсем иная проблема, к рассматриваемой здесь "справедливости" никакого отношения не имеющая. Директивно можно любую "справедливость" внедрить не спрашивая, проходили уже.

Августин Летописец   01.05.2017 19:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

Добрый день, уважаемый Августин. Вопросы, которые Вы поднимаете, хоть и известны думающим людям, но всё равно интересны, тем более в такой оригинальной подаче, как у Вас. Жаль только, что ответы на них не даются. Быть может их можно найти в продолжении. Обязательно найду время и почитаю.
У меня тоже есть некоторые рассуждения по социально-экономическим вопросам. Загляните как-нибудь на мою страницу. В том числе можно прочесть и мой рассказ "Философ".
С уважением, Анатолий Шнаревич.

Анатолий Шнаревич   28.10.2018 11:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!

Признателен Вам за проявленный интерес и отзыв. Что касается "Философа", то я оставил отзыв на него ещё 24.10.16 со своей основной страницы (www.proza.ru/avtor/devin). Там же размещена в небольшом сокращении публикация "Социальная справедливость и свобода рынка", где представлены мои взгляды на некоторые аспекты проблемы.

С Новым годом, и всего самого наилучшего!

Августин Летописец   11.01.2017 10:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Августин,
С уважением,

Анатолий Шнаревич   11.01.2017 11:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «О справедливости и общественных потребностях» (Августин Летописец)

Уважаемый Августин, справедливо и достойно!
Мира нам всем, любви и счастья в канун Великого праздника!
Оставаться людьми и людьми, принимающими верные решения!
С теплом и с самым добрым!

Наталья Вялкина   07.05.2016 09:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!

Присоединяюсь к пожеланиям мира, счастья и всего самого наилучшего нам всем!
И пусть эти пожелания сбываются не только накануне Дня Победы и других праздников.

С неизменным уважением,

Августин Летописец   07.05.2016 09:34   Заявить о нарушении
Европейцам и американцам покоя не даёт наша территория с нашими природными ресурсами...

"Русские варвары так бездарно владеют своими ресурсами, что даже элементарные социально-бытовые условия создать для всех не в состоянии, до сих пор у них богачи всё проматывают, как и в позапрошлом веке..."

Может быть поделимся территорией, а они нам всем нормальные социально-бытовые условия и дороги построят?)))

Аникеев Александр Борисович   18.05.2016 09:24   Заявить о нарушении
Если у самих ума не хватает...

Аникеев Александр Борисович   18.05.2016 09:25   Заявить о нарушении
Мы после развала СССР попытались с ними дружить: мы - вам..., а вы - нам... Типа "мы теперь совсем как вы..."
Чем кончилось - известно: игра в одни ворота. Есть ли смысл наступать на те же грабли ещё раз? Особенно в условиях всё разрастающегося глобального кризиса, когда они всеми способами дают понять, что "нас здесь не стояло".

Августин Летописец   18.05.2016 11:07   Заявить о нарушении
А что мы научились делать после развала СССР, кроме оружия???

Себя обеспечить даже самым необходимым для жизни не в состоянии, друг у друга готовы украсть или отобрать...

И это великая Россия?

Страна идиотов...

Аникеев Александр Борисович   18.05.2016 11:26   Заявить о нарушении
Сейчас такие страны, как Швейцария или Сингапур, скандинавские страны или Канада - социально развитые страны внутри, но с внешней капиталистической системой, посредством финансовых структур, косвенно через правительство и капиталистов других стран, грабят народы этих стран, нашей в том числе. Если современная Россия, как и СССР, сохранила всю прежнюю буржуазно-финансовую систему внутри страны, то более социально прогрессивные народы внедряли у себя и более прогрессивные социальные законы, обеспечивающие для населения более высокие социальные гарантии.

А вот СССР был для внешнего мира как бы социально устроенным, что и побудило народы других стран бороться за свои человеческие права, но был капиталистическим внутри, ибо привилегированный бюрократический аппарат государственной власти и был в СССР как бы совокупным капиталистом, эксплуатируя и обирая свой народ, часть которого более-менее обеспечивая необходимым, а сейчас ещё и частные капиталисты грабят народ!

Только многие до сих пор этого не понимают...

Аникеев Александр Борисович   18.05.2016 11:59   Заявить о нарушении
Уточнение: применительно и к СССР, и к нынешней России правильнее говорить не столько о государственном (либо олигархическом) капитализме, сколько о государственном феодализме.

Августин Летописец   18.05.2016 12:17   Заявить о нарушении