Рецензии на произведение «Гл. 22. духовные орлы»

Рецензия на «Гл. 22. духовные орлы» (Екатерина Домбровская)

Вот дочитала, Катюша, Ваш труд, в который вложено вами неизреченное словами количество сил, размышлений, сопоставлений, поисков нужного в доказательстве... это как теорема математическая... есть формулировка, которую надо осмыслить до такой степени, что не только важно понять суть, но и доказать, что данное утверждение истинно, и, стало быть, имеется вся непрерывная цепочка неоспоримых утверждений, доказывающих не очевидное... низкой земной поклон Вам, Катя... Божественное не может быть закрыто никакими пеленами человеческого мудрствования, изощренно покрывающих интересы луквствующего материалиста... но и умножается, и открывается оно благодаря и малому и большому подвигу, исповедников Истины...
Спасибо Вам за сердце, болящее за чистоту Православной Веры, за сохранение многовековых традиций и Предания Церкви Христовой, за тот Свет, что несете своим просвещением, всем, кто неравнодушен и желает научиться отделять плевела от зерен...
Вами проделан титанический труд и мыслительный и исследовательский... далеко не каждый способен проникнуть до такой глубины посторонней мысли... это практически не возможно... Но Вы так мастерски сумели соединить все разрозненные исторические сведения в единую цепочку, все это обозреть и переосмыслить, что найдется ли теперь тот, кто сможет апеллировать, утверждая противоположное...
Человек склонен многажды наступать на одни и те же грабли, пока не будет обучен... вот и сейчас совершаются те же ошибки и отступления, как и в прошлых веках... об этом нельзя молчать... Вы об этом знаете... и колокол, Ваш колокол, Катя, гудит... предостерегая и созывая на великое противостояние силам зла... Помогай Вам Бог, Катя... всегда Ваша,

Ольга Катц   24.06.2016 10:01     Заявить о нарушении
Оленька... Я даже не умею, что и сказать! Главное, Вы увидели "математическое" мое обоснование, неоспоримость истины, которая зиждется даже на мне знакомом понимании творческого процесса. Примитивное рождение из прототипов - героев, это только в ненастоящей литературе и в проходных героях. Вот у меня нету прототипа Тимофея моего, но в нем живет душа и я знаю ее живые составные части . Вовсе не только моя, там есть и другое - близкое и родное. Архиерей у Чехова родился из его горьких глубоких дум о судьбах Родины, из понимания - в итоге жизни,того, что такое "делатели" на Господней жатве, какими они должны быть, и что тогда совершалось в России. Ведь и я, когда писала Воздыхания и вглядывалась в судьбы дорогих мне людей в болью видела, как слабеют духовно люди, теряя не веру, а именно ее СОЛЬ. А без церковного огня, без этого костра любви и сылы народ не может поддерживать в себе огонь любви к Богу, доверие ему... Народ слаб... Жатвы много, а делателей мало... Вот и ныне - никакие моральные парадигмы, которыми пичкают ныне народ даже и отцы церковные - они неспособны поддерживать спасительные огни в сердцах. Это путь мертвый, рассудочный, протестантский - вот в чем вижу я самые главные болевые точки. А если делателей нет или они имитируют "горение" своими эмоциями и эпатажными проповедями типа брак без венчания не блуд (о. Андрей Ткачев)... А что, кстати? - то народ Божий сам должен брать на себя эту функцию поддержания огня. Я не к тому, что не нужна в Церкви икономия - нужна. Нужно снисхождение к человеку потому что в этом тоже любовь. Но все равно говорить так нельзя. Ситуация с гражданскими браками почти тупиковая, мучительная - но теоретически (математически) предлагаю ответ. Такие ситуации преодолеваются ПОДВИГОМ людей - пусть малым, незаметным, но подвигом. Вот как тот подвиг, который совершила Моника, мать Блаж. Августина. Она "приобрела" мужа для Бога. А какую жизнь прожила? Чем не крестораспятие? Уверена ход моей мысли Вы поняли. А за слова в мой адрес - конечно, кланяюсь, да только... Не нам, нам, но ИМЕНИ ТВОЕМУ. Опытно познано, откуда все - до малейшего глотка воды, слова и даже сердечного горения, которое Он возжигает в нас, если дровишки наши подсохли для принятия огня. Прошу не забывать меня в своих святых молитвах. Вы, Оля, замечательный сильный человек. Для меня лично Ваша жизнь - и путь - великая опора.

Екатерина Домбровская   24.06.2016 10:12   Заявить о нарушении
Дорогая Катя, Вы появились в моей жизни, и это не простое совпадение, которым многие объясняют события жизни... Во всем промысел Божий... и Ваша поддержка - есть водительство и попечение Его обо мне... я хорошо понимаю ценность живого духовного опыта в каждом из нас для нас самих, и не менее важен он и для окружающих нас... ослабевает человек, но искус лукавствующего духа не ослабевает... и как же тяжело всем без исключения становится жить... кто понимает причины, не скажу, что тому легче, но он хотя бы имеет возможность осознанного правильного выбора и тем самым имеет опору в Боге и стойко может переносить все бури и тяготы, неизбежно когда-нибудь возникающие на жизненном пути... За это благодарение Богу, что пока ещё терпит наше все возрастающее несовершенство... О Вас помню всегда, Катя... Знаю, что и Вы обо мне не забываете... только вот, наверное, мало в чем могу быть примером... Вы обогрели меня Вашими откровениями, но и смутили как-то... слишком уж очень высокие, несоизмеримые моему простому житейскому уровню, Вы говорите, Катюша... я вот к многому равняюсь вашему... спасибо за открытость и доверительность... думаю приобрести вашу Весну в новой редакции... очень хочу и надеюсь иметь её у себя... Спасибо Вам за всё...

Ольга Катц   24.06.2016 14:55   Заявить о нарушении
Присылайте адрес. Он был, но мог и затеряться. Только точный - в почту. Да, новую "Весну" я бы хотела, чтобы Вы имели... Буду ждать!

Екатерина Домбровская   24.06.2016 15:02   Заявить о нарушении
Хорошо, Катя... спишемся по электронной почте...

Ольга Катц   24.06.2016 15:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 22. духовные орлы» (Екатерина Домбровская)

После замечательной рецензии Франка трудно что-то добавить, но примите моё восхищение, дорогой мой Автор, этой главой, вылившейся в блистательную полемическую статью. Примите мой поклон за то, что так щедро Вы используете ресурс ваших духовных знаний для просвещения читателя, за вашу принципиальную позицию в отстаивании своей точки зрения, за широчайший кругозор, который рождает великое доверие вашему Слову.
Ваша Галя.

Галина Алинина   23.06.2016 15:06     Заявить о нарушении
Милая Галя, спасибо! Рада, что глава понравилась ( ведь ты две прочла?) Но мы с тобой давно на "ты", а ты меня как посла Великобритании величаешь))) Мы слишком давно и близко знакомы с тобой - так что мне в радость - самое простое твое слово, отзыв, похвала и даже несогласие. Так что благодарю и крепко обнимаю.

Екатерина Домбровская   23.06.2016 16:00   Заявить о нарушении
Конечно, прочла обе главы. Вдобавок, вечером долго читала нашу переписку по Чехову, - "Дуэль", "Чёрный монах", "Архиерей"... Сердцем ощущала трансформацию моего понимания Антона Павловича, впитывая твои размышления. Немалый был срок. Такого рода, мониторинг взглядов своих провела. Слово "понравилось" не раскрывает настоящего ощущения после прочтения твоего "Чехова". Это почти переворот отношения к классической литературе вообще. И принимаю его с благодарностью, Катюша. Обнимаю. Твоя, как всегда, Галя.

Галина Алинина   23.06.2016 16:22   Заявить о нарушении
Здорово! Скоро будет еще одна новая - вставная глава. А то и две. А последующие некоторые вставляю кусками куда-то. Знаю, какой ты читатель: насколько внимательный, взыскательный и одновременно великодушный. И понимающий тот мир в котором пытаюсь работать я - ту духовную стихию. Дай Бог дотянуть задуманное.

Екатерина Домбровская   23.06.2016 16:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 22. духовные орлы» (Екатерина Домбровская)

Насколько я могу судить, в этих двух главах мы имеем перед собой прекрасный образец подлинно добросовестного литературоведения, облеченного, ничуть ни в ущерб полноте и качеству анализа, в замечательную художественную форму.

Анализ, как мне представляется, основан на следующем комплексном подходе. С одной стороны, Екатерина скрупулезно восстанавливает фактологические основания, на которых должно строиться осмысление чеховского шедевра – в его подоплеке, замысле, воплощении, той самой «Большой мысли»… При этом автор создает поистине замечательные, яркие, живые портреты тех русских архиереев, образы которых, в силу личного или косвенного знакомства с этими пастырями, с их характерами, с их жизнью, с их служением, Чехов гипотетически мог принимать во внимание при создании своего рассказа. Я намеренно не говорю «при создании образа епископа Петра» – поскольку Екатерина блестяще доказывает, что образ этот строился не только перенесением отдельных черт знакомых Чехову архиереев в образ Петра (как это было с епископом Никоном), но и, если можно так сказать – антагонистически, от противного, исходя из разделяемого Антоном Павловичем подлинно церковного представления о том КАКИМ в действительности должно быть истинному архиерею христианской Церкви – примеры коих он видел, скажем, в преосвященном Михаиле (Грибановском).

И тут следует сказать особо о втором, не менее важном аспекте в анализе автора: речь идет о подходе, основанном на аскетической церковной традиции, на понимании высоты и предназначении монашеского чина и архиерейского сана – требующих от человека полного отречения от себя душевного, от себя сентиментального, от себя плотски-немощного – в пользу подвига молитвенного и подвига архиерейского служения, подвига предстояния за стадо Христово перед престолом Божьим, то есть таких свойств личности, которые не свойственны, к сожалению герою рассказа, епископу Петру – при наличии множества хороших человеческих качеств. Но именно человеческих, слишком человеческих – а не превосходящих человеческое, чего требует от человека архиерейское служение.

Сочетание этих двух методов в общем комплексном подходе к исследованию в их последовательности, полноте и при добросовестности исследователя приводит не только верующего, но и просто непредвзятого читателя к выводам о рассказе, о чеховском замысле – которые равно далеко отстоят от плоского восторженного впечатления от рассказа как умилительного повествования о «настоящем православном архиерее» в духе розового тотально оптимистического модернистского христианства нашего времени, так и от пристрастной, предвзято недоброжелательной критики, утверждающей, что Чехов, в силу якобы свойственного ему чуть ли не экзистенциалистского отчаяния и тоски, предпринимал попытки девальвации всех заметных явлений окружающей жизни – включая церковную, духовную жизнь – и с этой целью намеренно исказил, «засушил» в епископе Петре образ выдающегося архиерея Русской Церкви Михаила (Грибановского).

И своего рода откликом, отражением драмы несоответствия пастыря своему пастырскому призванию, которая стала темой чеховского рассказа, становится противостояние двух фигур из современной линии в повествовании: настоятеля храма отца Севастиана, духовного отца Тимофея – и его заместителя в настоятельских делах отца Ионы. Его образ, конечно, не является зеркальным отражением чеховского еп.Петра – Иона, тоже постригся в монахи вопреки призванию, но вообще он мельче, можно сказать, пошлее – как дитя нашего времени, однако это противопоставление его старцу Севастиану – характерно, как и параллель с чеховским рассказом – особенно если делать акцент именно на традиционном, аскетически оправданном взгляде на природу и суть монашества и иерейского служения.

Блестящий разбор – информационно и смыслово насыщенный, красочный, точный по аргументации! И верный!

Франк Де Сауза   22.06.2016 11:58     Заявить о нарушении
Благодарна глубоко, удовлетворенно и восхищенно твоей рецензией. Автору не просто было довольно долго копошиться в каше разноречивой информации. И как же теперь радостно, что все-таки "докопошилась" - судя по ясности и четкости твоего разбора (моего разбора))) - все ты написал до микрон в точности соответственно и моему пониманию и вИдению. Все схватил. И даже то, что я уже было собралась вырезать из главы - современный кусок о храме. Хотя при чтении всей книги - он и уместен - эта линия не рвется параллельно и даже вот как тебе показалось, взаимодействует с другой. Но когда читаешь в отрыве от общего впечатления - прерывания разбора - отчасти с претензиями на детектив))), - мне показалось, что храмовый кусок рвет линию и мешает. Но вот ты увидел сопоставление, которое у меня-то стихийно складывалось - от жизни, а сложилось с твоей помощью - в общую картину со своей смысловой нагрузкой. Очень и очень благодарна тебе!

Екатерина Домбровская   22.06.2016 12:04   Заявить о нарушении
Катя, тебе спасибо - за просвещение, за труд, за подвиг! Ждем продолжения - с Богом!

Франк Де Сауза   22.06.2016 12:07   Заявить о нарушении
Какие там подвиги! Три года назад, возмущенная одной критической статьей в адрес Чехова, буквально израненная ею, решила написать краткую отповедь-ответ. И вот во что она вылилась. Потому так трудно бывает реагировать оперативно и кратко, что на все требуется труд просто собачий, если хочешь быть добросовестным, честным и убедительным. Хотя бы вот только так. А до подвигов нам далеко. Силенки не те.

Екатерина Домбровская   22.06.2016 12:20   Заявить о нарушении