Рецензии на произведение «Гл. 22. духовные орлы»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вот дочитала, Катюша, Ваш труд, в который вложено вами неизреченное словами количество сил, размышлений, сопоставлений, поисков нужного в доказательстве... это как теорема математическая... есть формулировка, которую надо осмыслить до такой степени, что не только важно понять суть, но и доказать, что данное утверждение истинно, и, стало быть, имеется вся непрерывная цепочка неоспоримых утверждений, доказывающих не очевидное... низкой земной поклон Вам, Катя... Божественное не может быть закрыто никакими пеленами человеческого мудрствования, изощренно покрывающих интересы луквствующего материалиста... но и умножается, и открывается оно благодаря и малому и большому подвигу, исповедников Истины...
Спасибо Вам за сердце, болящее за чистоту Православной Веры, за сохранение многовековых традиций и Предания Церкви Христовой, за тот Свет, что несете своим просвещением, всем, кто неравнодушен и желает научиться отделять плевела от зерен...
Вами проделан титанический труд и мыслительный и исследовательский... далеко не каждый способен проникнуть до такой глубины посторонней мысли... это практически не возможно... Но Вы так мастерски сумели соединить все разрозненные исторические сведения в единую цепочку, все это обозреть и переосмыслить, что найдется ли теперь тот, кто сможет апеллировать, утверждая противоположное...
Человек склонен многажды наступать на одни и те же грабли, пока не будет обучен... вот и сейчас совершаются те же ошибки и отступления, как и в прошлых веках... об этом нельзя молчать... Вы об этом знаете... и колокол, Ваш колокол, Катя, гудит... предостерегая и созывая на великое противостояние силам зла... Помогай Вам Бог, Катя... всегда Ваша,
Ольга Катц 24.06.2016 10:01 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 24.06.2016 10:12 Заявить о нарушении
Ольга Катц 24.06.2016 14:55 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 24.06.2016 15:02 Заявить о нарушении
После замечательной рецензии Франка трудно что-то добавить, но примите моё восхищение, дорогой мой Автор, этой главой, вылившейся в блистательную полемическую статью. Примите мой поклон за то, что так щедро Вы используете ресурс ваших духовных знаний для просвещения читателя, за вашу принципиальную позицию в отстаивании своей точки зрения, за широчайший кругозор, который рождает великое доверие вашему Слову.
Ваша Галя.
Галина Алинина 23.06.2016 15:06 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 23.06.2016 16:00 Заявить о нарушении
Галина Алинина 23.06.2016 16:22 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 23.06.2016 16:32 Заявить о нарушении
Насколько я могу судить, в этих двух главах мы имеем перед собой прекрасный образец подлинно добросовестного литературоведения, облеченного, ничуть ни в ущерб полноте и качеству анализа, в замечательную художественную форму.
Анализ, как мне представляется, основан на следующем комплексном подходе. С одной стороны, Екатерина скрупулезно восстанавливает фактологические основания, на которых должно строиться осмысление чеховского шедевра – в его подоплеке, замысле, воплощении, той самой «Большой мысли»… При этом автор создает поистине замечательные, яркие, живые портреты тех русских архиереев, образы которых, в силу личного или косвенного знакомства с этими пастырями, с их характерами, с их жизнью, с их служением, Чехов гипотетически мог принимать во внимание при создании своего рассказа. Я намеренно не говорю «при создании образа епископа Петра» – поскольку Екатерина блестяще доказывает, что образ этот строился не только перенесением отдельных черт знакомых Чехову архиереев в образ Петра (как это было с епископом Никоном), но и, если можно так сказать – антагонистически, от противного, исходя из разделяемого Антоном Павловичем подлинно церковного представления о том КАКИМ в действительности должно быть истинному архиерею христианской Церкви – примеры коих он видел, скажем, в преосвященном Михаиле (Грибановском).
И тут следует сказать особо о втором, не менее важном аспекте в анализе автора: речь идет о подходе, основанном на аскетической церковной традиции, на понимании высоты и предназначении монашеского чина и архиерейского сана – требующих от человека полного отречения от себя душевного, от себя сентиментального, от себя плотски-немощного – в пользу подвига молитвенного и подвига архиерейского служения, подвига предстояния за стадо Христово перед престолом Божьим, то есть таких свойств личности, которые не свойственны, к сожалению герою рассказа, епископу Петру – при наличии множества хороших человеческих качеств. Но именно человеческих, слишком человеческих – а не превосходящих человеческое, чего требует от человека архиерейское служение.
Сочетание этих двух методов в общем комплексном подходе к исследованию в их последовательности, полноте и при добросовестности исследователя приводит не только верующего, но и просто непредвзятого читателя к выводам о рассказе, о чеховском замысле – которые равно далеко отстоят от плоского восторженного впечатления от рассказа как умилительного повествования о «настоящем православном архиерее» в духе розового тотально оптимистического модернистского христианства нашего времени, так и от пристрастной, предвзято недоброжелательной критики, утверждающей, что Чехов, в силу якобы свойственного ему чуть ли не экзистенциалистского отчаяния и тоски, предпринимал попытки девальвации всех заметных явлений окружающей жизни – включая церковную, духовную жизнь – и с этой целью намеренно исказил, «засушил» в епископе Петре образ выдающегося архиерея Русской Церкви Михаила (Грибановского).
И своего рода откликом, отражением драмы несоответствия пастыря своему пастырскому призванию, которая стала темой чеховского рассказа, становится противостояние двух фигур из современной линии в повествовании: настоятеля храма отца Севастиана, духовного отца Тимофея – и его заместителя в настоятельских делах отца Ионы. Его образ, конечно, не является зеркальным отражением чеховского еп.Петра – Иона, тоже постригся в монахи вопреки призванию, но вообще он мельче, можно сказать, пошлее – как дитя нашего времени, однако это противопоставление его старцу Севастиану – характерно, как и параллель с чеховским рассказом – особенно если делать акцент именно на традиционном, аскетически оправданном взгляде на природу и суть монашества и иерейского служения.
Блестящий разбор – информационно и смыслово насыщенный, красочный, точный по аргументации! И верный!
Франк Де Сауза 22.06.2016 11:58 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 22.06.2016 12:04 Заявить о нарушении
Франк Де Сауза 22.06.2016 12:07 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 22.06.2016 12:20 Заявить о нарушении